Смысл снов веры павловны в романе что делать

Смысл снов веры павловны в романе что делать thumbnail

Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.

Первый сон

О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.

Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.

Второй сон

О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.

Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.

Третий сон

О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.

Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.

Четвертый сон

О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.

Читайте также:  Видеть во сне себя в очень красивом платье во сне

Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.

Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.

Автор: Виктория Арутюнян

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Автор Ольга Серая На чтение 6 мин. Просмотров 2k. Обновлено 22 июня, 2020

Одной из композиционных частей романа Николая Чернышевского «Что делать?» являются сны Веры Павловны. Они очень важны в произведении. Фактически можно сказать, что эти сны многое проясняют в главной сюжетной линии романа. С другой стороны, они цельны сами по себе. Ведь Чернышевский использует прием сна для введения в текст своих философских размышлений о мире и его устройстве. Рассмотрим подробней смысл снов Веры Павловны, как они проясняют сюжет, и что автор говорит через эти сны читателям.

Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать?». Ее судьба отнюдь не была простой. Она воспитывалась в прилежной семье, получила хорошее образование, однако не имела права самостоятельно решать свою судьбу. Ее мать пытается выдать дочь замуж да быстрее. То общество больше всего гордилось богатым женихом и хорошим имением. Именно такого мужа подыскала мать для заведомо несчастной дочери. Но все обернулось к лучшему, когда Вере Павловне протянул на помощь руку некий студент, медик по будущему образованию Дмитрий Лопухов. Он пытается вырвать ее из этого домашнего попечения-заключения и пристроить на работу в гувернантки. Но, к сожалению, не все складывается так, как задумывал молодой человек. Ему приходиться воспользоваться планом Б: Лопухов делает предложение Верочке и таким образом спасает ее из будущего ада.

Накануне Вере Павловне сниться первый сон. В нем она нездорова и находится в подвале. Вскоре оковы спадают с нее, и Верочка чувствует себя намного лучше. Она оказывается возле поля, где с ней говорит незнакомая женщина – «любовь к людям». Незнакомка призывает ее на помощь другим, точно таким же заточенным женщинам. Этот сон был предвестником того, что Вера Павловна наконец-то выберется из домашней безысходности и получит свободу. Чернышевский в первом сне закладывает основы своей утопии. Это мир, где женщина больше не чья-то собственность, не просто красивая вещь, а настоящая личность. Все, что нужно для этого, – дать ей свободу и показать путь к мечте. Вера Павловна выходит с темницы этого жестокого мира. Символично, что она оказывается на поле. Это то место, где каждый год растет и зреет что-то новое. Пребывая в рамках старого мира, она совсем не знала людей. Она думала, что все они жестоки и холодны. Оказывается, кроме них, есть еще и другие, которых можно любить.

Во втором сне Вера Павловна видит своего мужа Лопухова и священника Мерцалова в поле. Они о чем-то горячо спорят и говорят о двух вариациях одной грязи: реальной и фантастической. Мужчины задаются вопросом: почему в реальной грязи произрастают колосья, а в фантастической – нет. В ходе философской беседы они приходят к выводу, что все дело в движении. Если грязь движется, то она способна что-то родить, если нет, то, соответственно, не имеет таких свойств. Далее они переходят на воспоминания о своем далеком прошлом. Мерцалов с грустью говорит о матери, которая всю жизнь пропахала на земле, дабы дать что-нибудь своим детям. Вера Павловна также вспоминает свою мать и понимает, что она старалась не меньше. Главная героиня прощает ей все проступки.

Читайте также:  Во сне ко мне пришел мой дед песня

Во втором сне есть несколько интересных моментов. Во-первых, символический разговор о реальной и фантастической грязи. Что они символизируют? Реальная грязь – это образ бедных людей. Пока они трудятся на земле, они чего-то стоят в этой жизни. Такие люди вносят свою лепту в существование этого мира. А вот фантастической грязью являются богачи. Они только расточают то, что созидают бедные. В итоге стоят на месте и не обогащают общество. В них нет высшего благородия – труда. Чернышевский показывает вторую грань своей утопии. Для него идеальный мир – это место, где все люди работают и приносят этим хоть какую-то пользу. Интересно, что Ленин настолько полюбил идеи литератора-философа Чернышевского, что попытался воссоздать это идеальное общество в виде коммунизма.

Еще один ключевой момент из второго сна Веры Павловны – это образ ее матери. У нее больше нет обиды на мать за то, что та пыталась выдать ее замуж без согласия. Верочка понимает, что на самом деле мать любит ее, но она также родилась и выросла в таком обществе. Это оставило свой след на ее характере и образе жизни.

Третий сон помогает Вере Павловне разобраться в себе. Ей снится, что известная певица Бозио принесла дневник. Верочка понимает, что эта вещь принадлежит ей, хотя в жизни она никогда не вела дневников. Они вместе листают и прочитывают некоторые страницы. Много хороших слов звучит в сторону ее мужа. Она видит, что уважает этого человека, очень благодарна ему, но, к сожалению, не испытывает к нему более сильных чувств. Вера понимает, что пришло время сказать себе правду. Она никогда не любила своего мужа. Он был для нее опорой и главным человеком в ее жизни, но не любимым. Ведь это глубокое чувство Вера Павловна испытывает к другу Дмитрия Александру Кирсанову.

Этот сон повлиял на дальнейший сюжет романа: Вера и Кирсанов соединили свои судьбы. А что же подразумевает под ним Чернышевский? Он видит идеальный мир, где люди не должны жить вместе насильно, в этом он соглашается с русской поговоркой. Третий сон продолжает идеи первого, которые заканчиваются логическим выводом в четвертом сновидении Веры Павловны.

Заснув, Верочка видит женских покровительниц: богиню Афродиту, Астарту и Богоматерь. Все они символизируют женщину определенной эпохи. Каждая из них не была вольной распоряжаться своей судьбой. Над женщиной всегда был повелитель – мужчина. Чернышевский хочет поменять это, поэтому на сонном празднике к Вере Павловны подходит необычайно красивая женщина с вольным игривым взглядом. Главная героиня узнает в ней себя. Социальная роль будущей женщины меняется. Все общество живет по законам равенства. Конечно же, это утопия. Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» помогают более полно раскрыть сюжет произведения. Складывается впечатление, что автор оставляет кое-что за кадром и с помощью снов возвращает этот пазл на место. Без четырех снов, представленных в романе, теряется главная идея написанного. Всё произведение воспринималось бы совсем иначе, если бы сновидения не давали символический комментарий к тому, что происходит по сюжету. И все же мир Чернышевского обречен на провал, будущее это подтвердило. Но люди никогда не оставят попыток создать это идеальное общество хотя бы в одном из миров иллюзий.

Источник

Можно сказать, что сны главной героини в произведении являются отражением идеалов автора. 

В первом из них Вера Павловна освобождается из заточения и выздоравливает от паралича. Это символизирует победу  женщины в борьбе с существующими стереотипами,  ее возвышение над ограниченными людьми старой формации.

Тьма подвала  в данном случае – непроглядная темень невежества, а духота символизирует отсутствие свободы. Мало того, девушке не у кого искать поддержки. Ведь даже ее родители живут ложными идеалами – допустим, мать склоняет дочь к тому, чтобы выходить замуж без любви, за богатого человека. Просто потому, что это – выгодно.

Однако если раньше героиня жила в страхе пред своею родительницей, то теперь она чувствует любовь к человечеству. Наверное, на это сподвигает неимоверно приятное чувство собственного освобождения. Что же касается такого элемента сна, как освобождение иных девушек из темниц – он символизирует желание помочь людям, которое Вера Павловна, впрочем, стремится воплотить – она задумывается о создании швейной мастерской.

Что же касается второго сна, в котором Мерцалов и Лопухов вначале говорят о грязи, а после она видит свою погрязшую в бедности, мать, это все та же борьба с несправедливым миром и его заблуждениями. Ведь фантастической грязью представляется среда напыщенных господ, для которых вся суть человека отражается в его внешнем облике и репутации, но не во внутреннем мире. А вот реальная грязь – это жизнь простых тружеников, которые годами надрываются за гроши, терпят нищету и унижения.

Читайте также:  Во сне червей видеть в земле

Третий сон Веры, в котором певица Бозио читает вместе с женщиной ее несуществующий дневник, говорит о том, что героиня начинает постигать природу своих собственных мыслей, ощущений и чувств, она вправе свободно распоряжаться ими, не боясь ничьего порицания.  Можно сказать, что здесь поднимается вопрос эмансипации. Основная идея – женщина сама хозяйка своих души и тела, никто не может заставить ее следовать иной воле, если она того не желает.

Четвертый сон о богинях символизирует уклад идеального будущего, в котором правят равенство и свобода. Конечно же, это утопия, ведь даже в современное время существует классовая несправедливость. Тем не менее, Вера Павловна задумывается об «идеальном обществе» – это и находит отражение в ее сновидении.

По сути, в нем настает эмансипация. Себя же Вера причисляет не к раскованным либо же непорочным, а к уверенным дамам, которые  стоят на одной ступени с сильным полом, никому не позволяют себя использовать либо унизить.

Вариант 2

Многие вечные вопросы русской литературы имеют главенствующее место в произведении Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?». Их раскрытию способствуют сновидения главной героини романа, Веры Павловны, от лица которой автор стремился передать свои собственные взгляды на жизнь и то, какой он ее видит в будущем. Сны девушки включают в себя как реальные моменты, так и очевидно фантастические, однако по ним можно явно проследить публицистические отступления автора касательно общества, в котором жил он и, может быть, отчасти живем и мы.

Сны героини демонстрируют тернистый путь каждой девушки, стремящейся освободиться от оков патриархата. Стоит учесть, что в то время в любой семье женщине была предоставлена второстепенная роль: они только лишь управлялись с хозяйством и воспитывали детей, о большем никто и не мог мечтать. Собственно, подобная тенденция до сих пор сохранилась в некоторых странах мира. Однако персонажи Чернышевского – новые люди, совершенно по-иному смотрящие на женщину. Они видят в ней личность, а не просто вещь, которую можно использовать исключительно в своих интересах.

Сны Веры воспроизводят высказывания, услышанные ею в чистом обществе и принятые близко к сердцу, что и способствует её освобождению от ужаса реального мира. Её первые два сна знаменуют прощание девушки с тем пошлым и лицемерным обществом, в котором она жила. Она разрывает все связи с людьми, которые могли напомнить ей о ее несчастливом прошлом. Третий сон – о той любви, которую она не желает, но вынуждена дарить человеку, который не мил ей. Она переоценивает свои чувства и мысли, становится на истинный путь. Четвертый и последний сон открывает духовный мир Веры Павловны, подводит итог предыдущим сновидениям, представляя собой своеобразную утопию.

Видения героини, безусловно, благоприятно повлияли на ее поступки, она становилась все сильнее и приняла решение открыть трудовую коммуну, что и явилось результатом ее упорной борьбы. Один из наиболее популярных приемов в художественной литературе, сон, в данном произведении использован для того, чтобы выразить позицию автора по отношению к важной социальной проблеме.

Сны Веры Павловны: смысл и значение

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Чем отличается мечта от цели? (11 класс)

    Правда ли, что цель и мечта – это одно и то же? «Да» – смело заявят одни. «Абсолютно нет» – помотают головой другие.

  • Сочинение на тему Воспитание человека эссе ЕГЭ 11 класс

    Какой смысл люди вкладывают в слово воспитание? Вероятно, речь идет об умении держаться в обществе и соблюдать определенные традиции, но может ли воспитание иметь однозначный смысл?

  • Сочинение про Город моей мечты

    Город моей мечты – очень интересная тема для размышления. Город, в котором я живу, далёк от современного и благоустроенного города. И каждый раз, когда нас что-то не устраивает в нашем городе

  • Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб

    В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую.

  • Cочинение описание картины Грабаря Мартовский снег (описание)

    Автор картины «Мартовский снег» И. Э. Грабарь выбрал для своего полотна простой сюжет из деревенской жизни. Привычный сельский пейзаж, дополненный деревянными домиками и девушкой с коромыслом.

Источник