Режим дня значение сна в развитии ребенка
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.
Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до 1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.
Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.
Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.
У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.
Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.
В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.
Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.
Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.
Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Источник: https://roditelskiy.site/services/zdorove/rezhim-dnya-i-ego-vliyanie-na-zdorove-rebyonka
Источник
«Утверждаю»
зав. кафедрой педиатрии,
д.м.н., профессор
А.И. Кусельман
——————————
«——»———–2006
Методические
рекомендации для студентов по теме:
Особенности
воспитания детей различного возраста,
включая подростковый. Сон, режим дня,
подбор игрушек. Занятия с детьми раннего
возраста. Социальное развитие детей и
подростков, принципы оценки.
Вид
занятия: практическое
Продолжительность
занятия 2 часа
Цель занятия: Изучить особенности
воспитания детей различного возраста.
Значение соблюдения режима дня и сна
для детей. Организация занятий с детьми
раннего возраста и подбор игрушек.
Студент должен знать:
особенности воспитания детей различного
возрастазначение режима дня в жизни ребенка
(сон, бодрствование, режим кормления).наиболее частые причины нарушения
режимапонятие суточного режима, бюджетного
времениэтапы формирования режима
Основные элементы воспитания детей
раннего возраста:
занятия с детьми первого года жизни
занятия с детьми второго года жизни
занятия с детьми третьего года жизни
воспитание навыков при приеме пищи
Воспитание гигиенических правил,
высаживание на горшок, одевание и
раздевание
7. Организация
режима дня в дошкольном учреждении.
Режим дня детей от 3 до 7 лет
сон; признаки, значение, режим.
занятия с детьми раннего возраста,
подбор игрушек.роль воспитания детей различного
возраста.
Студент должен уметь:
Уметь составлять режим дня, бодрствования,
сна детей различного возраста. Уметь
проводить занятия с детьми раннего
возраста. Правильно подбирать игрушки
для детей.
Вопросы для самостоятельной работы
студентов:
социальное развитие детей и подростков
принципы оценки социального развития
детей.
Значение режима дня в жизни ребенка
Режим –
это рациональное распределение во
времени и правильная последовательность
удовлетворения основных физиологических
потребностей
организма ребенка (в активном бодрствовании,
сне, пище), а также правильное
чередование различных видов деятельности
во время бодрствования.
Правильная организация режима жизни
детей — необходимое условие для
нормального развития нервной системы.
С учетом возрастных особенностей ребенка
режим должен предусматривать наличие
всех элементов жизнедеятельности
ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.),
дисциплинирующих и способствующих
нормальному физическому развитию.
Подготовка
ребенка к поступлению в дошкольное
учреждение должна быть разносторонней.
Педиатру следует обратить внимание на
состояние здоровья ребенка и при
необходимости провести оздоровительные
мероприятия, чтобы ребенок лучше
справился с трудностями адаптационного
периода. После заболевания ребенка
можно направлять в дошкольное учреждение
— только после полного выздоровления.
Воспитатель должен внимательно отнестись
к новичку, выяснить у родителей особенности
его воспитания, привычки, постараться
пробудить в детях доброжелательное
отношение к новому ребенку. Ребенок
быстрее адаптируется, если и дома, и в
дошкольном учреждении придерживаются
одного и того же режима и приемов
воспитания. Продолжительность пребывания
в группе вновь поступивших детей следует
увеличивать постепенно. Частая смена
персонала или неоправданный перевод
из одной группы в другую может травмировать
ребенка. В связи с этим рекомендуется
подождать, пока ребенок привыкнет к
новым условиям.
Режим включает три основных компонента:
распределение во времени (ритм);
последовательность действий;
характер активности.
Ниже приведена классификация
наиболее частых причин нарушения режима.
Неблагоприятный социальный анамнез
(91%):
незрелые семьи (до 20 лет);
низкий уровень образования;
нездоровый психологический климат в
семье;неполная
семья (по определению ВОЗ, благополучная
семья – это
семья, где на одного ребенка приходится
трое любящих взрослых);однополая семья (страдают мальчики;
авторитарность бабушки – частая причина
неврозов у детей);низкая зарплата;
стесненные жилищные условия.
Неблагоприятный биологический анамнез
(88%):
неблагополучие во время беременности;
неблагополучие во время родов;
неблагополучие в период новорожденного;
искусственное вскармливание (до 3
месяцев – 60%).
Нарушение поведения (86%) (возбужденный
ребенок).Пограничные состояния (82%):
гипотрофия;
экссудативный диатез;
энцефалопатии;
рахит.
Хронические заболевания (47%):
патология ЦНС;
другие.
Отклонения в НПР (41%):
1) в понимании речи;
в развитии эмоций;
в развитии движений.
Острые заболевания (38%).
Низкий уровень физического развития
(35%).
Значение
режима заключается,
прежде всего, в том, что он способствует
нормальному функционированию внутренних
органов. Правильный режим обеспечивает
уравновешенное, бодрое состояние
ребенка, предохраняет нервную систему
от переутомления, создает благоприятные
условия для физического
и психического развития малыша.
Таким образом, режим – это средство:
своевременного
и полного удовлетворения физиологических
потребностей
организма;охраны здоровья ребенка;
физического воспитания;
защиты нервной системы.
В понятие «суточный
режим» входит
деятельность организма и распределение
в течение суток всех видов деятельности,
отдыха и приемов пищи. Рациональный
режим предполагает соответствие его
содержания, организации и построения
определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обусловлены
анатомо-физиологическими особенностями
детского организма. Суточный режим,
определяя весь уклад жизни, является
важным фактором, обеспечивающим
нормальное физическое и умственное
развитие детей и подростков. Рационально
построенный режим создает предпосылки
для оптимальной работоспособности,
предупреждает развитие утомления,
повышает общую сопротивляемость
организма. Один из принципов гигиенического
режима — ежедневное его выполнение,
недопустимость частых изменений,
постепенность перехода к новому режиму
обучения и воспитания. Уровень
работоспособности коры больших полушарий
мозга определяется морфологической и
функциональной зрелостью нервной
системы. Все виды деятельности труда и
отдыха должны включаться в режим.
Деятельность должна быть посильной и
не превышать предел работоспособности
клеток коры, а отдых обеспечивать полное
их функциональное восстановление. Этот
принцип определяет содержание режима
и суточный бюджет
времени.
Под бюджетным временем
понимается суммарная продолжительность
всех режимных моментов, которые можно
объединить в 6 основных компонентов
режима:
• сон;
• прогулки;
• учебная деятельность;
• игровая деятельность;
• отдых по собственному выбору;
• прием пищи, личная гигиена.
Содержание и деятельность
каждого из этих компонентов изменяются,
приобретая новые особенности и характерные
черты. Сон — это отдых, обеспечивающий
полное функциональное восстановление
всех физиологических систем.
Физиологическая потребность в сне
детей раннего возраста зависит от
уровня работоспособности их нервной
системы. Так, в период новорожденности
длительность сна около 16,5 ч. Такая
потребность в сне объясняется тем, что
даже незначительные внешние раздражители
оказываются для новорожденного
сверхсильными, превышают предел
работоспособности нервных клеток,
вызывая охранительное торможение.
Поэтому сон — это физиологическое
состояние ребенка этого возраста.
В первый месяц жизни ребенок спит
беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается
суточный режим сна:
• ночной — 10—11 ч;
• дневной — 6—6,5 ч.
В течение
первых трех лет жизни длительность
ночного сна практически не меняется, а
уменьшение общей суточной продолжительности
идет за счет сокращения числа периодов
дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной
сон устанавливается к 1,5—2 годам и
сохраняется в течение всего дошкольного
периода. К 7—8 годам формируется монофазный
сон в ночное время. К 17—18 годам длительность
сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых.
Систематическое недосыпание может
привести к снижению умственной
работоспособности. Прогулки — наиболее
эффективный вид отдыха, восстанавливающий
сниженное в процессе деятельности
функциональное состояние организма и
работоспособность. Эффективность
прогулок обусловлена повышенной
оксигенацией крови, улучшением
окислительных процессов и тканевого
дыхания. Пребывание на воздухе —
действенное средство закаливания
организма, профилактика ультрафиолетовой
недостаточности и гиподинамии. Характер
и длительность прогулок имеет определенные
особенности. С 1,5 лет в режим вводятся
прогулки, постепенно заменяющие сон на
воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста
предусматриваются 3 прогулки, общая
продолжительность прогулок — до 4,5—5
ч. в дальнейшем длительность прогулок
для младших школьников — 3,5 ч, старших
— 2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем
возрасте (первый, второй год) носят
характер игры, продолжительность их
составляет не более 10 мин. В дошкольном
возрасте в режиме предусматриваются
занятия по 20—30 мин, направленные на
развитие речи, устный счет, т. е. способность
оперировать отвлеченными понятиями.
Большое внимание уделяется развитию
двигательных навыков. Уровень
морфологического и функционального
развития организма подростка в 15—16 лет
позволяет приступить к профессиональному
обучению, формированию сложных рабочих
стереотипов. Игровая деятельность и
отдых по собственному выбору способствуют
формированию у детей положительных
эмоций. Время игровой деятельности в
суточном бюджете детей раннего возраста
закономерно увеличивается в связи с
сокращением продолжительности дневного
сна и удлинения периодов бодрствования.
У дошкольников игровая деятельность
занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по
собственному выбору. Приемы пищи, как
и личная гигиена, являются обязательными
компонентами режима детей любого
возраста. Они воспитывают и развивают
гигиенические культурные навыки, знания,
умения. Водные процедуры являются
элементами закаливания. В суточном
бюджете необходимо предусмотреть
достаточное время для приемов пищи,
утреннего, вечернего туалета, переодевания
детей, умывания перед едой. Важно
рациональное распределение компонентов
режима в течение суток, их смена,
чередование. В процессе выполнения
этого принципа необходимо исходить из
учета биологических ритмов, рационального
чередования деятельности, использования
механизма повышения работоспособности.
Необходимость
соблюдения режима связана с двумя
моментами. Во-первых,
жизнь на Земле подчинена определенным
ритмам (смена дня и ночи,
смена времен года, фаз луны и т.д.).
Во-вторых, практически вся наша
разумная деятельность строится на
основе стереотипов. Стереотип, или
привычка, выступает в данном случае как
средство охраны высшей нервной
деятельности. Режим
для ребенка – это и есть первый в жизни
формируемый
сложный ритмичный стереотип, призванный
охранять нервную систему и
здоровье ребенка и способствовать
формированию последующих стереотипов
(привычек).
При назначении режима дня
учитываются: возраст, индивидуальные
особенности высшей нервной деятельности
ребенка; состояние здоровья – период
выздоровления после болезни, период
адаптации к детскому учреждению;
уровень физического развития; условия
жизни дома; время года и климатические
условия. Переводить ребенка на следующий
возрастной режим
нужно постепенно при условии, если он
физиологически уже подготовлен к этому
переходу.
На необходимость коррекции режима
указывают:
возраст;
длительность и характер засыпания;
длительность сна;
особенности поведения в период
бодрствования.
Режиму должны подчиняться три потребности:
активность (бодрствование);
сон;
пища.
Бодрствование
— это деятельное
состояние коры полушарий головного
мозга, находящейся в активном
взаимодействии с подкорковыми отделами
головного мозга. По определению И.П.
Павлова, бодрствование поддерживается
теми раздражителями из внешнего мира,
которые действуют на большие полушария.
На длительность бодрствования влияют:
объем потока информации, количество
впечатлений, активная деятельность
ребенка;предел работоспособности нервной
системы (степень зрелости мозга), который
определяется возрастом;качество сна (так, качество сна
новорожденного не дает основы для
длительного бодрствования).
Бодрствование предполагает различные
виды активности (умывание, одевание,
еда, игра, занятия с мамой, прогулка).
Основой рационального бодрствования
является смена характера активности,
т.е. переключение с одного вида деятельности
на другой. Любое однообразие деятельности
вызывает у ребенка утомление. С точки
зрения физиологии доказано, что любая
работа будет продуктивной, если она
включает чередование трех компонентов:
1) умственной нагрузки; 2) физической
активности; 3) положительных эмоций.
Бодрствование тесно сопряжено со сном.
Сон – заторможенная деятельность
всех воспринимающих органов и систем.
Мозг активен, но активное его состояние
направлено на восстановление затрат
энергии и переработку информации.
Сон, как и бодрствование, подчиняется
возрастной зависимости. Однако с
возрастом изменяется только количество
дневного сна.
Потребность в сне определяется:
слабостью нервной системы;
индивидуальными и конституциональными
особенностями ребенка;уровнем здоровья;
качеством сна.
Ребенок – существо с полифазным сном,
поэтому полноценным, или качественным,
для него будет сон, в котором чередуются
фазы глубокого (медленного) и поверхностного
(быстрого) сна.
Только ослабленный (быстрый, поверхностный)
сон наблюдается:
у детей в больницах;
у перевозбужденного ребенка;
при шуме во время засыпания;
если перед сном ребенок очень плотно
поел;
при несоответствии режима возрасту и
состоянию ребенка.
Наоборот, быстрый сон не наступает:
после длительной, тяжелой физической
нагрузки;при медикаментозном сне;
у больных детей в крайне тяжелом
состоянии.
Доказано, что если нет ослабленного
сна, то нет сновидений и нет отдыха.
У взрослых периодизация
сна составляет 90 минут. У ребенка она
формируется ко
второму году жизни.
Таблица 1
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник