Сны в художественных произведениях и их роль

Сны в художественных произведениях и их роль thumbnail

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.

Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сны снятся главному герою произведения, совершившему преступление, – Родиону Раскольникову. Здесь сны играют роль совести главного героя – они «мучители» и «каратели», незримые голоса совести.

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

  1. Сновидение-предсказание, сновидение-предчувствие. Такой прием сновидения в русской литературе обычно помогает лучше прочувствовать сюжет произведения, переживания героев и эмоциональную окраску произведения.
  2. Сновидение, передающее характер героя, отражающее его мысли. Бывает, что такой тип сновидения отражает главную мысль произведения или является по своей сути «сконденсированным» сюжетом.
  3. Сновидение-совесть. Такие сновидения предназначены для того, чтобы лучше понять переживания героя. Зачастую они несут в себе ярко-выраженную высокоморальную окраску.
  4. Непонятные или неясные сновидения героев. Они предназначены для того, чтобы «отвлечь» читателя, перевести на другую тему или настроить на другой лад.
  5. Сновидения, используемые как часть сюжета. Эти сновидения являются, по сути, композиционной задумкой автора, частью сюжета и несут отдельный, самобытный смысл.

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

Замечание 1

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Значение снов в русской литературе

Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:

  1. Для формального построения художественной композиции всего произведения или же его отдельных частей. В последнем случае отдельные части несут свой собственный смысл, а также могут подчеркивать и усиливать общий смысл произведения.
  2. Для эмоциональной, нравственной, психологической, идеологической характеристики действующих в произведении лиц. В этом случае, сновидение выполняет описательный прием, представляя читателю картину происходящего.
  3. Для отражения идейного замысла или переживания героя. Так, использование такого приема может помочь читателю в более глубоком понимании смысла произведения.
  4. Для выражения идейных взглядов самого автора. В этом случае сновидение является частью сюжета, помогающего раскрыть идейный замысел произведения.
  5. Для описания действующей картины происходящего. В этом случае, сновидения являются обычно композиционной часть сюжета, несут свой собственный смысл и свою эмоциональную окраску, иногда отличающуюся от общей картины произведения.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.

Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.

Источник

Мотив сна — довольно часто встречающаяся тема в вариантах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Толкования сновидений берут начало из фольклора и, безусловно, являются отличным подспорьем писателям и поэтам в их желании добавить еще один “слой” в свое произведение. Сны в литературе могут иметь, как минимум, три функции, поэтому, по традиции, предлагаю рассмотреть три примера из списка по кодификатору.

1. Сон Гринёва (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина)

Петруша Гринёв уже встретил Емельяна Пугачёва, но пока не узнал, кто это. Вожатый (как его поначалу называет главный герой) помог кибитке выбраться из бурана. Пока они ехали, Гринёв задремал и увидел необычный сон, которому предстоит сбыться на последующих страницах романа (или исторической повести, как еще называют “Капитанскую дочку”).

Мать Гринёва называет “мужика с черной бородою” отцом (а затем “посаженым отцом”) Петруши — в будущем у Петра Андреевича и Пугачёва выстроятся уважительные отношения, а предводитель народного восстания будет тепло, даже как-то по-отечески относиться к герою и помогать ему.

Гринёв отказывается “просить благословение у мужика”, то есть целовать ему руку в дальнейшем мы увидим, что герой не станет присягать Пугачёву (опять-таки целовать ему руку), оставаясь верным клятве, данной императрице.

Мужик из сна выхватил топор, и “комната наполнилась мертвыми телами” здесь речь идет о будущих кровавых расправах, учиненных предводителем народного бунта, в том числе убийстве родителей Маши Мироновой, свидетелем которого станет Петр Гринёв.

Вообще Пушкин очень часто “одаривал” своих героев “вещими” снами: они всегда сбываются. Иной раз пушкинское сновидение более-менее понятно и так, а иной раз без сонника не обойтись (как в случае со сном Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”).

2. Сон Раскольникова (“Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского)

Родиону Романовичу Раскольникову за весь роман снится несколько снов: он постоянно находится на грани между реальностью и забытьем, его лихорадит, его преследуют навязчивые мысли… Но самым ярким, на мой взгляд, является его самый первый сон (V глава первой части романа) о лошади.

Маленький (“лет семи”) Родя боится кабака с орущей и ругающейся толпой и “любит церковь и старинные в ней образа” в финале “Преступления и наказания” мы увидим Раскольникова, читающего Евангелие на каторге.

Некий молодой мужик Миколка (то же имя, что у персонажа, который “признается” в убийстве старухи-процентщицы) бьет свою тощую лошадь, которая не в силах везти толпу пьяных людей. Большинство смеется, отец Раскольникова пытается уйти и увести сына, седой старик осуждающе качает головой, но никто ничего не делает кроме маленького Роди: он бросается к лошади, пытаясь защитить ее, и сам получает удары (“один из секущих задевает его по лицу”), он плачет и заламывает маленькие ручки конечно, именно эта сцена показывает и нам, читателям, и самому Родиону Романовичу, что он добрый и жалостливый человек: если страдания и смерть животного производят на него подобное впечатление, значит, он никогда не сможет хладнокровно убить человека. Так и получается: он убивает, но страдает еще сильнее, чем в детстве при виде издевательств над лошадкой. В этой сцене мы также видим, что Раскольников натура действующая, активная, он не может сидеть сложа руки, когда кого-то угнетают (именно поэтому он и придумал свою “теорию” чтобы защитить тех, кто сам о себе позаботиться не может).

Миколке не удается с первого раза убить свою лошадь: ему приходится бросить кнут и взять оглоблю, но когда и это не “помогает”, мужик хватает железный лом (при этом один из зрителей кричит: “Топором ее, чего! Покончить с ней разом!”) здесь возникает мотив топора и мысль о том, что убить будет не так-то просто можно (и нужно) остановиться, пока не произошло непоправимое. Как мы помним, Раскольникову придется несколько раз ударить старуху-процентщицу обухом топора, прежде чем она умрет.

Таким образом, этот сон Раскольникова нужен Достоевскому затем, чтобы показать, что герой на самом деле не способен на плохой поступок, ведь подсознание раскрывает истинное положение вещей, срывает надетые маски.

Читайте также:  Звуки леса шум реки пение птиц звуки природы 8 часов сна на природе

3. Четвертый сон Веры Павловны (“Что делать?” Н.Г. Чернышевского)

Пожалуй, самый знаменитый сон в русской литературе, потому что его так постоянно и называют “четвертый сон Веры Павловны”, забывая, о чем были предыдущие три. Итак, перед нами еще одна функция сновидения демонстрация того, чего не может быть, утопии, мечты самого писателя. Сон представляет отличную площадку для реализации фантазий: никто не осудит ни героя, ни автора, ведь это всё приснилось!

Вера Павловна видит картины жизни женщин в разные тысячелетия, и почти всегда женщина оказывается рабыней мужчины, но потом всё меняется Чернышевский пишет о “светлом будущем”, в котором будет, наконец, возможно равноправие полов.

Люди живут во дворце, построенном из чугуна, хрусталя, стекла, а также алюминия (“Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий!”) алюминий считался “металлом будущего” и достиг расцвета к середине XX века.

Почти всё за человека делают машины (например, убирают хлеб), поэтому люди просто поют и наслаждаются жизнью, сидя в тени.

“Городов осталось меньше прежнего”: 99 из 100 предпочитают жить вне городов, в “павильонах и шатрах”, ведь “каждый может жить, как ему угодно”.

“Пять-шесть блюд” для каждого на обед, будничный вечер похож на придворный бал, когда “одежда женщин роскошна” и т.п.

Чернышевский в четвертом сне Веры Павловны показывает утопическое светлое будущее человечества таким, каким он его себе представляет (кое-что вызывало улыбку и тогда, вызывает и сейчас; многие критиковали Чернышевского еще при жизни за этот “сон”). Героиня стала лишь проводником мыслей революционера-демократа.

Таким образом, сны в произведениях никогда не бывают случайны: обращайте на них внимание и запоминайте, кому они снились, чтобы привести в качестве аргумента на экзамене по литературе.

Источник

Рай на земле, кровавые расправы, политические программы и групповой секс. Да-да! Это было в тех книжках, что все мы с вами читали в школе. Если вы считаете, что вам сегодня снился какой-то бред, то советуем ознакомиться со снами героев классической русской литературы.

Вещие сны Татьяны и Гринева

Сны в художественных произведениях и их роль

Александр Пушкин очень любил вещие сны, и ничего хорошего его героям они не сулили. Начнем с самого главного — сновидения Татьяны из «Евгения Онегина», которое занимает значительную часть пятой главы. Во время святок Татьяна, как и другие девушки, гадает на суженого. Понятно, кого она ожидает увидеть во сне. Она и увидит, вот только дальше что-то пойдет не так: Онегин будет пировать в компании чудовищ и прочих «адских привидений», а потом пронзит длинным ножом оказавшегося в том же доме Владимира Ленского.

С одной стороны, страшное видение готовит читателя к дальнейшим драматическим событиям, с другой — еще раз подчеркивает впечатлительность Татьяны. Она, конечно же, знает, что в святки человек заигрывает с нечистой силой, но все равно гадает. Поэтому-то все черти, ведьмы и чудовища во главе с желанным суженым настигают ее во сне.

Петр Гринев из «Капитанской дочки» — натура менее впечатлительная, но ему тоже снится сон, который предрекает страшные события. Причем не только герою, но и всей России. В нем он приезжает домой, где мать встречает его на крыльце и зовет проститься с отцом. На месте отца Гринев видит мужика с черной бородой. Он не хочет просить у самозванца благословения, и тот вскакивает с постели, достает топор и начинает размахивать им. В этот момент герой пробуждается. Этот сон он видит после странной встречи с безымянным мужиком, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым.

Самый сладкий. Сон Ильи Обломова

Сны в художественных произведениях и их роль

Сон заглавного героя романа «Обломов» занимает целую главу. И в нашем стремительном мире его можно использовать как интеллектуальную альтернативу разным релакс-приложениям, предлагающим смотреть на красивую картинку и ничего не делать в течение пары минут.

Попробуем сжать полные счастья и света страницы до нескольких предложений. Илье Ильичу снится родная Обломовка. Маленького Илюшу все любят, погода отличная, кормят прекрасно. Короче говоря, там очень хорошо. Настолько хорошо, что покидать деревню и не хочется. И вот взрослый Обломов буквально даже не встает с дивана, потому что этот образ земного рая для него недостижим.

Сон является ключом не только к характеру главного героя, но и к главной философской идее романа Ивана Гончарова. Конечно, у каждого из нас есть своя Обломовка, где трава зеленее и время замерло в высшем пике наслаждения. Но этот недостижимый идеал — не повод опускать руки и ничего не делать, иначе рискуешь свой рай потерять. А вот если двигаться вперед, то вполне можешь обрести земное подобие рая, которое в конце романа получают Штольцы. Одним словом, две минуты на релакс-приложение — и работать дальше.

Самые противоречивые. Сны Анны Карениной

Сны в художественных произведениях и их роль

В романе Льва Толстого «Анна Каренина» животная любовь Анны и Вронского противопоставляется возвышенным отношениям Левина и Китти Щербацкой. И у тех, и у других сильная до телепатии связь. Правда, пока Левин и Китти по первым буквам слов, выведенных на зеленом сукне, читают мысли друг друга, Каренина и Вронский видят один и тот же страшный сон.

С одной стороны, он навеян обстоятельствами их первой встречи, с другой — выступает в качестве обещания трагической развязки. Оба героя видят мужичка с всклокоченной бородой, копошащегося в мешке и бормочущего что-то по-французски. Анна отчетливо слышит слова: «Родами, родами умрете, родами, матушка». Конечно, речь пойдет не о настоящих родах, которые героиня благополучно переживет, а о «родах души» незадолго до гибели.

Читайте также:  Навязчивый сон смотреть онлайн в хорошем качестве

В книге Анна видит и еще один сон. В нем некоторые толкователи улавливают намек на групповой секс: «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж».

Самые многообещающие. Сны Веры Павловны

Сны в художественных произведениях и их роль

Есть вещие сны, есть сны по Фрейду, а есть сны-политические программы. Такие снятся Вере Павловне — героине романа Николая Чернышевского «Что делать?».

В первом сне еще просто Верочка Розальская, заточенная в подвале, выбирается на свободу. Она встречает прекрасную женщину, которая всем помогает, и тоже рвется делать добро всем встречным. Сон символизирует, конечно, освобождение от собственного окружения и его ложных представлений о мире.

Во втором сне Вера слышит рассуждения Лопухова и Мерцалова о реальной и фантастической грязи. Реальная служит почвой для начала новой жизни, вторая же, лишенная движения, бесплодна. Эти два типа символизируют людей труда и бездельников, живущих за счет других.

В третьем (пожалуй, самом личном) сновидении Вера Павловна в компании знаменитой певицы читает свой дневник и понимает, что не любит своего мужа, а любит Александра Кирсанова.

А вот знаменитый четвертый сон — полноценная утопия с новым мировым устройством, где люди труда получают по справедливости, нет тунеядцев и трутней и вообще все счастливы. Понятно, что утопия эта находится в России.

Композиционный ход Чернышевского, который в сны героини вложил свои идеи, не оставил без внимания Виктор Пелевин. Он написал рассказ «Девятый сон Веры Павловны», вышедший в сборнике «Синий фонарь» в 1991 году.

Самые страшные и безупречные. Сны Родиона Раскольникова

Сны в художественных произведениях и их роль

Федор Достоевский — самый щедрый на сновидения отечественный классик. Сны видят Алеша и Иван в «Братьях Карамазовых», Ставрогин и Верховенский в «Бесах», Ипполит Терентьев в «Идиоте», а также герои «Подростка», «Двойника» и других произведений писателя. Не говоря уж про фантастический рассказ «Сон смешного человека».

Но, пожалуй, самые важные и характерные для творчества Достоевского сновидения — у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Они безупречны — максимально приближены к реальным нелогичным видениям обычного человека, полны странных и страшных образов, символов и отсылок к текущим переживаниям героя и его жизни в целом. Если коротко, сны Раскольникова — мечта психоаналитика.

Так, накануне убийства герой видит сон о забитой лошади, который явно навеян старыми детскими впечатлениями. Родион переживает за животное, хотя в реальности готовит безжалостное убийство старухи-процентщицы. После убийства все его видения — воплощение страха о разоблачении. А эмоциональный последний сон Раскольникова-каторжанина о моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу, сулит выздоровление его души.

Источник

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.

В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи, представленные на слайде.

Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. Например, сон путешественника из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Повесть»). 

Сон у Радищева имеет аллегорический характер, слу жит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объемен, логичен, детален.

Интересен  мистический сон главной героини баллады  В.А. Жуковского «Светлана». В произведении нам представлена антитеза – противопоставление добрых сил злым, сна – действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят героиню   Светлану загадать « в чистом зеркале стекла».

Грань между явью и сном стёрта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню. Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; её фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил – явление мертвого жениха – оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он всё же  создан для счастья:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана… Будь вся жизнь её светла,

Будь веселость, как была,

Дней   её подруга…

Другая героиня из  пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но… выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова оправдывается … Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.

Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «…рев, хохот, свист чудовищ…»

Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором… Сон Татьяны — органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов».

Известный пушкинист Д. Д. Благой писал: «Во сне Татьяны — в нарочитом искажении, в чудовищных гротесках поэт зарисовывает то же мелкопоместное дворянство, которое несколькими строками позднее предъявляет в его собственном, почти не уступающем ему (сну) виде — в шумной галерее карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным». Благой сделал текстовые сопоставления: Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога…

Читайте также:  Если очень хочешь погулять и сон куда то убежал песня

Сон литературного героя — это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в её сне по таинственному лесу к странной избушке, где «полужуравль и полукот». И узнаём её русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островской мы улетаем из «тёмного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грёз. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки.

Глава «Сон  Обломова»  в романе Гончарова  «Обломов» имеет  самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.

Своеобразие Достоевского как художника в том, что он принес с собой новые формы художественного видения и поэтому сумел открыть и увидеть новые стороны человека и его жизни. Одной из таких форм является сон.

Сны проходят настоящим лейтмотивом в творчестве  Достоевского. Сон у этого писателя – незаменимый способ художественного познания, основанный на законах самой человеческой натуры. Через сон он ищет « в человеке человека». В снах у  него и « невысказанное, будущее слово». Таким образом,  сон для писателя это  не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в ее собственных своеобразных формах, осмыслить ее художественно.

Сон – это  великое духовное (  и художественное ) событие.  И при этом у Достоевского здесь нет мистики. Сны у Достоевского, как ни у кого их прежних писателей,  являются мощным  орудием художественного  познания человека и мира.

В снах истинные мотивы деятельности человека обнажаются и теснее соотносятся с судьбой человеческого рода (обычно  через судьбу самых близких и родных ему людей).

«Преступление и наказание» – самый насыщенный сновидениями роман Ф.М. Достоевского. «Эти сны неравномерно распределены по тексту романа. Первый и второй включены в первую часть романа. Это сны, которые Раскольников видит до убийства. Третий и четвертый сны соответственно включены во вторую и третью части романа. Рассказ о последних снах возникает в Эпилоге. Первый сон сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном».

В разных образах сна перед нами как бы четыре роли, которые играет Раскольников в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик). Все эти четыре роли живут и спорят в душе Раскольникова, но роль убийцы временно берет верх.

Это  и сон – обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. И сон о повторном убийстве старухи. Действие как бы возвращается вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается комедией. И сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство.Последнее, пятое сновидение Эпилога существенно отличается от предыдущих.

Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис  и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне и революции.Одновременно – это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели. сна.

Одновременно – это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.

Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Здесь нет никакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах — мечтательность, поэтичность Катерины.

Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого».

Таким образом,   через сны   литературных героев в произведениях русских писателей 19 века  мы постигаем действительность, учимся  раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.

Сон может иметь  аллегорический характер, служить  не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения,  но и предсказывать события.  Таким образом,  сон для писателя это  не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в собственных своеобразных формах, осмыслить художественно и донести до читателя. Стал очевиден приём использования сна писателями, а кроме того — его значение для того или иного произведения, когда через сон раскрывается характер героя, его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу героя.

Мы убедились, что обращаясь к снам, поэты и писатели стремились выразить свои сокровенные мысли и чувства, сон помогал им в такие моменты, когда обычные выразительные средства не давали желаемого эффекта. И нет никаких сомнений в том, что тема снов и сновидений получит дальнейшее развитие в произведениях современных писателей. Сон — это всегда попытка заглянуть в будущее, или, как сказал философ: “В сновидениях человек готовится к грядущей жизни”. Этим, на наш взгляд, обусловлена востребованность темы сна в художественной литературе.

В дальнейшем мы планируем  продолжить работу по изучению  места  и роли  сна литературных героев  в произведения   русских писателей.

Источник