Сон обломова глава 9 часть 1 план

Сон обломова глава 9 часть 1 план thumbnail

1. Илья Обломов видит во сне родное имение Обломовка. Здесь царит тишина и спокойствие. Вокруг Обломовки раскинулись веселые, но скромные и простенькие пейзажи:

“Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей.”

“…общим видом этой скромной и незатейливой местности.”

“Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!”

2. Жители Обломовки отличаются невозмутимым спокойным нравом, поэтому в этой местности не бывает серьезных преступлений. Обломовцы почти не общаются с жителями других деревень и редко выезжают куда-то по делам. Продолжительность жизни в Обломовке очень высока благодаря их образу жизни:

“Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.” 

“Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.” 

“В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.”

3. Далее Илья Обломов видит себя во сне 7-летним мальчиком в родной Обломовке. Это обычный день из жизни маленького Илюши. Мальчик хочет резвиться и исследовать мир вокруг, но родители слишком опекают его, так как боятся, что он поранится, заболеет и т.д.:

“Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. 

“Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг…” 

4. Мать и отец Обломова являются очень ленивыми людьми, как и все обломовцы. Отец весь день сидит у окна и делает вид, что управляет имением. Мать тоже почти не занимается хозяйством:

“Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” 

“И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку…” (автор иронично о матери Обломова)

5. В ленивой Обломовке главной заботой является пища и вкусные обеды. Обломовцы выращивают отличную птицу, делают прекрасные варенья и соленья и т.д.:

“Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом…” 

“Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!” 

“Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!”

6. Обеденный сон является важнейшей частью жизни в Обломовке. Каждый день и хозяева, и крестьяне ложатся спать, бросив все свои дела. В эти моменты резвый Илюша делает все, что хочет:

“И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.” 

“Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.” 

“А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь. Он был как будто один в целом мире; он на цыпочках убегал от няни…” (об Илье)

7. Затем Обломову снится зимний вечер, когда няня рассказывает мальчику сказки. В Обломовке не только дети, но и взрослые верят в небылицы и чудищ. Во взрослой жизни Обломов будет страдать от привитых ему суеверий (от страха темноты и др.):

“Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса…” 

“Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть — едва знает, и на каждом шагу все ждет чего-то страшного и боится. И теперь еще, оставшись в темной комнате или увидя покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски; смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером.”

8. Далее Обломов видит себя 13-14-летним мальчиком. Избалованный и ленивый Илюша с трудом учится в пансионе немца Штольца. К этому возрасту юный Обломов уже во многом похож на свою ленивую родню, и старику Штольцу не удается перевоспитать его:

“Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.” 

“Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.”

9. Обломов видит во сне множество обычаев, которые соблюдаются в Обломовке. Обломовцы не задумываются о смысле жизни, ее целях и т.д. — они просто следуют обычаям и традициям, отмечая крестины, свадьбы и т.д., а в перерывах погружаются в обычную апатию:

“И вот воображению спящего Ильи Ильича начали так же по очереди, как живые картины, открываться сначала три главные акта жизни, разыгрывавшиеся как в его семействе, так у родственников и знакомых: роди́ны, свадьба, похороны. 

Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок.” 

“Они с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, пира, церемонии, а потом, окрестив, женив или похоронив человека, забывали самого человека и его судьбу и погружались в обычную апатию, из которой выводил их новый такой же случай — именины, свадьба и т.п.” 

10. Однажды в Обломовке рушится часть дома, из-за чего погибает наседка с цыплятами. Это вызывает переполох в имении, но затем ремонт дома, как обычно, откладывается на неизвестный срок:

“Так, например, однажды часть галереи с одной стороны дома вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…” 

“Потом, недели через три, велено было Андрюшке, Петрушке, Ваське обрушившиеся доски и перила оттащить к сараям, чтоб они не лежали на дороге. Там валялись они до весны.”

11. Далее Обломов видит во сне зимний вечер в родительском доме. Вся семья сидит в гостиной при одной свече. Обломовцы очень экономны и неохотно покупают то, что сами не производят. Автор рассказывает о скупости обломовцев, которая порой доходит до абсурда:

“Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме…” 

“В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера.”  

“Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались.” 

“Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью.”

12. Обычный зимний вечер в доме Обломовых проходят скучно и однообразно. Собравшись в гостиной, члены семьи обычно молчат, так как у них нет новостей; иногда они обсуждают какие-то мелочи, иногда смеются. Обломовцам нравится такая скучная жизнь, и они не хотят перемен. Илья Обломов видит во сне много таких однообразных вечеров в доме:

“На креслах в гостиной, в разных положениях, сидят и сопят обитатели или обычные посетители дома.Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом…”

“Видит Илья Ильич во сне не один, не два такие вечера, но целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.  

Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него.” 

“Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора, или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне.”

13. Однажды в Обломовку кто-то присылает письмо. Это вызывает невиданный переполох в имении. На четвертый день обломовцы решают распечатать письмо. Оказывается, что один знакомый просит прислать ему рецепт пива. Родители Обломова откладывают ответ на потом и, вероятно, никогда не посылают рецепт приятелю:

“Все обомлели; хозяйка даже изменилась немного в лице; глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. 

— Что за диковина! От кого это? — произнесла наконец барыня, опомнившись.” 

“Наконец не вытерпели и на четвертый день, собравшись толпой, с смущением распечатали. Обломов взглянул на подпись.” 

“Оказалось, что Филипп Матвеевич просит прислать ему рецепт пива, которое особенно хорошо варили в Обломовке.”

14. Обломову снится один из тех понедельников, когда родители разрешают ему не ехать в школу. Такие понедельники случаются часто: родители нередко оставляют Илюшу дома, чтобы тот не уезжал на всю неделю в пансион. Отец и мать находят массу предлогов, чтобы сын пропускал занятия и отдыхал дома. В итоге Илюша по нескольку недель не ездит на уроки:

“Впрочем, Илье Ильичу снятся больше такие понедельники, когда он не слышит голоса Васьки, приказывающего закладывать пегашку, и когда мать встречает его за чаем с улыбкой и с приятною новостью:— Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?” 

“И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает.” 

15. Далее Обломов видит свой обычный день, когда ему 14 лет. Избалованный Илюша уже привык, что слуги все делают за него. Иногда резвому Илье хочется что-то сделать самому, но родители тут же присекают эту инициативу:

“…ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: 

— Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!.. 

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя.После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать: «Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»…”

16. Иногда Илюше удается вырваться из дома и поиграть, например, со снегом. Но бдительные родители тут же пресекают эту шалость и держат ребенка три дня в кровати, чтобы предотвратить простуду:

“Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.” 

“…потом напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки…”

На этом заканчивается “Сон Обломова” – одна из центральных глав знаменитого романа “Обломов” Гончарова.

Читайте также:  Уволили с работы во сне с четверга на пятницу

Источник

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Главные герои

Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.

Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.

Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.

Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.

Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Читайте также:  Исламский сонник видеть во сне лошадь

Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».

Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Заключение

Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.

После ознакомления с кратким пересказом «Сна Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Наталья Калина

    9/10

  • Адель Багаутдинов

    10/10

  • Айдыс Айылдаа

    10/10

  • Неартем Дуров

    9/10

  • Едуард Сычёв

    9/10

  • Мария Егорова

    8/10

  • Анастасия Будакова

    10/10

  • Асиф Искендеров

    9/10

  • Залина Уруцкоева

    9/10

  • Миха Максименко

    10/10

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 3385.

Источник

Разработка урока литературы на тему «И.Гончаров. Роман «Обломов». Анализ главы 9. «Сон Обломова».

10 класс

Тема: И.Гончаров. Роман «Обломов». Анализ главы 9 «Сон Обломова».

Цель: 1.Осмысление образа главного героя романа через анализ главы 9. Определении роли сна в системе произведения.

2.Обучение анализу произведения. Развитие критического мышления обучающихся через осмысленное чтение произведения.

3.Содействие нравственному воспитанию обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; смысловое чтение; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

Предметные: умение анализировать литературное произведение; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Ход урока:

1.Мотивация.

Сегодня на уроке в центре нашего внимания роман И.Гончарова «Обломов», а именно глава 9, описывающая сон Ильи Ильича Обломова. В качестве эпиграфа к уроку можно взять слова самого героя произведения:

«Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, – право?»

«Сны — отражение реальности. Реальность — отражение снов». (Зигмунд Фрейд)

– Как вы понимаете данные высказывания?

2.Целеполагание.

– Исходя из темы урока и эпиграфа, поставим перед собой цели нашего занятия.

3.Подготовка к основному этапу занятия.

– Какова роль сна в нашей жизни? (Ответы учеников)

– В каких русских произведениях 19 века авторы используют эпизоды сна?

(Сон Светланы в балладе «Светлана»В.Жуковского, сон Татьяны Лариной в романе А.Пушкина «Евгений Онегин», сон Гринёва в «Капитанской дочке» А.Пушкина, сны Катерины в пьесе «Гроза» Н.Островского, сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.Достоевского…)

– С какой целью русские писатели включают в свои произведения сон?

(У Жуковского: сон есть отражение страхов Светланы, ожидающей своего жениха; Татьянин сон – предсказание, предопределение будущего героев, сон пророческий; сон Гринёва предваряет грядущие события, также вещий; сок Катерины – способ отражения постепенных глубоких изменений, происходящих в душе героини; сны же Раскольникова отражают физическое и нравственное состояние героя, совершившего преступление.)

– Каково функция сна в романе Гончарова – ответим в конце наших размышлений.

4.Анализ текста.

– С какой целью автор начинает главу с описания природы? (Отображает состояние героя, а также оказывает влияние на его характер.)

– Какова картина природы? Зачитать отрывки. (+ «Благословенный уголок земли», «чудный край»,« все идет обычным, предписанным природой общим порядком»)

– Что из себя представляли деревенские избы обломовцев? как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны», «одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней», « Крыльцо висело над оврагом»…)

– Как данные высказывания характеризуют обломовцев? (Бесхозяйственность, леность, безразличие)

– Как относятся обломовцы к «чужим»? («Интересы их были сосредоточены на них самих», «Мальчишки первые заметили его и с ужасом прибежали в деревню с вестью о каком-то страшном змее или оборотне, который лежит в канаве», «Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог…Нездешний, так и не замайте!Пусть его себе! И ходить не по что было вам!» Это примеры черствости, равнодушия к страданиям других, недалёкости ума, отсутствие их даже у стариков.)

– В какие моменты видит себя во сне Илья Ильич? (Ребёнком в имении родителей, подростком – «вселе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян».)

– Каковы утро, день, вечер семьи Обломовых? Родители? Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни», «Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», «И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным…», «Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом», «И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью», в полдень все спали, вечером Илюша слушал сказки, «И старик Обломов и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном издании старины, в устах нянек…». )

– Какова главная забота в Обломовке? («Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».)

– Что говорили по завершении дня? Почему? («Вот день-то и прошел, и слава богу! – говорили обломовцы, ложась в постель, кряхтя и осеняя себя крестным знамением. – Прожили благополучно, дай бог и завтра так! Слава тебе, господи! Слава тебе, господи!» Не любили суеты, лишних движений, переживаний, хлопот, кроме привычных, боялись нарушить обычный ход дня, были осторожны. Так однажды вызвало большой переполох письмо с просьбой написать рецепт пива, Обломовы не сразу решились даже его прочитать.)

Читайте также:  Ребенок во сне кашляет от соплей чем помочь

– Почему образ жизни не меняется в Обломовке ? («Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность, как огонь Весты».)

– Как относились в доме к Илюше? (Чрезмерная «нежная заботливость», опека – «и не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя», не позволяли выходить «за ворота», на ночь рассказывали сказки, страшные рассказы, баловали, лелеяли «как экзотический цветок в теплице», цель – здоровый, румяный ребёнок,« понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду», «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь, здоровье дороже всего в жизни», «любят фантазировать о будущем Илюши».)

– Каким показан Илюша в детстве? («Ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом», ему хотелось увидеть мир и за пределами дома, любил слушать сказки, верил всему, что рассказывали, хотелось играть, резвиться, быть в движении,«он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь», когда все спали.)

– Как Илюша относился к рассказам няни? («Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ», «Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости», «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне, его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей, у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы», «Заселилось воображение мальчика странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей».Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это  утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги. В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие,  мягкость, утончённость. )

– Каким показан Илья Ильич в 13-14 лет? отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов», «бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска», «Посмотришь, Илья Ильич и отгуляется в полгода, и как вырастет он в это время! Как потолстеет! Как спит славно! Не налюбуются на него в доме, замечая, напротив, что, возвратясь в субботу от немца, ребенок худ и бледен», «сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», «он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая», «а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки».)

– Чему верили в Обломовке? Почему? («В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят… – так сильна вера в чудесное в Обломовке!» Не знали и не хотели знать иного, того, что за пределами Обломовки, их устраивали сказки, небывальщина, которая далеко или проходит мимо: «жизнь как покойная река текла мимо них». Не задумывались над нравственными вопросами. Это признак духовной лени, «мёртвой души».)

– Как обломовцы относились к труду? (Как к наказанию. Не любили трудиться. Дом постепенно ветшал. Автор иронизирует над отцом Обломова, поднимающим плетень.)

– Как относились к деньгам? («обломовцы были до крайности скупы», на всём экономили, «выдавались всегда с великим соболезнованием»,«соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги», «Вообще они глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и мене продуктов. Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов – держать их в сундуке».)

– Как относились к образованию, книгам? (Выгода, престиж)

Выводы:

– Какие можно выделить ключевые слова 9 главы? (Сон, покой, безмятежность, дешёво, без волнений, тишина, неподвижность.)

– Охарактеризуйте образ жизни в Обломовке. (Апатия, сонливость, спокойствие и размеренность, повторение, однообразие жизни, суеверие, безмятежность и суетность, равнодушие, пассивность, боязнь что-либо изменить, безразличие, запущенность, скупость, экономность.)

– Почему же «Отчего же я такой?» В чём причина трагедии Обломова? (В воспитании, образе жизни окружающих.)

– Почему Обломов не хочет жить реальной жизнью, а предпочитает плен сна? (Обломов не приспособлен к жизни, ленив, не привык к деятельности, не имеет интереса и целей, т.к. с детства за него всё решалось и выполнялось. Сон обращает героя в этот мир детства, где всё просто, ясно, уютно, без суеты – «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми 
уголок и жить никому неведомым счастьем». )

– Какова роль сна Обломова в системе романа? (1.Вспомним высказывание З.Фрейда. 2. Сон выступает как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя.
3.Глава «Сон  Обломова»  в романе Гончарова  «Обломов» имеет  самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров к Обломову, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.)

5.Рефлексия.

– Что нового для себя узнали на уроке?

– Какие нравственные уроки извлекли?

– В чём несчастье героя?

– Обломов – «мёртвая душа»?

– Какие положительные качества «оставило» детство?

6.Информация о домашнем задании.

Чтение второй части главы 1-4, найти цитаты-характеристики Обломова и Щтольца.

Литература.

  • rushist.com Гончаров «Обломов», часть 1, глава 9 – читать онлайн – Русская историческая библиотека

  • nsportal.ru Исследовательская работа по литературе «Сны и их роль в художественной литературе /Социальная сеть работников образования

  • www.yaklass.ru «Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».). Сочинения, Архив

  • works.doklad.ru Роль снов в произведении русских писателей 19 века – Реферат

Источник