Россия вспрянет ото сна и на обломках

Россия вспрянет ото сна и на обломках thumbnail

К ЧЕДАЕВУ.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
10 Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
20 И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

1818?

Примечания

  1. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1947. — Т. 2. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — С. 72.

К Чедаеву (или К Чаадаеву: «Любви, надежды, тихой славы…»). Стихотворение имеет около 70 вариантов и разночтений. Рукопись Пушкина не сохранилась, и авторство его иногда оспаривается. Версия, канонизированная пушкинистами, печатается по так называемой копии А. В. Шереметева. Стихотворение часто относят к 1818, поскольку оно связано с речью Александра I на Польском сейме 15 марта 1818 г. Пушкин не верил либеральным обещаниям царя, а также в мирное введение конституционного правления в России. Стихотворение было напечатано Михаилом Бестужевым-Рюминым в 1827 г. в альманахе «Сириус» в виде короткого отрывка (4 строки). Затем он же опубликовал его в альманахе «Северная звезда» в 1829 г., так же в искаженном виде. Стихи «Товарищ, верь…» и следующие были выпущены. Пушкин выразил своё недовольство по этому поводу. Стихотворение обращено к Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794—1856) — русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Николая Михайловича Карамзина. Пушкин писал его фамилию Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения, с 1816 служил офицером лейб-гвардии Гусарского полка в Царском Селе, был членом масонской ложи. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал. В том же году вышел в отставку. См также комментарии Юрия Дружникова, Т. Г. Цявловской, Б. В. Томашевского и ЭНИ.

Первая публикация в «Сириусе», 1827

«Утомленный печалями, исполненный какого-то особенного предчувствия, с каким-то особенным нетерпением я жду чего-то лучшего.

Нетерпеливою душой
Я жду, с томленьем упованья,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Не думай, чтоб я сделался и стихотворцем, если в сих прекрасных стихах П. заменен мною роковой заветный стих собственным, незначущим. Это только для рифмы».

«Изд.»

Примечание: Автор этой публикации поэт и журналист Михаил Алексеевич Бестужев-Рюмин сделал сноску к слову «заменён»: «А нам кажется, пропущен: подруги, сердцу дорогой. (Изд.)». На самом деле «Подруги, сердцу дорогой» — стих не Пушкина, а сочинение самого Бестужева-Рюмина, взамен стиха «Минуты вольности святой».

Вторая публикация в «Северной Звезде», 1829

К N. N.Любви, надежды, тихой славы,
Не долго нежит нас обман:
Исчезли юные забавы,
Как дым, как утренний туман!
Но в нас еще кипят желанья:
Нетерпеливою душой
Мы ждем с томленьем упованья,
Подруги, сердцу дорогой,
Как ждет любовник молодой
Минуты тайного свиданья.
Пока надеждою горим
Пока сердца для чести живы
Мой друг! отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…An.

Примечание: Подпись An. (Anonyme — также намёк на инициалы Пушкина АП) относилась к этому и пяти другим стихотворениям Пушкина и одного Вяземского. Бестужев-Рюмин в предисловии писал: «Издатель, благодаря Г. An., доставившего к нему тринадцать пьес (из коих несколько помещено в сей книжке), должным находит просить г. г. неизвестных об объявлении впредь имен своих издателю, ибо если они желают скрыть их от публики, то в сем отношении совершенно могут быть уверены в скромности издателя; а сему последнему необходимо должны быть известны имена особ, доставляющих к нему для напечатания свои пьесы. Бестужев-Рюмин» (стр. VI). Эта публикация возмутила Пушкина, и он сделал следующую заметку:

<О публикациях Бестужева-Рюмина в «Северной Звезде»>

Возвратясь из путешествия, узнал я, что г. Бестужев, пользуясь моим отсутствием, напечатал несколько моих стихотворений в своем альманахе.

Неуважение к литературной собственности сделалось так у нас обыкновенно, что поступок г-на Бестужева нимало не показался мне странным. Так, например, г-н Федоров напечатал под моим именем однажды какую-то идиллическую нелепость, сочиненную, вероятно, камердинером г-на Панаева. Но когда альманах нечаянно попался мне в руки и когда в предисловии прочел я нежное изъявление благодарности издателя г-ну Аn, доставившему ему (г. Бестужеву) пьесы, из коих 5 и удостоились печати — то признаюсь, удивление мое было чрезвычайно. В числе пьес, доставленных г-ном Аn, некоторые принадлежат мне в самом деле; другие мне вовсе неизвестны. Г-н Аn собрал давно писанные и мною к печати не предназначенные стихотворения и снисходительно заменил своими стихами те, кои не могли быть пропущены цензурою. Однако, как в мои лета и в моем положении неприятно отвечать за свои прежние и за чужие произведения, то честь имею объявить г-ну Аn, что при первом таковом же случае принужден буду прибегнуть к покровительству законов.

Примечание: Заметка эта датируется сентябрем 1829 г. — временем возвращения Пушкина из путешествия в Арзрум. В 1830 г. Пушкин вернулся к этому эпизоду в «Опыте отражения некоторых нелитературных обвинений». В заметке упоминаются: Бестужев-Рюмин Михаил Алексеевич (1800—1832) — поэт и журналист, издатель альманахов «Майский листок» (1824), «Сириус» (1827), «Северная звезда» (1829) и сатирической газеты «Северный Меркурий» (1830—1832); Б. М. Федоров издававший «Памятник отечественных муз на 1827 год», где были напечатаны стихотворения Пушкина; Панаев Владимир Иванович (1792—1859) — чиновник министерства императорского двора, бездарный литератор, эпигон сентиментализма, охарактеризованный Пушкиным в письме к брату от 4 декабря 1824 г. как «идиллический коллежский асессор».

Варианты и разночтения

1. Заголовок
*Послание к Чаадаеву1
*К Чаадаеву 1
*Чаадаеву 1
*Послание ***
*Послание к Дельвигу
*Послание к Дельвиг
*К Дельвигу
*К N…..1. Любви, надежды, тихой славы
*Любви, надежды, милой славы
*Любви, надежды, краткой славы
*Любви, надежды, гордой славы2. Недолго нежил нас обман,
* Недолго нежит нас обман
*Недолго тешил нас обман
*Недолго тешит нас обман3. Исчезли юные забавы,
*Исчезли легкие забавы4. Как сон, как утренний туман; 5. Но в нас горит еще желанье,
*Но в нас еще горит желанье
*Но в нас еще горит желанье
*Но в нас кипит еще желание
*Но в нас кипят еще желанья
*Но в нем еще горит желанье6. Под гнетом власти роковой
*Под гневом власти роковой
*Под игом власти роковой
*Под игом цепи роковой7. Нетерпеливою душой
*Нетерпеливою рукой
*Нетерпеливою душой
*И с терпеливою душой
*Отчизны внемля призыванье8. Отчизны внемлем призыванье.
*Отчизны внемлем призыванье
*Отчизны внемлем призыванья
*Отчизны внемля призыванье
*Отчизны внемлем мы призванье
*Отчизны внемлют призыванье
*Отчизны внемлет призыванье
*Нетерпеливою душой*8a. [Питай, мой друг, священный жар:]
*8б. [И искра делает пожар]9. Мы ждем с томленьем упованья
*Мы ждем в томленьи упованья
*Мы ждем в тени очарованья
*Мы ждем свободы роковой10. Минуты вольности святой,
*Минуту вольности святой,11. Как ждет любовник молодой 12. Минуты верного свиданья.
*Минуты легкого свиданья
*Минуты сладкого свиданья
*Минуты тайного свиданья
*Минуты первого свиданья
*Минуту верного свиданья
*Минуту сладкого свиданья13. Пока свободою горим,
*Пока надеждою горим14. Пока сердца для чести живы,
*Пока сердца для славы живы15. Мой друг, отчизне посвятим16. Души прекрасные порывы!
*Души высокие порывы!
*Души прекрасные позывы17. Товарищ, верь: взойдет она,
*Поверь, мой друг. Взойдет она18. Звезда пленительного счастья,
*Звезда таинственного счастья
*Звезда желаннейшего счастья
*Звезда цивического счастья19. Россия вспрянет ото сна,
*Россия встанет ото сна20. И на обломках самовластья 21. Напишут наши имена!

Источник

       Ïðîçà ñî ñòèõàìè.

   Â÷åðà âûøåë âî äâîð è óñëûøàë òàêèå, ñ äåòñòâà çíàêîìûå, ñëîâà: «Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà».  Ýòè ñëîâà ñêàçàë çíàêîìûé ìíå æèòåëü ñîñåäíåãî äîìà ϸòð Ñòåïàíîâè÷, ïåíñèîíåð, áûâøèé ó÷èòåëü ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû â ñðåäíåé øêîëå, ðàáîòàâøèé è â ñîâåòñêîå âðåìÿ, è íåñêîëüêî ëåò – ïîñëå íå¸.  Åìó ëè íå çíàòü ýòè ñëîâà Ïóøêèíà, íàïèñàííûå ïîýòîì îêîëî äâóõñîò ëåò íàçàä?

  À ñêàçàë ýòè ñëîâà ϸòð Ñòåïàíîâè÷ ñâîåé ñåñòðå Ãàëèíå Ñòåïàíîâíå, îíà æèâ¸ò â íàøåì äîìå, ñòàðøèé íà äâà ãîäà áðàò ÷àñòî å¸ ïðîâåäûâàåò.  Ãàëèíà Ñòåïàíîâíà òîæå ïåíñèîíåðêà, è òîæå ðàáîòàëà â òîé æå øêîëå ó÷èòåëåì íà÷àëüíûõ êëàññîâ.  ß íå ñëûøàë íà÷àëà ðàçãîâîðà áðàòà ñ ñåñòðîé, íî ïî ïîñëåäîâàâøèì ñëîâàì Ãàëèíû Ñòåïàíîâíû, ÿ ïîíÿë, î ÷¸ì ðå÷ü:
  – Íå çíàþ, êàê è êîãäà íàøà Ðîññèÿ âîñïðÿíåò îò êàêîãî-òî ñíà, äà è íå ñîâñåì ïîíèìàþ, ÷òî ýòî ó íå¸ çà òàêîé ñòðàííûé ñîí, îò êîòîðîãî îíà íèêàê íå âîñïðÿíåò, ëåòàðãè÷åñêèé èëè èñòîðè÷åñêèé.  À âîò ÿ, ñî ñâîåé ïåíñèåé, çàðàáîòàííîé â øêîëå çà òðèäöàòü ïÿòü ëåò, ïðè òàêîì, ÷óòü ëè íå êàæäûé äåíü ïîâûøåíèè öåí, äåéñòâèòåëüíî ñêîðî âîñïðÿíó â âå÷íûé ñîí.

  Ïðèäÿ äîìîé, ÿ ñíîâà âçÿë â ðóêè êíèãó èç äåñÿòèòîìíèêà èçäàíèÿ ïðîèçâåäåíèé Ïóøêèíà åù¸ ñîâåòñêîãî âðåìåíè, ïðèîáðåò¸ííûé ïî ïîäïèñêå.  Êîòîðûé óæå ðàç ïðî÷èòàë ñòèõîòâîðåíèå «Ê ×ààäàåâó» è óäèâèëñÿ, áóäòî â÷åðà ïîýò ýòî íàïèñàë, èëè, â êðàéíåì ñëó÷àå, âñåãî íåñêîëüêî ëåò, à òî è âñå ñòî, íàçàä.  Âîò ïî÷èòàéòå.  ×òîáû âàì íå èñêàòü êíèãó èëè â Èíòåðíåòå, ïðèâîæó åãî çäåñü ïîëíîñòüþ: 

«Ê ×ÀÀÄÀÅÂÓ
Ëþáâè, íàäåæäû, òèõîé ñëàâû
Íåäîëãî íåæèë íàñ îáìàí,
Èñ÷åçëè þíûå çàáàâû,
Êàê ñîí, êàê óòðåííèé òóìàí;
Íî â íàñ ãîðèò åùå æåëàíüå,
Ïîä ãíåòîì âëàñòè ðîêîâîé
Íåòåðïåëèâîþ äóøîé
Îò÷èçíû âíåìëåì ïðèçûâàíüå.
Ìû æäåì ñ òîìëåíüåì óïîâàíüÿ
Ìèíóòû âîëüíîñòè ñâÿòîé,
Êàê æäåò ëþáîâíèê ìîëîäîé
Ìèíóòû âåðíîãî ñâèäàíüÿ.
Ïîêà ñâîáîäîþ ãîðèì,
Ïîêà ñåðäöà äëÿ ÷åñòè æèâû,
Ìîé äðóã, îò÷èçíå ïîñâÿòèì
Äóøè ïðåêðàñíûå ïîðûâû!
Òîâàðèù, âåðü: âçîéäåò îíà,
Çâåçäà ïëåíèòåëüíîãî ñ÷àñòüÿ,
Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà,
È íà îáëîìêàõ ñàìîâëàñòüÿ
Íàïèøóò íàøè èìåíà!»
  À. Ñ. Ïóøêèí, 1818 ãîä.

  À ÷òî áû ñåé÷àñ íàïèñàë À. Ñ. Ïóøêèí íà ýòó òåìó? Ïî åãî ñëîâàì, òîãäà ñòðàíà íàõîäèëàñü – «Ïîä ãíåòîì âëàñòè ðîêîâîé».  «Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà, È íà îáëîìêàõ ñàìîâëàñòüÿ Íàïèøóò íàøè èìåíà!». À ÷òî ñåé÷àñ?  Íå íàõîäèìñÿ ëè ìû ñåé÷àñ ïîä «ðîêîâîé» âëàñòüþ îëèãàðõîâ, âîðîâ ó âëàñòè, êîòîðûå íàãëî ðàçâîðîâûâàþò ñòðàíó?.  Â÷åðà ïîëó÷èë ÿ «Ðîññèéñêóþ ãàçåòó» çà 24 ñåíòÿáðÿ ýòîãî ãîäà, ñàìûé ñâåæèé íîìåð «Ðîññèéñêîé ãàçåòû – Íåäåëè».  Öåëàÿ ñòðàíèöà ãàçåòû ñíîâà ïîñâÿùåíà çëîïîëó÷íîé êîððóïöèè, ðàçúåäàþùåé ñòðàíó.

  ×èòàþ: «Â ìèíóâøèå âûõîäíûå Áàñìàííûé ñóä Ìîñêâû àðåñòîâàë 15 ôèãóðàíòîâ óãîëîâíîãî äåëà – ôàêòè÷åñêè âñ¸ ðóêîâîäñòâî Ðåñïóáëèêè Êîìè».  Ãëàâà ðåãèîíà «Âÿ÷åñëàâ Ãàéçåð áûë îñòàíîâëåí îïåðàòèâíèêàìè ÔÑÁ   â ñòîëèöå, êîãäà ñîáèðàëñÿ âûëåòåòü çà ãðàíèöó».  Ïåðñîíàæ îäíîãî êèíîôèëüìà ãîâîðèë: «Ãëàâíîå â ïðîôåññèè âîðà, âîâðåìÿ ñìûòüñÿ».  Ýòîò íàø âîð âî âëàñòè – íå óñïåë.  ×èòàþ äàëüøå: «Ó ãëàâû íå ñàìîãî áîãàòîãî ðåãèîíà Ðîññèè Ãàéçåðà áûëî èçúÿòî ñâûøå 60 êã þâåëèðíûõ èçäåëèé, 150 ÷àñîâ ñòîèìîñòüþ îò 30 òûñÿ÷ äî ìèëëèîíà äîëëàðîâ, íå ìåíåå 50 ïå÷àòåé è øòàìïîâ þðèäè÷åñêèõ ëèö, çàäåéñòâîâàííûõ â ðåàëèçàöèè îôøîðíûõ ñõåì, ôèíàíñîâûå äîêóìåíòû ïî ëåãàëèçàöèè ïîõèùåííûõ àêòèâîâ íà îáùóþ ñóììó áîëåå 1 ìëðä ðóáëåé».  Âïå÷àòëÿåò?

  Âîò êàêàÿ ó íàñ ñåãîäíÿ âëàñòü.  È ÿ íå ïîâåðþ, åñëè ìíå ñêàæóò, ÷òî â Ìîñêâå ó òîãî Ãàéçåðà íå áûëî òàê íàçûâàåìîé “ðóêè”.  Êðîìå Ãàéçåðà, â ýòîì ãîäó àðåñòîâàíû åù¸ äâà ãóáåðíàòîðà: Áðÿíñêîé îáëàñòè Íèêîëàé Äåíèí è Ñàõàëèíñêîé îáëàñòè Àëåêñàíäð Õîðîøàâèí, êîòîðûé «Îáâèíÿåòñÿ âî âçÿòêàõ â 5,6 ìëí äîëëàðîâ è 15 ìëí ðóá.».  è çäåñü íå èñêëþ÷àåòñÿ âîçìîæíîñòü íàëè÷èÿ òàêîé “ðóêè”.

   ß, êîíå÷íî, íå Ïóøêèí.  Ìíå äî Ïóøêèíà, êàê ñëîíó äî Ëóíû.  Íî, êàê ïèñàë Íèêîëàé Íåêðàñîâ: «Ïîýòîì ìîæåøü òû íå áûòü, íî ãðàæäàíèíîì áûòü îáÿçàí». Ïóøêèí – Ïîýò è Ãðàæäàíèí.  ß – òîëüêî ãðàæäàíèí,à ïîýò – ÷óòü-÷óòü..  Íî è ýòîãî äîñòàòî÷íî,  ÷òîáû òðåâîæèòüñÿ î áóäóùåì ñòðàíû, êîòîðîå çàâèñèò îò òîãî, ÷òî îíà ïðåäñòàâëÿåò ñåãîäíÿ.  À ñåãîäíÿ ìû èìååì òî, ÷òî èìååì – âîðîâ ó âëàñòè, îáîãàùàþùèõñÿ áîãà÷åé è ðîñò ÷èñëà áåäíûõ.  È ìû ñåãîäíÿ òàê óñåðäíî ãîâîðèì î ïàòðèîòè÷åñêîì âîñïèòàíèè ìîëîä¸æè.  Äóìàþ, ïðåæäå, ÷åì ãîâîðèòü î ïàòðèîòè÷åñêîì âîñïèòàíèè ìîëîä¸æè, íàäî áðîñèòü âñå ñèëû íà ïàòðèîòè÷åñêîå “âîñïèòàíèå”  âçðîñëûõ, íà «âîñïèòàíèå» íàøåé âëàñòè.  Ïîêà «Ãàéçåðû è Ê» áóäóò ó âëàñòè, íà èõ ïðèìåðå è áóäåò ïðîäîëæàòüñÿ âñ¸ «âîñïèòàíèå» íàøåé ìîëîä¸æè, è íå òîëüêî å¸!

  È õîòÿ, êàê ÿ óæå ãîâîðèë, ìíå äî Ïóøêèíà, êàê ñëîíó äî Ëóíû, ïîëüçóÿñü ïðàâîì ãðàæäàíèíà, áåðó íà ñåáÿ ñìåëîñòü èñïîëüçîâàòü ïóøêèíñêèå ñòðîêè:

 
            ***
Ïîêà ñâîáîäîþ ãîðèì,
Ïîêà íå âñ¸ ðàçâîðîâàëè,
Ìîé äðóã, îò÷èçíå ïîñâÿòèì,
Ïîêà åù¸ íå îïîçäàëè.
Òîâàðèù, âåðü: âçîéäåò îíà,
Çâåçäà ïëåíèòåëüíîãî ñ÷àñòüÿ,
Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà,
È íà îáëîìêàõ îëèãàðõîâ,
Âîðîâ ó âëàñòè – êàçíîêðàäîâ;
Ëèøü ïîñëå ýòîãî íåíàñòüÿ
Âçîéä¸ò â ðàñöâåò ñòðàíà!

   Èëëþñòðàöèÿ – ðèñóíîê ñ èíòåðíåòà.

    27.09.2015

Источник

article417874.jpg

К ЧААДАЕВУ 

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

═════════ஜ۩۞۩ஜ═════════

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина


Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

Рейтинг: +3
Голосов: 3
975 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

 1836 ãîäó â æóðíàëå “Òåëåñêîï” áûëî íàïå÷àòàíî “Ôèëîñîôè÷åñêîå ïèñüìî” ×ààäàåâà, â êîòîðîì îí ðåçêî è ñóðîâî êðèòèêîâàë  ïðîøëîå è íàñòîÿùåå Ðîññèè. “Ïèñüìî ïîòðÿñëî âñþ ìûñëÿùóþ Ðîññèþ”, – ïèñàë Ãåðöåí. Ïîñëå îïóáëèêîâàíèÿ “Ôèëîñîôè÷åñêîãî ïèñüìà” “Òåëåñêîï” áûë çàêðûò, à ×ààäàåâ îôèöèàëüíî îáúÿâëåí ñóìàñøåäøèì. Åìó áûëî çàïðåùåíî ïèñàòü. 20 ëåò, äî ñàìîé ñìåðòè, áåçâûåçäíî ïðîæèë îí â Ìîñêâå.

×ààäàåâ áûë âåñüìà èçâåñòíîé ëè÷íîñòüþ â îáùåñòâå è äî ïóáëèêàöèè «Ôèëîñîôè÷åñêèõ ïèñåì».
Áëèñòàòåëüíåéøèé èç âñåõ ìîëîäûõ ëþäåé  Ïåòåðáóðãà, îí áûë âåñüìà îáðàçîâàí, èìåë îòëè÷íûå ìàíåðû, âëàäåë èñêóññòâîì èçûñêàííî îäåâàòüñÿ.  Åãî äðóæáû èñêàëè è åþ ãîðäèëèñü.

Åãî ñîâðåìåííèê ïèñàë î í¸ì: «îò îñòàëüíûõ ëþäåé îòëè÷àëñÿ íåîáûêíîâåííîé íðàâñòâåííî-äóõîâíîé âîçáóäèòåëüíîñòüþ… Åãî ðàçãîâîð è äàæå îäíî åãî ïðèñóòñòâèå, äåéñòâîâàëè íà äðóãèõ, êàê äåéñòâóåò øïîðà íà áëàãîðîäíóþ ëîøàäü. Ïðè íåì êàê-òî íåëüçÿ, íåëîâêî áûëî îòäàâàòüñÿ åæåäíåâíîé ïîøëîñòè. Ïðè åãî ïîÿâëåíèè âñÿêèé êàê-òî íåâîëüíî íðàâñòâåííî è óìñòâåííî îñìàòðèâàëñÿ, ïðèáèðàëñÿ è îõîðàøèâàëñÿ».

Ðîäèëñÿ â ñòàðèííîé çàæèòî÷íîé äâîðÿíñêîé ñåìüå ×ààäàåâûõ, ïî ìàòåðèíñêîé ëèíèè âíóê àêàäåìèêà, èñòîðèêà Ì. Ì. Ùåðáàòîâà, àâòîðà 7-òîìíîãî èçäàíèÿ «Èñòîðèè Ðîññèéñêîé îò äðåâíåéøèõ âðåìåí». Ðàíî îñòàëñÿ ñèðîòîé — åãî îòåö óìåð íà ñëåäóþùèé ãîä ïîñëå åãî ðîæäåíèÿ, à ìàòü â 1797. Åãî è ñòàðøåãî áðàòà Ìèõàèëà, ñîâñåì ìàëåíüêèõ, çàáðàëà èç Íèæåãîðîäñêîé ãóáåðíèè â Ìîñêâó ò¸òêà — êíÿæíà Àííà Ìèõàéëîâíà Ùåðáàòîâà, ó íå¸ îíè è æèëè â Ìîñêâå, â Ñåðåáðÿíîì ïåðåóëêå, ðÿäîì ñ èçâåñòíîé öåðêîâüþ Íèêîëû ßâëåííîãî íà Àðáàòå. Îïåêóíîì ×ààäàåâûõ ñòàë èõ äÿäÿ — êíÿçü Ä. Ì. Ùåðáàòîâ, â äîìå êîòîðîãî ×ààäàåâ
ïîëó÷èë ïåðâîíà÷àëüíîå, çàìå÷àòåëüíîå äëÿ òîãî âðåìåíè îáðàçîâàíèå, êîòîðîå çàêîí÷èë ñëóøàíèåì ëåêöèé â Ìîñêîâñêîì óíèâåðñèòåòå. Çà÷èñëèâøèñü þíêåðîì â Ñåìåíîâñêèé ïîëê, îí ó÷àñòâîâàë â âîéíå 1812 ã. è ïîñëåäóþùèõ âîåííûõ äåéñòâèÿõ.

Íà÷àëî çíàêîìñòâà Ïóøêèíà è ×ààäàåâà îòíîñèòñÿ ê 1816 ãîäó, êîãäà ×ààäàåâ áûë ïåðåâåä¸í êîðíåòîì â Ãóñàðñêèé ëåéá-ãâàðäèè ïîëê, ðàñêâàðòèðîâàííûé â Öàðñêîì Ñåëå. Ïîçíàêîìèëèñü  îíè  â äîìå Íèêîëàÿ Ìèõàéëîâè÷à Êàðàìçèíà.
 Áëèçêàÿ äðóæáà ñåðüåçíûì è îáðàçîâàííûì, èñêëþ÷èòåëüíî óìíûì ×ààäàåâûì îêàçàëà áîëüøîå âëèÿíèå íà óìñòâåííîå è íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå Ïóøêèíà. ×ààäàåâó ( “Ê ×åäàåâó” – Ïóøêèí ïèñàë:  ×åäàåâ) ïîñâÿùåíû çíàìåíèòûå ïóøêèíñêèå ñòðîêè:
 
 «Ëþáâè, íàäåæäû, òèõîé ñëàâû…»

Ñòèõîòâîðåíèå èìååò îêîëî 70 âàðèàíòîâ è ðàçíî÷òåíèé. Ðóêîïèñü Ïóøêèíà íå ñîõðàíèëàñü, è àâòîðñòâî åãî èíîãäà îñïàðèâàåòñÿ. Âåðñèÿ, êàíîíèçèðîâàííàÿ ïóøêèíèñòàìè, ïå÷àòàåòñÿ ïî òàê íàçûâàåìîé êîïèè À. Â. Øåðåìåòåâà. Ñòèõîòâîðíèå ÷àñòî îòíîñÿò ê 1818, ïîñêîëüêó îíî ñâÿçàíî ñ ðå÷üþ Àëåêñàíäðà I íà Ïîëüñêîì ñåéìå 15 ìàðòà 1818 ã. Ïóøêèí íå âåðèë ëèáåðàëüíûì îáåùàíèÿì öàðÿ, à òàêæå â ìèðíîå ââåäåíèå êîíñòèòóöèîííîãî ïðàâëåíèÿ â Ðîññèè. Ñòèõîòâîðåíèå áûëî íàïå÷àòàíî Ìèõàèëîì Áåñòóæåâûì-Ðþìèíûì â 1827 ã. â àëüìàíàõå «Ñèðèóñ» â âèäå êîðîòêîãî îòðûâêà (4 ñòðîêè). Çàòåì îí æå îïóáëèêîâàë åãî â àëüìàíàõå «Ñåâåðíàÿ çâåçäà» â 1829 ã., òàê æå â èñêàæåííîì âèäå. Ñòèõè «Òîâàðèù, âåðü…» è ñëåäóþùèå áûëè âûïóùåíû. Ïóøêèí âûðàçèë ñâî¸ íåäîâîëüñòâî ïî ýòîìó ïîâîäó.

Âàðèàíòû è ðàçíî÷òåíèÿ:
    1. Çàãîëîâîê
    *Ïîñëàíèå ê ×ààäàåâó1
    *Ê ×ààäàåâó 1
    *×ààäàåâó 1
    *Ïîñëàíèå ***
    *Ïîñëàíèå ê Äåëüâèãó
    *Ïîñëàíèå ê Äåëüâèã
    *Ê Äåëüâèãó
    *Ê N….
            1. Ëþáâè, íàäåæäû, òèõîé ñëàâû
            *Ëþáâè, íàäåæäû, ìèëîé ñëàâû
            *Ëþáâè, íàäåæäû, êðàòêîé ñëàâû
            *Ëþáâè, íàäåæäû, ãîðäîé ñëàâû

            2. Íåäîëãî íåæèë íàñ îáìàí,
            * Íåäîëãî íåæèò íàñ îáìàí
            *Íåäîëãî òåøèë íàñ îáìàí
            *Íåäîëãî òåøèò íàñ îáìàí

            3. Èñ÷åçëè þíûå çàáàâû,
            *Èñ÷åçëè ëåãêèå çàáàâû

            4. Êàê ñîí, êàê óòðåííèé òóìàí;

            5. Íî â íàñ ãîðèò åùå æåëàíüå,
            *Íî â íàñ åùå ãîðèò æåëàíüå
            *Íî â íàñ åùå ãîðèò æåëàíüå
            *Íî â íàñ êèïèò åùå æåëàíèå
            *Íî â íàñ êèïÿò åùå æåëàíüÿ
            *Íî â íåì åùå ãîðèò æåëàíüå

            6. Ïîä ãíåòîì âëàñòè ðîêîâîé
            *Ïîä ãíåâîì âëàñòè ðîêîâîé
            *Ïîä èãîì âëàñòè ðîêîâîé
            *Ïîä èãîì öåïè ðîêîâîé

            7. Íåòåðïåëèâîþ äóøîé
            *Íåòåðïåëèâîþ ðóêîé
            *Íåòåðïåëèâîþ äóøîé
            *È ñ òåðïåëèâîþ äóøîé
            *Îò÷èçíû âíåìëÿ ïðèçûâàíüå

            8. Îò÷èçíû âíåìëåì ïðèçûâàíüå.
            *Îò÷èçíû âíåìëåì ïðèçûâàíüå
            *Îò÷èçíû âíåìëåì ïðèçûâàíüÿ
            *Îò÷èçíû âíåìëÿ ïðèçûâàíüå
            *Îò÷èçíû âíåìëåì ìû ïðèçâàíüå
            *Îò÷èçíû âíåìëþò ïðèçûâàíüå
            *Îò÷èçíû âíåìëåò ïðèçûâàíüå
            *Íåòåðïåëèâîþ äóøîé

            *8a. [Ïèòàé, ìîé äðóã, ñâÿùåííûé æàð:]
            *8á. [È èñêðà äåëàåò ïîæàð]

            9. Ìû æäåì ñ òîìëåíüåì óïîâàíüÿ
            *Ìû æäåì â òîìëåíüè óïîâàíüÿ
            *Ìû æäåì â òåíè î÷àðîâàíüÿ
            *Ìû æäåì ñâîáîäû ðîêîâîé

            10. Ìèíóòû âîëüíîñòè ñâÿòîé,
            *Ìèíóòó âîëüíîñòè ñâÿòîé,

            11. Êàê æäåò ëþáîâíèê ìîëîäîé

            12. Ìèíóòû âåðíîãî ñâèäàíüÿ.
            *Ìèíóòû ëåãêîãî ñâèäàíüÿ
            *Ìèíóòû ñëàäêîãî ñâèäàíüÿ
            *Ìèíóòû òàéíîãî ñâèäàíüÿ
            *Ìèíóòû ïåðâîãî ñâèäàíüÿ
            *Ìèíóòó âåðíîãî ñâèäàíüÿ
            *Ìèíóòó ñëàäêîãî ñâèäàíüÿ

            13. Ïîêà ñâîáîäîþ ãîðèì,
            *Ïîêà íàäåæäîþ ãîðèì

            14. Ïîêà ñåðäöà äëÿ ÷åñòè æèâû,
            *Ïîêà ñåðäöà äëÿ ñëàâû æèâû

            15. Ìîé äðóã, îò÷èçíå ïîñâÿòèì

            16. Äóøè ïðåêðàñíûå ïîðûâû!
            *Äóøè âûñîêèå ïîðûâû!
            *Äóøè ïðåêðàñíûå ïîçûâû

            17. Òîâàðèù, âåðü: âçîéäåò îíà,
            *Ïîâåðü, ìîé äðóã. Âçîéäåò îíà

            18. Çâåçäà ïëåíèòåëüíîãî ñ÷àñòüÿ,
            *Çâåçäà òàèíñòâåííîãî ñ÷àñòüÿ
            *Çâåçäà æåëàííåéøåãî ñ÷àñòüÿ
            *Çâåçäà öèâè÷åñêîãî ñ÷àñòüÿ

            19. Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà,
            *Ðîññèÿ âñòàíåò îòî ñíà

            20. È íà îáëîìêàõ ñàìîâëàñòüÿ

            21. Íàïèøóò íàøè èìåíà!
Âèêèòåêà.

 1817 ãîäó, â âîçðàñòå 23 ëåò, ×ààäàåâ áûë íàçíà÷åí àäúþòàíòîì êîìàíäèðà ãâàðäåéñêîãî êîðïóñà ãåíåðàë-àäúþòàíòà Âàñèëü÷èêîâà.  îêòÿáðå 1820 âçáóíòîâàëñÿ I-é áàòàëüîí ëåéá-ãâàðäèè Ñåì¸íîâñêîãî ïîëêà. Ýòó èñòîðèþ íàéäåòå â áèîãðàôèè ×ààäàåâà.
Îí ïîäàë â îòñòàâêó. Ïîñëå îòñòàâêè ïðîæèë çà ãðàíèöåé öåëûõ øåñòü ëåò.
 Âñå ñîáûòèÿ 1825 – 1826 ãîäîâ ïðîøëè, òàêèì îáðàçîì, â åãî îòñóòñòâèå. Ýòè ñîáûòèÿ ñíåñëè ñ èñòîðè÷åñêîé àðåíû ïî÷òè âåñü öâåò òîãî ïîêîëåíèÿ, ê êîòîðîìó ïðèíàäëåæàë ×ààäàåâ. Âîçâðàòÿñü íà ðîäèíó, îí çàñòàë óæå èíîå âðåìÿ è èíûõ ëþäåé .
( Ï. ß. ×ààäàåâ ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç âîçìîæíûõ ïðîòîòèïîâ Àëåêñàíäðà ×àöêîãî — ãëàâíîãî ãåðîÿ ïüåñû À. Ñ. Ãðèáîåäîâà «Ãîðå îò óìà»).

Ê ×ààäàåâó îáðàùåíû åùå äâà ïóøêèíñêèõ ïîñëàíèÿ 1821 è 1824 ãã. è ñòèõîòâîðåíèå “Ê ïîðòðåòó ×ààäàåâà”.
×ààäàåâ óáåäèë Êàðàìçèíà çàñòóïèòüñÿ çà Ïóøêèíà ïåðåä èìïåðàòîðîì, êîãäà ïîýòó â 1820 ãîäó ãðîçèëà ññûëêà â Ñîëîâåöêèé ìîíàñòûðü.
 Ìèõàéëîâñêîé ññûëêå Ïóøêèí ïîìíèë ×ààäàåâà, ïåðåïèñûâàëñÿ ñ íèì, ïîñâÿùàë åìó ñòèõè:

 ìèíóòó ãèáåëè íàä áåçäíîé ïîòàåííîé
Òû ïîääåðæàë ìåíÿ íåäðåìëþùåé ðóêîé;
Òû äðóãó çàìåíèë íàäåæäó è ïîêîé…

Ëè÷íîñòü ×ààäàåâà, íåñîìíåííî, ïîâëèÿëà íà ñîçäàíèå îáðàçà Îíåãèíà.  1819 ãîäó Ïóøêèí ñðàâíèâàåò ñ ×ààäàåâûì Åâãåíèÿ Îíåãèíà, æåëàÿ õàðàêòåðèçîâàòü ñâîåãî ãåðîÿ êàê íàñòîÿùåãî äåíäè: «Âòîðîé ×àäàåâ, ìîé Åâãåíè酻 (×ààäàåâ – óñòàð. ×àäàåâ, ×åäàåâ).

À â äíåâíèêå 1821 ãîäà Ïóøêèí äåëàåò çàïèñü, îòíîñÿùóþñÿ ê ×ààäàåâó:
“Òâîÿ äðóæáà ìíå çàìåíèëà ñ÷àñòüå, îäíîãî òåáÿ ìîæåò ëþáèòü õîëîäíàÿ äóøà ìîÿ” 

 ïîñëåäíèå ãîäû æèçíè Ïóøêèí âñòðå÷àëñÿ ñ ×ààäàåâûì, íî ïðåæíåé áëèçîñòè ìåæäó íèìè óæå íå áûëî. Ïðèñîåäèíÿÿñü ê êðèòè÷åñêèì îöåíêàì ×ààäàåâà, âûñêàçàííûì â “Ôèëîñîôè÷åñêîì ïèñüìå”, Ïóøêèí íå ðàçäåëÿë ïåññèìèñòè÷åñêèõ âçãëÿäîâ íà ñóäüáû Ðîññèè. Îí ïèñàë ×ààäàåâó: “×òî æå êàñàåòñÿ íàøåé èñòîðè÷åñêîé íè÷òîæíîñòè, òî ÿ ðåøèòåëüíî íå ìîãó ñ âàìè ñîãëàñèòüñÿ… íè çà ÷òî íà ñâåòå ÿ íå õîòåë áû ïåðåìåíèòü îòå÷åñòâî èëè èìåòü äðóãóþ èñòîðèþ, êðîìå èñòîðèè íàøèõ ïðåäêîâ…”

ϸòð ßêîâëåâè÷ ×ààäàeâ ( 7 èþíÿ 1794, Ìîñêâà — 14 (26) àïðåëÿ 1856, Ìîñêâà) — ðóññêèé ôèëîñîô (ïî ñîáñòâåííîé îöåíêå — «õðèñòèàíñêèé ôèëîñîô»), ïèñàòåëü è ïóáëèöèñò.

“Ìàëî  îäíîé  ãîòîâíîñòè,  ìàëî  äîáðîãî  æåëàíèÿ,  ÷òîáû
í à ÷ à ò ü    èñòîðèþ.    Åå    âîîáùå   íåìûñëèìî   íà÷àòü.   Íå   õâàòàåò
ïðååìñòâåííîñòè,   åäèíñòâà.  Åäèíñòâà  íå  ñîçäàòü,  íå  âûäóìàòü,  åìó  íå
íàó÷èòüñÿ.  Ãäå  íåò  åãî,  òàì  â ëó÷øåì ñëó÷àå – “ïðîãðåññ”, à íå èñòîðèÿ,
ìåõàíè÷åñêîå  äâèæåíèå  ÷àñîâîé  ñòðåëêè,  à  íå  ñâÿùåííàÿ  ñâÿçü  è  ñìåíà
ñîáûòèé.”
Ïåòð ßêîâëåâè÷ ×ààäàåâ
https://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0062.shtml

Èñòî÷íèêè:
Âèêèïåäèÿ, èíòåðíåò-ñàéòû.

Источник