Сон в летнюю ночь в ленсовета

Сон в летнюю ночь в ленсовета thumbnail

© Афиша

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь»: версия Юрия Бутусова

Для Театра им. Ленсовета, в репертуаре которого уже несколько лет идет феерическое переосмысление Шекспира «Макбет. Кино», новая вещь по пьесе английского барда волей-неволей диктует самые сумасшедшие ожидания. Авторами спектакля «Комната Шекспира» числятся Роман Кочержевский (режиссер) и Юрий Бутусов (постановка). На данный момент известно только, что участвуют в новом спектакле пятнадцать артистов, среди которых лауреат прошлогодней «Золотой маски» Сергей Волков.

Фото пользователя

Сон в летнюю ночь в ленсовета

Лучшие отзывы о спектакле «Комната Шекспира»

7

Пожалуй, главный вопрос, который задаешь, читая рецензию или выходя из зрительного зала, «про что спектакль?». В случае с современным искусством – а это оно – помимо собственно полотна, созданного автором, в качестве ключа есть только табличка с названием. Если в комнате смеха, предполагается, что тебя будут смешить, а в комнате страха – пугать, то с той же определенностью в «Комнате Шекспира» – погружать в пространство текстов сэра Уильяма. Здесь выбран «Сон в летнюю ночь». Что характерно, включаться ли, и насколько глубоко, в игру, предложенную авторами, является исключительно добровольным решением зрителя. В выборе методов режиссер Роман Кочержевский, если сравнивать с тем же Юрием Бутусовым, достаточно деликатен.
«Комната» начинается как аттракцион – афинский герцог Тезей делает убийственное предложение королеве амазонок Ипполите – но продолжается как квест, где одна загадка сменяет другую. Король эльфов Оберон зло шутит над своей женой Титанией и четырьмя молодыми людьми, причудливо тасуя объекты любви, словно карты. Проигравший уходит нагишом. Герои вылезают через крышу, распахивают окна, исчезают в клубах дыма, отказываются играть, разрывают пространство пьесы, впуская к Шекспиру Достоевского, Бердяева и Кафку. Но зрителю взламывать замки придется самостоятельно. Про что спектакль? Про истязание любовью: любовью к мужчине, женщине, дельфинам, Шекспиру и театру… Сезам откройся.

5

Так себе

Не рекомендую к посещению аллергикам: в качестве спецэффекта используется пена, распыляется, если у Вас потенциально аллергия на химию, не покупайте, по крайней мере, билеты в первые ряды (покупайте у выхода где Вентиляция лучше). Приемы Юрия Николаевича Бутусова демонстрируются, вот только исполнение хромает. Молодые актеры не на 100% демонстрируют актерское мастерство, не так пластичны. Вставки из других произведений Шекспира и Достоевского отвлекают от комедии, утяжеляют ее, добавляют, на мой взгляд, «лишние» мысли позитивной легковесной комедии. Что автор постановки хочет этим сказать – не понятно. «Сон в Летнюю ночь» усечён, вырвана сцена когда спадает колдовство с глаз Лизандра и он снова влюбляется в Гермию (как об этом догадаться Зрителю?). Сергей Волков (обладатель «Золотой маски») великолепно «живет» жизнью Пака, слуги Оберона. Титанию «играет» красавица Лидия Шевченко – я весь спектакль думала почему с такой красотой Гермию играет не она. Королевская красота, поэтому и Царица Эльфов в исполнении Лидии. Красивое тело и режиссёр дарит Зрителю наслаждение обнажая столь красивую актрису. Тем не менее, в том как часто молодые люди срывают с себя брюки в постановках Ленсовета (к сожалению, не только в «Комнате», в «Трёх сёстрах» также, например), я увидела продажи билетов в театр. В Фоменках «Сон в Летнюю ночь» лучше, воздушнее, волшебнее. Если хотите посмотреть «Сон» – в Фоменки.

5

После «Города. Женитьбы. Гоголя» с интересом шла на этот спектакль, но, увы, постигло разочарование. Импровизация на тему Шекспира не впечатлила. Случилось так, что этот спектакль увидела после «Сна в летнюю ночь» Шекспировского Глобуса. Ощущения были такими же, как если бы после аутентичного исполнения музыки Баха сразу же услышала современные популярные импровизации на тему Баха. Огромное мироздание сжато, упрощено, разорвано, чтобы публика могла его легко воспринять и усвоить. Квинтэссенцией постановки оказался не банальный парафраз на тему любви, а момент, когда Лев Николаевич вошел в комнату Шекспира и вышел из нее в недоумении, не найдя ничего гениального. Писатель не смог оценить драматурга, сочиняющего пьесы не столько для того, чтобы их читали, сколько для того, чтобы их играли. Комедии и трагедии Шекспира – основа для игры, написаны таким образом, чтобы артистический талант проявился в максимальной степени. Именно нюансы игры артистов вкупе с фантастическим воображением автора создают сложное шекспировское мироздание, постоянно меняющееся, обновляющееся, живое.
Безумные, любовники, поэты –
Все из фантазий созданы одних.
Безумец видит больше чертовщины,
Чем есть в аду. Безумец же влюбленный
В цыганке видит красоту Елены.
Поэта взор в возвышенном безумье
Блуждает между небом и землей.
Когда творит воображение формы
Неведомых вещей, перо поэта,
Их воплотив, воздушному «ничто»
Дает и обиталище и имя.

(«Сон в летнюю ночь», действие V, картина I)
В театре Ленсовета сотворения нового художественного мира не произошло. Есть только импровизируемая комната, временно заполняемая артистами, повторяющими на разные голоса одно и тоже:
Как быстро гаснет все, что ярко.
Как быстро гаснет все, что ярко.
Как быстро гаснет все, что ярко.
Как быстро гаснет все, что ярко.
Как быстро гаснет все, что ярко.

Все же стоило зайти в комнату Бутусова-Кочержевского, где препарируют Шекспира, чтобы возникло желание снова увидеть гениального драматурга живым и невредимым, воскрешенным современным Глобусом. К счастью, такая возможность не за горами, в октябре начинается новый театральный киносезон.

3

Потерянный вечер

У меня было нормальное детство. У меня не было суицидных мыслей. Я никогда не страдал алкоголизмом и наркоманией. Я не лечился в психушке. Проще говоря, я не наработал у себя необходимого бэкграунда, чтобы как-либо воспринимать этот трехактный бред. Я не гурман-театрал, просто обычный зритель, посетивший худшую в своей зрительской биографии театральную постановку. Но подозреваю, что хуже ее вполне еще может быть в этом абсурдном мире…

9

“Как быстро гаснет всё, что ярко”

Комедия скрывающая трагедию. Общение со зрителем перетекающее в общение с его подсознанием. Хаос превращающийся в гармоничную структуру. Эстетика в каждом действии. Действие кричащее о жизни. Где как в сюрреализме – реальность сплетается с Фрейдовским символизмом и перетекает в чистый абстрактный образ, пропитывающий своей резкостью на 360 градусов. Сон, который поглощает и от которого не хочешь просыпаться. И пока спишь, то во всей этой фантасмагории и феерии чувствуешь проступающие утренние лучи восходящей реальности сквозь грань окна. Разделяющую нашу собственную комнату понимания. Где по одну сторону существует обычный мир со своими реалиями, а по другую, океан нашего собственного мира. Со своими законами и своей вселенной. И где самой мощной движущей силой является скука. Точнее, избавление от неё.
И как в любом сне на протяжении всего действия ты слышишь лейтмотив чего-то конкретного. Чего-то узнаваемого. Ты не можешь понять своей излюбленной и поверхностной гранью окна Что именно. Только почувствовать что это ЕСТЬ. Лейтмотив трёх вопросов. Трёх актов. Лейтмотив создателя этой картины.
“Как быстро гаснет всё, что ярко”; человек похож на животных в своей страсти; извечный вопрос Достоевского “Кто я тварь дрожащая или право имею?!”. “Сон в летнюю ночь”; дельфины; жизнь и смерть. Три пути Гермии : любовь, сравнимая с сиянием ярчайшей звезды; обет монахини; смерть.
Мы спим и видим сны. И в этом сне ни мы.
Проснувшись, мы сознаём, что видели нечто грандиозное. Но припоминание сна целиком – сложная задача. Единственное, что можно сказать о сне – наши чувства.
Этим эффектом “сна на яву” могут поразить отнюдь не все современные постановки. Но, я думаю, что в театре будущего это должно быть на первом месте. Потому что Театр, как ничто другое отражает прежде всего Дух времени. А наш 21 век своим автоматизмом и прогрессом притупляет наше чувство самого времени. Современный театр должен прежде всего разбудить зрителя, погрузив его в сон во сне. Где, как сквозь окно, мы должны увидеть нас самих и наши миры. Со всей их многогранностью и разной глубиной погружения.

  • Перформативный андеграунд. Что смотреть на фестивале NONAME-2020

    September 15 2020

  • 8 новых спектаклей, ради которых стоит съездить в Петербург

    September 10 2020

  • 9 ожидаемых театральных премьер сентября

    September 1 2020

  • 5 спектаклей для тех, кто все еще предпочитает онлайн

    August 7 2020

Источник

Актеры/Исполнители

н.а.России Е.А.Филатов, з.а.России А.М.Новиков, з.а.России Г.Н.Субботина, Г.И.Журавлёва, М.Ю.Ханжов, М.А.Овчинников, В.Е.Фаворская, С.Д.Никифорова, А.В.Крымов, Н.В.Волков, И.Н.Батарев, Р.А.Саркисян, Л.П.Шевченко, С.А.Волков, А.Е.Жмаева

Продолжительность

3 ч
30 мин

По пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» и текстам Ф.М.Достоевского. Шекспир сочинил — самую эротичную комедию — «Сон в летнюю ночь». Вероятно, королева фей Маб из монолога Меркуцио запрягла пылинками свой крошечный возок, чтобы отправиться прямиком в волшебный лес — вдоволь похохотать над злоключениями влюбленных.

«Сон в летнюю ночь» появился в середине 1590-х годов, возможно, ко дню Иоанна Крестителя. Первые русские переводы пьесы так и назывались «Сон в Иванову ночь». Правда, из текста ясно, что приключилась история не в середине лета, а в начале мая. Вероятнее, поводом для появления пьесы послужила аристократическая свадьба. Например, графини Саутгемптон — вдовствующей матери патрона Шекспира.

Это одно из трех произведений, чей сюжет драматург не заимствовал. «В пьесе имелись все необходимые для бракосочетания компоненты, кроме марша Мендельсона, но время пошло на пользу этому упущению», — иронизировал Энтони Берджесс. Немецкий композитор написал для комедии ставшую классической музыку, на которую поставлены балеты Аштона и Баланчина.

«Сон в летнюю ночь» просто пропитан брачной темой. Пьеса открывается объявлением о свадьбе Тезея и царицы амазонок Ипполиты. Специально к торжеству готовят спектакль ремесленники, выбрав подходящий случаю романтический сюжет — «прегорестную комедию» о Пираме и Фисбе. А в это время в афинском лесу приключается амурная чехарда. …«Сон в летнюю ночь» — буйство плодородия. И не только потому, что все женятся без разбору. Сам афинский лес — необычайно витальная стихия. Здесь все цветет и благоухает. …В этой пьесе всегда смущали — имена героев. Можно понять, почему ткача зовут Моток (в другом переводе Основа), а столяра Пила (иначе — Пигва или Цикля). Так и быть, смиримся с тем, что портной — Заморыш или Выдра. Но Горчичное семечко и Стручок гороха — за гранью разумного. Как можно назвать персонажей пьесы столь нелепо? «Достаточно, однако, задуматься над подбором и значением этих наименований: стручок гороха и горчица, ночная бабочка и паутина, — чтобы убедиться в их принадлежности к любовной аптечке ведьм и колдуний», Например, Горох — известный сексуальный символ. «Гороховый царь» — и вовсе метафора гипертрофированного плодородия. Горчица — сильнейший афродизиак. Паутина — греховные силки дьявола. А Ночная бабочка? Ну, кто же виноват…

Известный разрушитель канонов и бунтовщик от театра Юрий Бутусов рад представить ценителям экспериментов свою новую театральную работу, объединяющую в себе наследие двух великих драматургов разных эпох: Уильяма Шекспира и Ф.М.Достоевского. Как можно было объединить столь разные тексты и сюжеты, да еще привлечь к работе блистательный актерский тандем — этот секрет знает только режиссер, но зрители, купившие билеты на спектакль «Комната Шекспира», наверняка смогут приблизиться к разгадке этой тайны. 

В основе пьесы «Сон в летнюю ночь» – события, происходящие накануне свадьбы афинского герцога и царицы амазонок. Эти события вначале не связаны друг с другом, и даже происходят в разных мирах – реальном и мифическом. Но постепенно, из-за целой вереницы нелепых случайностей, герои мифов и сказок сталкиваются с реальными персонажами, отчего происходят еще более невероятные события, а свадьба оказывается под угрозой.

Как и всегда, Бутусов творчески и нетривиально подошел к сценической интерпретации. Он не просто добавил в шекспировский сюжет отрывки из Достоевского, но и «вытащил» из английской классики максимум эротики. Петербургские театралы давно знают, что Бутусов никогда не ставит классику как классику, а потому наверняка готовы к самым смелым и откровенным опытам мастера. Но думается, что на этот раз режиссер сможет удивить и своих верных поклонников. Впрочем, время покажет, а поскольку его остается все меньше, стоит уже сейчас позаботиться о билетах на спектакль «Комната Шекспира» театра Ленсовета, которые можно приобрести онлайн на Bileter.ru. 

Источник

 «Комната Шекспира» сдаётся в театре им. Ленсовета! Режиссёры Юрий Бутусов и Роман Кочержевский превратили шекспировский «Сон в летнюю ночь» в тёмное коммунальное сновиденье, которое снится Фёдору Михайловичу Достоевскому в полночь в сочельник. Всё возможно здесь: мраморные статуи оживают, персонажи цитируют «Братьев Карамазовых», улыбки летней ночи исчезают под белым занавесом метели. Пробиралась сквозь снег сна наш корреспондент Екатерина Балуева.

– И у меня бывал этот самый сон, – вдруг сказал Алёша.

– Неужто? – вскрикнула Лиза в удивлении. – Послушайте, Алеша, не смейтесь, это ужасно важно: разве можно, чтоб у двух разных был один и тот же сон?

– Верно, можно.

«Братья Карамазовы»

 Если бы нужно было назвать главного героя спектакля «Комната Шекспира», поставленного Юрием Бутусовым и Романом Кочержевским, я бы сказала: «Любовь». Если бы можно было продолжить цитатный ряд, я бы добавила из триеровской «Медеи»: «Нет ничего печальнее любви»… В основе ленсоветовской постановки – шекспировская комедия «Сон в летнюю ночь». Однако в диалог с Шекспиром вступают то Достоевский, то Толстой, а то и вовсе Довлатов: классики устраивают жёсткий цитатный «баттл». 

 В центре чувственного циклона – четвёрка влюблённых, у каждого из них пожар сердца. Афинские юноши Деметрий (Никита Волков) и Лизандр (Александр Крымов) добиваются руки прекрасной Гермии (Вероника Фаворская). Отвергнутая Деметрием Елена (София Никифорова) – хрупкий ангел в красном парике с веточками вместо крыльев – бежит к альтернативному финалу. Пространство, придуманное художниками-сценографами Александром Моховым и Марией Луккой, чутко реагирует на переживания героев: комната то сжимается, ощетиниваясь углами, то разрастается во все стороны и впускает в окна загадочных лесных существ. Что делать тому, кто обречён на песни нелюбимых: привыкнуть к несовпаденью? Захватить в плен? Вцепиться в горло сопернику? Послушной борзой лечь у ног? Персонажи сами загоняют себя в ловушку, подставляя под нож равнодушного взгляда обнажённую спину, растерянно звеня ключами от всех дверей в ответ на все упрёки. 

 

 Жаль, что в реальной жизни нет такого волшебного Пака с лукавыми глазами, способного исправить ситуацию. Сергей Волков демонстрирует экстремально быстрое профессиональное взросление. Поначалу думаешь, что Пак там кто-то вроде портье в тарантиновских «Четырёх комнатах», но очень быстро понимаешь, что это Оберон (Иван Батарев) – властитель номинальный, а настоящий «моторчик действия» именно летучий Пак. Этот «бес сна» похож на безумного профессора из японского анимэ: сверкая линзами модных очков, он ставит опыты на влюблённых. Он – дилер любовного настроения и смертельной тоски (подозреваю, что и антидепрессанты для дельфинов у него тоже где-то есть)… Обычному жителю Петербурга 40 минут хватит только на то, чтобы добраться с окраины в центр, Паку этого времени достаточно, чтобы облететь весь шар земной да ещё и начудесить, устроив остальным персонажам настоящий «rock & roses». Кажется, что и в пространстве спектакля этот вёрткий озорной эльф движется с гораздо большей скоростью, чем другие герои. Пак то радушно предлагает свои дары – приворотное разнотравье-травоцветье, то хладнокровно наблюдает, как задыхается от нежности очередная жертва.  

 Любовь – это «не мясо, но что-то кровавое», и любые эксперименты над ней могут обернуться катастрофой. Тихо плавясь от зноя, прижимается к зеркальному стеклу ослеплённая желаниями Титания (Лидия Шевченко), замыкается в гордом молчании строптивая Ипполита (Галина Журавлёва). Первую лишил рассудка и влюбил в чудовище коварный Пак, вторая категорически не хочет быть военным трофеем. Молчаливая дуэль Ипполиты и Тезея (Максим Ханжов) завершится искрами рок-концертной истерики. Жених красив, как врубелевский Демон, но темпераментная невеста готова зубами разорвать свадебный саван. Ипполиту можно понять: не каждая царица амазонок мечтает о принце в белом фраке и леопардовых туфлях, картинно протягивающем букет алых роз под сказочную музыку. Кому-то по сердцу простой парень из маленького провинциального городка, который носит обычную серую толстовку и слушает Хаски… 

 

 Если любовь – сон, то ее отсутствие – невозможность уснуть… Бергмановский «час волка», когда заперт в чёрный футляр бессонницы, меряешь шагами комнату, качаешься на длинных тенях от окна, ловишь синий отсвет экрана телевизора. Выпадает снег, наступает белое королевское утро, и становится легче дышать… Всё, что было черным-черно, укрывается снежными перышками из миллиона небесных подушек, пеной дней, белым безмолвием. Кому-то суждено выпасть из ледяного сна в спасительные объятия, а кто-то замёрзнет насмерть или вдруг обнаружит, что в узорном покрывале иллюзий убаюкивал ребёнка-ветер. 

 «Комната Шекспира» – передозировка красотой. Вообще красота здесь – главный подозреваемый в убийстве мира. Спектакль – размышление не только о том, как быстро исчезает всё, что ярко, но и о том, как скоро лёгкое, невесомое сновидение может превратиться в настоящий кошмар. Иногда от подобной любви хочется выстроить стену до небес – такую, как в бутусовских же «Трёх сёстрах»; такую, которую не пробьёт уже ни один Солёный…

 А напоследок совет: не играйте с Паком в покер, обыграет наверняка!

Источник