Словно во сне это словосочетание или сочетание слов

Словно во сне это словосочетание или сочетание слов thumbnail

ма:

18. Сочетания слов, не яв­ляю­щиеся словосочетани­ями.

.

.

в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения.

сочетание слов не имеет в основе подчинительной связи, оно не является словосочетанием.

Сочетание самостоятельного слова со служебным:вокруг дома, около сада (вокруг, около – предлоги); тоже пришёл (союз);словно во сне (частица).

Подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора.

Сложные (составные) формы слов: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего, самый умный, буду заниматься.

Ряд однородных членов (он не является распространённым словом): газеты и журналы; то дождь, то снег; лёгкий, но тёплый.

Сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, бить баклуши.

Обособленные члены предложения в сочетании с определяемым словом, поскольку между ними устанавливаются возможные только в предложении полупредикативные отношения: мальчик, играющий во дворе.

Возьмём себе на заметку: 1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно употребляются с существительными в Д. п.: согласно договору. 2. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в Р. п.: в меру сил, в виде цветка. 3. Предлог по с существительным в П. п. может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании. 4. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу.

18. Тренажёр по теме “Сочетания слов, не яв­ляю­щиеся словосочетани­ями”.

1. в сиреневом облаке, растущие в саду 2. пусть светит, водить за нос 3. уехал на отдых, в течение урока 4. с огромным букетом, шарашкина контора 5. цветущую сирень, обижаться по-прежнему 6. вопреки предписанию, пришёл заранее 7. думать о будущем, решающий ученик 8. к следующему понедельнику, говори тише 9. от дурных мыслей, все обрадовались 10. падающий снег, лететь в окна

1.Вот-вот может грянуть гроза. 2.Мост через залив может рухнуть в любую минуту. 3.Под самым обрывом таится источник. 4.Дубовый куст жадно раскинул над водою сучья. 5.Золотая луна сияла над нашим садом. 6.Вы дышите пахучей сыростью. 7.Ребёнок споткнулся о корень дерева. 8.Я неверно извлёк квадратный корень. 9.Росистый вечер дышал упоительной прохладой. 10.Луна подымалась из-за тёмных вершин.

1.Ярким пламенем разгорелся костёр. 2.Поэтом Шевченко создан “Кобзарь”. 3.Василий сошёл на разъездах. 4.Приятном свежем ветерком подуло мне в лицо. 5.На вечерним небе показались звёзды. 6.Я простоял очарована чудесной картиной тихого летнего вечера. 7.В пословицах заключается народный ум. 8.Цветы ранней весны не славятся сильным запахом. 9.Наступает лесное тенистые лето. 10.Лёгкий ветры разгоняет туман.

ППС. Из предложений выпишите словосочетания и укажите в них вид связи.

НПС. Определите способы подчинительной связи в словосочетаниях.

ВПС. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.

1. совсем глупый, более интересный 2. с гулькин нос, около подъезда 3. пришёл вовремя, рассказать о поездке 4. благодаря помощи, давайте запишем 5. в заключение выступления, подобно взрыву 6. пришла весна, разделать под орех 7. во время каникул, гладить белье 8. в продолжение дня, пусть говорят 9. на лесной тропинке, перед снегопадом 10. свежий ветер, мимо клумбы

1.Шумят потоки вешние. 2.Жгут снега последние. 3.Затем и фиалка проснулась от сна. 4.Льёт аромат свой по роще она. 5.Попробовала я придумать слово. 6.Автобус идёт по улице города. 7.Дорога шла по крутому берегу. 8.Свинцовые волны грустно чернели вдали. 9.Байконур нас встретил ярким солнцем. 10.Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.

1.По окончании передачи смотрите рекламу. 2.Не перестаю удивляться разнообразием форм жизни. 3.Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписания. 4.Чем отличаются буквы и звуки? 5.В густом тумане, закрывшему берег, мы узнавали друг друга только по голосам. 6.Согласно договора исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. 7.Благодаря постройке нового тоннеля движение на трассе стало более интенсивным. 8.Соседняя деревня, окутанной синеватой мглой, была очень красивой. 9.Оплата за телефонный разговор произведена вовремя. 10.Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.

Источник

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

  • Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
  • Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
  • От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
  • Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

  • Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
  • Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
  • Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около —  предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
  • Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
  • Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:

  • Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

                          ×                                 ×                                 ×

тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.

  • Грамматическая связь  слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

                               ×             ×
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

  • существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
  • прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
  • числительным: три товарища, пятеро из нас;
  • местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
  • причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
  • деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.

2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.

3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :

1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.

2. Сложные словосочетания состоятиз трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  • 1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  • 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

1. Количественно-именные словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.

2. Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.


3. Словосочетания с метафорическим значением.

Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

4. Словосочетания со значением неопределённости.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.

5. Словосочетания со значением совместности.

Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).

6. Контекстуально-цельные словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.

7. Словосочетания в составных сказуемых,включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

См. Образцы синтаксического разбора словосочетания.

Упражнения к теме «Словосочетание»

Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.
 

Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.

Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;
прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро.

Источники:

  • Раздел «Словосочетание» в электронном пособии по русскому языку на сайте lik-bez.com
  • Упражнения 1, 2 из пособия А.М. Земского и др. «Русский язык в двух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)

Источник

Словно во сне это словосочетание или сочетание слов

Он двигался словно во сне и находился довольно далеко от лодки, чтобы можно было различить его лицо и туловище.

Я двигался словно во сне, повинуясь разворачивающемуся сюжету, не имея воли отойти от него, задать вопрос или что-то поменять.

Всё в домике бабушки замедлилось и двигалось словно во сне: кот, убегающий прочь; пчела, зависшая над вазой с цветами.

Я двигаюсь словно во сне, а, впрочем, что за каламбур – я и есть во сне…

Двигаясь словно во сне, девушка позволила хозяину надеть магический предмет ей на руку и тут же почувствовала, что летит куда-то.

Словно во сне это словосочетание или сочетание слов

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прожиматься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ещё пара фраз – и женщина явно попала под воздействие, кивнула заторможенно, и медленно, двигаясь словно во сне, закрыла за ними дверь.

Двигаясь словно во сне, я стянул чужое пальто и швырнул его на пол.

Ассоциации к слову «двигаться&raquo

Ассоциации к слову «сон&raquo

Синонимы к словосочетанию «двигаться словно во сне&raquo

Значение слова «двигаться&raquo

  • ДВИ́ГАТЬСЯ, –аюсь, –аешься и дви́жусь, дви́жешься; прич. наст. дви́гающийся и дви́жущийся; несов. (сов. двинуться). 1. Совершать движение; передвигаться, перемещаться. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ДВИГАТЬСЯ

Значение слова «сон&raquo

  • СОН, сна, м. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Забыться сном. Клонить ко сну. Пробудиться ото сна. Потягиваться со сна. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СОН

Источник