Роберт рождественский бессонница 90

Роберт рождественский бессонница 90 thumbnail
Хорошие люди прислали мне это стихотворение.
____________________

БЕССОННИЦА-90

Мы –
боящиеся озонной дыры, СПИДа и кооператоров,
нашпигованные с детства лекарствами,
слухами и нитратами,
молящиеся, матерящиеся,
работающие и бастующие,
следователи и подследственные,
стареющие и растущие,
спорящие, с чего начинать:
с фундамента или с кровли,
жаждущие немедленной демократии
или крови,
мы –
типовые, типичные,
кажущиеся нетипичными,
поумневшие вдруг на “консенсусы”,
“конверсии”
и “импичменты”,
ждущие указаний,
что делать надо, а что не надо,
обожающие:
кто – музыку Шнитке,
кто – перетягиванье каната,
говорящие на трех языках
и не знающие своего,
готовые примкнуть к пятерым,
если пятеро – на одного,
мы – на страже, в долгу и в долгах,
на взлете и на больничном,
хвастающие куском колбасы
или теликом заграничным,
по привычке докладывающие наверх
о досрочном весеннем севе,
отъезжающие,
кто за свободой на Запад,
кто за деньгами на Север,
мы –
обитающие в общежитиях,
хоромах, подвалах, квартирах,

требующие вместо “Хлеба и зрелищ!” –
“Хлеба и презервативов!”
объединенные, разъединенные,
-фобы, -маны и -филы,
обожающие бег трусцой
и детективные фильмы,
мы –
замкнувшиеся на себе,
познавшие Эрмитаж и Бутырки,
сдающие карты или экзамены,
вахты или пустыe бутылки,
задыхающиеся от смога,
от счастья и от обид,
делающие открытия,
подлости,
важный вид,
мы –
озирающие со страхом воспаленные веси и грады,

мечтающие о светлом грядущем
и о том, как дожить до зарплаты,
мы –
идейные и безыдейные,
вперед и назад глядящие,
непрерывно ищущие врагов
и все время их находящие,
пышущие здоровьем,
никотинною слизью харкающие,
надежные и растерянные,
побирающиеся и хапающие,
мы –
одетые в шубы и ватники,
купальники и бронежилеты,

любители флоксов и домино,
березовых веников и оперетты,

шагающие на службу с утра
по переулку морозному,

ругающие радикулит и Совмин,
верящие Кашпировскому,

орущие на своих детей,
по магазинам рыскающие,

стиснутые в вагонах метро,
слушающие и не слышащие,
мы –
равняющиеся на красное,
черное
или белое знамя,
спрашиваем у самих себя:
что же будет
со всеми нами?

(с) Р. Рождественский
__________________________

Вам не завидно, Шура? Как по мне – это настолько хорошо, что уже не завидно. Завидовать можно чему-то достижимому.

А вы еще спрашиваете – почему я не пишу художественные тексты. Я просто знаю меру таланта, отпущенную мне.

Источник

На мой взгляд, Роберт Рождественский – один из самых недооцененных поэтов советской поры. Его как-то принято считать поэтом-песенником, между тем, его стихи не только мелодичные, но и весьма глубокие, философские, поднимающие важнейшие для страны проблемы.

Одно из таких стихотворений – Кладбище под Парижем. Стихотворение посвящено так называемой “белой кости” – эмигрантам первой волны. Бывшим помещикам, дворянам, членам императорской фамилии, офицерам царской армии и другим представителям “недобитого класса”. Эти люди были вынуждены навсегда покинуть Родину, которая стала для них враждебной и чуждой. При этом, подавляющее большинство сохранили трепетную любовь к родимой земле и мечтали когда-нибудь вернуться в Россию. Кому-то это удалось, а кто-то остался лежать на знаменитом православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем – именно здесь принято хоронить русских эмигрантов.

На этом кладбище нашли последний покой писатели И. Бунин, Д. Мережковский, В. Некрасов, А. Ремизов, И. Шмелев, виднейший государственный деятель царской эпохи П. Струве, великие князья Гавриил и Андрей Романовы и многие другие.

Стихотворение Рождественского было написано в 1984 году и было призвано внести свою лепту в примирение с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися изгнанными из родной страны. Вот это стихотворение:

Кладбище под Парижем
Роберт Рождественский

Малая церковка, свечи оплывшие,
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие,
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы,
Слезы и доблесть, прощай и ура,
Штабс-капитаны и гардемарины,
Хваты-полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая,
Белое воинство, белая кость.
Влажные плиты травой зарастают.
Русские буквы — французский погост.

Я прикасаюсь ладонью к истории,
Я прохожу по гражданской войне.
О, как же хотелось им в первопрестольную
Въехать однажды на белом коне.

О, как же хотелось им в первопрестольную
Въехать однажды на белом коне.

Не было славы — не стало и Родины,
Сердца не стало, а память жива.
Ваши сиятельства, их благородия
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они вдоволь познавшие
Муки свои и дороги свои.
Все-таки русские, все-таки наши,
Только не наши они, а ничьи.

Как они после забытые бывшие,
Все проклиная, и нынче, и впредь,
Рвались взглянуть на нее победившую,
Пусть непонятную, пусть не простившую
Землю родимую и умереть.

Полдень. Березовый отзвук покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

Великолепные, проникновенные стихи. Вот только примирения не получилось. Эмигранты первой волны восприняли стихотворение Рождественского едва ли не как оскорбление. Особенно оскорбительной “белой гвардии, белой стае” показалась строчка “только не наши они, а ничьи”. Ответ не заставил себя долго ждать.

Роберт Рождественский.

Читайте также:  Игра бессонница полная версия

В 1986 году в эмигрантском журнале “Часовой”, который издавал в Париже бывший штабс-капитан царской армии Василий Орехов было опубликовано стихотворение эмигрантской поэтессы Флорентины Болодуевой, которая объяснила Рождественскому, что эмигранты – не ничьи, они навсегда принадлежат России.

Русское кладбище
В ответ советскому поэту Рождественскому
Флорентина Болодуева

Белая церковь, березки, звонница,
Крест, голубые под ним купола,
Елочки, русских могил вереница…
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Белая Армия, Белое войско,
Андреевский флаг и Георгиевский крест…
Приняли жребий мы с мужеством, стойко –
Отчий наш дом за три тысячи верст…

Нас было мало — ведь в битве неравной
Столько легло нас в тяжелом бою!
За Веру, за Русь пали смертию славной,
Кровь не щадя за Отчизну свою…

Нет! Не “ничьи” мы — России великой,
Честь мы спасать добровольно пошли.
Но, побежденные силою дикой,
С скорбью в душе мы в изгнанье ушли.

Больше полвека по свету скитаясь,
Родины честь мы достойно несли,
Верны присяге своей оставаясь,
Славу былую её берегли.

В чуждой земле, в “подпарижском” кладбище,
Вечный покой мы в могиле нашли.
Прожили жизнь мы хоть скудно и нище,
Веры, любви мы лампаду зажгли…

Детям мы нашим её передали –
Нас не забудет людская молва!
Архистратиг на Господни скрижали
Впишет мечом наши все имена.

Мы здесь истории повесть живая,
Вечную память нам ветер поет.
С Родины дальней пусть гость, приезжая,
Летопись Белую нашу прочтет!

Нашу Россию с собой унесли мы,
Бережно в сердце храня и любя.
Бурей житейскою долго гонимы,
Неумолимы, непримиримы,
Спим мы на Сент-Женевьев-де-Буа.

В этих двух стихотворениях отчетливо видно, что рана до сих пор не зажила, что примирения между двумя частями великого народа не состоялось даже спустя полвека. И в этом – главная трагедия Гражданской войны.

Источник

Бессонница-90

Мы —

         боящиеся озонной дыры, СПИДа и кооператоров,

нашпигованные с детства лекарствами,

                                                    слухами и нитратами,

молящиеся, матерящиеся,

                                  работающие и бастующие,

следователи и подследственные,

                                          стареющие и растущие,

спорящие, с чего начинать:

                                    с фундамента или с кровли,

жаждущие немедленной демократии

                                                 или крови,

мы —

        типовые, типичные,

                                   кажущиеся нетипичными,

поумневшие вдруг на «консенсусы»,

                                               «конверсии»

                                                               и «импичменты»,

ждущие указаний,

                        что делать надо, а что не надо,

обожающие:

                 кто – музыку Шнитке,

                                                кто – перетягиванье каната,

говорящие на трех языках

                                   и не знающие своего,

готовые примкнуть к пятерым,

                                         если пятеро – на одного,

мы – на страже, в долгу и в долгах,

Читайте также:  Бессонница с эдуардом флеровым смотреть онлайн

                                                на взлете и на больничном,

хвастающие куском колбасы

                                      или теликом заграничным,

по привычке докладывающие наверх

                                                  о досрочном весеннем севе,

отъезжающие,

                   кто за свободой на Запад,

                                                     кто за деньгами на Север,

мы —

        обитающие в общежитиях,

                                            хоромах, подвалах, квартирах,

требующие вместо «Хлеба и зрелищ!» —

                                                     «Хлеба и презервативов!»

объединенные, разъединенные,

                                          -фобы, – маны и – филы,

обожающие бег трусцой

                                 и детективные фильмы,

мы —

        замкнувшиеся на себе,

                                      познавшие Эрмитаж и Бутырки,

сдающие карты или экзамены,

                                         вахты или пустыe бутылки,

задыхающиеся от смога,

                                от счастья и от обид,

делающие открытия,

                            подлости,

                                         важный вид,

мы —

       озирающие со страхом воспаленные веси и грады,

мечтающие о светлом грядущем

                                           и о том, как дожить до зарплаты,

мы —

        идейные и безыдейные,

                                       вперед и назад глядящие,

непрерывно ищущие врагов

                                      и все время их находящие,

пышущие здоровьем,

                            никотинною слизью харкающие,

надежные и растерянные,

                                  побирающиеся и хапающие,

мы —

        одетые в шубы и ватники,

                                           купальники и бронежилеты,

любители флоксов и домино,

                                        березовых веников и оперетты,

шагающие на службу с утра

                                     по переулку морозному,

ругающие радикулит и Совмин,

                                           верящие Кашпировскому,

орущие на своих детей,

                                по магазинам рыскающие,

стиснутые в вагонах метро,

                                    слушающие и не слышащие,

мы —

        равняющиеся на красное,

                                          черное

                                                   или белое знамя,

спрашиваем у самих себя:

что же будет

со всеми нами?

Источник

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Роберт Рождественский – Лучшие стихи, Роберт Рождественский . Жанр: Поэзия. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале fplib.ru.

И опять-таки в одной из поэм была строфа, достойная запоминания. Но для этого надо коротко рассказать то, что случилось в поэме до этой строфы: в поле сломался трактор, тракторист – девушка, она вызвала из МТС механика. Он подходит, а дальше:

«И мастер, радостно вздохнув,
Со лба свой чуб откинул,
И, полушубок распахнув,
Приспособленье вынул…» (?!!)

Больше всего меня потрясло и даже обрадовало несколько зловещее слово приспособленье». Лично я такого синонима не встречал даже в самых лихих частушках!..

* * *

У нас нет настоящего уважения к предкам. А в том уважении, которое якобы существует, больше демагогии, чем правды.

Каждое поколение почему-то рвется построить «новый мир» на обломках старого. Даже если не «на обломках», то «мешают», «не так думают и делают» лишь предыдущие поколения «старших».

Прадеды и прапрадеды абсолютно не мешают…

«Закон зрительного зала». Здесь ведь тоже «мешает» лишь впереди сидящий. Он один. А тех, кто сидит перед ним, вроде бы даже не существует…

* * *

…как ветви дерева, которое начинает сохнуть с вершины. Сначала ты не видишь и не чувствуешь умирающих. Но потом видишь, что многие ветки рядом с тобой высохли. А ты держишься. До поры.

А может, это, как отлив. Уходит море, обнажая камни.

* * *

Восемь пишем, два – в уме

не умею, не умею, не уме…

* * *

Наш век – не век:

лет шестьдесят, не больше…

* * *

Все мы люди смертельно больные

потому, что однажды умрем.

* * *

У настоящих поэтов есть только год рождения. Года смерти у настоящих поэтов нет.

Последнее

«За окном заря красно-желтая…»

И. Кобзону

За окном заря красно-желтая.

Не для крика пишу,

а для вышептыванья.

Самому себе.

                 Себе самому.

Самому себе.

Больше – никому…

Вновь душа стонет,

                         душа не лжет.

Положу бинты,

где сильнее жжет.

Поперек души

положу бинты.

Хлеба попрошу,

                      попрошу воды.

Вздрогну.

Посмеюсь над самим собой:

может, боль уйдет,

может, стихнет боль!

А душа дрожит —

                        обожженная…

Ах, какая жизнь протяженная!

Бессонница-90

Мы —

         боящиеся озонной дыры, СПИДа и кооператоров,

Читайте также:  Скачать сериалы через торрент бесплатно бессонница

нашпигованные с детства лекарствами,

                                                    слухами и нитратами,

молящиеся, матерящиеся,

                                  работающие и бастующие,

следователи и подследственные,

                                          стареющие и растущие,

спорящие, с чего начинать:

                                    с фундамента или с кровли,

жаждущие немедленной демократии

                                                 или крови,

мы —

        типовые, типичные,

                                   кажущиеся нетипичными,

поумневшие вдруг на «консенсусы»,

                                               «конверсии»

                                                               и «импичменты»,

ждущие указаний,

                        что делать надо, а что не надо,

обожающие:

                 кто – музыку Шнитке,

                                                кто – перетягиванье каната,

говорящие на трех языках

                                   и не знающие своего,

готовые примкнуть к пятерым,

                                         если пятеро – на одного,

мы – на страже, в долгу и в долгах,

                                                на взлете и на больничном,

хвастающие куском колбасы

                                      или теликом заграничным,

по привычке докладывающие наверх

                                                  о досрочном весеннем севе,

отъезжающие,

                   кто за свободой на Запад,

                                                     кто за деньгами на Север,

мы —

        обитающие в общежитиях,

                                            хоромах, подвалах, квартирах,

требующие вместо «Хлеба и зрелищ!» —

                                                     «Хлеба и презервативов!»

объединенные, разъединенные,

                                          -фобы, – маны и – филы,

обожающие бег трусцой

                                 и детективные фильмы,

мы —

        замкнувшиеся на себе,

                                      познавшие Эрмитаж и Бутырки,

сдающие карты или экзамены,

                                         вахты или пустыe бутылки,

задыхающиеся от смога,

                                от счастья и от обид,

делающие открытия,

                            подлости,

                                         важный вид,

мы —

       озирающие со страхом воспаленные веси и грады,

мечтающие о светлом грядущем

                                           и о том, как дожить до зарплаты,

мы —

        идейные и безыдейные,

                                       вперед и назад глядящие,

непрерывно ищущие врагов

                                      и все время их находящие,

пышущие здоровьем,

                            никотинною слизью харкающие,

надежные и растерянные,

                                  побирающиеся и хапающие,

мы —

        одетые в шубы и ватники,

                                           купальники и бронежилеты,

любители флоксов и домино,

                                        березовых веников и оперетты,

шагающие на службу с утра

                                     по переулку морозному,

ругающие радикулит и Совмин,

                                           верящие Кашпировскому,

орущие на своих детей,

                                по магазинам рыскающие,

стиснутые в вагонах метро,

                                    слушающие и не слышащие,

мы —

        равняющиеся на красное,

                                          черное

                                                   или белое знамя,

спрашиваем у самих себя:

что же будет

со всеми нами?

Юноша на площади

Он стоит перед Кремлем.

А потом,

           вздохнув глубоко,

шепчет он Отцу и Богу:

«Прикажи…

И мы умрем!..»

Бдительный,

                 полуголодный,

молодой,

знакомый мне, —

он живет в стране свободной,

самой радостной стране!

Любит детство вспоминать.

Каждый день ему —

                           награда.

Знает то, что надо знать.

Ровно столько,

сколько надо.

С ходу он вступает в спор.

как-то сразу сатанея.

Даже

       собственным сомненьям

он готов давать отпор.

Жить он хочет не напрасно,

он поклялся

                жить в борьбе.

Все ему предельно ясно.

В этом мире

и в себе.

Проклял он

                врагов народа.

Верит, что вокруг друзья.

Счастлив!..

…А ведь это я —

пятьдесят второго года.

«Я верующим был…»

Я верующим был.

Почти с рожденья

я верил с удивленным наслажденьем

в счастливый свет

                        домов многооконных…

Весь город был в портретах,

                                      как в иконах.

И крестные ходы —

                           порайонно —

несли

свои хоругви и знамена…

А я писал, от радости шалея,

о том, как мудро смотрят с Мавзолея

на нас вожди «особого закала»

(Я мало знал.

И это помогало.)

Я усомниться в вере

                           не пытался.

Стихи прошли.

А стыд за них

                  остался.

«Колыхался меж дверей…»

Колыхался меж дверей

страх от крика воющего:

«Няня!..

Нянечка, скорей!..

Дайте обезболивающего!..

Дайте!!»

И больной замолк…

Вечером сердешного

провезли тихонько в морг —

странного,

нездешнего…

Делают ученый вид

депутаты спорящие…

А вокруг

            страна вопит:

«Дайте обезболивающего!..»

«Дайте обезболивающего!..»

«Дайте…»

Страх

А. Ковалеву

Как живешь ты, великая Родина Страха?

Сколько раз ты на страхе

                                  возрождалась из праха!..

Источник