Сон о белых горах краткое содержание
Голосование за лучший ответ
Максим Пинчук
Профи
(597)
8 лет назад
“Царь-рыба” — повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих браконьеров, Николай — о славной собаке Бойе, но больше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих героев повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет их рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придавая им художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, черты его ясно просматриваются в главах “Царь-рыба”, “Ухана Боганиде”, “Сон о белых горах”, где он внешне не присутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах. Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава “Капля”), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе “Поминки”. Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту “черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”. При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Колыпа, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмоциональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих героев. Астафьев не приемлет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, составляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.
Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содержании занимает глава “Воей”, содержащая обобщенные художественные выводы. В этой главе характеризуется личность автора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа “Царь-рыба”; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой. “Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная” уходит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительское использование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части “Царь-рыбы” больше сосредоточено на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний портрет Акима. В главах “Ухана Боганиде”, “Поминки”, “Сон о белых горах” нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов — Герцев тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе “Сон о белых горах”, углубляются и поясняются в заключительной главе “Нет мне ответа! ”. Эта глава завершает лирическое произведение Астафьева, придает ему целостность.
Источник
Буранный полустанок.
Краткое содержание.
Главный герой этого произведения – железнодорожник Едигей Жангельдин по прозвищу “Буранный”.
Едигей получил контузию на войне, а по возвращении узнал о смерти единственного сына.
После войны, он переезжает с женой на Буранный полустанок, где прошла его жизнь и была работа. В книге говорится о смерти Казангапа, с которым Едигей дружил с детства.
На Буранном полустанке, Едигей знакомится с школьным учителем Абуталипом Куттыбаевым, который тоже воевал и побывал в плену в Югославии.
Далее описывается тяжёлая жизнь в Буранном полустанке, связанная с послевоенными репрессиями, с постройкой ядерного полигона. У Казангапа есть сын Сабитжан, которого беспокоит только собственное благополучие. Он экономит даже на похоронах отца и собирается сразу-же уехать. Едигею стыдно за сына друга.
Планам похоронить друга на старом кладбище, мешает решение государственных органов, которые планируют снести кладбище и, на этом месте, построить жилой микрорайон. Едигей хочет сохранить кладбище, но его ждёт разочарование.
В книге упоминаются разные легенды и мифы древнего народа и приводятся рассуждения автора на эти темы.
Мне понравилось в этой книге то, что она обращена к памяти человека и уважения к традициям предков людей, живших на этой земле.
Время послевоенное. Поздняя осень. Дуся и Оля, две сестры-сиротки идут к ларьку. Так начинается рассказ.
Старая Ипатьева послала их за капустой. Девочки остались сиротами, и соседка год назад привезла их к старухе, которая приходилась им дальней родственницей. Старуха не обрадовалась, некоторое время раздумывала, не сдать ли девчонок в детдом. Все же оставила. Были они смирные, хорошо справлялись с домашней работой.
Дуся периодически проверяла в кармане десятирублевку. Еще в кармане была картинка из журнала. Десятка выскользнула из дырявого кармана, а Дуся на ощупь приняла за нее скатанную в трубочку картинку.
Девочки очень долго стояли в очереди, замерзли. Ботинки были холодными, а валенки они не надели, потому что на них кошка спала.
Когда наконец после многочасового ожидания подошла очередь, Дуся с ужасом обнаружила потерю денег. Девочки в отчаянии побрели домой, пытаясь найти потерянную десятирублевку. Они гадали, что с ними сделает старуха – прибьет или вообще прогонит.
И тут-то и произошло чудо – из проезжавшего мимо грузовика к ногам сестер слетели два огромных кочана капусты. Когда девочки вернулись, старухи дома не было. Они выложили капусту на стол и, не раздеваясь, сидели в темноте и ждали.
А Ипатьева сидела у подруги и плакала. Причитала, что пропали девчонки (она уже два раза ходила к ларьку), что девчонки просто золотые, как же теперь они без нее, и как же она без них. И это второе и главное чудо в рассказе – старуха, с недовольством принявшая появление в доме сирот, вдруг почувствовала, как дороги ей эти девочки. В душе Ипатьевой пробудилась любовь.
Для сестер чудом стали капустные кочаны, так нежданно и вовремя “подаренные” им, а для старухи – возникшее теплое чувство любви к “подаренным” ей сироткам.
Кикимора. Краткое содержание рассказа Альберта Анатольевича Лиханова.
В военное время, мальчик, отец которого на фронте живёт, с матерью и бабушкой возле больницы.
Через щели в заборе он наблюдает за лошадью по кличке Маша и видит, как злой конюх Мирон бьёт лошадь вожжами.
Жена и дочь Мирона, его боятся. Однажды, заболевший Мирон просит дочь Полину протопить печи, а мальчик вызывается помочь. Одна из восьми печей не хочет разгораться и Полина рассказывает, что в печи может жить Кикимора, которая вредит из-за печника, которого обидел отец.
Однажды, Мирон оклеветал мальчика и тот хотел отомстить, но потом передумал, пожалев вернувшегося с войны отца.
Вскоре, Машка убивает Мирона копытом и мальчик понимает, что нельзя быть жестоким потому, что судьба сама накажет за причиненное зло.
Нахлебник. Краткое содержание комедии Тургенева.
В роскошное поместье приезжают новые хозяева. Это спокойная и добродушная Ольга Петровна Елецкая (в девичестве Корина) и её супруг Павел Николаевич Елецкий – жёсткий петербургский чиновник.
До их приезда прибывает пронырливый и крикливый управляющий домом Тремблинский.
Встречают молодых хозяев, проживающий на содержании у Елецких,Василий Семёнович Кузовкин, нищий помещик Иванов и нечистый на руку, управляющий поместьем Егор Карташов. В имении, их приходит навестить сосед, подлый помещик Тропачёв с глупым адъютантом Карпачёвым.
Во время завтрака, Тропачёв подговаривает Елецкого напоить Кузовкина, чтобы посмеяться над ним. Его выставляют в роли шута. Кузовкин сообщает, что Ольга Елецкая его родная дочь.
Утром Елецкий предлагает Кузовкину переехать в другое место. На расспросы Ольги о причинах переезда, он рассказывает, что у матери Ольги было двое сыновей, скончавшихся вскоре после рождения, а также о том, что батюшка изменял ей с соседкой.
Но он не рассказывает о сближении с Ольгиной мамой. А доказать своё отцовство, к сожалению, не может.
После этого рассказа, супруги предлагают старику десять тысяч рублей за сохранение этих обстоятельств, в тайне.
Таким образом, показывается желание человека сохранить свою значимость, невзирая на обстоятельства.
Война шла четвертый год, немцы отступали. Майор Проскуряков послал бойцов чинить разобранный немцами мост. А наблюдать за полем вызвался младший лейтенант Растягаев. С ним пошли два солдата.
Сергей Растягаев давно рвался на фронт, но по возрасту его не брали, и сейчас он только неделю был на фронте, ни в одном бою еще не участвовал. В бинокль он заметил забуксовавшую немецкую машину. Солдаты на его возбужденный возглас отреагировали вяло. Им не было дела до пытающихся удрать немцев. Они попытались умерить пыл своего юного начальника, но безуспешно. Он заставил их развернуть брошенную немцами пушку и открыть огонь по машине. Старший из солдат, Игнат, после первого выстрела сказал, что не надо бы больше стрелять, так можно вызвать ответный огонь. Но младший лейтенант вошел в раж. В машину так и не попали, зато угодили в сельскую избу. А в ответ на огонь пушки немцы дали залп из минометов по нашей колонне. Были убиты и ранены солдаты, загорелась машина.
Майор Проскуряков увидел, как к трофейной пушке кинулись с криком бойцы, и побежал следом. С трудом ему удалось остановить расправу, в момент, когда Растягаев, с расквашенным носом, доставал из кобуры наган. Солдатам досталось сильнее. Игнат просил прощения за то, что не смог остановить лейтенанта. Растягаев просидел в кабине машины до вечера, после чего ему вернули оружие и отправили вместе с транспортом за снарядами и продуктами. И предложили по дороге подумать над своим поведением.
Для юного необстрелянного младшего лейтенанта война была игрой. Ему хотелось подвигов и славы. И в результате его необдуманных действий погибли и пострадали люди.
Прежде чем что-то сделать, надо подумать о том, к каким последствиям приведут эти действия.
Источник
Поздней осенней ночью Игнатьич выходит рыбачить. На одном из самоловов он определяет, что попалась огромная рыбина и вспоминает притчу, рассказанную ему дедом о Царь-рыбе. Дед говорил, что каждый рыбак выходит на реку и всю жизнь ищет свою Царь-рыбу. Но найдя рыбу, ее надо отпустить, потому что, во-первых, человеку ее не осилить, а во-вторых, смысл рыбацкого промысла потеряется после того, как увидишь Царь-рыбу. Игнатьич уговаривает себя не связываться с рыбиной, или хотя бы дождаться подмоги (мимо должен будет идти Командор). Однако жадность одолевает его, и Игнатьич принимается вытаскивать гигантского осетра. «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, висящих над ровно состругнутой внизу головой до перепончатого, крылатого хвоста – на доисторического ящера походила рыбина». Рыба резко поворачивается, дергает, и рыбак падает в холодную воду. Они с осетром зацеплены одним крючком. «И рыба, и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде… мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это он, человек, на земле обитает, ему и тепло надобно. Так зачем же, зачем перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть». Игнатьич пытается вскарабкаться на лодку, но осетр уводит его в глубину. Игнатьич принимается разговаривать с рыбой, объяснять ей, что ждет брата, что брат обязательно ему поможет. Наконец он решает, что на крючок ему попался оборотень. Игнатьич вспоминает все свои неблаговидные поступки, просит прощения у тех, кого обидел в жизни (в частности, у Глашки Куклиной, которая «изменила» ему в юности с военным и которую он потом жестоко наказал – бросил раздетую в холодную реку).
Мимо движется моторка. Рыба, очнувшись, делает резкое движение и отрывается от человека, уходит, смертельно раненая, на глубину. «Буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу. «Иди. Рыба.
Иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» – молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
Летит черное перо
В тайгу все чаще приезжают городские туристы. Одна группа таких рыбаков сталкивается с новым рыбинспектором Черемисиным, сменившим Семена, который ушел на пенсию. При этом «шеф» приехавших (или «зубостав», т. е. зубной врач) вначале ехидно интересуется у инспектора, не помешали ли их самоловы его промыслу. Тот с горечью отмечает, что в тайге и без них полно «рвачей». Шеф оскорбляет Черемисина, поскольку еще не знает, с кем имеет дело (он знал в лицо только Семена). Инспектор все же пытается решить дело миром, приказывает уезжать с реки и отплывает прочь. Через час он появляется вновь, застает «туристов» на прежнем месте и, невзирая ни на какие уговоры приезжих, наконец, понявших, что Черемисин – официальное лицо, отбирает улов и выписывает максимально возможный штраф: «Чтоб не тыкались! Чтоб помнили: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!». «Туристам», чтобы расплатиться, приходится продать лодку и мотор.
Уха на Боганиде
Аким родился и вырос на берегу Енисея в поселке Боганида. Его отец «поколотился на севере, подзашиб деньжонок и исчез навсегда, оставив матери Акима еще одного ребенка, как потом выяснилось, Касьянку». Мать родила Акима на шестнадцатом году. У нее никогда не было мужа, зато было много детей. Всех она заводила легко, относилась к детям радостно, особенно себя не обременяла – ребятишки «росли вольно, без утеснений и досмотра». Единственной проблемой для нее было перезимовать, и это большой семье удавалось: ни один из детей не умер, заботились о матери и подкармливали детей соседки и мужики-артельщики. Своего образа жизни мать не стыдилась и не пряталась от детей, кличка «ветренка» к ней не прилипла, старшие дети рано стали помогать ей и росли очень ответственными и работящими. Артельщики особенно уважали и ценили Касьянку, которая отличалась недетской уравновешенностью и готовностью помочь и сделать работу, которой избегали другие. Именно ей доверяли артельщики солить общую уху. Варка ухи в Чуши – почти священнодействие. Любого ребенка всегда артельщики накормят бесплатно. Дети помогают – моют посуду, подбрасывают ветки в костер. Остатки ухи Аким, с молчаливого согласия артельщиков, относит матери: у нее новый ребенок, она не выходит из дома, денег и еды у нее нет.
«Все кончилось однажды и разом». Стройку дороги остановили, и народ разъехался из Боганиды. Остались только «касьяшки», потому что им некуда ехать. Мать в последний раз получает зарплату (летом она работала резальщицей рыбы). Аким уже самостоятельно рыбачит. Мать прерывает восьмую беременность, рассудив, что ей и семерых детей поднять будет трудно. Здоровье ее очень быстро портится. Мать увозят в краевую больницу, где она и умирает. Касьянка поступает в ремесленное училище, Аким устраивается на пароход «Бедовый».
Поминки
Аким работает в геологическом отряде на речке Ерачимо. Он сталкивается сплошь и рядом с «охотничьими забавами» – когда приезжают «городские» и убивают зверей не ради пропитания, а для того, чтобы самоутвердиться и «выхвалиться друг перед другом». Аким отправляется на лося и берет с собой товарища по имени Петруня. В самый ответственный момент Аким вдруг слышит у себя за спиной шум и предсмертный крик Петруни. Обернувшись, Аким видит, что товарища заломал медведь. Аким укоризненно разговаривает с медведем, чем невероятно удивляет и пугает зверя, и, улучив момент, метким выстрелом заваливает его. Аким плачет по погибшему другу, прибегают люди, появляется следователь, Акима допрашивают, он не понимает, почему его подозревают в том, что он обезглавил Петруню. Следствие прекращают за отсутствием состава преступления, но Аким на всю оставшуюся жизнь напуган контактами с представителями закона. На поминках Аким варит медвежатину, ест ее с черемшой. У «городских» тошнота подкатывает к горлу, особенно резко выступает против подобной трапезы практикант из Томского университета Гога Герцев. Аким засыпает на могиле Петруни.
Туруханская лилия
Автор приезжает на рыбалку на Казачинские пороги. Со своим спутником, Павлом Егоровичем, он разговаривает о варварском отношении человека к природе, о том, как перевернулся вековой уклад жизни на Енисее – в магазины привозят рыбные консервы, озера стали «ржавыми и мертвыми». Автор задает сам себе риторический вопрос: «Когда же мы научимся не только брать, брать – миллионы, тонны, кубометры, киловатты, – но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?» Во время рыбалки автор видит удивительной красоты цветок – саранку, яркую-яркую красную лилию. Нигде впоследствии ему не удавалось отыскать похожий цветок, только однажды на далеком юге он видит туруханскую лилию на клумбе.
Сон о белых горах
Аким с собакой Розкой отправляется в устье речки Эндэ на промысел. В тайге в зимовье он обнаруживает умирающую от голода и воспаления легких девушку. Отложив промысел, Аким день за днем выхаживает больную лечит ее не только лекарствами, но и таежными средствами, собирает травы, отпаивает девушку ягодным сиропом. Когда она приходит в себя и рассказывает, что ее зовут Эля, что оказалась она в тайге вместе с Гогой Герцевым, которого уже много дней нет, Аким решает, что тот попросту бросил надоевшую ему женщину. Аким знает историю Герцева: у него была семья, которую он бросил, исправно, впрочем, отправляя алименты за дочь, чья судьба его ничуть не волновала. Поселившись в Чуше, Герцев ведет себя высокомерно, ни с кем не сходится, пользуется «услугами» библиотекарши Люды, которая, в конце концов, вынуждена делать от него аборт. Герцев покупает у инвалида Киряги, жаждущего выпить, его медаль «За отвагу», а когда к нему является Аким и просит вернуть медаль, отказывается и заявляет, что он сам себе бог. Аким начинает драку, Герцев говорит, что «мордобой – дело недоносков», и предлагает драться на пистолетах. Зная, что Герцев прекрасный стрелок, Аким ставит условие: если их пути пересекутся в тайге, стреляться, «чтоб концов не было». Вспомнив всю эту давнюю историю, Аким находит на берегу Эндэ тело Герцева (он упал на камни и разбил голову). Аким хоронит своего врага, ничего не говорит Эле, ружье Гоги берет с собой, думая, что пуля в стволе, возможно, предназначалась ему самому. Элю Герцев, с ее слов, «подцепил» на теплоходе: москвичка, она пустилась в дальнее странствие, чтобы найти своего папу. Папа – известный эпидемиолог. Герцев утверждает, что знает, где стоит в тайге эпидемиологическая экспедиция, и берется проводить туда Элю. Дома у Герцева Эля сталкивается с Людой. Герцев утверждает, что Люда «не стоит разговора», что она сама вешалась ему на шею, навязывалась, называет бывшую подругу «вонючкой». Через две недели Эля с Герцевым выступают в тайгу, но экспедицию не обнаруживают, а Эля простужается. Так она оказывается в зимовье, где и обнаруживает ее Аким.
Источник