Сон гринева какую роль он сыграл в романе

Сон гринева какую роль он сыграл в романе thumbnail

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся ого отношения с Пугачевым.

Подобное толкование противоречит самому принципу повествования

Пушкина – с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий.

Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцепе сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился

сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь.

И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

Подобное восприятие символического смысла сна обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: “С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего”. Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, “никогда не забываются человеком до тех пор пока не сбудутся” . Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон.

Не должен был его забывать и читатель.

Какой же сон видел Гринев?

Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Потругла приехал; оп воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.

Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит?

Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит”…”

Символическое будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой помин – на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна.

Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика.

“Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: Не бойсь, подойди под мое благословение…”

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.

Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начало романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности.

Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народно).

Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно но избранной дороге.

Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором/ Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.

И, наконец, это слово мужика – “Не бойсь!..”, поражающее сначала своей как бы абсурдностью: ну как же не бояться человека с топором, которым он машет, наполняя комнату трупами? Нельзя не бояться такого мужика! Но возвращение читателя к сцене сна во всеоружии знания Пугачева кардинально обновляет смысл этого слова.

Ведь все отношения Пугачева с Гриневым и строятся на том, что он ласково убеждал его не бояться восстания – затем и калмыцкую сказку рассказывал, и уговаривал перейти к нему (“послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья…”).

Вещие сны человек помнит всю жизнь, и особенно остра память в период ожидания исполнения этого сна. Притягательная, гипнотизирующая сила символического сна такова, что читатель не может забыть его. Образ мужика с топором, сливаясь с поэтическим образом Пугачева, становится глубоко содержательным символом романа – в нем, как в накрепко сжатой пружине, сконцентрирован идейный смысл “Капитанской дочки”.

Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и развивает громадные и грозные силы.

Но стихия может и поглотить своих создателей.

Loading…

Источник

Подобное толкование какое ? о чем это? Поясни! противоречит самому принципу повествования Пушкина — с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. помнить при этом, что увиденный сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания. Отредактируй кусок, чтобы прояснить мысль.

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся» `. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

Сон Гринева

Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,– говорит она мне,– отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,– отвечала мне матушка,– это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…»

Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.

Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…”»

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.

Также Гринев – молодой человек, который ищет в жизни свою дорогу.

Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь.

Герой выведен обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в “нежные видения полусонья”.

Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное… Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.

Таким образом, сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Совершенно особую роль в романе играет этот сон, который герой видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым.

Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

Источник

Видение героя

Однажды герой романа повстречался на улице с бородатым бродягой. После этого ему снится кошмар с участием того же человека. В нем он узнает, что бродяга и есть разбойник Емельян Пугачев.

Гриневу привиделось, что он возвращается домой и видит мать, которая стоит на крыльце. В глазах родного человека герой разглядит разочарование и огорчение. Подойдя ближе, мать сказала, что его отец сильно болен и хочет проститься с ним. Петра окутал страх, он медленно пошагал за матерью в спальню.

Войдя в комнату, герой увидел тусклый свет и много людей, которые стояли вокруг кровати с грустными лицами. Подойдя ближе, мать приподняла полог и сказала о прибытии Петра. Герой стал на колени и посмотрел на лежащего человека. То, что он увидел, удивило его. На месте его отца лежал бородатый разбойник, с которым он познакомился накануне. Мужчина не выглядел больным, злодей улыбался, и глаза его весело смотрели по сторонам.

Герой начал задавать вопросы матери. Он не понимал, зачем ему получать благословение у постороннего мужчины. Но мать пыталась объяснить, что это его посаженый отец. И ласково попросила Петрушу поцеловать ему руку. После того как герой отказался подходить к незнакомому мужчине, тот соскочил с кровати, вытащил из-за спины топор и начал размахивать им. Петр попробовал убежать, но не смог. Комната наполнилась трупами, и он спотыкался о них и поскальзывался на лужах крови. Бородатый незнакомец тем временем ласково подзывал героя к себе.

Весь сюжет основан на главных персонажах:

  1. Петр Гринев.
  2. Матушка.
  3. Бородатый разбойник Пугачев.

Сон Гринева в «Капитанской дочке» — это символическая многозначность. Впоследствии идентичную картину герой увидел уже не во сне, а наяву.

Восстание Пугачева принесло много жертв и сон героя это предсказание этому событию. Этот эпизод при чтении задает повести трагическую тональность.

Особенность романа

Смысл сновидения противоречит принципу повествования писателя. Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, достаточно прочесть его до конца. Он выполняет функцию предсказывания грядущих событий. Кратко пересказать эпизод сложно, для раскрытия главной темы повести нужно изучить его подробно.

Гринев начал рассказ с того, что: «Мне приснился сон, которого никогда я не мог позабыть». Произведение написано так, чтобы и читатель помнил это все время так же, как и герой романа.

Для многих остается вопросом, почему Пушкин включил в свое произведение сновидения персонажа. Из него становится ясно, что Петр Гринев будет противостоять врагу и сражаться до победного. Он не станет перед ним на колени, и не будет целовать ему руку. Но породниться все же придется. Родной отец Петра не позволял ему жениться на Маше Мироновой. Так как Пугачев становится его посаженым отцом, он устраивает им свадьбу. В этот момент злодей предстает ласковым и мягким, точно таким его увидит Гринев в конце своего сна.

Это аллегорический и интересный момент всего романа. Если читать краткое содержание сна, становится понятно какова роль Пушкинского Петрушки в этой войне. Все события, которые он пытался вспомнить, должны были сбыться.

Многие писатели используют такой литературный прием, как пророческие сновидения. Основная цель его применения — раскрыть подсознание персонажа и понять, что творится в его душе. А также в вещих снах немаловажную роль играют воспоминания и страхи. Он понимал, это обычный сон, но чувство тревоги его не отпускало и оказалось что не зря.

Источник

Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке?

Бульб­озавр
[394K]

2 года назад

Пушкин в своем произведении “Капитанская дочка” использовал один из приемов – вещий сон, в котором Гриневу приснился вожатый, который ему, находящемуся в степи, указал к жилью дорогу.

Таким приемом, автор налаживает связь между Гриневым и Емельяном Пугачевым, тем вожатым из сна, в реальности ставший предводителем войска казаков и самозваным царем.

Этот сон, по сути, опережает развитие будущих исторических событий, а так же в нем предсказывается и характер взаимоотношений, между этими двумя персонажами, офицером Петром Гриневым, и Емельяном Пугачевым.

Если осмыслить этот вещий сон, то в нем можно увидет предсказание казни тех людей, которые защищали Белогорскую Крепость

Прощение и покровительство Гриневу со стороны народного вождя

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Y7
[170K]

более года назад

Один из наиболее ярких эпизодов “Капитанской дочки” – это сон Гринева, описанный во второй главе произведения (ниже вы можете ознакомиться с этим эпизодом). Этот сон главный герой видит в довольно экстремальной ситуации – во время бурана и сразу после знакомства с бородатым бродягой. Уже позже Петр Гринев узнает, что этот бродяга и есть тот самый Емельян Пугачев.

Что касается сна, то он как бы предсказывает дальнейшие события и задает трагическую тональность произведения. Далее во время развития сюжета читателю приходится снова и снова возвращаться к сценам из сна, хотя в начале он не придает его описанию особое значение.

Сам сон является довольно будничным и описывается как реальные события. Это уже не сон, а видение, потому как события в нем представлены отчетливо и ясно. Анализируя этот сон, мы видим, что он предсказывает будущий казачий бунт и непростые отношения Гринева и Пугачева. Бородатый мужик во сне – это предводитель казаков Емельян Пугачев, а кровавая расправа – это казнь в крепости. Уже из сна видно, что Петр как мог противостоял этой расправе. И ведь действительно, он не стал целовать руку Пугачеву. В сне упоминается и ласковое отношение предводителя казаков к Гриневу. О нем автор неоднократно упоминает и далее, описывая реальные события.

Таким образом, сон Петруши является пророчеством. О нем Гринев будет помнить до конца жизни, связывая многие события именно с ним.

Сон Гринева “Капитанская дочка”:

lady v
[629K]

2 года назад

Сон Гринева, описание которого мы находим во второй главе повести “Капитанская дочка”, играет роль предвестника будущих событий в жизни героя.

В этом сне Гринев узнает, что его отец лежит при смерти и его мать ведет Петрушу к кровате больного, чтобы тот получил отцовское благословение. но изумленный гринев вдруг видит вместо отца какого-то бородатого мужика. Он недоумевает, почему он должен просить благословения у незнакомца, но мать уговаривает его. А мужик вдруг вскакивает и начинает махать топором. Комната наполняется мертвыми телами и кровью.

Мы сразу понимаем, что бородатый мужик из сна – это сам Пугачев, который действительно вскорости зальет кровью казацкого мятежа всю страну. Мертвых и крови вокруг будет очень много. И Пугачев действительно будет просить от Гринева признать себя императором, встать на его сторону.

Но как во сне Гринев отказывается просить благословения у незнакомого мужика, так и в реальности он откажется принимать сторону Пугачева, сохранит верность присяге.

Такие сны принято называть вещими. Они предупреждают нас о событиях, которые еще не наступили.

angre­n
[235K]

2 года назад

Сон Петруши Гринева во второй главе повести «Капитанская дочка» он сам называет пророческим, потому что в этих видениях отразились те события, которые с ним произошли впоследствии.

Ему приснилось, что он приехал в родной дом проститься с умирающим отцом. Матушка подвела его к кровати отца, но там оказался человек, которого они встретили на заснеженной дороге и который показал им путь к жилью. Петруша отказался получать благословение от этого человека, несмотря на уговоры матушки, которая называла его посаженным отцом и просила поцеловать ему руку. Мужик схватил топор и начал махать им, Петруша хотел бежать, но не смог, потому что кругом были трупы и кровь. А страшный человек уговаривал его не бояться, подойти к нему, получить благословение.

События, которые приснились Петруше произошли с ним в реальной жизни. Были трупы и кровь и предложение Пугачева быть с ним, но он не смог нарушить присягу, остался верен ей.

Марин­а Волог­да
[205K]

более года назад

Автор не зря описывает сон Гринева во второй части произведения “Капитанская дочка”. В нем главный герой видит вместо своего отца бородатого мужика. Матушка говорит, чтобы он попросил благословения у этого мужика, но Гринев не хочет это делать. Тогда мужик вскакивает и начинает махать топором, вокруг много трупов. Но мужик с бородой все же ласково его кликал.

Позже мы получаем ответ, который так мучил Гринева. Мужик с бородой – это Пугачев. Так автор делает сон пророческим, как бы предупреждая Петра о предстоящих событиях. Ведь не зря Пугачев убивает многих, но Гринева не трогает.

Поэтому, можно сказать, что данный сон имеет пророческое значение.

-Irink­a-
[164K]

более года назад

Сон Гринева в повести «Капитанская дочка» написан во второй главе.

Этот сон является пророчеством, предсказанием будущих событий, которые вскоре произойдут с Петром Гриневым.

Во сне он видит умирающего отца и себя. Гринев приехал просить благословения у отца, но вместо отца видит незнакомого мужчину с бородой. Он отказывается просить блогасловение и тогда, мужчина проживает кровь его близких. Во сне вся комната в крови.

В этом сне, в образе отца Петруша видит Пугачева, а так же то, что он прольёт много крови из-за своего бунта. Гринев откажется встать на его сторону, как отказался во сне просить благословения.

Кошка Муроч­ка
[301K]

более года назад

Сон Петра Гринева действительно становится пророческим.

Гриневу снится, что его отец находится при смерти, его матушка подводит к кровати его и говорит, чтобы он попросил благословения. Но Гринев вместо отца видит незнакомого мужика, он отказывается просить у того благословения. Мужик начал махать топором и вскоре комната была усыпана мертвыми телами.

В реальности мужик из сна – это Емельян Пугачев, Гринев отказал Пугачеву, он остался быть верным присяге. И в реальности было много убитых.

Сон Гринева имеет большое значение, так как он предупреждает Петра, о том какие события будут происходить в его жизни.

OlyaS­h
[48.1K]

более года назад

Во второй главе повести “Капитанская дочка”, автором которой является Александр Сергеевич Пушкин, главный герой Петр Гринев видит сон, который является пророческим.

Гринев видит во сне свою матушку, которая говорит Петру, что его отец при смерти и надо с ним проститься. Однако, подойдя к кровати, Гринев видит не отца, а незнакомца с бородой. Гринев отказывается просить благословения у этого человека. После чего незнакомец начинает рубить все топором и появляется множество убитых. При этом к самому Петру Гриневу незнакомец обращался очень ласково.

Этим сном Пушкин хотел показать читателю, что с Гриневым проищойдет дальше. Незнакомец с бородой оказался Емельяном Пугачевым, который назвал себя наследником престола и хотел захватить власть. В результате его восстания оказалось очень много убитых. А вот к Гриневу в реальной жизни, как и во сне, Пугачев благоволил и даже устроил его счастье с Машей Мироновой.

Бекки Шарп
[69.8K]

более года назад

Сон Гринева в повести “Капитанская дочка” оказался пророческим. Петруше снится сон во время бурана в степи и неожиданный вожатый показывает дорогу. Гриневу снится, что он приехал проститься с отцом, его отец умирает, но вместо отца незнакомый человек, тот который показал ему дорогу в степи. Мать во сне называет мука посаженным отцом. Мужик машет топором и вся комната усыпана телами.

Сон предсказывает последующие события народного бунта. Сон не только пророчит события но и опережает их. И во сне и в жизни Гринев не встает на сторону Пугачева, сон предсказывает характер взаимоотношений между Гриневым и народным вождем.

Илта
[307K]

более года назад

Сон у Гринева и правда сбылся.

Правда то, что приснилось молодому человеку, надо трактовать не в прямом значении.

В реальности оказалось, что Петру Гриневу сон был как предупреждение об опасности.

Умирающий мужчина, который лежал на кровати во сне – это в реальном мире был Пугачев.

Петр ему отказал. Еще убитых было много, во сне тоже.

Знаете ответ?

Источник