Сон игоря в слове о полку игореве текст

Сон игоря в слове о полку игореве текст thumbnail

Почему сон Святослава назван вещим?

Снежн­аяЗим­а
[114K]

более года назад

Вещий сон Святослава – яркий отрывок из бессмертного произведения неизвестного автора, описывающего неудачный поход князя Игоря против половцев. В символическом сне Святослава выражены сомнения и беспокойство относительно судьбы великого князя. В нем предрекается исход его похода, трагические события, которыми он закончится. Читая последовательно “Слово о полку Игореве”, можно проследить ход событий. Князь Игорь поступает самонадеянно, стремясь одолеть половцев. Тревожные знаки он игнорирует, стремясь к славе и предвкушая легкую победу. Сначала его действия успешны, но впоследствии события разворачиваются трагически. Войско князя разбито, сам он оказывается в плену. Святослав, скорбя об участи Игоря и разобщенности князей, изрекает выдающееся “Золотое слово”, являющееся не менее ярким эпизодом всего повествования, наряду с вещим сном Святослава.

Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского):

Сон игоря в слове о полку игореве текст

Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события.

Тисовое ложе является символом гроба. Князь видит, как его покрывают черной пеленой, словно умершего. Такое видение предвещает трагедию. Символ жизни – вино видится Святославу горьким и отравленным, что предвещает жизнь, наполненную печалью. Терем без конька может означать гибель, гибель самого Святослава. Жемчуг же символизирует слезы. Их немало будет пролито после пленения Игоря и гибели его войска. Крики воронов также предвещают беду, источником которой станут враги земли Русской. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Он действительно оказывается вещим.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Божья коров­ка
[150K]

2 года назад

Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения:

Сон игоря в слове о полку игореве текст

Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава.

Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси.

А теперь подробности.

Тисовая кровать символизирует гроб, что в свою очередь – смерть, поражение.

Черная пелена – помутнение разума или его потеря.

Отравленное вино, горькое зелье – предвещание тяжелой жизни.

Терем без конька, мы уже читаем в тексте, – предвещание горя, гибель члена семьи.

Сыпали жемчуг из вражеских колчанов – возможно пролитие слез, крови, вместе с вином – упиваться горем.

Вот такой мрачный сон приснился Святославу.

Илта
[307K]

более года назад

Смутный сон Святослава предрек поражение войска Игоря и то, что сам князь попал в половецкий плен. Святославу снилось, что его на кровати “тисовой” покрыли “чёрной пеленой” и напоили отравленным вином пророча скорбь и беды. Этот сон не стоит понимать буквально, тут надо расшифровывать образы. Например жемчужины – это слезы жен, которые плакали на Руси после неудачного похода князя Игоря. Вражеские колчаны – это поражение Игоря и его войска, когда их половцы обстреляли из луков. “Златоверхий терем без конька” – это смерть Святослава. Вражеский ворон – горе. Тисовая кровать – гроб. Черная пелена – сумасшествие. Отравленное – вино – трудная и тяжелая жизнь.

maksi­menko
[263K]

более года назад

В “Слове о полку Игореве” автор описывает вещий сон Святослава.

Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни.

Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные.

Душой болел он за землю свою.

А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал.

Пали знамена Игоревы!

Обильна печаль потекла по земле Русской.

Сон делится на две части.

Одна часть относится к самому Святославу.

А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна.

Сон игоря в слове о полку игореве текст

На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение.

Вино, с горечью смешанное – предвестник тяжелой жизни.

Сыпали мне пустыми колчанами Жемчуг – пролитые слезы.

Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька.

Князек в древнерусском варианте – «кнес».

«Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель.

Стрым­брым
[322K]

более года назад

Слово о полку Игореве.

В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году.

Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода.

В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий “в Киеве на горах”, видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска.

Вместо символизирующего киевскую власть и могущество, “золотого стола”, во сне, князь оказывается в погребальных санях, которые несут его к символу того света – морю и, одновременно, в плен к половцам.

В этом сне, присутствуют также тисовая кровать, символизирующая смерть, чёрная пелена, символизирующая помутнение рассудка, отравленное вино, как предупреждение о тяжёлых временах, терем без конька – предвестник гибели члена семьи и жемчуг из вражеских колчанов, как пролитую кровь.

Go Green
[518K]

более года назад

Одним из ключевых моментов “Слова о полку Игореве” является сон Святослава.

Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ).

Читаем описание сна Святослава ниже:

Все символы, представленные здесь – и черная пелена (покрывало), и тисовая кровать (гроб), и отравленное зелье (яд), и терем без конька (гибель близкого человека, одного из членов семьи), и ворон (предвестник горя) – все предсказывало разгромное поражение для Игоря. И все. что было показано Святославу во сне, сбылось. Потому сон Святослава и назван вещим.

СТЭЛС
[226K]

более года назад

Святославу приснился сон, в котором не однозначно было ведение о его собственных похоронах. Будто он лежит, его покрывают саваном, дают пить вино. При этом птица-предвестник смерти, черный ворон летает рядом. Вот полный текст описания этого сна –

Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как “конек” (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме.

Элени­я
[434K]

более года назад

Поэма “Слово о полку Игореве” – одно из самых необыкновенных произведений в русской литературе, памятник истории, выразительное сказание, художественно-поэтич­ное, лиричное, написанное невероятно талантливо.

Одно из самых ярких мест во всем “Слове…” – это часть, которая начинается вещим сном Святослава, а также Золотое слово Святослава.

Какой сон видит киевский князь? Ему приходит пророческий сон, который еще до того, как сообщили произошедшие события бояре, подсказывает, что произошло несчастье – сыновья Игорь, Владислав Святославовичи отправились в поход на половцев своими силами, желая снискать славы, разрозненно от других князей. Этот сон и весть о произошедшем помогают понять самое главное мудрому князю, он понимает, что сила княей в “единении”.

Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать.

Здесь говорится, что одевали “черной паполомою”, – черным покрывалом “на кровати тисовой”, а паполомою накрывали покойников, тис – это самое дорогое дерево, которое служит материалом для гроба, таким образом кровать из тиса символизирует гроб. Видеть себя на кровати во сне тоже трактуется, как к болезни, печали. Вино символизирует “жизнь”, но здесь вино “горчит”, оно отравлено, жизнь тоже нелегкая. Рассыпанный жемчуг – это “слезы”, да еще из колчана врагов. Украшение “конек” – это символ, не просто украшение, увидеть дом без конька – это разрушение, дом без семейства, которое “в изгнании”, крики ворона с дальней стороны – это крики с вражеской стороны, слово “поганый” относится к врагам, к “нехристям”, “басурманам”.

Сон игоря в слове о полку игореве текст

Ander­t
[78.6K]

более года назад

Интересное древнерусское произведение “Слово о Полку Игореве” рассказывает нам о событиях тысячелетней давности. В нем князь Игорь терпит поражение от половцев.

Мы можем увидеть, что князю Святославу снится сон – он пьет во сне отравленное зелье и покрывается черной пеленой, и находится он не в Киеве, а в другом месте, в Плесенске

Конечно, все это символизирует скорый проигрыш Игоря – князь (то есть отец Игоря), чувствует, что его сыновьям угрожает опасность и через вещий сон все это предвидит, поэтому данный сон нужно воспринимать только как метафору.

Действительно – вскоре опасения Святослава сбываются и князь Игорь вместе с Владимиром терпят поражение.

Сон игоря в слове о полку игореве текст

Peres­vetik
[866K]

более года назад

Суть сна Святослава был в том, что будет поражено войско Игоря, а сам княже попадет в плен к половцам.

Ему приснилось, что его накрыли черной пеленой, когда он лежал на кровати, которую он называет тисовой.

И якобы напоили отравленным вином. Этот сон нужно было расшифровать, чтобы понять его суть. Ведь образы всегда требуют расшифровки, чтобы понять реальность их значения.

К примеру жемчуг обозначает слезы , а черный ворон это большое горе, тисовой кроватью назывался гроб. Если накрыли черной пеленой, это это значит сумасшествие. Если речь идет про отравленное вино, то это значит очень тяжелую жизнь.

Знаете ответ?

Источник

 

1-2

Вещие сны не редкость в средневековых памятниках. В частности, о них рассказывается и в древнерусских и древнеславянских переводах Библии, «Деяний апостольских», «Александрии», «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хроники Георгия Амартола», Проложных житиях и сказаниях, в «Девгениевом деянии» и др. Есть вещие сны и в чисто русских памятниках. Так, о вещем сне епископа Нифонта рассказывается в Ипатьевской летописи под 1156 г. Наиболее близкая параллель к сну Святослава «Слова о полку Игореве» отыскивается в «Летописце Переяславля Суздальского» (сборник Московского главного архива иностранных дел, XV в. № 902—1468), изданном К. М. Оболенским в 1851 г. и больше не переиздававшемся. Обнаружил и сообщил эту параллель к сну Святослава А. И. Кирпичников в статье «К литературной истории русских летописных сказаний»1. Однако А. И. Кирпичников ограничился только указанием на сходство обоих снов и неполно привел текст сна Мала. Последующие исследователи и комментаторы «Слова о полку Игореве» также ограничились общим указанием на сходство обоих снов, не указывая на то, в чем это сходство состоит. Между тем, как это мы увидим, сон Мала может до известной степени помочь в толковании и прочтении одного неясного места в сне Святослава «Слова о полку Игореве».

Приведу параллельно оба рассказа.

Текст
«Слова о полку Игореве»
по первому изданию

Святъславь мутенъ сонъ видe: въ Киевe на горахъ си ночь съ вечера одeвахъте мя, рече, чръною паполомою, на кроваты тисовe. Чръпахуть ми синее вино съ трудомь смeшено; сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно, и нeгуютъ мя; уже дьскы безъ кнeса в моемъ теремe златовръсeмъ. Всю нощь съ вечера босуви врани възграяху, у Плeсньска на болони бeша дебрь Кисаню, и не сошлю къ синему морю.

Текст
«Летописца Переяславля
Суздальского»

Князю же веселіе творящу къ браку и сонъ часто зряше Малъ князь: се бо пришед Олга дааше ему пръты многоценьны червены вси жемчюгомъ иссаждены и одeяла чръны съ зелеными узоры и лоди, в нихъ же несенымъ быти, смолны.

Для того чтобы сравнить оба сна, надо принять во внимание обстоятельства, которые им сопутствовали. Попробуем сравнить оба сна в свете этих обстоятельств. Сходство обоих снов состоит в следующем:

  1. Оба сна предвещают несчастья с людьми, зависевшими от князя. В сне Святослава — это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие о нем еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от своих бояр. В сне князя Мала — это гибель его послов-сватов, которых Ольга сбросила вместе с их лодьями в яму. Сон Мала рассказывается в «Летописце Переяславля Суздальского» уже после того, как послы Мала погибли в своих лодьях, но раньше того, как он об этом узнает. Следовательно, оба вещих сна сообщают о том, что уже случилось, но о чем еще не могли знать те, кому эти сны снятся.
  2. И Святослав, и Мал видят себя одариваемыми подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто явился причиной несчастий. В сне Мала дорогие одежды и черные одеяла дарит ему Ольга, которая приказала убить послов. В сне Святослава кто-то одевает его черною паполомою и угощает синим вином. На него сыпят великий жемчуг из колчанов «поганых толковин». «Поганые толковины» — это союзные Игорю Святославичу ковуи, которые первые побежали в битве с половцами и, останавливая которых, Игорь попал в плен к половцам. Бегством этих ковуев объясняет составитель рассказа Ипатьевской летописи о походе Игоря поражение последнего.
  3. Подарки обоим князьям драгоценны. Они сходны: черная паполома Святославу, черные одеяла Малу. В обоих подарках присутствует жемчуг2.

Есть и различия. В частности, в сне Мала Ольга дарит ему и «лодьи», «в нихъ же несеннымъ быти, смолны». Однако это различие отпадает, если мы примем чтение, предложенное еще И. Снегиревым2 и В. Макушевым3 и развитое В. Н. Перетцем: «у Плeсньска на болони бeша дебрьски сани и несоша е къ синему морю»4. Возможно, вместо «несоша е» следует читать «несоша мя», так как весь рассказ ведется в первом лице самим Святославом.

Лодьи и сани — почетное средство передвижения и вместе с тем средство перевозки покойников. Первая месть Ольги послам-сватам Мала состояла в том, что их понесли в лодьях и сбросили в яму. Послы думали, что им оказывается честь, а на самом деле им были устроены похороны. Святославу приснились сани и в них также понесли к месту несчастья русских — «къ синему морю».

Сон Мала — это древнее («Летописец Переяславля Суздальского» в этой своей части составлен в XIII—XIV вв.) этнографическое подтверждение сна Святослава. Разумеется, здесь не могло быть ни заимствования, ни влияния одного сна на другой. Сходство — в одинаковости, общности верований и представлений.

Нигде, кроме «Летописца Переяславля Суздальского», упоминание о сне Мала больше не встречается. Составитель «Летописца» вставил в свой труд и некоторые другие фольклорные материалы. Так, например, значительному распространению подвергся в «Летописце Переяславля Суздальского» рассказ о юноше кожемяке, победившем печенежского богатыря на месте будущего Переяславля Южного. Интерес «Летописца Переяславля Суздальского» к событиям Переяславля Южного понятен, но почему и на основании каких материалов (по-видимому, все же фольклорных) вставил составитель «Летописца Переяславля Суздальского» свой рассказ о сне Мала, — неизвестно.

1 Изв. ОРЯС, т. II. СПб., 1897, кн. 1, с. 60. Обзор встречающихся в древнеславянской письменности вещих снов см.: Перетц В. Н. Слово о полку ігоревім. У. Київі, 1926, с. 238—246.

Большое число параллелей к отдельным реалиям сна приведено в статье: Алексеев М. П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку Игореве». — В кн.: «Слово о полку Игореве». Сборник исследований и статей под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М. — Л., 1950.
2 О жемчужине в сне Святослава см.: Sayar. B. Ein gnostisches Bild im lgorlied und in der Chronik von Georgios Hamartolos. — Zeitschrift f?r Slavische Philologie, Bd. XXXIX, H. 1. 1976, S. 173—177.

1-2

Предыдущая глава

 

Источник