Снятся ли андроидам электроовцы фильм

Снятся ли андроидам электроовцы фильм thumbnail

«Мечта́ют ли андро́иды об электроо́вцах?» (в поздних изданиях также известный как «Бегущий по лезвию бритвы» или «Бегущий по лезвию») или «Снятся ли андроидам электроовцы?» (англ. Do Androids Dream of Electric Sheep?, вариант перевода «Снятся ли андроидам электроовцы?») — научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика, написанный в 1968 году. В романе рассказывается история «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов — существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего.

Наряду с «Человеком в высоком замке» этот роман является одним из самых известных произведений Дика. Это одно из классических фантастических произведений, в котором исследуются этические проблемы создания андроидов — искусственных людей.

По мотивам романа английский режиссёр Ридли Скотт снял в 1982 году фильм «Бегущий по лезвию». В нём роль Рика Декарда исполнил американский актёр Харрисон Форд. Сценарий фильма, написанный Хэмптоном Фэнчером и Дэвидом Пиплсом, довольно сильно отличается от сюжета книги. В 2017 году вышло продолжение фильма под названием «Бегущий по лезвию 2049», действие которого разворачивается спустя тридцать лет после событий оригинального фильма. Действие компьютерной игры «Бегущий по лезвию» происходит в той же фантастической вселенной, но во многих отношениях игра ближе к роману, чем кинематографическая интерпретация.

Сюжет[править | править код]

Концепции и предыстория[править | править код]

Действие романа происходит в 1992 году (в более поздних редакциях — в 2021), через несколько лет после того, как Завершающая мировая война опустошила значительную часть Земли. После войны ООН стала активно пропагандировать эмиграцию во внеземные колонии, чтобы защитить человечество от пагубных эффектов радиоактивной пыли. В качестве дополнительного стимула каждому эмигранту в качестве работника-слуги предоставлялся бесплатный андроид (уничижительно называемый а́нди) любой марки, на выбор.

Люди, оставшиеся на Земле, живут в полузаброшенных городах, где радиационное заражение вызывает серьёзные заболевания и генетические отклонения. Все животные либо вымерли, либо находятся под угрозой вымирания. Поэтому обладание и уход за животным считается добродетелью, практически долгом каждого, а вид домашнего животного во многом определяет социальный статус его владельца. Торговля животными идёт по ценам, указанным в каталоге Сидни, для вымерших видов указывается цена последней проданной особи. Многие люди, которые не могут позволить себе домашнего питомца, покупают искусственное животное-робота. У главного героя, Рика Декарда, была овца, которая умерла от столбняка и была им заменена на электроовцу, чтобы создать видимость владения животным.

Андроиды используются только на планетах-колониях, но многие из них совершают побег, убив своих хозяев, и отправляются на Землю, чтобы освободиться от своего рабского положения. Андроиды — полностью биологические создания и физически почти неотличимы от людей. В связи с тем, что клетки их организма не способны делиться, андроиды живут не больше четырёх лет. Охотники за головами (англ. bounty hunters) выслеживают и «усыпляют» беглых андроидов, которые скрываются на Земле, выдавая себя за людей. У каждого усыплённого андроида берут анализ костного мозга, который позволяет определить, что это действительно был андроид, а не человек. Охотники обязаны проводить проверки, такие как придуманный в СССР тест Войта-Кампфа на эмпатию (сочувствие), чтобы отличить андроида от человека. Этот тест измеряет мозговую активность и движение глаз в ответ на эмоционально-заряженные вопросы, большинство из которых связаны с причинением вреда животным. Так как андроиды не способны к эмпатии, их реакция радикально отличается от реакции людей. Более простой тест Бонелли определяет скорость рефлекторной реакции ганглиев грудного отдела спинного мозга.

Мерсеризм  — распространённое на Земле религиозно-философское движение будущего. Оно основано на легендах об Уилбере Мерсере, человеке, жившем до войны. Последователи мерсеризма сжимают рукоятки электронного прибора под названием «эмпатоскоп» и смотрят на его экран, коллажи на котором не имеют смысла для стороннего наблюдателя. При контакте с эмпатоскопом чувства и сознание зрителя воспринимают мир Мерсера, где как бы сливаются с ним и со всеми остальными, кто пользуется прибором в данный момент. Мерсеризм объединяет архетип умирающего и воскресающего божества с этическими ценностями единения и сочувствия. По легенде, Уилбер Мерсер обладал даром оживления погибших животных, но власти сперва запретили ему использовать эту способность, а потом и уничтожили позволявшую делать это аномалию в мозгу радиоактивным кобальтом. Из-за этого Мерсер попал в Загробный мир (Tomb world). Мерсер пытается остановить распад Загробного мира и вернуться на Землю, карабкаясь на вершину огромного холма под ударами брошенных в него камней. Но даже если он достигает вершины, его сбрасывают обратно в Загробный мир и восхождение начинается снова.

Ещё одно ключевое устройство в книге — модулятор настроения Пенфилда (названный в честь невролога Уайлдера Пенфилда). С помощью модулятора пользователь может выбрать себе настроение, набрав числовой код на панели устройства. Примеры из книги включают «деловое, профессиональное отношение к работе», «удовольствие от признания превосходства мужского здравомыслия в любых жизненных ситуациях», «шестичасовую депрессию с уклоном в самобичевание», «желание смотреть любую телепередачу», код 3, вызывающий желание выбирать настроение с помощью модулятора и др. У многих пользователей есть ежедневный график выбора настроений.

Самая известная культурная икона Земли в «Андроидах» — Бастер Френдли (букв. Дружелюбный), ведущий развлекательного ток-шоу. Оно транслируется по радио и телевидению по 23 часа в сутки, из чего следует, что Бастер — андроид. Он, по всей видимости, ведёт борьбу с мерсеризмом за контроль над умами людей, вплоть до прямых нападок на мерсеризм.

Краткое содержание[править | править код]

Перед самым началом истории романа лучший охотник за головами Сан-Франциско и окрестностей Дейв Холден был тяжело ранен андроидом, оснащённым искусственным мозгом новейшей модели «Нексус-6». Всего на Землю нелегально прибыло восемь андроидов c мозгом данного типа. Охотнику Рику Декарду поручено найти и усыпить оставшихся шестерых. Задача усложняется тем, что данный тип андроидов обладает сверхинтеллектом и довольно сложно отличить андроидов с мозгом «Нексус-6» от обычных людей.

Декард рассчитывает потратить премиальные за это задание на покупку живой овцы, так как уход за искусственным животным — электроовцой — вызывает у него психологический дискомфорт. Тем временем, его жена также переживает кризис. Она не выходит из дома, изо дня в день модулируя себе депрессию на специальном модуляторе настроения.

Перед началом охоты Декард летит в Сиэтл на встречу с представителями корпорации Роузена — производителями искусственного мозга «Нексус-6», — чтобы убедиться, что тест Войта — Кампфа работает и для этой новой модели. Там он встречается с Рейчел Роузен, которая представляется как наследница компании. Рейчел первой проходит тест, который показывает, что она андроид. Тем не менее Роузены сообщают Декарду, что Рейчел провела первые четырнадцать лет своей жизни на борту космического корабля; у неё шизоидное расстройство личности, она — человек, а не андроид, следовательно, тест Войта — Кампфа несостоятелен и необходим новый тест. Декард проводит последнюю проверку, говоря Рейчел, что его портфель сделан из кожи ребёнка, и её запоздалая реакция позволяет ему убедиться, что она всё-таки андроид. Декард возвращается к работе, но его уверенность в принципиальном отличии андроидов от людей подорвана.

Декард обыскивает квартиру первого андроида из своего списка, Макса Полокова. Затем встречается с агентом Русского отдела Всемирного полицейского управления Шандором Кадали, который внезапно оказывается Полоковым. Декарду удаётся застрелить андроида из своего «Магнума» 38-го калибра (автор, наверное, имел в виду 357 Магнум), когда тот набросился на него в кабине ховера. Следующей в его списке значится оперная певица Люба Люфт. Попытка проверить её на тесте Войта — Кампфа проваливается, так как Люба вызывает полицию, обвинив Декарда в сексуальных домогательствах. Декарда доставляют в управление, о существовании которого он даже и не подозревал. Там его поручают офицеру Гарленду, который, как обнаруживается, есть в декардовском списке на усыпление. Для того чтобы понять, что происходит, вызывают охотника за головами Фила Реша, который приписан к управлению. После того как анализом костного мозга подтверждается, что Полоков был андроидом, Реш и Гарленд вступают в спор о целесообразности применении теста Бонелли к сотрудникам управления. Реш выходит за оборудованием, а Гарленд признаётся Декарду, что он и все сотрудники его управления, включая Реша, являются андроидами, проникшими на Землю с Марса. Однако, по словам Гарленда, Реш ещё не знает, что он сам и все его коллеги — андроиды, так как ему вживили искусственную память. После этого Гарленд достаёт лазерный пистолет, но колеблется, применять ли его. Реш возвращается, убивает Гарленда и вместе с Декардом покидает управление.

После того как они вдвоём усыпляют Любу Люфт, Декард проводит тест Войта — Кампфа на Реше, который уже и сам боится, что он андроид. Декард же в этом почти уверен, видя, с какой готовностью и удовольствием Реш усыпляет андроидов, но результаты теста не подтверждают его подозрения. Декард всё более обеспокоен тем сочувствием, которое вызывают у него андроиды, в особенности женщины. В депрессии он покупает в кредит козу чёрной нубийской породы, потратив все премиальные на первый взнос.

Последние три андроида с мозгом модели «Нексус-6» скрываются в заброшенном пригородном доме вместе с Джоном Изидором, «пустоголовым» (так называют людей, чей мозг слишком пострадал от радиации; им запрещено эмигрировать с Земли). Изидор относится к андроидам дружелюбно, хотя они относятся к нему безразлично. Отняв у Джона Изидора найденного им живого паука, они, не задумываясь и не обращая внимания на протесты Джона, отрывают пауку лапки одну за одной, чтобы проверить, сколько ему нужно, чтобы передвигаться.

Начальник Декарда настаивает, чтобы он усыпил оставшихся трёх «анди» (так пренебрежительно называют андроидов) в тот же день, пока они не перебрались в другое место. Декард решает, что ему нужна помощь Рейчел Роузен и назначает ей встречу в отеле в Сан-Франциско. При встрече они пьют настоящий довоенный бурбон и после беседы о трёх оставшихся андроидах занимаются сексом. Рейчел признаётся, что спала со многими охотниками за головами и все они, кроме Фила Реша, оставили работу. Тогда Декард грозится убить её, но осознаёт, что не может. Роузены добились определённого успеха, но Декард всё же продолжает своё задание.

Декард прибывает в дом Изидора, чтобы «усыпить» оставшихся андроидов. Появляется Мерсер и даёт Декарду силы убить Прис Стрэттон — точную копию Рейчел. После этого Декард легко усыпляет двух оставшихся андроидов. Вернувшись домой, он узнаёт, что Рейчел убила козу, столкнув её с крыши. Декард отправляется в последнее путешествие на своём ховере, в орегонскую пустыню. Там он поднимается на холм, подобно Мерсеру, но в него попадает камень, и он идёт обратно к машине. По пути он находит живую жабу (в каталоге Сидни жабы обозначены как вымерший вид) и возвращается домой. Но дома его жена Айрен обнаруживает, что жаба искусственная. Когда Декард засыпает, она заказывает для жабы фунт электромух.

Награды[править | править код]

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был номинирован на «Небьюлу» 1968 года. В 1998 году он занял 51-е место в списке «Лучшие НФ-романы всех времён до 1990 года» (Locus Poll Award).

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Список публикаций произведения «Do Androids Dream of Electric Sheep» в ISFDB  (англ.)
  • «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» в библиотеке Максима Мошкова

Источник

На ivi премьера индийского фантастического боевика «Робот 2.0», и по такому замечательному случаю мы собрали еще несколько фильмов о роботах и их проблемах. А главная проблема робота — это всегда человек.

Робот 2.0

2.0

Смотреть

Индийский комедийный фантастический боевик о том, как страшное нечто забрало у людей смартфоны и собрало из них крылатого монстра. Противостоять новой для человечества угрозе будут лихой робот Чити и его очаровательная помощница-андроид Нила.

Дитя робота

I Am Mother, 2019

Смотреть

Как и следовало ожидать, человечество катастрофически закончило свое существование. Поэтому в тайном бункере запустилась программа — из припасенного заранее человеческого эмбриона родилась девочка. Воспитывает ее мама-робот, и кажется, что они одни во всем мире, пока в дверь бункера не постучат.

Аксель

A-X-L, 2018

Смотреть

Юный мотоциклист находит на свалке потерянного робопса. Машина очень крута и при этом обладает искусственным интеллектом и способностью привязываться к человеку, как настоящая собака. Находка отличная, но ее создатели, военные инженеры, хотят вернуть изделие в лабораторию.

Зои

Zoe, 2018

Смотреть

Зои и Коул — профессиональные изобретатели. Они работают в компании, которая создает тесты на совместимость пар. Сейчас у Коула особенный проект: это андроид, неотличимый от человека, только более чуткий и понимающий, который никогда не предаст и не разобьет вам сердце.

Бегущий по лезвию 2049

Blade Runner 2049, 2017

Смотреть

Офицер полиции Кей переживает личностный кризис, связанный с его репликантской сущностью и желанием быть чем-то большим, чем просто искусственное существо, которое ловит других нелюдей. Попутно он расследует событие, способное многое изменить для андроидов.

Чужой: Завет

Alien: Covenant, 2017

Смотреть

На ранее не известную планету в отдаленной части Вселенной прилетают колонизаторы, ищущие себе новую Землю. Планета очень неплоха, правда, на ней нет ни единого живого существа, кроме растений и одного андроида Дэвида, выжившего после крушения звездолета.

Робот по имени Чаппи

Chappie, 2015

Смотреть

История о роботе с искусственным интеллектом, который воспитывается в «семье» гангстеров. Доверчивая и простодушная железяка впитывает бандитскую науку, словно губка, правда, остается при этом очень добродушным парнем и отказывается стрелять в людей.

Из машины

Ex Machina, 2014

Смотреть

Молодой программист получает очень крутую работу в очень странном месте. Здесь, вдали от любопытных глаз, проходит испытания девушка-робот с искусственным интеллектом. Ей предстоит доказать, что она действительно обладает разумом, иначе ей сотрут память и отправят в нафталин.

Трансформеры

Transformers, 2007

Смотреть

Начало большой франшизы о конфликте между двумя кланами роботов из космоса и о том, как люди оказались втянутыми в эту войнушку.

Я, робот

I, Robot, 2004

Смотреть

Гениальный инженер, разработавший сотни роботов-помощников, убит. Детектив, расследующий это дело, уверен — в трагедии виновны творения ученого.

Искусственный разум

Artificial Intelligence: AI, 2001

Смотреть

Очень грустный фильм о мальчике-роботе, которого взяли в семью, а потом выкинули за ненадобностью, не особо задумываясь о том, что ранят чувства машины, запрограммированной на любовь.

Двухсотлетний человек

Bicentennial Man, 1999

Смотреть

История о том, как робот осознает себя разумным и чувствующим существом и решает бороться за свои права.

Терминатор

The Terminator, 1984

Смотреть

Довольно сильно накачанный робот прибывает в 80-е из будущего, чтобы убить простую американскую официантку Сару Коннор. На перехват боевой машине разрушений и убийств спешит хороший парень.

Источник

“Из машины” – это режиссерский дебют некого Алекса Гарленда, который проработал в качестве сценариста в ряде фильмов небезызвестного Дени Бойла, таких как «Пляж», «28 дней спустя» и «Пекло». Исходя из этого, сценарий от Алекса ожидался умопомрачительным, для себя то он как следует постарается, а вот от его режиссуры ничего особого никто и не ждал, в результате, и то и другое, вышло на среднем уровне.

В центре сюжета, молодой программист, которого нанимает для дела IT гений-миллиардер, создатель альтернативы Googl’у, да и вообще, почти что Стив Джобс. IT гений живет на удаленном от города местечке, и от главного героя он хочет лишь одного, чтобы он протестировал созданный им искусственный интеллект с помощью модернизированного тесте Тьюринга.

“Из машины” – это тот тип фильма, который приковывает зрителя к себе с самого начало. Сам процесс взаимоотношений искусственного интеллекта с людьми, интересен, даже очень. Но в основном, если не считать Аву (ИИ), и Японку которая лишь изредка мелькает в кадре и слово не говорит, то на экране все время находятся всего два персонажа — это программист Калеб (Дональд Глисон) и собственно сам IT гений Натан (Оскар Айзек). Из-за этой причине, их взаимоотношения проработаны сценаристом очень тщательно, наблюдать за ними так же интересно, как и за гвоздем фильма Авой.

После бездарной роли в “Звездных войнах 7”, Оскар Айзер меня прям поразил своей игрой, его не типичный герой, который внешне похож на бородатого бодибилдера, по утрам вместо разминки мутузивщего боксерскую грушу, и изредка напивающегося до свиного писка, и одновременно являющийся гением создавший ИИ – удался на славу. Именно из-за игры Айзека, веришь что он мог такое создать, веришь в его гениальность и в его не типичное мышление. Не знаю, получил ли Оскар Оскар, но он явно его заслуживает.

Дональд Глисон же, который тоже засветился в злосчастных “ЗВ7”, отыгрывает чуть хуже, в смысле, он отлично играет, но его персонаж изначально по проще чем айзековский. Но самое главное, химия между этими двумя актерами чувствуется не вооруженным глазом.

ЕСЛИ Я МЫСЛЮ – ЗНАЧИТ СУЩЕСТВУЮ

Тема искусственного разума в фильме, раскрыта чуть иначе чем в классическом виденье. Ава, роль которую исполняет звезда “Агентов АНКЛ” Алисия Викандер, манипулируя людьми, использует не просто возможности своей вычислительной системы, она берет на вооружение чувства – самое слабое место любого человека. И когда робот флиртует с человеком, даже иногда давя на сексуальность, это выглядет прямо таки свежо и захватывающе.

Извечные темы жанра тут тоже присутствуют, такие как: Может ли искусственный разум вообще быть, или это все таки бездушный алгоритм который симулирует человеческое мышление? Можно ли считать создателя ИИ Богом? Надо ли даровать ИИ свободу, или они должны стать рабами своих “Богов”? И так далее… Тут будет уместно процитировать диалог Авы и Калеба:

“Ава: – К тебе приставлен тот кто может тебя отключить?
Калеб: – Нет. Зачем?
Ава: – А ко мне зачем?”

Не смотря на то что, Алекс Гарленда в основном являлся до сего момента сценаристом, режиссура ему удалась на славу, видимо он как следует понаблюдал за работой Дени Бойла, хоть и ничего общего с Бойлом тут в результате не видно. Алекс сумел показать напряженные моменты, сумел заставить актеров играть, весь потенциал экранизации сценария выжат, только вот в самом сценарии, как не иронично, есть проблемы.

Hi-tuch декорации помещений смотрятся здорово, и очень гармонично сочетаются с элементами живой природы, создается некое ощущение продвинутости, и одновременно привязанности к первобытности.

И не стоит забывать о саундтреке, который превосходно подчеркивает все происходящее, и в общем то создает нужную атмосферу.

Самый большой минус фильма заключается в том что, Алекс взялся за тему, над которой можно размышлять бесконечно, и приходить к мозговыносящим выводам, но, он пришел в общем то никуда. От начало и почти до конца, фильм на все сто справлялся со своей задачей, но вот в этом самом конце, вдруг, все резко обрывается, этакое “Deus Ex Machina”, только наоборот. Очень не приятно когда потенциальный шедевр не дожимает до упора, и в результате становится просто хорошим фильмом для разового ознакомления.

Также стоит упомянуть об излишней обнаженке, ну вот никак не пойму зачем это нужно пихать в каждый кадр. Когда что-то не обоснованное все время мигает перед глазами, это всегда раздражает.

Оценка: 7 из 10.

П.С.: “Из машины” – это отличное кино для любителей жанра, для тех, кто не ровно дышит к ИИ-тематике как и я, таким то я уверенно рекомендую посмотреть и наслоиться хоть и не шедевром, но довольно крепким фильмом, тем более на таком безрыбье как в последние годы. Всем остальные могут пройти мимо, если конечно никто не фанатеет он одного из троицы актеров, в этом случае также стоит глянуть, ибо актеры действительно добросовестно отыгрывают свои роли.

Источник