Сон и его сводный брат смерть
Глядя в эти мирно спящие лица, сложно представить сколько бунта и новаторства в этой картине…
Луна и Сон. Симеон Соломон. 1894 г.
Первой из Картина Джона Уильяма Уотерхауса, которую он презентовал на выставке Королевской Академии, стала работа “Сон и его единокровный брат Смерть”. Картина посвящена греческим богам Гипносу и Танатосу. Боги были братьями – детьми Ночи (Нюкты) и Эреба (Мрака).
Согласно легенде, они жили в пещерах на противоположных концах земли и в мифах практически не встречались, но Уотерхаус изображает их вместе как простых античных юношей, которые, утомленные долгим музицированием, уснули на общем ложе. Один из братьев находится в луче света и это Гипнос, тогда как Танатос объят мраком. Интересно уже то, что, согласно классической мифологии, луч света никогда не касался лица Гипноса, но Уотерхаус отвергает эту часть мифа, чтобы подчеркнуть необходимый ему контраст.
Сон и его единокровный брат Смерть. Джон Уильям Уотерхаус. 1874 г.
Картина, как и положено в живописи прерафаэлитов, наполнена множеством символов, которые дополняют изображение. Так, античный храм на заднем фоне картины и курящийся фимиам намекают на божественное происхождение юношей. Скрещенные на переднем плане флейты рассказывают не только о том, какое занятие так утомило юношей, что они уснули, но и указывает на родство братьев. Маки в руках Гипноса указывают на его божественные способности – усыплять и приносить сновидения.
Известно, что Уотерхаус долго искал для своей работы подходящее название и несколько раз переименовывал картину: “Сводные братья”, “Сон и Смерть”, “Гипнос и Танатос”, “Близнецы”, – лишь некоторые из вариантов. Художнику хотелось уже в названии подчеркнуть внешнее сходство и разительное различие образов сна и смерти.
Спящий и Бодрствующий. Симеон Соломон. 1870 г.
Спящий и Бодрствующий. Симеон Соломон. 1870 г.
Внешне картина выглядит довольно традиционно. Считается, что молодого художника, на момент презентации картины Джону Уильяму Уотерхаусу было всего 25 лет, сподвигла на ее написание смерть младших братьев, которые несколькими годами ранее скончались от туберкулеза. Но, надо отметить, что эта тема сна была очень популярна у прерафаэлитов и ее изображали многие. В картине Уотерхауса просматривается явное родство с работами на сходные сюжеты Симеона Соломона. Но, если Соломон работает в более мистической манере и делает большую ставку на эмоциональное восприятие образов, то Уотерхаус словно дорисовывает его картину, расширяя ее, переосмысливая и дополняя множеством мелких деталей.
Уотерхаус словно делает образы Симеона Соломона более традиционными и викторианскими, более комфортными для публики. Но это ложный комфорт, который маскирует подлинное новаторство картины. Уотерхаус был в викторианской Англии едва ли не первым, кто осмелился изобразить “лик смерти”. Прочие художники, анализируя природу и мифологию сна, изображают контраст между сном и бодрствованием и именно Уотерхаус делает первый шаг дальше – он изображает Смерть, которая оказывается на удивление “зеркальна” жизни. Так похожа на нее и так бесконечно от нее далека.
Сон и его единокровный брат Смерть. Фрагмент. Джон Уильям Уотерхаус. 1874 г.
Интересно, что моделью для картины была девушка. Оба молодых человека, и Гипнос и Танатос, написаны с Кейт Дубль, которая позировала Уотерхаусу для этой работы. О самой девушке практически ничего не известно и это единственная работа, для которой она позировала художнику.
Картина была принята публикой благосклонно и с той поры ни одна выставка Королевской Академии не обходилась без одной – двух картин Уотерхауса. Их было ни много ни мало – сорок три.
Ночь и Сон. Эвелин де Морган. 1878 г.
Ночь и Сон. Эвелин де Морган. 1878 г.
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Уотерхаус.
Джон Уи́льям Уо́терхаус[6] (англ. John William Waterhouse[7]6 апреля 1849 — 10 февраля 1917) — английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма. Известен своими женскими образами, которые заимствовал из мифологии и литературы.
Жизнь[править | править код]
Родился в Риме, в семье художников. Позднее они переехали в Лондон, где Уотерхаус прожил всю оставшуюся жизнь. Поначалу живописному мастерству его обучал отец, в 1870 году юноша поступил в Королевскую Академию художеств.
В ранних работах художника чувствуется влияние Альма-Тадема и Фредерика Лейтона. В 1874 году, в возрасте двадцати пяти лет, представил на выставке картину «Сон и его сводный брат Смерть[en]», которая была хорошо встречена критикой и впоследствии выставлялась практически каждый год, вплоть до смерти художника.
В 1883 году Уотерхаус женился на художнице Эстер Кенуорти, чьи картины также появлялись на выставках Королевской Академии художеств. У них не было детей[8], но, несмотря на это, брак был счастливым[9].
В 1895 году был избран членом Королевской академии. Художник умер от рака в 1917 году. Похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин.
Изображен на британской почтовой марке 1992 года.
Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей. Считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника.
В 1908—1914 годах Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах («Миранда», «Тристан и Изольда», «Психея», «Персефона» и другие). В этих картинах художник пишет свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер. Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса — только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», позировала и для Уотерхауса.
Творчество[править | править код]
Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот», посвященная Элейне из Астолата (она же Лилейная дева) — девушке, умершей от неразделённой любви к рыцарю Ланселоту, персонажу из легенд о короле Артуре и героине поэмы Теннисона «Волшебница Шалот»[10]. Уотерхаус создал три варианта картины: в 1888, 1896 и 1916 годах.
Другая героиня художника — Офелия. На первой картине (1889) художник показывает её лежащей на лугу, затем, на картине 1894 года — перед смертью, сидящей у берега озера. На полотне 1910 года Офелия стоит на берегу ручья, придерживаясь за дерево, в готовности сделать последний шаг в воду.
В июне 2006 года картина «Святая Цецилия» была продана на аукционе «Кристис» фонду Ллойда Веббера за 6,6 млн. фунтов стерлингов[9].
Некоторые произведения[править | править код]
- «Сон и его сводный брат Смерть», 1874
- «Обращение к оракулу», 1884 (галерея Тейт, Лондон[11])
- «Магический круг», 1886 (галерея Тейт, Лондон[12])
- «Леди из Шалот», 1888 (галерея Тейт, Лондон[13])
- «Офелия», 1889, 1894, 1910
- «Одиссей и сирены», 1891 (Национальная галерея Виктории, Мельбурн[14])
- «Цирцея подаёт бокал Одиссею», 1891
- «Безжалостная красавица», 1893
- «Сирена», ок. 1900
- «Хрустальный шар?!», 1902
- «Борей[en]», 1903
- «Эхо и Нарцисс», 1903[15]
- «Срывайте розы поскорей», 1909
- «Миранда — „Буря“», 1916
«Психея открывает дверь в сад Эроса», 1904
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 John William Waterhouse
- ↑ 1 2 Internet Speculative Fiction Database (англ.) — 1995.
- ↑ 1 2 Grove Art Online, Grove Dictionary of Art Online (англ.) / J. Turner — OUP, 1998.
- ↑ Union List of Artist Names (англ.) — 2011.
- ↑ https://www.jstor.org/stable/25589029
- ↑ Рыбакин А. И. Словарь английских фамилий. — М.: Астрель, 2000. — 576 с. — ISBN 5-271-00590-9.
- ↑ Возможные варианты написания фамилии: Ватерхаус, Вотерхаус, Уотерхауз, Ватергоуз. Читается [Ўо́тэхаус].
- ↑ Esther Kenworthy Waterhouse (англ.). engole.info. Дата обращения 26 сентября 2020.
- ↑ 1 2 Andrew Lloyd Webber facing court battle over £6.6million painting
- ↑ Источник (недоступная ссылка). Дата обращения 28 июня 2007. Архивировано 28 сентября 2007 года.
- ↑ Consulting the Oracle, Tate Gallery
- ↑ The Magic Circle, Tate Gallery
- ↑ The Lady of Shalott, Tate gallery
- ↑ Ulysses and the Sirens, National Gallery of Victoria
- ↑ Echo and Narcissus, Walker Art Gallery Архивировано 29 октября 2013 года.
Ссылки[править | править код]
- www.johnwilliamwaterhouse.com (англ.)
- www.jwwaterhouse.com (англ.)
- Biography (англ.)
Источник
Джон Уильям Уотерхаус (англ. John William Waterhouse, 6 апреля 1849, Рим — 10 февраля 1917, Лондон). Знаменитый английский живописец, чьи работы относят к творчеству прерафаэлитов.
Особенности творчества художника: Уотерхаус, как и другие художники-прерафаэлиты, стремился уйти от реальности, прибегая к мифологическим и библейским сюжетам, перенимая образы из легенд Старой Англии, рыцарских романов. Главный герой его живописи – это образ сильной и властной женщины, соответствующей канонам красоты Викторианской эпохи, но при этом нежной и манящей. Его героини – это Офелия и Клеопатра, Пенелопа и Психея, волшебницы и заклинательницы, одушевленные силы природы и мифические существа. Уотерхаус отдавал предпочтение трагическим и жестоким сюжетам, но при этом обладал талантом найти в них стоическую силу, спокойствие и красоту.
Известные картины художника: “Леди Шалот в лодке”, “Душа розы”, “Офелия”, “Северный ветер”, “Психея, проникающая в сад Купидона”, “Колдунья”.
Джон Уильям Уотерхаус, чьи произведения насчитывают более двух сотен, на протяжении всей своей жизни регулярно выставлял свои картины, продавал их в Англии и за ее пределами. Это тот редкий тип художника, который при жизни достиг своей славы, что позволило его семье жить в достатке. Сегодня он один из дорогостоящих живописцев, и его полотна не только признак хорошего вкуса, но и выгодное финансовое вложение. Например, в в июле 2016 года его картина «Миранда» из частной коллекции была продана за 581 тысячу фунтов стерлингов. Самое дорого полотно автора – «Святая Цецилия», за которую было отдано в 2006 г. 6,6 млн. фунтов стерлингов на аукционе Christie’s.
Ранние годы творчества Джона Уотерхауса
Джон Уильям Уотерхаус родился Риме в 1849 году. Интересно, что именно в этом году первые члены Братства Прерафаэлитов вызвали ажиотаж в Лондоне. Родители его были английскими художниками, и творческая обстановка окружала будущего живописца с младенчества. Спустя пять лет после рождения Уотерхауса семья возвратилась в Лондон, где поселилась в доме недалеко от музея Виктории и Альберта. В детстве мальчик часто работал вместе с отцом, делал зарисовки с экспонатов из Национальной галереи и Британского музея. В 21 год он с успехом сдает экзамен в Королевскую академию художеств, где вначале начинает изучать скульптуру и лишь затем живопись.
Первые произведения Джона Уильяма Уотерхауса выставлялись в музее Дадли. Они создавались под впечатлением живописи модных в конце XIX века живописцев: Лоуренса Альма-Тадемы и Фредерика Лейтона, чьи художественные образы отличались античной чувственностью и холодным академизмом. Однако время подражательства было недолгим, и молодой человек в возрасте 25 лет представил на выставке масштабную работу «Сон и его сводный брат Смерть». С этого дня и до конца жизни художника она не переставала выставляться. Критики и зрители встретили эту картину с искренним восторгом. Уже здесь можно отметить основные особенности всего творчества художника: тяготение к мифологии, использование ярких и в то же время гипнотически завороженных образов, символизм как в общей идее, так и в отдельных деталях. Отсюда начинается отчет популярности Уотерхауса.
Становление и признание
В 1883 году Уотерхаус в возрасте тридцати четырех лет женится на художнице Эстер Кенуорти. Интересно, что среди своих восьмерых братьев и сестер, она единственная занималась творчеством, писала натюрморты и выставляла свои работы. У пары родилось двое детей, которые умерли в младенчестве.
В 1885 году художник становится членом Королевской Академии и только лишь в 1895 академиком. Уотерхаус активно принимает участие в художественной жизни Лондона, регулярно выставляется и преподает живопись в школе искусств St John’s Wood.
Самые известные произведения Уотерхауса — это всегда сюжеты из древних мифов, сказочные и исторические персонажи, окутанные загадками и тайнами. Мастер начинает создавать особенные женские характеры — сильные, обладающие властью как реальной, так и магической, свободолюбивые, полные сдержанной грации и чувственные. Такой взгляд органично вписывается в обстановку Викторианской Англии, где женщины впервые начали проявлять политическую активность и участвовать в выборах.
«Леди Шалот в лодке» 1888 г. – это знаменитый образ героини баллады Альфреда Теннисона, практически первая картина, которая приходит на ум большинству при упоминании имени художника. Волшебная дева была изображена еще на двух полотнах: в 1894 и в 1915 годах.
Один из ярких женских образов Уотерхауса — это Офелия, которой посвящен цикл работ. К сожалению, дописать его до конца автору не удалось из-за тяжелой болезни. Для получения диплома в Королевской Академии он представил именно Офелию, созданную в 1889 году.
С своей жизни Уотерхаус был на хорошем счету у коллег-художников, искусствоведов и простой публики. Он оказался в нужное время в нужном месте, его талант понимали и одобряли. Можно считать это большим везением для человека творческой среды, стоит лишь ознакомиться с биографиями других художников. Его работы вышли из моды практически сразу после его смерти и снова стали интересны критикам и зрителям в конце ХХ века. Об этом красноречиво говорит тот факт, что изображение художника появилось на британской почтовой марке в 1992 году.
Картины Джона Уильяма Уотерхауса разбросаны по всему миру. Они принадлежат крупнейшим музеям Великобритании, Австралии и других стран. Многие работы находятся в частных коллекциях в Англии, США и России.
Модели и художник
В центре произведений Джона Уильяма Уотерхауса образ мифической, далекой от реальности женщины. Однако были живые английские мисс и миссис, которые позировали художнику, помогая воплощать его идею на холсте. Например, многие ранние портреты, а также знаменитые «Леди Шалот в лодке» и «Северный ветер» были написаны с сестры художника — Мэри Уотерхаус.
Интересно, что Эстер Уотерхаус, супругу автора, редко можно найти в его творчестве, лишь в незначительных портретах и бытовых зарисовках. Считалось, что «Леди Шалот в лодке» была написана с нее, но недавно исследователи опровергли это.
Внимательный наблюдатель отметит, что на многих картинах Джона Уильяма Уотерхауса присутствует одна и та же модель: рыжеволосая девушка с тонким профилем. Считается, что это Гвендолин Ганн — модель и одновременно друг семьи живописца. Она на протяжении многих лет общалась с ним и сохранила дружеские отношения с Эстер после смерти живописца.
Картина «Сон и его сводный брат Смерть», сделавшая художника знаменитым, обязана не только его таланту, но и Мисс Кейт Дубль. С нее были написаны оба юноши, сходство которых и указывает на их родство.
Мюриэл Фостер была долгое время музой художника, и благодаря ей существует знаменитый женский образ «Колдунья». Мэри Ллойд — еще одна из моделей Уотерхауса, но более известна, как девушка с картины «Пылающий июнь» Лейтона.
Люди, знавшие Уотерхауса, отмечали, что отношения со своими моделями он поддерживал исключительно сдержанные, никогда не допуская двусмысленности.
Джон Уотерхаус до конца жизни занимался живописью, несмотря на страдания, которые приносило ему онкологическое заболевание. В феврале 1917 года он скончался и был похоронен на кладбище Kensal Green в Лондоне.
Автор: Людмила Лебедева
Источник
Джон Уильям Уотерхаус
- L`Sidhe
- •
- 17 марта 2010, 12:34
Преемник прерафаэлитов
Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917) – английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма. Известен своими женскими образами, которые он заимствовал из мифологии и литературы. В настоящее время считается одним из самых популярных и дорогостоящих художников Великобритании: в июне 2006 года его картина «St. Cecilia» была продана на аукционе Кристис за 6 млн фунтов.
Уотерхаус родился 6 апреля 1849 года в Риме, в семье художника, и первые годы жизни провёл в Италии. Позднее в 1850-х семья переехала в Англию , где молодой Уотерхаус начал учиться живописи в студии своего отца. В 1870-м году юноша поступил в Королевскую Академию художеств. Живописи и скульптуре учился под руководством художника Пикерсгила. В ранних работах Уотерхауса чувствуется влияние сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона. В его творчестве переплетаются романтизм, символизм и модерн. Уже в 1874 году, в возрасте двадцати пяти лет, на выставке Королевской Академии Уотерхаусом выставлена картина «Сон и его сводный брат Смерть» (англ. Sleep and His Half-Brother Death), которая очень понравилась критикам и впоследствии выставлялась практически каждый год, вплоть до смерти художника в 1917 году.
“Сон и его сводный брат Смерть” (1874 г.)
“Магический круг” (1886 г.)
В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. В 1884 Уотерхаус добивается признания: его картина “Леди из Шалот” была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии.
“Леди Шэлотт” (1888 г.)
Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот», посвященная Лилейной деве из Астолата. Элейн или Лилейная дева (англ. Lily Maid of Astolat) — персонаж из легенд о короле Артуре, девушка, умершая от неразделённой любви к Ланселоту в одной из поэм Теннисона. Уотерхаус создал три разных версии этой картины: в 1888, в 1896 и в 1916.
В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается. Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней свое имя. Она плывет по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь. Когда её находят жители, Ланселот дивится, что это за прекрасная женщина.
Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхаус к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин (“”Цирцея Инвидиоза”, 1892; “Клеопатра”, 1890; “Цирцея, завлекающая Одиссея”, 1891 и др.), а также к живописи пленэра.
“Цирцея Инвидиоза” (1892 г.)
В 1885 Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Его дипломной работой была “Нереида”
(окончательный вариант картины в 1901).
“Нереида” (1901 г.)
“Миранда и буря” (1916 г.)
“Борей” (1903 г.)
В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты. С 1900-х годов принимает участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии.
Несмотря на страдания от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжал активно заниматься живописью вплоть до своей смерти от рака в 1917 году.
“Данаиды” (1904 г.)
“Одисей и сирены” 1891 г.
“Офелия” (1894 г.)
“Ламия” (1905г.)
Его часто относят к прерафаэлитам, хотя он формально и не принадлежал к этому течению. За свою жизнь он написал более двухсот полотен на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).
Источник