Сон обломова и его роль в романе
Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.
Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.
Обломовка – крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, – это для крепостных Ванек да Захарок.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», – решил Ильюша и остался во власти лени.
Вывод
С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Источник
Анна Чулкова
3 декабря 2015 · 69,1 K
Развиваю умение играть словами
Этот отрывок демонстрирует в каких условиях и среди какого окружения рос герой. И как эти факторы в будущем отразились на нем самом.
Атмосфера в Обломовке сонная, расслабленная, медлительная. Это то место, где жители даже не знают где Москва и Петербург. Все только и заняты приготовлениями кушаний, послеобеденным сном и разговорами.
Родители излишне опекают Обломова, не дают делать ему самому что-то , тем самым отбивают самостоятельность, порывы к деятельности и интерес к миру. Это делает его изнеженным и ленивым.
Он растет в окружении людей, которыми не движут никакие цели. Где все спят, как буквальном смысле, так и в переносном. Где люди живут в своем мирке, там ничего не происходит. Дни похожие друг на друга считаются нормой.
Однообразие жизни нисколько не смущает обитателей Обломовки, им не нужна активность и совершенно чужда любознательность. Другой жизни они себе не представляют.
Взрослые не показывают ребенку мир, когда ему хочется побольше увидеть и узнать.
Живость ума, активность гибнут в этом омуте сна, взамен приходит лень, беспечность, отсутствие интереса ко всему и силы воли.
Обломов становится мечтателем, философом, потому как обстановка и наличие времени к тому располагает.
Такая жизнь принимается как единственно верный путь и закладывается подсознательно в Обломова, в дальнейшем определяя его путь.
Как Гончаров определил значение комедии?Мильон терзаний
И.А.Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал:
“Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия”
“Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум».”
Прочитать ещё 2 ответа
Как изучить английский язык?
Онлайн-школа английского языка с качественно новым уровнем преподавания иностранных… · online-london.com
Как изучить английский? По сути, варианта четыре — в группе, в индивидуальном порядке, самостоятельно и онлайн. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому решение остается только за вами. Уроки в группах и онлайн-группах, например, выгодны с финансовой точки зрения. Также навыки общения максимально прорабатываются именно в группе, так как постоянно организуется работа в парах и группах, что помогает преодолеть языковой барьер.
Если же у Вас нет возможности посещать групповые занятия, то можно начать изучение английского самостоятельно, то плюс такого формата состоит в полной свободе действий, так как Вы сами выбираете учебный материал, график работы, способы практического применения знаний и т. д. Но, вместе с тем, в данном случае нести ответственность за весь учебный процесс — от заучивания слов и фраз до освоения грамматики и правильного произношения — будете только вы и нет обратной связи, то есть нет контроля и возникает проблема в разговорной практике. Скорее всего, это будет пассивное овладение языком.
Последнее время очень стали цениться онлайн занятия английского. В этом есть формате есть существенные плюсы: Вы можете учить английский из любой точки, что очень удобно и во время отпуска Вы не прерываетесь, гибкий график и большой выбор онлайн платформ. Есть онлайн платформы, где Вы сможете заниматься английским с носителями языка, например тут https://online-london.com/courses/
Выбор всегда остается за вами. Цените эффективность и есть свободное время: занимайтесь в группе или индивидуально. Хотите учить английский язык мобильно – выбирайте онлайн форматы. Вы дисциплинированны и всегда идет к цели – самостоятельный метод Вам подойдет.
- Занимайтесь регулярно. Оптимальный график — каждый день по 20-30 минут или через день по 1 часу. Если посвящать изучению языка меньше времени или делать между занятиями большие перерывы, то речевые навыки будут формироваться крайне медленно.
- Не «распыляйтесь». Хаотичное поглощение языковых знаний помешает вам сформировать качественные умения и навыки, сводя таким образом на нет все ваши старания. Работайте систематически и переходите к изучению нового материала только после того, как хорошо усвоите предыдущий.
- И, главное — постоянно практикуйтесь. Чтобы быстро и легко выучить английский, начинайте применять новые знания на практике буквально ежедневно. Найдите иностранных друзей по переписке, подпишитесь на англоязычные видеоканалы, переводите любимые песни, составляйте и заучивайте тексты с новыми словами. Как говорится, practice makes perfect.
Как так получилось, что Бельтов, Обломов, Печорин и Рудин стали «лишними людьми», в чём их «трагедия»?
Писатель и городской кочевник. Путешествую, читаю, думаю.
Обломов отнюдь не был лишним человеком. Он был классическим образцом русского мещанина-мечтателя. Это он по видению Гончарова не вписывался в новое общество, где уже вовсю бродили капитал-революционные настроения. А по факту истории мещане их пережили, и здравствовали дальше. Их же потом громил в своем “Клопе” Маяковский и высмеивал Зощенко. Да и сейчас наше общество на 2/3 состоит из “обломовых”.
Мне как филологу, всегда казалось, что термину “лишний человек” во всей русской литературе соответствуют только двое – Чацкий и Печорин. В их характерах действительно есть черты людей, живущих не в свое время и не на своем месте. Людей, которые не могут себя найти в существующих условиях. Остальных уже, простите, частенько за уши притягивают к этой категории просто по принципу противопоставления социальному типажу.
Прочитать ещё 4 ответа
1. в чём видит гончаров особое положение “горе от ума” в литературе и каковы его достоинства как комедии?
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…
Комедия “Горе от ума”, по мнеию Гончарова, это картина нравов, галерея живых типов, острая, жгучая сатира. Но она все равно остается комедией. Она не выдуманная, ведь такое существовало и существует в каждом отдельном периоде времени. На примере группы из 12 действующих лиц, словно луч света в капле воды, отразилась Москва того времени, ее рисунок, ее дух и нравы. И Гончаров утверждает, что такая картина будет существовать в обществе всегда: всегда найдутся Фамусовы, Чацкие и Софьи.
Прочитать ещё 1 ответ
Как убедить человека, что «Чёрный квадрат» Малевича — шедевр?
Я думаю, это можно сделать, но не нужно. Ведь убеждение – это еще не понимание. Вы можете найти довод или мнение авторитета (для этого человека), которые заставят человека признать сам ярлык “шедевр”, но это совсем не то же самое, что “увидеть и понять, что в этом есть что-то важное”. Как однажды заметил Пруст: недостаточно окружить себя шедеврами, чтобы они стали шедеврами – нужно вырастить внутренние душевные аналоги, благодаря которым мы видим.
Так что можно лишь помочь человеку в самообразовании (ведь без знания истории искусства Черный квадрат никак не оценить), но даже это возможно только если у него есть искренний интерес и желание понять. Если их нет – все тщетно.
Источник
«Сон Обломова» – это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.
Источник
(435 слов) Роман Гончарова «Обломов» — это, наверное, один из самых поэтичных русских романов; он наполнен удивительной любовью к родной земле, к ее скромной красоте и необъятной широте ее просторов. С такой же сердечной теплотой относится писатель и к своим героям. Не найдется в романе ни одного отрицательного персонажа, не найдется ни слова осуждения. Особую мягкость и лиричность слог автора приобретает в главе «Сон Обломова», создавая совершенно особое настроение у читателя, проникающего в самую глубину души Ильи Ильича Обломова – главного героя романа. Невероятной нежностью сознание героя отзывается на дорогие сердцу воспоминания о детстве, о родной деревне, семье и дворовых. «Сон Обломова» — одна из самых важных глав романа, она дает нам ключ к пониманию характера героя и его судьбы.
Из сна мы узнаем о том месте, где провел свое детство Обломов, где сформировался его характер и привычки. Сама Обломовка становится отражением внутреннего мира героя. «Нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого» в этом месте. «Небо так, кажется, напротив, ближе жмется к земле…разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью», как «родительская надежная кровля», оно стремится защитить от любых невзгод.
Так и в душе Обломова царит неспешное, безмятежное движение, прекрасное для того, кто смог его понять. Не зря автор пишет об Обломовке: «измученное волнениями …сердце так и просит спрятаться в этот забытый всеми уголок». К Илье Ильичу так же тянутся тревожные, погруженные в шторм жизненных невзгод и радостей сердца окружающих, например, его друга Штольца и возлюбленной Ольги. Сам Обломов далек от шумного морского прибоя жизни, он смущает его разум и волнует «хрустальное» сердце, кажется, оставшееся совсем детским, привыкшее к опеке и постоянной ласке. Как у ребенка, у него «выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы» при встрече с матерью в своем удивительном сне.
Нередко няня Обломова называет его «баловнем». Сложно поспорить с тем, что мальчик, как коконом, был окружен вниманием домашних и дворовых. Конечно, леность Обломова, беспечность его быта и привычки – результат воспитания. Герой – само олицетворение неспешной жизни русского дворянства, умного, талантливого, но растратившегося свои силы, увядшего среди полуразрушенной романтики старого мира. В мире новом, в мире реформ и свершений, такие, как Обломов, становятся лишними; героями величают «штольцев», деятельных и предприимчивых.
Пробудившись ото сна, Илье Ильичу неизбежно придется столкнуться с реальным миром, который для героя остается чужим, враждебным местом, где запущена и разграблена деревня Обломовка, где незаметно, подобно мертвенной тоске, замерла жизнь его, далекая от греющих душу пасторалей.
Обломов – это образ, в котором Гончаров показал трагедию дворянского сословия с их разоряющимися гнездами и невоплощенными мечтами. Сон Обломова – канувшая в прошлое сказка. Окончательно сон Ильи Ильича растворяется, как дымка, когда вдруг сам герой понимает, что спит, горько называя не только свой недуг, но и недуг целой эпохи своим именем – «обломовщиной».
Автор: Екатерина Озаровская
Источник
Сон Обломова. Своеобразие эпизода и его роль в романе
«Сон
Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе»
«Сон Обломова» – это особая глава романа.
«Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер
Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья,
уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух
деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили
их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира,
боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и
приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и
тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить
грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь
день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она
наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы
дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его
растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться.
Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время,
когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время
всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и
галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир.
Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов
стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому
привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить
в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью
зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу
сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали
поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во
взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень
и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за
житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место
обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что
чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не
любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие
отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с
учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его
другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим
развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и
упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать,
как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления
обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление
многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана»
потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность
Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на
некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с
ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через
несколько лет умер.
Источник