С чего начинается сон светланы и чем он завершается
12
1 ответ:
0
0
Смысл баллады «Светлана» заключается в том, что
несмотря на ужасный, якобы, вещий сон с трагичным концом, в реальности все
хорошо и замечательно. Сны не всегда бывают вещими, иногда они просто передают
душевные переживания и тревогу в каких-то образах. Автор начинает балладу «Светлана»
с описания гаданий в «крещенский вечерок», сразу задавая мифический тон всему
произведению. Дело в том, что на Руси испокон веков в Крещение девушки гадали.
Эти гадания имели свойства сбываться. Гаданиям верили, их боялись. Но все
девушки без исключения хотели знать свое будущее, хотели знать, когда выйдут
замуж.
Сон героини начинается с того, что она
очень четко слышит стук замком, затем тихий, легкий шепот суженого:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Заканчивается сон героини тем, что она видит
своего любимого в гробу. Белый голубь – символ смерти, садится на грудь к
мертвецу и смотрит на нее. Она чувствует, что смерть рядом.
Читайте также
Несколько лет назад меня выкопали и посадили под окнами лесного домика. Теперь я широкий зимой и летом мной любуются.
Как то так
А где абзац то мы же его не видем
Я живу в России. Безусловно, я люблю свою родину. Я горжусь, что у нас такая разнообразная природа, такие отзывчивые люди и богатая история. Я считаю, Россия интересна не только для ее народа, но и для приезжих. Ведь сколько исторической ценности заключается в наших достопримечательностях! Сколько выдающихся личностей шли по нашим улочкам! Нужно ценить свою родину, ведь она так охотно приютила вас
У Дельвига озаглавлено «Русская песня» , что является, в общем, не заглавием, а обозначением жанра. В авторском тексте нет повторов “Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! ” после каждой строфы, они введены для романса.
«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов Петра Булахова (Сергея Лемешева того времени) и вошел в репертуар самых выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Современники Пушкина слышали «Соловья» в исполнении знаменитой Прасковьи Бартеневой, немецким «оперным дивом» Генриэттой Зонтаг (ее даже называли «соловьем») , а в 40—50-е годы «Соловей» стал коронным номером Полины Виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике» , что вызывало шквал аплодисментов. В. А. Жуковский – добрый гений талантов – высоко ставил душевную способность Дельвига не завидовать, понимать, сострадать, дарить свое внимание и добрую, чуть растерянную близорукую улыбку всем, кто его окружал…
Творчество Антона Дельвига до сих пор малоизучено и полузабыто. Содержание его лирических песен всегда грустно: не сложилась судьба девицы, тоскующей о суженом («Соловей мой, соловей») . .
Написан был рассказ в 1939 году.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ-о смысле жизни человека, о любви к Родине, о счастье.
«Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа.
Источник
Вопросы и задания к стр. 140
2. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?
3. В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?
4. Можно ли считать, что Жуковский написал эту балладу в шутливом ключе? Сравните сюжет этой баллады с сюже тами известных Вам других баллад Жуковского (например, «Кубок») .
2-4. Баллада «Светлана»
У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление лёгкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней.
К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: лёгкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, например, Державина это казалось удивительным.
Авторы учебника спрашивают: «В чём смысл баллады «Светлана»?»
Слово смысл не имеет чёткого терминологического значения. Его значения сильно различаются: это и содержание, значение чего-либо, и цель. Не зная, что имеют авторы в виду под словом смысл, нельзя корректно ответить на поставленный вопрос.
Описание «крещенского вечерка». Сон героини
Баллада «Светлана» была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера. Жуковский считал, что русская литература должна освоить всё созданное на Западе, но освоить не слепо, а творчески перерабатывая и переосмысливая достижения иных культур. Жуковский решил пересадить жанр баллады на русскую почву, создавая в «Светлане» национальный колорит с помощью описания народных обычаев (гадания на Святки) и путём придания характеру Светланы черт типичного русского характера, как его понимал Жуковский (христианское смирение, терпение, кротость).
Светлана садится гадать на жениха ночью перед зеркалом, за накрытым столом с двумя столовыми приборами. Считается, что на Святки пробуждаются таинственные, потусторонние силы. Светлана долго глядит в зеркало и незаметно для себя засыпает. Во сне она слышит шёпот и видит своего милого, который зовёт её венчаться. Сюжет сна начинается с того, что Светлана без слов подчиняется милому и идёт с ним в сани, как бы странно ей это не казалось.
В таинственной избушке, где стоит гроб, после молитвы Светланы перед иконой на грудь ей слетает белый голубок — в православии символ Духа Господня. Таким образом, дева оказывается под Божьей защитой, и мертвец бессилен ей навредить. Жуковский хочет сказать, что смирение и покорство Божьей воле является спасением и вознаграждается.
Мы отчётливо ощущаем лёгкий шуточный оттенок в балладе «Светлана» — ив лёгкости стиха, и в счастливом финале. «Светлана» существенно отличается от таких баллад, как «Лесной царь», «Кубок» или «Людмила», которые ощущаются как драматические и кончаются гибелью героев.
5. Высказывание литературоведа Н. В. Измайлова продуманно, логично и доказательно. С ним трудно не согласиться.
6. Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум — как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое или по поводу чужого — и все, однако, мое». Замечали ли Вы эту особенность поэта?
Жуковский писал: «…у меня всё или чужое или по поводу чужого — и всё, однако, моё».
Важно, что Жуковский отдавал себе отчёт в своём творчестве и спокойно и точно оценивал свой вклад в русскую литературу.
7. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
В мировоззрении XVIII века в основном господствовали идеалы эпохи Просвещения с её рациональным подходом к миру, с попытками объяснить природу вещей на основе строгих доводов разума.
Рационалистическая тенденция (стремление всё сделать правильно, в соответствии с видимыми законами) проявила себя и в поэзии. Поэты XVIII века стремились описать видимый мир максимально точно, подбирая эпитеты объективные, определяющие характерные признаки предмета. Мир приобретал конкретность, вещественность, зримость. Это особенно явно можно увидеть в описании обеда в стихотворении Державина «Евгению. Жизнь Званская».
В стихах Жуковского эпитет приобретает субъективность, то есть становится не столько точным отражением увиденного поэтом, сколько стремится к передаче чувств, переживаемых автором в данный момент. Можно сказать, что Жуковский создаёт «пейзаж души», внешний мир предстаёт перед нами не отстра- нённо, а в духовном слиянии человека с природой.
Жуковский нашёл способ передать через поэзию самые тонкие образы и переживания человека.
Подробно об этом рассказывает статья учебника «Особенности поэтического языка Жуковского» (стр. 125-126).
8. Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского и назовите основные признаки его баллад. Мотивируйте суждение о том, что Жуковский — новатор и в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Подтвердите свое суждение на примере баллады
«Светлана».
В Западной Европе к началу XIX века жанр баллады был очень популярен. Баллады писали выдающиеся авторы: в Англии и Шотландии — Уильям Блейк, Роберт Бёрнс, Уильям Вордсворт, Вальтер Скотт, Сэмюэль Тэйлор Кольридж, Роберт Саути и Джордж Гордон Байрон; в Германии — Иоганн Готфрид Гердер, Готфрид Август Бюргер, Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих Шиллер, Людвиг Уланд. Во французской и испанской литературе это жанр был менее распространён.
Традиции литературной баллады сложились к тому времени: в основе баллады — острый сюжет, основанный часто на мифологии, присутствуют фантастические (часто мрачные) мотивы, человек сталкивается с силами рока, нагнетается ощущение чего- то страшного, ужасного.
Баллады Жуковского отрицают безраздельную власть страха над человеком: поэт не желает доводить конфликт до трагического предела, смягчая ситуацию. В характерах героев и героинь появляются национальные черты.
Так, например, «русская баллада» Жуковского «Людмила» была написана и напечатана в 1808 году и имела примечание «Подражание Бюргеровой Леноре». Русская публика сразу почувствовала, что это не просто перевод, а действительно подражание. «Людмила» имела огромный успех. В. Г. Белинский писал: «Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества — и общество не ошиблось».
Баллада «Светлана» уже не требовала подзаголовка «русская баллада»: после её выхода в свет в 1813 году за Жуковским утвердилось звание лучшего русского поэта-романтика, а за Александрой Андреевной Протасовой, в замужестве Воейковой, которой была посвящена баллада, на всю жизнь закрепилось прозвище «Светлана».
Всего Жуковский перевёл и написал около тридцати баллад. Из них мы в школе изучали балладу «Кубок» по балладе Фридриха Шиллера «Водолаз» (5-й класс) и балладу «Перчатка» по одноимённой балладе Шиллера.
Развивайте дар слова. К стр. 140
1. Подберите синонимы к словам лукавый, печали, кони рьяны, взоры, лик, робко, хижина, очи, перелетным огнем. Какие из этих слов можно использовать сегодня? Приведите примеры.
Чтобы правильно подобрать синоним к слову, надо знать значение этого слова в контексте. Для этого надо найти предложение, в котором употребляется слово.
Лукавый — неверный, ненадёжный; в тексте: «…Слава — нас учили — дым; / Свет — судья лукавый».
Печаль — грусть, тоска: «Утоли печаль мою, / Ангел- утешитель!»
Кони рьяны — кони борзые, резвые, быстрые: «…Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны…»
Взор — взгляд; в тексте: «Был в ответ умильный взор…»
Лик — лицо; в тексте есть выражение «Спасов лик» — имеется в виду икона Спаса Нерукотворного.
Робко — несмело: «…Робко в зеркало глядит…»
Хижина — небольшая избушка, в тексте: «Виден мирный уголок, / Хижинка под снегом»; «Страшен хижины пустой / Безответный житель».
Очи — глаза.
Трепетным огнём: в учебнике опечатка. Имеется в виду фраза из баллады «Светлана»: «Свечка трепетным огнём / Чуть лиёт сиянье…» Трепетным огнём означает, что огонь свечи колеблется, трепещет от струи воздуха.
Источник
Елена Новиченко
Мыслитель
(6328)
8 лет назад
Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой» . Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе.
Светлана является идеальным героем, героем мечты Жуковского. Она крестьянка, красавица, очень добрая, счастливая, что не совсем возможно. Жуковский одарил Светлану исключительным характером, потому что, пусть даже во сне, она идет на подвиг ради любви.
Ей снится сон, в котором к ней приходит любимый, вместе они мчатся в церковь, чтобы обвенчаться, и стоит одна, ночью, вокруг ни души. Вдали она видит огонек и идет на него. Переполненная страхом, она стучится в дверь, та открывается (немного мистики) , и Светлана входит в дом и видит перед собой гроб, иконы. Трясясь от страха, она подходит к нему и видит в нем любимого:
Светлана, переборов себя, остается в доме. Увидев, что в гробу лежит милый друг ее, она пробуждается (она заснула, когда начала гадать) . В действительности к ней на самом деле приезжает друг ее, в его глазах все та же любовь, Светлана счастлива.
«Светлана» – произведение романтизма, т. к. это баллада, а в XVIII – начале XIX в. баллада – произведение повествовательного характера, описывающее таинственные или драматические события, что является характерной чертой романтизма. Это пассивный романтизм, т. к. Жуковский уводит читателя от общественной борьбы, чего в эти годы было немало, в мир мечтательности, обращается к старине, когда верили во все чудеса (в «Светлане» описываются гадания девушек) . Жизнь Светланы тяжела, но Жуковский «смирил» ее с этим. Романтисты-пессимисты считали, что помощь всегда придет свыше, если человек с доброй душой. Вот так и Светлана, добрая девушка, сидит и ждет своего милого. Возвращаемся к чудесам. Даже сам Жуковский в конце баллады говорит:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…
В балладе несчастье – это всего лишь лживый сон, счастье – пробуждение.
Тем самым я доказала, что баллад «Светлана» – произведение романтизма.
александр коваленко
Знаток
(253)
4 года назад
Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой» . Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе.
Светлана является идеальным героем, героем мечты Жуковского. Она крестьянка, красавица, очень добрая, счастливая, что не совсем возможно. Жуковский одарил Светлану исключительным характером, потому что, пусть даже во сне, она идет на подвиг ради любви.
Ей снится сон, в котором к ней приходит любимый, вместе они мчатся в церковь, чтобы обвенчаться, и стоит одна, ночью, вокруг ни души. Вдали она видит огонек и идет на него. Переполненная страхом, она стучится в дверь, та открывается (немного мистики) , и Светлана входит в дом и видит перед собой гроб, иконы. Трясясь от страха, она подходит к нему и видит в нем любимого:
Светлана, переборов себя, остается в доме. Увидев, что в гробу лежит милый друг ее, она пробуждается (она заснула, когда начала гадать) . В действительности к ней на самом деле приезжает друг ее, в его глазах все та же любовь, Светлана счастлива.
«Светлана» – произведение романтизма, т. к. это баллада, а в XVIII – начале XIX в. баллада – произведение повествовательного характера, описывающее таинственные или драматические события, что является характерной чертой романтизма. Это пассивный романтизм, т. к. Жуковский уводит читателя от общественной борьбы, чего в эти годы было немало, в мир мечтательности, обращается к старине, когда верили во все чудеса (в «Светлане» описываются гадания девушек) . Жизнь Светланы тяжела, но Жуковский «смирил» ее с этим. Романтисты-пессимисты считали, что помощь всегда придет свыше, если человек с доброй душой. Вот так и Светлана, добрая девушка, сидит и ждет своего милого. Возвращаемся к чудесам. Даже сам Жуковский в конце баллады говорит:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…
В балладе несчастье – это всего лишь лживый сон, счастье – пробуждение.
Тем самым я доказала, что баллад «Светлана» – произведение романтизма.
Мышка Соня
Ученик
(105)
2 года назад
Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой» . Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе.
Светлана является идеальным героем, героем мечты Жуковского. Она крестьянка, красавица, очень добрая, счастливая, что не совсем возможно. Жуковский одарил Светлану исключительным характером, потому что, пусть даже во сне, она идет на подвиг ради любви.
Ей снится сон, в котором к ней приходит любимый, вместе они мчатся в церковь, чтобы обвенчаться, и стоит одна, ночью, вокруг ни души. Вдали она видит огонек и идет на него. Переполненная страхом, она стучится в дверь, та открывается (немного мистики) , и Светлана входит в дом и видит перед собой гроб, иконы. Трясясь от страха, она подходит к нему и видит в нем любимого:
Светлана, переборов себя, остается в доме. Увидев, что в гробу лежит милый друг ее, она пробуждается (она заснула, когда начала гадать) . В действительности к ней на самом деле приезжает друг ее, в его глазах все та же любовь, Светлана счастлива.
«Светлана» – произведение романтизма, т. к. это баллада, а в XVIII – начале XIX в. баллада – произведение повествовательного характера, описывающее таинственные или драматические события, что является характерной чертой романтизма. Это пассивный романтизм, т. к. Жуковский уводит читателя от общественной борьбы, чего в эти годы было немало, в мир мечтательности, обращается к старине, когда верили во все чудеса (в «Светлане» описываются гадания девушек) . Жизнь Светланы тяжела, но Жуковский «смирил» ее с этим. Романтисты-пессимисты считали, что помощь всегда придет свыше, если человек с доброй душой. Вот так и Светлана, добрая девушка, сидит и ждет своего милого. Возвращаемся к чудесам. Даже сам Жуковский в конце баллады говорит:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…
В балладе несчастье – это всего лишь лживый сон, счастье – пробуждение.
Тем самым я доказала, что баллад «Светлана» – произведение романтизма.
Источник
В произведениях мировой и русской литературы сон выполняет самые различные функции. Это сон-портрет, который создаёт картину внутренней жизни героя. Сон-иносказание, подготавливающий читателя к последующим событиям сюжетной линии. Сон-дополнение, который делает сюжет более сложным и разнообразным, наслаивая на уже существующую реальность новую реальность: как правило, в этой новой реальности разрешается конфликт, который остался неразрешенным в действительной жизни.
Сон-портрет впервые начинают использовать писатели эпохи романтизма. Это обусловлено тем, что в эпоху романтизма внутренний мир и чувства человека становятся центром внимания – поэтому многие авторы отправляются на поиски новых художественных приемов изображения внутренней жизни героя, его переживаний.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Одним из первых в русской литературе сон как метод характеристики литературного героя использует Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма. В балладе «Светлана» сон главной героини составляет основную часть произведения, композиционный центр. Само название баллады называет предмет, о котором идёт повествование – это внутренний мир Светланы, открывающийся читателю посредством сна. Все символические образы в произведении принадлежат русской национальной культуре – ворон как символ смерти, голубь как символ святого духа. Эти детали говорят о близости Светланы фольклору; они позволяют Жуковскому создать именно национальный тип русской женщины. Светлана поэтична, суеверна. Но в то же время героиня проявляет духовную силу: она выдерживает испытание пугающим сном и не оставляет надежду в спасение возлюбленного.
Больше того, сон в балладе Жуковского – это сон-дополнение, так как он становится испытанием для самой героини: сталкиваясь с собственными переживаниями и опасениями в нереальном мире, она становится духовно сильнее в реальности. Используя сон как дополнительную реальность, автор как бы включает внутреннюю жизнь героини в сюжет: таким образом он создаёт повествование, наполненное из внутреннего мира Светланы, состоящее из ее переживаний и чувств, приобретающих вещественные символические образы. Так страх девушки за жизнь своего возлюбленного облекается в образ гроба, сам ее возлюбленный предстаёт во сне мертвецом. Страх смерти возникает в образе чёрного ворона, надежда и вера материализуются в облике белого голубя. Сон Светланы – это и сон-иносказание, предугадывающий судьбу жениха девушки. Только автор использует этот приём и заранее ставит себе цель – ввести читателя в некоторое заблуждение, то есть противопоставить реальность сна действительности. Так сон Светланы изначально выполняет функцию сна-иносказание, но в конце теряет ее.
Приём, использованный Жуковским в балладе, удивительно прочно прижился в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно использовал этот метод в своих произведениях, в том числе и в романе в стихах «Евгений Онегин». Сон Татьяны, как и сон Светланы, выполняет три функции; и в первую очередь – сна-портрета. Пушкин создаёт свой тип идеальной русской женщины, можно предположить, что Татьяна «эволюционирует» из Светланы: об этом говорят, например, близость обеих героинь к фольклору, их поэтичность. Во сне Татьяны присутствуют образы, заимствованных из русских сказок и песен: медведь, переправа через реку, свадьба-пиршество странных созданий и чудищ. Еще одна схожесть заключается в том, что и сну «Светланы» и сну «Евгения Онегина» предшествует единый фольклорный мотив – гадание – действо, в котором обычно девушка взаимодействует с потусторонними силами, желая предугадать собственную судьбу или судьбу жениха. Поэтому сны героинь оправданы психологическим состоянием – и Татьяна, и Светлана желают узнать о своих возлюбленных. Потому в снах Светланы и Татьяны создаётся будущее, уже предугаданное сознанием. И в это отношении Татьяна оказывается более проницательной: в её сне с точностью предугадывается одно событие – убийство Ленского Онегиным. Получается, что сон Татьяны играет роль сна-иносказания, и в отличие ото Сна Светланы, действительно предвещает реальные события, а не возможный исход. Этим обуславливается и место расположения сна в композиции романа: он расположен в самой середине – в 5 главе. Так сон как бы подготавливает читателя к дальнейшим событиям, он становится переходом, приготовлением к кульминации.
Сон Татьяны – это и сон-дополнение. В своём сне Татьяна разрешает внутренний конфликт: чувство симпатии и чувство страха к Онегин противопоставлены друг другу. Онегин притягивает Татьяну (во сне она решается зайти в избу, в которой проходило пиршество чудищ под предводительством Онегина), и одновременно с этим ужасает её (позже героиня стремится убежать из избы, потому что она напугана). Но сон оказывается сразу двойным портретом: портретом Татьяны и портретом Евгения Онегина (каким его представляет сознание героини). Сон Татьяны – это первая, пусть и неосознанная попытка осмыслить сущность Онегина.
Так сон в литературе, как правило, выполняет одну из трёх функций: дополнение, потрет или иносказание. Но Жуковский начинает традицию, когда сон как приём играет сразу три роли, взаимодополняющих и взаимосвязанных, и занимает центральное, смыслообразующее место в произведении. Сон Татьяны в «Евгении Онегине» эту традицию продолжает.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50954
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник