Рик и морти серия про сон учителя

На КиноПоиск HD 4 мая вышла шестая серия «Рика и Морти» — долгожданное продолжение четвертого сезона мультсериала. Помимо традиционных пасхалок и отсылок, эпизод «Риконечная Мортистория» удивил своим сюжетом, который сильно отличается от того, что зрители видели раньше. Разбираемся, что особенного в этой серии.

Что там происходит?

Действие эпизода «Риконечная Мортистория» (название отсылает к фильму «Бесконечная история») происходит в космическом поезде, где собрались враги Рика Санчеза, мечтающие прикончить несносного ученого. У каждого из них есть свой повод отомстить — персонажи раскрывают причины в микроисториях, длящихся меньше минуты. Впрочем, довольно быстро оказывается, что и сам поезд не обычное средство передвижения, а нарративное устройство, управляемое Мастером Сказаний. Рику и его внуку Морти приходится проявить недюжинную смекалку, чтобы выбраться из ловушки. И все для того, чтобы в конце эпизода выяснилось следующее: оказывается, поезд — всего лишь игрушка, нарезающая круги по гостиной Смитов.

При чем тут циклическая история?

Фанаты Дэна Хармона, соавтора «Рика и Морти», давно знают о его сценарной формуле, которую можно представить в виде замкнутого круга. Стоит отметить, что Хармон не изобретал колесо, а всего лишь адаптировал структуру мономифа, выведенную ученым и писателем Джозефом Кэмпбеллом (ее придерживался, например, Джордж Лукас для создания «Звездных войн»).

Круг истории выглядит так:

1. Персонаж в зоне комфорта.

2. Он что-то хочет.

3. Попадает в некомфортную ситуацию.

4. Адаптируется.

5. Достигает цели.

6. Но платит за это высокую цену.

7. Возвращается к знакомой ситуации.

8. Меняется.

«Риконечная Мортистория» прямо ссылается на эту структуру: герои находят план движения поезда, разделенный на восемь секторов. «Ну, конечно же, тут все идет по сраному кругу. А можно было подумать, что все так сложно», — говорит Рик. Это типичный метакомментарий в духе мультсериала.

Но что значат слова злодея Мастера Сказаний о намерении сломать «пятую стену»? Четвертую стену, классический драматургический прием, сериал ломает постоянно. Даже в этом эпизоде ученый бросает фразу: «Если бы мы захотели выпустить филлер, то сделали бы „Межпространственное кабельное“, а не этот натянутый, претенциозный…» «Межпространственное кабельное» — это отсылка не только к телевидению, которое смотрят Рик и Морти, но и к уже опробованному формату сериала, когда основной сюжет несильно продвигается вперед, разбиваясь на маленькие скетч-эпизоды, демонстрирующие всю палитру абсурдистской фантазии создателей (один из ярких примеров — эпизод «Межвселенский кабель 2: Искушение судьбы» во втором сезоне).

Но в этот раз «сломанная пятая стена» — это превращение самих фанатов сериала в персонажей. Дэн Хармон и Джастин Ройланд решили пустить по циклическому маршруту самих зрителей. Убедительнее всего это доказывают в обсуждении на Reddit.

1. Персонаж в зоне комфорта (мы, аудитория, наслаждающаяся сериалом).

2. Он чего-то хочет (нам нужно продолжение классических сюжетных линий с любимыми персонажами вроде Злого Морти и Птичьей Личности).

3. Попадание в некомфортную ситуацию (весь этот чертов эпизод).

4. Адаптация (приспособление к метаюмору).

5. Достижение цели (вставка с Птичьей Личностью и появление Злого Морти).

6. Расплата (эти вставки короткие, ужасные и неканоничные).

7. Возвращение к знакомой ситуации (возвращение к нормальным Рику и Морти).

8. Изменение персонажа (теперь аудитория не будет ждать продвижения сюжета вперед, а наконец примет «Рика и Морти» просто как забавное шоу).

Воспитание фанатов

Шестой пункт, пожалуй, самый жестокий по отношению к фанатам. Серии «Рика и Морти» выходят не так часто, как им хотелось бы, к тому же зрительские ожидания довольно высоки, фанатские теории и спекуляции давно можно превратить в отдельное шоу. Вот продолжение четвертого сезона и пытается немного сбить температуру: хватит ждать эпического сражения со Злым Морти (тут он предстает как лидер злодейской армии вместе со злым двойником мистера Жопосранчика) и возвращения старых героев (разумный пес Снафлс из самых первых серий появляется в новом эпизоде на долю секунды). Что, правда хотите всего этого? Тогда держите в формате необязательного эпизода-филлера, который к тому же объявлен самими героями неканоничным.

Отклонения от курса

Еще один забавный метакомментарий Хармона и Ройланда связан с попыткой героев обмануть ожидания Мастера Сказаний и сделать что-то совершенно не в своем духе. В первом случае Морти должен придумать историю, соответствующую критериям теста Бекдел. Это феминистский стандарт оценки сюжета: в художественном произведении должны существовать два женских персонажа, разговаривающих о чем-то, кроме мужчин. В исполнении парня-подростка история получается абсурдной: его сестра и мать неестественными голосами разговаривают о менструации, позже побеждают скорпионов при помощи радуги из вагин, а затем и вовсе созваниваются с легендарной Рут Бейдер Гинзбург. Рассматривать это можно как ответ Хармона и Ройланда на фемкритику: если насильно заставлять мужчин сочинять истории о женщинах, то они могут получиться довольно ужасными и не менее сексистскими.

Читайте также:  Видеть во сне как протекает потолок

Второе отклонение от курса происходит, когда герои сталкиваются с огромной армией злодеев, возглавляемой Злым Морти. Когда Рик и Морти находятся в полном отчаянии, то решаются обратиться к… Иисусу Христу. Это ломает представление Мастера Сказаний об их типичном поведении. Появление Иисуса — фактически явление «бога из машины», драматургического приема, заключающегося в неожиданном и неправдоподобном разрешении конфликта (подобного не гнушались древние греки, но с тех пор прошло довольно много столетий). В наше время такой поворот считается безвкусным, но Рик думает иначе: «Морти, да нас буквально спас Иисус Христос. Каким боком это может оказаться оскорбительным?» Этот да и многие другие диалоги из серии похожи на реальные разговоры сценаристов шоу, которые собрались на мозговом штурме. Так что мультсериал вышел на такой уровень мета-мета, на котором раньше, кажется, еще не оказывался.

Источник

Продолжаем смотреть и разбирать четвертый сезон «Рика и Морти». В новой серии — отсылки к Ридли Скотту и «Сумеречной зоне», анимационный геноцид и шутки про 11 сентября.

Осторожно: спойлеры!

Что происходит в серии?

Рик и Морти со странными наростами на лицах идут сквозь пещеру, держа в руках склизкие инопланетные яйца. Но уже через пару секунд подросток цепляется своей биомаской за сталактит — оказывается, пришельцы-лицехваты поработили разум двух землян, и только счастливый случай вызволил их из забытья. Эксцентричный ученый и его внук пробираются к своему космическому кораблю через толпы зомбированных существ, уничтожают планету, населенную паразитами, и возвращаются на Землю, где выясняют, что забыли Саммер, сестру Морти, в логове врага. Вернувшись обратно, они узнают, что глорзо (так называется инопланетная раса) были не такими уж и злодеями. К тому же новая императрица Саммер объяснила им, что не стоит уничтожать тела своих хозяев. Несмотря на это, земляне вновь устраивают геноцид, после чего окончательно возвращаются домой.

Главные отсылки

  • Завязка эпизода напоминает множество фантастических фильмов, но название «Промортей» явно указывает на «Прометея» Ридли Скотта, приквел «Чужого». Напомним, что взрослый и брызжущий слюной ксеноморф сначала вылупляется из яйца, после чего лицехват цепляется к живому существу, которое паразит использует как временную оболочку для эмбриона. Глорзо из «Рика и Морти» отчасти повторяют этот жизненный цикл, но до стадии взрослого ксеноморфа не доходят.
  • Инопланетяне погибают от земной музыки. Морти довольно паршиво играет на губной гармошке, что заставляет их взрываться. Это отсылка к сериалу «Сумеречная зона» («Фокус-покус и Фрисби», 3-й сезон, 30-я серия), в котором землянин также смог сбежать от похитивших его пришельцев, сыграв на губной гармошке — ее звучание было мучительно для инопланетян. Подобный сюжетный ход встречался и в финале фарсовой комедии «Марс атакует!» Тима Бёртона: головы неудачливых захватчиков Земли разрывались при звуке йодля.
  • В летающей тарелке Рика есть выдвигающийся отсек для стрелка, куда помещается Морти. Подобные кабинки имелись и на «Соколе тысячелетия». Отсылку к «Звездным войнам» герои проговаривают за пару секунд до этого.

Анимационный геноцид

Шоураннер Дэн Хармон утверждает, что мультсериал впервые использует нелинейное повествование. Серия начинается с того, что главные герои не имеют ни малейшего понятия, что происходило, пока их телами управляли паразиты глорзо. Сценарист «Промортея» Джефф Лавнесс комментирует это так: «В каждом фильме вроде „Звездных войн“ есть куча плохих парней, зритель чувствует себя абсолютно нормально, наблюдая убийства тысячи штурмовиков. Но мне всегда было интересно, о чем мечтают лицехваты».

Поэтому нелинейное повествование помогает переиграть стандартную схему про «злых инопланетян-паразитов». Оказывается, что у них, как и у людей, есть свои чувства и мечты. Так, Рик и Морти временно были во власти лицехватов по имени Стив и Брюс, которые мечтали создать семью (да, отсюда следует довольно странная сцена на грани инцеста). Так что можно рассматривать этот эпизод как критику антропоцентризма: человек не является центром Вселенной, а стремления и желания присущи всем живым существам. Кроме того, эпизод проходится по чувству вины и задает такой вопрос: имеют ли персонажи научной фантастики право устраивать геноцид других видов и получать удовольствие от разрушения чужой цивилизации? Ответ остается на совести зрителя.

Читайте также:  Ребенок беспокойно спит и плачет во сне

11 сентября

Самый смешной момент «Промортея» находится в сцене геноцида. Отметив, что у них отсутствует чувство вины за убийство тысяч глорзо, герои встречают на своем пути башни-близнецы, похожие на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, разрушенный террористами 11 сентября 2001 года. Но Рик и Морти предпочитают облететь башни стороной, потому что «еще слишком рано». Зато следующим же объектом для уничтожения становится морская база, местный Перл-Харбор. Позже Рик хвастается дочери Бет, что «почти устроил 11 сентября».

Создатели «Рика и Морти» предпочли не рисковать, оставив башни-близнецы в сохранности. Теракт 11 сентября не самый удачный выбор для комедии и кровоточащая рана американского общества. Если не считать интернет-мемов, которые находятся вне зоны действия морали, шутки про Усаму бен Ладена, Джорджа Буша и Всемирный торговый центр все еще находятся под негласным запретом. Стендап-комики Гилберт Готтфрид, Джимми Карр и Луи Си Кей уже неоднократно прощупывали почву и получали негативную реакцию от аудитории.

Возможно, наблюдение Рика отсылает к мему «22,3 года» — именно столько времени, по версии мультсериала «Южный Парк», должно пройти после трагедии, чтобы она стала смешной. Проверить эту теорию можно будет 29 декабря 2023 года.

Вердикт

«Промортей» после заумных метаконструкций прошлого эпизода «Риконечная Мортистория», выглядит как легковесное приключение в духе двух первых сезонов. Ближайший аналог проговаривается самими героями — это «Судная ночь» (2-й сезон, 9-я серия). Вместе с тем качество анимации постоянно растет. «Промортей» радует глаз взрывами зданий планеты глорзо и неприятным внешним видом лицехватов. Этические вопросы обыграны интересно за счет нелинейного повествования, но центральной сюжетной арки, как замечают критики и фанаты, у этого сезона все еще нет. Вероятно, шоураннеры Хармон и Ройланд немного устали от долгоиграющих арок и решили размяться на историях поменьше, на что намекает недвусмысленный вывод прошлой серии: умерьте свои ожидания и оставьте свои теории, вы смотрите просто забавный мультсериал! Хотя тот факт, что Джерри занялся пчеловодством и стал объектом интереса Триши Ланг, одноклассницы Саммер, тянет на отдельный сериал.

Источник

Бунт Морти, ода Бэтмену и Джокеру, отсылки к «Престижу» Нолана и комедии с Адамом Сэндлером — разбираем новую серию «Рика и Морти», одну из лучших за последнее время.

Осторожно: спойлеры!

Что происходит в эпизоде?

Герои едут на криминальную сделку по обмену драгоценностей. Место действия — некий завод с кислотными чанами. Вскоре мафиози открывают по ним огонь, а Рик утягивает Морти в чан с зеленой жидкостью. В нем ученый заранее припрятал кислородные трубки и отсек с всплывающими фальшивыми костями — надо убедить преступников, что Рик и Морти действительно мертвы. Но фальсификация смерти идет не по плану: гангстеры принялись философствовать у чана с кислотой, поэтому их пришлось перестрелять. И стоило ли для этого сидеть несколько часов в баке с жидкостью? Рассерженный Морти обвиняет деда в старческой деменции и берет на слабо: пусть Рик хоть раз воплотит в жизнь идею внука. В голове подростка крутится концепт устройства, позволяющего сохраняться в реальной жизни, как в видеоигре, с возможностью отмотать время назад. Вскоре Морти получает такой прибор и отправляется шалить по-взрослому: спускает штаны с учителя математики во время урока, сталкивает колясочника на проезжую часть, участвует в инопланетной оргии и многократно убивает себя разными способами. Проказам приходит конец, когда Морти встречает девушку своей мечты. Они влюбляются друг в друга, ссорятся и даже попадают в авиакатастрофу. Морти ни разу не пользуется возможностью повернуть время вспять, обойдя неприятности, ведь каждый момент их трепетных отношений ценен. Портит все Джерри, перепутав хитрое изобретение Рика с пультом от телевизора.

В финале эпизода оказывается, что Рик построил прибор так, что Морти, нажимая кнопку, оказывался в параллельной реальности, где своим появлением убивал местного Морти. Шокированный подросток просит отменить все его действия, но для этого ему придется… прыгнуть в чан с кислотой, спасаясь от полиции, спецназа и разгневанных защитников прав пенсионеров. Мораль такова: дед знает лучше; чан с кислотой — это крутой план, а происходило все в другом параллельном измерении. Не мог же Рик позволить внуку испортить их собственную реальность.

Читайте также:  Лечебная музыка для сна слушать онлайн

Главные отсылки

  • Концепция устройства, позволяющего манипулировать временем, часто встречается в научно-фантастических романах и фильмах. Однако этот эпизод «Рика и Морти» отчасти вдохновлен комедией «Клик: С пультом по жизни», где герой Адама Сэндлера получает чудо-устройство из рук таинственного героя по имени… Морти, которого играет Кристофер Уокен. Кстати, именно его фанаты не раз предлагали взять на роль Рика в полнометражной игровой адаптации шоу.
  • «Сохранять прогресс в реальной жизни, как в видеоигре, чтобы попробовать что-то, а потом перезагрузиться», — так описывает устройство Рик. А после добавляет: «Да, Морти, я видел это в „Футураме“». Это вполне конкретная отсылка к финальному эпизоду фантастического мультсериала Мэтта Грейнинга. Там подобную машину времени, позволяющую возвращаться на 10 секунд назад, представили в последней серии.
  • Морти пользовался пультом, наивно предполагая, что у него в руках машина времени, в то время как он просто уничтожал свои альтернативные версии в других измерениях, занимая их место. «Ты себя престижнул!» — саркастично замечает Рик, ссылаясь на фильм Кристофера Нолана. В «Престиже» подобный трюк проворачивал герой Хью Джекмана, практикующий самоубийственные фокусы со своими дублерами.

Маленькие отсылки и пасхалки

  • Рик в лаборатории собирает летающую убийственную сферу. Она позаимствована из культового хоррора «Фантазм».
  • Морти толкает пенсионера-колясочника на проезжую часть, а за его спиной находится здание с характерными витражными стеклами. Это бар Мо из «Симпсонов». Чуть позже пережившие авиакатастрофу герои носят куртки и шапки, отсылающие к Кенни, Кайлу и Стэну из «Южного Парка».
  • Уже второй раз за последнее время в «Рике и Морти» появляется член Верховного суда США (в «Риконечной Мортистории» засветилась Рут Бейдер Гинзбург). А в этом эпизоде появилась Соня Сотомайор, первая латиноамериканка на посту судьи Верховного суда.

Путешествия во времени

Конечно, Морти мог бы сразу догадаться, что Рик соорудил пульт со странностями. Ученый неоднократно заявлял, что ненавидит второсортную чушь в духе «Терминатора» и «Назад в будущее», транслируя убеждения шоураннеров Дэна Хармона и Джастина Ройланда. Так что мультсериал обманным путем заставил думать зрителей, что пошел на компромиссы, в то время как обыграл эти клише особым образом. «Я не признаю путешествия во времени. Если они есть даже в „Человеке-муравье и Осе“, то мне это неинтересно», — презрительно бросает Рик. Это, кстати, забавная пасхалка: за сюжет эпизода отвечал Джефф Лавнесс, сценарист грядущего марвеловского блокбастера «Человек-муравей 3».

Питчинг

Соавтор серии Альбро Ланди признался, что структуру «Эпизода про чан с кислотой» придумали за день. Завязка, добавляет Джефф Лавнесс, родилась из любви к «Бэтмену», в котором Джокер окончательно превращается в злодея, искупавшись в контейнере с химическими отходами. Креативная команда под руководством Дэна Хармона пометила свою идею о чане с кислотой и фальшивыми костями как идиотскую, поэтому весь эпизод на самом деле построен вокруг проверки того, насколько абсурдной она может быть. Так что можно считать, что это очередной метаэпизод о том, как устроен мозговой штурм сценаристов «Рика и Морти». Тем более герои постоянно перекидываются фразами про питчинг идей, будто бы доказывая друг другу, что именно их концепт для нового приключения достоин права на существование.

Комический центр серии — трехминутный бессловесный эпизод, в котором Морти строит отношения с безымянной девушкой — был придуман режиссером Джейкобом Хэйром (это его третья работа в сезоне). Первоначально в сценарии не было всего этого безумия c авиакатастрофой, каннибализмом и Морти, отбивающимся от диких волков. Хэйр вдохновился документальным романом «Живые: История спасшихся в Андах» Пирса Пола Рида, описывающим катастрофу уругвайского лайнера FH-227 в Андах.

Вердикт

«Эпизод про чан с кислотой» достоин войти в копилку лучших серий не только четвертого сезона, но и всего сериала. В нем встретились три лучшие составляющие «Рика и Морти»: зашкаливающая мрачность, безумные гэги и саморефлексивность. Фанаты даже не жалуются на отмену «Межпространственного кабельного» — традиционного эпизода из кучи скетчей, который обычно становится восьмым в каждом сезоне. У сценариста Джеффа Лавнесса явно получилось взбодрить и разнообразить шоу. Ему удались и запоминающийся эпизод про любовь к драконам («Загон и порядок: Место прикступления»), и обескураживающий зрителя метасюжет («Риконечная Мортистория»), и переиначенная классика про «злых инопланетян» («Промортей»). А «Эпизод про чан с кислотой» стоит рассматривать как квинтэссенцию всего мультсериала.

Источник