Сон обломова как художественно философский центр романа
Школьное сочинение
“Обломов” — величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”.
В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды.
Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагичный герой. Уже его характер предопределяет заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий. Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее содержание.
На характер и образ жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад. Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, которое для Ильи Ильича являлось подобием жизни. Его беспомощность, тщетные попытки к возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть определены в романе как “обломовщина”. Сам же характер Обломова крупнее и масштабнее.
Гончаров чувствовал, что борения души Обломова затронут многих (как занимали его самого), и потому мучительно искал верный тон романа, отправную точку в раскрытии переживаний и сомнений героя. Не случайно рождение произведения связано с созданием идиллической картины детских лет Ильи в “Сне Обломова”. Именно там скрыт ключ к разгадке образа.
Теплые воспоминания о жизни в родительском доме воплотил Гончаров в своем герое. Даже Обломовку писатель поместил в знакомые ему места, а черты Захара заимствованы у слуг гончаровского дома. Словно со страниц романа взяты слова Ивана Александровича, написанные им в очередной приезд на родину (во время создания романа): “Лежу, отдыхаю, не выходя из халата. Около меня бегают два шалуна… братнины дети”.
Роман Гончарова берет начало из “Сна Обломова”. И не только потому, что именно с этого “эпизода из неоконченного романа” началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити произведения.
Всю первую часть романа, охватывающую один день из жизни Обломова, герой провел на диване, хотя иногда и предпринимал то робкие, меланхолические, то порывистые попытки встать с него. “Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Праздное времяпрепровождение, абсолютная бездеятельность — естественный и осознанный образ жизни Обломова.
Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия — диван, халат и туфли.
Получив неплохое, хоть и недостаточно глубокое образование, Илья Ильич переехал в двадцать лет из провинциального помещичьего имения в Петербург, преисполненный стремления реализовать себя на служебном поприще, в общественной жизни.
Как же человек, наделенный способностями, незаурядным умом, добрым, благородным сердцем мог пасть так низко, оказаться настолько мелочно придирчивым, по-детски беспомощным и смешным, полностью несостоятельным в жизни? Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя — объективный результат условий рождения и воспитания.
А главное — с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни. И как следствие постоянной мелочной опеки — неуклонное внедрение потребительской психологии в сознание барчонка. Его идеал — покой, обед на лоне природы, послеобеденный сон — навсегда лишил героя способности к осознанной трудовой деятельности.
Так в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во “Сне”.
Определяя главенствующую роль “Сна Обломова” во всем произведении, А. Дружинин писал, что эпизод “уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя. В этом отношении “Сон”, сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе”.
Эмоциональный и художественный строй “Сна” словно камертон, задающий тон всему роману, поднимает повествование до эпических масштабов.
Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя пат£йгархально-1гомещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и “обломовцев” бездушию дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Затертого, Мукоярова и других.
Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Толстого, Достоевского. Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл.
Источник
“Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды.
Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагичный герой. Уже его характер предопределяет заурядную,
неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий.
Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее содержание.
На характер и образ жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад. Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, которое для Ильи Ильича являлось подобием жизни. Его беспомощность, тщетные попытки к возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть определены в романе как “обломовщина”.
Сам
же характер Обломова крупнее и масштабнее.
Гончаров чувствовал, что борения души Обломова затронут многих, и потому мучительно искал верный тон романа, отправную точку в раскрытии переживаний и сомнений героя. Не случайно рождение произведения связано с созданием идиллической картины детских лет Ильи в “Сне Обломова”. Именно там скрыт ключ к разгадке образа.
Теплые воспоминания о жизни в родительском доме воплотил Гончаров в своем герое. Даже Обломовку писатель поместил в знакомые ему места, а черты Захара заимствованы у слуг гончаровского дома. Словно со страниц романа взяты слова Ивана Александровича, написанные им в очередной приезд на родину : “Лежу, отдыхаю, не выходя из халата.
Около меня бегают два шалуна… братнины дети”.
Роман Гончарова берет начало из “Сна Обломова”. И не только потому, что именно с этого “эпизода из неоконченного романа” началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити произведения.
Всю первую часть романа, охватывающую один день из жизни Обломова, герой провел на диване, хотя иногда и предпринимал то робкие, меланхолические, то порывистые попытки встать с него. “Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Праздное времяпрепровождение, абсолютная бездеятельность – естественный и осознанный образ жизни Обломова.
Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия – диван, халат и туфли. Получив неплохое, хоть и недостаточно глубокое образование, Илья Ильич переехал в двадцать лет из провинциального помещичьего имения в Петербург, преисполненный стремления реализовать себя на служебном поприще, в общественной жизни.
Как же человек, наделенный способностями, незаурядным умом, добрым, благородным сердцем мог пасть так низко, оказаться настолько мелочно придирчивым, по-детски беспомощным и смешным, полностью несостоятельным в жизни? Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания.
А главное – с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни. И как следствие постоянной мелочной опеки – неуклонное внедрение потребительской психологии в сознание барчонка. Его идеал – покой, обед на лоне природы, послеобеденный сон – навсегда лишил героя способности к осознанной трудовой деятельности.
Так в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во “Сне”.
Определяя главенствующую роль “Сна Обломова” во всем произведении, А. Дружинин писал, что эпизод “уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя. В этом отношении “Сон”, сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе”.
Эмоциональный и художественный строй “Сна” словно камертон, задающий тон всему роману, поднимает повествование до эпических масштабов.
Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя патриархально-помещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и “обломовцев” бездушию дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Затертого, Мукоярова и других.
Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Толстого, Достоевского. Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл.
Loading…
Источник
Писатель вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова.
Эта глава помогает выяснить, как формировался характер Обломова.
Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно возвращается в детство. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо» . На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть» . Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос Обломов. Детство героя прошло во времена крепостного права, но автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества. В Обломовке все: и помещики, и крестьяне – живут в довольстве и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто… » Наиболее распространенным «преступлением» является кража гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох, когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают, что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива. Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака. Главной заботой обитателей Обломовки является пища. От голода никто не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи: «Об обеде совещались целыми домом.. .Всякий предлагал свое блюдо.. .» После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное подобие смерти» . В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов. Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку? Детство Обломова прошло в атмосфере беспечности и безделья. Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет неприспособленным к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел, что безделье – обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» . От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева» . Но пансион, где учился Обломов, находился рядом с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой, чтобы дитя не перетруждалось.
“Сон Обломова” – своеобразная мечта Обломова, воплощение,
с его точки зрения, идеальной жизни. Сон даёт представление
об окружавшей маленького мальчика атмосфере, описывается
вся будущая жизнь главного героя.
Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром
картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние
часы, история с письмом, кормление булочками… ) навсегда
остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной
и сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский
быт, служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать.
Источник
Что же являет собой идеал жизни Ильи Ильича? Традиционно вслед за всей критикой и самим автором пр инято считать этим идеалом «Сон Обломова» с его несбыточно спокойной и ленивой Обломовкой. Нет там ничего «дикого и грандиозного»: ни моря, ни гор, ни всего, что пугает своей неизведанностью. Даже небо там «ближе жмется к земле, чтоб уберечь… избранный уголок от всяких невзгод». Обломовка и во сне Ильи Ильича лишена всякой романтики. Люди здесь, как и повсюду в России, меньше всего озабочены налаживанием собственного быта: все в разорении. Полуразрушенная и покосившаяся изба, в которую хозяин и не помещается, а «три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней»; галерея господского дома, по которой ходят только дворовые (господам запрещено, настолько она ветхая), вдруг обваливается, и «все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!». Все любят рассказывать сказки, искусно избегая в них «всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались у него уже в рабстве до старости… Сказка… до конца жизни сохраняет свою власть». Так и грезит Илья Ильич волшебной страной, «где нет зла, хлопот, печалей, где хорошо кормят и одевают даром.
Сон является своеобразной метафорой всей жизнью героя. Бежать хочется, стремления вроде бы не дают покоя, а ноги не идут. Сон сковывает все существо Ильи Ильича. События и люди проходят мимо, как тени во сне. Он тянется к ним, а двинуться не может, все существо его спит. Сон как главное состояние Обломова, усиливает ощущение оцепенения всей его жизни. Это как бы пограничное состояние между жизнью и небытием. Илья Ильич не хочет пробуждаться, и, как слуга Захар ни старается, барин все же погружается в свой сладкий мир грез. Почему же Обломов не хочет жить реальной жизнью, а предпочитает плен сна? Может, оттого, что петербургское окружение его не устраивает, он не присоединен к нему, и поэтому, не найдя людей близких, Обломов бежит от деятельности? Все это так. Но вот приезжает Штольц – единственный друг Ильи Ильича, человек, который по-настоящему болеет за Обломова, хочет пробудить его к деятельной жизни.
Штольц и Обломов.
Несмотря на то, что Штольц и Обломов – друзья детства, условия, в которых они выросли, разительно отличаются.
В Штольце с детства воспитывалась привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он рано стал незаменимым помощником отца, чьи поручения регулярно выполнял, получая при этом жалование. Существенно, что он выходец из мещанского сословия, вероятно, не случайно, что он наполовину немец, приученный к деловитости и педантичности. Немаловажно, что мать его была русская, и он, благодаря ее мечтательности, душевности, причастности к искусству и широте натуры вышел из «узенькой немецкой колеи» на такую дорогу, «какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Штольц сам пробивает себе эту дорогу в жизни. Его отец, служивший управляющим имением, крепостной фабрикой, был технологом и агрономом. Отсюда и жажда знаний у Штольца, который блестяще окончил университет в Москве, затем продолжил образование в Европе. Выйдя в отставку Штольц активно занимается коммерцией, не теряя при этом связи ни с чиновничьим, ни со светским миром, куда в конце концов вводит и Обломова.
Штольц постоянно пополняет и обогащает свои знания, много читает. Идеалом его жизни является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Высокую духовность, доставшуюся ему от матери он успешно сочетает с активно практической деятельностью, трезвостью и расчетливостью, унаследованными от отца.
В замысел Гончарова входило изобразить положительный тип нового деятеля в России. Автор наделил Штольца массой положительных качеств: он преданно дружит с Обломовым, глубоко любит Ольгу, идут по жизни «твердо, бодро». Самое главное его достоинство заключается в том, что он непримиримый отрицатель и противник обломовщины в различных ее проявлениях. Именно он точно поставил диагноз болезни друга и нашел точное и убийственное слово: «Это… какая-то… обломовщина».
Проблемы любви в романе.
Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым, прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…
Обломов все-таки очнулся ото сна. Он все более открывается для жизни. И знакомство его с Ольгой Ильинской (значимая фамилия!) еще теснее подвигает Илью Ильича к необходимости действительного преображения. И то, что, уезжая, Штольц завещает Ольге следить за Обломовым, чтобы тот не погрузился опять в привычный ему ритм жизни, связывает усилия друга и еще более близкого человека, каким станет Ольга для Обломова, в единую нить, по которой Обломов должен выйти из темного лабиринта, удобного и привычного, но разрушающего его душу, – обломовщины.
«Настойчивый взгляд Ольги», как писал автор, сделал то, что не удалось Штольцу. Обломову перестало быть удобно в халате, в ленивой позе.
Будучи человеком естественным и прямодушным, обломов не может сделать Ольге дежурного комплимента, более того, дорожа ею, не может позволить фальши по отношению к ней. Ольга оказалась созвучна ему, она тоже не терпит никакой искусственности.
Перед нами открывается новый, чувствующий, живущий Обломов. Но, испугавшись внезапного чувства и не понимая всей его глубины, Илья Ильич приписывает его своего рода болезни. Обломов боится привязаться к кому бы то ни было всем сердцем, у него нет сил принять эту любовь, и он возвращается к прежнему своему состоянию, считая его уже для себя естественным. «Мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не справлюсь», – пишет он в письме.
Однако Ольга сумела развеять его сомнения, и вот они опять вместе, и верят в свое будущее счастье вдвоем. Обломов делает Ольге предложение, но парадоксальным образом пытается отдалить счастливую семейную жизнь и бесконечно откладывает официальную помолвку.
Переехав на Выборгскую сторону Обломов погружается в созерцание хлопот своей хозяйки – вдовы Пшенициной, которая бесконечно мила и предупредительна по отношению к нему. Так он и жил, как пишет автор, «слушая постукивание маятника, треск кофейной мельницы и пение канареек». Оправдываясь незначительными причинами, Обломов почти перестает бывать у Ильинских, вызывая беспокойство Ольги. Ему все еще кажется, что любит девушку, но от мыслей о предсвадебной суете, о подарках, которые ему и купить то не на что, и вообще о переменах в своей жизни, Илье Ильичу становится не по себе, и все чаще в его голове всплывают вопросы: «Господи» Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?» Обломов мечтает о «едва ползущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жизни» и понимает, что с Ольгой, вено зовущей его куда-то, жаждущей от него изменений его «ленивого естества», этой спокойной, тихой жизни не будет.
Не дождавшись Обломова, Ольга приезжает сама, в очередной раз выдернув его из сонного состояния. Но полученное из Обломовки письмо о том, в каком запустении находятся дела, возобновляет его сомнения, и вот уже Ольга кажется ему постаревшей, «скованной, точно льдом». Разрыв неизбежен, хоть и болезненен для обоих.
И вот уже Захар снова накидывает не Обломова халат – символ его прежней жизни. По словам автора «все погрузилось в сон и мрак около него». У Обломова началась горячка.
Оправившись от болезни и от любви, Обломов много времени проводит с хозяйкой, которая «стала жить по-своему полно и разнообразно… без увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нервов», она «полюбила Обломова просто», такого, каков он есть. Теперь и Илье Ильичу не надо никуда стремиться, никак меняться.
Даже приехавший Штольц не может всколыхнуть былых чувств в Обломове, который просит его передать Ольге, что «погиб, умер, пропал». И в душе его уже не любовь, а «стыд и горе».
Стыдится прошлых чувств и Ольга, испытывая вину, что не разглядела невозможность изменить Обломова, которого просто придумала себе. Встреча со Штольцем приводит к пониманию, что только ему она может безгранично доверять. Именно на доверии и уважении строятся ее чувства к Андрею, с которым она развивается и совершенствуется, становится «выше, умнее и тоньше».
Ни женитьба на Агафье Пшеницыной, ни рождение сына Андрея не вернули Обломову радость жизни. Он медленно угасает, поручив перед смертью заботу о сыне Штольцу.
Тема 2.4
Иван Сергеевич Тургенев
(1818—1883)
Жизненный и творческий путь.
В блестящей плеяде художников слова, идейно и творчески воспитанных передовой литературой и критикой 1840-х гг., Иван Сергеевич Тургенев занимает особое место. Он был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими «Записками охотника», которые способствовали освобождению крепостных крестьян. Его социально-психологические романы оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Когда начинающие литераторы обращались к Тургеневу за советами, он никогда 198 не открывал им секреты своего мастерства, а серьёзно говорил: «Вы должны себя делать, человека из себя делать». Творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля, его женские образы очаровательны и подкупают своим обаянием. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 1840-х гг.
Детство будущего писателя прошло в имении матери Спасском-Лутовинове. Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному и богатому роду. Его предк упоминались в летописях времен Ивана Грозного. Однако к началу XIX века род Тургеневых обеднел, и молодой поручик кавалергардского полка Сергей Николаевич Тургенев решил поправить свое материальное состояние, женившись на одной из богатейших невест Орловской губернии – Варваре Петровне Лутовиновой.
Первые годы после женитьбы Тургеневы провели в Орле, где у них родился первенец Николай, а потом второй сын, Иван, который очень любил отца, занятого, к сожалению, только собой. В доме властвовала деспотичная Варвара Петровна, испытывавшая к маленькому Ивану ревнивую, эгоистичную любовь и требовавшая от сына взамен безграничного обожания отказа от всяких других интересов.
Бессмысленная жестокость странно сочеталась в характере Варвары Петровны с тягой к красоте. Она обожала природу, роскошный лутовиновский парк не имел себе равных. В поместье был домашний театр, богатая библиотека. Детям Тургеневых дали хорошее образование. Уж в раннем детстве Иван Сергеевич хорошо говорил и писал на нескольких языках. Любовью к русскому языку и литературе Тургенев был во многом обязан Леонтию Серебрякову – актеру и поэту в имении Лутовиново.
В 1827 году семья переехала в Москву, чтобы дети могли продолжить образование. Сначала Иван Сергеевич учился в частных пансионатах, затем успешно сдал экзамены в Московский университет, а через го перевелся на философский факультет Петербургского университета. К тому времени родители уехали за границу, так как отец был болен и нуждался в лечении.
Тургенев с удовольствием учился, был завсегдатаем театров и литературных салонов, много времени посвящал изучению философии. В студенческие годы он познакомился с профессором русской словесности Плетневым, в доме у которого впервые увидел Пушкина. К этому времени относятся его первые литературные пробы.
Окончив Петербургский университет, Тургенев продолжил образование в Берлине, изучая философию. В 1842 году по окончании Берлинского университета Тургенев вернулся на родину и поступил на службу в министерство внутренних дел, где начальником его оказался Владимир Иванович Даль – писатель и крупнейший знаток русского языка. Служба не принесла Тургеневу удовлетворения, и спустя полтора года он вышел в отставку.
В 1843 году вышло в свет отдельным изданием первое значительное произведение Тургенева – поэма «параша», которой критики дали блестящие рецензии. Успех произведения окончательно утвердил Тургенева на писательском пути.
Большую роль в судьбе Тургенева сыграла встреча с французской певицей Полиной Виардо, любовь к которой он пронес через всю жизнь. Варвару Петровну глубоко возмутили слухи об этой связи, и, желая удержать свое влияние на сына, она перестала высылать ему деньги. Тургенев отдалился от матери и стал профессиональным писателем, живущим за счет гонораров.
Вышедшие в 1852 году «Записки охотника» встревожили правительство. Поводом для его ареста стал некролог, написанный в связи со смертью Гоголя. Будучи в заключении Тургенев написал «Муму», придав барыне черты своей матери. После ареста писатель был сослан в свое имение, где написал несколько повестей. Но подлинная слава пришла к писателю с появлением его романов, где наряду с новым героем разрабатываются новые темы: революции, поиска смысла жизни, судеб «дворянских гнезд» и народа, взаимоотношений «отцов» и «детей». В 1855 году выходит его первый роман «Рудин», посвященный передовой дворянской интеллигенции.
Несогласный с рецензией Добролюбова на свой роман «накануне», Тургенев потребовал от Некрасова не печатать разгромную статью, и после его отказа покинул журнал «Современник», с которым сотрудничал несколько лет.
Осенью 1860 года Тургенев начинает работать над романом «Отцы и дети». Произведение еще не было закончено, когда вышел манифест об отмене крепостного права и появилась видимость свободы. Но очень скоро Тургенев убедился, что крестьяне вновь обмануты, а свобода оказалась мнимой. «Отцы и дети» были опубликованы в журнале «Вестник» в феврале 1862 года.
Рекомендуемые страницы:
Источник