Сон разума рождает чудовищ что это значит

Сон разума рождает чудовищ что это значит thumbnail

Мрачный Гойя переизобрел уютный жанр каприччо

В 1799 году Гойя опубликовал альбом офортов, которые назвал по их жанру — «Капричос» («Los Caprichos», от итальянского capriccio — «каприз»). Серия изображений резко отличалась от придворных картин испанского художника: эмоциональный перелом часто связывают с тяжелой и загадочной болезнью, пришедшейся на 1792–1793 годы, в результате которой Гойя оглох. «Капричос» были художественным экспериментом, в основание которого была положена фантастика сна и сатира на современное общество — настолько гротескная, что, кажется, затевалась не ради бичевания пороков, а чтобы выплеснуть яд. Инквизиция спешно изъяла альбом, но сейчас эти работы помнят лучше, чем многие прежние и последующие заслуги Гойи: мрачные фантазии пришлись по вкусу декадентам и модернистам.

1 / 9

Франсиско Гойя. Все погибнут. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

2 / 9

Франсиско Гойя. Вот они и ощипаны. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

3 / 9

Франсиско Гойя. Как ее ощипывают! 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

4 / 9

Франсиско Гойя. Ведь он разбил кувшин. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

5 / 9

Франсиско Гойя. У них уже есть на что сесть. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

6 / 9

Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

7 / 9

Франсиско Гойя. Скверная ночь. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

8 / 9

Франсиско Гойя. Вверх и вниз. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

9 / 9

Франсиско Гойя. Неужели никто нас не развяжет. 1799 год© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes

Гойя полностью предопределил наше восприятие жанра каприччо. Однако в XVIII веке итальянское слово «каприччо» значило совершенно иное, а в эмоциональном смысле — даже полностью противоположное: «каприз» был не мрачным, а легким. Каприччо было прежде всего архитектурной фантазией — причудой художника, решившего совместить внутри одного произведения здания, древние развалины и другие объекты, не сообразуясь с их реальными размерами и местоположением. Наибольшего успеха в сопряжении далековатых построек достигли художники Марко Риччи и Джованни Паоло Панини. 

1 / 3

Джованни Паоло Панини. Каприччо с античными развалинами. Между 1725 и 1730 годом© Wikimedia Commons

2 / 3

Джованни Паоло Панини. Римский каприччо. 1758 год© Wikimedia Commons

3 / 3

Марко Риччи. Древнеримский каприччо. До 1730 года© Wikimedia Commons

Традиция каприччо наложилась на другую моду XVIII столетия — жанр ведуты (от итальянского veduta — вид): так называли изображение города с особенно выгодной для обзора точки. Иногда вместо реального города художники изображали полностью или частично вымышленный, идеальный — такие работы называли vedute ideale, vedute di fantasia или каприччо. Особой популярностью ведуты пользовались в Венеции: выдающимся их мастером был Каналетто, а в создании гравированных vedute ideale прославился Джамбаттиста Пиранези. 

Сон разума рождает чудовищ что это значит

Сон разума рождает чудовищ что это значит

1 / 2

Каналетто. Портик с фонарем. Около 1740–1744 годов© Wikimedia Commons

2 / 2

Джамбаттиста Пиранези. Римская древность. 1756 год© Wikimedia Commons

Впрочем, было и более узкое понимание жанра каприччо — которое обосновывалось неуемной фантазией художника. Еще в XVI веке каприччо называли серии литературных и музыкальных произведений, объединенных не жанром, а иными формальными чертами (самые ранние словесные каприччо — capricciosi ragionamenti — написал Пьетро Аретино). Первым слово «каприччо» к изобразительному искусству применил гравер-маньерист начала XVII века Жак Калло, за ним были Стефано делла Белла, Джованни Баттиста Тьеполо и тот же Пиранези.

1 / 5

Джованни Баттиста Тьеполо. Семья сатира. Около 1738–1739 годовCivici musei e gallerie di storia e arte di Udine

2 / 5

Жак Калло. Два танцора с лютней. 1617 годThe Metropolitan Museum of Art

3 / 5

Жак Калло. Два танцора с флейтой и тамбурином. 1617 годThe Metropolitan Museum of Art

4 / 5

Стефано делла Белла. Из цикла «Каприччо». Около 1642 годаThe Metropolitan Museum of Art

5 / 5

Джованни Баттиста Тьеполо. Женщина с руками на вазе. Около 1738–1739 годовMuseo Civico, Bassano del Grappa

Гойя мог прочесть в словаре Академии изящных искусств такие определения жанра: каприччо — это «идея или замысел, которые художник воплощает, не руководствуясь доводами рассудка и общепринятыми правилами»; это «произведение искусства, в котором воображение с изяществом и хорошим вкусом отказывается от соблюдения правил». Гойя порывал со всеми правилами — и в этом полностью соответствовал словарю; он, однако, первым замешал каприччо на безжалостной романтической иронии, социально-политической сатире и жуткой материи сна, которая, в соответствии с названием самого знаменитого офорта, рождает чудовищ.  

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Источник

“Мы, говорит, твоего доктора сейчас бить идем, вот для куражу выпиваем”. – За что? – А такая уж теперь мода вышла – докторей-фершалов бить…

El sueño de la razón produce monstrous
Сон разума рождает чудовищ») — испанская пословица

1831 год.
в Санкт-Петербурге начался холерный бунт. Обезумевшая толпа принялась громить аптеки, больницы и избивать врачей — ходили слухи, что они специально травят людей. Усмирять беспорядки пришлось войскам.

ещё через 60 лет:

Читайте также:  Если во сне идут месячные к чему это

«Это произошло на Успение…
“Мы, говорит, твоего доктора сейчас бить идем, вот для куражу выпиваем”.
– За что?
– А такая уж теперь мода вышла – докторей-фершалов бить…
..- Завелись, говорят, доктора у нас, так и холера пошла…
– Фершала давай своего!
– Фельдшера? Зачем он вам?
– Вы чего народ морите?»(с)
( Викентий Вересаев 1894 год )

Прошло ещё 100 лет
Высший законодательный орган страны, Государственная Дума, в лице лучших представителей народа, обсуждает порядок выдачи патентов ясновидящим и магам. А народ, тем временем, массово ныряет в проруби, «смывая грехи», и смотрит на центральных каналах телевидения передачи о том, что и прививки-то врачи-убийцы делают для того, чтобы специально заразить или «привить рак», и “органы-то вырезают” втихую и прочий клошарский бред. Который позже истерично расползается по Интернету, а заодно и по не затуманенному даже основами научного мышления сознанию электората.
Ну и чем сегодняшний народ в плане своего сознания и познаний о медицине отличается от того тёмного и невежественного народа, что был 200 лет назад?
Словно и не было этих столетий, научных открытий, всеобщего образования.
Отчего же так?
Причин тому множество, и все их разобрать в формате небольшой статьи, невозможно.
Но попробуем назвать основные.
Прежде всего – неизбежное следствие реформ образования в стране, когда из школьных программ исключается Астрономия , но зато вводится основы Православия. А про такой школьный(!) предмет, как «Логика», многие даже и не слыхали. Хотя логика и психология преподавались в школе как обязательный предмет ещё в царское время, и даже в советское
с 1947 по 1956-й годы.
( ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза).

Появление Интернета, как это не парадоксально, также сыграло злую шутку с населением.
Как говорится, «техника в руках дикаря». Один из самых замечательных учёных нашего времени
Стивен Хокинг (скончался в Кембридже 14.03.2018) сказал: «Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания».
Интернет и дал людям такую иллюзию. Иллюстрацией может служить вот такое высказывание некой «Тани Майкиной» (орфография сохранена): «Неужели можно так тупо игнорировать гугл и тупо доверять кому то там нипонятно кому…Да неужели в 21 веке ещё так много доверия белому халату. Ведь гугл же есть.»
Так отчего же нет доверия врачу, но есть доверие «гуглу»?
Во-первых, особенность национального менталитета. Когда хочется всего и сразу, и без особых усилий.
Так, чтобы «По щучьему велению и моему хотению», так, чтобы «двое из ларца» выполнили всю работу, а самим «царствовать, лёжа на печи».
Красивая и обеспеченная жизнь просто потому, что удачно вышла замуж, выиграла в лотерею, родилась в правильной семье, удачно конвертировала природную красоту, продала девственность и пр.
Во-вторых, какая-то всеобщая инфантильность населения. Старшие поколения привыкли, что «государство позаботится», «государство должно», «государство обеспечит» и «не допустит». Более молодые, вкупе с низким уровнем общей образованности и эрудиции, получили в отягощение ещё и мобильные телефоны, которые с детства позволяют своим владельцам не думать; не анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения (и нести за них ответственность), а просто позвонить и спросить что делать. Мозг таких индивидуумов не привык решать сколь-нибудь сложные мыслительные задачи. Ну а ЕГЭ можно и просто угадать. Благо устные экзамены, где дурость каждого видна как на ладони, теперь угодливо отменили.
В третьих, так называемая «магия простых решений».
Когда однажды, захватившая власть, относительно небольшая числом политическая партия объявила «Грабь награбленное», то народ её тут же с воодушевлением поддержал.
Ведь шариковское «Всё отнять и поделить» было народу простым и понятным. Не то, что читать скучные книги об общественно-политических формациях.
Позже, в другой стране, один политик сказал о необходимости «жизненного пространства», и это «простому народу» тоже было понятно, хотя и привело к величайшей трагедии в истории человечества, и величайшему одичанию нравов.
Народу нравится простота; «омыть сапоги в Индийском океане», «каждой бабе по мужику, а каждому мужику по бутылке водки» – это всё не бред, а политические лозунги партии, однажды набравшей большинство народных голосов на выборах.
А знаете, какие претензии были высказаны руководством культуры гениальному композитору С.Прокофьеву? «Ваши мелодии трудно насвистывать».
Вот так. Не народное искусство. Не надо такого народу. Слишком сложно.

Хорошо, но какое это всё имеет отношение к медицине?
А такое, что во-первых, медицина сложна. А, как мы видим, всё сложное, требующее от людей умения мыслить, вызывает у них раздражение и «классовую ненависть». Только водораздел «классов» проходит не по отношению к средствам производства, а по интеллектуальному и образовательному уровню.
Народ ведь десятилетиями воспитывался в некоем презрении к людям интеллектуально развитым; интеллигенция была «вшивой», была «прослойкой». «Очки надел», «шляпу надел» – это всё было насмешкой над слишком умными, над «ботанами».
Во-вторых, медицина не даёт, как правило, ни простых рецептов/советов (решений), ни гарантий, что свойственно механистическому, примитивному, инфантильному миропониманию, и что от неё ожидает постой народ.. Понимание, что врачевание – это не разовый акт, а процесс; порой длительный, болезненный, а иногда и идущий по ошибочному пути – слишком сложно для рядового обывателя. Например, один лишь принцип «терапия ex juvantibus» вызовет у населения приступ «праведного гнева» и «возбуждение» соответствующих органов из разряда карательных.
В третьих, низкий уровень, а порой и вовсе катастрофическое состояние отечественного здравоохранения, особенно на периферии, малодоступность квалифицированной и своевременной медицинской помощи, закономерно вызывает даже у более-менее вменяемых людей недоверие к официальной медицине вообще, и поиск альтернативных путей решения своих проблем.
Ну и наконец, весьма низкий социальный статус врача в стране, вызывает отток квалифицированных кадров из медицины с одной стороны, и отказ связывать свою судьбу с этой сферой деятельности, у наиболее умной, талантливой и амбициозной молодёжи с другой. Что, увы, ведёт к неизбежному снижению уровня и самого медицинского персонала.

Читайте также:  Стричь ногти на руках ребенку во сне

Вот так, проблемы, связанные с нарастающей, не побоюсь этого слова, деградацией основной массы населения, занятой не столько своих развитием, сколько своим выживанием, сплетаясь с проблемами непосредственно самой медицины, и рождают те чудовищные поступки, которые порой просто не укладываются в голове у нормального человека, но, к сожалению, становятся уже обыденными в нашей стране.

Источник

Часто ли вы видите сны? Я в последнее время очень редко их вижу, а были времена, когда сны видела часто, причем порой в них кто-то за мной гнался, или я ехала на машине за рулем и обязательно куда-нибудь врезалась… Просыпалась я обычно после таких снов в холодном поту, с радостью понимая, что это всего лишь сон. 

К чему я все это пишу? А к тому, что совсем недавно вспомнила, какой художник нравился мне в юности, когда я училась в Пермском художественно-графическом училище, и кто мне привил любовь к его творчеству. 

Одна из самых знаменитых его работ именно так и называется – “Сон разума рождает чудовищ” и входит в серию графических работ “Капричос” (всего в ней 80 офортов). 

Кто хотя бы немного изучал историю искусств, конечно же, уже догадался, о каком художнике идет речь, из названия этой статьи. 

А для тех, кто не догадался, сообщаю – это знаменитый испанский художник, живописец и график, Франсиско Гойя. 

Мне всегда везло с учителями – историю искусств у нас в училище преподавала Любовь Александровна, прекрасный педагог, женщина, беззаветно любящая свой предмет, закончившая искусствоведческий факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге и знавшая Питер, как свои пять пальцев. 

Это мы поняли, когда на третьем курсе училища поехали на музейную практику в этот замечательный город. Для меня это была первая поездка в Петербург, и именно она запомнилась мне на всю жизнь. Я ходила по улицам этого города, как по музею. А в сопровождении нашего гида-искусствоведа это было истинным удовольствием! Мне казалось, что нет такого здания в центре Питера, про которое Любовь Александровна не может сказать хотя бы пару слов… 

И вот именно эта замечательная женщина привила мне любовь к Гойе. У нее дома была обширная библиотека книг про художников, это сейчас биографию любого известного человека можно прочесть в интернете, в те времена интернета еще не было, а художественные книги про художников были на вес золота. 

Книга Лиона Фейхтвангера про Франсиско Гойю меня поразила до глубины души, я ее несколько раз перечитывала. Это роман, который до сих пор не имеет себе равных среди произведений, посвященных творчеству знаменитого испанского художника. Он приоткрывает некоторые тайны души творца читателю. Я не Фейхтвангер, поэтому описывать жизнь Гойи я не буду, если хотите подробнее почитать про его жизнь, читайте роман, очень советую. 

А мы вернемся к тому, с чего начали. 

Вся серия офортов “Капричос” долгое время исследовалась искусствоведами – они все искали в ней намеки на конкретные события и конкретных людей той эпохи, в которую жил Гойя. Да так и их поиски не увенчались успехом, увы… 

Центральное место в этой графической серии занимает понятие разума. И обрывается она на тревожной ноте… День уже наступил, но силы тьмы еще не побеждены… 

Итак, про сон разума, который рождает чудовищ. 

Гойя сопроводил свой самый знаменитый рисунок (офорт) серии “Капричос” таким пояснением – «когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». 

Читайте также:  Подстричь самой себе волосы во сне к чему

Первоначально и название произведения должно было быть другим – “Всеобщий язык”, но художник счел его слишком дерзким и переименовал в “Сон разума”. Почему именно “Всеобщий язык”? Да все просто – потому, что в ту эпоху живопись считалась языком общения, доступным всем, вот отсюда и название. 

А что на самом деле хотел сказать художник своим произведением, как вы думаете? 

Мне кажется, что именно то, что когда человек спит, то им могут овладевать темные сущности, которые скрываются под видом тех самых чудовищ. Причем не только человеком, но и обществом тоже. У меня ощущение, что мы все спим сейчас, по крайней мере, многие, и очень хочется скорее проснуться… 

Чтобы начать жить по-настоящему. Ну а когда еще, как не сейчас, когда почти все заперты в четрырех стенах? Поневоле приходится просыпаться… А иначе рискуешь всю жизнь протупить, сидя в интернете…

Эта фраза -“сон разума рождает чудовищ” в наше время стала разговорной, и часто обозначает неразумное поведение, могущее привести к пагубным, негативным последствиям. 

Поэтому очень хочется скорее проснуться и забыть как дурной сон, все это время самоизоляции и карантина, как будто бы его и не было…

Картинка взята с моей страницы ВКонтакте, а туда была принесена с просторов интернета.

Источник

$_love_On

Гуру

(4051)

11 лет назад

когда разум спит, т. е. не развивается, не получает новую информацию, то человек с таким разумом становится моральным уродом (чудовищем)

user userГуру (4950)

11 лет назад

тоже вот считаю, надо быть открытым для усвоения новой инфы, ну и фильтрировать учиться входящие в голову сообщения

Анастасия Шевчук

Ученик

(144)

11 лет назад

Хм… я так понимаю.. .
Наш разум это мы сами. Значит наши СНЫ рождают чудовищ. Всё о чем мы думаем, переживаем, зацикливаемся, может перейти в сон. Чудовища – наши мысли, которыые могут быть не очень разумными, порой даже страшными. “Сон разума рождает чудовищ” – всё равно что ” Нам может присниться всё то, что нам вздумается”.

Думаю так.

shilton

Профи

(695)

11 лет назад

интернет зависимым походу не грозит стать чудовищами от нехватки инфы.. . только можно стать чудовищем с гемороем от долгого сидения :)))

АS l

Мыслитель

(5130)

11 лет назад

а чо тут думать? Трясти надо ть :))))
Когда спит разум в голове – инстинкты, подсознание. Человек действует без всяких тормозов – чисто каков он и есть. И при этом обычно он далеко не прекрасен :)))
Фраза классная, т. к. в настоящее время не потеряла свою многозначность. Например, из фразы не ясно чудовищем является сам человек, его фантазии или окружающий мир :))) как хошь так и понимай.

user userГуру (4950)

11 лет назад

у Гойи чудовищем были сами фантазии, ну а носитель чудовищны фантазий без “царя в голове” – соответственно тоже чудовище. А окружающий мир конкретно здесь, я считаю, не при деле вообще никаким боком

Дуся

Мудрец

(17182)

11 лет назад

Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.
Когда сознание спит, проявляется подсознание..

Наталья Разумова

Мыслитель

(5741)

11 лет назад

Не врожденные инстинкты делают человека чудовищем: в живой природе самые примитивные одноклеточные и высоко развитые млекопитающие сосуществуют рядом, не уничтожая друг друга до полного вымирания. Страшен как раз изощрённый, далеко не спящий разум. Вот именно он и рождает всё низменное, страшное, неумолимо ведущее к гибели всего разумного.. . и беззащитного. Спит разум у чудовища – и чудовище не соверщает чудовищного. А вот не спит мозг у злого и извращенного и он становится куда более страшным чудовищем…

user userГуру (4950)

11 лет назад

я бы уточнил: страшен как тот, у кого разум “спит” и он в беспамятстве творит лихое, но еще страшнее возможно тот, кто при полной памяти и обладая тонким умом творит ужасное. С последнего и спрос куда больше, если кто будет когда спрашивать (“Страшный Суд” и пр. если верить)

Галина Старостина

Просветленный

(40887)

11 лет назад

По моему придельно просто – человек без мозга – монстр

Источник: имхо

user userГуру (4950)

11 лет назад

чел без мозга – мертвец, ну а если серьезно, то в одном из комментов на ответ выше я уже отписался по поводу кто страшнее, безмозглое чудо-юдо, или рассчетливый кощеюшка. Спб за мнение тебе, как и всем остальным тоже.

Источник