Сон обломова положительные и отрицательные моменты

Сон обломова положительные и отрицательные моменты thumbnail

Тема урока: «Сон Обломова»

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа  над  развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.                            

Оборудование: портрет И.А.Гончарова, , презентация Microsoft PowerPoint.

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

II.  Анализ произведения:

– О чём говорит название произведения?

имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.

– Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?

В главе “Сон Обломова”

–  Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» – сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

–  А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон – как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон – как идиллия, мечта.

3. Сон – как предвидение будущего.

– Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон – выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон – символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон – показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

– Какова композиция этой главы?

– Из скольких  частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

( «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

  1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
  2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
  3. Чудесная страна. Сказки няни.
  4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).

– Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

(Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.)

– Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки? (Работа по тексту с опорой на домашнее задание.) 

1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

в) любимые герои этого волшебного мира – Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.

2. Отражение древнего представления о “золотом веке” в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса “Мировая художественная культура”): 

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

в) естественность;

г) изобилие;

д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой – вечный сон.

3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе “Сон Обломова”: Обломовка –

а) мир изобилия;

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

в) мир, где всем ясно, что труд – Божье наказание за излишнюю любознательность.

– Какой образ является в главе “Сон Обломова” центральным, объединяющим все его фрагменты?

Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич – знак повторения отца, его жизни).

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка – мечта-утопия.

– Какое дополнительное прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность, социальный идеал – патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

– Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?  

Обломовка, модель патриархальной России, – идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность (обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов – “обломок”, часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты  обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Читайте также:  Классика для детей перед сном слушать онлайн

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

IV. Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) Илья Обломов        Андрей Штольц

Описание внешности, происхождение, воспитание и образование        , цели приезда в Петербург, образ жизни, идеал (норма) жизни, испытание любовью, итог жизни                

Источник

«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.

Структура эпизода

Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Обломов-подросток

Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.

Читайте также:  Видеть во сне живые цветы букет

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Сергей Зверев

    16/19

  • Ольга Богданова

    14/19

  • Александр Войтенко

    19/19

  • Низам Ташимбетов

    19/19

  • Татьяна Гайдукова

    18/19

  • Марина Ерофеева

    17/19

  • Lucy Heartfilia

    19/19

  • Егор Ветров

    19/19

  • Анжелика Тимофеева

    19/19

  • Дарина Михайлова

    19/19

Источник

Представленный урок предназначен для 10-го
класса общеобразовательной школы. Это второй
урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов».
Первый урок был посвящен изучению фламандского
мастерства И.А. Гончарова, предметному миру в
романе.

Тип урока: урок изучения
художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной
работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с
элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон
Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев,
которые повлияли на формирование двойственной
натуры героя ( с одной стороны, поэтическое
сознание, с другой – бездеятельность, апатия,
ленность жизни).

Задачи:

1. Познавательные:

  • Вспомнить с учащимися функцию сна в
    художественном произведении; привести примеры
    изученных ранее произведений, в которых
    присутствовал сон.
  • Познакомить учащихся с композиционной
    особенностью использования «Сна Обломова».
  • Выявить положительные и отрицательные черты
    жизни Обломовцев, которые повлияли на характер
    Ильи Ильича.

2. Развивающие:

  • Развитие внимания.
  • Развитие мышления.
  • Развитие воображения.
  • Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

  • Воспитание любви к урокам литературы.
  • Воспитание интереса к русским традициям,
    особенностям русского национального характера.

Оборудование: портрет И.А.Гончарова,
кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть
дней из жизни Обломова».

Оформление: к доске прикреплен портрет
И.А.Гончарова, записана первая часть темы и
вопросы, на которые ученики будут отвечать в ходе
урока.

Ход урока:

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит
познакомиться с очень значимой в контексте
романа главой, которая носит название «Сон
Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную
особенность его использования, выявим черты
жизни обломовцев, которые повлияли на
формирование характера Ильи Ильича.

Беседа (о традиции использования сна в
литературе):

Примечание: У – вопрос учителя; у – ответ
ученика.

У: Давайте вспомним, в каких изученных нами
ранее произведениях присутствовал сон?

у: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – сон Татьяны.

у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» – сон Петруши
Гринева.

у: «Баллады» В. Жуковского.

*У – вопрос учителя; у – ответ ученика.

У: Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему,
функция сна в этих произведениях, зачем их
используют авторы?

у: Через сон открываются особенности
внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в
искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах
может быть представлено и будущее.

У: А давайте подумаем, в чем особенность
композиционного использования сна в романе
«Обломов»?

у: Сон представляет собой детство Обломова, но
Гончаров не начинает роман с описания детства, а
переносит его в 9 главу. Таким образом, нам
сначала представляется герой, а потом лишь
раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к
рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим
описание Обломовки, которым открывается «Сон».
Давайте попробуем в нем найти значимые слова,
эпитеты (определения, придающие выражению
образность и эмоциональность), которыми автор
передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли
перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет,
правда, там моря, нет высоких гор, скал и
пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего
грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с
тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только,
чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно
распростерлось так невысоко над головой, как
родительская надежная кровля , чтоб уберечь,
кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и
потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя,
как будто оборачивается назад взглянуть еще раз
или два на любимое место и подарить ему осенью,
среди ненастья, ясный, теплый день.

Читайте также:  Кушать жареную рыбу во сне женщине

Горы там как будто только модели тех страшных,
где-то воздвигнутых гор, которые ужасают
воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых
принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на
них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то
разольется в широкий пруд, то стремится быстрой
нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и
чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по
сторонам резвые ручьи, под журчанье которых
сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать
вокруг представлял ряд живописных этюдов,
веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и
отлогие берега светлой речки, подбирающийся с
холма к воде мелкий кустарник, искривленный
овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как
будто было нарочно прибрано одно к одному и
мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с
ними сердце так и просится спрятаться в этот
забытый всеми уголок и жить никому не ведомым
счастьем. Все сулит там спокойную,
долговременную жизнь до желтизны волос и
незаметную, сну подобную смерть».

Ученик выделяет эпитеты и значимые слова,
остальные дополняют его: благословенный уголок;
чудный край; любимое место; живописные этюды;
веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и
т.д.

У: Сделайте вывод о том, чем было это место в
жизни Обломова.

у: Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с
вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим,
действительно ли все в ней так идеально, как
представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты
жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из
фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни
Обломова». Я прошу вас разделиться на две
команды, задачей одной команды будет нахождение
положительных моментов в обломовской жизни, а
другой – моментов негативных, отрицательных. А
для того, чтобы вам легче было выделять аспекты, я
предлагаю вам обратить внимание на 3 сферы:

  1. Картина мира.
  2. Философия жизни.
  3. Воспитание ребенка.

А потом, используя примеры из фильма и дополняя
их примерами из текста, мы ответим на вопрос:
«Действительно ли мы можем назвать Обломовку
раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма:

  1. Любопытство Илюши.
  2. Бесхозяйственность обломовцев.
  3. Всеобъемлющий сон подобный смерти.
  4. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее
    начало в смехе.
  5. Молитва.

Дискуссия между двумя группами учеников.
Результаты дискуссии оформляются в тетради и на
доске в виде следующей таблицы.

«+» обломовской жизни«-» обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа
антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь
родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира,
даже страх обломовцев перед ним (история с
оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря;
страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как
и в природе, нет катаклизмов. Естественным
процессом воспринимается и смерть, которая
приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу,
самое большое зло – это «кража гороху по
огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из
него видно, что жизнь – это механическое
повторение еды и сна (равного смерти), пустых
вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни
обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима
Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает
неумение обломовцев трудиться, отношение их к
труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование
поэтического духовного начала в ребенке при
помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от
собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что
в жизни без труда может произойти чудо, а это
приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили
в нашей таблице противоположные стороны жизни
Обломовки. И чаще всего, самого героя романа
оценивали, лишь учитывая одну сторону,
повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания
критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает
перед нами живой современный русский тип,
отчеканенный с беспощадной строгостью и
правильностью. В чем черты обломовского
характера? В совершенной инертности,
происходящей от апатии ко всему, что делается на
свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец
заспанной и все-таки поэтической Обломовки,
свободен от нравственный болезней… Он не
заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и
по условиям своего развития, Илья Ильич во многом
оставил за собой чистоту и простоту ребенка,
которые ставят мечтательного чудака выше
предрассудков своего века».

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны
есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя
исключать или абсолютизировать.

III. Итог урока:

Класс придумывает уроку тему, которая и
отражала бы двунаправленность обломовской
сущности. (Например, «Сон Обломова – мир
заспанной и поэтической души».)

Источник