Сны и сновидения дело было в пенькове

Опять дверь открыл!
Вот оштрафую тебя на четвертной,
и будешь знать.
Больно медленно тянемся.
Куда спешишь-то?
– Домой.
– Давно не был?
Как считать.
Срок отбывал.
Эва!
Как же тебя угораздило-то?
Сельпо деревни Пеньково.
Сельпо…
Сны и сновидения.
Лектор – Крутиков.
Таким образом, мы установили,
что может быть сон без сновидений,
да… но не может быть
сновидений без сна.
Сновидения должно считать,
таким образом, верным признаком…
чего?…
Сна. Правильно.
Мы сделали попытку дать
физиологический анализ
самой запутанной
и темной стороны нашей…
э… психической деятельности…
чего, товарищи?
Сновидений. Да.
Ну, что, поумнела?
Разве заметно?
А вот ща проверим.
Ну, Матвей…
Матвей.
– Да ничего.
– Ну, Матвей…
– О, поумнела, поумнела.
– Ну, Матвей…
На основании сновидений можно,
видите ли,
построить заключение
только о прошлом.
Но не о будущем.
Лариса!
А, ну-ка, ступай домой.
Больно надо.
Ступай домой, тебе говорят, и чтобы
я никогда его с тобой не видал!
Ты пойдешь или нет?!
– Ровно телку гонит.
– Не ходи.
Ну!!!
Иди!
А ты к ней не липни!
А я что? Я ее не держу.
Подумаешь, бриллиант. Девчат много,
мне все равно, за какую держаться.
Сорняк ты колхозный!
Хвощ!
Ну, погоди, найдем на тебя управу!
А что управу искать?
Давай справку – и до свиданья.
Что вы с ней обращаетесь,
как при старом режиме?
А что ты про старый режим знаешь?
Дураки-то и при новом режиме есть.
То-то и видно.
Вот ведь не человек,
а чистая зараза.
Итак, видите ли,
мы обязаны сказать…
Продолжайте, продолжайте.
Мы обязаны сказать,
что сновидения,
как и все естественные явления,
не выходят за рамки причинности.
Да.
Переходи ко мне жить, Лариска.
Ты что, один думал,
или с кем-нибудь?
Я по правде.
Забирай подушку и переходи.
Не придешь – брошу все
и уеду на производство.
Ты что, ошалел, что ли?
Дурныш ты мой дурной.
– Делать-то нужно, как положено.
– Ты отца не бойся.
А я и не боюсь.
Жалко его, по-хорошему надо.
По-хорошему, мне тебя
век не дождаться.
А ты помирись с ним.
Помиришься?
С начальством трудно мириться.
Работай, как люди,
он к тебе и переменится.
Приходи к нам завтра
в ригу лен колотить. Придешь?
Мы, доярки, и то колотим.
Бабы вальками стучат,
а льномолотилка простаивает.
– Поломалась она.
– Поломалась.
Придумать надо чего-нибудь.
Вот ты придумай.
Помирюсь – распишемся?
Сам знаешь.
Ну, что ж, Иван Саввич, аудитория
воспринимала меня, по-моему, хорошо.
Утомились, поди.
Нет, я ведь увлекаюсь.
Я как увлекусь, у меня всю
усталость как рукой снимает.
Сейчас чайку попьете, отдохнете.
– Нужное мероприятие вы сегодня провели.
– Что могу.
У меня вот еще есть
лекция о семье и браке.
Жена моя, Марья Федоровна.
– Крутиков.
– Лариса!
Дочка наша.
Крутиков… Дима.
Но, дорогая!
Давай-давай-давай.
Эй, хозяин! Тпр-р-ру.
– Где тут Глечиков живет?
– Василий Николаевич.
– Поехали.
– Ой.
Но-о-о.
Э, кого везешь?
Зоотехника доставил.
– У нас жить будет?
– У вас.
– Баба?
– Женщина.
Ну, тогда дело пойдет.
Но, дорогая.
Но!
Ну, давай-давай.
А, давай-давай.
– Тормози.
– Тпр-р-ру.
Что, тут?
Не, тут я обитаю.
Поворачивай обратно,
отсчитывай отсюда седьмую избу.
– Спасибо, что подвез.
– Ты что?
– Черт шалопутный!
– Отсталый человек!
– Лошадь заморенная.
– Взамен ”спасибо” лается.
Культуры не хватает.
Придется вам в сарае ночевать.
Пойду, погляжу, может,
сарай не замкнут.
Я те погляжу, я те погляжу!
Дедушка.
Дедушка, это я, Тоня!
Это какая такая Тоня?
Внучка Тоня.
А ты чегой-то приехала?
Я насовсем, дедушка,
из Ленинграда.
Ну, заходи, коли приехала.
– Спасибо.
– Пожалуйста.
Ох, ты. Тяжелый.
Ты что, кирпичей, что ль,
сюда наложила?
– Книги.
– Чего?
Книги, говорю.
А у нас электричество
до двенадцати.
А после двенадцати электричество
добрым людям ни к чему.
Ну-ка, дай я на тебя погляжу,
какая ты есть.
Ничего, гладкая.
Значит, насовсем?
Насовсем, дедушка.
Вона, какая политика.
О, вроде не остыл.
А

——————————
Читайте также:
– текст Роман Западной Палаты
– текст Красная Скала: Часть II
– текст Призрак оперы
– текст Римлянка
– текст Дама с камелиями

Источник

напеку.
Измелю ее в муку
И лепешек напеку.
Ко мне милый подошел:
Милка, я тебя нашел.
Он нашел, и я нашла,
Борьба за качество пошла.
Ну, что здесь такого?
А ты не мог раньше занавес закрыть?
– Да, ты тоже хорошо.
– А я что? Я играю и играю.
– Да она совсем не это хотела петь!
– Ребят, поглядите.
А я думал, здесь танцы.
Какие тут танцы?
Вот что.
Нам нужно организовать драмкружок.
Ребят, давайте организуем ансамбль.
И будем продергивать
все колхозные недостатки.
А что? Я даже название придумал.
Сны и сновидения.
А Антонина Андреевна прочтет нам
лекцию о будущем нашего колхоза.
Прочтете, Антонина Андреевна?
– Я не сумею.
– Сумеете, я знаю.
Сегодня лекция.
После лекции –
представление ансамбля
”Сны и сновидения”.
Художественный руководитель –
Матвей Морозов.
Это все они разрисовали.
Все Матвей чудит.
Вон он идет.
Смехота будет.
– Здорово.
– Здорово.
– Тоня здесь?
– Тоня! Тоня!
В годы разрухи
Владимир Ильич мечтал
о ста тысячах тракторов
на наших полях.
Он мечтал о них, зная,
что они принесут в деревню
новую жизнь,
стремление к знанию,
новое во взаимоотношениях людей.
Не сто, а сотни тысяч
тракторов
теперь ходят на наших
колхозных полях.
Это сделали наша партия,
наш народ.
От каждого из нас
теперь зависит, чтобы
труд любого человека стал
сознательным творчеством,
а жизнь стала
интересной, красивой.
Итак, мы установили,
что может быть корова
без молока,
но, не может быть молоко
без чего, товарищи?
Без коровы.
Таким образом, молоко
можно считать верным признаком
чего, товарищи?
Правильно, коровы.
Продолжайте, продолжайте.
Так ведь, Иван Саввич,
время-то истекло.
Важно мероприятие провели.
Иван Саввич, я думаю, аудитория
меня воспринимала хорошо.
Тонь, иди сюда.
Иди.
Давай сюда, давай.
– Давай, давай.
– Давай.
Ах! Что с тобой, милая?
Плохо мне что-то.
– Да что стряслось-то?
– Ох.
Ой, обычное дело!
На то ты и мужняя жена.
Ох.
– До завтра.
– До свиданья!
– Может, проводить?
– Счастливо.
Тоня!
Как тебе не стыдно, Матвей!
Женатый человек.
А мне стыдится нечего.
– Теперь уже всем известно.
– Что известно?
А все.
Что голос у меня при тебе хрипит.
Что, как увижу тебя с трактора,
так мотор глохнет.
Что ты говоришь, Матвей?
Да ничего.
Ты и сама меня любишь.
Вот так.
И все.
Сама понимаешь, нам ходить
с тобой кругами больше невозможно.
Решать надо.
Нет, Матвей.
Ты только не обижайся.
Ты понимаешь…
Ты все понимаешь.
Я не стану разрушать семью.
Ах, вон оно что.
Ну, ты не бойся.
Я-то совсем забыл,
что у меня жена есть.
Теперь понятно, чего Тонька
за клуб-то хлопотала.
Ей там ловко с ним.
А мне хоть с голоду помирай.
А все она – разлучница.
Если б ни она, жили бы вы себе.
Не трави ты мою душу.
А что – у меня сердце-то
каменное, что ли?
Разве я не вижу,
чего ты маешься?
Вон, и юбку себе, как у Тоньки,
гармошкой сделала.
Только не юбкой она его берет.
Я до последней точки дошла.
До последнего края.
Есть у меня такая травка…
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
Антонина Андреевна.
Зашли б вы к Ларисе-то,
помириться она хочет.
– Правда?
– Истинный крест.
Извелась вся.
В положении она.
Пожалеть ее надо.
В положении?
Так, чай, она замужем.
Я обязательно зайду, обязательно.
Я вас вечерком кликну,
когда она дома будет.
Только пораньше.
У меня занятия вечером.
Ладно, милая.
– Спасибо.
– Да что же, за что.
Батюшки…
Чегой-то теперь будет-то, а?
Здравствуйте.
Здрасьте. Проходите.
– Хорошее платье.
– Ничего, правда?
Это я сама шила.
А, хотите, я вам выкройку дам, а?
Спасибо.
Я на вас не сержусь.
Что было, то прошло.
Я верю, что все
наши недоразумения
развеются, если мы
поговорим по-дружески.
А по вечерам стало холодно.
Сейчас согреетесь.
Спасибо.
Ой, какой горячий!
А что с вами?
Будто бы не знаете, чего?
А-а-а. Когда ждете?
В апреле, если ничего не случится.
Все будет хорошо.
Счастливая вы, Лариса.
Дальше – некуда.
Если горячо – пейте с блюдца.
Я перед вам ни в чем не виновата.

Читайте также:  Папа с детьми мирно спал в квартире поступок отца во сне еще долго

——————————
Читайте также:
– текст Мой отец боксёр
– текст Восхитительная Маска: Сюрприз
– текст Приключения принца Ахмеда
– текст Добро пожаловать в Ж.
– текст Фото за Час

Источник

Дедушка испугался еще больше.

— Мне уж и терять нечего, — сказал он жалким голосом. — Все здоровье вышло. Такая слабость одолела, прямо беда. Плюнуть и то силы нету… А как куры садятся, так и не вижу ничего…

— Да что ты пятишься? — спросил Иван Саввич, но тут они свернули за угол, и дедушка услышал тихий смех Ларисы.

Хитрость Глечикова удалась полностью. Как только Иван Саввич увидел дочь возле Морозова, он сразу же забыл о своем важном разговоре. Грузными шагами подошел он к крыльцу и, ступив в полосу света, молча остановился. Матвей, не замечая его, все еще проверял, куда запрятано дареное колечко.

— Лариса! — грозно сказал Иван Саввич.

Они отпрянули друг от друга. Лариса стала зачесывать волосы, а Матвей как ни в чем не бывало облокотился о перилину и уставился в темное небо.

— А ну, ступай домой! — приказал Иван Саввич дочери.

— Больно надо! Сейчас кино станут показывать, — возразила она, стрельнув по-птичьи глазами на Матвея.

— Ступай домой, тебе говорят! Чтоб я не видал тебя с ним.

Лариса молчала.

— Ты пойдешь или нет?

— Дай хоть платок путем завязать, — ответила она раздраженно. — Ровно телку гонит…

Она туго повязала платок и, не теряя стройности, сбежала по ступенькам.

Матвей и Иван Саввич некоторое время смотрели ей вслед. И дедушку Глечикова, которому в самую пору было идти в правление, любопытство приковало к месту.

— Ну вот, — сказал Иван Саввич. — А ты к ней не липни!

— А я что? — откликнулся Матвей. — Я ее не держу. Подумаешь, брильянт! Девчат много. Мне все равно за какую держаться.

— Сорняк ты колхозный. Хвощ, — сказал Иван Саввич, несколько растерявшись. — Погоди, найдем на тебя управу.

— А что управу искать? Давайте справку — и до свидания. Чего вы с ней обращаетесь, как при старом режиме?

— Что ты про старый режим знаешь? — спросил Иван Саввич, разыскивая в карманах спички, — Дураки и при новом режиме есть.

— То-то и видно, — ухмыльнулся Матвей.

— Это товарищ председатель не про себя, а про тебя сказали, — разъяснил дедушка, — Это ты дурной в новом-то режиме.

— Я или нет — не знаю, — сказал Матвей. — А секретарь райкома целый час возле трактористов ходит. Интересуется, куда бочка лигроина делась.

— Игнатьев приехал? — встрепенувшись, спросил дедушку Иван Саввич.

— А как же! Приехал. Где-нибудь на поле сейчас.

— Чего же ты мне раньше не сказал?

И Иван Саввич, так и не найдя спичек, быстрыми шагами пошел на поле.

Глава вторая

О том, как трудно увязать квантовую теорию и хулиганство

Лекция «Сны и сновидения» кончилась, и на улицу повалил народ. После долгого вынужденного молчания люди всласть шумели, разговаривали о насущных делах, сразу, видно, позабыв и про сны и про сновидения.

Лектор Дима Крутиков остановился на крыльце под лампочкой, моргая близорукими глазами. На его добром полном лице отразилось недоумение.

— Царькову не видели? — спросил он Матвея.

— Видал. А что?

— Она хотела меня проводить на ночлег. Я в темноте плохо ориентируюсь.

— Вы у них остановились?

— У них.

— Довести, что ли?

— Пожалуйста.

Дима был парень наивный и доверчивый, и, видимо, поэтому Матвей испытывал к нему непонятную симпатию.

В Обществе по распространению политических и научных знаний каждый срыв лекции считался чрезвычайным происшествием, и Дима уверовал, что без его лекций дела в колхозах шли бы гораздо хуже. Говорить на публике он любил, вдохновлялся, вздымал к потолку руки и любовался собой так, что хоть зеркало перед ним ставь. Девчата с любопытством разглядывали его румяное, гладкое лицо, широкий, как баян, портфель, галстук с маленьким узелком, и все сходились на том, что когда он женится — жена в два счета обернет его вокруг пальца. А старухи, глядя на него, думали, что отец у него, наверное, непьющий, самостоятельный: выучил сына и теперь вот сыну можно не работать, а читать лекции.

Читайте также:  Найти потерянные золотые украшения во сне

— А Царькова неплохая девушка, правда? — спросил Дима, — Очень неплохая?

— Ничего, — ответил Матвей. — Только рот большой,

— Очень неплохая. Что?

— Рот, говорю, большой. Щей не напасешься.

— Ну что вы! А Иван Саввич тоже неплохой человек. Правда?

— Он не человек, а председатель колхоза. Чего уж тут говорить.

— И Мария Федоровна — неплохая женщина. Правда, относится она ко мне как-то… слишком официально.

— Вы сами виноваты. Почем она знает, что вы такой, когда вы у ней только картошку за столом уничтожаете? Рассказали бы ей что-нибудь научное — про сновидения или там про температуру солнца, — она бы к вам и поворотилась. Она образованных уважает.

— Вы думаете?

— А как же! Девчата и те удивляются, как это вы таблички запоминаете. Без бумажки диктуете наизусть. Говорят, что цифры у вас на ладошке записаны…

— Ну что вы! Просто у меня память на интересные цифры, — скромно улыбнулся Дима, — Я еще три темы подготовил. Одна про кукурузу, потом моральная тема: «Человек — это звучит гордо», и еще одна про меченые атомы. Тоже неплохая тема.

— Ну вот. В ужин бы и рассказали. Как следует. С табличками, — И Лариса послушала бы, и Иван Саввич.

— Меня неплохо слушают, верно? Следующий раз приходите, я про меченые атомы буду читать. Сложная все-таки тема. Там квантовая теория, а по методике требуется каждую лекцию увязывать с фактами из местной жизни. Моральную тему, конечно, легко увязать. Вот у вас хулиган тут есть — никому не дает проходу… У меня фамилия его записана… Так вот его, например, уместно увязать с тезисом о пережитках…

— Его с чем попало увязывают, — заметил Матвей неопределенно.

За таким разговором они дошли до избы Ивана Саввича. Узнав, что хозяин еще не вернулся, Матвей вслед за Димой вошел в горницу.

Мать Ларисы готовила любимое блюдо Димы — картошку, заправленную яйцами. В честь городского гостя она надела свежий платок и новую кофту. Обыкновенно хозяева ужинали на кухне, но на этот раз, также в честь Димы, стол был накрыт в чистой горенке, до того заставленной мебелью и цветами, что даже фикусу было тесно: листья его с одного бока упирались в швейную машину, а с другого — в стоящий на круглом столике патефон. Тут же, в горенке, белела приготовленная для Димы постель— высокая, с мягкими перинами и с подушками в ситцевых наволочках. Возле постели была прибита картина, писанная по клеенке масляными красками. На картине был нарисован пруд, а на берегу лежала длинная голая женщина желтого цвета.

Дима поздоровался и спросил, где Лариса.

Оказалось, что она в соседней комнате готовит какие-то материалы к комсомольскому бюро. Дима снял пиджак, галстук, вынул из портфеля металлические складные плечики, резиновую надувную подушечку, крем для бритья, разложил все это на подоконнике и пошел умываться. Пока он мылся — по-кошачьи, одной рукой, стараясь не брызгать на пол, — Мария Федоровна стояла возле него со свежим холщовым утиральником.

— Умаялись? — сказала она. — У нас ведь такой народ: что ни говори — все одно не слушают.

— Нет, почему же, — возразил Дима, немного обидевшись, — меня слушали… Вам незаметно, Мария Федоровна, как растут культурные запросы, а мне, свежему человеку, очень видно…

— Что-то не видать культуры-то.

— Ну как же! Вот вам пример: на первое января сорокового года у нас было шестьдесят три тысячи двести сельских клубов, а на ту же дату этого года стало восемьдесят тысяч пятьсот.

— Гляди, как много! — сказала Мария Федоровна. — У вас мыло в ушах.

— Рост — на двадцать семь и три десятых процента, — продолжал Дима, искоса поглядывая на Матвея.

— Вот-вот. Давай в том же духе, — одобрил Матвей и вышел на улицу.

То ли от своей учености, то ли от природной наивности, Дима совсем не понимал шуток и всегда удивлялся, чему смеются вокруг него люди. Еще в ту пору, когда он учился в педтехникуме… впрочем, пожалуй, достаточно уделять внимания этому городскому персонажу — колхозных писателей и так упрекают, что они отвлекаются на посторонние темы, описывают городских людей и даже сочиняют про них рассказы. Обратимся лучше к Матвею. Матвей вышел на крыльцо. На дворе стояла такая темень, что не было видно даже неба. Будто пропало куда-то Пеньково и во всем мире остался только Матвей, да темная ночь, да строгая тишина — такая тишина, что кашлянуть совестно.

Источник

Глава вторая

О том, как трудно

увязать квантовую теорию

и хулиганство

Лекция «Сны и сновидения» кончилась, и на улицу повалил народ. После долгого вынужденного молчания люди всласть шумели, разговаривали о насущных делах, сразу, видно, позабыв и про сны и про сновидения.

Лектор Дима Крутиков остановился на крыльце под лампочкой, моргая близорукими глазами. На его добром полном лице отразилось недоумение.

— Царькову не видели? — спросил он Матвея.

— Видал. А что?

— Она хотела меня проводить на ночлег. Я в темноте плохо ориентируюсь.

— Вы у них остановились?

— У них.

— Довести, что ли?

— Пожалуйста.

Дима был парень наивный и доверчивый, и, видимо, поэтому Матвей испытывал к нему непонятную симпатию.

В Обществе по распространению политических и научных знаний каждый срыв лекции считался чрезвычайным происшествием, и Дима уверовал, что без его лекций дела в колхозах шли бы гораздо хуже. Говорить на публике он любил, вдохновлялся, вздымал к потолку руки и любовался собой так, что хоть зеркало перед ним ставь. Девчата с любопытством разглядывали его румяное, гладкое лицо, широкий, как баян, портфель, галстук с маленьким узелком, и все сходились на том, что когда он женится — жена в два счета обернет его вокруг пальца, А старухи, глядя на него, думали, что отец у него, наверное, непьющий, самостоятельный: выучил сына и теперь вот сыну можно не работать, а читать лекции.

— А Царькова неплохая девушка, правда? — спросил Дима, — Очень неплохая?

— Ничего, — ответил Матвей. — Только рот большой,

— Очень неплохая. Что?

— Рот, говорю, большой. Щей не напасешься.

— Ну что вы! А Иван Саввич тоже неплохой человек. Правда?

— Он не человек, а председатель колхоза. Чего уж тут говорить.

Читайте также:  Отче наш полная версия от сна восстав благодарю тебя

— И Мария Федоровна — неплохая женщина. Правда, относится она ко мне как-то… слишком официально.

— Вы сами виноваты. Почем она знает, что вы такой, когда вы у ней только картошку за столом уничтожаете? Рассказали бы ей что-нибудь научное — про сновидения или там про температуру солнца, — она бы к вам и поворотилась. Она образованных уважает.

— Вы думаете?

— А как же! Девчата и те удивляются, как это вы таблички запоминаете. Без бумажки диктуете наизусть. Говорят, что цифры у вас на ладошке записаны…

— Ну что вы! Просто у меня память на интересные цифры, — скромно улыбнулся Дима, — Я еще три темы подготовил. Одна про кукурузу, потом моральная тема: «Человек — это звучит гордо», и еще одна про меченые атомы. Тоже неплохая тема.

— Ну вот. В ужин бы и рассказали. Как следует. С табличками, — И Лариса послушала бы, и Иван Саввич.

— Меня неплохо слушают, верно? Следующий раз приходите, я про меченые атомы буду читать. Сложная все-таки тема. Там квантовая теория, а по методике требуется каждую лекцию увязывать с фактами из местной жизни. Моральную тему, конечно, легко увязать. Вот у вас хулиган тут есть— никому не дает проходу… У меня фамилия его записана… Так вот его, например, уместно увязать с тезисом о пережитках…

— Его с чем попало увязывают, — заметил Матвей неопределенно.

За таким разговором они дошли до избы Ивана Саввича. Узнав, что хозяин еще не вернулся, Матвей вслед за Димой вошел в горницу.

Мать Ларисы готовила любимое блюдо Димы — картошку, заправленную яйцами. В честь городского гостя она надела свежий платок и новую кофту. Обыкновенно хозяева ужинали на кухне, но на этот раз, также в честь Димы, стол был накрыт в чистой горенке, до того заставленной мебелью и цветами, что даже фикусу было тесно: листья его с одного бока упирались в швейную машину, а с другого — в стоящий на круглом столике патефон. Тут же, в горенке, белела приготовленная для Димы постель— высокая, с мягкими перинами и с подушками в ситцевых наволочках. Возле постели была прибита картина, писанная по клеенке масляными красками. На картине был нарисован пруд, а на берегу лежала длинная голая женщина желтого цвета.

Дима поздоровался и спросил, где Лариса.

Оказалось, что она в соседней комнате готовит какие-то материалы к комсомольскому бюро. Дима снял пиджак, галстук, вынул из портфеля металлические складные плечики, резиновую надувную подушечку, крем для бритья, разложил все это на подоконнике и пошел умываться. Пока он мылся — по-кошачьи, одной рукой, стараясь не брызгать на пол, — Мария Федоровна стояла возле него со свежим холщовым утиральником.

— Умаялись? — сказала она. — У нас ведь такой народ: что ни говори — все одно не слушают.

— Нет, почему же, — возразил Дима, немного обидевшись, — меня слушали… Вам незаметно, Мария Федоровна, как растут культурные запросы, а мне, свежему человеку, очень видно…

— Что-то не видать культуры-то.

— Ну как же! Вот вам пример: на первое января сорокового года у нас было шестьдесят три тысячи двести сельских клубов, а на ту же дату этого года стало восемьдесят тысяч пятьсот.

— Гляди, как много! — сказала Мария Федоровна. — У вас мыло в ушах.

— Рост — на двадцать семь и три десятых процента, — продолжал Дима, искоса поглядывая на Матвея.

— Вот-вот. Давай в том же духе, — одобрил Матвей и вышел на улицу.

То ли от своей учености, то ли от природной наивности, Дима совсем не понимал шуток и всегда удивлялся, чему смеются вокруг него люди. Еще в ту пору, когда он учился в педтехникуме… впрочем, пожалуй, достаточно уделять внимания этому городскому персонажу — колхозных писателей и так упрекают, что они отвлекаются на посторонние темы, описывают городских людей и даже сочиняют про них рассказы. Обратимся лучше к Матвею. Матвей вышел на крыльцо. На дворе стояла такая темень, что не было видно даже неба. Будто пропало куда-то Пеньково и во всем мире остался только Матвей, да темная ночь, да строгая тишина — такая тишина, что кашлянуть совестно.

Впрочем, так могло показаться постороннему человеку. А Матвей ясно и отчетливо чувствовал в темноте всю деревню, каждую избу, каждое деревце, каждый палисадник. И ничего удивительного: с раннего детства истоптал он босыми ногами все изгибы тропинок, и каждый кустик, каждый камешек навеки врезались ему в память.

Вон слабо светятся окна в длинной, как вагон, избе Тятюшкиных. У них много детишек, и лампу, видимо, завесили газетой, чтобы не мешать им спать. Вдали яркой звездочкой блестит боковое оконце у Евсея Евсеевича. Между этими огоньками густая темень — там изба Матвея. Мать давно подоила корову, оставила на столе крынку с парным молоком и легла. У Глечикова закрыты ставни, но сквозь щели пробиваются ровные линии света; сбежал все-таки старик из правления, повесил снаружи замок, будто его нет дома, а сам, наверное, сидит и пьет чай с конфетами.

Матвей нащупал скамейку и сел. Ему было скучно. «Уезжать надо, — подумал он. — Подаваться на производство».

Может быть, он и уедет.

Но когда-нибудь через много лет неожиданно, ни с того ни с сего, вспыхнет в его памяти эта темная ночь, слабые огни в окнах и строгая тишина, предвещающая появление новой луны. Вспомнится ему и эта скамейка, и шишковатая от сучков, старая, щербатая доска ее, вспомнится все, чему он сейчас закрыл душу, вспомнится все, до самого маленького конопатого камешка на дороге. И тогда он впервые поймет прелесть покойных вечерних деревенских огней и пахучего предосеннего простора и часто потом станет вызывать в памяти этот навсегда ушедший вечер, и не раз попрекнет себя за то, что не ценил покойную материнскую красоту родной деревни, за то, что обидел ее своим равнодушием.

Дробно стуча каблуками, по ступенькам сбежала Лариса. Матвей окликнул ее.

— Ты не ушел? — опросила она. — Слушай, долго ты будешь из людей дурачков строить?

— Нет. А что?

— Крутиков-то трещит возле матери, ровно на счетах. И все цифры, цифры — ровно тираж читает. А маме завтра вставать чуть свет.

— А я тут с какого боку?

— Ты его натравил! Что я, не знаю, что ли?

Источник