Размер стиха ночью во время бессонницы

Размер стиха ночью во время бессонницы thumbnail

Staysee

Гуру

(2849)

10 лет назад

Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки
Вот полный анализ стихотворения:
Тютчеву было свойственно трагическое мировосприятие. Он изображал мир стоящим на грани катастрофы, чувствовал конечность не только человеческой жизни, но даже времени и пространства. Поэт всегда ощущал над собой власть времени. Именно неумолимый его ход – тема стихотворения “Бессонница”.
Первая строфа создает звуковой, слышимый образ: “Часов однообразный бой”. Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки (женская рифма) создает ощущение монотонности, повторяемости происходящего. Ночью, считает Тютчев, обнажены все чувства, человека охватывают “страхи и мглы” (“День и ночь”), человек оказывается беззащитным перед хаосом (“Святая ночь на небосклон взошла”), но ему становится внятен язык ночи, “равно для всех чужой” и одновременно “внятный каждому, как совесть”. Во второй строфе конкретные бытовые явления и факты (бой часов, ночь) приобретают иной смысл, более обобщенный, философский. “Часов однообразный бой” воспринимается лирическим героем как “глухие времени стенанья”, “пророчески-прощальный глас”, а “томительная ночи повесть” разрастается до образа “всемирного молчанья”. Бессонница пробуждает фантазию, воображение лирического героя. Исследователь Пигарев замечает, что со второй строфы в стихотворении начинает звучать мысль о распаде связи времен, поэт говорит от имени человека, который “выпал” из времени.
Если в первой и второй строфах как бы звучит вопрос (“Кто без тоски внимал из нас?.. “), то в третьей поэт утверждает: пророчество времени о конечности каждого из нас – роковое, неотвратимое. “Неотразимый Рок” настигает всех, и помощи человеку ждать неоткуда: “Мы.. . покинуты” природой на “нас самих”. Страшное одиночество, с которым сталкивается человек, ничем не искупается (как, скажем, это было у Лермонтова в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, где человек все-таки обретает гармонию с природой, хоть и не в реальной жизни) . У Тютчева человек видит безысходность своего положения: он стоит над бездной, над пропастью, “на краю земли”, а позади – “наша жизнь”, “век и друзья”, которые уже скрылись, “как призрак” в “сумрачной дали”. Если Пушкин приветствует “младое племя” (“Здравствуй, племя младое, незнакомое! “) как продолжение жизни, без малейшей скорби, то у Тютчева “младое племя” не символ надежды, а лишь еще одно поколение, которому суждено исчезнуть в бездне. Кроме того, поэт пишет, что “младому племени” нет дела до предшествующего поколения, оно “на солнце расцвело” и пока не думает о том, что его ждет. Здесь снова возникает мотив времени, причем в контексте стихотворения это звучит так: “А нас, друзья, и наше время // Давно забвеньем занесло! “. В одном ряду оказываются сам лирический герой, его поколение и само их время, которому тоже суждено кануть в лету.
В финале стихотворения вновь возникает образ времени, но теперь этот образ наполнен новым значением: это “металла голос погребальный”, оплакивающий уходящих из жизни и памяти. Таким образом, “Бессонница” имеет кольцевую композицию: поэтическая мысль прошла по кругу и возвратилась к началу, но уже на ином уровне. Не просто “часов однообразный бой”, не просто “томительная ночи повесть” – предмет изображения в стихотворении, а погребальный, оплакивающий всех живущих голос времени и “повесть” о неизбежном конце каждого.

Источник

Ïóøêèí.
Âîñïîìèíàíèå.

Êîãäà äëÿ ñìåðòíîãî óìîëêíåò øóìíûé äåíü,
È íà íåìûå ñòîãíû ãðàäà
Ïîëóïðîçðà÷íàÿ íàëÿæåò íî÷è òåíü
È ñîí, äíåâíûõ òðóäîâ íàãðàäà,
 òî âðåìÿ äëÿ ìåíÿ âëà÷àòñÿ â òèøèíå
×àñû òîìèòåëüíîãî áäåíüÿ:
 áåçäåéñòâèè íî÷íîì æèâåé ãîðÿò âî ìíå
Çìåè ñåðäå÷íîé óãðûçåíüÿ;
Ìå÷òû êèïÿò; â óìå, ïîäàâëåííîì òîñêîé,
Òåñíèòñÿ òÿæêèõ äóì èçáûòîê;
Âîñïîìèíàíèå áåçìîëâíî ïðåäî ìíîé
Ñâîé äëèííûé ðàçâèâàåò ñâèòîê;
È ñ îòâðàùåíèåì ÷èòàÿ æèçíü ìîþ,
ß òðåïåùó è ïðîêëèíàþ,
È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñëåçû ëüþ,
Íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ.

————————————————————————————————————

Ïóøêèí
ÑÒÈÕÈ, ÑÎ×ÈÍÅÍÍÛÅ ÍÎ×ÜÞ ÂÎ ÂÐÅÌß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÛ

Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé
Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ.
Ïàðêè áàáüå ëåïåòàíüå,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
Óêîðèçíà èëè ðîïîò
Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…

————————————————————————————————————

Ô. È. Òþò÷åâ.
Áåññîííèöà («×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé…»)

×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé,
Òîìèòåëüíàÿ íî÷è ïîâåñòü!
ßçûê äëÿ âñåõ ðàâíî ÷óæîé
È âíÿòíûé êàæäîìó, êàê ñîâåñòü!
Êòî áåç òîñêè âíèìàë èç íàñ,
Ñðåäè âñåìèðíîãî ìîë÷àíüÿ,
Ãëóõèå âðåìåíè ñòåíàíüÿ,
Ïðîðî÷åñêè-ïðîùàëüíûé ãëàñ?
Íàì ìíèòñÿ: ìèð îñèðîòåëûé
Íåîòðàçèìûé Ðîê íàñòè㠖
È ìû, â áîðüáå, ïðèðîäîé öåëîé
Ïîêèíóòû íà íàñ ñàìèõ.
È íàøà æèçíü ñòîèò ïðåä íàìè,
Êàê ïðèçðàê íà êðàþ çåìëè,
È ñ íàøèì âåêîì è äðóçüÿìè
Áëåäíååò â ñóìðà÷íîé äàëè…
È íîâîå, ìëàäîå ïëåìÿ
Ìåæ òåì íà ñîëíöå ðàñöâåëî,
À íàñ, äðóçüÿ, è íàøå âðåìÿ
Äàâíî çàáâåíüåì çàíåñëî!
Ëèøü èçðåäêà, îáðÿä ïå÷àëüíûé
Ñâåðøàÿ â ïîëóíî÷íûé ÷àñ,
Ìåòàëëà ãîëîñ ïîãðåáàëüíûé
Ïîðîé îïëàêèâàåò íàñ!
<1829>

————————————————————————————————————

Ïåòð Âÿçåìñêèé. «Áåññîííèöà»

 òîñêå áåññîííèöû, ñðåäü òèøèíû íî÷íîé,
Êàê ðàçäðàæèòåëåí ÷àñîâ äîêó÷íûé áîé!
Êàê ìîëîòîì êóçíåö ñòó÷èò ïî íàêîâàëüíîé,
Òàê êàæäûé èõ óäàð, òÿæåëûé è ïå÷àëüíûé,
Ïî ñåðäöó ìîåìó îäíîîáðàçíî áüåò,
È ñ êàæäûì áîåì âñ¸ òîñêà ìîÿ ðàñòåò.
×àñû, «ãëàãîë âðåìåí, ìåòàëëà çâîí» íàäãðîáíîé,
×åãî âû îò ìåíÿ ñ íàñòîé÷èâîñòüþ çëîáíîé
Õîòèòå? Äàéòå ìíå çàáûòüñÿ. ß óñòàë.
Êóêóøêè âäîâîëü ÿ íàìåêîâ íàñ÷èòàë.
ß çíàþ è áåç âàñ, ÷òî âðåìÿ ìèìîëåòíî;
Áåçîñòàíîâî÷íî îíî, áåñïîâîðîòíî!
Òåì ëó÷øå! È êîìó, â êîì çäðàâûé ðàçóì åñòü,
Îõîòà áû ïðèøëà æèçíü ñûçíîâà ïðî÷åñòü?
Íî, ñêó÷íûå ÷àñû ìîåé áåññîííîé ïûòêè,
 äâèæåíèÿõ ñâîèõ êóäà êàê âû íå ïðûòêè!
È, ñëîâíî ãèðÿìè êðûëî îáðåìåíÿ,
Âû òàùèòåñü ïî ìíå, öàðàïàÿ ìåíÿ.
È ñêîëüêî äèêèõ äóì, áåññìûñëåííûõ, íåñâÿçíûõ,
×óäîâèùíûõ êàðòèí, âèäåíèé áåçîáðàçíûõ, —
Òî âûíûðíóâ èç òüìû, òî ïîãðóæàÿñü â òüìó, —
Ìåðåùèòñÿ ãëàçàì è ãðåçèòñÿ óìó!
Ãðóäü äàâèò òåìíûé ñòðàõ è áåøåíàÿ çëîáà,
Êîãäà çìåè íî÷íîé áåçäîííàÿ óòðîáà
Çà ÷àñîì ÷àñ íà÷íåò ïðîæîðëèâî ãëîòàòü,
À ñíà íà æàðêèé îäð íå ñõîäèò áëàãîäàòü.
Òîñêà áåññîííèöû, òû ìíå äàâíî çíàêîìà;
Íî âñ¸ ìíå íåâòåðïåæ òâîé ãíåò, òâîÿ èñòîìà,
Êàê áóäòî â ïåðâûé ðàç ìíå èçìåíÿåò ñîí
È êðåïêî-íàêðåïêî áûë çàñòðàõîâàí îí;
Êàê áóäòî ïî íî÷àì áåññîííûì íå â ïðèâû÷êó
Òîìèòåëüíûõ ÷àñîâ ìíå ñëóøàòü ïåðåêëè÷êó;
Êàê áóäòî ÿ è âïðÿìü íà âñåðîññèéñêèé ëàä
Ñïàòü áîãàòûðñêèì ñíîì âñåãäà è âñþäó ðàä,
È òîëüêî ãîëîâîé ïîäóøêó ÷óòü ïðèãðåþ, —
Óæ ñ Õðàïîâèöêèì ðå÷ü çàòÿãèâàòü óìåþ.
1862 (?)

————————————————————————————————————

Îñèï Ìàíäåëüøòàì
“Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà…”

Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà.
ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.

Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè –
Íà ãîëîâàx öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà –
Êóäà ïëûâåòå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
×òî Òðîÿ âàì îäíà, àxåéñêèå ìóæè?

È ìîðå, è Ãîìåð — âñå äâèæèìî ëþáîâüþ.
Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò,
È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäxîäèò ê èçãîëîâüþ.

————————————————————————————————————

Ìàðèíà Öâåòàåâà
x x x

Áåññîííèöà! Äðóã ìîé!
Îïÿòü òâîþ ðóêó
Ñ ïðîòÿíóòûì êóáêîì
Âñòðå÷àþ â áåççâó÷íî-
Çâåíÿùåé íî÷è.

— Ïðåëüñòèñü!
Ïðèãóáü!
Íå â âûñü,
À â ãëóáü —
Âåäó…
Ãóáàìè ïðèãîëóáü!
Ãîëóáêà! Äðóã!
Ïðèãóáü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Îò âñåõ ñòðàñòåé —
Óñòîé,
Îò âñåõ âåñòåé —
Ïîêîé.
— Ïîäðóãà! —
Óäîñòîé.
Ðàçäâèíü óñòà!
Âñåé íåãîé óñò
Ðåçíîãî êóáêà êðàé
Âîçüìè —
Âòÿíè,
Ãëîòíè:
— Íå áóäü! —
Î äðóã! Íå îáåññóäü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Èç âñåõ ñòðàñòåé —
Ñòðàñòíåéøàÿ, èç âñåõ ñìåðòåé –
Íåæíåéøàÿ… Èç äâóõ ãîðñòåé
Ìîèõ — ïðåëüñòèñü! — èñïåé!

Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë.  íèãäå —
Çàòîïëåííûå áåðåãà…
— Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå
Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà…

Òû ìîðå ïüåøü,
Òû çîðè ïüåøü.
Ñ êàêèì ëþáîâíèêîì êóòåæ
Ñ ìîèì
— Äèòÿ —
Ñðàâíèì?

À åñëè ñïðîñÿò (íàó÷ó!),
×òî, äåñêàòü, ùå÷êè íå ñâåæè, —
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó, ñêàæè,
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó…

Ìàé 1921

————————————————————————————————————

Êòî ñïèò ïî íî÷àì? Íèêòî íå ñïèò!
Ðåá¸íîê â ëþëüêå ñâîåé êðè÷èò,
Ñòàðèê íàä ñìåðòüþ ñâîåé ñèäèò,
Êòî ìîëîä – ñ ìèëîþ ãîâîðèò,
Åé â ãóáû äûøèò, â ãëàçà ãëÿäèò.

Çàñí¸øü – ïðîñí¸øüñÿ ëè çäåñü îïÿòü?
Óñïååì, óñïååì, óñïååì ñïàòü!

À çîðêèé ñòîðîæ èç äîìà â äîì
Ïðîõîäèò ñ ðîçîâûì ôîíàð¸ì,
È äðîáíûì ðîêîòîì íàä ïîäóøêîé
Ðîêî÷åò ÿðàÿ êîëîòóøêà:

Íå ñïè! êðåïèñü! ãîâîðþ äîáðîì!
À òî – âå÷íûé ñîí! à òî – âå÷íûé äîì!

12 äåêàáðÿ 1916

————————————————————————————————————

À. Àõìàòîâà
Áåññîíèöà

Ãäå-òî êîøêè æàëîáíî ìÿóêàþò,
Çâóê øàãîâ ÿ èçäàëè ëîâëþ…
Õîðîøî òâîè ñëîâà áàþêàþò:
Òðåòèé ìåñÿö ÿ îò íèõ íå ñïëþ.

Òû îïÿòü, îïÿòü ñî ìíîé, áåññîííèöà!
Íåïîäâèæíûé ëèê òâîé óçíàþ.
×òî, êðàñàâèöà, ÷òî, áåççàêîííèöà,
Ðàçâå ïëîõî ÿ òåáå ïîþ?

Îêíà òêàíüþ áåëîþ çàâåøåíû,
Ïîëóìðàê ñòðóèòñÿ ãîëóáîé…
Èëè äàëüíåé âåñòüþ ìû óòåøåíû?
Îò÷åãî ìíå òàê ëåãêî ñ òîáîé?

————————————————————————————————————

Áîðèñ Ïàñòåðíàê

ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Êîòîðûé ÷àñ? Òåìíî. Íàâåðíî, òðåòèé.
Îïÿòü ìíå, âèäíî, ãëàç ñîìêíóòü íå ñóæäåíî.
Ïàñòóõ â ïîñåëêå ùåëêíåò ïëåòüþ íà ðàññâåòå.
Ïîòÿíåò õîëîäîì â îêíî,
Êîòîðîå âî äâîð îáðàùåíî.
À ÿ îäèí.
Íåïðàâäà, òû
Âñåé áåëèçíû ñâîåé ñêâîçíîé âîëíîé
Ñî ìíîé.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 21.06.2015. ***
  • 17.06.2015. ***
  • 09.06.2015. Ñòèõè, ñî÷èíåííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû
  • 04.06.2015. Íå çðÿ

Источник

«ÑÌÛÑËÀ ß Â ÒÅÁÅ ÈÙӅ»  Îò âåðëèáðà ê ñèëëàáî-òîíèêå è îáðàòíî.

       Ïåðåä íàìè òèïè÷íûé ÂÅÐËÈÁÐ: íàëèöî îòñóòñòâèå ðèôìû è ðèòìà… Âîçìîæíî, ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâ ýòî ñòèõîòâîðåíèå, ñðàçó ïî÷óâñòâóåò ÷òî-òî çíàêîìîå. À ìîæåò áûòü, è íåò! È ìû äî ïîðû äî âðåìåíè íè÷åãî íå áóäåì åìó ïîäñêàçûâàòü.

Íå ñïèòñÿ ìíå, íåò îãíÿ;
Ìðàê âñþäó è ñîí íàçîéëèâ.
À õîä ÷àñîâ ìîíîòîííûé
Áëèç ìåíÿ çâó÷èò, ñòó÷èò…
Ìîéðû ëåïåòàíüå áàáüå,
Òðåïåò íî÷íîé, ïîëóñîííûé,
Ìûøüÿ áåãîòíÿ æèçíè…
Çà÷åì òðåâîæèøü ìåíÿ?
×òî çíà÷èøü òû, ñêó÷íûé ø¸ïîò?
Ðîïòàíüå èëü óêîðèçíà
Äíÿ, óòðà÷åííîãî ìíîé?
×åãî îò ìåíÿ òû õî÷åøü?
Çîâ¸øü òû èëü ïðåäðåêàåøü?
Ïîíÿòü ÿ õî÷ó òåáÿ,
Ñìûñëà â òåáå ÿ èùó…

    Íà ìèíóòó ïðåäñòàâèì, ÷òî òû, ×èòàòåëü, – àâòîð ýòîãî ïðîèçâåäåíèÿ. È, ê ñâîåìó óäèâëåíèþ, òû âäðóã çàìåòèë, ÷òî ñòðî÷êè, íàïèñàííûå òîáîé, ÷åðåäóÿñü, ñîñòîÿò èç 7-ìè èëè 8-ìè ñëîãîâ. Ýòî «îòêðûòèå» òîò÷àñ çàñòàâèëî òåáÿ ïîéòè äàëüøå: ÷òî åñëè ýòè äèñìåòðè÷åñêèå ñòðîêè êàêèì-òî îáðàçîì óïîðÿäî÷èòü, ïðèäàòü èì ðèòì, à òî÷íåå, ñòèõîòâîðíûé ðàçìåð, òî åñòü ìåòð, íó, ñêàæåì, õîðåè÷åñêèé (^ – ^ – ^ – ^  è ^ – ^ – ^ – ^ -)?
    Ïîòðóäèâøèñü ìàëîñòü, òû ñîçäàë ÁÅËÛÉ ÑÒÈÕ, íàïèñàííûé 4-ñòîïíûì õîðååì (ñ êîíöåâîé ïàóçîé â ðÿäå ñòðîê):

Íåò îãíÿ, íå ñïèòñÿ ìíå;
Âñþäó òåìåíü, ñîí íàçîéëèâ.
Õîä ÷àñîâ ëèøü ìîíîòîííûé
Áëèç ìåíÿ çâó÷èò, ñòó÷èò.
Áàáüå ëåïåòàíüå ìîéðû,
Òðåïåòàíüå ñïÿùåé íî÷è,
Áûòèÿ ìûøèíûé áåã…
Áóäèøü òû ìåíÿ çà÷åì?
Ñêó÷íûé ø¸ïîò, ÷òî òû çíà÷èøü?
Ðîïîò èëè óêîðèçíà
Äíÿ, óòðà÷åííîãî ìíîé?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâ¸øü èëü ïðåäðåêàåøü?
ß õî÷ó òåáÿ ïîíÿòü,
Ñìûñëà ÿ èùó â òåáå…

    Ý, íåò! Ýòî åù¸ íå âñ¸! – ðåøèë òû, çàìåòèâ, ÷òî íà ñåé ðàç òâîè ìåòðè÷åñêèå ñòðî÷êè èìåþò ðàçíûå îêîí÷àíèÿ: îäíè êîí÷àþòñÿ óäàðíûì ñëîãîì, äðóãèå – áåçóäàðíûì. Òåïåðü è ðèôìû òàê è ïðîñÿòñÿ â ñòèõîòâîðåíèå! ×òî åñëè ïîïðîáîâàòü?.. È âîò ÷òî ïîëó÷èëîñü:

Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Ñîí äîêó÷íûé.
Îäíîçâó÷íûé
Õîä ÷àñîâ ëèøü, áëèç ìåíÿ.
Ìîéðû áàáèé ëåïåò,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåò,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé ø¸ïîò?
Ìíå óêîð èëü ðîïîò
Ïðîæèòîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâ¸øü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü õî÷ó,
Ñìûñë â òåáå èùó…

    Äà! Ýòî óæå òàê íàçûâàåìûé ÂÎËÜÍÛÉ ÑÒÈÕ. Õîðåé íà ìåñòå, óäàðíûå  è áåçóäàðíûå (â êîíöå!) ñòðî÷êè îêàí÷èâàþòñÿ, ñîîòâåòñòâåííî, ìóæñêîé èëè æåíñêîé ðèôìîé. Íî ñàìè ñòðî÷êè òåïåðü ðàçíîñòîïíûå, òî åñòü îäíè ñîõðàíèëè 4 ñòîïû, íàïðèìåð, 9-ÿ ñòðîêà – «×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé ðîïîò» (^ – ^ – ^ – ^ -), äðóãèå, íàïðèìåð, 2-ÿ – «Ñîí äîêó÷íûé» (^ – ^ -) ñòàëè ñîñòîÿòü èç 2-õ ñòîï; íî åñòü ñîñòîÿùèå è èç 3-õ, ê ïðèìåðó, ïîñëåäíÿÿ ñòðîêà – «Ñìûñë â òåáå èùó =», çíàê “ =  “ â äàííîì ñëó÷àå îáîçíà÷àåò êîíöåâóþ ïàóçó, êîòîðàÿ, êñòàòè ñêàçàòü, ïðèñóòñòâóåò, îïÿòü æå ê ïðèìåðó, â ïåðâîé, 4-ñòîïíîé ñòðîêå – «Ìíå íå ñïèòñÿ íåò îãíÿ =» è ò.ï. Ñòîï!
    Íå âäàâàÿñü â ïîäðîáíîñòè ñòðóêòóðû ìåòðè÷åñêèõ ñòèõîâ, íàø ãèïîòåòè÷åñêèé ×èòàòåëü-àâòîð ðåøèë ïðîäîëæèòü ñâîè ýêñïåðèìåíòû è ñäåëàòü èç ñâîåãî ÂÎËÜÍÎÃÎ ÑÒÈÕÀ, íàêîíåö-òî, êëàññè÷åñêèé ÑÈËËÀÁÎ-ÒÎÍÈ×ÅÑÊÈÉ (ÑËÎÃÎÓÄÀÐÍÛÉ) ÑÒÈÕ. Âïðî÷åì, çà íåãî ýòó ðàáîòó âûïîëíèë… Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ Ïóøêèí! Èìåííî åãî «Ñòèõè, ñî÷èí¸ííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû» è âäîõíîâèëè íàñ íà âñå âûøåîïèñàííûå îïûòû, äîëæåíñòâóþùèå, ñ íàøåé òî÷êè çðåíèÿ, ïîêàçàòü, êàê ìîãóò ñîîòíîñèòüñÿ ìåæäó ñîáîé ðàçëè÷íûå ìîäèôèêàöèè ïðàêòè÷åñêè îäíîãî è òîãî æå ñòèõîòâîðåíèÿ:

Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé
Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ,
Ïàðêè* áàáüå ëåïåòàíüå,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
Óêîðèçíà, èëè ðîïîò
Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…

* Ïàðêà (ãðå÷.) – òî æå, ÷òî ìîéðà (ðèì.), – îäíà èç òð¸õ áîãèíü ÷åëîâå÷åñêîé ñóäüáû.

Èëë.: Ïóøêèí ñ ïåðîì. Àâòîëèòîãðàôèÿ À.Ñ. Ïðóöêèõ, 1949 ã.

Источник

ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Оба стихотворения написаны примерно в одно и то же время: у Тютчева – в 1829 году, у Пушкина – в 1830 году. В обоих произведениях раскрывается тема ночной бессонницы и раскрываются чувства и мысли героя в этот период. У обоих поэтов звучат сходные мотивы времени в образе движения часов: «часов однообразный бой» (Тютчев) и «ход часов лишь однозвучный» (Пушкин); мотив неумолимой судьбы: «неотразимый Рок» (Тютчев) и «Парки бабье лепетанье» (Пушкин), мотив тоски и скуки: «томительная ночи повесть», «кто без тоски внимал из нас» (Тютчев) и «сон докучный», «скучный шёпот» (Пушкин); мотив пророчества: «пророчески прощальный глас» (Тютчев) и «ты зовёшь или пророчишь» (Пушкин); мотив совести: «и внятный каждому, как совесть» (Тютчев) и «укоризна или ропот» (Пушкин).

Но при всём сходстве темы и мотивов у поэтов разный подход к освещению темы бессонницы. Лирический герой Тютчева выступает как философ, который говорит от лица всего человечества (местоимение «мы»), раскрывая проблему человека и Вселенной, проблему мироустройства и места человека в нём. Ночь чужда человеку и в то же время внятна (понятна), так как обнажившееся ночное небо (космос, Вселенная, бездна) напоминает ему о кратковременности земной жизни и о бездне, готовой его поглотить, у него возникает ощущение осиротелости («мир осиротелый»), ощущение того, что он покинут на самого себя: «И мы в борьбе с природой целой, // Покинуты на нас самих».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Жизнь представляется призраком, люди чувствуют, что стоят на краю земной жизни, прощаются с веком и друзьями, понимая, что время их «давно забвеньем занесло», а за спиной толпится «новое, младое племя». В последней строфе звучит мотив смерти: «Лишь изредка, обряд печальный // Свершая в полуночный час, // Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас».

Стихотворение Тютчева написано четырёхстопным ямбом, звучит мерно, важно, торжественно, передавая трагическую тональность.

У Пушкина лирический герой говорит о своих ощущениях, поэтому поэт употребляет местоимения первого лица единственного числа: мне, меня (2 раза), мной, от меня, я (2 раза). Во время бессонницы лирический герой ощущает суетность жизни («жизни мышья беготня»), пытается понять, в чём смысл его существования, какова его судьба. Испытывая томление и душевную тревогу, смуту, он пытается понять, чего от него хочет Парка-судьба (античный образ): призывает к себе или пророчит о чём-то?

Стихотворение Пушкина написано четырёхстопным хореем, который звучит живо, эмоционально, ритм подвижный, динамичный. Эмоциональную тональность усиливают риторические вопросы (5 вопросов, а у Тютчева всего один, зато у Тютчева 4 восклицательных предложения, а у Пушкина ни одного, но есть многоточие – фигура умолчания); разговорная лексика: «бабье». «мышья беготня».

Лирический герой подвергает себя нравственному анализу, разбирает, как прошёл «утраченный день», укоряет себя за напрасно прожитое время, испытывает недовольство собой.

Таким образом, Тютчев создал философской стихотворение о человеке и природе, человеке и Вселенной, а Пушкин написал лирически взволнованное стихотворение о мыслях и чувствах своего героя в бессонную ночь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50546

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Марина Круковская

    7/8

  • Lilnait Student

    7/8

  • Кристина Смирнова

    6/8

  • Efim Pomozov

    5/8

  • Молодой Коммунист

    8/8

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 31.

Источник