Сочинение на тему сон святослава золотое слово
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)
Автор сам характеризует «золотое слово», как близкое к плачам. Некоторые из критиков, говорят, что его слова буквально смешаны со слезами. Да и сам Святослав говорит все слова обращаясь к людям, которые отсутствуют. Он обращается к Игорю и Всеволоду. Здесь можно увидеть параллель с обращением Ярославны, которая обращается к отсутствующим людям. Несмотря на то, что автор слова является фактически неподвижным, его великое слово преодолевает большие расстояния, он сидит на горах, расположенных недалеко от Киева, но обращается он ко всем князьям русским. Он сидит неподвижный, но все вокруг него постоянно движется и приводится в действие, просто его мыслями. Именно он стоит в центре движения российских царей, которыми ему необходимо управлять.
Данное слово он говорит после того, как до него доходят новости о жестком поражении Игоря. Как в летописи, так и в самом повествовании, содержание слова передано достаточно досконально. При этом мысли самого автора совпадают с мыслями князя, высказывающего «золотое слово».
При этом постоянные поиски и желание обрести княжескую славу противоречит настоящему понятию «чести», которое четко сложилось у Святослава, а также у автора произведения, наблюдающего за ситуацией со стороны. При этом если посмотреть на поступки Игоря и Всеволода со стороны феодальной морали, то они не нарушили никаких человеческих законов. По мнению автора и самого Святослава они потеряли честь и достоинство, только потому что свои интересы и желание обрести славу поставили выше интересов родины и страны. Он старается обратиться ко всем князьям Руси, чтобы они пересмотрели свое отношение к сложившейся ситуации.
В конце повествования его обращение смешивается со слезами, он обеспокоен происходящим в стране. Его речи, похожи на обращение Ярославны, которая общается с силами природы, прося их о помощи и поддержке, которая ей просто необходима на данный момент. Святослав надеется, что сможет изменить сложившуюся ситуацию и выйти из нее настоящим победителем. Получится ли у него? Или же все его обращения, перемешанные со слезами, останутся бесполезными и растворяться в воздухе?
Вариант 2
“Слово о полку Игореве” – это фундаментальное произведение древнерусской литературы, чей автор по сей день незивестен. Поэма является отражением исторических событий, происходивших в конце двенадцатого века, потому и являет собою уникальную рукопись.
Действие разворачивается в Новгороде, где князь Игорь принял решение пойти в поход против половцев со своим братом Всеволодом. Было много предостерегающих знамений. Ни мрак ночи, ни вой зверей, ни солнечное затмение, увиденное накануне Игорем, которое сулило неудачи – ничто не смогло предотвратить беду.
Войско Игоря на своем пути встретило небольшой отряд половцев. Попытка спастись бегством обернулась неудачей для половцев и солидной добычей для полка князя. Но счастье длилось недолго. Утром следующего дня, князь Игорь и его соратники проснулись в окружении вооруженных половцев, которым не сумели дать отпор. Часть войска князя, включая самого Игоря и Всеволода, была захвачена в плен, другая – убита.
На середине повествования, сам того не зная, читатель переносится в Киев, в покои Святослава, увидевшего вещий сон о том, что войска князей были разбиты. Почувствовав беду, Святослав «изронил свое златое слово».
“-О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.”
Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.
“Золотое слово Святослава” – это призыв к объединению всех князей, дабы скрестить оружие и отстоять просторы родного края, находящиеся под угрозой половецкого вторжения, месть за собратьев. Святослав предстает перед нами, как наиболее мудрый и рассудительный полководец, под чьим предводительством люди были готовы сражаться. Помимо всего прочего, “Золотое слово” было произнесено Святославом с целью прекратить и междоусобицы среди князей, так как единение – это важная составляющая боевого духа.
В этой поэме, до нас пытаются донести следующую мысль: нельзя идти на опрометчивые шаги, которые могут поставить под удар всеобщее благополучие, тем более, ради славы. На протяжении всего произведения автор, словно глас народа и невидимый зритель событий той эпохи, дает между строк оценочное суждение поступкам каждого из своих персонажей, происходящим изменениям в военно-политической обстановке, наполняя собою “Слово о полку Игореве” от самого начала и до конца.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)
Популярные сегодня темы
- Сочинение О чем мечтают герои русской литературы?
В вымышленном и реальном пространстве люди одинаково переживают радостные и грустные события. Пройти через подобные моменты помогают им мечты. Стремление, чтобы в реальность воплотилось задуманное, присутствует в душе каждого.
- Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс
На картине можно увидеть мальчика на вид лет десяти – одиннадцати. Он явно не позирует перед своим отцом, а смотрит куда-то совершенно в другую сторону. Но взгляд, как мне кажется, не направлен на что-то определенное
- Анализ произведения Утиная охота Вампилова
«Утиная охота» была написана Вампиловым в 1970 году. Сейчас это время называют «эпохой застоя». Уже в ремарках можно найти описание заурядной типовой квартиры, с однотипной мебелью.
- Сочинение по картине Новые хозяева Богданова-Бельского 5 класс
На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.
- Сочинение География мой любимый предмет в школе
Еще с детства мне было интересно изучать наш мир и узнавать что-то новое. Какая самая длинная река, какое озеро самое глубокое и какая гора выше всех? На эти вопросы я мог ответить, не затрудняясь
Источник
Любое сочинение на заказ!
Недорого.
В течение 3 часов.
Переходи по ссылке.
«Слово о полку Игореве» — это произведение, пронизанное любовью к Родине. Его основная мысль — призыв русских князей к объединению, который выражен в пламенной речи Святослава. Киевский князь, выступающий образцом централизованной власти, произносит «золотое слово» после вещего сна.
Текст «золотого слова» напоминает старославянский плач, он обращен (как у Ярославны) к отсутствующим сейчас — молодым князьям и Игорю. Святослав плачет, горюя о потере — «златое слово со слезами смешано».
Основная мысль — упрек князей в самоуверенности и самонадеянности. Они в первую очередь искали славы для себя, а не для Родины («вы решили бить наудалую»). Такое поведение противоречит кодексу чести не только Святослава, но и автора «Слова о полку…» — обратившись за помощью к другим князьям, Игорь не потерпел бы поражения в составе малочисленного отряда против превосходящих сил половцев.
С точки зрения молодых феодалов, Игорь поступил «по чести» — пошел против сильных врагов, дрался, и единственное, в чем он может себя упрекнуть – не погиб, а попал в плен. Святослав признает за Игорем храбрость, но видит и его безрассудство. Осуждаемым соотечественниками он оказался в первую очередь потому, что в поисках личной славы предал русскую землю и подставил ее под угрозу новых вторжений.
Святослав вспоминает великого предка — князя Владимира Красно Солнышко (крестителя Руси), сумевшего объединить враждующие кланы. Он использует все способы и в том числе его авторитет, чтобы убедить князей в своей правоте.
«Золотые слова» адресуются не только молодым князьям, они касаются всех разобщенных в то время удельных правителей. Автор сравнивает прошлое с настоящим, стараясь избегать категорических оценок исторических персонажей. Святослав обращается к каждому князю поименно, находя такие слова, чтобы достучаться до сердец и убедить их в силе и могуществе (Всеволод может веслами воинов вычерпать Волгу, а Осмомысл сумел затворить Дунаю ворота), которые следует поставить на службу Отечеству.
Политика рода Ольговичей, стремящихся к союзу сильнейших русских династий против половцев, воплотилась в призывах мудрого Святослава забыть все распри и объединиться: «Встаньте, государи, за обиду в это черный день!», «Дон зовет нас, княже, кличет нас с тобой!».
В дальнейшем это дало результат — общий поход против главного врага Киевской Руси и победа в почти двухсотлетнем противостоянии. Но до Куликовской битвы и объединения Руси еще очень далеко!
«Золотое слово» Святослава занимает главное место в поэме. Патриот своей Родины, мудрый руководитель, он понял причину русской беды и способ ее решения. В этом и заключается основная идея произведения.
Источник
Сон князя Святослава
Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон – это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» – союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.
Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.
«Этой ночью с вечера одевают меня, – говорит, –
черным покрывалом
на кровати тисовой;
черпают мне синее вино,
с горем смешанное;
сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев
крупный жемчуг на грудь
и нежат меня.
Уже доски без князька
в моем тереме златоверхом…»
Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.
«…Всю ночь с вечера
серые вороны каркают у Плесеньска,
в предградье стоял лес Кияни,
понесли меня вороны к синему морю».
Из двух частей первая не возбуждает сомнений, поэтому все усилия исследователей направлялись преимущественно на истолкование второй части, начиная с вороньего грая у Плесеньска Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 226.. Однако и в первой части сна есть немало подробностей, которые были обделены вниманием, потому что казались понятными или вполне разъясненными.
Святослав, рассказывая, что ему виделось, перечисляет зловещие приметы. И главную трудность для исследователей составила следующая строка текста: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…». «Князек» в древнерусском варианте – «кнес». По-видимому, эта подробность должна была стать решающей в некой связной системе зловещих предвещаний. Но почему в эту строку вложен решающий смысл?
Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.
В попытках объяснения «кнеса» можно встретиться, прежде всего, с книжными, лексическими параллелями к нему, подбираемыми из разных языков. Но данные поиски не увенчались успехом. Между тем, указание на «доски без кнеса» не случайная деталь, она должна быть связана с другими подробностями сна. Во множестве «вещих снов» в древней письменности не встретилось одновременно несколько из тех примет, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве». Были сделаны многократные попытки привлечь параллели из народной поэзии – великорусской, белорусской, украинской, сербской, болгарской и т.д.
В новейшей литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о «кнесе» считается решенным – большинство объяснений и переводов отождествляет его с «князьком», реже с «коньком». Эти объяснения основываются, прежде всего, на наблюдениях над живыми народными говорами. И здесь можно выявить значение «князька». Выражение «перерубить конек» означает, что живущее в том доме семейство подверглось изгнанию, и видеть во сне, что конек перерублен или сломался сам, значит, что смерть или другое великое несчастье должны постигнуть главу того дома Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .
То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.
«Золотое слово» Святослава
Образ Святослава раскрывается также и в его «золотом слове». Это одно из девяти мест в «Слове», где реализуется прямая речь.
«Злато слово» князя Святослава в начальной своей части находит себе относительно близкую параллель в летописном рассказе. Но литературный характер слова не подлежит сомнению уже потому, что летописная речь Святослава производит впечатление литературной переработки действительно сказанных Святославом слов. Отчетливо заметен след попытки летописца показать Святослава в характерном для «Слова» образе не только старца, оплакивающего приключившуюся с его «сыновьями» беду, но и политического патриарха Русской земли вопреки исторической правде Еремин И.П. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия//«Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .
«Золотое слово» Святослава может послужить примером «вольного» перехода прямой речи в речь «автора», что было типично для памятников художественной ораторской прозы. Здесь «автор» систематически перебивает речь своего героя, то отбирая у него «злато слово», то возвращая назад. Вот почему попытка ряда исследователей «Слова о полку игореве» точно указать, где заканчивается «золотое слово», представляется бесплодной.
Заслуживает внимания тот факт, что только в «золотом слове» князя Святослава мы встречаем упрек в адрес Игоря и Всеволода – упрек, за которым, однако, чувствуется теплая симпатия к этим князьям и глубокое уважение к их мужеству. Святослав упрекает их только в неудаче. Причину неудачи Святослав видит в том, что Игорь и Всеволод слишком рано выступили в поход:
О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творит,
а себе славы искать.
Этот упрек вполне соответствует исторической действительности. Дальнейший упрек в похвальбе уже вызывает сомнения:
Но сказали вы: «Помужествуем сами:
Прошлую славу себе похитим,
А будущую сами поделим!»
Фраза может относиться и к Игорю и к Всеволоду, а может относиться и к тем князьям, которые от участия в борьбе уклоняются и храбры только на словах. Последнее обвинение Святослава относится к остальным князьям: «Но вот зло – князья мне не помогают».
«Золотое слово» князя Святослава – это выражение объединительной идеи всего произведения. Оно занимает центральное место в композиции. «Злато слово» является примером замечательной художественности ораторского искусства, а также удивительным по своей патриотической силе лирическим излиянием не только действующего лица – князя Святослава, но и автора «Слова о полку Игореве».
Источник
Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон – это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» – союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.
Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.
«Этой ночью с вечера одевают меня, – говорит, –
черным покрывалом
на кровати тисовой;
черпают мне синее вино,
с горем смешанное;
сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев
крупный жемчуг на грудь
и нежат меня.
Уже доски без князька
в моем тереме златоверхом…»
Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.
«…Всю ночь с вечера
серые вороны каркают у Плесеньска,
в предградье стоял лес Кияни,
понесли меня вороны к синему морю».
Из двух частей первая не возбуждает сомнений, поэтому все усилия исследователей направлялись преимущественно на истолкование второй части, начиная с вороньего грая у Плесеньска Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 226.. Однако и в первой части сна есть немало подробностей, которые были обделены вниманием, потому что казались понятными или вполне разъясненными.
Святослав, рассказывая, что ему виделось, перечисляет зловещие приметы. И главную трудность для исследователей составила следующая строка текста: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…». «Князек» в древнерусском варианте – «кнес». По-видимому, эта подробность должна была стать решающей в некой связной системе зловещих предвещаний. Но почему в эту строку вложен решающий смысл?
Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.
В попытках объяснения «кнеса» можно встретиться, прежде всего, с книжными, лексическими параллелями к нему, подбираемыми из разных языков. Но данные поиски не увенчались успехом. Между тем, указание на «доски без кнеса» не случайная деталь, она должна быть связана с другими подробностями сна. Во множестве «вещих снов» в древней письменности не встретилось одновременно несколько из тех примет, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве». Были сделаны многократные попытки привлечь параллели из народной поэзии – великорусской, белорусской, украинской, сербской, болгарской и т.д.
В новейшей литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о «кнесе» считается решенным – большинство объяснений и переводов отождествляет его с «князьком», реже с «коньком». Эти объяснения основываются, прежде всего, на наблюдениях над живыми народными говорами. И здесь можно выявить значение «князька». Выражение «перерубить конек» означает, что живущее в том доме семейство подверглось изгнанию, и видеть во сне, что конек перерублен или сломался сам, значит, что смерть или другое великое несчастье должны постигнуть главу того дома Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .
То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.
«Золотое слово» Святослава
Образ Святослава раскрывается также и в его «золотом слове». Это одно из девяти мест в «Слове», где реализуется прямая речь.
«Злато слово» князя Святослава в начальной своей части находит себе относительно близкую параллель в летописном рассказе. Но литературный характер слова не подлежит сомнению уже потому, что летописная речь Святослава производит впечатление литературной переработки действительно сказанных Святославом слов. Отчетливо заметен след попытки летописца показать Святослава в характерном для «Слова» образе не только старца, оплакивающего приключившуюся с его «сыновьями» беду, но и политического патриарха Русской земли вопреки исторической правде Еремин И.П. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия//«Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .
«Золотое слово» Святослава может послужить примером «вольного» перехода прямой речи в речь «автора», что было типично для памятников художественной ораторской прозы. Здесь «автор» систематически перебивает речь своего героя, то отбирая у него «злато слово», то возвращая назад. Вот почему попытка ряда исследователей «Слова о полку игореве» точно указать, где заканчивается «золотое слово», представляется бесплодной.
Заслуживает внимания тот факт, что только в «золотом слове» князя Святослава мы встречаем упрек в адрес Игоря и Всеволода – упрек, за которым, однако, чувствуется теплая симпатия к этим князьям и глубокое уважение к их мужеству. Святослав упрекает их только в неудаче. Причину неудачи Святослав видит в том, что Игорь и Всеволод слишком рано выступили в поход:
О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творит,
а себе славы искать.
Этот упрек вполне соответствует исторической действительности. Дальнейший упрек в похвальбе уже вызывает сомнения:
Но сказали вы: «Помужествуем сами:
Прошлую славу себе похитим,
А будущую сами поделим!»
Фраза может относиться и к Игорю и к Всеволоду, а может относиться и к тем князьям, которые от участия в борьбе уклоняются и храбры только на словах. Последнее обвинение Святослава относится к остальным князьям: «Но вот зло – князья мне не помогают».
«Золотое слово» князя Святослава – это выражение объединительной идеи всего произведения. Оно занимает центральное место в композиции. «Злато слово» является примером замечательной художественности ораторского искусства, а также удивительным по своей патриотической силе лирическим излиянием не только действующего лица – князя Святослава, но и автора «Слова о полку Игореве».
Источник