Размер стиха ночью во время бессонницы
Staysee
Гуру
(2849)
10 лет назад
Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки
Вот полный анализ стихотворения:
Тютчеву было свойственно трагическое мировосприятие. Он изображал мир стоящим на грани катастрофы, чувствовал конечность не только человеческой жизни, но даже времени и пространства. Поэт всегда ощущал над собой власть времени. Именно неумолимый его ход – тема стихотворения “Бессонница”.
Первая строфа создает звуковой, слышимый образ: “Часов однообразный бой”. Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки (женская рифма) создает ощущение монотонности, повторяемости происходящего. Ночью, считает Тютчев, обнажены все чувства, человека охватывают “страхи и мглы” (“День и ночь”), человек оказывается беззащитным перед хаосом (“Святая ночь на небосклон взошла”), но ему становится внятен язык ночи, “равно для всех чужой” и одновременно “внятный каждому, как совесть”. Во второй строфе конкретные бытовые явления и факты (бой часов, ночь) приобретают иной смысл, более обобщенный, философский. “Часов однообразный бой” воспринимается лирическим героем как “глухие времени стенанья”, “пророчески-прощальный глас”, а “томительная ночи повесть” разрастается до образа “всемирного молчанья”. Бессонница пробуждает фантазию, воображение лирического героя. Исследователь Пигарев замечает, что со второй строфы в стихотворении начинает звучать мысль о распаде связи времен, поэт говорит от имени человека, который “выпал” из времени.
Если в первой и второй строфах как бы звучит вопрос (“Кто без тоски внимал из нас?.. “), то в третьей поэт утверждает: пророчество времени о конечности каждого из нас – роковое, неотвратимое. “Неотразимый Рок” настигает всех, и помощи человеку ждать неоткуда: “Мы.. . покинуты” природой на “нас самих”. Страшное одиночество, с которым сталкивается человек, ничем не искупается (как, скажем, это было у Лермонтова в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, где человек все-таки обретает гармонию с природой, хоть и не в реальной жизни) . У Тютчева человек видит безысходность своего положения: он стоит над бездной, над пропастью, “на краю земли”, а позади – “наша жизнь”, “век и друзья”, которые уже скрылись, “как призрак” в “сумрачной дали”. Если Пушкин приветствует “младое племя” (“Здравствуй, племя младое, незнакомое! “) как продолжение жизни, без малейшей скорби, то у Тютчева “младое племя” не символ надежды, а лишь еще одно поколение, которому суждено исчезнуть в бездне. Кроме того, поэт пишет, что “младому племени” нет дела до предшествующего поколения, оно “на солнце расцвело” и пока не думает о том, что его ждет. Здесь снова возникает мотив времени, причем в контексте стихотворения это звучит так: “А нас, друзья, и наше время // Давно забвеньем занесло! “. В одном ряду оказываются сам лирический герой, его поколение и само их время, которому тоже суждено кануть в лету.
В финале стихотворения вновь возникает образ времени, но теперь этот образ наполнен новым значением: это “металла голос погребальный”, оплакивающий уходящих из жизни и памяти. Таким образом, “Бессонница” имеет кольцевую композицию: поэтическая мысль прошла по кругу и возвратилась к началу, но уже на ином уровне. Не просто “часов однообразный бой”, не просто “томительная ночи повесть” – предмет изображения в стихотворении, а погребальный, оплакивающий всех живущих голос времени и “повесть” о неизбежном конце каждого.
Источник
Ïóøêèí.
Âîñïîìèíàíèå.
Êîãäà äëÿ ñìåðòíîãî óìîëêíåò øóìíûé äåíü,
È íà íåìûå ñòîãíû ãðàäà
Ïîëóïðîçðà÷íàÿ íàëÿæåò íî÷è òåíü
È ñîí, äíåâíûõ òðóäîâ íàãðàäà,
 òî âðåìÿ äëÿ ìåíÿ âëà÷àòñÿ â òèøèíå
×àñû òîìèòåëüíîãî áäåíüÿ:
 áåçäåéñòâèè íî÷íîì æèâåé ãîðÿò âî ìíå
Çìåè ñåðäå÷íîé óãðûçåíüÿ;
Ìå÷òû êèïÿò; â óìå, ïîäàâëåííîì òîñêîé,
Òåñíèòñÿ òÿæêèõ äóì èçáûòîê;
Âîñïîìèíàíèå áåçìîëâíî ïðåäî ìíîé
Ñâîé äëèííûé ðàçâèâàåò ñâèòîê;
È ñ îòâðàùåíèåì ÷èòàÿ æèçíü ìîþ,
ß òðåïåùó è ïðîêëèíàþ,
È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñëåçû ëüþ,
Íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ.
Ïóøêèí
ÑÒÈÕÈ, ÑÎ×ÈÍÅÍÍÛÅ ÍÎ×ÜÞ ÂÎ ÂÐÅÌß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÛ
Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé
Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ.
Ïàðêè áàáüå ëåïåòàíüå,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
Óêîðèçíà èëè ðîïîò
Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…
Ô. È. Òþò÷åâ.
Áåññîííèöà («×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé…»)
×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé,
Òîìèòåëüíàÿ íî÷è ïîâåñòü!
ßçûê äëÿ âñåõ ðàâíî ÷óæîé
È âíÿòíûé êàæäîìó, êàê ñîâåñòü!
Êòî áåç òîñêè âíèìàë èç íàñ,
Ñðåäè âñåìèðíîãî ìîë÷àíüÿ,
Ãëóõèå âðåìåíè ñòåíàíüÿ,
Ïðîðî÷åñêè-ïðîùàëüíûé ãëàñ?
Íàì ìíèòñÿ: ìèð îñèðîòåëûé
Íåîòðàçèìûé Ðîê íàñòèã
È ìû, â áîðüáå, ïðèðîäîé öåëîé
Ïîêèíóòû íà íàñ ñàìèõ.
È íàøà æèçíü ñòîèò ïðåä íàìè,
Êàê ïðèçðàê íà êðàþ çåìëè,
È ñ íàøèì âåêîì è äðóçüÿìè
Áëåäíååò â ñóìðà÷íîé äàëè…
È íîâîå, ìëàäîå ïëåìÿ
Ìåæ òåì íà ñîëíöå ðàñöâåëî,
À íàñ, äðóçüÿ, è íàøå âðåìÿ
Äàâíî çàáâåíüåì çàíåñëî!
Ëèøü èçðåäêà, îáðÿä ïå÷àëüíûé
Ñâåðøàÿ â ïîëóíî÷íûé ÷àñ,
Ìåòàëëà ãîëîñ ïîãðåáàëüíûé
Ïîðîé îïëàêèâàåò íàñ!
<1829>
Ïåòð Âÿçåìñêèé. «Áåññîííèöà»
 òîñêå áåññîííèöû, ñðåäü òèøèíû íî÷íîé,
Êàê ðàçäðàæèòåëåí ÷àñîâ äîêó÷íûé áîé!
Êàê ìîëîòîì êóçíåö ñòó÷èò ïî íàêîâàëüíîé,
Òàê êàæäûé èõ óäàð, òÿæåëûé è ïå÷àëüíûé,
Ïî ñåðäöó ìîåìó îäíîîáðàçíî áüåò,
È ñ êàæäûì áîåì âñ¸ òîñêà ìîÿ ðàñòåò.
×àñû, «ãëàãîë âðåìåí, ìåòàëëà çâîí» íàäãðîáíîé,
×åãî âû îò ìåíÿ ñ íàñòîé÷èâîñòüþ çëîáíîé
Õîòèòå? Äàéòå ìíå çàáûòüñÿ. ß óñòàë.
Êóêóøêè âäîâîëü ÿ íàìåêîâ íàñ÷èòàë.
ß çíàþ è áåç âàñ, ÷òî âðåìÿ ìèìîëåòíî;
Áåçîñòàíîâî÷íî îíî, áåñïîâîðîòíî!
Òåì ëó÷øå! È êîìó, â êîì çäðàâûé ðàçóì åñòü,
Îõîòà áû ïðèøëà æèçíü ñûçíîâà ïðî÷åñòü?
Íî, ñêó÷íûå ÷àñû ìîåé áåññîííîé ïûòêè,
 äâèæåíèÿõ ñâîèõ êóäà êàê âû íå ïðûòêè!
È, ñëîâíî ãèðÿìè êðûëî îáðåìåíÿ,
Âû òàùèòåñü ïî ìíå, öàðàïàÿ ìåíÿ.
È ñêîëüêî äèêèõ äóì, áåññìûñëåííûõ, íåñâÿçíûõ,
×óäîâèùíûõ êàðòèí, âèäåíèé áåçîáðàçíûõ,
Òî âûíûðíóâ èç òüìû, òî ïîãðóæàÿñü â òüìó,
Ìåðåùèòñÿ ãëàçàì è ãðåçèòñÿ óìó!
Ãðóäü äàâèò òåìíûé ñòðàõ è áåøåíàÿ çëîáà,
Êîãäà çìåè íî÷íîé áåçäîííàÿ óòðîáà
Çà ÷àñîì ÷àñ íà÷íåò ïðîæîðëèâî ãëîòàòü,
À ñíà íà æàðêèé îäð íå ñõîäèò áëàãîäàòü.
Òîñêà áåññîííèöû, òû ìíå äàâíî çíàêîìà;
Íî âñ¸ ìíå íåâòåðïåæ òâîé ãíåò, òâîÿ èñòîìà,
Êàê áóäòî â ïåðâûé ðàç ìíå èçìåíÿåò ñîí
È êðåïêî-íàêðåïêî áûë çàñòðàõîâàí îí;
Êàê áóäòî ïî íî÷àì áåññîííûì íå â ïðèâû÷êó
Òîìèòåëüíûõ ÷àñîâ ìíå ñëóøàòü ïåðåêëè÷êó;
Êàê áóäòî ÿ è âïðÿìü íà âñåðîññèéñêèé ëàä
Ñïàòü áîãàòûðñêèì ñíîì âñåãäà è âñþäó ðàä,
È òîëüêî ãîëîâîé ïîäóøêó ÷óòü ïðèãðåþ,
Óæ ñ Õðàïîâèöêèì ðå÷ü çàòÿãèâàòü óìåþ.
1862 (?)
Îñèï Ìàíäåëüøòàì
“Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà…”
Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà.
ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.
Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè –
Íà ãîëîâàx öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà –
Êóäà ïëûâåòå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
×òî Òðîÿ âàì îäíà, àxåéñêèå ìóæè?
È ìîðå, è Ãîìåð âñå äâèæèìî ëþáîâüþ.
Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò,
È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäxîäèò ê èçãîëîâüþ.
Ìàðèíà Öâåòàåâà
x x x
Áåññîííèöà! Äðóã ìîé!
Îïÿòü òâîþ ðóêó
Ñ ïðîòÿíóòûì êóáêîì
Âñòðå÷àþ â áåççâó÷íî-
Çâåíÿùåé íî÷è.
Ïðåëüñòèñü!
Ïðèãóáü!
Íå â âûñü,
À â ãëóáü
Âåäó
Ãóáàìè ïðèãîëóáü!
Ãîëóáêà! Äðóã!
Ïðèãóáü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Îò âñåõ ñòðàñòåé
Óñòîé,
Îò âñåõ âåñòåé
Ïîêîé.
Ïîäðóãà!
Óäîñòîé.
Ðàçäâèíü óñòà!
Âñåé íåãîé óñò
Ðåçíîãî êóáêà êðàé
Âîçüìè
Âòÿíè,
Ãëîòíè:
Íå áóäü!
Î äðóã! Íå îáåññóäü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Èç âñåõ ñòðàñòåé
Ñòðàñòíåéøàÿ, èç âñåõ ñìåðòåé –
Íåæíåéøàÿ
Èç äâóõ ãîðñòåé
Ìîèõ ïðåëüñòèñü! èñïåé!
Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë. Â íèãäå
Çàòîïëåííûå áåðåãà
Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå
Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà
Òû ìîðå ïüåøü,
Òû çîðè ïüåøü.
Ñ êàêèì ëþáîâíèêîì êóòåæ
Ñ ìîèì
Äèòÿ
Ñðàâíèì?
À åñëè ñïðîñÿò (íàó÷ó!),
×òî, äåñêàòü, ùå÷êè íå ñâåæè,
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó, ñêàæè,
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó
Ìàé 1921
Êòî ñïèò ïî íî÷àì? Íèêòî íå ñïèò!
Ðåá¸íîê â ëþëüêå ñâîåé êðè÷èò,
Ñòàðèê íàä ñìåðòüþ ñâîåé ñèäèò,
Êòî ìîëîä – ñ ìèëîþ ãîâîðèò,
Åé â ãóáû äûøèò, â ãëàçà ãëÿäèò.
Çàñí¸øü – ïðîñí¸øüñÿ ëè çäåñü îïÿòü?
Óñïååì, óñïååì, óñïååì ñïàòü!
À çîðêèé ñòîðîæ èç äîìà â äîì
Ïðîõîäèò ñ ðîçîâûì ôîíàð¸ì,
È äðîáíûì ðîêîòîì íàä ïîäóøêîé
Ðîêî÷åò ÿðàÿ êîëîòóøêà:
Íå ñïè! êðåïèñü! ãîâîðþ äîáðîì!
À òî – âå÷íûé ñîí! à òî – âå÷íûé äîì!
12 äåêàáðÿ 1916
À. Àõìàòîâà
Áåññîíèöà
Ãäå-òî êîøêè æàëîáíî ìÿóêàþò,
Çâóê øàãîâ ÿ èçäàëè ëîâëþ…
Õîðîøî òâîè ñëîâà áàþêàþò:
Òðåòèé ìåñÿö ÿ îò íèõ íå ñïëþ.
Òû îïÿòü, îïÿòü ñî ìíîé, áåññîííèöà!
Íåïîäâèæíûé ëèê òâîé óçíàþ.
×òî, êðàñàâèöà, ÷òî, áåççàêîííèöà,
Ðàçâå ïëîõî ÿ òåáå ïîþ?
Îêíà òêàíüþ áåëîþ çàâåøåíû,
Ïîëóìðàê ñòðóèòñÿ ãîëóáîé…
Èëè äàëüíåé âåñòüþ ìû óòåøåíû?
Îò÷åãî ìíå òàê ëåãêî ñ òîáîé?
Áîðèñ Ïàñòåðíàê
ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Êîòîðûé ÷àñ? Òåìíî. Íàâåðíî, òðåòèé.
Îïÿòü ìíå, âèäíî, ãëàç ñîìêíóòü íå ñóæäåíî.
Ïàñòóõ â ïîñåëêå ùåëêíåò ïëåòüþ íà ðàññâåòå.
Ïîòÿíåò õîëîäîì â îêíî,
Êîòîðîå âî äâîð îáðàùåíî.
À ÿ îäèí.
Íåïðàâäà, òû
Âñåé áåëèçíû ñâîåé ñêâîçíîé âîëíîé
Ñî ìíîé.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 21.06.2015. ***
- 17.06.2015. ***
- 09.06.2015. Ñòèõè, ñî÷èíåííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû
- 04.06.2015. Íå çðÿ
Источник
«ÑÌÛÑËÀ ß Â ÒÅÁÅ ÈÙÓ » Îò âåðëèáðà ê ñèëëàáî-òîíèêå è îáðàòíî.
Ïåðåä íàìè òèïè÷íûé ÂÅÐËÈÁÐ: íàëèöî îòñóòñòâèå ðèôìû è ðèòìà Âîçìîæíî, ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâ ýòî ñòèõîòâîðåíèå, ñðàçó ïî÷óâñòâóåò ÷òî-òî çíàêîìîå. À ìîæåò áûòü, è íåò! È ìû äî ïîðû äî âðåìåíè íè÷åãî íå áóäåì åìó ïîäñêàçûâàòü.
Íå ñïèòñÿ ìíå, íåò îãíÿ;
Ìðàê âñþäó è ñîí íàçîéëèâ.
À õîä ÷àñîâ ìîíîòîííûé
Áëèç ìåíÿ çâó÷èò, ñòó÷èò
Ìîéðû ëåïåòàíüå áàáüå,
Òðåïåò íî÷íîé, ïîëóñîííûé,
Ìûøüÿ áåãîòíÿ æèçíè
Çà÷åì òðåâîæèøü ìåíÿ?
×òî çíà÷èøü òû, ñêó÷íûé ø¸ïîò?
Ðîïòàíüå èëü óêîðèçíà
Äíÿ, óòðà÷åííîãî ìíîé?
×åãî îò ìåíÿ òû õî÷åøü?
Çîâ¸øü òû èëü ïðåäðåêàåøü?
Ïîíÿòü ÿ õî÷ó òåáÿ,
Ñìûñëà â òåáå ÿ èùó
Íà ìèíóòó ïðåäñòàâèì, ÷òî òû, ×èòàòåëü, – àâòîð ýòîãî ïðîèçâåäåíèÿ. È, ê ñâîåìó óäèâëåíèþ, òû âäðóã çàìåòèë, ÷òî ñòðî÷êè, íàïèñàííûå òîáîé, ÷åðåäóÿñü, ñîñòîÿò èç 7-ìè èëè 8-ìè ñëîãîâ. Ýòî «îòêðûòèå» òîò÷àñ çàñòàâèëî òåáÿ ïîéòè äàëüøå: ÷òî åñëè ýòè äèñìåòðè÷åñêèå ñòðîêè êàêèì-òî îáðàçîì óïîðÿäî÷èòü, ïðèäàòü èì ðèòì, à òî÷íåå, ñòèõîòâîðíûé ðàçìåð, òî åñòü ìåòð, íó, ñêàæåì, õîðåè÷åñêèé (^ – ^ – ^ – ^ è ^ – ^ – ^ – ^ -)?
Ïîòðóäèâøèñü ìàëîñòü, òû ñîçäàë ÁÅËÛÉ ÑÒÈÕ, íàïèñàííûé 4-ñòîïíûì õîðååì (ñ êîíöåâîé ïàóçîé â ðÿäå ñòðîê):
Íåò îãíÿ, íå ñïèòñÿ ìíå;
Âñþäó òåìåíü, ñîí íàçîéëèâ.
Õîä ÷àñîâ ëèøü ìîíîòîííûé
Áëèç ìåíÿ çâó÷èò, ñòó÷èò.
Áàáüå ëåïåòàíüå ìîéðû,
Òðåïåòàíüå ñïÿùåé íî÷è,
Áûòèÿ ìûøèíûé áåã
Áóäèøü òû ìåíÿ çà÷åì?
Ñêó÷íûé ø¸ïîò, ÷òî òû çíà÷èøü?
Ðîïîò èëè óêîðèçíà
Äíÿ, óòðà÷åííîãî ìíîé?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâ¸øü èëü ïðåäðåêàåøü?
ß õî÷ó òåáÿ ïîíÿòü,
Ñìûñëà ÿ èùó â òåáå
Ý, íåò! Ýòî åù¸ íå âñ¸! ðåøèë òû, çàìåòèâ, ÷òî íà ñåé ðàç òâîè ìåòðè÷åñêèå ñòðî÷êè èìåþò ðàçíûå îêîí÷àíèÿ: îäíè êîí÷àþòñÿ óäàðíûì ñëîãîì, äðóãèå áåçóäàðíûì. Òåïåðü è ðèôìû òàê è ïðîñÿòñÿ â ñòèõîòâîðåíèå! ×òî åñëè ïîïðîáîâàòü?.. È âîò ÷òî ïîëó÷èëîñü:
Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Ñîí äîêó÷íûé.
Îäíîçâó÷íûé
Õîä ÷àñîâ ëèøü, áëèç ìåíÿ.
Ìîéðû áàáèé ëåïåò,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåò,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé ø¸ïîò?
Ìíå óêîð èëü ðîïîò
Ïðîæèòîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâ¸øü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü õî÷ó,
Ñìûñë â òåáå èùó
Äà! Ýòî óæå òàê íàçûâàåìûé ÂÎËÜÍÛÉ ÑÒÈÕ. Õîðåé íà ìåñòå, óäàðíûå è áåçóäàðíûå (â êîíöå!) ñòðî÷êè îêàí÷èâàþòñÿ, ñîîòâåòñòâåííî, ìóæñêîé èëè æåíñêîé ðèôìîé. Íî ñàìè ñòðî÷êè òåïåðü ðàçíîñòîïíûå, òî åñòü îäíè ñîõðàíèëè 4 ñòîïû, íàïðèìåð, 9-ÿ ñòðîêà – «×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé ðîïîò» (^ – ^ – ^ – ^ -), äðóãèå, íàïðèìåð, 2-ÿ – «Ñîí äîêó÷íûé» (^ – ^ -) ñòàëè ñîñòîÿòü èç 2-õ ñòîï; íî åñòü ñîñòîÿùèå è èç 3-õ, ê ïðèìåðó, ïîñëåäíÿÿ ñòðîêà «Ñìûñë â òåáå èùó =», çíàê = â äàííîì ñëó÷àå îáîçíà÷àåò êîíöåâóþ ïàóçó, êîòîðàÿ, êñòàòè ñêàçàòü, ïðèñóòñòâóåò, îïÿòü æå ê ïðèìåðó, â ïåðâîé, 4-ñòîïíîé ñòðîêå «Ìíå íå ñïèòñÿ íåò îãíÿ =» è ò.ï. Ñòîï!
Íå âäàâàÿñü â ïîäðîáíîñòè ñòðóêòóðû ìåòðè÷åñêèõ ñòèõîâ, íàø ãèïîòåòè÷åñêèé ×èòàòåëü-àâòîð ðåøèë ïðîäîëæèòü ñâîè ýêñïåðèìåíòû è ñäåëàòü èç ñâîåãî ÂÎËÜÍÎÃÎ ÑÒÈÕÀ, íàêîíåö-òî, êëàññè÷åñêèé ÑÈËËÀÁÎ-ÒÎÍÈ×ÅÑÊÈÉ (ÑËÎÃÎÓÄÀÐÍÛÉ) ÑÒÈÕ. Âïðî÷åì, çà íåãî ýòó ðàáîòó âûïîëíèë
Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ Ïóøêèí! Èìåííî åãî «Ñòèõè, ñî÷èí¸ííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû» è âäîõíîâèëè íàñ íà âñå âûøåîïèñàííûå îïûòû, äîëæåíñòâóþùèå, ñ íàøåé òî÷êè çðåíèÿ, ïîêàçàòü, êàê ìîãóò ñîîòíîñèòüñÿ ìåæäó ñîáîé ðàçëè÷íûå ìîäèôèêàöèè ïðàêòè÷åñêè îäíîãî è òîãî æå ñòèõîòâîðåíèÿ:
Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé
Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ,
Ïàðêè* áàáüå ëåïåòàíüå,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
Óêîðèçíà, èëè ðîïîò
Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…
* Ïàðêà (ãðå÷.) òî æå, ÷òî ìîéðà (ðèì.), – îäíà èç òð¸õ áîãèíü ÷åëîâå÷åñêîé ñóäüáû.
Èëë.: Ïóøêèí ñ ïåðîì. Àâòîëèòîãðàôèÿ À.Ñ. Ïðóöêèõ, 1949 ã.
Источник
ПОИСК:
У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!
Оба стихотворения написаны примерно в одно и то же время: у Тютчева – в 1829 году, у Пушкина – в 1830 году. В обоих произведениях раскрывается тема ночной бессонницы и раскрываются чувства и мысли героя в этот период. У обоих поэтов звучат сходные мотивы времени в образе движения часов: «часов однообразный бой» (Тютчев) и «ход часов лишь однозвучный» (Пушкин); мотив неумолимой судьбы: «неотразимый Рок» (Тютчев) и «Парки бабье лепетанье» (Пушкин), мотив тоски и скуки: «томительная ночи повесть», «кто без тоски внимал из нас» (Тютчев) и «сон докучный», «скучный шёпот» (Пушкин); мотив пророчества: «пророчески прощальный глас» (Тютчев) и «ты зовёшь или пророчишь» (Пушкин); мотив совести: «и внятный каждому, как совесть» (Тютчев) и «укоризна или ропот» (Пушкин).
Но при всём сходстве темы и мотивов у поэтов разный подход к освещению темы бессонницы. Лирический герой Тютчева выступает как философ, который говорит от лица всего человечества (местоимение «мы»), раскрывая проблему человека и Вселенной, проблему мироустройства и места человека в нём. Ночь чужда человеку и в то же время внятна (понятна), так как обнажившееся ночное небо (космос, Вселенная, бездна) напоминает ему о кратковременности земной жизни и о бездне, готовой его поглотить, у него возникает ощущение осиротелости («мир осиротелый»), ощущение того, что он покинут на самого себя: «И мы в борьбе с природой целой, // Покинуты на нас самих».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Жизнь представляется призраком, люди чувствуют, что стоят на краю земной жизни, прощаются с веком и друзьями, понимая, что время их «давно забвеньем занесло», а за спиной толпится «новое, младое племя». В последней строфе звучит мотив смерти: «Лишь изредка, обряд печальный // Свершая в полуночный час, // Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас».
Стихотворение Тютчева написано четырёхстопным ямбом, звучит мерно, важно, торжественно, передавая трагическую тональность.
У Пушкина лирический герой говорит о своих ощущениях, поэтому поэт употребляет местоимения первого лица единственного числа: мне, меня (2 раза), мной, от меня, я (2 раза). Во время бессонницы лирический герой ощущает суетность жизни («жизни мышья беготня»), пытается понять, в чём смысл его существования, какова его судьба. Испытывая томление и душевную тревогу, смуту, он пытается понять, чего от него хочет Парка-судьба (античный образ): призывает к себе или пророчит о чём-то?
Стихотворение Пушкина написано четырёхстопным хореем, который звучит живо, эмоционально, ритм подвижный, динамичный. Эмоциональную тональность усиливают риторические вопросы (5 вопросов, а у Тютчева всего один, зато у Тютчева 4 восклицательных предложения, а у Пушкина ни одного, но есть многоточие – фигура умолчания); разговорная лексика: «бабье». «мышья беготня».
Лирический герой подвергает себя нравственному анализу, разбирает, как прошёл «утраченный день», укоряет себя за напрасно прожитое время, испытывает недовольство собой.
Таким образом, Тютчев создал философской стихотворение о человеке и природе, человеке и Вселенной, а Пушкин написал лирически взволнованное стихотворение о мыслях и чувствах своего героя в бессонную ночь.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50546
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Марина Круковская
7/8
Lilnait Student
7/8
Кристина Смирнова
6/8
Efim Pomozov
5/8
Молодой Коммунист
8/8
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 31.
Источник