Рик и морти серия про сон

На КиноПоиск HD 4 мая вышла шестая серия «Рика и Морти» — долгожданное продолжение четвертого сезона мультсериала. Помимо традиционных пасхалок и отсылок, эпизод «Риконечная Мортистория» удивил своим сюжетом, который сильно отличается от того, что зрители видели раньше. Разбираемся, что особенного в этой серии.

Что там происходит?

Действие эпизода «Риконечная Мортистория» (название отсылает к фильму «Бесконечная история») происходит в космическом поезде, где собрались враги Рика Санчеза, мечтающие прикончить несносного ученого. У каждого из них есть свой повод отомстить — персонажи раскрывают причины в микроисториях, длящихся меньше минуты. Впрочем, довольно быстро оказывается, что и сам поезд не обычное средство передвижения, а нарративное устройство, управляемое Мастером Сказаний. Рику и его внуку Морти приходится проявить недюжинную смекалку, чтобы выбраться из ловушки. И все для того, чтобы в конце эпизода выяснилось следующее: оказывается, поезд — всего лишь игрушка, нарезающая круги по гостиной Смитов.

При чем тут циклическая история?

Фанаты Дэна Хармона, соавтора «Рика и Морти», давно знают о его сценарной формуле, которую можно представить в виде замкнутого круга. Стоит отметить, что Хармон не изобретал колесо, а всего лишь адаптировал структуру мономифа, выведенную ученым и писателем Джозефом Кэмпбеллом (ее придерживался, например, Джордж Лукас для создания «Звездных войн»).

Круг истории выглядит так:

1. Персонаж в зоне комфорта.

2. Он что-то хочет.

3. Попадает в некомфортную ситуацию.

4. Адаптируется.

5. Достигает цели.

6. Но платит за это высокую цену.

7. Возвращается к знакомой ситуации.

8. Меняется.

«Риконечная Мортистория» прямо ссылается на эту структуру: герои находят план движения поезда, разделенный на восемь секторов. «Ну, конечно же, тут все идет по сраному кругу. А можно было подумать, что все так сложно», — говорит Рик. Это типичный метакомментарий в духе мультсериала.

Но что значат слова злодея Мастера Сказаний о намерении сломать «пятую стену»? Четвертую стену, классический драматургический прием, сериал ломает постоянно. Даже в этом эпизоде ученый бросает фразу: «Если бы мы захотели выпустить филлер, то сделали бы „Межпространственное кабельное“, а не этот натянутый, претенциозный…» «Межпространственное кабельное» — это отсылка не только к телевидению, которое смотрят Рик и Морти, но и к уже опробованному формату сериала, когда основной сюжет несильно продвигается вперед, разбиваясь на маленькие скетч-эпизоды, демонстрирующие всю палитру абсурдистской фантазии создателей (один из ярких примеров — эпизод «Межвселенский кабель 2: Искушение судьбы» во втором сезоне).

Но в этот раз «сломанная пятая стена» — это превращение самих фанатов сериала в персонажей. Дэн Хармон и Джастин Ройланд решили пустить по циклическому маршруту самих зрителей. Убедительнее всего это доказывают в обсуждении на Reddit.

1. Персонаж в зоне комфорта (мы, аудитория, наслаждающаяся сериалом).

2. Он чего-то хочет (нам нужно продолжение классических сюжетных линий с любимыми персонажами вроде Злого Морти и Птичьей Личности).

3. Попадание в некомфортную ситуацию (весь этот чертов эпизод).

4. Адаптация (приспособление к метаюмору).

5. Достижение цели (вставка с Птичьей Личностью и появление Злого Морти).

6. Расплата (эти вставки короткие, ужасные и неканоничные).

7. Возвращение к знакомой ситуации (возвращение к нормальным Рику и Морти).

8. Изменение персонажа (теперь аудитория не будет ждать продвижения сюжета вперед, а наконец примет «Рика и Морти» просто как забавное шоу).

Воспитание фанатов

Шестой пункт, пожалуй, самый жестокий по отношению к фанатам. Серии «Рика и Морти» выходят не так часто, как им хотелось бы, к тому же зрительские ожидания довольно высоки, фанатские теории и спекуляции давно можно превратить в отдельное шоу. Вот продолжение четвертого сезона и пытается немного сбить температуру: хватит ждать эпического сражения со Злым Морти (тут он предстает как лидер злодейской армии вместе со злым двойником мистера Жопосранчика) и возвращения старых героев (разумный пес Снафлс из самых первых серий появляется в новом эпизоде на долю секунды). Что, правда хотите всего этого? Тогда держите в формате необязательного эпизода-филлера, который к тому же объявлен самими героями неканоничным.

Отклонения от курса

Еще один забавный метакомментарий Хармона и Ройланда связан с попыткой героев обмануть ожидания Мастера Сказаний и сделать что-то совершенно не в своем духе. В первом случае Морти должен придумать историю, соответствующую критериям теста Бекдел. Это феминистский стандарт оценки сюжета: в художественном произведении должны существовать два женских персонажа, разговаривающих о чем-то, кроме мужчин. В исполнении парня-подростка история получается абсурдной: его сестра и мать неестественными голосами разговаривают о менструации, позже побеждают скорпионов при помощи радуги из вагин, а затем и вовсе созваниваются с легендарной Рут Бейдер Гинзбург. Рассматривать это можно как ответ Хармона и Ройланда на фемкритику: если насильно заставлять мужчин сочинять истории о женщинах, то они могут получиться довольно ужасными и не менее сексистскими.

Читайте также:  К чему во сне опаздывать на работу

Второе отклонение от курса происходит, когда герои сталкиваются с огромной армией злодеев, возглавляемой Злым Морти. Когда Рик и Морти находятся в полном отчаянии, то решаются обратиться к… Иисусу Христу. Это ломает представление Мастера Сказаний об их типичном поведении. Появление Иисуса — фактически явление «бога из машины», драматургического приема, заключающегося в неожиданном и неправдоподобном разрешении конфликта (подобного не гнушались древние греки, но с тех пор прошло довольно много столетий). В наше время такой поворот считается безвкусным, но Рик думает иначе: «Морти, да нас буквально спас Иисус Христос. Каким боком это может оказаться оскорбительным?» Этот да и многие другие диалоги из серии похожи на реальные разговоры сценаристов шоу, которые собрались на мозговом штурме. Так что мультсериал вышел на такой уровень мета-мета, на котором раньше, кажется, еще не оказывался.

Источник

Продолжаем смотреть и разбирать четвертый сезон «Рика и Морти». В новой серии — отсылки к Ридли Скотту и «Сумеречной зоне», анимационный геноцид и шутки про 11 сентября.

Осторожно: спойлеры!

Что происходит в серии?

Рик и Морти со странными наростами на лицах идут сквозь пещеру, держа в руках склизкие инопланетные яйца. Но уже через пару секунд подросток цепляется своей биомаской за сталактит — оказывается, пришельцы-лицехваты поработили разум двух землян, и только счастливый случай вызволил их из забытья. Эксцентричный ученый и его внук пробираются к своему космическому кораблю через толпы зомбированных существ, уничтожают планету, населенную паразитами, и возвращаются на Землю, где выясняют, что забыли Саммер, сестру Морти, в логове врага. Вернувшись обратно, они узнают, что глорзо (так называется инопланетная раса) были не такими уж и злодеями. К тому же новая императрица Саммер объяснила им, что не стоит уничтожать тела своих хозяев. Несмотря на это, земляне вновь устраивают геноцид, после чего окончательно возвращаются домой.

Главные отсылки

  • Завязка эпизода напоминает множество фантастических фильмов, но название «Промортей» явно указывает на «Прометея» Ридли Скотта, приквел «Чужого». Напомним, что взрослый и брызжущий слюной ксеноморф сначала вылупляется из яйца, после чего лицехват цепляется к живому существу, которое паразит использует как временную оболочку для эмбриона. Глорзо из «Рика и Морти» отчасти повторяют этот жизненный цикл, но до стадии взрослого ксеноморфа не доходят.
  • Инопланетяне погибают от земной музыки. Морти довольно паршиво играет на губной гармошке, что заставляет их взрываться. Это отсылка к сериалу «Сумеречная зона» («Фокус-покус и Фрисби», 3-й сезон, 30-я серия), в котором землянин также смог сбежать от похитивших его пришельцев, сыграв на губной гармошке — ее звучание было мучительно для инопланетян. Подобный сюжетный ход встречался и в финале фарсовой комедии «Марс атакует!» Тима Бёртона: головы неудачливых захватчиков Земли разрывались при звуке йодля.
  • В летающей тарелке Рика есть выдвигающийся отсек для стрелка, куда помещается Морти. Подобные кабинки имелись и на «Соколе тысячелетия». Отсылку к «Звездным войнам» герои проговаривают за пару секунд до этого.

Анимационный геноцид

Шоураннер Дэн Хармон утверждает, что мультсериал впервые использует нелинейное повествование. Серия начинается с того, что главные герои не имеют ни малейшего понятия, что происходило, пока их телами управляли паразиты глорзо. Сценарист «Промортея» Джефф Лавнесс комментирует это так: «В каждом фильме вроде „Звездных войн“ есть куча плохих парней, зритель чувствует себя абсолютно нормально, наблюдая убийства тысячи штурмовиков. Но мне всегда было интересно, о чем мечтают лицехваты».

Поэтому нелинейное повествование помогает переиграть стандартную схему про «злых инопланетян-паразитов». Оказывается, что у них, как и у людей, есть свои чувства и мечты. Так, Рик и Морти временно были во власти лицехватов по имени Стив и Брюс, которые мечтали создать семью (да, отсюда следует довольно странная сцена на грани инцеста). Так что можно рассматривать этот эпизод как критику антропоцентризма: человек не является центром Вселенной, а стремления и желания присущи всем живым существам. Кроме того, эпизод проходится по чувству вины и задает такой вопрос: имеют ли персонажи научной фантастики право устраивать геноцид других видов и получать удовольствие от разрушения чужой цивилизации? Ответ остается на совести зрителя.

Читайте также:  Мерить шубу во сне перед зеркалом новую

11 сентября

Самый смешной момент «Промортея» находится в сцене геноцида. Отметив, что у них отсутствует чувство вины за убийство тысяч глорзо, герои встречают на своем пути башни-близнецы, похожие на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, разрушенный террористами 11 сентября 2001 года. Но Рик и Морти предпочитают облететь башни стороной, потому что «еще слишком рано». Зато следующим же объектом для уничтожения становится морская база, местный Перл-Харбор. Позже Рик хвастается дочери Бет, что «почти устроил 11 сентября».

Создатели «Рика и Морти» предпочли не рисковать, оставив башни-близнецы в сохранности. Теракт 11 сентября не самый удачный выбор для комедии и кровоточащая рана американского общества. Если не считать интернет-мемов, которые находятся вне зоны действия морали, шутки про Усаму бен Ладена, Джорджа Буша и Всемирный торговый центр все еще находятся под негласным запретом. Стендап-комики Гилберт Готтфрид, Джимми Карр и Луи Си Кей уже неоднократно прощупывали почву и получали негативную реакцию от аудитории.

Возможно, наблюдение Рика отсылает к мему «22,3 года» — именно столько времени, по версии мультсериала «Южный Парк», должно пройти после трагедии, чтобы она стала смешной. Проверить эту теорию можно будет 29 декабря 2023 года.

Вердикт

«Промортей» после заумных метаконструкций прошлого эпизода «Риконечная Мортистория», выглядит как легковесное приключение в духе двух первых сезонов. Ближайший аналог проговаривается самими героями — это «Судная ночь» (2-й сезон, 9-я серия). Вместе с тем качество анимации постоянно растет. «Промортей» радует глаз взрывами зданий планеты глорзо и неприятным внешним видом лицехватов. Этические вопросы обыграны интересно за счет нелинейного повествования, но центральной сюжетной арки, как замечают критики и фанаты, у этого сезона все еще нет. Вероятно, шоураннеры Хармон и Ройланд немного устали от долгоиграющих арок и решили размяться на историях поменьше, на что намекает недвусмысленный вывод прошлой серии: умерьте свои ожидания и оставьте свои теории, вы смотрите просто забавный мультсериал! Хотя тот факт, что Джерри занялся пчеловодством и стал объектом интереса Триши Ланг, одноклассницы Саммер, тянет на отдельный сериал.

Источник

Четвертый сезон «Рика и Морти» подошел к концу. В ожидании следующих приключений безумного ученого и его семейки рассказываем о новых мультсериалах — от анимационного ситкома про пришельцев до хулиганских сказок для взрослых.

«Полночные откровения»

Психоделическая замена

Где смотреть: Netflix

Причудливый мини-сериал по мотивам подкаста американского комика и журналиста Дункана Трасселла, где он беседует на философские темы с писателями, сценаристами (например, создателем «Рика и Морти» Дэном Хармоном), эзотериками и прочими интересными личностями. Главный герой мультсериала — космоподкастер Клэнси, путешествующий с помощью неисправного симулятора миров по разным вселенным и берущий интервью у их жителей. «Полночные откровения» играют на контрастах: пока Клэнси ведет размеренные разговоры со своими героями о медитации, психологии, идеях Алистера Кроули и самопознании, вокруг разворачивается захватывающее действие. Например, в середине беседы о смерти оба ее участника попадают в бойню, но беспрепятственно продолжают свое обсуждение уже в виде мясного фарша. Сквозь странные разговоры и разнообразных героев прорисовывается и линия самого Клэнси — напуганного кидалта, бегущего в красочные миры от личной трагедии.

Помимо Трасселла, над этим кислотным калейдоскопом поработали Пендлтон Уорд, создатель «Времени приключений», и студия Titmouse, причастная к «Нео-Йокио» и «Большому рту». Трасселл пришел к Уорду с идеей сериала семь лет назад, на заре подкастинга. «Я говорил [Уорду]: „Это должно выглядеть так, как будто мы заменили все диалоги Индианы Джонса на подкаст“», — объяснял журналист. Такими «Полночные откровения» и получились.

«Сказки Дж. Дж. Виллара»

Хоррор-замена с очень черным юмором

Где смотреть: Adult Swim

В 2013-м режиссер и художник Дж. Дж. Виллар (как художник работал над «Шрэк навсегда» и «Монстры против пришельцев») создал неоновый фантастический хоррор «Король Звездный король», безумный даже по меркам Adult Swim, главного поставщика взрослой анимации. Спустя семь лет Виллар вернулся с еще более диким шоу — сюрреалистичным мультипликационным хоррором «Сказки Дж. Дж. Виллара». Это перекроенные сказки братьев Гримм: «Рапунцель», «Красная Шапочка», «Пиноккио», «Три медведя», «Румпельштильцхен», «Белоснежка» и другие. Помимо привычного адалт-свимовского безумия (Златовласка пробирается к чокнутым медведям, которые варят кашу из троллей-телепузиков) и жестоких, а порой и достаточно отвратительных эпизодов (Пиноккио устраивает кровавую баню своим носом), Виллар дает новый взгляд на классические сюжеты: Рапунцель становится мальчиком и дружит с девочкой на инвалидной коляске, Румпельштильцхен превращается в сюжет о домашнем насилии. Режиссер обещает, что в будущем тематика шоу расширится, и он будет брать не только европейские сказки, но и сказки народов мира, библейскую тематику и американский фольклор.

Читайте также:  Ловец снов обои на рабочий стол

«Остров летнего лагеря»

Для тех, кому «Рик и Морти» были жестковаты

Где смотреть: Cartoon Network, HBO Max

«Остров летнего лагеря», пожалуй, самый добрый и милый мультсериал последних лет, который одинаково приятно смотреть и взрослым, и детям. Он вырос из одноименной короткометражки британского аниматора Джулии Потт, представленной на фестивале «Сандэнс» в 2016 году и высоко оцененной критиками. Над мультсериалом Потт помогали работать художники Сэм Олден и Грэм Фальк (оба — «Время приключений»). В центре сюжета — слоник Оскар и ежиха Ежинка, которые отправляются на лето в детский лагерь на острове. Лагерь оказывается не простым, а волшебным. В нем соседствуют дети-зверята, вожатые — ведьмы-подростки, взрослые добродушные монстры, восклицающие «Я закончил Гарвард!», инопланетяне, единороги и прочие фантастические твари. Тревожный Оскар, чья готовность к чудесам, по его собственным словам, ниже, чем у остальных детей, и более открытая к волшебству Ежинка начинают погружаться в необычный мир и знакомиться с его обитателями.

Всех героев «Острова летнего лагеря» — от антропоморфных зверей и монстров до кусачих маршмеллоу и говорящей одежды — можно охарактеризовать одним словом: милота. Их незамысловатые приключения и детские диалоги сочетаются с назидательными (но не раздражающими!) сценками про важность личного пространства и шутками про панические атаки. Второй сезон, состоящий из 20 серий (каждая длится всего по 10 минут), закончился год назад. 18 июня на HBO Max стартует третий сезон.

«Скрестив мечи»

Экшен-замена

Где смотреть: Hulu, more.tv

Новинка стрим-сервиса Hulu, вышедшая 12 июня, успела разделить критиков и зрителей. На Rotten Tomatoes у средневекового экшена 11% «свежести» по мнению критиков, а зрительский рейтинг — 88%. Десять динамичных 20-минутных серий крутятся вокруг наивного дурачка Патрика, который мечтает стать рыцарем. Обстановка вокруг него напоминает кроссовер детского конструктора Playmobil и «Игры престолов», а герои (клоун-выпивоха, королева пиратов, рыцарь, Робин Гуд) будто перекочевали из второго сезона «Чудотворцев». В первой же серии королева зазывает рыцарей на оргию, волшебнику с Мерлиновой бородой достается на турнире, а герои через слово матерятся и выясняют, кто из них больший лузер.

Критики сразу же заклеймили сериал вульгарным, а юмор — глупым и сортирным. И, кажется, проигнорировали, что «Скрестив мечи» выпустили создатели «Робоцыпа», который — в том числе за счет туалетной сатиры — успешно идет с 2005 года. Оттуда же в средневековый экшен перебрались пародии на популярные фильмы и сериалы. Отдельного внимания заслуживает актерский состав, озвучивший главных героев. Это Николас Холт, Люк Эванс и Сет Грин. Русский дубляж подготовил Сыендук, известный по озвучке «Рика и Морти».

«Солнечные противоположности»

Основная замена

Где смотреть: Hulu

Соавтор «Рика и Морти» Джастин Ройланд весной представил «Солнечные противоположности» — мультсериал про пришельцев, бегущих со своей уничтоженной астероидом планеты Шлорп на Землю. Инопланетные мигранты вынуждены жить среди придурковатых, по их мнению, людей, учиться земным привычкам и не вешать нос. Осложняется все тем, что пришелец Корво и его семья ненавидят землян (осторожно: небольшой спойлер), ставят над ними эксперименты и строят планы по превращению планеты в Шлорп-2.

Некоторые зрители предположили, что «Рик и Морти» и «Солнечные противоположности» существуют в одной вселенной, но, кажется, это не так. С «Риком и Морти» у шоу действительно много общего: пасхалки и отсылки (попробуйте найти портреты Саммер и Морти в одной из серий!), общая научно-фантастическая атмосфера с порталами и мудреными устройствами, ироничные высказывания про политику, мигрантов и феминизм. Но различий еще больше. Во-первых, это анимационный ситком, чье действие редко выходит за пределы городка, в котором оказались четверо пришельцев. В отличие от последнего сезона «Рика и Морти», который дробился на едва связанные между собой метаэпизоды, у «Солнечных противоположностей» есть внятный сквозной сюжет. Hulu продлил сериал на второй сезон. Предположительно, он выйдет весной 2021 года.

Источник