Работа перед сном старшая группа цель
Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.
Работа с детьми перед сном — цели и методы
Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.
Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.
У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:
- релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
- восстановление нормального состояния нервной системы;
- облегчение психоэмоциональной нагрузки;
- ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.
Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:
- Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.
- Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду.
- Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.
Методическая организация подготовки детей ко сну
Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:
- определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
- подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
- проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
- периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);
- делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.
Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.
Многие психологи отрицают важность дневного сна, так как подобный режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет индивидуальность детей, не желающих спать.
Как создать благоприятные условия для засыпания
Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:
- приглушённый свет;
- закрытые шторы или жалюзи;
- пастельные, спокойные тона стен и потолков;
- свежий воздух.
Этапы работы перед сном: временной план
Выделяется 3 ступени организации дневного сна.
- Подготовка (15–20 минут).
- Релаксация (5–7 минут).
- Сон (1–2 часа).
Подготовка
Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.
Игры для первой и второй младших групп
Тихие игры с предметами:
- «Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышам запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.
- «Подбери фигуру». Малыши получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: назвать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.
- Домино (лото). Если малыши уже знакомы с командными играми, то для них можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам нужно среди своих фишек найти ту, что продолжит линию на столе.
Игры для средней группы
Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только):
- Складывание заданных фигурок из элементов мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для детей 4–5 лет.
- «Острый глаз». Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача — оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.
- «Повторюшка». Педагог называет тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда), по которой дети подбирают слова. Малыши выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.
Игры для старшей и подготовительной групп
Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:
- «Бабушка пошла на базар и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на базар и купила мясорубку» — рукой имитирует движение мясорубки. Следующий участник говорит эту же фразу, но вместо мясорубки называет что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). После рук называются движения для ног (главное, чтобы «покупку» можно было показать простым движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтобы все движения делать одновременно.
- «Это мой нос». Малыши садятся в круг. Один прикасается к своему подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до своего носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтобы говорить и показывать разные части тела (можно ограничиться одним лицом или головой).
- «Король тишины». Один малыш — король — садится на стул, остальные стоят вокруг него. Монарх указывает на любого ребёнка и жестом призывает к себе. Так он выбирает себе министров. Если «министр» по дороге произвёл хоть малейший шум, он выбывает. То же самое с королём: если он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.
В играх желательно задействовать всех детишек.
Сказки
Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.
- «Сказка про оленя, который не мог уснуть».
- Ирис Ревю «Как Тиша сон искал».
- Андрей Прокофьев «Заячья лапка».
- «Сказка про носорога, который не мог заснуть».
- Наталья Ященко «Как Тигрёнок-полосатик клад искал» и др.
Стихотворения
На стадии подготовки, после игр и чтения сказок, дети идут в туалет и проводят гигиенические процедуры: моют руки, в летний период — ноги, умываются. Младшие делают это с помощью воспитателя и помощника воспитателя. Все действия взрослые сопровождают стихотворениями (особенно важно для малышей, действия которых лучше организуются такими рифмовками), дети старшего возраста проговаривают их вместе с педагогами.
- Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись! - Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
Станут наши ручки чище и белее! - Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Игровая ситуация
Приходит пора малышам раздеваться, складывать вещи и надевать пижамы. Процесс раздевания может быть превращён в игру «Мы уже совсем большие».
Инструкция:
- «Детки, давайте проверим, повзрослели ли вы за этот день. Для начала расскажем, в каком порядке нужно снять одежду».
- Дети выполняют. Говорят либо все по очереди, либо кто-то один, названный воспитателем.
- «А теперь нужно сложить вещи на стульчик». Дети выполняют, взрослые помогают.
- «Отлично! Вижу, что вы уже совсем большие. Но, наверное, надеть пижаму у вас без моей помощи не получится…» Дети, подстёгиваемые азартом сомнения педагога, одеваются.
Как вариант можно придумать историю про куклу Бэллу, которая никак не запомнит, в каком порядке нужно снимать одежду: сначала обувь, а потом платье или наоборот? Многие дети вне зависимости от возраста с трудом справляются с соблюдением порядка складывания вещей. Для таких ребят можно использовать историю про Митю, который после сна постоянно ходил грязнулей.
Инструкция:
- «Детки, смотрите, кто пришёл! Это Митя, он тоже собирается спать. Ой, чего-то он расстроенный и ложиться не хочет… Что же случилось? Оказывается, Митя очень аккуратный мальчик, но каждый раз после сна его одежда оказывается грязной и измятой. А всё потому, что мальчик, раздеваясь, не складывает вещи, а комкает. И сверху ставит обувь».
- «Давайте расскажем Мите, как нужно складывать одежду».
- Дети рассказывают. (Желательно по очереди, после того, как воспитатель даст слово. Иначе они будут говорить наперебой).
- «Отлично! Вы всё сказали верно, а теперь вместе с Митей отправляемся в постельки».
Релаксация
Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).
Дыхательная гимнастика
Перед тем как малыши ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы), 2–3 для средней, старшей и подготовительной групп.
«Роза и одуванчик»
Инструкция:
- Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.
- А в другой руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.
- Повторяем 3–4 раза.
«Дыхание»
- Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
Инструкция:
- Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.
- Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
- Замираем на 4–5 секунд.
- Выдох тоже делаем через нос.
- Повторяем 2–3 раза.
Игры с поощрением
Чтобы настроить старших детей на сон, можно использовать игры с поощрением.
Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, или как организовать сон в детском саду»)
Потешки
Для релаксации малышей прекрасно подходят потешки:
- Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки —
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай! - Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Переход ко сну
На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».
В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:
- На левом или правом боку.
- Ручки поверх одеяла.
- На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно-двигательный аппарат.
С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.
Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду. Она состоит из трёх этапов, на каждом из которых воспитатель использует определённый набор приёмов, помогающих реализовать поставленные цели и задачи методической работы в группе.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
Источник
ТАТЬЯНА ПЕТРОВА
Индивидуальная работа с детьми старшей группы
Индивидуальная работа с детьми старшей группы№ 12
на 2018-2019 учебный год.
Месяц:сентябрь Воспитател: Петрова Т. Р
Образовательная область Социально – коммуникативное развитие
Содержание педагогической работы Формы работы Фамилия имя ребенка
• Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Социально-коммуникативное развитие
С свободное общение:
«Улица и ее особенности»,
«Что ты можешь рассказать свою улицу»Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «свет» и «тень», отметить, что солнечный день все предметы отбрасывают тень, контур которой повторяет силуэты объекта, развивать зрительное
Индивидуальная работа с Ромой Т
«Попади в цель».
Цель: развивать меткость, глазомер
• Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Совершенствовать умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Дид. упр. «Кто правильно и быстро сложит одежду».
Образовательная область «Познавательное развитие и развитие речи»
ФЭМП Занятие 1.Цель: Закреплять умение считать в пределах 5; знакомство с порядковым значением числа; развитие умения
правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте
предметы, обозначать соответствующие признаки словами длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий. Познакомить с
прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. И. А. Помараева, В. А. Позина ФЭМП стр. 21
Д/и «Собери цепочку» Индивидуальная работа с Гошей и Ромой Т «Что там» – закреплять умения устанавливать отношения между пятью объектами по величине. (складывание матрешки)
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Наблюдение: отражение солнца в лужах.Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, с такими явлением, как таяние снега. Учить отражать в речи результаты наблюдений, развивать познавательный интерес.
Подвижная игра
«Мышь и кот».
Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуально с Тимошей– закрепить название месяцев.
• Сенсорное развитие. Игра со строительным материалом на тему «Городок наш небольшой» -учить использовать в строительстве различные кубики Саша С
• Ознакомление с предметным окружением.
С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа— милиционер»-закреплять навыки правильного поведения на улице.
Д. И. «Островок безопасности» развивать внимание, закреплять правила безопасности
Гоша З
• Ознакомление с социальным миром.
С. Р. И. «Детский сад»Цель: Расширить знания детей о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника
Рома Т
• Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с трудом взрослых:
помощь в поливании цветов
– продолжаем наблюдать за тем,как льется вода из лейки и впитывается в землю Цель: рассказать детям, что растения нуждаются в уходе и поливе
Тимоша М
• Развитие Речи
Звуковая культура речи: звуки з и зь.Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.
В. В. Гербова Развитие речи в детском саду, с. 32 речи. Д. И.Речевого содержания: «Чудесный мешочек»Цель: закреплять названия предметов на ощупь.
• Приобщение к художественной литературе.Художественная литература чтение: стихотворения А. Плещеева «Туча небо кроет.»Цель: продолжать учить слушать стих-ние. Созинов С
Приобщение к искусству
Рисование
Тема: «Золотая осень»Цель: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких, красивых рисунков. Приобщать к изобразительному искусству. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду стр. 31
Д. И. «Какая, какой, какое?»Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению
С. Р. И. «Магазин»Цель: Закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель, взаимовежливость. Товар продается за деньги.
Зуев Г. Строганов Д
Изобразительная деятельность. Дидактическая игра» Миски трех медведей»Цель: Учить детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить спющивать края мисочки. Закреплять умение лепить аккуратно.
Зуев Г
Конструктивно-модельная деятельность. Конструирование «Самолет» Упражнять в конструировании самолетов по образцу, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; различать и называть геометрические фигуры. Л. В. Куцакова. Тимоша М
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни..Тема: «Неожиданная встреча» Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками. Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03 103
К-г навыки:Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим. Ашмарина М. Ибатуллина А
Источник