Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья

Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья thumbnail

К ЧЕДАЕВУ.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
10 Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
20 И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

1818?

Примечания

  1. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1947. — Т. 2. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — С. 72.

К Чедаеву (или К Чаадаеву: «Любви, надежды, тихой славы…»). Стихотворение имеет около 70 вариантов и разночтений. Рукопись Пушкина не сохранилась, и авторство его иногда оспаривается. Версия, канонизированная пушкинистами, печатается по так называемой копии А. В. Шереметева. Стихотворение часто относят к 1818, поскольку оно связано с речью Александра I на Польском сейме 15 марта 1818 г. Пушкин не верил либеральным обещаниям царя, а также в мирное введение конституционного правления в России. Стихотворение было напечатано Михаилом Бестужевым-Рюминым в 1827 г. в альманахе «Сириус» в виде короткого отрывка (4 строки). Затем он же опубликовал его в альманахе «Северная звезда» в 1829 г., так же в искаженном виде. Стихи «Товарищ, верь…» и следующие были выпущены. Пушкин выразил своё недовольство по этому поводу. Стихотворение обращено к Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794—1856) — русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Николая Михайловича Карамзина. Пушкин писал его фамилию Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения, с 1816 служил офицером лейб-гвардии Гусарского полка в Царском Селе, был членом масонской ложи. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал. В том же году вышел в отставку. См также комментарии Юрия Дружникова, Т. Г. Цявловской, Б. В. Томашевского и ЭНИ.

Первая публикация в «Сириусе», 1827

«Утомленный печалями, исполненный какого-то особенного предчувствия, с каким-то особенным нетерпением я жду чего-то лучшего.

Нетерпеливою душой
Я жду, с томленьем упованья,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Не думай, чтоб я сделался и стихотворцем, если в сих прекрасных стихах П. заменен мною роковой заветный стих собственным, незначущим. Это только для рифмы».

«Изд.»

Примечание: Автор этой публикации поэт и журналист Михаил Алексеевич Бестужев-Рюмин сделал сноску к слову «заменён»: «А нам кажется, пропущен: подруги, сердцу дорогой. (Изд.)». На самом деле «Подруги, сердцу дорогой» — стих не Пушкина, а сочинение самого Бестужева-Рюмина, взамен стиха «Минуты вольности святой».

Вторая публикация в «Северной Звезде», 1829

К N. N.Любви, надежды, тихой славы,
Не долго нежит нас обман:
Исчезли юные забавы,
Как дым, как утренний туман!
Но в нас еще кипят желанья:
Нетерпеливою душой
Мы ждем с томленьем упованья,
Подруги, сердцу дорогой,
Как ждет любовник молодой
Минуты тайного свиданья.
Пока надеждою горим
Пока сердца для чести живы
Мой друг! отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…An.

Примечание: Подпись An. (Anonyme — также намёк на инициалы Пушкина АП) относилась к этому и пяти другим стихотворениям Пушкина и одного Вяземского. Бестужев-Рюмин в предисловии писал: «Издатель, благодаря Г. An., доставившего к нему тринадцать пьес (из коих несколько помещено в сей книжке), должным находит просить г. г. неизвестных об объявлении впредь имен своих издателю, ибо если они желают скрыть их от публики, то в сем отношении совершенно могут быть уверены в скромности издателя; а сему последнему необходимо должны быть известны имена особ, доставляющих к нему для напечатания свои пьесы. Бестужев-Рюмин» (стр. VI). Эта публикация возмутила Пушкина, и он сделал следующую заметку:

<О публикациях Бестужева-Рюмина в «Северной Звезде»>

Возвратясь из путешествия, узнал я, что г. Бестужев, пользуясь моим отсутствием, напечатал несколько моих стихотворений в своем альманахе.

Неуважение к литературной собственности сделалось так у нас обыкновенно, что поступок г-на Бестужева нимало не показался мне странным. Так, например, г-н Федоров напечатал под моим именем однажды какую-то идиллическую нелепость, сочиненную, вероятно, камердинером г-на Панаева. Но когда альманах нечаянно попался мне в руки и когда в предисловии прочел я нежное изъявление благодарности издателя г-ну Аn, доставившему ему (г. Бестужеву) пьесы, из коих 5 и удостоились печати — то признаюсь, удивление мое было чрезвычайно. В числе пьес, доставленных г-ном Аn, некоторые принадлежат мне в самом деле; другие мне вовсе неизвестны. Г-н Аn собрал давно писанные и мною к печати не предназначенные стихотворения и снисходительно заменил своими стихами те, кои не могли быть пропущены цензурою. Однако, как в мои лета и в моем положении неприятно отвечать за свои прежние и за чужие произведения, то честь имею объявить г-ну Аn, что при первом таковом же случае принужден буду прибегнуть к покровительству законов.

Примечание: Заметка эта датируется сентябрем 1829 г. — временем возвращения Пушкина из путешествия в Арзрум. В 1830 г. Пушкин вернулся к этому эпизоду в «Опыте отражения некоторых нелитературных обвинений». В заметке упоминаются: Бестужев-Рюмин Михаил Алексеевич (1800—1832) — поэт и журналист, издатель альманахов «Майский листок» (1824), «Сириус» (1827), «Северная звезда» (1829) и сатирической газеты «Северный Меркурий» (1830—1832); Б. М. Федоров издававший «Памятник отечественных муз на 1827 год», где были напечатаны стихотворения Пушкина; Панаев Владимир Иванович (1792—1859) — чиновник министерства императорского двора, бездарный литератор, эпигон сентиментализма, охарактеризованный Пушкиным в письме к брату от 4 декабря 1824 г. как «идиллический коллежский асессор».

Варианты и разночтения

1. Заголовок
*Послание к Чаадаеву1
*К Чаадаеву 1
*Чаадаеву 1
*Послание ***
*Послание к Дельвигу
*Послание к Дельвиг
*К Дельвигу
*К N…..1. Любви, надежды, тихой славы
*Любви, надежды, милой славы
*Любви, надежды, краткой славы
*Любви, надежды, гордой славы2. Недолго нежил нас обман,
* Недолго нежит нас обман
*Недолго тешил нас обман
*Недолго тешит нас обман3. Исчезли юные забавы,
*Исчезли легкие забавы4. Как сон, как утренний туман; 5. Но в нас горит еще желанье,
*Но в нас еще горит желанье
*Но в нас еще горит желанье
*Но в нас кипит еще желание
*Но в нас кипят еще желанья
*Но в нем еще горит желанье6. Под гнетом власти роковой
*Под гневом власти роковой
*Под игом власти роковой
*Под игом цепи роковой7. Нетерпеливою душой
*Нетерпеливою рукой
*Нетерпеливою душой
*И с терпеливою душой
*Отчизны внемля призыванье8. Отчизны внемлем призыванье.
*Отчизны внемлем призыванье
*Отчизны внемлем призыванья
*Отчизны внемля призыванье
*Отчизны внемлем мы призванье
*Отчизны внемлют призыванье
*Отчизны внемлет призыванье
*Нетерпеливою душой*8a. [Питай, мой друг, священный жар:]
*8б. [И искра делает пожар]9. Мы ждем с томленьем упованья
*Мы ждем в томленьи упованья
*Мы ждем в тени очарованья
*Мы ждем свободы роковой10. Минуты вольности святой,
*Минуту вольности святой,11. Как ждет любовник молодой 12. Минуты верного свиданья.
*Минуты легкого свиданья
*Минуты сладкого свиданья
*Минуты тайного свиданья
*Минуты первого свиданья
*Минуту верного свиданья
*Минуту сладкого свиданья13. Пока свободою горим,
*Пока надеждою горим14. Пока сердца для чести живы,
*Пока сердца для славы живы15. Мой друг, отчизне посвятим16. Души прекрасные порывы!
*Души высокие порывы!
*Души прекрасные позывы17. Товарищ, верь: взойдет она,
*Поверь, мой друг. Взойдет она18. Звезда пленительного счастья,
*Звезда таинственного счастья
*Звезда желаннейшего счастья
*Звезда цивического счастья19. Россия вспрянет ото сна,
*Россия встанет ото сна20. И на обломках самовластья 21. Напишут наши имена!

Источник

       Ïðîçà ñî ñòèõàìè.

   Â÷åðà âûøåë âî äâîð è óñëûøàë òàêèå, ñ äåòñòâà çíàêîìûå, ñëîâà: «Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà».  Ýòè ñëîâà ñêàçàë çíàêîìûé ìíå æèòåëü ñîñåäíåãî äîìà ϸòð Ñòåïàíîâè÷, ïåíñèîíåð, áûâøèé ó÷èòåëü ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû â ñðåäíåé øêîëå, ðàáîòàâøèé è â ñîâåòñêîå âðåìÿ, è íåñêîëüêî ëåò – ïîñëå íå¸.  Åìó ëè íå çíàòü ýòè ñëîâà Ïóøêèíà, íàïèñàííûå ïîýòîì îêîëî äâóõñîò ëåò íàçàä?

  À ñêàçàë ýòè ñëîâà ϸòð Ñòåïàíîâè÷ ñâîåé ñåñòðå Ãàëèíå Ñòåïàíîâíå, îíà æèâ¸ò â íàøåì äîìå, ñòàðøèé íà äâà ãîäà áðàò ÷àñòî å¸ ïðîâåäûâàåò.  Ãàëèíà Ñòåïàíîâíà òîæå ïåíñèîíåðêà, è òîæå ðàáîòàëà â òîé æå øêîëå ó÷èòåëåì íà÷àëüíûõ êëàññîâ.  ß íå ñëûøàë íà÷àëà ðàçãîâîðà áðàòà ñ ñåñòðîé, íî ïî ïîñëåäîâàâøèì ñëîâàì Ãàëèíû Ñòåïàíîâíû, ÿ ïîíÿë, î ÷¸ì ðå÷ü:
  – Íå çíàþ, êàê è êîãäà íàøà Ðîññèÿ âîñïðÿíåò îò êàêîãî-òî ñíà, äà è íå ñîâñåì ïîíèìàþ, ÷òî ýòî ó íå¸ çà òàêîé ñòðàííûé ñîí, îò êîòîðîãî îíà íèêàê íå âîñïðÿíåò, ëåòàðãè÷åñêèé èëè èñòîðè÷åñêèé.  À âîò ÿ, ñî ñâîåé ïåíñèåé, çàðàáîòàííîé â øêîëå çà òðèäöàòü ïÿòü ëåò, ïðè òàêîì, ÷óòü ëè íå êàæäûé äåíü ïîâûøåíèè öåí, äåéñòâèòåëüíî ñêîðî âîñïðÿíó â âå÷íûé ñîí.

  Ïðèäÿ äîìîé, ÿ ñíîâà âçÿë â ðóêè êíèãó èç äåñÿòèòîìíèêà èçäàíèÿ ïðîèçâåäåíèé Ïóøêèíà åù¸ ñîâåòñêîãî âðåìåíè, ïðèîáðåò¸ííûé ïî ïîäïèñêå.  Êîòîðûé óæå ðàç ïðî÷èòàë ñòèõîòâîðåíèå «Ê ×ààäàåâó» è óäèâèëñÿ, áóäòî â÷åðà ïîýò ýòî íàïèñàë, èëè, â êðàéíåì ñëó÷àå, âñåãî íåñêîëüêî ëåò, à òî è âñå ñòî, íàçàä.  Âîò ïî÷èòàéòå.  ×òîáû âàì íå èñêàòü êíèãó èëè â Èíòåðíåòå, ïðèâîæó åãî çäåñü ïîëíîñòüþ: 

«Ê ×ÀÀÄÀÅÂÓ
Ëþáâè, íàäåæäû, òèõîé ñëàâû
Íåäîëãî íåæèë íàñ îáìàí,
Èñ÷åçëè þíûå çàáàâû,
Êàê ñîí, êàê óòðåííèé òóìàí;
Íî â íàñ ãîðèò åùå æåëàíüå,
Ïîä ãíåòîì âëàñòè ðîêîâîé
Íåòåðïåëèâîþ äóøîé
Îò÷èçíû âíåìëåì ïðèçûâàíüå.
Ìû æäåì ñ òîìëåíüåì óïîâàíüÿ
Ìèíóòû âîëüíîñòè ñâÿòîé,
Êàê æäåò ëþáîâíèê ìîëîäîé
Ìèíóòû âåðíîãî ñâèäàíüÿ.
Ïîêà ñâîáîäîþ ãîðèì,
Ïîêà ñåðäöà äëÿ ÷åñòè æèâû,
Ìîé äðóã, îò÷èçíå ïîñâÿòèì
Äóøè ïðåêðàñíûå ïîðûâû!
Òîâàðèù, âåðü: âçîéäåò îíà,
Çâåçäà ïëåíèòåëüíîãî ñ÷àñòüÿ,
Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà,
È íà îáëîìêàõ ñàìîâëàñòüÿ
Íàïèøóò íàøè èìåíà!»
  À. Ñ. Ïóøêèí, 1818 ãîä.

  À ÷òî áû ñåé÷àñ íàïèñàë À. Ñ. Ïóøêèí íà ýòó òåìó? Ïî åãî ñëîâàì, òîãäà ñòðàíà íàõîäèëàñü – «Ïîä ãíåòîì âëàñòè ðîêîâîé».  «Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà, È íà îáëîìêàõ ñàìîâëàñòüÿ Íàïèøóò íàøè èìåíà!». À ÷òî ñåé÷àñ?  Íå íàõîäèìñÿ ëè ìû ñåé÷àñ ïîä «ðîêîâîé» âëàñòüþ îëèãàðõîâ, âîðîâ ó âëàñòè, êîòîðûå íàãëî ðàçâîðîâûâàþò ñòðàíó?.  Â÷åðà ïîëó÷èë ÿ «Ðîññèéñêóþ ãàçåòó» çà 24 ñåíòÿáðÿ ýòîãî ãîäà, ñàìûé ñâåæèé íîìåð «Ðîññèéñêîé ãàçåòû – Íåäåëè».  Öåëàÿ ñòðàíèöà ãàçåòû ñíîâà ïîñâÿùåíà çëîïîëó÷íîé êîððóïöèè, ðàçúåäàþùåé ñòðàíó.

  ×èòàþ: «Â ìèíóâøèå âûõîäíûå Áàñìàííûé ñóä Ìîñêâû àðåñòîâàë 15 ôèãóðàíòîâ óãîëîâíîãî äåëà – ôàêòè÷åñêè âñ¸ ðóêîâîäñòâî Ðåñïóáëèêè Êîìè».  Ãëàâà ðåãèîíà «Âÿ÷åñëàâ Ãàéçåð áûë îñòàíîâëåí îïåðàòèâíèêàìè ÔÑÁ   â ñòîëèöå, êîãäà ñîáèðàëñÿ âûëåòåòü çà ãðàíèöó».  Ïåðñîíàæ îäíîãî êèíîôèëüìà ãîâîðèë: «Ãëàâíîå â ïðîôåññèè âîðà, âîâðåìÿ ñìûòüñÿ».  Ýòîò íàø âîð âî âëàñòè – íå óñïåë.  ×èòàþ äàëüøå: «Ó ãëàâû íå ñàìîãî áîãàòîãî ðåãèîíà Ðîññèè Ãàéçåðà áûëî èçúÿòî ñâûøå 60 êã þâåëèðíûõ èçäåëèé, 150 ÷àñîâ ñòîèìîñòüþ îò 30 òûñÿ÷ äî ìèëëèîíà äîëëàðîâ, íå ìåíåå 50 ïå÷àòåé è øòàìïîâ þðèäè÷åñêèõ ëèö, çàäåéñòâîâàííûõ â ðåàëèçàöèè îôøîðíûõ ñõåì, ôèíàíñîâûå äîêóìåíòû ïî ëåãàëèçàöèè ïîõèùåííûõ àêòèâîâ íà îáùóþ ñóììó áîëåå 1 ìëðä ðóáëåé».  Âïå÷àòëÿåò?

  Âîò êàêàÿ ó íàñ ñåãîäíÿ âëàñòü.  È ÿ íå ïîâåðþ, åñëè ìíå ñêàæóò, ÷òî â Ìîñêâå ó òîãî Ãàéçåðà íå áûëî òàê íàçûâàåìîé “ðóêè”.  Êðîìå Ãàéçåðà, â ýòîì ãîäó àðåñòîâàíû åù¸ äâà ãóáåðíàòîðà: Áðÿíñêîé îáëàñòè Íèêîëàé Äåíèí è Ñàõàëèíñêîé îáëàñòè Àëåêñàíäð Õîðîøàâèí, êîòîðûé «Îáâèíÿåòñÿ âî âçÿòêàõ â 5,6 ìëí äîëëàðîâ è 15 ìëí ðóá.».  è çäåñü íå èñêëþ÷àåòñÿ âîçìîæíîñòü íàëè÷èÿ òàêîé “ðóêè”.

   ß, êîíå÷íî, íå Ïóøêèí.  Ìíå äî Ïóøêèíà, êàê ñëîíó äî Ëóíû.  Íî, êàê ïèñàë Íèêîëàé Íåêðàñîâ: «Ïîýòîì ìîæåøü òû íå áûòü, íî ãðàæäàíèíîì áûòü îáÿçàí». Ïóøêèí – Ïîýò è Ãðàæäàíèí.  ß – òîëüêî ãðàæäàíèí,à ïîýò – ÷óòü-÷óòü..  Íî è ýòîãî äîñòàòî÷íî,  ÷òîáû òðåâîæèòüñÿ î áóäóùåì ñòðàíû, êîòîðîå çàâèñèò îò òîãî, ÷òî îíà ïðåäñòàâëÿåò ñåãîäíÿ.  À ñåãîäíÿ ìû èìååì òî, ÷òî èìååì – âîðîâ ó âëàñòè, îáîãàùàþùèõñÿ áîãà÷åé è ðîñò ÷èñëà áåäíûõ.  È ìû ñåãîäíÿ òàê óñåðäíî ãîâîðèì î ïàòðèîòè÷åñêîì âîñïèòàíèè ìîëîä¸æè.  Äóìàþ, ïðåæäå, ÷åì ãîâîðèòü î ïàòðèîòè÷åñêîì âîñïèòàíèè ìîëîä¸æè, íàäî áðîñèòü âñå ñèëû íà ïàòðèîòè÷åñêîå “âîñïèòàíèå”  âçðîñëûõ, íà «âîñïèòàíèå» íàøåé âëàñòè.  Ïîêà «Ãàéçåðû è Ê» áóäóò ó âëàñòè, íà èõ ïðèìåðå è áóäåò ïðîäîëæàòüñÿ âñ¸ «âîñïèòàíèå» íàøåé ìîëîä¸æè, è íå òîëüêî å¸!

  È õîòÿ, êàê ÿ óæå ãîâîðèë, ìíå äî Ïóøêèíà, êàê ñëîíó äî Ëóíû, ïîëüçóÿñü ïðàâîì ãðàæäàíèíà, áåðó íà ñåáÿ ñìåëîñòü èñïîëüçîâàòü ïóøêèíñêèå ñòðîêè:

 
            ***
Ïîêà ñâîáîäîþ ãîðèì,
Ïîêà íå âñ¸ ðàçâîðîâàëè,
Ìîé äðóã, îò÷èçíå ïîñâÿòèì,
Ïîêà åù¸ íå îïîçäàëè.
Òîâàðèù, âåðü: âçîéäåò îíà,
Çâåçäà ïëåíèòåëüíîãî ñ÷àñòüÿ,
Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà,
È íà îáëîìêàõ îëèãàðõîâ,
Âîðîâ ó âëàñòè – êàçíîêðàäîâ;
Ëèøü ïîñëå ýòîãî íåíàñòüÿ
Âçîéä¸ò â ðàñöâåò ñòðàíà!

   Èëëþñòðàöèÿ – ðèñóíîê ñ èíòåðíåòà.

    27.09.2015

Источник

article417874.jpg

К ЧААДАЕВУ 

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

═════════ஜ۩۞۩ஜ═════════

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина


Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

Рейтинг: +3
Голосов: 3
2202 просмотра

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья

Чтобы лучше понять смысл, перед тем, как читать стих «К Чаадаеву» Пушкина, стоит ознакомиться с историей его создания. Произведение было написано в 1818, всего через год после окончания поэтом лицея. Оно не предназначалось для печати и широкого круга читателей. Пушкин посвятил его лучшему другу, наставнику, единомышленнику, с которым давно был знаком и доверял даже сокровенные мысли. Стихотворение создано в виде свободного послания и было адресовано Петру Чаадаеву как личное письмо. Но, после прочтения для самых близких знакомых, неправильный вариант текста получил огласку, и в 1829 году без согласия автора был опубликован.

Некоторые восприняли стихотворение как прямое обращение и стимул к действию. Считается, что именно оно вдохновило декабристов на открытое проявление недовольства властью. Хотя до этого Пушкин осторожничал и не выносил свои политические взгляды на суд общественности. Скорее всего, «К Чаадаеву» тоже не было явным призывом. Поэт лишь поделился с человеком, к мнению которого прислушивался, возникшими мыслями, выразив недоверие к правящей верхушке. В стихотворении звучит мотив некоего переосмысления основных идеалов и стремлений. Поэт принимает своё взросление, оставляя позади юношеские взгляды. Он понимает, что некоторые желания были ошибочными и слишком утопическими, поэтому недолговечными. Пушкин начинает задумываться о чём-то большем и значимом, чем просто литературная слава. Поэт не отрекается от своего творческого призвания, но хочет применять его для высших патриотических целей, по средствам слова посвящая себя служению Родине. Автор выражает надежду на то, что политическая обстановка в стране ещё может измениться, если власти выполнят свои обещания. В противном случае, Пушкин не собирается ограничиваться лишь одними ожиданиями. Он считает, что нужно верить в силу своего духа, правильность идеалов и стараться воплотить мечты в реальность. Полагаясь на собственную честь, стремление к истинной свободе, желание освободиться от давящего гнёта, можно добиться обретения разочаровавшимся в царе российским народом новой надежды. По мнению поэта только совместные действия способны привести к свержению деспотической власти.

Чтобы выучить полный текст стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» для урока литературы (9 класс), можно перечитывать его онлайн или скачать с нашего сайта.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А вы хорошо знаете это стихотворение?

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Даша Руссакова

    6/7

  • Дима Наседкин

    7/7

  • Алёна Мельникова

    7/7

  • Lilnait Student

    7/7

  • Галина Генке

    7/7

  • Оля Щукина

    5/7

  • Динар Мифтахов

    7/7

  • Любовь Александрова

    6/7

  • Asiya Badjaeva

    7/7

  • Светлана Григорьева

    7/7

Источник