Снился мне сад ноты для фортепиано
Музыка Бориса Борисова
Слова Елизаветы Дитерихс
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о милый, люблю.
Тени ночные плывут на просторе,
Счастье и радость разлиты кругом.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Из репертуара Вадима Козина (1903-1996). Запись на пластинку
– Ногинский и Апрелевский заводы, 1930-1940-е гг., 10495. – подпись: музыка
Б. Борисова, слова Е. Дидерикса.
Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Другое заглавие – “Звёзды на небе”.
Часто имена авторов даются с ошибками. В большинстве источников – “музыка
Б. Борисова, слова Е. Дидерикса” (см., например: Старинный русский романс.
111 шедевров: Для голоса и фортепиано. В 4 выпусках. / Сост. А. Ардова. СПб.:
Композитор, 2002. Вып. 1.), но бывает “музыка В. Борисова, слова Е. Дитерихс”,
“музыка В. Борисова, слова Е. Дитерикс, “музыка В. Борисова, слова
Евгении Дитерикс” (Гори, гори, моя звезда! Сост. и муз. редактор С. В.
Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004).
Романс использован в художественном фильме Эмиля Лотяну “Мой ласковый и
нежный зверь”.
Борис Самойлович Борисов (1873-1939), артист театра Корша,
певец.
Елизавета Александровна Дитерихс (1876, Одесса – после 1917,
в эмиграции)
Ноты:
Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост.
А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. – СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2007.
– имена авторов указаны ошибочно, правильно будет “слова Е. Дитерихс, музыка
Б. Борисова”.
НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):
Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса.
В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная
музыка, 2003.
М. Павлова
“Снился мне сад…”
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы гуляли вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль сердца порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы,
Милый, о милый, люблю.
Тени ночные плывут на просторе,
Счастье и радость разлиты кругом,
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Этот романс часто звучит в концертах, по радио, доставляя неизменное наслаждение
слушателям. Автор музыки хорошо известен. Это популярный в 20-х годах артист
Борис Борисов. Создатель замечательных стихов – Е. А. Дитерихс. Если судить
по обычно публикуемому тексту, это женщина. Однако даже в самых скрупулезных
литературных справочниках нет упоминаний о такой поэтессе. Дело запутывает и
то обстоятельство, что сегодня этот романс исполняют мужчины и звучит он с небольшой
переделкой восьмой строки.
Поиск оказался очень трудным, но, по счастливому случаю, путеводной звездой
на этом пути стала профессор-историк Нина Михайловна Пашаева, которая сама происходит
из рода Дитерихс и хранит сведения о нем.
Итак, автор исполненных глубокого чувства слов – Елизавета Александровна Дитерихс.
Она родилась в 1876 году в семье мирового судьи города Одессы. Будущий же автор
музыки романса, получив образование юриста, делал первые практические шаги на
этом поприще под руководством отца Елизаветы Александровны.
Встреча пробудила в молодых людях романтическое чувство. Елизавета написала
признание в великолепных стихах, Борис отвечал взаимностью и – музыкой на эти
стихи.
Очень скоро Елизавета Александровна сама стояла в подвенечном уборе. Но… с
другим. В семейном архиве не сохранилась фамилия ее первого мужа (известно,
что она была замужем дважды). И коль скоро она стала замужней дамой, то очевидно,
что, если писала и публиковала стихи, вряд ли под своей девичьей фамилией Дитерихс.
Видимо, поэтому мы и не можем обнаружить ее стихов в печатных изданиях того
времени. В 1917 году Елизавета Александровна покинула Россию. Куда она уехала
и в какой стране жила – неизвестно.
Драматическая история первой любви оставила глубокий след в судьбе Бориса Борисова.
Он покидает открывшееся ему юридическое поприще и становится артистом. Приходят
успех, известность, но душевная боль, вероятно, долго не покидала его.
В репертуаре Б. Борисова был еще один известный романс – “Я помню день”,
текст которого, как можно предположить, принадлежал ему самому. Это повествование
о встрече, разлуке, новой встрече через много лет, не оживившей былой любви.
Выходивший в 20-х годах журнал “Новый зритель” писал об успешных полугодовых
гастролях Борисова в Америке в 1924 году. На его концерты стекалось много выходцев
из России. Не там ли произошла эта новая встреча с Елизаветой Александровной,
урожденной Дитерихс? И хотя Б. Борисовым было создано достаточно много удачных
вокальных произведений, которые он, подобно А. Вертинскому, сам же и исполнял,
ни одно из них по красоте и восторженному состоянию души не сравнялось с их
совместным творением в далекой юности, в Одессе.
Коль скоро Б. Борисов сам пел свои романсы, аккомпанируя себе на гитаре, то
легко предположить, что и романс “Снился мне сад” сразу же прозвучал
в мужском варианте. Здесь надо оговориться, что в XIX веке и в начале XX было
принято не делить строго репертуар песен и романсов на мужской и женский, одно
и то же произведение исполняли и певцы, и певицы – даже без изменения слов.
Только в последние десятилетия такое разделение стало более или менее строгим.
Новая жизнь романса связана с именем заслуженного артиста России Геннадия Каменного.
Его высокий, красивый по тембру и оперный по силе голос прекрасно передает возвышенные
чувства, выраженные в словах и музыке романса. Была сделана запись, вошедшая
в 1987 году в компакт-диск певца. И если не заглянуть в первоначальный текст
романса, можно и не догадаться, что стихи написаны как исповедь женского сердца.
Что же касается Елизаветы Дитерихс, хочется думать, что след этой поэтессы потерян
далеко не навсегда. И может быть, среди тех, кто прочитает эти строки, найдется
человек, который поможет этот след отыскать. А те,кто будет слушать известный
романс, пусть представят себе южное небо в огромных звездах, притихшее Черное
море и юную пару, соприкоснувшуюся пока с поэзией, но не с прозой жизни.
Статья из журнала “Работница”. Публикуется по сайту “Аквариум. Справочник”.
Источник
СНИЛСЯ МНЕ САД
Музыка Бориса Борисова
Слова Елизаветы Дитерихс
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о милый, люблю.
Тени ночные плывут на просторе,
Счастье и радость разлиты кругом.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Из репертуара Вадима Козина (1903-1996). Запись на пластинку – Ногинский и Апрелевский заводы, 1930-1940-е гг., 10495. – подпись: музыка Б. Борисова, слова Е. Дидерикса.
Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Другое заглавие – “Звёзды на небе”.
Часто имена авторов даются с ошибками. В большинстве источников – “музыка Б. Борисова, слова Е. Дидерикса” (см., например: Старинный русский романс. 111 шедевров: Для голоса и фортепиано. В 4 выпусках. / Сост. А. Ардова. СПб.: Композитор, 2002. Вып. 1.), но бывает “музыка В. Борисова, слова Е. Дитерихс”, “музыка В. Борисова, слова Е. Дитерикс, “музыка В. Борисова, слова Евгении Дитерикс” (Гори, гори, моя звезда! Сост. и муз. редактор С. В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004).
Романс использован в художественном фильме Эмиля Лотяну “Мой ласковый и нежный зверь”.
Борис Самойлович Борисов (1873-1939), артист театра Корша, певец.
Елизавета Александровна Дитерихс (1876, Одесса – после 1917, в эмиграции)
Ноты:
Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. – СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2007. – имена авторов указаны ошибочно, правильно будет “слова Е. Дитерихс, музыка Б. Борисова”.
НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):
Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.
М. Павлова
ОБ АВТОРАХ РОМАНСА “СНИЛСЯ МНЕ САД…”
“Снился мне сад…”
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы гуляли вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль сердца порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы,
Милый, о милый, люблю.
Тени ночные плывут на просторе,
Счастье и радость разлиты кругом,
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Этот романс часто звучит в концертах, по радио, доставляя неизменное наслаждение слушателям. Автор музыки хорошо известен. Это популярный в 20-х годах артист Борис Борисов. Создатель замечательных стихов – Е. А. Дитерихс. Если судить по обычно публикуемому тексту, это женщина. Однако даже в самых скрупулезных литературных справочниках нет упоминаний о такой поэтессе. Дело запутывает и то обстоятельство, что сегодня этот романс исполняют мужчины и звучит он с небольшой переделкой восьмой строки.
Поиск оказался очень трудным, но, по счастливому случаю, путеводной звездой на этом пути стала профессор-историк Нина Михайловна Пашаева, которая сама происходит из рода Дитерихс и хранит сведения о нем.
Итак, автор исполненных глубокого чувства слов – Елизавета Александровна Дитерихс. Она родилась в 1876 году в семье мирового судьи города Одессы. Будущий же автор музыки романса, получив образование юриста, делал первые практические шаги на этом поприще под руководством отца Елизаветы Александровны.
Встреча пробудила в молодых людях романтическое чувство. Елизавета написала признание в великолепных стихах, Борис отвечал взаимностью и – музыкой на эти стихи.
Очень скоро Елизавета Александровна сама стояла в подвенечном уборе. Но… с другим. В семейном архиве не сохранилась фамилия ее первого мужа (известно, что она была замужем дважды). И коль скоро она стала замужней дамой, то очевидно, что, если писала и публиковала стихи, вряд ли под своей девичьей фамилией Дитерихс. Видимо, поэтому мы и не можем обнаружить ее стихов в печатных изданиях того времени. В 1917 году Елизавета Александровна покинула Россию. Куда она уехала и в какой стране жила – неизвестно.
Драматическая история первой любви оставила глубокий след в судьбе Бориса Борисова. Он покидает открывшееся ему юридическое поприще и становится артистом. Приходят успех, известность, но душевная боль, вероятно, долго не покидала его.
В репертуаре Б. Борисова был еще один известный романс – “Я помню день”, текст которого, как можно предположить, принадлежал ему самому. Это повествование о встрече, разлуке, новой встрече через много лет, не оживившей былой любви. Выходивший в 20-х годах журнал “Новый зритель” писал об успешных полугодовых гастролях Борисова в Америке в 1924 году. На его концерты стекалось много выходцев из России. Не там ли произошла эта новая встреча с Елизаветой Александровной, урожденной Дитерихс? И хотя Б. Борисовым было создано достаточно много удачных вокальных произведений, которые он, подобно А. Вертинскому, сам же и исполнял, ни одно из них по красоте и восторженному состоянию души не сравнялось с их совместным творением в далекой юности, в Одессе.
Коль скоро Б. Борисов сам пел свои романсы, аккомпанируя себе на гитаре, то легко предположить, что и романс “Снился мне сад” сразу же прозвучал в мужском варианте. Здесь надо оговориться, что в XIX веке и в начале XX было принято не делить строго репертуар песен и романсов на мужской и женский, одно и то же произведение исполняли и певцы, и певицы – даже без изменения слов. Только в последние десятилетия такое разделение стало более или менее строгим.
Новая жизнь романса связана с именем заслуженного артиста России Геннадия Каменного. Его высокий, красивый по тембру и оперный по силе голос прекрасно передает возвышенные чувства, выраженные в словах и музыке романса. Была сделана запись, вошедшая в 1987 году в компакт-диск певца. И если не заглянуть в первоначальный текст романса, можно и не догадаться, что стихи написаны как исповедь женского сердца.
Что же касается Елизаветы Дитерихс, хочется думать, что след этой поэтессы потерян далеко не навсегда. И может быть, среди тех, кто прочитает эти строки, найдется человек, который поможет этот след отыскать. А те,кто будет слушать известный романс, пусть представят себе южное небо в огромных звездах, притихшее Черное море и юную пару, соприкоснувшуюся пока с поэзией, но не с прозой жизни.
Статья из журнала “Работница”
Источник
Цитата сообщения komrik
РЕТРО-МУЗЫКА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНСА “СНИЛСЯ МНЕ САД…”
Музыка Бориса Борисова
Слова Елизаветы Дитерихс
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о милый, люблю.
Тени ночные плывут на просторе,
Счастье и радость разлиты кругом.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Поет Александр Вертинский
Из репертуара Вадима Козина (1903-1996).
Другое заглавие – “Звёзды на небе”.
Романс использован в художественном фильме Эмиля Лотяну “Мой ласковый и нежный зверь”.
Борис Самойлович Борисов (1873-1939), артист театра Корша, певец.
Елизавета Александровна Дитерихс (1876, Одесса – после 1917, в эмиграции)
М. Павлова
ОБ АВТОРАХ РОМАНСА “СНИЛСЯ МНЕ САД…”
Этот романс часто звучит в концертах, по радио, доставляя неизменное наслаждение слушателям. Автор музыки хорошо известен. Это популярный в 20-х годах артист Борис Борисов. Создатель замечательных стихов – Е. А. Дитерихс. Если судить по обычно публикуемому тексту, это женщина. Однако даже в самых скрупулезных литературных справочниках нет упоминаний о такой поэтессе. Дело запутывает и то обстоятельство, что сегодня этот романс исполняют мужчины и звучит он с небольшой переделкой восьмой строки.
Поиск оказался очень трудным, но, по счастливому случаю, путеводной звездой на этом пути стала профессор-историк Нина Михайловна Пашаева, которая сама происходит из рода Дитерихс и хранит сведения о нем.
Поет Валерий Агафонов
Итак, автор исполненных глубокого чувства слов – Елизавета Александровна Дитерихс.
Она родилась в 1876 году в семье мирового судьи города Одессы. Будущий же автор музыки романса, получив образование юриста, делал первые практические шаги на этом поприще под руководством отца Елизаветы Александровны.
Встреча пробудила в молодых людях романтическое чувство. Елизавета написала признание в великолепных стихах, Борис отвечал взаимностью и – музыкой на эти стихи.
Очень скоро Елизавета Александровна сама стояла в подвенечном уборе. Но… с другим. В семейном архиве не сохранилась фамилия ее первого мужа (известно, что она была замужем дважды). И коль скоро она стала замужней дамой, то очевидно, что, если писала и публиковала стихи, вряд ли под своей девичьей фамилией Дитерихс. Видимо, поэтому мы и не можем обнаружить ее стихов в печатных изданиях того времени. В 1917 году Елизавета Александровна покинула Россию. Куда она уехала и в какой стране жила – неизвестно.
Драматическая история первой любви оставила глубокий след в судьбе Бориса Борисова. Он покидает открывшееся ему юридическое поприще и становится артистом. Приходят успех, известность, но душевная боль, вероятно, долго не покидала его.
В репертуаре Б. Борисова был еще один известный романс – “Я помню день”, текст которого, как можно предположить, принадлежал ему самому. Это повествование о встрече, разлуке, новой встрече через много лет, не оживившей былой любви. Выходивший в 20-х годах журнал “Новый зритель” писал об успешных полугодовых гастролях Борисова в Америке в 1924 году. На его концерты стекалось много выходцев из России. Не там ли произошла эта новая встреча с Елизаветой Александровной, урожденной Дитерихс? И хотя Б. Борисовым было создано достаточно много удачных вокальных произведений, которые он, подобно А. Вертинскому, сам же и исполнял, ни одно из них по красоте и восторженному состоянию души не сравнялось с их совместным творением в далекой юности, в Одессе.
Коль скоро Б. Борисов сам пел свои романсы, аккомпанируя себе на гитаре, то легко предположить, что и романс “Снился мне сад” сразу же прозвучал в мужском варианте. Здесь надо оговориться, что в XIX веке и в начале XX было принято не делить строго репертуар песен и романсов на мужской и женский, одно и то же произведение исполняли и певцы, и певицы – даже без изменения слов. Только в последние десятилетия такое разделение стало более или менее строгим.
Поет Надежда Обухова
Новая жизнь романса связана с именем заслуженного артиста России Геннадия Каменного. Его высокий, красивый по тембру и оперный по силе голос прекрасно передает возвышенные чувства, выраженные в словах и музыке романса. Была сделана запись, вошедшая в 1987 году в компакт-диск певца. И если не заглянуть в первоначальный текст романса, можно и не догадаться, что стихи написаны как исповедь женского сердца.
Поет Геннадий Каменный
Что же касается Елизаветы Дитерихс, хочется думать, что след этой поэтессы потерян далеко не навсегда. И может быть, среди тех, кто прочитает эти строки, найдется человек, который поможет этот след отыскать. А те,кто будет слушать известный романс, пусть представят себе южное небо в огромных звездах, притихшее Черное море и юную пару, соприкоснувшуюся пока с поэзией, но не с прозой жизни.
Статья из журнала “Работница”. Публикуется по сайту “Аквариум. Справочник”.
Источник: pesni.ru
Оформление мое
Источник
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) – www.notarhiv.ru
Посмотреть ноты других композиторов
- А любовь одна. Зацепин. Дербенев Текст
- Ах, весна! Зацепин. Регистан Текст
- Бубен шамана. Зацепин. Дербенев Текст
- В деле любом и каждом. Зацепин. Дербенев Текст
- Волки гонят оленя. Зацепин. Дербенев Текст
- Волшебник-недоучка. Зацепин. Дербенев Текст
- Все было. Зацепин. Дербенев Текст
- Все может молодость. Зацепин. Дербенев Текст
- Горная дорога. Зацепин. Гаджикасимов Есть во всех тональностях Текст
- Город огромный. Зацепин. Дербенев Текст
- Давным-давно была война (с аудиозаписи). Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях
- До свиданья, лето. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Друг друга мы нашли. Зацепин. Дербенев Текст
- Если б я был султан. Зацепин. Дербенев Текст
- Если девчонка тебя избегает. Зацепин. Дербенев Текст
- Если долго мучиться. Зацепин. Дербенев Текст
- Есть только миг. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Звездный мост. Зацепин. Дербенев и Казакова
- И кто виноват. Зацепин. Дербенёв Текст
- Ищу тебя. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Как же мне теперь тебя любить. Зацепин. Доризо Текст
- Кап-кап-кап (зеленою весной, под старою сосной). Зацепин. Дербенев Текст
- Когда зовет любовь. Зацепин. Дербенев Текст
- Костёр на снегу. Зацепин. Дербенёв Текст
- Куда уходит детство (второй вариант). Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Куда уходит детство. Зацепин. Дербенев Текст
- Куплеты кооператоров. Зацепин. Дербенев Текст
- Лунная серенада. Зацепин. Гаджикасимов Есть во всех тональностях Текст
- Любимая земля. Зацепин. Олев Текст
- Любовь нас выбирает. Зацепин. Дербенев Текст
- Между небом и землей. Зацепин. Дербенев Текст
- Мир без любимого. Зацепин. Энтин Есть во всех тональностях Текст
- Мираж. Зацепин. Дербенёв Есть во всех тональностях Текст
- Мой поезд уехал. Зацепин. Дербенев Текст
- На тропинке. Зацепин. Смирнов Текст
- Надо мной небо синее. Зацепин. Зискинд Есть во всех тональностях Текст
- Найди себе друга (вокальный ансамбль). Зацепин. Дербенев Текст
- Найди себе друга. Зацепин. Дербенев Текст
- Небо мое. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Ну и пусть. Зацепин. Регистан Текст
- Он пришел-этот добрый день. Зацепин. Дербенев и Казакова Есть во всех тональностях Текст
- Остров невезения Зацепин Дербенёв Есть во всех тональностях Текст
- Первая весна. Зацепин. Гаджикасимов Есть во всех тональностях Текст
- Первый прыжок. Зацепин. Дербенев Текст
- Перебежала кошка мне дорогу. Зацепин. Дербенев Текст
- Песенка о медведях. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Песня Купидона. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях
- Песня о матери. Зацепин. Дербенёв Текст
- Песня об Одиссее (дуэт). Зацепин. Дербенёв Текст
- Песня про зайцев. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Покоя нет. Зацепин. Дербенев Текст
- Полосатая жизнь. Зацепин. Дербенев Текст
- Помоги мне (вулкан страстей) (второй вариант). Зацепин. Дербенев Текст
- Помоги мне (вулкан страстей). Зацепин. Дербенёв Есть во всех тональностях Текст
- Почему верблюд здоров. Зацепин. Дербенев Текст
- Приснилось мне. Зацепин. Дербенев Текст
- Прощай! Зацепин. Дербенев Текст
- Птичка на ветвях его души. Зацепин. Дербенев Текст
- Разговор со счастьем. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- С любовью встретиться. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Синий вечер подари. Зацепин. Полухин и Гайкович Текст
- Слушай. Зацепин. Дербенёв Текст
- Совсем как на земле. Зацепин. Дербенёв Есть во всех тональностях Текст
- То-то и оно (Любовь одна виновата). Зацепин. Дербенев Текст
- Ты слышишь, море. Зацепин. Пляцковский Есть во всех тональностях Текст
- У-гу-гу. Зацепин. Дербенев Текст
- Уходишь ты. Зацепин. Дербенев Текст
- Хелло, Америка! Зацепин. Дербенев Текст
- Черные подковы. Зацепин. Дербенев Есть во всех тональностях Текст
- Что было однажды. Зацепин. Дербенев Текст
Источник