Сон так же как внутренний монолог образы возникающие в сознании героя

Сон так же как внутренний монолог образы возникающие в сознании героя thumbnail

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года – читаем тексты, анализируем, решаем тест и учим связанные с ним понятия, а также учимся правильно писать  минисочинения (задания 8, 9, 15, 16). 

Первая тестовая часть 

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года

В демоверсии ЕГЭ по литературе приведен отрывок из драмы А. Н. Островского «Гроза». Прочитайте его, скачав демовариант, прежде, чем рассматривать вопросы и ответы. Прочитали? Поехали.

  • Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».

Литературных направлений, которые следует изучить в рамках курса по литературе, не так уж и много. Это классицизм, романтизм, реализм, течения Серебряного века (акмеизм, футуризм, символизм) и постмодернизм (произведения последнего направления в программу обязательного минимума не входят).

Даже если Вы сомневаетесь, как отвечать на вопрос, но представляете себе, в какое время жил и писал Островский («Гроза» была создана в 1859г.), то легко можно отмести все варианты кроме правильного. Расцвет классицизма пришелся на XVII век, романтизма – на первую половину XIX века. Литературные поиски Серебряного века – это начало XX века. Нам не остается ничего кроме реализма. Да и в тексте жизнь воспроизводится правдиво, в ее типичных чертах, а это явный признак реализма.

Ответ: реализм

  • Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Авторское определение жанра «Грозы» никак не противоречит традиционному определению. У драмы как рода литературы есть несколько жанров. В курсе ЕГЭ по литературе надо выучить три жанра драмы: трагедия, драма, комедия. Обратите внимание, что драма – это и род литературы, и жанр. Одно и то же название для разных понятий! В трагедии все мрачно и пафосно, с катастрофической развязкой. Но в обязательном списке литературы для ЕГЭ нет трагедийных драматических произведений. Остается выбрать из двух. Драма или комедия? Исходя из названия, можно понять, что комедия – это когда весело, а драма – наоборот. Если Вам известно, чем закончилась «Гроза», то ответ очевиден.

Другая история, например, с Чеховым. «Вишневый сад», скорее, по жанру можно отнести к драме, но сам автор считал пьесу комедией. И мы до сих пор придерживаемся авторской позиции. В ситуации с Островским противоречия между авторским определением и общепринятым нет.

Ответ: драма

  • В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?

Что касается анализа драматических произведений, то, помимо родов литературы и жанров, необходимо выучить всего лишь несколько обязательных понятий. Это «диалог», монолог», «внутренняя речь», «действия», «явления», «внесценические персонажи» и «ремарка». Ремарка – это слова автора в пьесе.

Ответ: ремарка

  • Установите соответствие между персонажами, фигурирующими или упоминающимися в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. «Отчего люди не летают!» – Катерина. Знаменитый монолог Катерины должен быть известен всем, кто читал пьесу.

«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Найдите и прочитайте этот монолог полностью!

  • «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было». – Эти слова принадлежат сестре Тихона Варваре и являются чем-то вроде ее девиза.
  • «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!» – Говорит Кабаниха, осуждая Катерину за то, что она «неправильно» провожает мужа.

Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы…

Найдите и прочитайте этот монолог полностью!

4. «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!» – Это слова Барыни, эпизодического персонажа.

  • Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).

Нарушение прямого порядка слов называется инверсией. Прямой порядок слов в русском языке – это когда предложение строится по схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены предложения (например, «я прочитаю интересную книгу») или определение – слово, к которому оно относится («интересную книгу»), а обратный порядок (инверсия) – это нарушение привычного порядка слов («прочитаю я книгу» или «интересную книгу возьму и прочитаю»).

Ответ: инверсия

  • Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?

Такой вопрос называется риторическим. Также надо знать понятие «риторическое восклицание» (прием передачи кульминации чувств).

Ответ: риторический

  • Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?

Диалог – это обмен репликами. Монолог – речь одного персонажа.

Ответ: диалог

Задания 8, 9. Пишем минисочинения 

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года. Задания 8, 9

  • Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

В драме «Гроза» Александр Николаевич Островский изобразил реалистическую картину быта и нравов купеческого сословия середины XIX века. Как писал Николай Александрович Добролюбов, город Калинов – это «темное царство», в котором господствует самодурство, узость мышления, ханжество. Эти пороки выведены в образах Дикого и Кабанихи. По мысли автора, такое положение дел не меняется, потому что нет людей, способных противостоять угнетателям. И в этом отношении в образе Тихона Кабанова типизированно отражается поведение народа –  внутренняя подавленность, нерешительность, неспособность к деятельности или сопротивлению. Он ни в чем не уверен и во всем слушается мать: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг». Это ограниченный человек, склонный к пьянству. Это неразвитый человек, у которого нет представления об иной жизни и который живет в соответствии с навязанным родительским опытом: «Да смеем ли мы, маменька, подумать!» Даже имя «Тихон» говорящее – тихий. И именно в том, чтобы разбудить таких тихих людей, Островский, очевидно, видит свою авторскую задачу.

  • В каких произведениях отечественных писателей отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой А.Н. Островского «Гроза»?

Это один из распространенных вопросов в ЕГЭ по литературе. Конфликт между поколениями, как минимум, можно проследить в «Недоросле» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова», «Отцах и детях» Тургенева. Обязательно прочитайте эти произведения и заранее подготовьте ответ на вопрос.

Конфликт между представителями поколений – одна из центральных тем в классической литературе. Хрестоматийными примерами произведений XIX века, строящихся вокруг названного конфликта, являются «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Отцы и дети» И. С. Тургенева.  В «Горе от ума» в лице Чацкого и Фамусова сталкивается «век нынешний» и «век минувший». Так же как и в «Грозе», «век минувший» («фамусовское общество») погряз в пороках – глупости, лени, необразованности, преклонении перед чинами и богатством. И точно так же молодое поколение (образы Чацкого и Катерины) несет идеи о преображении жизни, но пока что терпит поражение – Чацкий вынужден уехать («Карету мне, карету…»), Катерина заканчивает жизнь самоубийством. Базаров из «Отцов и детей» умирает, заразившись тифом, понимая, что его радикальные нигилистические идеи, противоречившие представлениям «отцов» (братья Кирсановы), не могут быть проведены в жизнь. А вот Аркадий учится жить в согласии с опытом старших и находит счастье и умиротворение – это сюжетное решение показывает: Тургенев видит, что развитие общества должно идти поступательно, через перенятие опыта разных поколений друг у друга.

Читайте также:  Мешается сливается действительность и сон все ниже опускается

Вторая тестовая часть

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года

В демоверсии ЕГЭ по литературе приводятся к стихотворению Рубцова «Сентябрь». Прочитайте его прежде, чем рассматривать вопросы и ответы.

СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…
(Н.М. Рубцов, 1970)

  • Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?

Следует видеть разницу между понятиями автор, образ автора, рассказчик, персонаж и лирический герой. Автор – это тот, кто написал произведение. Образ автора – это то, каким образом автора воспринимает читатель. Образ автора может приближаться к самому автору или частично отходить от него. Персонаж – это любой герой любого произведения. Рассказчик – это герой произведения, от чьего лица ведется рассказ. Все перечисленные термины применяются к анализу прозы и драмы. А вот в лирике и персонаж, и рассказчик, и образ автора смешиваются в одно понятие – лирический герой. Им и надо оперировать при анализе стихотворных текстов.

Ответ: лирический герой

  • Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

Выделяют три вида рифмовки по положению строк в катрене (четверостишии):

– парная рифмовка (ААВВ)

– перекрестная (АВАВ)

– кольцевая (или опоясывающая) (АВВА)

Ответ: перекрестная

  • Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами: «Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой…»

Разберите и выучите термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон. Прием наделения предметов человеческими свойствами (что ясно из названия) – это олицетворение (разновидность метафоры).

Ответ: олицетворение

  • Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н.М. Рубцовым в данном произведении. 1) эпитет 2)ирония 3)гротеск 4)анафора 5)звукопись

Эпитет – это художественное определение, которое несет оценочность («радостный», «златогривые»). Ирония – это когда говорится одно, а подразумевается обратное (нет). Гротеск – фантастическое, карикатурное преувеличение (нет). Анафора – единоначатие (строки начинаются с одних и тех же букв, слов, фраз) («И ничего не желаю, И ничего не хочу!») Звукопись – звукоподражание или повторение согласных (аллитерация) и гласных (ассонанс) в художественных целях («Ветер и грусть октября…» – строка рычит, усиливает ощущение надвигающейся угрозы).

Ответ: эпитет, анафора, звукопись

  • Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).

Разберите и выучите 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий. Здесь мы имеем дело с трехсложным размером с ударением на первый слог «слАва тебЕ, поднебЕсный» – «АааАааАа». Это дактиль.

Ответ: дактиль

Задания 15, 16. Пишем минисочинения 

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года. Задания 15, 16

  • Как соотносятся между собой начало и конец стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь»?

Стихотворение «Сентябрь» Николая Михайловича Рубцова строится на психологической антитезе – лирическая интонация кардинально меняется от начала к концу. Если открывается текст восхищением природой и кратким благодатным временным промежутком между летом и холодной осенью («Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой!»), то заканчивается все строками, в которых заложен традиционный для русской литературы страх перед будущим и переменами: «В бездне таится небесной Ветер и грусть октября…»). И переход от теплого и красивого сентября к промозглым и дождливым предзимним месяцам – это символ переменчивости судьбы, в которой радость и тревоги, покой и беда всегда идут рука об руку. Эмоциональный контраст подчеркивается лексически. В начале Рубцов использует эпитеты «радостный», «чудесный», «златогривый». А в конце мы сталкиваемся с неопределенностью («и никому неизвестно»), предчувствием будущих потрясений, бесприютности и печали («ветер и грусть»). Таким образом, произведение строится на контрасте – от восторга, восприятия жизни как праздника («Словно бы праздник нагрянул На златогривых конях!») до ожидания тягостных перемен.

  • Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н.М. Рубцова «Сентябрь»?

Стихотворение «Сентябрь» Н.М. Рубцова можно сравнить с «Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкина и «Отговорила роща золотая…» А. С. Есенина. Предмет изображения во всех трех произведениях – осень, переходное время, которое вызывает у поэтов похожие ассоциации. Пушкин восхищается этим временем года, хотя с самого начала отмечает противоречивость своего чувства: его интонация – это принятие увядания, осознание ценности жизни из-за ее скоротечности: «Люблю я пышное природы увяданье». Так же и Рубцов выражает восхищение сентябрем: «Радуюсь громкому лаю, Листьям, корове, грачу». У Есенина атмосфера отличается от пушкинской. Его лирический герой более мрачный, задумчивый, одинокий. Он глубоко переживает неотвратимость взросления и смерти («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом»). Строки «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь» похожи на рубцовские «И ничего не желаю, И ничего не хочу!» – и там, и там прослеживается смирение и покой перед неизбежностью. Таким образом, идея смирения перед жизненными переменами, строящаяся вокруг осеннего образа, сближает все три стихотворения.

Таким образом, мы разобрали, как отвечать на вопросы демоверсии ЕГЭ по литературе 2020 года. 

Источник

Здравствуйте! Написала 2 сочинения по роману Достоевского “Преступление и наказание”.
#задание_8, #задание_8_Достоевский, #Преступление_и_наказание,
#задание_9, #задание_9_Достоевский, #психологизм

8. Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой – человек идеи…»
✒Главная тема отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – психологическая характеристика Родиона Раскольникова. Раскрывая его внутренний мир, автор стремится показать с помощью внутреннего монолога постоянную борьбу, происходящую в сознании человека: «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно».
ЭТО – преступление, которое задумал Раскольников. Он полгода вынашивал в голове свою ужасную идею – «разрешить кровь по совести» (об этом читатель узнает в эпизоде, где Порфирий Петрович беседует с Раскольниковым о его статье, раскрывающей чудовищную теорию). По его мнению, такое право имеют только люди «необыкновенные» (например, Наполеон). Сам же герой мучается от неопределённости, к какому разряду относится он сам: «обыкновенных» или «необыкновенных», «право имеющих». «Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…», – рассуждает Родион, пытаясь понять, способен ли он на такой «шаг» – убийство старухи-процентщицы.
Я согласна с исследователем в том, что герой Достоевского – «человек идеи». Роман “Преступление и наказание” – произведение, в котором широко и всесторонне исследуется ВОЗДЕЙСТВИЕ ИДЕИ на душу и сознание человека.

Читайте также:  К чему во сне есть красное яблоко

9. Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей 19 века можно назвать писателями-психологами?
✒Психологизм является особым приёмом, формой, позволяющей писателям верно и живо изобразить душевные движения героев, чтобы читатели смогли лучше понять их человеческую душу, вникнуть в смысл их поступков. В 19 веке писателями-психологами чаще всего называют М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.
Основными особенностями психологизма в данном фрагменте романа «Преступление и наказание» являются: во-первых, изображение душевной жизни в её крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряжённости (герой на грани нервного срыва, бреда – мучительное психологическое состояние); во-вторых, запечатление определённого эмоционального состояния в самом тоне и строе высказываний Раскольникова (а содержание высказывания – психологический анализ) ; в-третьих, использование приёма полного или частичного умолчания (читатель сначала не знает, о чём говорит герой: «Разве я способен на ЭТО? Разве ЭТО серьёзно?»). Таким образом у Достоевского происходит художественное освоение «двух бездн» в душе человека.
Первым русским социально-психологическим романом считают «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нём обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, самооценка. Печорин анализирует собственное поведение и психологические причины, мотивы и намерения действий. Доктору Вернеру Печорин признаётся: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Психологизм служит здесь способом обнаружения и познания того, что при первом восприятии кажется загадочным, таинственным и странным.
Л.Н.Толстой в «Войне и мире» использует психологические приёмы для того, чтобы эволюция характера его любимых героев (князя Андрея, Пьера Безухова, Наташи Ростовой) выглядела максимально убедительной. Наиболее важный приём – «диалектика души», так как в любом душевном движении и переживании писателю важен нравственный смысл.

Источник

«Сон как средство раскрытия характера героя»

    Все мы видим сны,  ведь в целом люди проводят во сне треть своей жизни. Кто-то обращает на сны  внимание, а кто-то нет.  Но какую роль они играют в нашей жизни и откуда возникают, не знает никто. Некоторые считают, что сны никоем образом не связаны с нашей жизнью, есть те, кто верит в сон, как в предсказание жизни свыше.

  Так же люди думают, что во сне мы видим то, о чём думаем,  то чего желаем, о чём мечтаем, чего ждём… Сны – очень важная часть нашей жизни. Иногда они мелькают где-то на периферии сознания, а иногда изумляют своей яркостью или неожиданной мудростью. Гораздо удивительнее другое – мы видим их каждую ночь, да еще и не по одному, а штук по пять. Наверняка не все согласятся, и зря. На самом деле мы просто их не помним. Это зависит не от памяти, а от отношения к снам, точнее, к тому, что они нам показывают. Если человек считает их полной ерундой, то и сны его с наступлением утра, скорее всего, забудутся. Много работающие и физически устающие люди обычно спят, «как убитые» и снов своих тоже почти не помнят.

 Но всё же самое любопытное то, что наши сны не только полезны нам физически, но и помогают решать всякие жизненные проблемы. В сочинении сновидений участвует и подсознание, голос которого в обычной жизни мы почти не слышим. Как известно, корни почти всех проблем находятся именно там. К тому же, вы знаете, что если поделиться с кем-то своей бедой, выговориться, ее станет чуть меньше. Сны – это еще лучше, чем друг или подружка.
  Но не редко в художественной литературе писатели  используют сны, в качестве средства раскрытия характера героя произведения. Итак, темой нашего проекта является: сон как средство раскрытия характера персонажа.

   Например, В романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все, и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.

   Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа. Так, первый сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после “пробы” и тяжелой встречи с Мармеладовым. Сон также тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак — это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. В сцене у кабака — убийство беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов — маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь видно, что по своей природе он вовсе не жесток, беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно. Знаменательно, что после этого сна Раскольников долгое время снов не видит, если не считать видения накануне убийства. Пустыня и в ней оазис с голубой водой; здесь используется традиционная символика цвета: голубой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от “эксперимента над собой”. В еще более болезненном состоянии (в лихорадке) герой слышит, как Илья Петрович якобы избивает квартирную хозяйку. 

     Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать нужные акценты в нужных местах. Так, второй сон Раскольников видит непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического и своеобразно олицетворяющего зло. Сон этот, как и первый, кошмарный: старуха-процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала “эксперимента над собой”. Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым.

Читайте также:  Во сне видеть друга бывшего парня

   Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Этот сон можно трактовать по-разному; описание конца света как результата развития теории Раскольникова.

    А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин», который  является  «энциклопедией русской жизни», включает в повествование сон героини и  помогает читателю понять образ Татьяны Лариной, обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяна одержима мыслью о Евгении, его холодность страшит героиню, тревожный, полный страшных предчувствий сон. Любя, Татьяна и во сне видит… – будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена… Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть трудности. Она замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь, но в  страхе ощущает  блаженство. Увидев Онегина «предводителем» страшной шайки, Татьян пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется.  Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим «Друга» Ленского. Неподдельный ужас пробуждает Татьяну. Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой — логическая цепь, за которой последует катастрофа — дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь — это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах». Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная: Я вас прошу, меня оставить… я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу,  в этом ее суть.

   Ещё одно произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где Андрей Петрович Гринёв предстал перед мысленным взором Петра в вещем сне. Сон приснился в тот момент, когда Пётр был в дороге. Дорога — символ жизненного пути человека, общества, страны, человечества.

   Момент для сна выбран не случайно. Петруша, покинув отчий дом, предался греху. Он напился, проиграл много денег, незаслуженно обидел Савельича, не захотел считаться с мнением бывалых людей и легкомысленно поехал в Оренбург, несмотря на приближающийся буран, и чуть сам не погиб и не погубил своих спутников. Буран в степи — это символ разгула страстей в душе Петра. В этой буре Пётр потерял жизненные ориентиры. Во время метели вдруг обозначился некий Вожатый, которому Пётр доверил свою судьбу. Природа этого Вожатого двойственна — это и “волк”, и “человек”. Мужик с чёрной бородой словно вышел из самого бурана, олицетворяющего торжество “тёмных” сил — бесов, которые овладели душой человека.

    Эпизод с вещим сном заставляет по-новому рассмотреть и наказ Андрея Петровича сыну. В записках читаем: “Родители мои благословили меня”. Следовательно, перед отъездом Пётр уже получил благословение, а мужик с чёрной бородой хотел, чтобы Пётр совершил предательство по отношению к родителям. Если мужик — воплощение Дьявола, то Андрей Петрович Гринёв в эпизоде расставания — воплощение Бога. Наказ Петру — это наказ самого Бога, но переданный устами Гринёва-отца.

   Во сне Пётр видит мать, которая предрекает возможную вечную разлуку Петра с отцом, а вместе с ним — разлуку с теми праведными началами жизни, которые олицетворял отец. Петруша готов принять отцовское благословение отца, но: “Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны”.  Этот сон предсказал то, что случится с главным героем.

Эпизод с вещим сном заставляет по-новому рассмотреть и наказ Андрея Петровича сыну. В записках читаем: “Родители мои благословили меня”. Следовательно, перед отъездом Пётр уже получил благословение, а мужик с чёрной бородой хотел, чтобы Пётр совершил предательство по отношению к родителям. Если мужик — воплощение Дьявола, то Андрей Петрович Гринёв в эпизоде расставания — воплощение Бога. Наказ Петру — это наказ самого Бога, но переданный устами Гринёва-отца

     В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя. Он помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты, представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью сна. Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». Все в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия. Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о Москве, Питере, “что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.

   В заключении хочется сказать, что жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги. Может быть, кто-то считает, что сны придуманы для того, чтобы мы не скучали во сне. Но надо помнить, что во снах иногда отображаются наши чувства и переживания, пути решения жизненных проблем, ведь не зря многие столетия назад  люди верили в истинность снов.

Источник