Сон как важнейший компонент режима дня ребенка

Сон как важнейший компонент режима дня ребенка thumbnail

                               Статья для родителей.

      «СОН – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ РЕЖИМА ДНЯ »

Здоровье растущего организма определяется прежде всего созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в детских учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередованием труда и отдыха.

Рациональный режим дня должен соответствовать определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо – физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

 У детей дошкольного возраста слабы процессы внутреннего торможения, мала подвижность нервных процессов. Это затрудняет быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения. А поэтому несоблюдение режима дня, отсутствие отдыха может вредно влиять на здоровье детей дошкольного возраста, могут привести к хроническому переутомлению.

Для нормального развития ребенка сон имеет очень большое значение. Во время сна нервная система получает полный отдых, восстанавливается работоспособность нервных клеток.

Продолжительность ночного сна у детей дошкольного возраста должна составлять 10 – 12 часов. Двухчасовые колебания вполне допустимы, т.к. сон детей дошкольного возраста имеет значительные индивидуальные особенности. Одним требуется большая продолжительность сна, другим чуть меньшая. Родители обязательно должны это учитывать.

Дневной сон должен составлять 2 часа у трехлетних детей, а к концу дошкольного периода у многих детей потребность в дневном сне исчезает. Детям,  перенесшим тяжелые заболевания, страдающим хроническими болезнями, а так же очень легко возбудимым в сутки надо спать на 1 – 1,5 часа больше. В детском саду удлинить их сон можно, укладывая их спать первыми, а поднимать последними при дневном сне. Недосыпание, нерегулярность сна тяжело отражаются на здоровье детей. Качество сна имеет также большое значение. У ребенка должна быть выработана привычка ложиться спать в определенное время и вставать также в строго определенное время. Полезно перед сном гулять 10 –  20 минут, а комнату для сна хорошо проветрить. Все возбуждающее перед сном не дает уснуть легко, сразу делает сон прерывистым, неглубоким.

Считается очень важным моментом создание у ребенка положительного отношения ко сну. Этому во многом способствуют мягкие спокойные движения взрослых, а также тихая, ласковая речь. Ребенка, пришедшего в дошкольное учреждение впервые, укладывают спать днем в последнюю очередь, чтобы он видел, как ложатся спать другие дети.

Для ребенка 3-4 лет можно предложить сюжетно – ролевую игру: «Мама укладывает дочку Катю спать».

Можно использовать следующие методические приемы:

1 Дидактическая игра: «Раздень куклу».

2 Дидактическая игра «Уложи куклу спать».

3 Пение колыбельных песенок, чтение потешек, стихотворений.

С детьми 6 – 7 лет можно обсудить пословицы и загадки о сне.

Загадки:

1Пришел милый, да и повалил силой.

2И рать, и воеводу в один мах перевалял.

3 Что слаще меда, сильнее льва?

4 Что можно увидеть с закрытыми глазами?

5 Какой зверек спит всю зиму вниз головой?

Поговорки и пословицы:

1 Много спать – мало жить: что проспано, то прожито.

2 Сонлив, так и ленив.

3 Спит, хоть из пушки пали.

4 Сон правду скажет, да не всякому.

5 Спит, как мертвый.

6 Выспишься – помолодеешь.

7 он лучше всякого богатства.

8 Ночь – матка: выспишься – все гладко.

9 Какова постель, таков и сон.

Когда дневной сон можно отменить?

Нервная система у ребёнка ещё только развивается, испытывая постоянные перегрузки, и полноценный отдых получает только во сне. С возрастом потребность в дневном сне у детей становится всё меньше. Шестилетним детям достаточно одного часа. Нередко дети отказываются ложиться спать днём. Как правило, это происходит из-за нежелания отрываться от увлекательноё игры или по причине слишком позднего пробуждения по утрам. Постепенно режим дня меняется, и к семи годам большинство детей уже свободно обходятся без дневного сна.

Источник

Анися Аликовна
Консультация «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказаться идти спать, когда наступило время. Если он девять часов лег и позднее, чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым и веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят времени на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянииребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость, малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении четырех дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до пяти лет положено спать в сутки 12,5 – 12 часов, в шесть лет 11,5 – 12часов.

Для ночного сна отводится время с 9 -9. 30 минут. Дети дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15 – 15.30минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно бы вызвало более позднее укладывание на ночной сон.

Читайте также:  Видеть во сне кладбище и церковь

Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большей мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешение еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства. Укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувства удовольствия при укладывании, приучать быстро, засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитания еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как – то завершить то, что он делает. Поэтому следует заранее, минут за 10 – 15, предупредить ребенка о то, что скоро нужно ложиться спать. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковая, трикотажная, ситцевая. В жаркие дни дети могут спать в трусиках.

Напомним, во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, форточка или фрамуга могли остаться открытыми. Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15 градусов.

В часы ночного сна также важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у ребенка происходит различно, у одних почти мгновенно, других требуется 5 – 10, чтобы они окончательно проснулись. Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у ребенка следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Источник

Консультация для родителей

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказаться идти спать, когда наступило время. Если он девять часов лег и  позднее, чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым и веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят времени на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

        Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость,  малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

        На протяжении четырех дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

        Ребенку до пяти лет положено спать в сутки 12,5 – 12 часов, в шесть лет 11,5 – 12часов.

        Для ночного сна отводится время с 9 -9. 30 минут. Дети дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15 – 15.30минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно бы вызвало более позднее укладывание на ночной сон.

        Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

        Особенности сна ребенка в большей мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешение еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

        Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства. Укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувства удовольствия при укладывании, приучать быстро, засыпать без всяких дополнительных воздействий.

        Какие же средства способствуют решению этих задач?

        Прежде всего, воспитания еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как – то завершить то, что он делает. Поэтому следует заранее, минут за 10 – 15, предупредить ребенка о то, что скоро нужно ложиться спать. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

        Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Читайте также:  Сны смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

        Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковая, трикотажная, ситцевая. В жаркие дни дети могут спать в трусиках.

        Напомним, во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, форточка или фрамуга могли остаться открытыми. Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15 градусов.

        В часы ночного сна также важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывать.

        Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у ребенка происходит различно, у одних почти мгновенно, других требуется 5 – 10, чтобы они окончательно проснулись. Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у ребенка следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Источник

Консультация для родителей

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказаться идти спать, когда наступило время. Если он девять часов лег и  позднее, чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым и веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят времени на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

        Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость,  малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

        На протяжении четырех дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

        Ребенку до пяти лет положено спать в сутки 12,5 – 12 часов, в шесть лет 11,5 – 12часов.

        Для ночного сна отводится время с 9 -9. 30 минут. Дети дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15 – 15.30минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно бы вызвало более позднее укладывание на ночной сон.

        Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

        Особенности сна ребенка в большей мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешение еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

        Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства. Укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувства удовольствия при укладывании, приучать быстро, засыпать без всяких дополнительных воздействий.

        Какие же средства способствуют решению этих задач?

        Прежде всего, воспитания еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как – то завершить то, что он делает. Поэтому следует заранее, минут за 10 – 15, предупредить ребенка о то, что скоро нужно ложиться спать. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

        Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

        Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковая, трикотажная, ситцевая. В жаркие дни дети могут спать в трусиках.

        Напомним, во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, форточка или фрамуга могли остаться открытыми. Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15 градусов.

        В часы ночного сна также важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывать.

        Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у ребенка происходит различно, у одних почти мгновенно, других требуется 5 – 10, чтобы они окончательно проснулись. Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у ребенка следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Читайте также:  Взрослого сына видеть во сне маленьким ребенком

Источник

«СОН КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕЖИМА ДНЯ  ДОШКОЛЬНИКА”

Сон – это одна из важнейших

функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает

возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его

выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказаться идти спать,

когда наступило время. Если он лёг в девять часов и не позднее, чем через

полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам

просыпается бодрым и веселым. У ребенка имеется достаточно времени,

чтобы спокойно одеться и родителям не приходится поторапливать его и

показывать недовольство по поводу его медлительности.  

Вечерние часы родители полностью используют для своих дел. Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

                                                                    Но дома он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни

отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется

некоторая утомленность, вялость, малыш склонен значительно больше

поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении четырех дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до пяти лет положено спать в сутки 12,5 – 12 часов, в шесть лет

11,5 – 12часов. Для ночного сна отводится время с 9 – 9. 30 минут. Дети дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15.00минут.

 Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно бы вызвало более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно

наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе. Особенности сна ребенка в большей мере определяются условиями воспитания.

Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешение еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

Нарушения сна у детей могут быть следствием переедания перед сном

или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе,

связанных с состоянием желчного пузыря (дискинезия, камни), заболевания

желудка (гастрит, язвенная болезнь). Сон тревожный, укороченный, если

помещение душное, непроветренное.

Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, сменить одежду, затенить окна.

Средства, способствующие быстрому засыпанию?

Прежде всего, еще в раннем детстве воспитания привычки выполнять

режим. Обычно ребенку хочется как – то завершить то, что он делает.

Поэтому следует заранее, минут за 10 – 15, предупредить ребенка о то, что

скоро нужно ложиться спать. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы

ребенок не задерживался.

 

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются. Лучшая одежда на время сна – пижама. В жаркие дни дети могут спать в трусиках.

  Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15 градусов. В часы ночного сна также важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом

следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у ребенка

происходит различно, у одних почти мгновенно, других требуется 5 – 10

минут, чтобы они окончательно проснулись. Самостоятельно одеться,

застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться.

В течение всего дошкольного возраста у ребенка следует закреплять

навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться

после сна.

Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил.

                                                                                                                1. Укладывать ребенка спать в одно и то же время, что формирует

рефлекс засыпания.

2. За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать

голос.

3. Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.

4. Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качественного сна. Пройти в спокойном темпе 30 минут – это полезная для организма привычка, или спокойно поиграть.

5. Полезны перед сном оздоровительные процедуры – теплый душ,

общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38 С, 8-10 минут).

6. Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось

лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не

сгибалась в области шеи.

 

Выполнение этих правил обеспечивает быстрое

засыпание и спокойный сон

Источник