Работа перед сном в подготовительной группе картотека

Работа перед сном в подготовительной группе картотека thumbnail

05.02. среда

Беседа. «Животные Арктики и Антарктики.»

Цель: Расширять кругозор детей. Учить делать выводы.

Ди “Один – много”. Умение образовывать форму мн.ч. сущ

(                                     )

Игры с конструктором “Лего” (мальчики)

ДИ«Неживая природа» – привлечь внимание детей к неживой природе, о том что происходит с ней зимой.

(                                 )

Д/и «Волшебный мешочек» – учить описывать предмет на ощупь, развивать воображение, активизировать словарь.

(                                    )

Самообслуживание Продолжать учить замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде.

Дид.игра «Накорми птиц»

Цель: дети  рассматривают  ягоды, семечки, сало, крошки и пр. и относят к изображению той птицы, которая это ест)

(                                       )

Продолжать привлекать детей к дежурству по занятиям: помогать расставлять приготовленные материалы, убирать их после занятий, протирать столы.

Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.

Цель: учить детей самостоятельно находить занятие по душе.

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

Подьем– зарядка – закаливание

Д/упр. «Как правильно убирать кровать»- для закрепление навыков уборки своей кровати.

Уроки карандашика – графические упражнения в тетради в клетку продолжать знакомство детей с тетрадью, с клеткой.

(                                )

Лото “Зоопарк”. Закрепить названия животных, разв-ть внимательность, скорость реакции, умение играть по правилам

Инд.работа по аппликации – закреплять навыки работы с ножницами

(                              )

Развлечение «Чтобы не было беды»

Цель: закреплять правила поведения на улице и в транспорте.

Итоговое мероприятие

Оформление выставки «Покормите птиц зимой»

Деятельность детей по желанию – продолжать развивать умение занять себя; воспитывать самостоятельность.

Самостоятельно-художественная деятельность – продолжать учить инсценировать несложные сказки, развивать исполнительские способности.

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

17.02. понедельник

Утро радостных встреч.

Игра-тренинг

Что такое доброта?  В каждом из вас бьётся доброе сердце, готовое помочь всем. Повернитесь друг к другу и скажите доброе слово так, словно в нём светится тёплое лучистое солнышко. Вы настоящие волшебники!  Добрые слова и дела, которые вы совершаете, помогут сделать мир вокруг вас добрым. Пусть добрые слова звучат сегодня и каждый день, и на душе у вас будет тепло и радостно.

Беседа с детьми о прошедших выходных. Как они их провели, куда ходили, чем занимались – развивать связную речь.

КГН и КП – продолжать учить детей аккуратно есть за столом, следить за правильной осанкой за столом.

П/и «Эстафета с игрушками» – учить играть в команде, развивать ловкость, быстроту реакции.

Д/и «Знаешь – называешь» – развивать умение детей узнавать название дерева по форме листьев; активизировать память, мышление, внимание

(                                         )

18.02. вторник

Беседа. Кто защищает   нашу Родину? Кто служит в армии? Какие военные профессии вы знаете? (иллюстраций). Среди военных профессий есть очень важная – пограничник.  Чем занимаются пограничники?  Можно ли перелететь из страны в страну на ковре-самолёте без разрешения пограничников. Тех, кто тайком хочет перейти границу, пограничники задерживают и наказывают – их называют нарушителями границы.

Кто помогает пограничникам охранять границу? Как вы думаете, пограничник – это мужественная профессия?

Дид.игра «Кто где работает»

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание

(                                               )

Д/и «Сколько?» – развивать внимание, память 

(                                          )

Д/и «Найди пару» – развивать внимание, геометрические представления

(                                          )

Уроки карандашика – графические упражнения в тетради в клетку

(                                            )

19.02. среда

Беседа. Огонь – это хорошо или плохо? Для чего нам нужен огонь? Почему нужно осторожно обращаться с огнём и предметами, которые его вызывают? Что может случиться, если огонь не будет послушным человеку? Кого нужно звать на помощь, если случился пожар? Как вызвать пожарников? (обыгрывание) Каким должен быть пожарник? Почему пожарник может войти в горящий дом?

Какая техника нужна пожарнику, чтобы потушить пожар? Пожарник – это мужественная профессия?

Дид.игра «Кому, что нужно для работы»

Цель: упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, активизировать в речи понятие «инструменты».

«Чья мама?»– закрепить знания о домашних животных и их детенышах

(                                          )

Индивидуальная работа по Физо – попади в цель – развивать умение метать в цель

Читайте также:  Текст до новых снов с тобой

(                                         )

Труд: наводим порядок в уголке природы: поливаем цветы, убираем сухие листья.

Работа в центре книги: подбор книг по жанрам: сказки, стихи, рассказы – учить детей самостоятельно находить занятие по душе

С дежурными по уголку природы полить цветы, вспомнить их названия.

Воспитывать умение проявлять заботу

Внести н-п игры

«Зоологическое лото», «Скорая помощь», «Предлоги»

Продолжать приучать самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно сервировать стол, убирать посуду после еды.

Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.

Цель : Формировать умение слаженно и дружно играть со сверстниками.

Настольно-печатные игры «Наши права» – закрепить основные права и обязанности ребенка

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

Музыка

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

Музыка

Подьем– зарядка – закаливание

Беседа

Как появились профессии? В старину профессий было мало, а сегодня?

Что такое профессия? (это такое дело человека, которым он занимается постоянно, это полезное для других людей дело).

Какие профессии вы знаете?

Профессий  много тысяч.

Один раз в гол люди каждой профессии отмечают свой профессиональный праздник

Но есть среди них такие, которые люди особенно ценят и уважают.  

И сегодня мы поговорим о людях мужественных профессий.

Что значит мужественная? Какие профессии можно назвать мужественными?

Дид.игра «Город мастеров»

Цель: учить составлять рассказ-описание профессии.

Дид.игра «Отвечай быстрее»

Цель: закрепить обобщающие понятия: обувь, одежда, головные уборы по сезону

(                                          )

Подьем– зарядка – закаливание

«Азбука общения» – прочитать детям рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»- закрепить правила вежливости.

П/И «Колпачок» – согласование движений со словами

(                                        )

Индивидуальная работа по лепке – закрепить основные приемы раскатывания.

(                                       )

Индивидуальная работа «Расскажи, чем запомнился тебе этот день в детском саду»- развитие коммуникативных навыков

(                             )

Подьем– зарядка – закаливание

Д/и «Наоборот» – развивать логическое мышление, речь, внимание

(                                           )

Индивидуальная работа по рисованию – продолжать знакомить детей с палитрой, получать оттенки красок путем смешивания, повторить названия холодных и теплых цветов.

(                                      )

Самообслуживание – учить детей определять и исправлять неполадки в своем внешнем виде, в корректном виде сообщать  о неполадках друзьям

Д/и «Найди пару» – развивать внимание, геометрические представления

(                                          )

Слушание песен о Российской Армии. Доставить детям удовольствие.

С/Р игра «Овощной магазин»

– формировать дружеские взаимоотношения, закрепить полученные раннее знания об овощах, их заготовке, о профессии продавца.

Самостоятельно-художественная деятельность – учить детей самостоятельно находить себе занятие (рисование, лепка); развивать творческие способности

С/р игра по желанию детей – продолжать учить объединять несколько игр одним сюжетом; закреплять умение разрешать конфликты нормативными способами.

Свободная деятельность в центрах сенсорики и познания –  учить детей самостоятельно находить занятие по душе

С/р игра по желанию детей – развивать умение выполнять ролевые действия согласно сюжету игры; воспитывать дружелюбие.

Настольно-печатные игры по желанию детей

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

Музыка

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

Музыка

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность,

Чтение х/л,

Музыка

Источник

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.

Работа с детьми перед сном — цели и методы

Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

Дети спят в детском саду

Сон — основа здоровья ребёнка

Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.

У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

  • релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
  • восстановление нормального состояния нервной системы;
  • облегчение психоэмоциональной нагрузки;
  • ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.

Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

  1. Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.
  2. Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду.
  3. Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.

Методическая организация подготовки детей ко сну

Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:

  • определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
  • подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
  • проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
  • периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);
  • делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.

Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.

Многие психологи отрицают важность дневного сна, так как подобный режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет индивидуальность детей, не желающих спать.

Как создать благоприятные условия для засыпания

Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:

  • приглушённый свет;
  • закрытые шторы или жалюзи;
  • пастельные, спокойные тона стен и потолков;
  • свежий воздух.

Кроватки, застеленные цветным постельным бельём

Пастельные тона обстановки, чистота и свежий воздух — залог сладкого сна малышей

Этапы работы перед сном: временной план

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

  1. Подготовка (15–20 минут).
  2. Релаксация (5–7 минут).
  3. Сон (1–2 часа).

Подготовка

Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.

Игры для первой и второй младших групп

Тихие игры с предметами:

  1. «Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышам запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.
  2. «Подбери фигуру». Малыши получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: назвать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.
  3. Домино (лото). Если малыши уже знакомы с командными играми, то для них можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам нужно среди своих фишек найти ту, что продолжит линию на столе.

Игры для средней группы

Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только):

  1. Складывание заданных фигурок из элементов мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для детей 4–5 лет.

    Дети сидят за столом, играют с конструктором

    Мозаика, конструктор не только тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и отлично расслабляют

  2. «Острый глаз». Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача — оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.
  3. «Повторюшка». Педагог называет тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда), по которой дети подбирают слова. Малыши выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.

Игры для старшей и подготовительной групп

Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:

  1. «Бабушка пошла на базар и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на базар и купила мясорубку» — рукой имитирует движение мясорубки. Следующий участник говорит эту же фразу, но вместо мясорубки называет что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). После рук называются движения для ног (главное, чтобы «покупку» можно было показать простым движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтобы все движения делать одновременно.
  2. «Это мой нос». Малыши садятся в круг. Один прикасается к своему подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до своего носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтобы говорить и показывать разные части тела (можно ограничиться одним лицом или головой).
  3. «Король тишины». Один малыш — король — садится на стул, остальные стоят вокруг него. Монарх указывает на любого ребёнка и жестом призывает к себе. Так он выбирает себе министров. Если «министр» по дороге произвёл хоть малейший шум, он выбывает. То же самое с королём: если он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.

В играх желательно задействовать всех детишек.

Сказки

Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.

  1. «Сказка про оленя, который не мог уснуть».
  2. Ирис Ревю «Как Тиша сон искал».
  3. Андрей Прокофьев «Заячья лапка».
  4. «Сказка про носорога, который не мог заснуть».
  5. Наталья Ященко «Как Тигрёнок-полосатик клад искал» и др.
Читайте также:  Можно ли в исламе толковать сны

Стихотворения

На стадии подготовки, после игр и чтения сказок, дети идут в туалет и проводят гигиенические процедуры: моют руки, в летний период — ноги, умываются. Младшие делают это с помощью воспитателя и помощника воспитателя. Все действия взрослые сопровождают стихотворениями (особенно важно для малышей, действия которых лучше организуются такими рифмовками), дети старшего возраста проговаривают их вместе с педагогами.

  • Прыг-скок, прыг-скок,
    Мы присядем на горшок.
    Мы поели, мы попили,
    Про него чуть не забыли!
    Послушные детишки
    Сделают делишки:
    А-а-а и пись-пись-пись.
    Только ты не торопись!

    Дети сидят на горшках

    Подготовка ко сну в младшей группе начинается с высаживания малышей на горшки

  • Добрая водичка! Помоги немножко:
    Вымой у ребяток грязные ладошки!
    Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
    Станут наши ручки чище и белее!

    Мальчик и девочка моют руки

    Гигиене уделяется особое внимание перед сном

  • Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтоб глазки блестели,
    Чтоб щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

Игровая ситуация

Приходит пора малышам раздеваться, складывать вещи и надевать пижамы. Процесс раздевания может быть превращён в игру «Мы уже совсем большие».

Инструкция:

  1. «Детки, давайте проверим, повзрослели ли вы за этот день. Для начала расскажем, в каком порядке нужно снять одежду».
  2. Дети выполняют. Говорят либо все по очереди, либо кто-то один, названный воспитателем.
  3. «А теперь нужно сложить вещи на стульчик». Дети выполняют, взрослые помогают.
  4. «Отлично! Вижу, что вы уже совсем большие. Но, наверное, надеть пижаму у вас без моей помощи не получится…» Дети, подстёгиваемые азартом сомнения педагога, одеваются.

Полусонная девочка раздевается

Создание игровых ситуаций ускоряет процесс раздевания и переодевания ко сну

Как вариант можно придумать историю про куклу Бэллу, которая никак не запомнит, в каком порядке нужно снимать одежду: сначала обувь, а потом платье или наоборот? Многие дети вне зависимости от возраста с трудом справляются с соблюдением порядка складывания вещей. Для таких ребят можно использовать историю про Митю, который после сна постоянно ходил грязнулей.

Инструкция:

  1. «Детки, смотрите, кто пришёл! Это Митя, он тоже собирается спать. Ой, чего-то он расстроенный и ложиться не хочет… Что же случилось? Оказывается, Митя очень аккуратный мальчик, но каждый раз после сна его одежда оказывается грязной и измятой. А всё потому, что мальчик, раздеваясь, не складывает вещи, а комкает. И сверху ставит обувь».
  2. «Давайте расскажем Мите, как нужно складывать одежду».
  3. Дети рассказывают. (Желательно по очереди, после того, как воспитатель даст слово. Иначе они будут говорить наперебой).
  4. «Отлично! Вы всё сказали верно, а теперь вместе с Митей отправляемся в постельки».

Релаксация

Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).

Дыхательная гимнастика

Перед тем как малыши ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы), 2–3 для средней, старшей и подготовительной групп.

«Роза и одуванчик»

Инструкция:

  1. Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.
  2. А в другой руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.
  3. Повторяем 3–4 раза.

«Дыхание»

  • Тихо-тихо мы подышим,
    Сердце мы своё услышим.

Инструкция:

  1. Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Дети стоят с поднятыми руками у кроватей

Дыхательные упражнения помогают детям расслабиться

Игры с поощрением

Чтобы настроить старших детей на сон, можно использовать игры с поощрением.

Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, или как организовать сон в детском саду»)

Потешки

Для релаксации малышей прекрасно подходят потешки:

  • Вот лежат в кроватке
    Розовые пятки.
    Чьи это пятки —
    Мягки да сладки?
    Прибегут гусятки,
    Ущипнут за пятки.
    Прячь скорей, не зевай,
    Одеяльцем накрывай!
  • Маленькие заиньки
    Захотели баиньки,
    Захотели баиньки,
    Потому что заиньки.
    Мы немножечко поспим,
    Мы на спинке полежим.
    Мы на спинке полежим
    И тихонько посопим.

Переход ко сну

На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».

В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:

  1. На левом или правом боку.
  2. Ручки поверх одеяла.
  3. На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно-двигательный аппарат.

С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.

Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду. Она состоит из трёх этапов, на каждом из которых воспитатель использует определённый набор приёмов, помогающих реализовать поставленные цели и задачи методической работы в группе.

Источник