Сон маргариты в романе мастер и маргарита читать

Сон маргариты в романе мастер и маргарита читать thumbnail

Роман “Мастер и Маргарита” – визитная карточка Михаила Афанасьевича Булгакова. Более десяти лет Булгаков работал над книгой, которая стала его романом-судьбой, романом-завещанием.

В “Мастере и Маргарите” есть все: веселое озорство и щемящая печаль, романтическая любовь и колдовское наваждение, магическая тайна и безрассудная игра с нечистой силой.

С рисунками Надежды Рушевой.

Содержание:

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1

    • Глава 1 – Никогда не разговаривайте с неизвестными 1

    • Глава 2 – Понтий Пилат 4

    • Глава 3 – Седьмое доказательство 9

    • Глава 4 – Погоня 10

    • Глава 5 – Было дело в Грибоедове 11

    • Глава 6 – Шизофрения, как и было сказано 14

    • Глава 7 – Нехорошая квартирка 15

    • Глава 8 – Поединок между профессором и поэтом 17

    • Глава 9 – Коровьевские штуки 19

    • Глава 10 – Вести из Ялты 21

    • Глава 11 – Раздвоение Ивана 23

    • Глава 12 – Черная магия и ее разоблачение 24

    • Глава 13 – Явление героя 27

    • Глава 14 – Слава петуху! 32

    • Глава 15 – Сон Никанора Ивановича 33

    • Глава 16 – Казнь 36

    • Глава 17 – Беспокойный день 38

    • Глава 18 – Неудачливые визитеры 41

  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ 45

    • Глава 19 – Маргарита 45

    • Глава 20 – Крем Азазелло 48

    • Глава 21 – Полет 49

    • Глава 22 – При свечах 52

    • Глава 23 – Великий бал у сатаны 55

    • Глава 24 – Извлечение мастера 58

    • Глава 25 – Как прокуратор пытался спасти Иуду 63

    • Глава 26 – Погребение 65

    • Глава 27 – Конец квартиры N 50 69

    • Глава 28 – Последние похождения Коровьева и Бегемота 73

    • Глава 29 – Судьба мастера и Маргариты определена 75

    • Глава 30 – Пора! Пора! 76

    • Глава 31 – На Воробьевых горах 79

    • Глава 32 – Прощение и вечный приют 80

    • Эпилог 81

Михаил Булгаков
Мастер и Маргарита

Москва 1984

Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

…Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.

Гете. “Фауст”

Глава 1
Никогда не разговаривайте с неизвестными

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью “Пиво и воды”.

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: “Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…”

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: “Этого не может быть!..”

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: “Ну-с, итак…” – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Читайте также:  Во сне покойник держит на руках ребенка

Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых “Анналов”, где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.

Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.

– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Источник

Ïðîäîëæàþ ñîáèðàòü ìàòåðèàëû ê î÷åðåäíîé ñíîâèä÷åñêîé êíèãè. Ïîýòîìó íèêàê íå ìîã ïðîïóñòèòü Áóëãàêîâà è åãî òðåòüþ æåíó Åëåíó.
Íå ñåêðåò, ÷òî Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ ïðèäàâàë ñíîâèäåíèÿì áîëüøîå çíà÷åíèå, óâåðÿÿ, ÷òî ñíû èãðàþò äëÿ íåãî èñêëþ÷èòåëüíóþ ðîëü.  òàêèõ ìàñøòàáíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ, êàê «Áåëàÿ ãâàðäèÿ» è «Áåã», ïèñàòåëü èñïîëüçóåò ñîí â êà÷åñòâå ëèòåðàòóðíîãî ïðèåìà, ÷òîáû ïîêàçàòü îñîáûé òðàãèçì è íåðåàëüíîñòü ïðîèñõîäÿùèõ ñîáûòèé.
Î ñíîâèäåíèÿõ Áóëãàêîâà íàïèñàíî è ñêàçàíî íåìàëî. Îäíàêî íå âñå çíàþò, ÷òî ïîäîáíîå ñåðüåçíîå ìèñòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê ñíàì áûëî è ó åãî ëþáèìîé ìóçû Åëåíû Ñåðãååâíû Áóëãàêîâîé, êîòîðàÿ, ïî âûðàæåíèþ áóëãàêîâåäà Ëèäèè ßíîâñêîé, «óõîäèëà â ñâîè ñíû êàê íà ñâèäàíèÿ». Äëÿ ýòîé çàãàäî÷íî êðàñèâîé è òàèíñòâåííîé æåíùèíû, â ãëàçàõ êîòîðîé âñåãäà ãîðåë êàêîé-òî íåâåäîìûé îãîíåê, îíè ÿâëÿëèñü ñâÿçóþùèì çâåíîì ìåæäó Çà-Ïðåäåëüíûì Çàçåðêàëüåì è ðåàëüíûì çåìíûì ñóùåñòâîâàíèåì. Íåäàðîì Åëåíó Ñåðãååâíó ñ÷èòàþò îäíèì èç ãëàâíûõ ïðîòîòèïîâ ìèñòè÷åñêîé Ìàðãàðèòû.
25 îêòÿáðÿ 1933 ãîäà æåíà ïèñàòåëÿ çàïèñàëà â äíåâíèêå: «Ïîä óòðî âèäåëà ñîí: ïðèøëî ïèñüìî îò ïàïû èç Ðèãè, íàïèñàííîå ïî÷åìó-òî ëàòèíñêèìè áóêâàìè. ß òùåòíî ïûòàþñü ðàçîáðàòü íàïèñàííîå – áëåäíî.  ýòî âðåìÿ Ìèøà ìåíÿ îñòîðîæíî ðàçáóäèë – òåëåãðàììà èç Ðèãè.  íåé ëàòèíñêèìè áóêâàìè: «Papa skonshalsia». Òàêîå ñíîâèä÷åñêîå èçâåñòèå îíà ïîëó÷èëà âñêîðå ïîñëå ñâàäüáû ñ Áóëãàêîâûì. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò, êîãäà íå ñòàëî ñàìîãî Ìèõàèëà Àôàíàñüåâè÷à, îíà ïðîäîëæàëà ïîëó÷àòü «çàïðåäåëüíóþ èíôîðìàöèþ» óæå îò ñàìîãî Áóëãàêîâà. Åëåíà Ñåðãååâíà çàÿâëÿëà, ÷òî ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííûì ïðåäñòàâèòåëåì Áóëãàêîâà íà Çåìëå, óòâåðæäàëà, ÷òî êàæäóþ íî÷ü âñòðå÷àåòñÿ ñ ñóïðóãîì âî ñíå è ñîâåòóåòñÿ ñ íèì, îáñóæäàÿ ðàçëè÷íûå æèçíåííûå ñèòóàöèè.  ñîâìåñòíîé æèçíè ñ Áóëãàêîâûì ó íèõ íå áûëî íè îäíîé ññîðû, è îáà ñ÷èòàëè ñâîé ñîþç ïðåäîïðåäåëåííûì ñâûøå. Îäíàêî âðåìÿ îò âðåìåíè ïðîèñõîäèëè òàèíñòâåííûå ñëó÷àè, êîòîðûå çàñòàâëÿþò ïîâåðèòü åå ñëîâàì.
Ðåæèññåð Âëàäèìèð Íàóìîâ âñïîìèíàë, ÷òî, êîãäà îíè ñ Àëåêñàíäðîì Àëîâûì ñíèìàëè ïî ïüåñå Áóëãàêîâà êàðòèíó «Áåã», Åëåíà Ñåðãååâíà áûëà èõ êîíñóëüòàíòîì. Îíè ñî÷èíèëè ýïèçîä, êîòîðîãî ó ïèñàòåëÿ íå áûëî. Áåëûå îôèöåðû, íå æåëàÿ ïîêèäàòü ðîäèíó, ðåøèëè çàñòðåëèòüñÿ. Îíè âûçûâàþò ãðîáîâùèêà è ãîâîðÿò: «Íàäî ïîõîðîíèòü òð¸õ ÷åëîâåê». Ãðîáîâùèê ñïðàøèâàåò â íåäîóìåíèè: «À ãäå æå ïîêîéíèêè? Êîãî õîðîíèòü?» Áåëîãâàðäåéñêèé ïîëêîâíèê, êîòîðîãî èãðàåò Îëåã Åôðåìîâ, åìó îòâå÷àåò: «Õîðîíèòü íóæíî íàñ».
Åëåíà Ñåðãååâíà, ïîñìîòðåâ ýòîò ýïèçîä, ñêàçàëà, ÷òî âñå âðîäå áû íåïëîõî, íî Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ïîïðîñèë åãî âñå-òàêè ïåðåñíÿòü. Ïî åãî ìíåíèþ, ãðîáîâùèê, ñòÿíóâ çóáàìè ïåð÷àòêó ñ ðóêè, äîëæåí ïðîâåñòè ïàëüöåì ïî ùåòèíå íà ëèöå øòàáñ-êàïèòàíà, èãðàë êîòîðîãî Ìèõàèë Ãëóçñêèé, è ñêàçàòü: «Ïîáðèòüñÿ áû íàäî. Ïîêîéíèêà áðèòü òðóäíî».
Óñëûøàâ ýòî, Íàóìîâ ïîâåðèë, ÷òî Åëåíà Ñåðãååâíà äåéñòâèòåëüíî îáùàåòñÿ ñ Áóëãàêîâûì. Ïî åãî ìíåíèþ, ýòî áûëî ïîòðÿñàþùåå ïðåäëîæåíèå! «ß óâåðåí äî ñèõ ïîð, ÷òî îíà íå ìîãëà ýòîãî ñàìà ïðèäóìàòü, – ñêàçàë Íàóìîâ. – Ýòî ïðèäóìàë Áóëãàêîâ, íî, ìîæåò, íå óñïåë íàïèñàòü. Íî ïðèäóìàë îí. Ýòî åãî, àáñîëþòíî åãî âåùü».
Íàóìîâ âñïîìèíàåò îá åùå îäíîì íåâåðîÿòíîì ñëó÷àå, ïðîèçîøåäøåì ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ïîñëå óõîäà èç æèçíè Åëåíû Ñåðãååâíû. Àëîâ è Íàóìîâ ðåøèëè ýêðàíèçèðîâàòü ôèëüì «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà», íî ñíèìàòü åãî èì çàïðåòèëè. Êîãäà ñòàëî èçâåñòíî, ÷òî ýêðàíèçàöèþ «Ìàñòåðà è Ìàðãàðèòû» ðàçðåøèëè ðåæèññåðó Ýëåìó Êëèìîâó, ðåæèññåðû áûëè ñèëüíî îãîð÷åíû.
Ïîòîì ïðîèçîøëî ñîáûòèå, êîòîðîå ñèëüíî óäèâèëî Íàóìîâà. Îí îïèñàë åãî òàê: «Áûëî ëåòî, áûëî æàðêî. ß ïðîâîæàë æåíó ñ äî÷êîé îòäûõàòü íà þã, ñàì îñòàâàëñÿ â Ìîñêâå ðàáîòàòü. Ïðîòîð÷àâ öåëûé äåíü â àýðîïîðòó – ñàìîëåò çàäåðæèâàëñÿ ñ îòëåòîì, íàêîíåö âåðíóëñÿ óñòàëûé äîìîé. Ëåã ñïàòü, íî íå ñïàëîñü. ×èòàë êàêóþ-òî êíèæêó, êîãäà ðàçäàëñÿ çâîíîê â äâåðü. ß âçãëÿíóë íà ÷àñû – áûëî îêîëî ÷àñà íî÷è. Î÷åíü óäèâèâøèñü, ÿ ðåøèë, ÷òî ïðèíåñëè òåëåãðàììó èëè ïî÷åìó-òî âåðíóëèñü ìîè. Âñòàë, ïîøåë â ïðèõîæóþ, â ïîëóòüìå ñïîòêíóëñÿ è áîëüíî óäàðèëñÿ áåäðîì î òåëåôîííóþ òóìáó. Âêëþ÷èë ñâåò. Ñîáàêà, îáû÷íî ëàåì áóðíî ðåàãèðóþùàÿ íà âñå çâîíêè â äâåðü, ñòðàííî ïîñêóëèâàåò, çàáèâøèñü â óãîë… ß ñìîòðþ â äâåðíîé ãëàçîê: íà ïëîùàäêå â äëèííîé øóáå ñòîèò Åëåíà Ñåðãååâíà è óëûáàåòñÿ. Ñîâåðøåííî îáàëäåâ, îòêðûâàþ äâåðü. Åëåíà Ñåðãååâíà ãîâîðèò: «Âîëîäÿ, èçâèíèòå çà òàêîé ïîçäíèé âèçèò, íî ïðîñòî äåëî î÷åíü ñåðüåçíîå. Âõîäèòü íå áóäó: âíèçó â ìàøèíå ìåíÿ æäåò Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷. Çíàÿ, êàêîå ó âàñ ñåé÷àñ íàñòðîåíèå, ÿ ïðèøëà âàñ óñïîêîèòü: Êëèìîâ êàðòèíó ñíèìàòü íå áóäåò. È âîîáùå – íå áóäóò». Åëåíà Ñåðãååâíà ïîïðîùàëàñü, âîøëà â ëèôò, äâåðöà çàêðûëàñü, òóò æå îòêðûëàñü, îíà ñîñòðîèëà ñìåøëèâóþ ðîæèöó, äâåðöà çàêðûëàñü, ëèôò óøåë… ß âîçâðàùàþñü â êâàðòèðó, çàïèðàþ äâåðü, ëîæóñü ñïàòü… Óòðîì ïðîñûïàþñü ñ ãîëîâíîé áîëüþ: ÷òî çà ÷åðòîâùèíà ìíå ïðèñíèëàñü? Èäó â âàííóþ ïðèíèìàòü äóø – è âèæó íà áåäðå îãðîìíûé ñèíÿê».
Âíóê Áóëãàêîâà Ñåðãåé Øèëîâñêèé-Áóëãàêîâ ïîäòâåðæäàåò, ÷òî Åëåíà Ñåðãååâíà äåéñòâèòåëüíî âåðèëà â ïðÿìîé êîíòàêò ñ ïîêîéíûì Ìèõàèëîì Àôàíàñüåâè÷åì. Ïî âå÷åðàì îíà ðàññêàçûâàëà Áóëãàêîâó î òîì, ÷òî ñäåëàëà çà äåíü, ñïðàøèâàëà åãî ìíåíèå, êàê ïîñòóïèòü â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè. «Ñàìîå ïîðàçèòåëüíîå, ÷òî åãî ñîâåòû è ïðåäñêàçàíèÿ ÷àñòî ñáûâàëèñü», – óäèâëÿåòñÿ âíóê, ðàññêàçûâàÿ î Åëåíå Ñåðãååâíå.
Âñå ýòî âûãëÿäèò ÿâíî ìèñòè÷åñêè, íî… Çíàÿ áèîãðàôèè Ìèõàèëà Áóëãàêîâà è Åëåíû Øèëîâñêîé, ïîíèìàåøü: Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà äîëæíû áûëè âñå-òàêè âñòðåòèòü äðóã äðóãà è, óæå íå ðàçëó÷àÿñü, èäòè ïî æèçíåííîìó ïóòè êàê çäåñü, íà Çåìëå, òàê è çà åå ïðåäåëàìè. Íåäàðîì Åëåíà Ñåðãååâíà îäíàæäû ñêàçàëà: «Ëþáèëè ìû, êîíå÷íî, äðóã äðóãà äàâíûì-äàâíî, íå çíàÿ äðóã äðóãà…»
Ãîâîðÿò, öûãàíêà ïðåäñêàçàëà Áóëãàêîâó, ÷òî ó íåãî áóäåò òðè áðàêà, ïðè÷åì ïîñëåäíèé – ñóäüáîíîñíûé. È, âèäèìî, âåëèêèé ïèñàòåëü âíóòðåííå ãîòîâèëñÿ ê òàêîìó ðàçâèòèþ ñîáûòèé. Îí íå ðàç ãîâîðèë ïåðâîé æåíå Òàòüÿíå Ëàïïà: «ß äîëæåí æåíèòüñÿ òðè ðàçà». Âèòàÿ â íåçåìíûõ ìèðàõ, ìÿòåæíàÿ äóøà Ìàñòåðà ìå÷òàëà âñòðåòèòü ðîäñòâåííóþ äóøó Ìàðãàðèòû.  ðåàëüíîé æèçíè Áóëãàêîâó ïðèøëîñü ïðåîäîëåòü áîëüøèå ïðåïÿòñòâèÿ, ÷òîáû ñîåäèíèòü ñâîþ ñóäüáó ñ Åëåíîé Ñåðãååâíîé, ñòàâøåé äëÿ íåãî áîëüøîé ëþáîâüþ. Åå ìóæ Åâãåíèé Øèëîâñêèé, óçíàâ î ñâÿçè æåíû ñ Áóëãàêîâûì, çàïðåòèë ëþáîâíèêàì âñòðå÷àòüñÿ. Îíè ñîãëàñèëèñü ðàññòàòüñÿ. Ïðîìó÷èâøèñü â ðàçëóêå äâàäöàòü ìåñÿöåâ, Áóëãàêîâ è Øèëîâñêàÿ ïî÷óâñòâîâàëè, ÷òî íå ìîãóò æèòü äðóã áåç äðóãà, è ðåøèëè ñîåäèíèòüñÿ íåñìîòðÿ íè íà ÷òî.
Ðîêîâàÿ æåíùèíà ñòàëà äëÿ ïèñàòåëÿ íå òîëüêî ìóçîé, íî è âåðíûì ñîðàòíèêîì, ñîõðàíèâøèì ïîòîìêàì ëèòåðàòóðíîå íàñëåäèå òàëàíòëèâîãî ïèñàòåëÿ, äîïîëíåííîå ñîáñòâåííûìè âîñïîìèíàíèÿìè îá èçáðàííîì åþ Ìàñòåðå. Äî êîíöà ñâîèõ äíåé îíà ïîâñåìåñòíî îùóùàëà åãî ïðèñóòñòâèå. È ïîìîãàëè åé â ýòîì ñíîâèäåíèÿ, êîòîðûå ïîçâîëÿëè îáùàòüñÿ ñ ëþáèìûì ÷åëîâåêîì, íàõîäèâøèìñÿ â ïîòóñòîðîííåì ìèðå. Èíòåðåñíî, ÷òî ñíîâèä÷åñêèé èíôîðìàöèîííûé êàíàë ñîåäèíÿë Áóëãàêîâà è ñ åãî ïåðâîé æåíîé.  îäíîì èç èíòåðâüþ Òàòüÿíà Ëàïïà ðàññêàçàëà, ÷òî ïîêîéíûé Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ïðèøåë ê íåé âî ñíå è ñêàçàë: «Ìîÿ Ìàðãàðèòà – ýòî òû. Åé ïåðåäàëàñü òâîÿ ñïîñîáíîñòü ê æåðòâåííîé ëþáâè». ×òî ýòî áûëî? Ôàíòàçèÿ êîãäà-òî ëþáèâøåé Áóëãàêîâà æåíùèíû èëè îòãîëîñêè ìàòåðèàëèçîâàâøåãîñÿ ÷óâñòâà âèíû ïåðåä ïåðâîé ñóïðóãîé, êîòîðóþ èñïûòûâàë ïèñàòåëü? Îäíî íåñîìíåííî: ðîäñòâî äóø, áîëüøàÿ ëþáîâü è èñêðåííÿÿ òðåâîãà çà áëèçêîãî ÷åëîâåêà ïîçâîëÿþò ëþäÿì ÷óâñòâîâàòü äðóã äðóãà âíå âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà. Ýòèìè ÷óâñòâàìè â ïîëíîé ìåðå îáëàäàëà è Åëåíà Ñåðãååâíà, êîòîðîé ñîâðåìåííèêè ïðèïèñûâàëè äüÿâîëüñêîå îáàÿíèå.
Ñòîèò ëèøü ðàç ïðî÷èòàòü åå «Ïèñüìà íà òîò ñâåò», ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî íàñòîÿùóþ ëþáîâü íèêòî è íèêîãäà íå ìîæåò ðàçðóøèòü è óìàëèòü.

Читайте также:  Как настроить сон в xiaomi mi band 2

Èç äíåâíèêà Å. Áóëãàêîâîé

Òàøêåíò. 17 ôåâðàëÿ 1943 ãîäà

Âñå òàê, êàê òû ëþáèë, êàê òû õîòåë âñåãäà. Áåäíàÿ îáñòàíîâêà, ïðîñòîé äåðåâÿííûé ñòîë, ñâå÷à ãîðèò, íà êîëåíÿõ ó ìåíÿ êîøêà. Êðóãîì òèøèíà, ÿ îäíà. Ýòî òàê ðåäêî áûâàåò. Ñåãîäíÿ ÿ âèäåëà òåáÿ âî ñíå. Ó òåáÿ áûëè òàêèå ãëàçà, êàê áûâàëè âñåãäà, êîãäà òû äèêòîâàë ìíå: ãðîìàäíûå, ãîëóáûå, ñèÿþùèå, ñìîòðÿùèå ÷åðåç ìåíÿ íà ÷òî-òî, âèäíîå îäíîìó òåáå. Îíè áûëè äàæå åùå áîëüøå è åùå ÿð÷å, ÷åì â æèçíè. Íàâåðíî, òàêèå îíè ó òåáÿ ñåé÷àñ. Íà òåáå áûë áåëûé äîêòîðñêèé õàëàò, òû áûë äîêòîðîì è ïðèíèìàë áîëüíûõ. À ÿ óøëà èç äîìó, ïîñëå ðàçìîëâêè ñ òîáîé. Óæå â êîðèäîðå ÿ ïîíÿëà, ÷òî ìíå áóäåò î÷åíü ãðóñòíî è ÷òî íàäî ñêîðåé âåðíóòüñÿ ê òåáå. ß âûçâàëà òåáÿ, è ãäå-òî â óãîëêå ìåæäó øêàôàìè, ïðÿ÷àñü îò áîëüíûõ (ïàöèåíòîâ), ìû ïîìèðèëèñü. Òû ëàñêîâî ãëàäèë ìåíÿ. ß ñêàçàëà: «Êàê æå ÿ áóäó æèòü áåç òåáÿ?» – ïîíèìàÿ, ÷òî òû ñêîðî óìðåøü. Òû îòâåòèë: «Íè÷åãî, èäè, òåáå áóäåò òåïåðü ëó÷øå». Êîìíàòà ïðîäîëãîâàòàÿ, â ñåðûõ òîíàõ. Ìû æèâåì â íåé âòðîåì – Ìèøà, Ñåðãåé è ÿ. Ñåðãåþ øåñòü ëåò, îí â ñâîåì ñåðîì êîñòþìå. Ìèøà â õàëàòå êóïàëüíîì. ß ñíà÷àëà ÷óâñòâóþ òîëüêî áåñïðåäåëüíîå ñ÷àñòüå. Êàê ÷óäåñíî ìû æèâåì âòðîåì. Ïîòîì ïîíèìàþ ïðî ñìåðòü, ÷òî ýòî âðåìåííîå âîñêðåøåíèå. Íàäîëãî? Îäèí ðàç èëè áóäåò åùå? Íàäî óñïåòü ñïðîñèòü ó Ìèøè âñå, ÷òî íå óñïåëà ñïðîñèòü â æèçíè. Îí ñòàðàåòñÿ ìåíÿ ðàññìåøèòü, ãîâîðèò êàêèå-òî ñìåøíûå ÷åòâåðîñòèøèÿ. ß õî÷ó çàïîìíèòü, çàïèñàòü. Ñåðãåé! Ñêîðåé äàé áóìàãó! Îí äàåò âñå íå òó. Íàêîíåö, íà îäíîé ãîëóáîé ïðîìîêàøêå ÿ íà÷èíàþ çàïèñûâàòü: «Çà÷åì òû øóòèøü íàä ìîãèëîé òóïîãî èíòðèãàíà?» (Ýòî ÿ âèæó ñîâåðøåííî ÿñíî.) ß ïîäõîæó ê íåìó è ãîâîðþ: «Åñëè áû òû çíàë, êàê ÿ ñîñêó÷èëàñü ïî òåáå, Ìèøåíüêà!» Îí ñìîòðèò íà ìåíÿ, ÿ âèæó åãî ëèöî, ñ æèëêàìè, ãëàçà ãîëóáûå – îí ðàä äî ñëåç. Ñïðàøèâàåò: «À çíà÷èò òîò… òåáÿ íå óäîâëåòâîðÿåò?..» – «Ôôó!» Îí äîâîëåí. Ýòîò ñîí ÿ âèäåëà â Êîòåëüíè÷å ÷èñëà 20 ôåâðàëÿ – ïîä óòðî.
Êàê-òî äàâíî, ïî-ìîåìó, â íî÷ü íà 13 ìàðòà (13-ãî ÿ åõàëà â Ëåíèíãðàä), – òàêîé ñîí: Ìîñêâà, âåñíà, ñîëíöå, Çàìîñêâîðå÷üå. Ìèøà èäåò ðÿäîì ñî ìíîé â ÷åðíîì ïàëüòî, â øàïêå. ß ïîíèìàþ, ÷òî îí âîñêðåñ, è òîëüêî áîþñü, ÷òîáû êòî-íèáóäü èç âñòðå÷íûõ (à âñå âñòðå÷àþò åãî ñ êàêèì-òî íåîáû÷àéíûì ïî÷åòîì) íå äàë åìó ïîíÿòü, ÷òî îí óìåð.
Ìû èäåì ê öåðêâè. ß âñþ äîðîãó äóìàþ, íàäîëãî ëè, è óñïååò ëè îí çàêîí÷èòü «Çàïèñêè ïîêîéíèêà».  öåðêâè ìû ñòàíîâèìñÿ â äâåðÿõ. Ïî äîðîãå îí áûë íåîáûêíîâåííî îæèâëåí, âåñåë. Òåïåðü íà÷èíàåòñÿ óòîìëåíèå. Âñå âûõîäÿò è ïðèâåòñòâóþò åãî. È îïÿòü – ìîè ñòðàõè. Íî îí íàêëîíÿåòñÿ êî ìíå è ãîâîðèò, ÷òî î÷åíü óñòàë, íàäî ñïåøèòü äîìîé. Ìû èäåì, à æèçíü óõîäèò èç íåãî ñ êàæäûì øàãîì. ß áîþñü, ÷òî íå äîéäåò. Òåìíååò, íà÷èíàåò ìîðîñèòü äîæäü. Æèçíü óõîäèò, îí æåëòååò è ñëàáååò íà ãëàçàõ. È, íàêîíåö, âàëèòñÿ íà ðåëüñû, íà êàêîé-òî ïëîùàäè, ðàñêèíóâ ðóêè. Òåìíî. Åäóò àâòîáóñû.

Читайте также:  Сны родиона раскольникова в романе преступление и наказание

Ñíû ïðî íåãî

Ñåãîäíÿ, â íî÷ü íà 29-å ìàðòà. Íåèçâåñòíàÿ êîìíàòà, äîâîëüíî áîëüøàÿ, êâàäðàòíàÿ. ß ñïëþ íà êðîâàòè. Ñëåâà îêíî. ×åðåç êîìíàòó – íà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòåíå – ÿ âèæó åùå äâå êðîâàòè. Íà îäíîé èç íèõ ñïèò Ñåðãåé. Ìèøà â õàëàòå õîäèò ïî ýòèì êðîâàòÿì è, íàêëîíèâøèñü íàä Ñåðãååì, çàáîòëèâî ïîêðûâàåò åãî îäåÿëîì è åùå ÷åì-òî ñâåðõó. Ñíà÷àëà ÿ äóìàþ òîëüêî: êàê îí ëþáèò Ñåðåæó! À ïîòîì – âåäü îí óìåð. Çíà÷èò, îïÿòü ïîÿâèëñÿ ìíå. Ïåðåëåòàþ êîìíàòó, è âîò Ìèøà ëåæèò íà ñâîåé êðîâàòè. À ÿ, ñòîÿ ðÿäîì íà êîëåíÿõ (êðîâàòè ðàçúåõàëèñü, íå òàê êàê áûëè âíà÷àëå – âìåñòå), öåëóþ åãî ÷àñòûìè, ÷àñòûìè ïîöåëóÿìè. À îí? Õîðîøèé ëþáîâíèê. ß òàê òîñêóþ áåç òåáÿ! È òóò îí êàê-òî äàåò ìíå ïîíÿòü, ÷òî ÿ äîëæíà ìíîãî ó÷èòüñÿ, ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ (íî êàê-òî âûõîäèò, ÷òî â ñìûñëå ïîçíàíèé), ÷òî ýòî íåîáõîäèìî äëÿ òîé (åãî) æèçíè. ×òî ìû óâèäèìñÿ. À òåïåðü îí áóäåò âðåìÿ îò âðåìåíè ìíå ÿâëÿòüñÿ âî ñíàõ. Ýòà ìûñëü äîñòàâëÿåò ìíå ñ÷àñòüå. ß îùóùàþ æèâîå òåïëî åãî ëèöà. Îí òàêîé æå, êàê â æèçíè, òîëüêî íåìíîãî æåëòåå. Ïîòîì â êîìíàòå ïîÿâëÿåòñÿ ñòîë – áîëüøîé, îáåäåííûé. Çà ñòîëîì íåñêîëüêî ÷åëîâåê áëèçêèõ, êàæåòñÿ, ìàìà. Ìèøà ñèäèò íà õîçÿéñêîì ìåñòå.  ðàçãîâîðå îí ãîâîðèò êàêóþ-òî öèòàòó, â íåé ñëîâà, êàæåòñÿ, «áðîíçîâûå ðóêè». Îí î÷åíü õèòðî ìíå ïîäìèãèâàåò è óëûáàåòñÿ. Ïîíèìàåì òîëüêî ìû ñ íèì, ÷òî ýòî çíà÷èò: ÷òî îí áóäåò ïîÿâëÿòüñÿ. Ïîòîì äâîðèê òàøêåíòñêèé. ß ñòîþ íàâåðõó áàëàõàíû â øóáå è âàëåíêàõ. Ðàííåå-ðàííåå óòðî. Åùå íå ðàññâåëî. Çèìà ãëóáîêàÿ. Íåáî â òó÷àõ, ãóñòûõ, ñåðûõ. Ìàññà ñíåæíûõ ñóãðîáîâ. Òîëñòûé ñíåã. Âíèçó æåíñêàÿ ôèãóðà. «ß ñåé÷àñ ñïóùóñü, Ëþáî÷êà». (Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ýòî Ë. Îðëîâà). Íî êîãäà ÿ ïîäõîæó, îíà èñ÷åçëà, è íà åå ìåñòå òîëñòûé ÷åðíûé êîò. Âòîðîé ñóãðîá – òîæå òîëñòûé ÷åðíûé êîò. Òðåòèé – òîæå. Ïîòîì âåðõ áàëàõàíû. Ïåðâàÿ êîìíàòà. ß íà êðîâàòè, ðÿäîì ðâàíûå òóôëè. Øóì â ñîñåäíåé êîìíàòå, êòî-òî õîäèò. Âñòàþ, çàãëÿäûâàþ – íèêîãî. Ðâàíûå òóôëè.
 ýòó íî÷ü ÿ ïðîñíóëàñü î÷åíü ðàíî, ÷àñîâ îêîëî ïÿòè. Äîëãî ëåæàëà è ÷àñîâ â ñåìü ïðèíÿëà ñîííûé ïîðîøîê. Óâèäàëà íåáî – òåìíîå ñ íåáîëüøèì ïðîñâåòîì ãîëóáîãî. Íà íåãî íàäâèíóëñÿ çàíàâåñ, è ÷åðíûå êðàÿ ñáëèçèëèñü. Âòîðîé çàíàâåñ òåìíåå – îïÿòü ñáëèçèëèñü ÷åðíûå êðàÿ. È òàê ìíîãî, ìíîãî ðàç. Ïîòîì ñòàëî âñå ÷åðíî, è ÿ çàñíóëà. È óâèäåëà ñîí ïðî Ì. À.

Ìîñêâà, 8 ÿíâàðÿ 1948 ãîäà

Ìàñåíüêèé, ñåãîäíÿ óòðîì îïÿòü âèäåëà òåáÿ âî ñíå. ß ëåæó ó ñåáÿ íà êðîâàòè, íà îäåÿëå ðàçáðîñàíû ëèñòû «Áåëîé ãâàðäèè» è ìàññà îòêðûòîê (âèäû Êèåâà), íåîáû÷àéíî êðàñèâûõ, â îðàíæåâûõ è çåëåíûõ òîíàõ. Òû â ñðåäíåé êîìíàòå. ß ðàññìàòðèâàþ îäíó îòêðûòêó – ñòàðèííàÿ öåðêîâü. À òû èç ñîñåäíåé êîìíàòû îòâå÷àåøü íà ìîé âîïðîñ: «Íó äà, âåäü òàì íàïèñàíî – èç öåðêâè âûøåë ÷åëîâåê â îôèöåðñêîé ôîðìå. Âîò èç ýòîé öåðêâè ÿ è âûøåë».
Ïîòîì ÿ ïîïðîñèëà òåáÿ çàêðûòü ôîðòî÷êó – áûëî î÷åíü ìîðîçíî â êîìíàòå. Òû, â êîðè÷íåâîì õàëàòå ñâîåì, ðàçäâîèëñÿ – ïîøåë ê îêíó è îñòàëñÿ ñòîÿòü â íîãàõ ó êðîâàòè. ß ñìîòðåëà íà òåáÿ è ÿñíî âèäåëà âåñü òâîé ñèëóýò â õàëàòå çà ïðîçðà÷íîé çàíàâåñêîé. Òû äîëãî ñòàðàòåëüíî ðàçâÿçûâàë øíóðêè, êîòîðûìè ÿ ñ âå÷åðà ïðèêðåïëÿþ ôîðòî÷êó, ÷òîáû íå õëîïàëà íî÷üþ. Òîãäà ÿ âñïîìíèëà, ÷òî âåäü òû æå óìåð, êàê æå ýòî ìîæåò áûòü. È ðåøèëà áûñòðî çàæå÷ü ëàìïó îêîëî ñåáÿ, ÷òîáû ïðîâåðèòü. Ñõâàòèëà øíóð ñ âèëêîé, áûñòðî âîòêíóëà â øòåïñåëü, íî ëàìïà íå çàæãëàñü. À òû óæå øåë îò îêíà è ãîâîðèë: «ß ñåé÷àñ ñàì îòâåçó ýòè îòêðûòêè Àëåêñàíäðó Âàñèëüåâè÷ó, ïîòîì ìû çàïðåìñÿ, íèêîãî íå ïóñòèì, õîðîøî?» Ïîäîøåë êî ìíå – õàëàòà íå áûëî óæå íà òåáå, à êàê âñåãäà áûâàëî: áåëàÿ ðóáàøêà íî÷íàÿ, çàñóíóòàÿ â áåëûå æå êîðîòêèå êàëüñîíû – äî êîëåí. È ÿ ÿñíî óâèäåëà òåáÿ, òâîå ëèöî, òâîþ ôèãóðó, îñîáåííûé öâåò êîæè, ñèÿþùèå ãëàçà – òàê ÿñíî, êàê íèêîãäà íå áûâàåò âî ñíå. Òû íåñêîëüêî ðàç ïîöåëîâàë ìåíÿ â ïëå÷î è ñïðîñèë: «Òåáå õîðîøî?» ß ïðèïîäíÿëàñü, îáíÿëà òåáÿ, ïðèæàëàñü. Îò òåáÿ øëî æèâîå òåïëî. ß ñêàçàëà: «Áîæå, êàê ÿ ñ÷àñòëèâà!» Òû åùå ðàç ïîöåëîâàë ìåíÿ è ñïðîñèë: «Òû äîâîëüíà, ÷òî ÿ òåáå âåðåí?» Îò ñ÷àñòüÿ ÿ îòêðûëà ãëàçà è çàñìåÿëàñü. Áûëî óäèâèòåëüíî òåïëî, è èç ôîðòî÷êè ñîâñåì íå äóëî. Íî êîãäà ÷åðåç ïîë÷àñà ÿ âñòàëà, â êîìíàòå áûë äèêèé ìîðîç, ôîðòî÷êà áûëà îòêðûòà, è âñå çàâÿçêè áûëè çàâÿçàíû, êàê ÿ ýòî ñäåëàëà âå÷åðîì.

Ìîñêâà, 31 ìàÿ 1955 ãîäà

Íà÷àëî ñíà íå ïîìíþ. Íî âîò ìû â ÷åðíîì ÇÈÌå îñòàíàâëèâàåìñÿ, íå äîåõàâ äî íàøåé äà÷êè. Ïðåäâå÷åðíåå ñåðîå íåáî, âäàëåêå ëåñ, à êðóãîì íàñ ïîëå, è ïî÷åìó-òî äàëüøå â ìàøèíå íå ïðîåäåøü. Êîãäà ÿ óäèâèëàñü, ïî÷åìó, Ìèøà ñêàçàë: «À ÷òî, Ìûñÿ, óñòàíåøü, åñëè ïîéäåì?» – «Íåò, ïðîñòî î÷åíü ñïàòü õî÷åòñÿ». Ïîòîì âûøëè íà äîâîëüíî óþòíóþ àëëåéêó ïîä äåðåâüÿìè. Òàì æäàëà ñîñåäêà ïî äà÷å: « Íó, êàê?» – «Âû ïðåäñòàâèòü íå ìîæåòå, ñêîëüêî ëþäåé ïîäõîäèëî ê Ì. À. Ìîæåò áûòü, îòòîãî, ÷òî çíàþò, ÷òî òåïåðü íå ñêîðî óâèäÿò åãî, ÷òî ìû óåäåì íà äà÷ó».
Ïîòîì – äà÷à, óþòíàÿ, îáæèòàÿ. Ñîñåäêà îñòàâèëà äëÿ íàñ ðåøåòî ìàëèíû. ß ñòàëà åå åñòü, çàñûïàÿ. À ïåðåä ýòèì – ïîäîøëà ê îêíó, çà îêíîì Ìèøà ïîëîñêàë ðîò – â õàëàòå. Ñåðãåé óæå ñïàë, îí áûë ìàëåíüêèé.  îáùåì, è ðàññêàçûâàòü íå÷åãî, íèêàêèõ ñîáûòèé, íèêàêèõ ñëîâ. Òîëüêî íåîáûêíîâåííî óþòíî, ñïîêîéíî è òèõî, è ýòî òåìíåþùåå íåáî è òèøèíà.
ß ïðîñíóëàñü – íàâåðíî, áûëî î÷åíü ðàíî. ×àñû ñòîÿëè. Çàâåðíóëàñü îïÿòü â îäåÿëî è ñòàëà ïåðåáèðàòü âñþ ïðåëåñòü ñíà. È îïÿòü çàäðåìàëà – è íå çíàþ, óâèäåëà ëè îïÿòü ýòî ñàìîå, èëè òàê ÿðêî ýòî áûëî ïåðåä ãëàçàìè è â ÷óâñòâå, ÷òî ïðîñòî êàçàëîñü, ÷òî åùå ðàç óâèäåëà.

Источник