Режиссер кристофер нолан фильм бессонница
«Бессонница» (Insomnia)
Авторы сценария Николай Фробениус, Эрик Скьёлдбьерг, Хиллари Сейц Режиссер Кристофер Нолан Оператор Вэлли Пфистер Композитор Дэвид Джульян Художник Майкл Дайнер В ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суонк, Мартин Донован и другие Alcon Entertaiment, Section Eight Ltd, Witt Thomas Production США 2002
Как классически правильно выстраивается карьера Кристофера Нолана — от маргинально-экспериментального опыта «Следующий» к широко доступному артхаусному «Помни» и вот теперь к мейнстримному, дорогостоящему (бюджет — 46 миллионов долларов) триллеру «Бессонница». И на каждом этапе — абсолютно точно выполненная задача и успех. Можно предположить, чем привлек Кристофера Нолана сюжет его последней картины. В сердцевине — тот же стержень, что и в предыдущем фильме режиссера: человек наедине с мучающей его тайной.
Итак, Кристофер Нолан, встряхнувший усталое внимание киноманов прошлогодним триллером «Помни», на этот раз встряхнул норвежский триллер пятилетней давности, поставив Аль Пачино на место Стеллана Скарсгора. Изысканный европейский каркас, созданный Эриком Скьёлдбьергом (он был режиссером и сценаристом того фильма), оброс американским «мясом»; моральные муки зрелого полицейского из Осло приобрели зримый вид тяжкого бремени, которое не в силах тащить на себе постаревший коп из Лос-Анджелеса с набрякшими веками над потухшими карими глазами. Детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) прилетает с напарником в рыбацкий поселок на Аляске во время белых ночей, чтобы помочь разыскать убийцу семнадцатилетней девушки Кей. Он устал, над ним висит дамоклов меч служебного расследования в связи с подтасовкой улик. Дормер, авторитетный, даже легендарный детектив, чьи расследования изучают в полицейской академии, пошел на должностное преступление: чтобы прижать явного преступника-убийцу, брызнул ему на сорочку каплю крови его жертвы. А как быть, если по-другому справедливости не добиться? Феномен, который можно обозначить как «дилемма Жеглова»: дома — обворованная соседка с кучей малых детей, а в трамвае — ражий щипач Кирпич, и если не подбросить ему чужой кошелек, то вовек не поймать «на кармане». И вообще, что такое справедливость — наказание виновного или соблюдение процедуры дознания? В новом деле аргумент Дормера — грязная свалка, где было найдено тело замученной Кей; сюда он привозит ее подружку, чтобы заставить дать показания. Это аргумент не от «права» — девушка обязана дать показания как гражданка, а от «сердца» — заставить ее говорить может только ужас от приближения к злодеянию. Дормер, опытный и зоркий ястреб, несмотря на усталость, замечает детали, которые дают ключ к поискам. Кей убил кто-то, кто был ей близок, кто мог аккуратно постричь ногти у трупа, чтобы они не портили эстетическое впечатление. «Этот парень перешел все границы и даже глазом не моргнул», — комментирует Дормер. Для американского зрителя сюжетной загадки в фильме нет — с первого же ночного звонка убийцы они непременно узнают голос Робина Уильямса.
Следовательно, саспенс строится не на этом. «Бессонница» — психологический триллер. Первоначально на роль Дормера планировался Харрисон Форд, но Нолан правильно рассудил, что ему нужен не герой боевика, а тонкий актер, который может сыграть не одно состояние, а сложное переплетение чувств и глубинный подтекст. Поселок называется Найтмьют — Ночное безмолвие, но никакой ночи нет здесь и в помине, а время, условно отведенное под тишь и сон, взрывается резкими телефонными звонками. Вечный день приполярного края не дает детективу, опять-таки по иронии судьбы носящему фамилию Дормер («спящий»), уснуть, и шесть ночей подряд он не может забыться сном. А еще и туман, а еще и напарник Хэп Экхарт (Мартин Донован), который дал против него показания, типичный молодой и горячий полицейский, верящий в букву закона. И вот в результате капкан, поставленный на убийцу, срабатывает не так, как задумано. Или как раз именно так? Измученный бессонницей Дормер уже и сам не знает. Так или иначе, но пуля вместо убийцы поразила Хэпа. Теперь, охотясь за преступником, Дормер вынужден еще и скрывать следы своего невольного убийства. Может быть, из чувства самосохранения и уж точно ради того, чтобы успеть найти преступника. Его близкое к умопомешательству состояние ловко использует убийца, донимающий «спящего» ночными звонками, пытающийся вызвать на щекочущую нервы экзистенциальную игру и завербовать в союзники. Однако убийца-интеллектуал так же отвратителен старому полицейскому, как и любой другой душегуб: «Хочешь произвести на меня впечатление, Финч? Не выгорит. Ты для меня такая же загадка, как засорившийся унитаз для сантехника».
Однако же один грех и попытки его скрыть влекут за собой другой грех и третий. Восторженные глаза начинающего детектива Элли Бурр (ХилариСуонк) тускнеют: кто же на самом деле этот человек-легенда, о котором ей рассказывали в академии? В сущности, это просто узнать. Дормер сам дает Элли ключ к разгадке: «Люди выдают себя мелкой ложью, маленькими ошибками». Можно добавить — одной капелькой крови. Но, как замечает Элли, «хорошему полицейскому не спится из-за недостающего звена в цепи доказательств, а плохому не дает спать совесть», и если ошибки нельзя исправить, а бессонница делает невозможной жизнь, остается только шагнуть навстречу вечному сну.
Однако же невольник чести Дормер должен довести до конца свой поединок с убийцей. С этим гладколицым успешным беллетристом Уолтером Финчем, который в своем полубезумии вовсе не считает себя таковым, хотя убийство, напоминающее историю Лоры Палмер из городка Твин Пикс, было совершено самым зверским образом. Финч находит острое удовольствие в опасной игре с Дормером. Его победа в этом поединке означает для Дормера гибель: Финч непременно первым делом доложит, кто убил Хэпа Экхарта и где искать улики.
Для этого жанра придумали новое название — film blanc (белый фильм), то есть тот же нуар, только наизнанку. В черном триллере действие происходит преимущественно ночью, когда просыпаются демоны и выходят наружу темные страсти. В белом действие происходит при незаходящем солнце, но демоны тоже не спят, только темные страсти уже не сливаются с ночной мглой, а препарируются на беспощадном свету. Дормер испытывает муки,оттого что не может уйти в тень, спрятаться от посторонних глаз, убежать в сон, пусть и кошмарный. Но еще мучительнее ему смотреть на собственное отражение в зеркале, смотреть в глаза самому себе, и он тяжело опускает веки. «Дай мне уснуть», — его последние слова.
Источник
Теперь понятно, что он тогда только проверял себя на свободу владения правилами игры. Проверил и вот в “Бессоннице” сыграл. Прямо даже робко мечтаешь, что ж это дальше будет, если 31-летний лондонский парвеню не выдохнется назавтра. Хотя поначалу кино смотрелось скептически. Многозначительно капает кровь, кого-то убивают, идут титры, на летнюю Аляску в белые ночи являются из Лос-Анджелеса Аль Пачино с напарником (Мартин Донован) расследовать убийство старшеклассницы, найденной на помойке в голом виде. Великий детектив Аль Пачино кажется поначалу страшно переигрывающим величие и сопутствующую самоиронию, его только усугубляющую. Ну, найдут они, что изначально понятно, в конце концов убийцу, автора детективов с убийствами. И то, что Робину Уильямсу расширили эту роль до старых-знакомых кошек-мышек с “обычными подозреваемыми”, понятно синхронно. Игрушечный Уильямс впервые в своей карьере стал плохим Кеном при хорошей Барби. Это я вовсе вам не конец рассказываю, это без дураков недалеко от начала.
Кадр из фильма “Бессонница”
С учетом, что у “Бессонницы” был грамотный первоисточник – недавнее одноименное норвежское кино, – детективную часть Нолан как бы утрамбовал, и влезло много чего еще. Впервые линия ломается, когда Пачино с напарником ужинают. Тот совершенно спокойно предупреждает, что в ближайшее время сделает великому детективу подлость, которую сам не считает подлостью, так как надо семью кормить. И что же, если семья, значит, все дозволено? Вторично линия ломается, когда в погоне за убийцей в непроглядном тумане Пачино стреляет в направлении силуэта убийцы, а это оказывается напарник, который всего лишь тоже гнался. Напарник кончается, обвиняя великого детектива в преднамеренности выстрела. Опять же, если Пачино не имеет ни одного шанса никому доказать, что этого не хотел, так значит, он все-таки хотел? Это ж бред. Фильм постепенно меняет жанр и становится моральным экзерсисом на фоне традиционной детективной интриги.
Кадр из фильма “Бессонница”
В экзерсис входят разные местные полицейские, старшеклассники, суровые красоты аляскинской природы, факт оторванности городка от прочих мест обитания человека, а также факт шестисуточной на почве белых ночей бессонницы великого детектива. Изображение постепенно становится все контрастней, звучащая речь – все громче, Нолан уж постарался визуально сымитировать синдром хронической усталости как повод высоких отношений. А высокие отношения связаны с тем, что каждый, хоть что-то имеющий (профессию или семью, власть или деньги), начинает рано или поздно слишком много себе позволять. Когда кто-то портачит от лени, кто-то под маркой “ценностей” (семейных, профессиональных), а кто-то с возрастом, от сознания собственной непогрешимости – это все мура, пройденный этап, не стоит разговора. А вот когда Аль Пачино напозволялся чисто сознательно, не для себя, а для пользы дела, можно поговорить.
Пусть дело святое, но как, позволив лишнее себе, проверить, что это не для себя? Чем мерить будем? Намек имеется. Вот если б напарницей Аль Пачино была Хилари Суонк, местная преданная и верная ученица великого детектива, она бы дала мерило. В фильме ее, к сожалению, в нужный момент рядом не оказалось, но это детали интриги. В принципе уже ясно: когда совершаешь что-то нехорошее, а оно на самом деле хорошее, обязательно нужен свидетель, с которым вы доверяете друг другу. Ровня, третий угол – и дело делается, любое. Это высокая мораль. Вопрос, где такого взять, но подобными душеспасительными беседами “Бессонница” не занимается.
Кадр из фильма “Бессонница”
Нолан полез в хитросплетения подлости и добрался до малодоступных мест, потому что фундамент у него надежный. Детектив – очевидный жанр. Вор должен сидеть в тюрьме, порок должен быть наказан, и думать об этом нечего. С другой стороны, течение детектива не дает растекаться мыслию по древу, все лишнее уходит, остается суть, а тут недалеко и до малодоступного. “Почти” совсем настоящей “Бессонница” является, потому что в наши дни вообще уже можно только предполагать детектив, пунктирно, а не явочным порядком, и тогда можно было бы в фильме зайти еще дальше. Кроме того, в замечательной сцене погони по лесосплаву видно, что под воду затянуло не Аль Пачино, а все-таки каскадера.
>Видно, что это не Аль Пачино. Старик не полез в холодную воду, что понятно, но неправильно.
Источник
Когда мы вспоминаем о режиссёре Кристофере Нолане и его особенностях на ум приходит несколько очевидных вещей. Главные герои фильма немногословные, суровые, великолепные спец-эффекты, массовые сцены с привлечением большого количества статистов. Последняя картина «Дюнкерк» не вызвала у зрителей большого ажиотажа, многие хотели видеть больше экшена, которого в фильмах Нолана обычно больше.
Робин Уильямс и Кристофер Нолан на съёмках фильма.
Однако давайте вспомним один старый фильм режиссёра, в котором нет всех тех элементов, который был драмой и который не редко забывают, это фильм «Бессонница».
Главные роли исполнили Аль Пачино и Робин Уильямс, которые не нуждаются в преставлении. Этот дуэт отлично смотрится на экране и их роли можно считать одними из лучших в их карьерах.
Фильм является ремейком одноимённого норвежского фильма 1997 года. Сюжет картины прост, особенно для такого любителя запутывать зрителей, как Нолана. Два детектива из Лос-Анджелеса, Уилл Вормер и рэп Экхарт (Аль Пачино и Мартин Донован), отправляются в небольшой городок на Аляске, чтобы расследовать жестокое убийство девушки-подростка. Одновременно с этим Дормер сильно переживает из-за внутреннего расследования его предыдущих дел, так как он подкидывал улики убийцам, которых могли отпустить на свободу (Очевидно герой любит Жиглова и его «Вор должен сидеть в тюрьме»). Вскоре герои собираются устроить засаду и поймать убийцу, их план срабатывает, убийца приходит на место, но из-за маленькой оплошности ему удаётся скрыться, а Дормер совершает роковую ошибку, из-за чего ему приходиться вступить в сговор с убийцей, который его шантажирует. Убийцу сыграл Робин Уильямс.
Аль Пачино. Кадр из фильма Бессонница .
Было большим сюрпризом для многих, что такой актёр, как Робин Уильямс играет убийцу, ведь до этого он прославился, как герой семейных и комедийных фильмов. Однако он идеально подошел на эту роль и сыграл её великолепно. Вы это поймёте, когда посмотрите фильм. Для самого актёра 2002 год оказался интересным, так как он сыграл в трёх фильмов совершенно разных и совсем не весёлых персонажей. Уильямс сыграл у Дени Де Вито в «Убить Смучи», где раскрывается тема обратной стороны детского телевидения и «Фото на час».
Бессонница получила хорошую критику и собрала достойную кассу, что позволило людям взглянуть на актёра в такой мрачной и коварной роли. Два других фильма этого года с Уильямсом провалились в прокате. Он смог виртуозно перевоплотиться в писателя детективных романов, который выставляет себя не виновным в преступлении, и прекрасно играет в сцене, где звонит детективу в отель и насмехается над них, в то время, как на улице начинает рассветать.
Помимо всего прочего, «Бессонница» недооценена поскольку на сегодняшний день она является последней удачной работой одного из лучших актеров современного кино, Аль Пачино. Как следует из названия фильма герой страдает бессонницей, из-за стресса и того, что на Аляске в это время года светло целый день. Пачино прекрасно передаёт состояние героя и с каждым новым днём мы видим, как его всё больше терзает отсутствие сна.
Аль Пачино и Робин Уильямс. Кадр из фильма Бессонница.
Это была вторая работа Нолана в большом кино и она получилась превосходной. До Бессонницы был ещё один великолепный фильм «Мементо», который его продвинул к более бюджетных картинам. Фильм получил более 113 миллионов долларов по всему миру и открыл путь Нолана к Бэтмену. Любителям хороших фильмов с напряженным сюжетом и отличной актёрской игрой настоятельно рекомендован к просмотру!
Если Вам понравилась статья- ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Новые статьи выходят каждый день! Также советуем поучаствовать в Викторинах «Угадай фильм 1» и «Угадай фильм 2» Также прочитать про Проблемы с цензурой и интересные подробности фильма «В джазе только девушки» Или про Малоизвестные фильмы, где Чарли Чаплин сыграл злодея.
Источник
Написать отзыв
Insomnia (2002, США), IMDb: 7.2
Рецензия «Афиши»
Есть тело. Волосы вымыты, ногти подстрижены. Есть маньяк-убийца. Улики отсутствуют. “Это только начало”, – утверждает детектив Аль Пачино, а он-то знает. Так почему же не страшно? Почему ни саспенса, ни особого интереса, кто убил? В “Молчании ягнят” к этому моменту нас уже можно было отскребать от кресла. Тут маньяк показывает свое лицо примерно за час до финала и почти сразу во всем признается следователю. Это ничего не меняет.
Почему? Да потому что фильм – не про это. Он с предельной четкостью указывает на перемены, которые всего за год произошли в детективном жанре. В двух словах, настала полная ясность. Прошлогодние лабиринты “Багровых рек”, “Веса воды” и “Видока” ушли в прошлое. Кристофер Нолан, автор самого сложного лабиринта из всех, “Помни”, резко изменил курс. Его следующей работой становится ремейк норвежского фильма 1997 года по сценарию Николая Фробениуса. После ошарашивающих пространственно-временных кульбитов – железнодорожная прямота. Вместо сюжетных головоломок, таких утешительных, вносящих порядок, пускай порядок лабиринта, в пугающий хаос жизни, – сложность другого рода. Когда в тумане преследуешь преступника, а убиваешь напарника, а он только вчера сказал, что не может больше молчать и расскажет, как ты подкидываешь улики, и значит, есть причина его убить, и уже сам не знаешь, что там в тумане случилось. У лабиринта есть хотя бы обещание выхода.
Такая сложность главные требования предъявляет не к сценарию, а к режиссуре – нужна повышенная плотность фактур. Когда сюжет замер и внешнего напряжения ноль, на первый план выходят атмосфера воздуха и актерское лицо. Нолан работает с обоими виртуозно. Если его фильм чем и превосходит отличную норвежскую картину, так именно этим – насыщенностью каждого квадратного сантиметра экрана оттенками, фактурами – сложностью. В оригинале дело было в норвежском Заполярье, где всегда день. Нолан без потерь перенес действие в Заполярье американское – на Аляску, где даже название городка, “столицы мира по ловле халибута”, Найтмьют – Ночная Немота – означает злую насмешку природы, решившей свести пришельца с ума: ночная немота бьет ярким полуночным солнцем цвета свежего гноя во все щели занавешенного гостиничного номера, не дает заснуть, рождает призраков, изводит, изводит.
У Аль Пачино идеальное лицо, чтобы Нолан на его пространстве мог разыграть эту драму безысходного приближения к себе. Когда даже сон – не укрытие. Тяжелые складки опыта от бессонницы становятся тяжелее, старые собачьи глаза с каждым кадром глядят все грустнее, он столько уже сыграл этих копов (начиная с “Серпико” Сиднея Люмета, 1973), что из всех чувств осталась одна вина, и вот он пришел к нам с повинной, и так устал, что делайте что хотите, дайте только закрыть глаза. Но глаза не закрываются; он все смотрит, и смотрит так, что понимаешь: все эти прошлогодние детективные головоломки, скачки во времени, зигзаги сюжета были всего лишь попыткой избавить нас от по-настоящему неприятных вопросов. За попытку спасибо, но, видно, еще не пора.
Отзывы по рейтингу пользователя
7
Из всех фильмов Нолана этот мне пока понравился больше всего. Он имеет все признаки фильмов этого мастера – и качественность, и занудность-затянутость, но не имеет одного – вопиющую недостоверность. Аль Пачино – верю!
И – на мой взгляд – он более чем правильно кончается…так что на мой взгляд, этот фильм состоялся!
7
На Аляске живут два типа людей: те, кто здесь родился, и те, кто сюда переехал в надежде что-то забыть. Детектив Дормер (Аль Пачино) приезжает сюда с напарником расследовать убийство – небывалое событие для маленького городишки. А может тоже бежит? От внутренней службы, пытающейся повесить на него фальсификацию доказательств по уголовному делу? Или от себя, пытаясь забыть то, каким образом он посадил за решетку убийцу ребёнка? Расследуя убийство, Дормер попутно пытается разобраться в себе, в своих мыслях и мотивах. Всё смешалось. А тут еще эта бессонница…
Фильм произвёл неоднозначное впечатление. Сам сюжет несложен. То, что изначально подаётся как психологический триллер, окутывая всё туманом, в итоге переходит в триллер интеллектуальный, основанный на противостоянии характеров, миров, убеждений. Сложно сказать, удачен ли такой ход в данном контексте. Всё-таки развязка довольно предсказуема и накал страстей спадает к финалу. Но раскрытие всех карт в середине повествования – интересный ход, после которого спасти фильм может только актёрская игра.
И тут-то Нолан вытаскивает свои главные козыри. Я с трудом могу назвать еще один фильм, где главные роли исполняли бы столь разные, столь несопоставимые и при этом действительно гениальные актёры, во многом изменившие кино и само понятие актёра, – Пачино и Уильямс. Да, это далеко не самые их лучшие роли. Актёрская игра здесь не самой высшей пробы по сравнению с другими их фильмами. Но она всё равно очень хороша, особенно на фоне многих других. Да и показателен сам факт такого распределения ролей. Если Аль Пачино, завоевавший себе славу прежде всего ролями гангстеров («Лицо со шрамом», «Путь Карлито», «Крёстный отец»), с возрастом всё больше тяготеет к роли хорошего парня, пусть и не без изъяна («88 минут», «Право на убийство»), то представить себе Робина Уильямса этаким маньяком сможет далеко не каждый. Пусть здесь он играет не столь самозабвенно как в похожей роли в «Фото за час», но всё равно он хорош, очень хорош. Те, кто знает его в основном по фильмам вроде «Куда уходят мечты» или «Двухсолетний человек», будут приятно удивлены сменой планов. Это как минимум интересно.
Плюс молодая Хиллари Суонк, которая всего через несколько лет после этого получит Оскара за шикарную «Малышку на миллион». Причем шикарную во многом благодаря именно ей.
Как вам? И если вы скажете, что всего этого недостаточно, чтобы посмотреть фильм, то что вам вообще нужно от кино?
5
Интересная детективная история. Необычный сюжет, классные актёры. Ничем особо мне не запомнился, но впечатления вполне себе хорошие. Один раз посмотреть можно.
9
Когда Кристофер Нолан был молодым, и за ним еще не закрепилась слава самого искусного фокусника в современном кинематографе, но в активе уже был “Помни”, а с ним – один из лучших молодых операторов сегодня Уолли Пфистер, “выстреливший” с полок с третьеразрядным видео на том же “Помни”… Так вот, чтобы не перегружать предложение – тогда Кристофер Нолан снял “Бессонницу”.Фильм простой, как гвоздь. Где-то я это уже писал. Фильм, в котором детективный сюжет – просто ничто по сравнению с настоящей детективной атмосферой, явлением, столь же редким, как и яйцо птицы Рух. Безусловно, Нолану очень повезло, что у него под началом оказались Аль Пачино и Робин Уильямс – противостояние этих двух персонажей любой труп гальванизирует, не то, что картину многообещающего режиссера. Однако и эти двое – далеко не все, что сделало фильм. Была еще литературная основа от Фробениуса, уже, кстати, экранизировавшегося… И был талант (пока не рискну сказать “гений”, молод еще) Кристофера Нолана, превратившего не самую заурядную детективную историю в один из образцов жанра.
P. S. Все эти восторги в четыре утра особенно в тему, мне кажется.
7
Аль Пачино играет проженного копа, которого перебросили на раскрытие “глухаря” на Аляске, как старшего товарища и большого эксперта в раскрытии дел. На самом же деле, его убрали из Лос-Анджелеса на время внутренней проверке каких-то его не слишком благовидных дел. Вот и напарник не может больше терпеть и скоро пойдет сдаваться. Неудивительно, что он скоро словит пулю
А дело само также крайне непонятное – на свалке найден труп девушки без следов изнасилования и каких либо отпечатков, даже ногти аккуратно подстрижены. И похоже дело не в слишком надоедливом бойфренде, который не слишком умен, а в ком-то посерьезнее…
А еще на Аляске полярный день и потому никакого затемнение не спасет нашего героя от бессоницы, которая в какой-то момент начинает рождать чудовищ. И уже не ясно, что правда, а что морок.
Убийца, кстати, появляется уже к середине фильма, то есть перед нами совсем не детектив, а скорее триллер и игра умов героев Пачино и Робина Уильямса (я уверен, что это ни разу не спойлер, они даже на плакате фильма).
Фильм невероятен по своим ощущениям, он тягуч как ириска и больше всего напоминает сон из которого никак не выйти, ты все глубже и глубже утопаешь в нем без каких-либо шансов выбраться.И понятно, что никто уже не выйдет из него живым или хотя бы таким как был до этого полярного дня!
7
Отличный фильм. Игра актеров на высочайшем уровне. Переживания и внутренний духовный мир главного героя ощущаются как свои собственные. Идея фильма конечно уже не нова. Фильм переснят Голливудом с норвежского фильма “Бессоница”. Но, как говорится оригинал не всегда лучше ремейков.
Фильм получился напряженным, но слегка затянутым. А конец меня вообще потряс, так не хотел, чтобы главный герой погибал, но увы. Фильм на твердую 4+.
9
На мой глубоко субъективный вкус это одна из лучших ролей Аль Пачино. Во всяком случае из тех фильмов с ним, которые я смотрел. За его героем реально интересно наблюдать, его талант заставляет верить герою, временами даже чувствуешь такую же усталость как и он. Ну и режиссуру Нолана тоже нельзя не отметить, он тут прекрасно показал себя.
9
Без сна человек не может нормально функционировать. Нарастающая усталость грозит не только тем, что тело не восстанавливается, и мы сами чувствуем дикую усталость. Если ничего не предпринять, то человек становится раздражительным, видит галлюцинации и со временем даже может сойти с ума. И еще хуже становится тогда, когда детектив, приехавший для расследования убийства, из-за бессонницы постепенно теряет рассудок. Чем чревато? Во-первых, утратить авторитет среди коллег, Во-вторых, не суметь доказать виновность злоумышленника. В-третьих, не суметь защитить того человека, который больше всего в тебе нуждается.
Лента «Бессонница» на любителя, не всем придется по душе однообразно ровное повествование с минимумом экшена (хотя те действия так и назвать-то сложно), однако до краев наполненный отчаянием, злобой и фальшью. Главным достоинством проекта стала актерская игра. Тут встретились два мастодонта опытной голливудской актерской школы и одна сравнительно молодая, но не менее талантливая представительница современного Голливуда. Игра Пачино, Уильямса и Суонк поражают своей отточеностью, проницательностью и легкостью. У каждого из персонажей своя роль, которая не оставляет других позади, но при этом рассматривается самостоятельной единицей. Даже сложно сказать, кто поразил больше: Дормер со своим желанием во что бы то ни стало раскрыть психопата, Финч со своими горящими безумством глазами или проницательная Бурр.
Завернутая в оболочку криминального триллера, «Бессонница» – на самом деле серьезнейшая психологическая драма о преступлении и наказании. И фильм нужно воспринимать именно с такой позиции. После выхода картины было немало отзывов, что фильм нудный и скучный, так сказать – «лучшее лекарство от этой самой бессонницы!» Конечно, если относится к ленте Кристофера Нолана, как к среднестатистической голливудской продукции, то естественно возникнет недоумение. А почему так тяжело смотрится? А где же трюки и спецэффекты, ураганная пальба и позитивный победоносный настрой? Увы, друзья мои, «Бессонница» – картина совсем из другой обоймы.
Одна из проблем современного американского кинематографа – кризис идей. Можно бесконечно снимать суперзрелещные боевики с постоянно совершенствующимися спецэффектами, но даже всеядному штатовскому зрителю они надоедают, поэтому картины проваливаются в прокате, что, естественно, плохо для шоу-бизнеса. Необходимы новые идеи и новые люди со свежим взглядом на то, как надо снимать кино. Именно тогда в Голливуде появляются европейские и азиатские режиссеры или же местные небесталанные постановщики снимают ремейки удачных неамериканских картин.
«Бессонница» – ремейк норвежского фильма 1997 года, и именно этим объясняется непростой сценарий и тяжелая гнетущая атмосфера. Удачно выбранный на роль постановщика, Кристофер Нолан не стал по-голливудски упрощать картину, а снял ленту, близкую к оригиналу. Поэтому фильм производит впечатления европейского продукта, он многогранен, с глубоко и четко проработанными психологическими нюансами и снят скорее в арт-хаусном, нежели в мейнстримовом стиле. После авторского «Помни», Нолан на примере «Бессонницы» доказал свой талант творца, а не ремесленника, а впоследствии окончательно укрепил, продемонстрировав нестандартный подход к истории о Бэтмэне.
Все, что мы наблюдаем в фильме – это продуманный и блестяще реализованный авторский стиль, точно соответствующий содержанию ленты. На протяжении всей картины мы с головой погружаемся в балансирующий на грани безумия внутренний мир полицейского Уилла Дормера. Сильные душевные терзания наряду с отбирающей последние силы хронической бессонницей сыграны Аль Пачино поистине гениально. Если бы даже фильм снимал не Нолан, а менее талантливый режиссер, один Пачино все равно бы вытянул картину, возведя ее на ступень выше стандартного психотриллера. А так мощная режиссура вместе с потрясающей актерской игрой производят очень сильное впечатление.
Да, фильм непростой по своей сути и тяжелый для просмотра, но ведь тем и отличается серьезное кино от развлекательного. Эта картина, которую не стоит смотреть для отдыха, потому что тогда она совсем не понравится и, возможно, вы не досмотрите ее до конца.
«Бессонница» – фильм для внимательного и вдумчивого зрителя, который воспринимает кино как искусство, а не аттракцион.
5
два хороших актёра вытянут что угодно. Аль Пачино потрясающе играет Пафосного Полицейского С Драмой, Робин Уильямс потрясающе играет frustrated lonely freak. всё красиво, всё добротно. вот только “добротно”, как обычно, — ругательное слово, означающее “не подкопаешься, но смотреть, в сущности, незачем”.
и я очень разочарована Ноланом. до сих пор у всех его фильмов, что я видела, был интересный замысловатый сюжет. в “Бессоннице” концовка, как говорится, слита. самым подлым образом. тьфу.
и да, да, конечно, очень умная девочка-полицейский. в двухтысячных стыдно уже так в лоб использовать клише, если только их не исполняет Шварценеггер!
7
Добротный, цельный фильм, но не покидает меня ощущение, что чего-то не хватает. Депривация сна, которая, кажется, должна играть здесь весомую роль, присутствует как-то на периферии, возникая “по скрипту”: в специально определенные для нее моменты. В остальное время про нее забываешь, несмотря на сильную игру актера. На мой взгляд, фильму не хватает четкой структуры – градации депривации по дням.
Не дает сюжет развернуться Уиялльмсу и Аль Пачино. Отношения между их героями прервались на полуслове: интрига, заключающаяся в том, сможет ли Уилл Дормер сделать выбор и отказаться от сделки с собственным достоинством, прерывается обстоятельствами. Более, метания героя, разрываемого между совестью и прагматизмом, изображены слишком бедно, и, как бы Аль Пачино не старался, игрой это не выправить.
Вдоволь в фильме только природы Аляски. Потрясающие пейзажи.
Жанр фильма явно не относится к тому, что мне нравится. Поэтому критиковать даже права не имею. Но все-таки, по-моему, для рядового зрителя фильм будет скучен. Ибо подобное кино может вылезать исключительно на игре актеров и каком-то сверхъестественном умении режиссера. Аль Пачино я вообще, ккажется, первый раз увидел (честно). Роль отыграл нормально, но
в такой ситуации даже выше головы не прыгнешь. А Робин Уильямс в роли злодея – это вообще нонсенс. Странно все это.
И что самое грустное, фильм не заставил о чем-либо задуматься. Может быть, именно оттого, что обо всем этом и так каждый день думаешь… Что-то последнее время плохо воспринимаю фильмы о личностях. Нету в них глобалистики… А без нее скучно…
P.S. А если в двух словах, то…
Бессонница – лучшее средство от бессонницы.
Четыре месяца назад я посмотрел в инете трейлер Бессонницы. Смонтирован он был действительно умело. Типа, нагнетание обстановки, саспенс всякий. Короче, ждал я этот фильм. Но тут посмотрел… Возможно, из-за того, что я ходил на сеанс в 00:50 , может из-за того что перед кино я круто дунул, но зрелище обломало по полной: сначала труп бедной девушки, по видимому, заюзанной очередным маньяком, потом усталый старый Эл Пачино,честный коп, которого хотят подставить, всякая мутотень, …короче, посмотрев треть я более-менее понял, чем это должно кончиться. И, действительно, название оправдывает себя на все 100%-фильм не про то, как расследуется убийство, не про полицейские передряги и скучный захолустный городишко, а про то, как старый, усталый коп мучается бессонницей и потихпньку сходит с ума. А что до Робина Уильямса, так он появляетя в последней трети фильма, когда зритель уже так привыкает видеть муки Пачино, что всякое развитие сюжета отслеживать уже впадлу, хочется только спать…………
Новогодние вечеринки в Москве: техно-утренники первого января, яркое диско и футуризм
December 29 2020
Лучшие фантастические фильмы 2020 года
December 29 2020
Концерты в Москве на новогодние праздники: «Кассиопея», Дельфин, Хаски и так далее
December 29 2020
Лучшие документальные сериалы. Итоги 2020
December 29 2020
Источник