Сон святослава слово о полку игореве читать
Почему сон Святослава назван вещим? СнежнаяЗима 11 месяцев назад Вещий сон Святослава – яркий отрывок из бессмертного произведения неизвестного автора, описывающего неудачный поход князя Игоря против половцев. В символическом сне Святослава выражены сомнения и беспокойство относительно судьбы великого князя. В нем предрекается исход его похода, трагические события, которыми он закончится. Читая последовательно “Слово о полку Игореве”, можно проследить ход событий. Князь Игорь поступает самонадеянно, стремясь одолеть половцев. Тревожные знаки он игнорирует, стремясь к славе и предвкушая легкую победу. Сначала его действия успешны, но впоследствии события разворачиваются трагически. Войско князя разбито, сам он оказывается в плену. Святослав, скорбя об участи Игоря и разобщенности князей, изрекает выдающееся “Золотое слово”, являющееся не менее ярким эпизодом всего повествования, наряду с вещим сном Святослава. Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского): Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события. Тисовое ложе является символом гроба. Князь видит, как его покрывают черной пеленой, словно умершего. Такое видение предвещает трагедию. Символ жизни – вино видится Святославу горьким и отравленным, что предвещает жизнь, наполненную печалью. Терем без конька может означать гибель, гибель самого Святослава. Жемчуг же символизирует слезы. Их немало будет пролито после пленения Игоря и гибели его войска. Крики воронов также предвещают беду, источником которой станут враги земли Русской. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Он действительно оказывается вещим. модератор выбрал этот ответ лучшим Божья коровка 2 года назад Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения: Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава. Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси. А теперь подробности. Тисовая кровать символизирует гроб, что в свою очередь – смерть, поражение. Черная пелена – помутнение разума или его потеря. Отравленное вино, горькое зелье – предвещание тяжелой жизни. Терем без конька, мы уже читаем в тексте, – предвещание горя, гибель члена семьи. Сыпали жемчуг из вражеских колчанов – возможно пролитие слез, крови, вместе с вином – упиваться горем. Вот такой мрачный сон приснился Святославу. Илта 11 месяцев назад Смутный сон Святослава предрек поражение войска Игоря и то, что сам князь попал в половецкий плен. Святославу снилось, что его на кровати “тисовой” покрыли “чёрной пеленой” и напоили отравленным вином пророча скорбь и беды. Этот сон не стоит понимать буквально, тут надо расшифровывать образы. Например жемчужины – это слезы жен, которые плакали на Руси после неудачного похода князя Игоря. Вражеские колчаны – это поражение Игоря и его войска, когда их половцы обстреляли из луков. “Златоверхий терем без конька” – это смерть Святослава. Вражеский ворон – горе. Тисовая кровать – гроб. Черная пелена – сумасшествие. Отравленное – вино – трудная и тяжелая жизнь. maksimenko 11 месяцев назад В “Слове о полку Игореве” автор описывает вещий сон Святослава. Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни. Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные. Душой болел он за землю свою. А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал. Пали знамена Игоревы! Обильна печаль потекла по земле Русской. Сон делится на две части. Одна часть относится к самому Святославу. А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна. На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение. Вино, с горечью смешанное – предвестник тяжелой жизни. Сыпали мне пустыми колчанами Жемчуг – пролитые слезы. Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька. Князек в древнерусском варианте – «кнес». «Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель. Стрымбрым более года назад Слово о полку Игореве. В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году. Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода. В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий “в Киеве на горах”, видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска. Вместо символизирующего киевскую власть и могущество, “золотого стола”, во сне, князь оказывается в погребальных санях, которые несут его к символу того света – морю и, одновременно, в плен к половцам. В этом сне, присутствуют также тисовая кровать, символизирующая смерть, чёрная пелена, символизирующая помутнение рассудка, отравленное вино, как предупреждение о тяжёлых временах, терем без конька – предвестник гибели члена семьи и жемчуг из вражеских колчанов, как пролитую кровь. Go Green 11 месяцев назад Одним из ключевых моментов “Слова о полку Игореве” является сон Святослава. Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ). Читаем описание сна Святослава ниже: Все символы, представленные здесь – и черная пелена (покрывало), и тисовая кровать (гроб), и отравленное зелье (яд), и терем без конька (гибель близкого человека, одного из членов семьи), и ворон (предвестник горя) – все предсказывало разгромное поражение для Игоря. И все. что было показано Святославу во сне, сбылось. Потому сон Святослава и назван вещим. СТЭЛС 11 месяцев назад Святославу приснился сон, в котором не однозначно было ведение о его собственных похоронах. Будто он лежит, его покрывают саваном, дают пить вино. При этом птица-предвестник смерти, черный ворон летает рядом. Вот полный текст описания этого сна – Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как “конек” (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме. Эления 11 месяцев назад Поэма “Слово о полку Игореве” – одно из самых необыкновенных произведений в русской литературе, памятник истории, выразительное сказание, художественно-поэтичное, лиричное, написанное невероятно талантливо. Одно из самых ярких мест во всем “Слове…” – это часть, которая начинается вещим сном Святослава, а также Золотое слово Святослава. Какой сон видит киевский князь? Ему приходит пророческий сон, который еще до того, как сообщили произошедшие события бояре, подсказывает, что произошло несчастье – сыновья Игорь, Владислав Святославовичи отправились в поход на половцев своими силами, желая снискать славы, разрозненно от других князей. Этот сон и весть о произошедшем помогают понять самое главное мудрому князю, он понимает, что сила княей в “единении”. Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать. Здесь говорится, что одевали “черной паполомою”, – черным покрывалом “на кровати тисовой”, а паполомою накрывали покойников, тис – это самое дорогое дерево, которое служит материалом для гроба, таким образом кровать из тиса символизирует гроб. Видеть себя на кровати во сне тоже трактуется, как к болезни, печали. Вино символизирует “жизнь”, но здесь вино “горчит”, оно отравлено, жизнь тоже нелегкая. Рассыпанный жемчуг – это “слезы”, да еще из колчана врагов. Украшение “конек” – это символ, не просто украшение, увидеть дом без конька – это разрушение, дом без семейства, которое “в изгнании”, крики ворона с дальней стороны – это крики с вражеской стороны, слово “поганый” относится к врагам, к “нехристям”, “басурманам”. Andert 11 месяцев назад Интересное древнерусское произведение “Слово о Полку Игореве” рассказывает нам о событиях тысячелетней давности. В нем князь Игорь терпит поражение от половцев. Мы можем увидеть, что князю Святославу снится сон – он пьет во сне отравленное зелье и покрывается черной пеленой, и находится он не в Киеве, а в другом месте, в Плесенске Конечно, все это символизирует скорый проигрыш Игоря – князь (то есть отец Игоря), чувствует, что его сыновьям угрожает опасность и через вещий сон все это предвидит, поэтому данный сон нужно воспринимать только как метафору. Действительно – вскоре опасения Святослава сбываются и князь Игорь вместе с Владимиром терпят поражение. Peresvetik 11 месяцев назад Суть сна Святослава был в том, что будет поражено войско Игоря, а сам княже попадет в плен к половцам. Ему приснилось, что его накрыли черной пеленой, когда он лежал на кровати, которую он называет тисовой. И якобы напоили отравленным вином. Этот сон нужно было расшифровать, чтобы понять его суть. Ведь образы всегда требуют расшифровки, чтобы понять реальность их значения. К примеру жемчуг обозначает слезы , а черный ворон это большое горе, тисовой кроватью назывался гроб. Если накрыли черной пеленой, это это значит сумасшествие. Если речь идет про отравленное вино, то это значит очень тяжелую жизнь. Знаете ответ? |
Источник
Дорога ДомойЖикаренцев Владимир Васильевич
Сон Святослава
Святослав увидел этот сон будучи в Киеве, после того как русские потерпели поражение от половцев.
«А Святъславь мутен сон виде в Киеве на горах. „Си ночь с вечера одевахутъ мя, — рече, — чръною паполомою на кровати тисове, чръпахуть ми синее вино с трудом смешено; сыпахуть ми тъщими тулы поганых тлъковинъ великый женчюг на лоно и неговахуть мя. Уже дьскы без кнеса в моем тереме златовръсем. Всю нощь с вечера босуви врани възграяху у Плесньска на болони, беша дебрьски сани и несоша е к синему морю“».
Этот отрывок переводится примерно так. «А Святослав мутный сон увидел в Киеве на горах. „В эту ночь с вечера покрыли меня черным покрывалом на кровати струганой, наливали мне синего вина, с горем и страданиями смешанного, сыпали мне на лоно из пустых колчанов поганых крупный жемчуг и ласкали меня. И вижу, крыша в моём тереме златоверхом лишилась князька“». Князёк — балка, скрепляющая обе половины крыши в доме. Дальше я не стал переводить: слишком трудно и запутанно из-за того, что есть разночтения данного отрывка, да и цель данной книги не в том, чтобы дать подробный перевод «Слова».
Итак, попробуем растолковать сон Святослава. Во-первых, обратите внимание на то, что под Киевом наши предки понимали то же, что и христиане под Иерусалимом, — Град Небесный, или Небо. А кто правит в Граде Небесном, на Небе? Высшее божество — Бог Отец — Высший Разум — Святослав — Всесветная слава.
Только у Разума есть всесветная слава, он один, будучи Богом, охватывает весь свет. Мы выяснили, что князь Игорь олицетворяет в «Слове» Иисуса Христа. Поскольку Иисус Христос создал Учение об Уме, то он по праву должен быть сыном Разума, как князь Игорь является сыном Святослава. Ум — сын разума.
Когда Игорь проиграл половцам, на разум нашёл мутный сон — его накрыли чёрным покрывалом, то есть разум скрылся, ушёл. И тут мы получаем первый намёк на то, кто такие могут быть половцы, но о них мы поговорим ниже. Вернитесь при случае сюда и перечитайте весь сон.
Вино в сне Святослава кроме хмеля символизирует жизнь, как показывает корень ви. Когда разум опоен синим, то есть чёрным вином, как человек чувствует себя, какая у него способность думать, действовать? И как он живёт? «Слово» рассказывает: «Чръпахуть ми синее вино с трудом смешено», — то есть разуму дали синюшную жизнь, полную боли и страданий, отчего он и скрылся, поэтому человек не знает, куда идёт, что делает. Жизнь стала такой ещё потому, что целостная двойственность разрушилась: соединяющий обе половины крыши (ума-разума) князёк куда-то делся.
Разум ведь целостный и обнимает обе противоположности, ПОЭТОМУ он существует, а князёк куда-то делся, следовательно, и сам разум распался.
А что вместо разума осталось? Крупный белый жемчуг, который сыплют на лоно Святослава из пустых колчанов поганых и ласкают его. Жемчуг, который сыплют из пустых (!) колчанов на лоно — это те же стрелы, но стрелы алчности (жемчуг) и похоти (лоно ласкают). Образ «жемчуг сыплют на лоно и ласкают» именно об этом и говорит.
Колчаны пустые? Это указывает на пустоту богатства и ласк, которыми негуют разум. Разум живёт не этим. Богатством и негой живёт ум, а разум живёт и получает наслаждение из единства. Это высшее наслаждение и высшее богатство, настоящее, потому что богатство — это единство с Богом, как об этом говорит корень бог в слове богатство. А наслаждение в этом состоянии переходит в нирвану, потому что слагать (наслаждение — на слагание деяние) больше нечего, всё уже сложено в одно единое целое.
Далее. Жемчуг сыплют из пустых колчанов поганых. Здесь нам нужно прояснить, что означает слово поганые, уже дважды встретившееся в переводимых нами отрывках. В вышеприведённом отрывке о пришествии Девы Обиды на Русскую землю упоминание о поганых звучит так: «И начяша князи про малое „се великое“ млъвити, а сами на себе крамолу ковати, а погании съ всехъ странъ прихождаху с победами на землю Русскую».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
20
Венецейцы, греки и морава
Что ни день о русичах поют,
Величают князя Святослава.
Игоря отважного клянут.
И смеется гость земли немецкой,
Что, когда не стало больше сил.
Игорь-князь в Каяле половецкой
Русские богатства утопил.
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло.
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кощеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.
Часть вторая
1
В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, —
Молвил князь, поникнув головою, —
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».
2
И бояре князю отвечали:
«Смутен ум твой, княже, от печали.
Не твои ль два сокола, два чада
Поднялись над полем незнакомым
Поискать Тмуторокани-града
Либо Дону зачерпнуть шеломом?
Да напрасны были их усилья.
Посмеявшись на твои седины,
Подрубили половцы им крылья,
А самих опутали в путины».
3
В третий день окончилась борьба
На реке кровавой, на Каяле,
И погасли в небе два столба,
Два светила в сумраке пропали.
Вместе с ними, за море упав,
Два прекрасных месяца затмились
Молодой Олег и Святослав
В темноту ночную погрузились.
И закрылось небо, и погас
Белый свет над Русскою землею,
И. как барсы лютые, на нас
Кинулись поганые с войною.
И воздвиглась на Хвалу Хула,
И на волю вырвалось Насилье,
Прянул Див на землю, и была
Ночь кругом и горя изобилье:
4
Девы готские у края
Моря синего живут.
Русским золотом играя,
Время Бусово поют.
Месть лелеют Шаруканыо,
Нет конца их ликованью…
Нас же, братия-дружина,
Только беды стерегут.
5
И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово.
Со слезами смешано, сказав:
«О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги,
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов.
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отметить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли. двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
И Владимир в ранах, чуть живой, —
Горе князю в сече боевой!»
6
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу веслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружен.
Если б ты привел на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук, —
Продавали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.
Источник