Размер стиха ночью во время бессонницы

Staysee
Гуру
(2849)
10 лет назад
Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки 
Вот полный анализ стихотворения: 
Тютчеву было свойственно трагическое мировосприятие. Он изображал мир стоящим на грани катастрофы, чувствовал конечность не только человеческой жизни, но даже времени и пространства. Поэт всегда ощущал над собой власть времени. Именно неумолимый его ход – тема стихотворения “Бессонница”. 
 Первая строфа создает звуковой, слышимый образ: “Часов однообразный бой”. Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки (женская рифма) создает ощущение монотонности, повторяемости происходящего. Ночью, считает Тютчев, обнажены все чувства, человека охватывают “страхи и мглы” (“День и ночь”), человек оказывается беззащитным перед хаосом (“Святая ночь на небосклон взошла”), но ему становится внятен язык ночи, “равно для всех чужой” и одновременно “внятный каждому, как совесть”. Во второй строфе конкретные бытовые явления и факты (бой часов, ночь) приобретают иной смысл, более обобщенный, философский. “Часов однообразный бой” воспринимается лирическим героем как “глухие времени стенанья”, “пророчески-прощальный глас”, а “томительная ночи повесть” разрастается до образа “всемирного молчанья”. Бессонница пробуждает фантазию, воображение лирического героя. Исследователь Пигарев замечает, что со второй строфы в стихотворении начинает звучать мысль о распаде связи времен, поэт говорит от имени человека, который “выпал” из времени. 
 Если в первой и второй строфах как бы звучит вопрос (“Кто без тоски внимал из нас?.. “), то в третьей поэт утверждает: пророчество времени о конечности каждого из нас – роковое, неотвратимое. “Неотразимый Рок” настигает всех, и помощи человеку ждать неоткуда: “Мы.. . покинуты” природой на “нас самих”. Страшное одиночество, с которым сталкивается человек, ничем не искупается (как, скажем, это было у Лермонтова в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, где человек все-таки обретает гармонию с природой, хоть и не в реальной жизни) . У Тютчева человек видит безысходность своего положения: он стоит над бездной, над пропастью, “на краю земли”, а позади – “наша жизнь”, “век и друзья”, которые уже скрылись, “как призрак” в “сумрачной дали”. Если Пушкин приветствует “младое племя” (“Здравствуй, племя младое, незнакомое! “) как продолжение жизни, без малейшей скорби, то у Тютчева “младое племя” не символ надежды, а лишь еще одно поколение, которому суждено исчезнуть в бездне. Кроме того, поэт пишет, что “младому племени” нет дела до предшествующего поколения, оно “на солнце расцвело” и пока не думает о том, что его ждет. Здесь снова возникает мотив времени, причем в контексте стихотворения это звучит так: “А нас, друзья, и наше время // Давно забвеньем занесло! “. В одном ряду оказываются сам лирический герой, его поколение и само их время, которому тоже суждено кануть в лету. 
 В финале стихотворения вновь возникает образ времени, но теперь этот образ наполнен новым значением: это “металла голос погребальный”, оплакивающий уходящих из жизни и памяти. Таким образом, “Бессонница” имеет кольцевую композицию: поэтическая мысль прошла по кругу и возвратилась к началу, но уже на ином уровне. Не просто “часов однообразный бой”, не просто “томительная ночи повесть” – предмет изображения в стихотворении, а погребальный, оплакивающий всех живущих голос времени и “повесть” о неизбежном конце каждого.
Источник
Ïóøêèí. 
 Âîñïîìèíàíèå.
Êîãäà äëÿ ñìåðòíîãî óìîëêíåò øóìíûé äåíü,
 È íà íåìûå ñòîãíû ãðàäà
 Ïîëóïðîçðà÷íàÿ íàëÿæåò íî÷è òåíü
 È ñîí, äíåâíûõ òðóäîâ íàãðàäà,
  òî âðåìÿ äëÿ ìåíÿ âëà÷àòñÿ â òèøèíå
 ×àñû òîìèòåëüíîãî áäåíüÿ:
  áåçäåéñòâèè íî÷íîì æèâåé ãîðÿò âî ìíå
 Çìåè ñåðäå÷íîé óãðûçåíüÿ;
 Ìå÷òû êèïÿò; â óìå, ïîäàâëåííîì òîñêîé,
 Òåñíèòñÿ òÿæêèõ äóì èçáûòîê;
 Âîñïîìèíàíèå áåçìîëâíî ïðåäî ìíîé
 Ñâîé äëèííûé ðàçâèâàåò ñâèòîê;
 È ñ îòâðàùåíèåì ÷èòàÿ æèçíü ìîþ,
 ß òðåïåùó è ïðîêëèíàþ,
 È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñëåçû ëüþ,
 Íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ.
Ïóøêèí
 ÑÒÈÕÈ, ÑÎ×ÈÍÅÍÍÛÅ ÍÎ×ÜÞ ÂÎ ÂÐÅÌß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÛ
Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
 Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
 Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé
 Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ.
 Ïàðêè áàáüå ëåïåòàíüå,
 Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
 Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
 ×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
 ×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
 Óêîðèçíà èëè ðîïîò
 Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
 Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
 Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
 ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
 Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…
Ô. È. Òþò÷åâ. 
 Áåññîííèöà («×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé…»)
×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé,
 Òîìèòåëüíàÿ íî÷è ïîâåñòü!
 ßçûê äëÿ âñåõ ðàâíî ÷óæîé
 È âíÿòíûé êàæäîìó, êàê ñîâåñòü!
 Êòî áåç òîñêè âíèìàë èç íàñ,
 Ñðåäè âñåìèðíîãî ìîë÷àíüÿ,
 Ãëóõèå âðåìåíè ñòåíàíüÿ,
 Ïðîðî÷åñêè-ïðîùàëüíûé ãëàñ?
 Íàì ìíèòñÿ: ìèð îñèðîòåëûé
 Íåîòðàçèìûé Ðîê íàñòèã 
 È ìû, â áîðüáå, ïðèðîäîé öåëîé
 Ïîêèíóòû íà íàñ ñàìèõ.
 È íàøà æèçíü ñòîèò ïðåä íàìè,
 Êàê ïðèçðàê íà êðàþ çåìëè,
 È ñ íàøèì âåêîì è äðóçüÿìè
 Áëåäíååò â ñóìðà÷íîé äàëè…
 È íîâîå, ìëàäîå ïëåìÿ
 Ìåæ òåì íà ñîëíöå ðàñöâåëî,
 À íàñ, äðóçüÿ, è íàøå âðåìÿ
 Äàâíî çàáâåíüåì çàíåñëî!
 Ëèøü èçðåäêà, îáðÿä ïå÷àëüíûé
 Ñâåðøàÿ â ïîëóíî÷íûé ÷àñ,
 Ìåòàëëà ãîëîñ ïîãðåáàëüíûé
 Ïîðîé îïëàêèâàåò íàñ!
 <1829>
Ïåòð Âÿçåìñêèé. «Áåññîííèöà»
 òîñêå áåññîííèöû, ñðåäü òèøèíû íî÷íîé,
 Êàê ðàçäðàæèòåëåí ÷àñîâ äîêó÷íûé áîé!
 Êàê ìîëîòîì êóçíåö ñòó÷èò ïî íàêîâàëüíîé,
 Òàê êàæäûé èõ óäàð, òÿæåëûé è ïå÷àëüíûé,
 Ïî ñåðäöó ìîåìó îäíîîáðàçíî áüåò,
 È ñ êàæäûì áîåì âñ¸ òîñêà ìîÿ ðàñòåò.
 ×àñû, «ãëàãîë âðåìåí, ìåòàëëà çâîí» íàäãðîáíîé,
 ×åãî âû îò ìåíÿ ñ íàñòîé÷èâîñòüþ çëîáíîé
 Õîòèòå? Äàéòå ìíå çàáûòüñÿ. ß óñòàë.
 Êóêóøêè âäîâîëü ÿ íàìåêîâ íàñ÷èòàë.
 ß çíàþ è áåç âàñ, ÷òî âðåìÿ ìèìîëåòíî;
 Áåçîñòàíîâî÷íî îíî, áåñïîâîðîòíî!
 Òåì ëó÷øå! È êîìó, â êîì çäðàâûé ðàçóì åñòü,
 Îõîòà áû ïðèøëà æèçíü ñûçíîâà ïðî÷åñòü?
 Íî, ñêó÷íûå ÷àñû ìîåé áåññîííîé ïûòêè,
 Â äâèæåíèÿõ ñâîèõ êóäà êàê âû íå ïðûòêè!
 È, ñëîâíî ãèðÿìè êðûëî îáðåìåíÿ,
 Âû òàùèòåñü ïî ìíå, öàðàïàÿ ìåíÿ.
 È ñêîëüêî äèêèõ äóì, áåññìûñëåííûõ, íåñâÿçíûõ,
 ×óäîâèùíûõ êàðòèí, âèäåíèé áåçîáðàçíûõ,  
 Òî âûíûðíóâ èç òüìû, òî ïîãðóæàÿñü â òüìó,  
 Ìåðåùèòñÿ ãëàçàì è ãðåçèòñÿ óìó!
 Ãðóäü äàâèò òåìíûé ñòðàõ è áåøåíàÿ çëîáà,
 Êîãäà çìåè íî÷íîé áåçäîííàÿ óòðîáà
 Çà ÷àñîì ÷àñ íà÷íåò ïðîæîðëèâî ãëîòàòü,
 À ñíà íà æàðêèé îäð íå ñõîäèò áëàãîäàòü.
 Òîñêà áåññîííèöû, òû ìíå äàâíî çíàêîìà;
 Íî âñ¸ ìíå íåâòåðïåæ òâîé ãíåò, òâîÿ èñòîìà,
 Êàê áóäòî â ïåðâûé ðàç ìíå èçìåíÿåò ñîí
 È êðåïêî-íàêðåïêî áûë çàñòðàõîâàí îí;
 Êàê áóäòî ïî íî÷àì áåññîííûì íå â ïðèâû÷êó
 Òîìèòåëüíûõ ÷àñîâ ìíå ñëóøàòü ïåðåêëè÷êó;
 Êàê áóäòî ÿ è âïðÿìü íà âñåðîññèéñêèé ëàä
 Ñïàòü áîãàòûðñêèì ñíîì âñåãäà è âñþäó ðàä,
 È òîëüêî ãîëîâîé ïîäóøêó ÷óòü ïðèãðåþ,  
 Óæ ñ Õðàïîâèöêèì ðå÷ü çàòÿãèâàòü óìåþ.
 1862 (?)
Îñèï Ìàíäåëüøòàì
 “Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà…”
Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà.
 ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
 Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
 ×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.
Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè –
 Íà ãîëîâàx öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà –
 Êóäà ïëûâåòå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
 ×òî Òðîÿ âàì îäíà, àxåéñêèå ìóæè?
È ìîðå, è Ãîìåð  âñå äâèæèìî ëþáîâüþ.
 Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò,
 È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
 È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäxîäèò ê èçãîëîâüþ.
Ìàðèíà Öâåòàåâà
 x x x
Áåññîííèöà! Äðóã ìîé!
 Îïÿòü òâîþ ðóêó
 Ñ ïðîòÿíóòûì êóáêîì
 Âñòðå÷àþ â áåççâó÷íî-
 Çâåíÿùåé íî÷è.
 Ïðåëüñòèñü!
 Ïðèãóáü!
 Íå â âûñü,
 À â ãëóáü 
 Âåäó
 Ãóáàìè ïðèãîëóáü!
 Ãîëóáêà! Äðóã!
 Ïðèãóáü!
 Ïðåëüñòèñü!
 Èñïåé!
 Îò âñåõ ñòðàñòåé 
 Óñòîé,
 Îò âñåõ âåñòåé 
 Ïîêîé.
  Ïîäðóãà! 
 Óäîñòîé.
 Ðàçäâèíü óñòà!
 Âñåé íåãîé óñò
 Ðåçíîãî êóáêà êðàé
 Âîçüìè 
 Âòÿíè,
 Ãëîòíè:
  Íå áóäü! 
 Î äðóã! Íå îáåññóäü!
 Ïðåëüñòèñü!
 Èñïåé!
 Èç âñåõ ñòðàñòåé 
 Ñòðàñòíåéøàÿ, èç âñåõ ñìåðòåé –
 Íåæíåéøàÿ
 Èç äâóõ ãîðñòåé
 Ìîèõ  ïðåëüñòèñü!  èñïåé!
Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë. Â íèãäå 
 Çàòîïëåííûå áåðåãà
  Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå
 Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà
Òû ìîðå ïüåøü,
 Òû çîðè ïüåøü.
 Ñ êàêèì ëþáîâíèêîì êóòåæ
 Ñ ìîèì
  Äèòÿ 
 Ñðàâíèì?
À åñëè ñïðîñÿò (íàó÷ó!),
 ×òî, äåñêàòü, ùå÷êè íå ñâåæè, 
 Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó, ñêàæè,
 Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó
Ìàé 1921
Êòî ñïèò ïî íî÷àì? Íèêòî íå ñïèò!
 Ðåá¸íîê â ëþëüêå ñâîåé êðè÷èò,
 Ñòàðèê íàä ñìåðòüþ ñâîåé ñèäèò,
 Êòî ìîëîä – ñ ìèëîþ ãîâîðèò,
 Åé â ãóáû äûøèò, â ãëàçà ãëÿäèò.
Çàñí¸øü – ïðîñí¸øüñÿ ëè çäåñü îïÿòü?
 Óñïååì, óñïååì, óñïååì ñïàòü!
À çîðêèé ñòîðîæ èç äîìà â äîì
 Ïðîõîäèò ñ ðîçîâûì ôîíàð¸ì,
 È äðîáíûì ðîêîòîì íàä ïîäóøêîé
 Ðîêî÷åò ÿðàÿ êîëîòóøêà:
Íå ñïè! êðåïèñü! ãîâîðþ äîáðîì!
 À òî – âå÷íûé ñîí! à òî – âå÷íûé äîì!
12 äåêàáðÿ 1916
À. Àõìàòîâà 
 Áåññîíèöà
Ãäå-òî êîøêè æàëîáíî ìÿóêàþò,
 Çâóê øàãîâ ÿ èçäàëè ëîâëþ…
 Õîðîøî òâîè ñëîâà áàþêàþò:
 Òðåòèé ìåñÿö ÿ îò íèõ íå ñïëþ.
Òû îïÿòü, îïÿòü ñî ìíîé, áåññîííèöà!
 Íåïîäâèæíûé ëèê òâîé óçíàþ.
 ×òî, êðàñàâèöà, ÷òî, áåççàêîííèöà,
 Ðàçâå ïëîõî ÿ òåáå ïîþ?
Îêíà òêàíüþ áåëîþ çàâåøåíû,
 Ïîëóìðàê ñòðóèòñÿ ãîëóáîé…
 Èëè äàëüíåé âåñòüþ ìû óòåøåíû?
 Îò÷åãî ìíå òàê ëåãêî ñ òîáîé?
Áîðèñ Ïàñòåðíàê
ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
 Êîòîðûé ÷àñ? Òåìíî. Íàâåðíî, òðåòèé.
 Îïÿòü ìíå, âèäíî, ãëàç ñîìêíóòü íå ñóæäåíî.
 Ïàñòóõ â ïîñåëêå ùåëêíåò ïëåòüþ íà ðàññâåòå.
 Ïîòÿíåò õîëîäîì â îêíî,
 Êîòîðîå âî äâîð îáðàùåíî.
 À ÿ îäèí.
 Íåïðàâäà, òû
 Âñåé áåëèçíû ñâîåé ñêâîçíîé âîëíîé
 Ñî ìíîé.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 21.06.2015. ***
- 17.06.2015. ***
- 09.06.2015. Ñòèõè, ñî÷èíåííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû
- 04.06.2015. Íå çðÿ
Источник
«ÑÌÛÑËÀ ß Â ÒÅÁÅ ÈÙÓ » Îò âåðëèáðà ê ñèëëàáî-òîíèêå è îáðàòíî.
Ïåðåä íàìè òèïè÷íûé ÂÅÐËÈÁÐ: íàëèöî îòñóòñòâèå ðèôìû è ðèòìà Âîçìîæíî, ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâ ýòî ñòèõîòâîðåíèå, ñðàçó ïî÷óâñòâóåò ÷òî-òî çíàêîìîå. À ìîæåò áûòü, è íåò! È ìû äî ïîðû äî âðåìåíè íè÷åãî íå áóäåì åìó ïîäñêàçûâàòü.
 Íå ñïèòñÿ ìíå, íåò îãíÿ;
 Ìðàê âñþäó è ñîí íàçîéëèâ.
 À õîä ÷àñîâ ìîíîòîííûé
 Áëèç ìåíÿ çâó÷èò, ñòó÷èò
 Ìîéðû ëåïåòàíüå áàáüå,
 Òðåïåò íî÷íîé, ïîëóñîííûé,
 Ìûøüÿ áåãîòíÿ æèçíè
 Çà÷åì òðåâîæèøü ìåíÿ?
 ×òî çíà÷èøü òû, ñêó÷íûé ø¸ïîò?
 Ðîïòàíüå èëü óêîðèçíà
 Äíÿ, óòðà÷åííîãî ìíîé?
 ×åãî îò ìåíÿ òû õî÷åøü?
 Çîâ¸øü òû èëü ïðåäðåêàåøü?
 Ïîíÿòü ÿ õî÷ó òåáÿ,
 Ñìûñëà â òåáå ÿ èùó
     Íà ìèíóòó ïðåäñòàâèì, ÷òî òû, ×èòàòåëü, – àâòîð ýòîãî ïðîèçâåäåíèÿ. È, ê ñâîåìó óäèâëåíèþ, òû âäðóã çàìåòèë, ÷òî ñòðî÷êè, íàïèñàííûå òîáîé, ÷åðåäóÿñü, ñîñòîÿò èç 7-ìè èëè 8-ìè ñëîãîâ. Ýòî «îòêðûòèå» òîò÷àñ çàñòàâèëî òåáÿ ïîéòè äàëüøå: ÷òî åñëè ýòè äèñìåòðè÷åñêèå ñòðîêè êàêèì-òî îáðàçîì óïîðÿäî÷èòü, ïðèäàòü èì ðèòì, à òî÷íåå, ñòèõîòâîðíûé ðàçìåð, òî åñòü ìåòð, íó, ñêàæåì, õîðåè÷åñêèé (^ – ^ – ^ – ^  è ^ – ^ – ^ – ^ -)?
     Ïîòðóäèâøèñü ìàëîñòü, òû ñîçäàë ÁÅËÛÉ ÑÒÈÕ, íàïèñàííûé 4-ñòîïíûì õîðååì (ñ êîíöåâîé ïàóçîé â ðÿäå ñòðîê):
 Íåò îãíÿ, íå ñïèòñÿ ìíå;
 Âñþäó òåìåíü, ñîí íàçîéëèâ.
 Õîä ÷àñîâ ëèøü ìîíîòîííûé
 Áëèç ìåíÿ çâó÷èò, ñòó÷èò.
 Áàáüå ëåïåòàíüå ìîéðû,
 Òðåïåòàíüå ñïÿùåé íî÷è,
 Áûòèÿ ìûøèíûé áåã
 Áóäèøü òû ìåíÿ çà÷åì?
 Ñêó÷íûé ø¸ïîò, ÷òî òû çíà÷èøü?
 Ðîïîò èëè óêîðèçíà
 Äíÿ, óòðà÷åííîãî ìíîé?
 Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
 Òû çîâ¸øü èëü ïðåäðåêàåøü?
 ß õî÷ó òåáÿ ïîíÿòü,
 Ñìûñëà ÿ èùó â òåáå
Ý, íåò! Ýòî åù¸ íå âñ¸!  ðåøèë òû, çàìåòèâ, ÷òî íà ñåé ðàç òâîè ìåòðè÷åñêèå ñòðî÷êè èìåþò ðàçíûå îêîí÷àíèÿ: îäíè êîí÷àþòñÿ óäàðíûì ñëîãîì, äðóãèå  áåçóäàðíûì. Òåïåðü è ðèôìû òàê è ïðîñÿòñÿ â ñòèõîòâîðåíèå! ×òî åñëè ïîïðîáîâàòü?.. È âîò ÷òî ïîëó÷èëîñü:
 Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
 Ñîí äîêó÷íûé.
 Îäíîçâó÷íûé
 Õîä ÷àñîâ ëèøü, áëèç ìåíÿ.
 Ìîéðû áàáèé ëåïåò,
 Ñïÿùåé íî÷è òðåïåò,
 Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ
 ×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
 ×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé ø¸ïîò?
 Ìíå óêîð èëü ðîïîò
 Ïðîæèòîãî äíÿ?
 Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
 Òû çîâ¸øü èëè ïðîðî÷èøü?
 ß ïîíÿòü õî÷ó,
 Ñìûñë â òåáå èùó
     Äà! Ýòî óæå òàê íàçûâàåìûé ÂÎËÜÍÛÉ ÑÒÈÕ. Õîðåé íà ìåñòå, óäàðíûå  è áåçóäàðíûå (â êîíöå!) ñòðî÷êè îêàí÷èâàþòñÿ, ñîîòâåòñòâåííî, ìóæñêîé èëè æåíñêîé ðèôìîé. Íî ñàìè ñòðî÷êè òåïåðü ðàçíîñòîïíûå, òî åñòü îäíè ñîõðàíèëè 4 ñòîïû, íàïðèìåð, 9-ÿ ñòðîêà – «×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé ðîïîò» (^ – ^ – ^ – ^ -), äðóãèå, íàïðèìåð, 2-ÿ – «Ñîí äîêó÷íûé» (^ – ^ -) ñòàëè ñîñòîÿòü èç 2-õ ñòîï; íî åñòü ñîñòîÿùèå è èç 3-õ, ê ïðèìåðó, ïîñëåäíÿÿ ñòðîêà  «Ñìûñë â òåáå èùó =», çíàê  =   â äàííîì ñëó÷àå îáîçíà÷àåò êîíöåâóþ ïàóçó, êîòîðàÿ, êñòàòè ñêàçàòü, ïðèñóòñòâóåò, îïÿòü æå ê ïðèìåðó, â ïåðâîé, 4-ñòîïíîé ñòðîêå  «Ìíå íå ñïèòñÿ íåò îãíÿ =» è ò.ï. Ñòîï!
     Íå âäàâàÿñü â ïîäðîáíîñòè ñòðóêòóðû ìåòðè÷åñêèõ ñòèõîâ, íàø ãèïîòåòè÷åñêèé ×èòàòåëü-àâòîð ðåøèë ïðîäîëæèòü ñâîè ýêñïåðèìåíòû è ñäåëàòü èç ñâîåãî ÂÎËÜÍÎÃÎ ÑÒÈÕÀ, íàêîíåö-òî, êëàññè÷åñêèé ÑÈËËÀÁÎ-ÒÎÍÈ×ÅÑÊÈÉ (ÑËÎÃÎÓÄÀÐÍÛÉ) ÑÒÈÕ. Âïðî÷åì, çà íåãî ýòó ðàáîòó âûïîëíèë
 Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ Ïóøêèí! Èìåííî åãî «Ñòèõè, ñî÷èí¸ííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû» è âäîõíîâèëè íàñ íà âñå âûøåîïèñàííûå îïûòû, äîëæåíñòâóþùèå, ñ íàøåé òî÷êè çðåíèÿ, ïîêàçàòü, êàê ìîãóò ñîîòíîñèòüñÿ ìåæäó ñîáîé ðàçëè÷íûå ìîäèôèêàöèè ïðàêòè÷åñêè îäíîãî è òîãî æå ñòèõîòâîðåíèÿ:
 Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
 Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
 Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé 
 Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ,
 Ïàðêè* áàáüå ëåïåòàíüå,
 Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
 Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
 ×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
 ×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
 Óêîðèçíà, èëè ðîïîò
 Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
 Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
 Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
 ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
 Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…
* Ïàðêà (ãðå÷.)  òî æå, ÷òî ìîéðà (ðèì.), – îäíà èç òð¸õ áîãèíü ÷åëîâå÷åñêîé ñóäüáû.
Èëë.: Ïóøêèí ñ ïåðîì. Àâòîëèòîãðàôèÿ À.Ñ. Ïðóöêèõ, 1949 ã.
Источник
ПОИСК:
У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!
Оба стихотворения написаны примерно в одно и то же время: у Тютчева – в 1829 году, у Пушкина – в 1830 году. В обоих произведениях раскрывается тема ночной бессонницы и раскрываются чувства и мысли героя в этот период. У обоих поэтов звучат сходные мотивы времени в образе движения часов: «часов однообразный бой» (Тютчев) и «ход часов лишь однозвучный» (Пушкин); мотив неумолимой судьбы: «неотразимый Рок» (Тютчев) и «Парки бабье лепетанье» (Пушкин), мотив тоски и скуки: «томительная ночи повесть», «кто без тоски внимал из нас» (Тютчев) и «сон докучный», «скучный шёпот» (Пушкин); мотив пророчества: «пророчески прощальный глас» (Тютчев) и «ты зовёшь или пророчишь» (Пушкин); мотив совести: «и внятный каждому, как совесть» (Тютчев) и «укоризна или ропот» (Пушкин).
Но при всём сходстве темы и мотивов у поэтов разный подход к освещению темы бессонницы. Лирический герой Тютчева выступает как философ, который говорит от лица всего человечества (местоимение «мы»), раскрывая проблему человека и Вселенной, проблему мироустройства и места человека в нём. Ночь чужда человеку и в то же время внятна (понятна), так как обнажившееся ночное небо (космос, Вселенная, бездна) напоминает ему о кратковременности земной жизни и о бездне, готовой его поглотить, у него возникает ощущение осиротелости («мир осиротелый»), ощущение того, что он покинут на самого себя: «И мы в борьбе с природой целой, // Покинуты на нас самих».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ 
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру 
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Жизнь представляется призраком, люди чувствуют, что стоят на краю земной жизни, прощаются с веком и друзьями, понимая, что время их «давно забвеньем занесло», а за спиной толпится «новое, младое племя». В последней строфе звучит мотив смерти: «Лишь изредка, обряд печальный // Свершая в полуночный час, // Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас».
Стихотворение Тютчева написано четырёхстопным ямбом, звучит мерно, важно, торжественно, передавая трагическую тональность.
У Пушкина лирический герой говорит о своих ощущениях, поэтому поэт употребляет местоимения первого лица единственного числа: мне, меня (2 раза), мной, от меня, я (2 раза). Во время бессонницы лирический герой ощущает суетность жизни («жизни мышья беготня»), пытается понять, в чём смысл его существования, какова его судьба. Испытывая томление и душевную тревогу, смуту, он пытается понять, чего от него хочет Парка-судьба (античный образ): призывает к себе или пророчит о чём-то?
Стихотворение Пушкина написано четырёхстопным хореем, который звучит живо, эмоционально, ритм подвижный, динамичный. Эмоциональную тональность усиливают риторические вопросы (5 вопросов, а у Тютчева всего один, зато у Тютчева 4 восклицательных предложения, а у Пушкина ни одного, но есть многоточие – фигура умолчания); разговорная лексика: «бабье». «мышья беготня».
Лирический герой подвергает себя нравственному анализу, разбирает, как прошёл «утраченный день», укоряет себя за напрасно прожитое время, испытывает недовольство собой.
Таким образом, Тютчев создал философской стихотворение о человеке и природе, человеке и Вселенной, а Пушкин написал лирически взволнованное стихотворение о мыслях и чувствах своего героя в бессонную ночь.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50546
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
 Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
- 
- Марина Круковская - 7/8 
- Lilnait Student - 7/8 
- Кристина Смирнова - 6/8 
- Efim Pomozov - 5/8 
- Молодой Коммунист - 8/8 
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 31.
Источник
