Сон в летнюю ночь или все включено
Сколько загадочного и непознанного в наших снах. Почему кто-то видит сны, а кто-то нет? Знаю, что есть бесконечное количество умных книг объясняющих природу сновидений. Но из всего прочитанного на сегодняшний день, я так и не поняла, ЧТО именно мы видим во сне. Это наши воспоминания или это «другая» реальность, в которой события развивались по другому сценарию. Есть ли этому какое-то логическое объяснение или всё исключительно на уровне домыслов и предположений. Несколько интересных фактов о снах.
1.Нормальный период засыпания человека – 10-15 минут.
2.Взрослому человеку достаточно спать ночью 6-8 часов.
3. 0,05% алкоголя в крови у человека приравниваются к 17 часам без сна и отдыха. В этом случае наблюдается одинаково рассеянное внимание. Не выспавшийся человек быстрее пьянеет.
4.Храп у людей наблюдается только во время медленной фазы сна.
5.Засыпая, мы меняем положение своего тела из привычного за целый день вертикального на горизонтальное. В результате, мозг не успевает переключаться на новое положение и посылает сигналы на сокращение мышц. Поэтому мы во сне дергаемся или нам снится падение.
6.Во время сна пульс, давление и дыхание становятся замедленными. Проведя без сна 18 дней, у человека наблюдается ослабление памяти, нарушение ориентации и зрительные галлюцинации. Спать можно и с открытыми глазами, причем сам спящий человек этого не замечает
Связаны ли сны с теми событиями, которые происходят в нашей жизни? Перед сном мы обдумываем прошедший день и строим планы на завтрашний. Нам сложно расслабиться и уснуть, если в нашей жизни много ярких эмоций и не важно, положительные они, или отрицательные. Если верить энциклопедии, то сон это особое состояние организма, которое свойственно человеку, многим животным и даже некоторым насекомым. Мне интересно как исследователи смогли определить, что кошка (или мышка или мишка) видит сон? Допустим можно измерить ее активность мозга или что-то подобное. Но как им удалось понять, что она видит какие-то изображения? Не понятно.
Еще одно интересное мое наблюдение. Как правило, мы спим по ночам, когда темно. Но если вы оставите на ночь включенной лампу, то уснуть вам будет тяжелее и спать вы будете хуже. То есть получается, что организму нужна темнота, что бы он мог полностью расслабиться. Тогда почему многие люди спят днем, те же испанцы во время фиесты, и прекрасно себя чувствуют.
Еще одна загадка. Около 12 % людей видят исключительно черно-белые сновидения. Кто-то же видит только цветные. Я хорошо помню, когда впервые увидела цветной сон. Это было очень странное ощущение, потому что я не только впервые увидела «картинку» в цвете, но и впервые увидела себя во сне как бы со стороны. С тех пор, все мои сны только цветные. Кто раскрашивает наши сны и может ли их цвет зависеть, допустим, от темперамента. По моим наблюдения, как правило, яркие цветные динамичные сны видят темпераментные и творческие люди.
Еще одно сомнительное утверждение: во сне мы видим лица только тех людей, которых видели в жизни. Мы можем их не знать и не помнить, но мы их уже видели. Наша память и ее возможности так же малоизученны. Нельзя исключать тот факт, что мы действительно автоматически запоминаем людей, которых встречаем по жизни. Но как объяснить сны, в которых человек видит то, чего он в жизни точно никогда не видел. Однажды мне приснился сон, в котором я спасала своего отца от какой-то злой силы. Я вела его за руку через склеп или пещеру. В этом склепе на столе (или тумбе) кто-то лежал накрытый белой материей. Я проходя мимо была уверена, что это Иисус Христос. Скажу сразу, религиозным человеком назвать меня очень сложно. Я не знаю ни одной молитвы, не держу посты, храмы и церкви посещаю достаточно редко. Во сне я несколько раз произнесла фразу, которую никогда не произносила в жизни. Это было: Боже, спаси нас и сохрани. Это точно не эпизод из моей жизни, который каким-то странным образом остался в памяти. Так что это было?
А еще я летаю! Это тоже явно не из кладовой моей памяти. Причем летать я могу по разному. Иногда сначала мне надо разбежаться, что бы взлететь. Иногда я просто парю над землей и вижу новые города, страны и т.д. При этом я испытываю непередаваемое удовольствие. Жаль, что потом просыпаешься.
В любом книжном магазине можно найти огромное количество сонников, где вам объяснят, что означает увиденная во сне вещь. Но каждый человек в жизни испытывает свои собственные эмоции, поэтому и толкование не может быть для всех одинаковым (мне так кажется). Допустим, увидеть себя за рулем авто. Если ты водитель с многолетним стажем и во сне ты видишь себя за рулем, то на мой взгляд это не совсем одно и тоже, если за рулем себя увидит человек, который в принципе боится сесть за руль. У них разные эмоции и абсолютно разное восприятие авто в данном случае. Получается, что для того что бы «расшифровать» сон, вам нужно вести свои личные наблюдения и опираться только на свои эмоции.
Впервые сонник Миллера был напечатан еще в 19 веке, но и сегодня он остается одним из самых популярных. Американский психолог Густав Хиндман Миллер считал, что набор символов, которые мы видим в сновидении, не случаен. Он представляет собой зашифрованный код, разгадав который можно предсказать некоторые события будущего. Проанализировав индивидуальные сочетания предметов, явлений и событий в сновидениях разных людей, Миллер составил единую схему толкования, которая и легла в основу его сонника. Встречаются еще сонники Ванги, Фрейда и Нострадамуса, но опять же, в них описаны их собственные наблюдения. Может ли любой человек на них ориентироваться?
Сегодня уже никто не отрицает, что наши сновидения это загадка, которую пока не удалось разгадать. Но в тоже время, мы знаем массу примеров, когда во сне люди на подсознательном уровне, не предвзято, логично и бескомпромиссно решают проблемы, поставленные ими перед собой. Вспомним всем известную историю с Д.И. Менделеевым, во сне увидевшим свою таблицу. Что это – работа нашего мозга на подсознательном уровне или путешествие души в другое время и другую вселенную?
Источник
А вы знаете, когда происходили события «Сна в летнюю ночь»? Вроде бы это не имеет принципиального значения. Чудесная, очень смешная комедия — в первую очередь, о любовной неразберихе. Но Шекспир на то и Шекспир, чтобы все было — или казалось — не просто так.
В оригинале пьеса называется Midsummer’s night dream. И эта Midsummer night — ночь вполне конкретная. Так что, казалось бы, какие вопросы? Однако они есть 🙂
Обряды и традиции, связанные с летним солнцестоянием — «серединой лета» (midsummer) — концентрировались во времена Шекспира вокруг конкретных дат. Июньское солнцестояние приходится на день между 20 и 22 июня, но собственно «День летнего солнцестояния» был зафиксирован в календаре как 24 июня. Еще его называют Иванов день, день Иоанна Крестителя, с тех времен, как Церковь попыталась перекроить под себя языческий праздник.
День летнего солнцестояния был одним из самых популярных и тщательно соблюдаемых праздников в начале Нового времени. Деревенские сообщества отмечали его танцем Моррис, процессиями, ночными возлияниями, огромными кострами, благословением урожая, ритуальным изгнанием демонов, леших и им подобных духов. В общем, ровно тот самый коктейль из языческих ритуалов и католического Дня всех святых, который презирали протестантские реформаторы.
танец Моррис
Итак, 24 июня. Вроде бы все предельно ясно. Однако…
Провинциальные пуритане с суровыми взглядами особенно злились на легкомыслие Дня летнего солнцестояния, поскольку проходил всего лишь месяц после того, как подобная «вечеринка» устраивалась на праздник Мая (Maying) или Вальпургиеву ночь, когда отмечалось начало весны. Ритуалы Maying во многих аспектах были сходными с традициями летнего праздника, но, похоже, являлись более древними. Первомай уходит корнями в древний кельтский праздник Бельтайн. День встречи бога плодородия и богини флоры, день слияния мужского и женского начал. В основе его всегда были цветы, а смысл его был в пробуждении жизни, которое отмечали со всей возможной страстью, плясками, выпивкой, огромными кострами, выборами королевы весны, веселыми ярмарками и множеством других развлечений.
Безудержный Первомай запретил Кромвель. Вернулся он назад в викторианские времена, но уже прянично-причесанным, с танцами с ленточками, косички из которых заплетали дети, с плетением венков и прочими нежностями. Занятно, что самый респектабельный район Лондона — Мэйфэйр — появился на месте и называется в честь проходившей там Майской ярмарки, самого разгульного события года.
Почему мы вспомнили про Первомай? Дело в Шекспире и подсказках, которые он нам дает. Похоже на то, что в пьесе Шекспира — при ее летнем названии — за основу взяты именно майские ритуалы.
Смотрите сами. Планируя свой побег с Гермией, Лизандр договаривается с ней встретиться
В лесу, который в миле от Афин,
Там, где тебя я встретил раз с Еленой
Свершавшими обряды майским утром.
Альфред Фредерикс. Гермия и Лизандр
Возможно, это означает, что встреча была месяц назад? Или в прошлом году? Но позже в пьесе, когда Тезей и его свита находят возлюбленных спящими в лесу, он заключает, что:
Они, наверно, в ранний час свершали
Обряды мая и пришли сюда,
Услышав о намерении нашем.
Намек на весеннее половодье есть и в монологе Титании. Так что некоторые специалисты полагают, что midsummer night стоит переводить как «ночь чудес».
Джуди Денч в роли Титании
Тезей дает нам благопристойный образ, но ритуалы Мая, известные Шекспиру из его деревенского воспитания, бывали и куда более беспутными: отмечающие начало весны отнюдь не ограничивались сбором цветом для украшения жилищ. Невинная затея с общим весельем иногда переходила в праздник, больше напоминавший оргию. Даже майские шесты — украшенные стволы деревьев — были фаллическими символами. Ничего тайного в этом нет, шест олицетворяет мужское начало, венок на нем — женское, но пуритан такая откровенная символика повергала в ужас.
Религиозный реформатор Филипп Стаббс в своей «Анатомии злоупотреблений» (1583) — атаке на все виды развлечений поздней елизаветинской Англии — предостерегал своих читателей от распутных прогулок в летних лесах страны. «В Майский день, на Троицу или в другой день, все молодые мужчины и девицы, старики и вдовы устремлялись ночью в леса, рощи, на холмы или горы, где и проводили всю ночь в праздности… И нет ничего странного в том, ведь Господин бывал там с ними, как надзиратель за их развлечениями, и имя ему Сатана, князь тьмы».
Бельтайн и сейчас отмечают с особым размахом и весельем
Стаббс рассматривал летние развлечения как опасные сексуальные излишества, настоящие оргии, когда строгие правила и запреты целомудрия ослаблялись. Нет ничего странного в том, что в умах пуритан «праздное приятное времяпрепровождение» виделось как побуждаемый дьяволом эротический авантюризм. И в принципе даже если принять во внимание, что предостережение Стаббса о невоздержанности было слегка чрезмерным, оно было основано на реальных особенностях поведения. В праздничные дни в мае и июне мужчины и женщины радостно пользовались теплой погодой и оккупировали тенистые рощи, чтобы провести время вдвоем со свободой, которая была бы недопустима в любой другой день в году.
Надо при этом сказать, что, как и во многих других культурах мира того периода, в Англии в начале Нового времени люди четко понимали и чтили установленные сроки, в которые беспорядочное поведение было возможно и даже одобрялось — праздничный цикл всегда заканчивался возвращением к строгим правилам, как будто ничего и не было.
В то время, когда Шекспир писал «Сон в летнюю ночь», ритуалы Майского дня и Летнего Солнцестояния были крайне редки в больших городах и постепенно утрачивались в сельской местности. Запреты со стороны церкви и со стороны буржуазного общества, озабоченного своей респектабельностью, поставили крест на сельских традициях. Соседи Шекспира в Лондоне скорее всего уже видели версию майских традиций только на сцене и знали о них понаслышке.
Похоже, Шекспир считал важным показать сельскую культуру на городской сцене. От «Виндзорских насмешниц» и «Сна в летнюю ночь» в начале карьеры до «Двух знатных родичей» и «Зимней сказки» в конце — он находил способы вплести деревенские традиции. День наступления весны, танец Моррис, безумие дня летнего солнцестояния присутствуют в пьесах, написанных для городских жителей, очень далеких уже от пререформистского образа жизни прежних поколений.
Много рассказывают они и нам.
«Сон в летнюю ночь» театра The Bridge
по материалам публикаций театра “Глобус”
Спектакль театра The Bridge c Гвендолин Кристи в роли Титании ищите в афише TheatreHD
Источник
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
3 часа 20 минут, 1 антракт
12+
Доброе дурачество в лучших традициях ранних «фоменок»
В сказочной шекспировской комедии про античных афинян, одураченных лесными эльфами, блистает новое поколение «Мастерской Петра Фоменко» — и в этом суть. В спектакле, поставленном именитым учеником Фоменко Иваном Поповски (большим любителем всего воздушного и маньеристского), недавние выпускники впервые, кажется, поймали неповторимую интонацию ранних вещей поэтичного театра вроде легендарной «Двенадцатой ночи». Два акта феерического дурачества высшей пробы.
Создатели
Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Олег Нирян, Амбарцум Кабанян, Серафима Огарева, Ирина Горбачева, Александр Мичков, Юрий Буторин, Андрей Казаков, Рустэм Юскаев, Кирилл Пирогов, Никита Тюнин, Степан Пьянков
Расписание спектакля
Место проведения
касса +7 (499) 249 19 21
адрес Москва, наб. Тараса Шевченко, 29
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–21.00
официальный сайт
Рецензия «Афиши»
9
Доброе дурачество в лучших традициях ранних «фоменок»
Три года назад не стало Петра Фоменко. С его уходом театр, труппу которого составляют несколько поколений учеников мастера, погрузился в кризис — без громких провалов, но и без очевидных удач. Репертуар качественно разделился на две части: при Фоменко и после. При — фантастической легкости и естественности стихия сложносочиненного авторского, в высшей степени интеллигентского (если не сказать аристократического) театра с неизменным и ненавязчивым ироничным прищуром. После — сумбурные мелодрамы в исполнении стажеров театра, попытки Евгения Каменьковича ухватиться за ускользающую легкость в грузных спектаклях по Пиранделло и Салтыкову-Щедрину, одномерные опыты с современной драматургией и хореографией. В этом контексте «Сон в летнюю ночь», поставленный македонцем Иваном Поповски (представителем ранних «фоменок») одновременно для новобранцев и старожилов театра, — не просто большая удача. Это счастливое возвращение из комы.
Шекспировская комедия про лесных эльфов и нимф, режиссирующих уморительный спектакль с ничего не понимающими и ошалевшими от любви молодыми людьми, безупречно разложена Поповски на труппе. Высокопоставленных персон Тезея и Ипполиту, равно как и их проекций в эльфийском мире — Оберона и Титанию, — чинно исполняют, под стать своему положению в «Мастерской», Карэн Бадалов и Галина Тюнина. Нерадивых и взбалмошных детей, сбежавших в лес (на них лежит основная сюжетная ответственность), играет квартет недавних стажеров театра. Неистовое противостояние трепетной Гермии (Серафима Огарева) и воинственной Елены (Ирина Горбачева) — главный хук спектакля, тут все придирки о профессиональном несоответствии нового поколения «фоменок» всем предыдущим оказываются на лопатках. Тем временем Амбарцум Кабанян, высоченный красавец с низким голосом и манерами Николая Цискаридзе, вместе с ролью Робина (эльф, из-за которого весь сыр-бор) играет как будто протеже Бадалова, чье снисходительное покровительство здесь обретает смысл урока по театральному ремеслу, передачи секретных знаний на глазах у публики. Кажется, аналогичная функция и у Кирилла Пирогова, подающего свою роль третьего плана (починщик мехов Фрэнсис Дудка) как мастер-класс. И это работает. Если не знать всех тонкостей нынешнего положения «Мастерской Петра Фоменко», на первый план так или иначе выходит бронебойная энергия дуракаваляния. Но и здесь давний поклонник этого театра разглядит привет раннему спектаклю Каменьковича по другой пьесе Шекспира — «Двенадцатой ночи»: здесь снова почти пустое пространство, ни к чему не обязывающие костюмы и все дружно поют.
Вот это контекстное попадание во все пазы, воскресившее из небытия фирменную фоменковскую интонацию, оказывается не менее мощным художественным актом, чем, например, концептуальная препарация «Сна в летнюю ночь» Кириллом Серебренниковым или постмодернистская игра Дмитрия Крымова по этой же пьесе. Во всех трех случаях текст оказывается катализатором к прозрению. В случае с Поповски этим прозрением стал союз прошлого и будущего — на примере одной гениальной, но несколько растерянной труппы.
Лучшие отзывы о спектакле «Сон в летнюю ночь»
5
Много ожиданий было от спектакля. Красивые декорации и костюмы, молодые красивые и энергичные актёры, известная пьеса со сказочным сюжетом- всё должно было сработать, но много движения и нет динамики действия, много шума, но мало эмоций- мне было скучновато. Казалось что вот сейчас разыграются и всё пойдёт в разнос, когда начинаешь смеяться не переставая. Кажется ,что спектакль должен был быть очень атмосферным- лёгким, увлекающим и увлекающимся…Но не произошло- для меня не произошло… Хотя зал был полон, и в зале смеялись. У нас давно не было таких вызывающе красивых, зрелищных действий-перформансов.
1
Какой же все таки чужеродной, ну просто физически неприятной к прикосновению эстетикой обладает Мастерская Фоменко. Каждый их очередной спектакль, это как доставаемая из кладовки банка с бабушкиной просроченной консервацией. Ну и что, что срок хранения истек, ну и что, что плесень варенье накрыла, сейчас нам все прокипятят и в рот будут старательно ложку за ложкой впихивать. Запить не дадут, хоть обдавись весь.
Раньше я думал, что это только спектакли самого Фоменко вызывают такую реакцию. Вовсе нет – Мастерская это театральное нафталиновое болото, оно вне зависимости от существования мастера само себя бодро поддерживает в искусственно придуманном времени для искусственно придуманного театра вне актуальности и современности. И пусть весь мир несется вокруг с безумной скорости, тут, на набережной такой всеми 89% народонаселения страны любимый эсэсэсровский застой. Как при Фоменко было, так во веки вечные тому и быть.
“Сон в летнюю ночь” Поповски демонстрирует это как никак лучше. Это смесь концерта Петросяна, шоу “Новые русские бабки” и Грушинского фестиваля.
Ах, как это нравится публике, как эти гэги ее смешат, как эта авторская песня сопровождается аплодисментами, чистый “Аншлаг, аншлаг”. Ну и не только публика любит это гавно, жюри премии “Золотая маска” хлебом не корми, дай Мастерской вручить все, что только можно. Лучший драматический спектакль прошлого года? Господа, вы в каком театральном контексте существуете? Вы на полном серьезе звезду инстаграмма Горбачеву за эти кривляния номинируете на премию как лучшую актрису? Стыд!
1
Смотрела в прошлом году. Не понравился совсем. Хотелось встать и уйти сразу. У Шекспира комедия, но не бред. Сам театр про себя пишет, что актеры на сцене не играют, а дурачаться. Вот именно это и происходит на сцене. Бегают, орут, кувыркаются, играются и дурачаться.
9
Наверное, сейчас единственный позитивный спектакль в Москве с «положительным концом» где можно посмеяться. Сцены провинциального театра выступающего перед Герцогом на свадьбе максимально комичны и достойны отдельной постановки. Галина Тюнина неподражаема, Ирина Горбачева – блеск, сила таланта (ей досталась «трудная» роль Елены, которую сначала ненавидят, а потом любят). Очень понравилось! Пойду ещё и не раз!!!!!!!
9
Очередным сильным театральным впечатлением для меня стал «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко», номинированный на «Золотую Маску» в этом году. Посмотрев этот спектакль, я опять могу с уверенностью сказать, что эксперты знали, что выбирали, т.к. спектакль достоин ее полностью и абсолютно, по всем параметрам.
Основное, на что обращаешь внимание в этом спектакле – это оформление, стиль, сценическое движение, т.к. перевод кажется вполне привычным. На этот раз ткань, ее движение, эффект, который она создает – главный козырь в руках создателей постановки. Костюмы героев не яркие, выполнены в приглушенных тонах, причем костюмы каждых явно дают понять, из какого они мира: людей или волшебных созданий. Костюмы простолюдинов, ставящих свою пьесу, выглядят наиболее земными, как и они сами. Афиняне – все в белом, жители лесов – приглушенные мягкие краски характеризуют их костюмы. В спектакле за скобки выведена свита Титании, они есть и их нет на сцене. Эти люди, создающие движение ткани – их лица закрыты, они почти невидимы, как лесные эльфы. Видны лишь те, кого надо увидеть на сцене, остальные вдруг исчезают, одновременно оставаясь.
Первая сцена выстроена на удивление графично: четкие движения актеров, как танец. Герои выглядят словно статуи – все в белом на белом фоне, оживают лишь когда говорят, только глаза их выдают чувства, эмоции, какую-то реакцию. История рассказывается так, будто мы видим какие-то рисунки на стенах древних храмов. Замершая история. Лишь Гермия ломает эту графичность, становится живой на фоне этих статуй, заставляет вдруг стать живыми и их, сходит из древнего мифа на землю.
Чарующий лес, в котором происходит большая часть действия – другой. Он обволакивает и затягивает в сон, но он и пробуждает чувства. Здесь нет места графичности. Ткань, ее волнение, которая была лишь статичным фоном в афинских сценах, здесь становится живой, и вот уже перед нами заросли волшебного леса, где-то ухают совы, какая-то мистическая музыка создает атмосферу колдовства. Здесь мы знакомимся с правителями этого волшебного мира – Титанией и Обероном, сыгранными теми же актерами, что изображают афинян Ипполиту и Тезея. Титания случайно ли или специально кажется продолжением той самой Ипполиты, чье согласие на брак с Тезеем, кажется завоеванным и не слишком добровольным. Титания здесь сопротивляется своему супругу, как королева эльфов она живет так, как хочет. Образ Оберона же совсем не выглядит Тезеем с другой точки зрения, хотя пересечения, несомненно, есть. Это самостоятельный герой, похожий на древнего мудрого волшебника, хранителя леса и людей, решившего проучить свою супругу. Оберон и наблюдатель, и действующее лицо, совершенно мистическая фигура. Не знаю уж, как удалось, но Оберон появляется в разных частях сцены и даже зала совершенно неожиданно, так, будто он телепортируется, что не захочешь – поверишь в его волшебную сущность.
Афиняне в этом лесу в своих белах одеждах становятся его частью и его пленниками. Они будто не замечают красоты и опьяняющего дурмана этого леса. Они бегают друг за другом, общаются друг с другом, путаются и оказываются пленниками этого леса. Их судьбами и мыслями завладевает Оберон: он способен дать им великое счастье или отнять его. Он вовсе не отрицательный герой, но относится к людям с некоторым снисхождением, как к низшим существам, чьи жизни целиком в его руках. Его помощник – Робин-Добрый малый. Он похож на веселого бесенка, но беззлобного. Этот герой подвижен, черты его лица ярко подчеркнуты. Он почти все время на сцене, закручивается в самые невероятные узлы. Он лазает по деревьям-тканям, он танцует с персонажами, увлекая и дурманя их. Он забавляется. Едва ли это получилось случайно, но Робин очень похож на Николая Цискаридзе, причем не только внешне, но и движениями. Временами вспоминается Смерть из РиДж, но с той разницей, что здесь Робин – пусть и мистический герой, но действующее лицо, чьи поступки влияют на судьбы людей, и вовсе не несет он зла и боли.
Здесь лишь слегка затронута тема сопротивления высшим силам настоящей любви, но она есть… Если посмотреть на реакцию Лисандра – красивого и трепетного юноши – после закодовывания его каплями растения, можно увидеть, что человеческое его чувство чуть сопротивляется, и он не сразу верит в новую любовь. К чувствам человеческим, искренним, отношение здесь с одной стороны уважительное: Оберон старается помогать любви, как мягкой и благородной (Лисандр и Гермия), так и отчаянной и сумасшедшей (Елена). Чувства Елены здесь вообще доведены до предела: к ней и ее предательству не испытываешь неприязни, ведь все сделано впопыхах и лишь ради любви. Она гоняется за Деметрием, и их бесконечная гонка выглядит комично, когда герои носятся по всему залу и всей сцене. Впрочем, эта героиня кажется растерянной, когда все происходит наоборот, получив желаемое, Елена теряется, и кажется счастливой «по течению», не до конца верит она своему счастью, кажется, сомневается, счастье ли вообще она обрела. С другой стороны, к человеческим чувствам отношение снисходительное: так легко их обмануть и так забавно наблюдать за последствиями обмана.
Помимо центральных персонажей, в чьей сюжетной линии есть и некий трагизм, есть еще и чисто комичные сюжеты. Это Титания, влюбившаяся волею Оберона в человека с головой осла, и простые люди, ставящие с невероятной серьезностью пьесу про Пирама и Фисбу. В первом случае занятной оказывается метаморфоза: голова осла подчеркнуто игрушечная, даже не в театральном стиле, а именно в детском, а персонаж быстро становится ослом сам, начинает думать, как осел. Что это? Извлечение животного из человека? Все люди внутри животные?
Возможно, ведь эта тема имеет продолжение и во влюбленных героях. Пока волшебные создания развлекаются, люди им полностью подвластны, их движения и действия все больше похожи на инстинктивные, они ведомы не человеческим, а животным, эта сущность идет изнутри героев. Так перед нами уже и не девушки, аккуратные и нежные, а разъяренные кошки с растрепанными волосами-шерстью. Елена, кажется, куда раньше оказалась близка к этому состоянию, но и Гермия тоже стала такой, пусть она и не околдована. Что это? Сильный стресс ведет к такому перевоплощению, не иначе.
Хочется отметить блистательный финал. Все-таки совсем не зря правителей людских и правителей волшебных изображают одни и те же актеры. Решение Тезея выглядит логическим продолжением действий Оберона: он теперь стоит на страже любви против самодурства, а Ипполита становится продолжением Титании и ее усмиренной страсти, теперь покорности. Не слишком большой персонаж, ее характер раскрыт через царицу эльфов, как и суть ее суженого. Завершается все, как и у Шекспира, веселым представлением простых тружеников. Они с удивительной серьезностью, но крайне неумело, пусть и со старанием пытаются представить свою пьесу, что это выглядит на редкость комично. Зрители пускают реплики, а актеры выходят из образов и общаются с этими зрителями (молодоженами). Забавно все: получившийся реквизит, взаимодействие актеров, совсем не ставших своими героями, а оставшимися собой, друг с другом. каждое движение буквально вызывает смех. Такое чисто человеческое завершение постановки.
Одновременно вдруг превратившийся из распорядителя празднеств обратно в Робина герой напоминает нам о связи между магией и людьми, и сон ли это был или наяву… Красивый финал.
Хочется отметить сценическое движение: каждый шаг героев выверен, интересно не только, что скажут актеры дальше, но и куда пойдут и что сделают. Актеры много взаимодействуют с декорациями и с залом самим: они выполняют почти акробатические трюки, лазают по свисающим тканям-лианам, заворачиваются в них, перемещаются по залу, забираются на лестницы, встают на ограждения бельэтажа (и как держатся только). Так сам зал оказывается местом действия, и зрители уже не в стороне, а в том самом заколдованном лесу.
А оформление! Помимо раскрашенных светом тканей-лиан, помимо традиционного приема создания волны при помощи ткани, сколько здесь находок! Лесные сцены начинаются с игры со светом: восходящая луна и какой-то персонаж на ней, блуждающие тени, луч, падающий на дыру в полу, которая оттого светится и откуда выбирается Робин! Потрясающее музыкальное оформление, буквально погружающее в атмосферу. Появляющийся то тут, то там Оберон: мистика, не иначе! Оформлено все так качественно, что иногда приходит ощущение нереальности происходящего, ощущения фальши нет совсем, ни на секунду. Поразительный эффект!
Я буду очень даже рада, если «Маска» достанется этому спектаклю. Это действительно выдающееся зрелище, производящее сильнейший эффект на зрителя! Очень рекомендую! Безумно красиво, безумно интересно поставлено и очень профессионально сыграно!
Опера про воду и спектакль по картине Брейгеля. Что смотреть в театре в ноябре
November 2 2020
7 многообещающих спектаклей «Брусфеста»
October 23 2020
«Территория» в кино. 7 фильмов для тех, кто скучает по зарубежному театру
October 20 2020
Что смотреть (и слушать) на фестивале «Территория»
October 7 2020
Источник