Сны и их роль в романе мастер и маргарита

Сны и их роль в романе мастер и маргарита thumbnail

В серебристый сон

Ты бы с ним ушел

По дороге вечных звезд

Над простором строгих гор

Ты бы перед ним

На колени встал

Не стыдясь ни слов, ни слез

Кто любил – тот и распял…

(М. Пушкина)

Михаила Афанасьевича Булгакова нередко называют сатанистом, приспешником дьявола. На самом же деле он – великолепный психолог и философ, не побоявшийся высказать свою философию жизни печатными буквами на страницах белой бумаги. Его роман «Мастер и Маргарита» – невообразимо сильное по своей психологической окраске произведение. Подобно тому, как свита Воланда гипнотизирует всю Москву на сцене Варьете, каждый читатель, перелистнув последнюю страницу романа, чувствует себя вовлеченным в какую-то мистическую историю; и, будто по велению автора, убежденный, что эта тайна известна лишь ему одному, он (читатель) будет хранить ее вечно.

Для достижения такого воистину гипнотического эффекта автор использует различные художественные приемы. Известно, что состояние гипнотического транса очень похоже на состояние сна (и в том и в другом случае происходит торможение коры головного мозга), чем и пользовались многие иллюзионисты-гипнотизеры. Тот же самый прием употребляет и Булгаков на страницах романа. Он «усыпляет» героев, а вместе с ними и читателя. Нарочито много говоря о снах, видениях, галлюцинациях, автор окончательно стирает и без того еле уловимую грань между сном и реальностью.

Если спросить сто человек, читавших Мастера и Маргариту, о чем роман, много больше половины из них, не раздумывая, ответят: «о Пилате». Стало быть, главным героем является вовсе не Воланд и совсем даже не Маргарита, а «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат», появившийся на страницах романа намного меньше раз, чем первые двое. Великая трагедия Понтия Пилата начинается в день казни Иешуа Га-Ноцри, а именно в праздничную, пасхальную ночь. Он велит постелить ему на балконе – на том самом балконе, с которого накануне вел допрос Иешуа и вынес ужасный приговор. Теперь прокуратор долго лежал на постели, но сон не приходил. Наконец ближе к полуночи он уснул.

…Лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны…

Этот сон Пилата не просто символичен, но также и психологичен и открывает один из замыслов автора.

Символизм этого эпизода заключается в образе луны и лунного света. Булгаков часто использовал символы, взятые из мировой культуры в своих произведениях. Так, противостояние добра и зла, привычное нам с раннего детства, когда мы еще читали сказки про бабу ягу, является одной из важнейших смысловых линий романа «Мастер и Маргарита». Символы добра и зла сплошь и рядом встречаются на страницах романа: это Воланд и Иешуа; солнце и луна. Образ луны проходит через все произведение, олицетворяя собой добро; лунная дорожка – путь к луне – а значит, путь к истине. Во сне Пилат идет за Иешуа – он понимает, что только этот добрый философ может избавить его от лжи, от ненавистной должности прокуратора и помочь обрести истину и покой. Древний обычай, что добро побеждает зло, претворился и в Мастере и Маргарите: поняв свою ужасную ошибку, Пилат раскаивается, и доброе начало торжествует в этом герое.

В эпизоде сна Понтия Пилата раскрываются новые душевные качества прокуратора:

· Он осознает, в чем его самая большая проблема (и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.)

· Он раскаивается в казни Иешуа (Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?<…>Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!)

· Он любит (прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. – Банга был единственным существом на планете, которое действительно любил Пилат)

С этого сна начнется наказание Понтия Пилата. И не просто наказание, а наказание сном:

Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. <…> он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

Наказание продлится две тысячи лет, пока однажды весенней ночью Мастер не прокричит что есть мочи «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» и не рухнут горы и огромная остроухая собака не побежит по лунной дорожке, а вслед за ней – ее хозяин – пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий романа – противостояния добра и зла.

Источник

Похожие главы из других работ:

“Мастер и Маргарита” М. Булгакова

1.1 Временная и пространственно-смысловая структура романа «Мастер и Маргарита»

От «Белой гвардии» до «Мастера и Маргариты» Булгаков изображал своё время как время «апокалиптичное», как «время мировых катастроф.

Читайте также:  Музыка для малышей для сна слушать бесплатно

Говорят что в такие времена «молчат» не только законы, но и музы…

“Мастер и Маргарита” М. Булгакова

2. Нравственно – философская тема в романе «Мастер и Маргарита»

Антитеза Добра и Зла в романе Сергея Лукьяненко “Ночной Дозор”

1.2 Добро и Зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

«…что всякая власть является насилием над людьми

и что настанет время, когда не будет власти

на кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости,

где вообще не будет надобна никакая власть».

М.А.Булгаков…

Библейские мотивы произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”

1.2 Мотивы романа “Мастер и Маргарита”

Судьба Булгакова складывалась так, что “ни в одном из своих крупных произведений он не успевал полностью договорить о том, о чем хотел сказать” [12. с. 75]. Исключение тут составляет роман “Мастер и Маргарита”…

Дьявол и его свита в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”

1. История создания романа «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем…

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви… По произведениям Булгакова “Мастер и Маргарита” и Куприна “Гранатовый браслет”

Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

“right”>О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей, Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

“right”>Ф.И. Тютчев

Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его творчество получило заслуженное признание…

Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом аспекте

1.2 Фантастическая реальность в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Одна из странных особенностей русской фантастической литературы (и литературы в целом) – стремление уйти от фантазирования и выдумывания как такового…

Религиозные идеи романа “Мастер и Маргарита” М. Булгакова и романа Л. Леонова “Пирамида” (сходство и отличие философско – христианских постулатов)

Глава 1. Философско -религиозная модель романа М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита»

Роль пейзажа в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

Образы солнца и луны в романе «Мастер и Маргарита»

Интересно сопоставить освещение ершалаимских и московских глав. Загадочны и необычны в романе образы «солнца» и « луны».

В третьей главе неполноту московского мира Булгаков подчёркивает присутствием луны, «Небо над Москвой как бы выцвело…

Роль пейзажа в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

Образы грозы и тьмы в романе «Мастер и Маргарита».

В романе «Мастер и Маргарита» жизнь застигнута в её «минуты роковые». Мир дан в поединке добра, с одной стороны, жестокости и равнодушия с другой. Этот поединок идёт в главах романа, написанного мастером…

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”

ГЛАВА I. РОМАН «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг

§ 2.3 « Мастер и Маргарита»-историческое свидетельство положения литературы и писателей в 30 е гг. XX века

Совсем другое дело – Мастер, высказавший в романе свои взгляды, свое отношение к миру, отречение от которого для него физически невозможно. Поняв (раньше он об этом просто не думал), что он несовместим с советской идеологией, Мастер не сомневается…

Способы номинации персонажей в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Глава 2. Общая характеристика имен в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Способы номинации персонажей в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

2.1 Частотная характеристика имен в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Методом постраничной сплошной выборки имен в романе обеих редакций нам удалось выявить 254 антропонима. В Приложении А указан перечень имен персонажей в алфавитном порядке.

У исследователей разные данные по этому вопросу. В работах Лесскиса Г…

Творческое начало в героях романа Булгакова “Мастер и Маргарита”

3.Художественное воплощение творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Источник

Íå ñåêðåò, ÷òî Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ ïðèäàâàë ñíîâèäåíèÿì áîëüøîå çíà÷åíèå, óâåðÿÿ, ÷òî ñíû èãðàþò äëÿ íåãî èñêëþ÷èòåëüíóþ ðîëü.  òàêèõ ìàñøòàáíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ, êàê «Áåëàÿ ãâàðäèÿ» è «Áåã», ïèñàòåëü èñïîëüçóåò ñîí â êà÷åñòâå ëèòåðàòóðíîãî ïðèåìà, ÷òîáû ïîêàçàòü îñîáûé òðàãèçì è íåðåàëüíîñòü ïðîèñõîäÿùèõ ñîáûòèé.
Î ñíîâèäåíèÿõ Áóëãàêîâà íàïèñàíî è ñêàçàíî íåìàëî. Îäíàêî íå âñå çíàþò, ÷òî ïîäîáíîå ñåðüåçíîå ìèñòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê ñíàì áûëî è ó åãî ëþáèìîé ìóçû Åëåíû Ñåðãååâíû Áóëãàêîâîé, êîòîðàÿ, ïî âûðàæåíèþ áóëãàêîâåäà Ëèäèè ßíîâñêîé, «óõîäèëà â ñâîè ñíû êàê íà ñâèäàíèÿ». Äëÿ ýòîé çàãàäî÷íî êðàñèâîé è òàèíñòâåííîé æåíùèíû, â ãëàçàõ êîòîðîé âñåãäà ãîðåë êàêîé-òî íåâåäîìûé îãîíåê, îíè ÿâëÿëèñü ñâÿçóþùèì çâåíîì ìåæäó Çà-Ïðåäåëüíûì Çàçåðêàëüåì è ðåàëüíûì çåìíûì ñóùåñòâîâàíèåì. Íåäàðîì Åëåíó Ñåðãååâíó ñ÷èòàþò îäíèì èç ãëàâíûõ ïðîòîòèïîâ ìèñòè÷åñêîé Ìàðãàðèòû.
25 îêòÿáðÿ 1933 ãîäà æåíà ïèñàòåëÿ çàïèñàëà â äíåâíèêå: «Ïîä óòðî âèäåëà ñîí: ïðèøëî ïèñüìî îò ïàïû èç Ðèãè, íàïèñàííîå ïî÷åìó-òî ëàòèíñêèìè áóêâàìè. ß òùåòíî ïûòàþñü ðàçîáðàòü íàïèñàííîå – áëåäíî.  ýòî âðåìÿ Ìèøà ìåíÿ îñòîðîæíî ðàçáóäèë – òåëåãðàììà èç Ðèãè.  íåé ëàòèíñêèìè áóêâàìè: «Papa skonshalsia». Òàêîå ñíîâèä÷åñêîå èçâåñòèå îíà ïîëó÷èëà âñêîðå ïîñëå ñâàäüáû ñ Áóëãàêîâûì. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò, êîãäà íå ñòàëî ñàìîãî Ìèõàèëà Àôàíàñüåâè÷à, îíà ïðîäîëæàëà ïîëó÷àòü «çàïðåäåëüíóþ èíôîðìàöèþ» óæå îò ñàìîãî Áóëãàêîâà. Åëåíà Ñåðãååâíà çàÿâëÿëà, ÷òî ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííûì ïðåäñòàâèòåëåì Áóëãàêîâà íà Çåìëå, óòâåðæäàëà, ÷òî êàæäóþ íî÷ü âñòðå÷àåòñÿ ñ ñóïðóãîì âî ñíå è ñîâåòóåòñÿ ñ íèì, îáñóæäàÿ ðàçëè÷íûå æèçíåííûå ñèòóàöèè.  ñîâìåñòíîé æèçíè ñ Áóëãàêîâûì ó íèõ íå áûëî íè îäíîé ññîðû, è îáà ñ÷èòàëè ñâîé ñîþç ïðåäîïðåäåëåííûì ñâûøå. Îäíàêî âðåìÿ îò âðåìåíè ïðîèñõîäèëè òàèíñòâåííûå ñëó÷àè, êîòîðûå çàñòàâëÿþò ïîâåðèòü åå ñëîâàì.
Ðåæèññåð Âëàäèìèð Íàóìîâ âñïîìèíàë, ÷òî, êîãäà îíè ñ Àëåêñàíäðîì Àëîâûì ñíèìàëè ïî ïüåñå Áóëãàêîâà êàðòèíó «Áåã», Åëåíà Ñåðãååâíà áûëà èõ êîíñóëüòàíòîì. Îíè ñî÷èíèëè ýïèçîä, êîòîðîãî ó ïèñàòåëÿ íå áûëî. Áåëûå îôèöåðû, íå æåëàÿ ïîêèäàòü ðîäèíó, ðåøèëè çàñòðåëèòüñÿ. Îíè âûçûâàþò ãðîáîâùèêà è ãîâîðÿò: «Íàäî ïîõîðîíèòü òð¸õ ÷åëîâåê». Ãðîáîâùèê ñïðàøèâàåò â íåäîóìåíèè: «À ãäå æå ïîêîéíèêè? Êîãî õîðîíèòü?» Áåëîãâàðäåéñêèé ïîëêîâíèê, êîòîðîãî èãðàåò Îëåã Åôðåìîâ, åìó îòâå÷àåò: «Õîðîíèòü íóæíî íàñ».
Åëåíà Ñåðãååâíà, ïîñìîòðåâ ýòîò ýïèçîä, ñêàçàëà, ÷òî âñå âðîäå áû íåïëîõî, íî Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ïîïðîñèë åãî âñå-òàêè ïåðåñíÿòü. Ïî åãî ìíåíèþ, ãðîáîâùèê, ñòÿíóâ çóáàìè ïåð÷àòêó ñ ðóêè, äîëæåí ïðîâåñòè ïàëüöåì ïî ùåòèíå íà ëèöå øòàáñ-êàïèòàíà, èãðàë êîòîðîãî Ìèõàèë Ãëóçñêèé, è ñêàçàòü: «Ïîáðèòüñÿ áû íàäî. Ïîêîéíèêà áðèòü òðóäíî».
Óñëûøàâ ýòî, Íàóìîâ ïîâåðèë, ÷òî Åëåíà Ñåðãååâíà äåéñòâèòåëüíî îáùàåòñÿ ñ Áóëãàêîâûì. Ïî åãî ìíåíèþ, ýòî áûëî ïîòðÿñàþùåå ïðåäëîæåíèå! «ß óâåðåí äî ñèõ ïîð, ÷òî îíà íå ìîãëà ýòîãî ñàìà ïðèäóìàòü, – ñêàçàë Íàóìîâ. – Ýòî ïðèäóìàë Áóëãàêîâ, íî, ìîæåò, íå óñïåë íàïèñàòü. Íî ïðèäóìàë îí. Ýòî åãî, àáñîëþòíî åãî âåùü».
Íàóìîâ âñïîìèíàåò îá åùå îäíîì íåâåðîÿòíîì ñëó÷àå, ïðîèçîøåäøåì ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ïîñëå óõîäà èç æèçíè Åëåíû Ñåðãååâíû. Àëîâ è Íàóìîâ ðåøèëè ýêðàíèçèðîâàòü ôèëüì «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà», íî ñíèìàòü åãî èì çàïðåòèëè. Êîãäà ñòàëî èçâåñòíî, ÷òî ýêðàíèçàöèþ «Ìàñòåðà è Ìàðãàðèòû» ðàçðåøèëè ðåæèññåðó Ýëåìó Êëèìîâó, ðåæèññåðû áûëè ñèëüíî îãîð÷åíû.
Ïîòîì ïðîèçîøëî ñîáûòèå, êîòîðîå ñèëüíî óäèâèëî Íàóìîâà. Îí îïèñàë åãî òàê: «Áûëî ëåòî, áûëî æàðêî. ß ïðîâîæàë æåíó ñ äî÷êîé îòäûõàòü íà þã, ñàì îñòàâàëñÿ â Ìîñêâå ðàáîòàòü. Ïðîòîð÷àâ öåëûé äåíü â àýðîïîðòó – ñàìîëåò çàäåðæèâàëñÿ ñ îòëåòîì, íàêîíåö âåðíóëñÿ óñòàëûé äîìîé. Ëåã ñïàòü, íî íå ñïàëîñü. ×èòàë êàêóþ-òî êíèæêó, êîãäà ðàçäàëñÿ çâîíîê â äâåðü. ß âçãëÿíóë íà ÷àñû – áûëî îêîëî ÷àñà íî÷è. Î÷åíü óäèâèâøèñü, ÿ ðåøèë, ÷òî ïðèíåñëè òåëåãðàììó èëè ïî÷åìó-òî âåðíóëèñü ìîè. Âñòàë, ïîøåë â ïðèõîæóþ, â ïîëóòüìå ñïîòêíóëñÿ è áîëüíî óäàðèëñÿ áåäðîì î òåëåôîííóþ òóìáó. Âêëþ÷èë ñâåò. Ñîáàêà, îáû÷íî ëàåì áóðíî ðåàãèðóþùàÿ íà âñå çâîíêè â äâåðü, ñòðàííî ïîñêóëèâàåò, çàáèâøèñü â óãîë… ß ñìîòðþ â äâåðíîé ãëàçîê: íà ïëîùàäêå â äëèííîé øóáå ñòîèò Åëåíà Ñåðãååâíà è óëûáàåòñÿ. Ñîâåðøåííî îáàëäåâ, îòêðûâàþ äâåðü. Åëåíà Ñåðãååâíà ãîâîðèò: «Âîëîäÿ, èçâèíèòå çà òàêîé ïîçäíèé âèçèò, íî ïðîñòî äåëî î÷åíü ñåðüåçíîå. Âõîäèòü íå áóäó: âíèçó â ìàøèíå ìåíÿ æäåò Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷. Çíàÿ, êàêîå ó âàñ ñåé÷àñ íàñòðîåíèå, ÿ ïðèøëà âàñ óñïîêîèòü: Êëèìîâ êàðòèíó ñíèìàòü íå áóäåò. È âîîáùå – íå áóäóò». Åëåíà Ñåðãååâíà ïîïðîùàëàñü, âîøëà â ëèôò, äâåðöà çàêðûëàñü, òóò æå îòêðûëàñü, îíà ñîñòðîèëà ñìåøëèâóþ ðîæèöó, äâåðöà çàêðûëàñü, ëèôò óøåë… ß âîçâðàùàþñü â êâàðòèðó, çàïèðàþ äâåðü, ëîæóñü ñïàòü… Óòðîì ïðîñûïàþñü ñ ãîëîâíîé áîëüþ: ÷òî çà ÷åðòîâùèíà ìíå ïðèñíèëàñü? Èäó â âàííóþ ïðèíèìàòü äóø – è âèæó íà áåäðå îãðîìíûé ñèíÿê».
Âíóê Áóëãàêîâà Ñåðãåé Øèëîâñêèé-Áóëãàêîâ ïîäòâåðæäàåò, ÷òî Åëåíà Ñåðãååâíà äåéñòâèòåëüíî âåðèëà â ïðÿìîé êîíòàêò ñ ïîêîéíûì Ìèõàèëîì Àôàíàñüåâè÷åì. Ïî âå÷åðàì îíà ðàññêàçûâàëà Áóëãàêîâó î òîì, ÷òî ñäåëàëà çà äåíü, ñïðàøèâàëà åãî ìíåíèå, êàê ïîñòóïèòü â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè. «Ñàìîå ïîðàçèòåëüíîå, ÷òî åãî ñîâåòû è ïðåäñêàçàíèÿ ÷àñòî ñáûâàëèñü», – óäèâëÿåòñÿ âíóê, ðàññêàçûâàÿ î Åëåíå Ñåðãååâíå.
Âñå ýòî âûãëÿäèò ÿâíî ìèñòè÷åñêè, íî… Çíàÿ áèîãðàôèè Ìèõàèëà Áóëãàêîâà è Åëåíû Øèëîâñêîé, ïîíèìàåøü: Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà äîëæíû áûëè âñå-òàêè âñòðåòèòü äðóã äðóãà è, óæå íå ðàçëó÷àÿñü, èäòè ïî æèçíåííîìó ïóòè êàê çäåñü, íà Çåìëå, òàê è çà åå ïðåäåëàìè. Íåäàðîì Åëåíà Ñåðãååâíà îäíàæäû ñêàçàëà: «Ëþáèëè ìû, êîíå÷íî, äðóã äðóãà äàâíûì-äàâíî, íå çíàÿ äðóã äðóãà…»
Ãîâîðÿò, öûãàíêà ïðåäñêàçàëà Áóëãàêîâó, ÷òî ó íåãî áóäåò òðè áðàêà, ïðè÷åì ïîñëåäíèé – ñóäüáîíîñíûé. È, âèäèìî, âåëèêèé ïèñàòåëü âíóòðåííå ãîòîâèëñÿ ê òàêîìó ðàçâèòèþ ñîáûòèé. Îí íå ðàç ãîâîðèë ïåðâîé æåíå Òàòüÿíå Ëàïïà: «ß äîëæåí æåíèòüñÿ òðè ðàçà». Âèòàÿ â íåçåìíûõ ìèðàõ, ìÿòåæíàÿ äóøà Ìàñòåðà ìå÷òàëà âñòðåòèòü ðîäñòâåííóþ äóøó Ìàðãàðèòû.  ðåàëüíîé æèçíè Áóëãàêîâó ïðèøëîñü ïðåîäîëåòü áîëüøèå ïðåïÿòñòâèÿ, ÷òîáû ñîåäèíèòü ñâîþ ñóäüáó ñ Åëåíîé Ñåðãååâíîé, ñòàâøåé äëÿ íåãî áîëüøîé ëþáîâüþ. Åå ìóæ Åâãåíèé Øèëîâñêèé, óçíàâ î ñâÿçè æåíû ñ Áóëãàêîâûì, çàïðåòèë ëþáîâíèêàì âñòðå÷àòüñÿ. Îíè ñîãëàñèëèñü ðàññòàòüñÿ. Ïðîìó÷èâøèñü â ðàçëóêå äâàäöàòü ìåñÿöåâ, Áóëãàêîâ è Øèëîâñêàÿ ïî÷óâñòâîâàëè, ÷òî íå ìîãóò æèòü äðóã áåç äðóãà, è ðåøèëè ñîåäèíèòüñÿ íåñìîòðÿ íè íà ÷òî.
Ðîêîâàÿ æåíùèíà ñòàëà äëÿ ïèñàòåëÿ íå òîëüêî ìóçîé, íî è âåðíûì ñîðàòíèêîì, ñîõðàíèâøèì ïîòîìêàì ëèòåðàòóðíîå íàñëåäèå òàëàíòëèâîãî ïèñàòåëÿ, äîïîëíåííîå ñîáñòâåííûìè âîñïîìèíàíèÿìè îá èçáðàííîì åþ Ìàñòåðå. Äî êîíöà ñâîèõ äíåé îíà ïîâñåìåñòíî îùóùàëà åãî ïðèñóòñòâèå. È ïîìîãàëè åé â ýòîì ñíîâèäåíèÿ, êîòîðûå ïîçâîëÿëè îáùàòüñÿ ñ ëþáèìûì ÷åëîâåêîì, íàõîäèâøèìñÿ â ïîòóñòîðîííåì ìèðå. Èíòåðåñíî, ÷òî ñíîâèä÷åñêèé èíôîðìàöèîííûé êàíàë ñîåäèíÿë Áóëãàêîâà è ñ åãî ïåðâîé æåíîé.  îäíîì èç èíòåðâüþ Òàòüÿíà Ëàïïà ðàññêàçàëà, ÷òî ïîêîéíûé Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ïðèøåë ê íåé âî ñíå è ñêàçàë: «Ìîÿ Ìàðãàðèòà – ýòî òû. Åé ïåðåäàëàñü òâîÿ ñïîñîáíîñòü ê æåðòâåííîé ëþáâè». ×òî ýòî áûëî? Ôàíòàçèÿ êîãäà-òî ëþáèâøåé Áóëãàêîâà æåíùèíû èëè îòãîëîñêè ìàòåðèàëèçîâàâøåãîñÿ ÷óâñòâà âèíû ïåðåä ïåðâîé ñóïðóãîé, êîòîðóþ èñïûòûâàë ïèñàòåëü? Îäíî íåñîìíåííî: ðîäñòâî äóø, áîëüøàÿ ëþáîâü è èñêðåííÿÿ òðåâîãà çà áëèçêîãî ÷åëîâåêà ïîçâîëÿþò ëþäÿì ÷óâñòâîâàòü äðóã äðóãà âíå âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà. Ýòèìè ÷óâñòâàìè â ïîëíîé ìåðå îáëàäàëà è Åëåíà Ñåðãååâíà, êîòîðîé ñîâðåìåííèêè ïðèïèñûâàëè äüÿâîëüñêîå îáàÿíèå.
Ñòîèò ëèøü ðàç ïðî÷èòàòü åå «Ïèñüìà íà òîò ñâåò», ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî íàñòîÿùóþ ëþáîâü íèêòî è íèêîãäà íå ìîæåò ðàçðóøèòü è óìàëèòü.

Читайте также:  Что означает увидеть волка во сне

Èç äíåâíèêà Å. Áóëãàêîâîé

Òàøêåíò. 17 ôåâðàëÿ 1943 ãîäà

Âñå òàê, êàê òû ëþáèë, êàê òû õîòåë âñåãäà. Áåäíàÿ îáñòàíîâêà, ïðîñòîé äåðåâÿííûé ñòîë, ñâå÷à ãîðèò, íà êîëåíÿõ ó ìåíÿ êîøêà. Êðóãîì òèøèíà, ÿ îäíà. Ýòî òàê ðåäêî áûâàåò. Ñåãîäíÿ ÿ âèäåëà òåáÿ âî ñíå. Ó òåáÿ áûëè òàêèå ãëàçà, êàê áûâàëè âñåãäà, êîãäà òû äèêòîâàë ìíå: ãðîìàäíûå, ãîëóáûå, ñèÿþùèå, ñìîòðÿùèå ÷åðåç ìåíÿ íà ÷òî-òî, âèäíîå îäíîìó òåáå. Îíè áûëè äàæå åùå áîëüøå è åùå ÿð÷å, ÷åì â æèçíè. Íàâåðíî, òàêèå îíè ó òåáÿ ñåé÷àñ. Íà òåáå áûë áåëûé äîêòîðñêèé õàëàò, òû áûë äîêòîðîì è ïðèíèìàë áîëüíûõ. À ÿ óøëà èç äîìó, ïîñëå ðàçìîëâêè ñ òîáîé. Óæå â êîðèäîðå ÿ ïîíÿëà, ÷òî ìíå áóäåò î÷åíü ãðóñòíî è ÷òî íàäî ñêîðåé âåðíóòüñÿ ê òåáå. ß âûçâàëà òåáÿ, è ãäå-òî â óãîëêå ìåæäó øêàôàìè, ïðÿ÷àñü îò áîëüíûõ (ïàöèåíòîâ), ìû ïîìèðèëèñü. Òû ëàñêîâî ãëàäèë ìåíÿ. ß ñêàçàëà: «Êàê æå ÿ áóäó æèòü áåç òåáÿ?» – ïîíèìàÿ, ÷òî òû ñêîðî óìðåøü. Òû îòâåòèë: «Íè÷åãî, èäè, òåáå áóäåò òåïåðü ëó÷øå». Êîìíàòà ïðîäîëãîâàòàÿ, â ñåðûõ òîíàõ. Ìû æèâåì â íåé âòðîåì – Ìèøà, Ñåðãåé è ÿ. Ñåðãåþ øåñòü ëåò, îí â ñâîåì ñåðîì êîñòþìå. Ìèøà â õàëàòå êóïàëüíîì. ß ñíà÷àëà ÷óâñòâóþ òîëüêî áåñïðåäåëüíîå ñ÷àñòüå. Êàê ÷óäåñíî ìû æèâåì âòðîåì. Ïîòîì ïîíèìàþ ïðî ñìåðòü, ÷òî ýòî âðåìåííîå âîñêðåøåíèå. Íàäîëãî? Îäèí ðàç èëè áóäåò åùå? Íàäî óñïåòü ñïðîñèòü ó Ìèøè âñå, ÷òî íå óñïåëà ñïðîñèòü â æèçíè. Îí ñòàðàåòñÿ ìåíÿ ðàññìåøèòü, ãîâîðèò êàêèå-òî ñìåøíûå ÷åòâåðîñòèøèÿ. ß õî÷ó çàïîìíèòü, çàïèñàòü. Ñåðãåé! Ñêîðåé äàé áóìàãó! Îí äàåò âñå íå òó. Íàêîíåö, íà îäíîé ãîëóáîé ïðîìîêàøêå ÿ íà÷èíàþ çàïèñûâàòü: «Çà÷åì òû øóòèøü íàä ìîãèëîé òóïîãî èíòðèãàíà?» (Ýòî ÿ âèæó ñîâåðøåííî ÿñíî.) ß ïîäõîæó ê íåìó è ãîâîðþ: «Åñëè áû òû çíàë, êàê ÿ ñîñêó÷èëàñü ïî òåáå, Ìèøåíüêà!» Îí ñìîòðèò íà ìåíÿ, ÿ âèæó åãî ëèöî, ñ æèëêàìè, ãëàçà ãîëóáûå – îí ðàä äî ñëåç. Ñïðàøèâàåò: «À çíà÷èò òîò… òåáÿ íå óäîâëåòâîðÿåò?..» – «Ôôó!» Îí äîâîëåí. Ýòîò ñîí ÿ âèäåëà â Êîòåëüíè÷å ÷èñëà 20 ôåâðàëÿ – ïîä óòðî.
Êàê-òî äàâíî, ïî-ìîåìó, â íî÷ü íà 13 ìàðòà (13-ãî ÿ åõàëà â Ëåíèíãðàä), – òàêîé ñîí: Ìîñêâà, âåñíà, ñîëíöå, Çàìîñêâîðå÷üå. Ìèøà èäåò ðÿäîì ñî ìíîé â ÷åðíîì ïàëüòî, â øàïêå. ß ïîíèìàþ, ÷òî îí âîñêðåñ, è òîëüêî áîþñü, ÷òîáû êòî-íèáóäü èç âñòðå÷íûõ (à âñå âñòðå÷àþò åãî ñ êàêèì-òî íåîáû÷àéíûì ïî÷åòîì) íå äàë åìó ïîíÿòü, ÷òî îí óìåð.
Ìû èäåì ê öåðêâè. ß âñþ äîðîãó äóìàþ, íàäîëãî ëè, è óñïååò ëè îí çàêîí÷èòü «Çàïèñêè ïîêîéíèêà».  öåðêâè ìû ñòàíîâèìñÿ â äâåðÿõ. Ïî äîðîãå îí áûë íåîáûêíîâåííî îæèâëåí, âåñåë. Òåïåðü íà÷èíàåòñÿ óòîìëåíèå. Âñå âûõîäÿò è ïðèâåòñòâóþò åãî. È îïÿòü – ìîè ñòðàõè. Íî îí íàêëîíÿåòñÿ êî ìíå è ãîâîðèò, ÷òî î÷åíü óñòàë, íàäî ñïåøèòü äîìîé. Ìû èäåì, à æèçíü óõîäèò èç íåãî ñ êàæäûì øàãîì. ß áîþñü, ÷òî íå äîéäåò. Òåìíååò, íà÷èíàåò ìîðîñèòü äîæäü. Æèçíü óõîäèò, îí æåëòååò è ñëàáååò íà ãëàçàõ. È, íàêîíåö, âàëèòñÿ íà ðåëüñû, íà êàêîé-òî ïëîùàäè, ðàñêèíóâ ðóêè. Òåìíî. Åäóò àâòîáóñû.

Читайте также:  Умерший дядя дает во сне деньги

Ñíû ïðî íåãî

Ñåãîäíÿ, â íî÷ü íà 29-å ìàðòà. Íåèçâåñòíàÿ êîìíàòà, äîâîëüíî áîëüøàÿ, êâàäðàòíàÿ. ß ñïëþ íà êðîâàòè. Ñëåâà îêíî. ×åðåç êîìíàòó – íà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòåíå – ÿ âèæó åùå äâå êðîâàòè. Íà îäíîé èç íèõ ñïèò Ñåðãåé. Ìèøà â õàëàòå õîäèò ïî ýòèì êðîâàòÿì è, íàêëîíèâøèñü íàä Ñåðãååì, çàáîòëèâî ïîêðûâàåò åãî îäåÿëîì è åùå ÷åì-òî ñâåðõó. Ñíà÷àëà ÿ äóìàþ òîëüêî: êàê îí ëþáèò Ñåðåæó! À ïîòîì – âåäü îí óìåð. Çíà÷èò, îïÿòü ïîÿâèëñÿ ìíå. Ïåðåëåòàþ êîìíàòó, è âîò Ìèøà ëåæèò íà ñâîåé êðîâàòè. À ÿ, ñòîÿ ðÿäîì íà êîëåíÿõ (êðîâàòè ðàçúåõàëèñü, íå òàê êàê áûëè âíà÷àëå – âìåñòå), öåëóþ åãî ÷àñòûìè, ÷àñòûìè ïîöåëóÿìè. À îí? Õîðîøèé ëþáîâíèê. ß òàê òîñêóþ áåç òåáÿ! È òóò îí êàê-òî äàåò ìíå ïîíÿòü, ÷òî ÿ äîëæíà ìíîãî ó÷èòüñÿ, ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ (íî êàê-òî âûõîäèò, ÷òî â ñìûñëå ïîçíàíèé), ÷òî ýòî íåîáõîäèìî äëÿ òîé (åãî) æèçíè. ×òî ìû óâèäèìñÿ. À òåïåðü îí áóäåò âðåìÿ îò âðåìåíè ìíå ÿâëÿòüñÿ âî ñíàõ. Ýòà ìûñëü äîñòàâëÿåò ìíå ñ÷àñòüå. ß îùóùàþ æèâîå òåïëî åãî ëèöà. Îí òàêîé æå, êàê â æèçíè, òîëüêî íåìíîãî æåëòåå. Ïîòîì â êîìíàòå ïîÿâëÿåòñÿ ñòîë – áîëüøîé, îáåäåííûé. Çà ñòîëîì íåñêîëüêî ÷åëîâåê áëèçêèõ, êàæåòñÿ, ìàìà. Ìèøà ñèäèò íà õîçÿéñêîì ìåñòå.  ðàçãîâîðå îí ãîâîðèò êàêóþ-òî öèòàòó, â íåé ñëîâà, êàæåòñÿ, «áðîíçîâûå ðóêè». Îí î÷åíü õèòðî ìíå ïîäìèãèâàåò è óëûáàåòñÿ. Ïîíèìàåì òîëüêî ìû ñ íèì, ÷òî ýòî çíà÷èò: ÷òî îí áóäåò ïîÿâëÿòüñÿ. Ïîòîì äâîðèê òàøêåíòñêèé. ß ñòîþ íàâåðõó áàëàõàíû â øóáå è âàëåíêàõ. Ðàííåå-ðàííåå óòðî. Åùå íå ðàññâåëî. Çèìà ãëóáîêàÿ. Íåáî â òó÷àõ, ãóñòûõ, ñåðûõ. Ìàññà ñíåæíûõ ñóãðîáîâ. Òîëñòûé ñíåã. Âíèçó æåíñêàÿ ôèãóðà. «ß ñåé÷àñ ñïóùóñü, Ëþáî÷êà». (Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ýòî Ë. Îðëîâà). Íî êîãäà ÿ ïîäõîæó, îíà èñ÷åçëà, è íà åå ìåñòå òîëñòûé ÷åðíûé êîò. Âòîðîé ñóãðîá – òîæå òîëñòûé ÷åðíûé êîò. Òðåòèé – òîæå. Ïîòîì âåðõ áàëàõàíû. Ïåðâàÿ êîìíàòà. ß íà êðîâàòè, ðÿäîì ðâàíûå òóôëè. Øóì â ñîñåäíåé êîìíàòå, êòî-òî õîäèò. Âñòàþ, çàãëÿäûâàþ – íèêîãî. Ðâàíûå òóôëè.
 ýòó íî÷ü ÿ ïðîñíóëàñü î÷åíü ðàíî, ÷àñîâ îêîëî ïÿòè. Äîëãî ëåæàëà è ÷àñîâ â ñåìü ïðèíÿëà ñîííûé ïîðîøîê. Óâèäàëà íåáî – òåìíîå ñ íåáîëüøèì ïðîñâåòîì ãîëóáîãî. Íà íåãî íàäâèíóëñÿ çàíàâåñ, è ÷åðíûå êðàÿ ñáëèçèëèñü. Âòîðîé çàíàâåñ òåìíåå – îïÿòü ñáëèçèëèñü ÷åðíûå êðàÿ. È òàê ìíîãî, ìíîãî ðàç. Ïîòîì ñòàëî âñå ÷åðíî, è ÿ çàñíóëà. È óâèäåëà ñîí ïðî Ì. À.

Ìîñêâà, 8 ÿíâàðÿ 1948 ãîäà

Ìàñåíüêèé, ñåãîäíÿ óòðîì îïÿòü âèäåëà òåáÿ âî ñíå. ß ëåæó ó ñåáÿ íà êðîâàòè, íà îäåÿëå ðàçáðîñàíû ëèñòû «Áåëîé ãâàðäèè» è ìàññà îòêðûòîê (âèäû Êèåâà), íåîáû÷àéíî êðàñèâûõ, â îðàíæåâûõ è çåëåíûõ òîíàõ. Òû â ñðåäíåé êîìíàòå. ß ðàññìàòðèâàþ îäíó îòêðûòêó – ñòàðèííàÿ öåðêîâü. À òû èç ñîñåäíåé êîìíàòû îòâå÷àåøü íà ìîé âîïðîñ: «Íó äà, âåäü òàì íàïèñàíî – èç öåðêâè âûøåë ÷åëîâåê â îôèöåðñêîé ôîðìå. Âîò èç ýòîé öåðêâè ÿ è âûøåë».
Ïîòîì ÿ ïîïðîñèëà òåáÿ çàêðûòü ôîðòî÷êó – áûëî î÷åíü ìîðîçíî â êîìíàòå. Òû, â êîðè÷íåâîì õàëàòå ñâîåì, ðàçäâîèëñÿ – ïîøåë ê îêíó è îñòàëñÿ ñòîÿòü â íîãàõ ó êðîâàòè. ß ñìîòðåëà íà òåáÿ è ÿñíî âèäåëà âåñü òâîé ñèëóýò â õàëàòå çà ïðîçðà÷íîé çàíàâåñêîé. Òû äîëãî ñòàðàòåëüíî ðàçâÿçûâàë øíóðêè, êîòîðûìè ÿ ñ âå÷åðà ïðèêðåïëÿþ ôîðòî÷êó, ÷òîáû íå õëîïàëà íî÷üþ. Òîãäà ÿ âñïîìíèëà, ÷òî âåäü òû æå óìåð, êàê æå ýòî ìîæåò áûòü. È ðåøèëà áûñòðî çàæå÷ü ëàìïó îêîëî ñåáÿ, ÷òîáû ïðîâåðèòü. Ñõâàòèëà øíóð ñ âèëêîé, áûñòðî âîòêíóëà â øòåïñåëü, íî ëàìïà íå çàæãëàñü. À òû óæå øåë îò îêíà è ãîâîðèë: «ß ñåé÷àñ ñàì îòâåçó ýòè îòêðûòêè Àëåêñàíäðó Âàñèëüåâè÷ó, ïîòîì ìû çàïðåìñÿ, íèêîãî íå ïóñòèì, õîðîøî?» Ïîäîøåë êî ìíå – õàëàòà íå áûëî óæå íà òåáå, à êàê âñåãäà áûâàëî: áåëàÿ ðóáàøêà íî÷íàÿ, çàñóíóòàÿ â áåëûå æå êîðîòêèå êàëüñîíû – äî êîëåí. È ÿ ÿñíî óâèäåëà òåáÿ, òâîå ëèöî, òâîþ ôèãóðó, îñîáåííûé öâåò êîæè, ñèÿþùèå ãëàçà – òàê ÿñíî, êàê íèêîãäà íå áûâàåò âî ñíå. Òû íåñêîëüêî ðàç ïîöåëîâàë ìåíÿ â ïëå÷î è ñïðîñèë: «Òåáå õîðîøî?» ß ïðèïîäíÿëàñü, îáíÿëà òåáÿ, ïðèæàëàñü. Îò òåáÿ øëî æèâîå òåïëî. ß ñêàçàëà: «Áîæå, êàê ÿ ñ÷àñòëèâà!» Òû åùå ðàç ïîöåëîâàë ìåíÿ è ñïðîñèë: «Òû äîâîëüíà, ÷òî ÿ òåáå âåðåí?» Îò ñ÷àñòüÿ ÿ îòêðûëà ãëàçà è çàñìåÿëàñü. Áûëî óäèâèòåëüíî òåïëî, è èç ôîðòî÷êè ñîâñåì íå äóëî. Íî êîãäà ÷åðåç ïîë÷àñà ÿ âñòàëà, â êîìíàòå áûë äèêèé ìîðîç, ôîðòî÷êà áûëà îòêðûòà, è âñå çàâÿçêè áûëè çàâÿçàíû, êàê ÿ ýòî ñäåëàëà âå÷åðîì.

Ìîñêâà, 31 ìàÿ 1955 ãîäà

Íà÷àëî ñíà íå ïîìíþ. Íî âîò ìû â ÷åðíîì ÇÈÌå îñòàíàâëèâàåìñÿ, íå äîåõàâ äî íàøåé äà÷êè. Ïðåäâå÷åðíåå ñåðîå íåáî, âäàëåêå ëåñ, à êðóãîì íàñ ïîëå, è ïî÷åìó-òî äàëüøå â ìàøèíå íå ïðîåäåøü. Êîãäà ÿ óäèâèëàñü, ïî÷åìó, Ìèøà ñêàçàë: «À ÷òî, Ìûñÿ, óñòàíåøü, åñëè ïîéäåì?» – «Íåò, ïðîñòî î÷åíü ñïàòü õî÷åòñÿ». Ïîòîì âûøëè íà äîâîëüíî óþòíóþ àëëåéêó ïîä äåðåâüÿìè. Òàì æäàëà ñîñåäêà ïî äà÷å: « Íó, êàê?» – «Âû ïðåäñòàâèòü íå ìîæåòå, ñêîëüêî ëþäåé ïîäõîäèëî ê Ì. À. Ìîæåò áûòü, îòòîãî, ÷òî çíàþò, ÷òî òåïåðü íå ñêîðî óâèäÿò åãî, ÷òî ìû óåäåì íà äà÷ó».
Ïîòîì – äà÷à, óþòíàÿ, îáæèòàÿ. Ñîñåäêà îñòàâèëà äëÿ íàñ ðåøåòî ìàëèíû. ß ñòàëà åå åñòü, çàñûïàÿ. À ïåðåä ýòèì – ïîäîøëà ê îêíó, çà îêíîì Ìèøà ïîëîñêàë ðîò – â õàëàòå. Ñåðãåé óæå ñïàë, îí áûë ìàëåíüêèé.  îáùåì, è ðàññêàçûâàòü íå÷åãî, íèêàêèõ ñîáûòèé, íèêàêèõ ñëîâ. Òîëüêî íåîáûêíîâåííî óþòíî, ñïîêîéíî è òèõî, è ýòî òåìíåþùåå íåáî è òèøèíà.
ß ïðîñíóëàñü – íàâåðíî, áûëî î÷åíü ðàíî. ×àñû ñòîÿëè. Çàâåðíóëàñü îïÿòü â îäåÿëî è ñòàëà ïåðåáèðàòü âñþ ïðåëåñòü ñíà. È îïÿòü çàäðåìàëà – è íå çíàþ, óâèäåëà ëè îïÿòü ýòî ñàìîå, èëè òàê ÿðêî ýòî áûëî ïåðåä ãëàçàìè è â ÷óâñòâå, ÷òî ïðîñòî êàçàëîñü, ÷òî åùå ðàç óâèäåëà.

Источник