Сделайте сопоставительный анализ сна татьяны и сцены ее именин
Заметим, что в эпизоде сна Татьяна идет, «печальной мглой
окружена». Путь, который проходит Татьяна – это символ ее жизненного пути. Путь
ее неясен, т.к. вокруг мгла. Внезапно возникшее препятствие-ручей-символизирует
жизненные трудности, а именно предстоящую разлуку с Онегиным. Мостик, дающий
возможность перейти через ручей, очень хрупок, и Татьяна остается одна со
своими трудностями, без надежды на их разрешение. «Не видит никого, кто руку с
той стороны подал бы ей».
Образ медведя символизирует судьбу и тяжелые испытания,
которые предстоят Татьяне. Именно медведь помогает девушке перебраться через
ручей. Затем он начинает гнаться за девушкой, но Татьяна «от косматого лакея не
может убежать никак». Ведь от судьбы убежать нельзя, нельзя убежать от уготованных
человеческих испытаний. В конце концов именно он, медведь, приносит девушку в
загадочную избушку с чудовищами.
Уродливые чудовища – это фантасмагорические образы сна.
Чудовища сидят за столом. Их устрашающие черты и несуразность доходят до
предела: «Один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой», «вот рак
верхом на пауке». И чудовища, и застолье вызывают отвращение, не случайно звон
стаканов сравнивается с похоронным. Суета, движение, суматоха передаются с
помощью потока существительных со значением действия, перечисленных через
запятую (бессоюзие): «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский
топ».
Велика роль Онегина в эпизоде сна. Он держится уверенно, все
чудовища подчиняются ему: «Он знак подаст – и все хохочут, он пьет – все пьют и
все кричат». Именно Онегин спасает Татьяну от чудовищ.
Сон можно считать пророческим, потому что в нем отражено
убийство Ленского Онегиным, которого нельзя будет избежать в будущем.
Можно заметить, что эпизод сна Татьяны перекликается с
последующим эпизодом именин. Перед именинами так же, как и в сцене сна, царит
суматоха. Это снова передается потоком существительных: «Лай мосек, чмоканье
девиц, шум, хохот, давка у порога, поклоны, шарканье гостей, кормилиц крик и
плач детей». Как и во сне, на именинах гости сидят за столом, вновь «гремят
тарелки и приборы да рюмок раздается звон». Возникает читательская ассоциация: гости
Лариных – тоже чудовища.
Параллели между гостями и чудовищами показаны довольно
прозрачно. Например, чудовище «с петушьей головой» и «уездный франтик
Петушков». Гости Лариных – это типичные представители дворянства, не имеющие
цели в жизни. Неудивительно, что имен ох символизируют фантастические чудовища.
Образы Онегина во сне и на именинах тоже во многом схожи. В
обоих случаях Онегин держится хладнокровно и с достоинством.
Поведение Татьяны во сне и на именинах сходны. Во сне
Татьяны испытывает страх и смятение: «И страшно ей, и торопливо Татьяны силится
бежать». Это чувство сходно с ощущениями на именинах, когда девушка при виде
Онегина «чуть жива».
Вывод: эпизоды, подобные эпизоду сна, усложняют композицию
романа, ярче подчеркивая ее своеобразие.
1)Эпизод сна помогает читательскому восприятию сцены именин,
как бы готовя нас к ее прочтению.
2) С помощью образов из сна передано ироничное отношение
автора к героям яви (в данном случае – к гостям Лариных)
3)Финал сна способствует движению действия всего романа,
т.к. является пророческим для главных героев.
Источник
Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин.
С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
Сцена именин Татьяны – воплощение её таинственного
вещего сна.
Вторая часть пятой главы является как бы зеркальным
отображением первой.
И всё, что предсказывалось и чудилось Татьяне во сне,
притворится в жизнь.
XXVI
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком) ,
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
XXVII
С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привез куплет Татьяне
На голос, знаемый детьми:
Reveillez vous, belle endormie.
Меж ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо belle Nina
Поставил belle Tatiana.
XXVIII
И вот из ближнего посада
Созревших барышень кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир;
Вошел.. .Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Полковник сам ее послал.
Какая радость: будет бал!
Девчонки прыгают заране;
Но кушать подали. Четой
Идут за стол рука с рукой.
Теснятся барышни к Татьяне;
Мужчины против; и, крестясь,
Толпа жужжит, за стол садясь.
Нетрудно заметить перекличку этого описания с описанием
шабаша в лесной хижине.
“Уездный франтик Петушков”, один из гостей Лариных,
напоминает “петушью голову” из сна Татьяны.
Рифма “мосье Трике”-“в рыжем парике” вызовет в памяти «
“рак верхом на пауке… вертИтся в красном колпаке”.
Стремительно войдут Ленский с Онегиным:
“Вдруг двери настежь. Ленский входит
И с ним Онегин….
Так же, как во сне Татьяны, Ленский входит с Ольгой:
“Вдруг Ольга входит, С нею Ленский…”.
Сон её вещий, вызван тоской по несбыточному счастью.
Татьяна во сне видит будто бы она “идет по снеговой поляне,
печальной мглой окружена”. Незамерзающий ручей ей помогает
преодолеть “лакей косматый”.
Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь,
но в страхе ощущает блаженство.
Затем видит Онегина “предводителем” страшной шайки.
Грядет трагическая развязка, и она незамедлительно
наступает.
Онегин выступает “злодеем”, убивающим “дружбу” .
….Спор громче, громче;
Вдруг Евгений Хватает длинный нож,
И вмиг повержен Ленский…
Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, она
старается осознать увиденное,
так как верит снам.
Сон её настраивает на то, что дальше последуют
предсказанные события, поэтому “странное” поведение
Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой-
логическая цепь, за которой последует катастрофа –
дуэль недавних приятелей.
Но сон имеет и второе толкование, его символы
сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым.
Медведь – это ее будущий муж, генерал.
Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу,
и похороны.
Недаром Татьяна слышит шум, как “на больших
похоронах”.
Источник
Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин.
С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
Сцена именин Татьяны – воплощение её таинственного
вещего сна.
Вторая часть пятой главы является как бы зеркальным
отображением первой.
И всё, что предсказывалось и чудилось Татьяне во сне,
притворится в жизнь.
XXVI
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком) ,
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
XXVII
С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привез куплет Татьяне
На голос, знаемый детьми:
Reveillez vous, belle endormie.
Меж ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо belle Nina
Поставил belle Tatiana.
XXVIII
И вот из ближнего посада
Созревших барышень кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир;
Вошел.. .Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Полковник сам ее послал.
Какая радость: будет бал!
Девчонки прыгают заране;
Но кушать подали. Четой
Идут за стол рука с рукой.
Теснятся барышни к Татьяне;
Мужчины против; и, крестясь,
Толпа жужжит, за стол садясь.
Нетрудно заметить перекличку этого описания с описанием
шабаша в лесной хижине.
“Уездный франтик Петушков”, один из гостей Лариных,
напоминает “петушью голову” из сна Татьяны.
Рифма “мосье Трике”-“в рыжем парике” вызовет в памяти «
“рак верхом на пауке… вертИтся в красном колпаке”.
Стремительно войдут Ленский с Онегиным:
“Вдруг двери настежь. Ленский входит
И с ним Онегин….
Так же, как во сне Татьяны, Ленский входит с Ольгой:
“Вдруг Ольга входит, С нею Ленский…”.
Сон её вещий, вызван тоской по несбыточному счастью.
Татьяна во сне видит будто бы она “идет по снеговой поляне,
печальной мглой окружена”. Незамерзающий ручей ей помогает
преодолеть “лакей косматый”.
Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь,
но в страхе ощущает блаженство.
Затем видит Онегина “предводителем” страшной шайки.
Грядет трагическая развязка, и она незамедлительно
наступает.
Онегин выступает “злодеем”, убивающим “дружбу” .
….Спор громче, громче;
Вдруг Евгений Хватает длинный нож,
И вмиг повержен Ленский…
Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, она
старается осознать увиденное,
так как верит снам.
Сон её настраивает на то, что дальше последуют
предсказанные события, поэтому “странное” поведение
Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой-
логическая цепь, за которой последует катастрофа –
дуэль недавних приятелей.
Но сон имеет и второе толкование, его символы
сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым.
Медведь – это ее будущий муж, генерал.
Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу,
и похороны.
Недаром Татьяна слышит шум, как “на больших
похоронах”.
Источник
«Евгений Онегин» – роман в стихах, одно из самых известных произведений Пушкина. Великий русский писатель посветил ему семь лет своей жизни. Работа над романом продолжалась с 1823 года по 1830 год. Важную роль в произведении имеет сон Татьяны Лариной.
Образ Татьяны
Татьяна Ларина – главная героиня романа «Евгений Онегин». Молодая 18-летняя девушка, живущая в провинции, мечтает о большой любви. В отличии от своей младшей сестры Ольги она не так красива и весела, а, наоборот, задумчива и меланхонична. Видя сестер Лариных в первый раз, Онегин удивляется, почему его друг Ленский влюбился в Ольгу, ведь она поверхностна и неинтересна. По мнению Евгения, поэт (Владимир Ленский был поэтом) должен быть очарован татьяниной грустью и сложностью характера.
Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина и пишет ему любовное письмо, что было совершенно не типично для девушки того времени. Однако, хоть главный герой и считает девушку интересной, не любит ее, и отвечает ей отказом. Для Татьяны это был большой удар, все ее мечты разрушились. Через несколько лет она выходит замуж за нелюбимого человека и становится светской дамой. Встретив ее, Онегин влюбляется без памяти, понимает, каким глупцом он был и, опьяненный своей любовью, пишет ей письмо. Главная героиня по-прежнему любит его, но отвечает, что слишком поздно и между ними ничего не может быть: «но я другому отдана и буду век ему верна»
Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.
Сон Татьяны
На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:
«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»
В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:
«Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордой,
Там карла с хвостиком,
а вот Полужуравль и полукот.»
Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.
Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.
Значение сна Татьяны
«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.
Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.
Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Сон Татьяны в «Евгении Онегине». В статье раскрывается смысл пророческого сна Татьяны, проводятся параллели с другими произведениями русской литературы, где сны главных героев играют важную роль в произведении.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Источник
Учитель Google
Мысли великих
Проверка текста
Соответствие стилю
Календарь
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Жуковский
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”.
Глава 5. Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины».
Здравствуйте, ребята!
Прочитайте главу 5 романа в стихах “Евгений Онегин”.
Вопросы урока:
– В чём сходство именин со сном Татьяны?
– Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?
В пятой главе завязывается, возникает тот романтический конфликт между Онегиным и Ленским, который приведёт друзей к расплате. Один заплатит за свою наивную восторженность жизнью; другой – за свой эгоизм, за неумение думать о других людях – муками совести, горьким раскаянием, одиночеством, крушением всех надежд. Трагические собятия надвигаются – их неизбежность станет очевидной во время бала, на именинах Татьяны. Поэтому и глава была названа в пушкинском плане “Именины”. Читатель ещё не предвидит трагедии, но автор знает, что ждёт героев впереди, и с первых же строк пятой главы уточняет время, когда происходят события.
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. |
Такая бесснежная зима, конечно, многим запомнилась – это было именно в 1821 году. Сам Пушкин в это время не был в Михайловском и знал о поздней зиме по рассказам няни и соседей, может быть, барышень из Тригорского, в одной из которых современники увидели черты Татьяны.
Следующие строки известны вам с детства.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
– Почему глава открывается зимним пейзажем?
Гаданья Татьяны
Перечитайте строфы 4-10.
Удивительное это свойство человеческого характера: очень хочется, очень надо неприменно заглянуть в будущее, знать, что будет завтра, и через год, и через 10 лет. Но это невозможно и, пожалуй, хорошо, что невозможно. Разумом мы всё это понимаем, а всё-таки очень хочется знать, что будет впереди.
Некоторые гадания привлекали людей самого разного возраста ещё и своей красотой, поэтичностью. Ведь сбывалось, по преданью, не всякое предсказание, а полученное в определённые дни, особенно на святках – зимних праздничных днях от Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещенья (6 января).
– Что обозначает примета, когда кот умывается?
– Какие плохие приметы знала Татьяна?
– Когда надо было загадывать желанья?
– Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?
– С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?
Некоторые литературоведы отмечают, что Татьяна у Пушкина всегда связывается с текстом зимы, холода, ночи, луны, сумерек. Вы согласны с литературоведами? Докажите свою точку зрения. Приведите примеры из текста. Кроме того, Татьяна связана и с образом луны. Смотрит в зеркало, но видит себя, потому что луна – это Татьяна. А луна – Диана – девственна, чиста, связана с древним, она предсказательница и пророчица. Именно поэтому Татьяна и может предвидеть всё, что случится. |
Сон Татьяны
Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны – вещий сон, который очень скоро сбудется. Литературовед Гуковский считал сон Татьяны ключом к пониманию её души, её сущности.
– Что видит Татьяна во сне?
Итак, Сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: героиня не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу. Мы знаем, что Татьяна с детства любила “страшные рассказы зимой, в темноте ночей”, в её сне оживают чудовища из народных сказок, но среди этих чудовищ оказывается Онегин… Внимательно рассмотрите схему. Приведите примеры.
Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна.
– В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Найдите в тексте цитаты, описывающие гостей.
– Как Пушкин относится к поместному дворянству?
– Как к нему относится Онегин?
– Почему взбешён Онегин?
– Почему Онегин перестал быть снисходительным к Ленскому?
– Как объясняют поведение Онегина на именинах Ленский, Татьяна, автор?
Подведём итоги! Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле “один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке…”.
Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей; она не смогла бы объяснить, конечно, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским, но ведь эта ссора и на самом деле была неизбежна: слишком холоден и себялюбив был Онегин, слишком наивен Ленский.
Из мелких, необдуманных поступков Онегина и Ольги складывается трагедия. Далеко не всегда большие беды и большие радости происходят от крупных, значительных причин. Разве могла представить Ольга, принимая приглашение Онегина на последний танец, что приближает трагическую развязку? И Онегин, конечно же, не думал о тех последствиях, к которым приведёт его “мщение”. А между тем события развивались и направляла их не судьба, а сами люди.
Наивный, восторженный, ничего в жизни не понимающий Ленский уничтожен, разбит, раздавлен изменой друга и невесты. Изменой! Иначе он не может назвать то, что происходит. Ведь его представление о жизни прямолинейно. Первое же столкновение его розовых мечтаний с жизнью разрушает весь его мир, красивый и хрупкий.
Для Ленского теперь наступила ночь. Всё рухнуло… “Две пули – больше ничего – вдруг разрешат судьбу его”, – так заканчивается 5 глава. Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности – и разрушается.
Задание 1: Письменно проанализируйте эпизоды: «Сон Татьяны» (1 вариант) «Именины Татьяны» ( 2 вариант)
План.
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Ключевые слова.
7. Особенности языка.
8. Средства художественной выразительности.
9. Образ автора, авторская позиция.
Задание 2. Прочитать главу 6.
Успеха в работе!
Источник