Проверка слуха у ребенка во сне

Основным методом исследования слуха у детей в возрасте до 3-4 лет является регистрация слуховых вызванных потенциалов (КСВП, ASSR). Эти же обследования в обязательном порядке требуются для МСЭК при оформлении инвалидности до 7 летнего возраста. Иногда к ним приходится прибегать и в более позднем возрасте, например, у детей с психическими заболеваниями, когда выполнение инструкций врача невозможно. КСВП и ASSR также входят в перечень необходимых обследований перед кохлеарной имплантацией.

Очень трудно переоценить важность регистрации слуховых вызванных потенциалов. Этот инструмент способен на очень многое, без него просто невозможна работа сурдолога в детском возрасте – от диагностики до настройки слуховых аппаратов, установление показаний к оперативному лечению. Но этот метод имеет один существенный недостаток – он почти всегда требует состояния сна. Строго говоря, можно его проводить и не во сне, но тогда обязательно состояние полного покоя, закрытые глаза и неподвижность, что практически невыполнимо у детей дошкольного возраста, а зачастую и старше. Все это усугубляется еще и тем, что длительность обследования (если не имеет место нормальная слуховая функция) может достигать 40-60 минут и более.

Можно ли дать снотворное?

К сожалению, нельзя. В России таких препаратов для использования в детском возрасте нет. В некоторых зарубежных странах такая возможность существует. У нас иногда врачи пытаются рекомендовать какие-то седативные препараты, направляют к неврологам для их выписывания, но все эти вещества не обладают существенным эффектом и не помогают в большинстве случаев. Встречаются родители, которые самостоятельно пытаются дать или даже «уколоть» какое-либо средство ребенку. Хочу от этого предостеречь: во-первых, это небезопасно, во-вторых, может привести к парадоксальному состоянию – возбуждению.

Тогда может под «наркозом»?

Это возможно, но к «наркозу» существуют определенные требования, которые могут быть соблюдены не в каждом лечебном учреждении. При его глубоком уровне, например, невозможно произвести регистрацию ASSR. Требуется предварительное обследование ребенка, привлечение дополнительных специалистов, оборудования. За рубежом основная масса исследований в возрасте от 6 месяцев до 7 лет производятся в состоянии седации. У нас наоборот, такие исследования в подавляющем числе случаев проводятся в состоянии естественного сна и лишь в некоторых клиниках, нередко за весьма существенные деньги, в медикаментозном сне. При этом нужно понимать, что обычный сон безопаснее для ребенка, чем вызванный под воздействием препаратов.

Но иногда к «наркозу» приходится прибегать. Как правило, это дети с психиатрическими заболеваниями (например, аутизмом), когда даже заснувший ребенок отличается гиперчувствительностью и не дает установить наушники для исследования, сразу просыпается.

Подготовка ребенка для КСВП, ASSR в состоянии естественного сна

Непосредственно перед самим обследованием врач проводит ряд манипуляций – осмотр ушей, тимпанометрию, обработку кожи и установку электродов. Это обстоятельство нужно обязательно учитывать перед подготовкой.

Прежде всего необходимо понимать – ребенок не может обходиться без сна, любого ребенка можно «заставить» заснуть на необходимое время в нужном месте. Да, как ни банально, — это просто вопрос усилий родителей. Некоторые семьи считают, что сон и его продолжительность являются проблемой врача, особенно, когда исследования производятся в частной клинике. Однако, сурдолог не может насильно «усыпить» ребенка и если малыш плохо подготовлен, то исследование просто не состоится. Также нужно учитывать – чем глубже сон, тем быстрее и качественней будет произведено исследование.

Чем старше ребенок, тем требуется больше усилий для его подготовки. Самой благодатной группой являются дети до 6 месячного возраста. Хотя и они, случается, дают «прикурить».

Вот несколько советов, которые при индивидуальном подходе способны дать результат:

  1. Накануне обследования уложите ребенка спать на 1-2 часа позже обычного.
  2. В день назначенного обследования разбудите ребенка намного раньше – чаще рекомендуют на 1-2 часа, но иногда эту цифру нужно существенно увеличить. Однажды, у меня были родители, которые всю ночь не давали спать своему чаду.
  3. Если дело касается малышей, целесообразно держать их немного голодными и накормить уже в кабинете врача после команды на засыпание и проведения всех подготовительных манипуляций.
  4. Захватите с собой свое домашнее постельное белье, подушку, игрушки, одеяло, к которым ребенок привык.
  5. Если вам далеко ехать до клиники, желательно переночевать недалеко от нее и максимально сократить время, проведенное в транспорте. Дело в том, что в дороге (машина, автобус и т.д.) дети очень хорошо засыпают, а нам это совсем не нужно.
  6. Нельзя дать заснуть ребенку в процессе подготовки ни на минуту. Дети они такие – им достаточно 1-2 минут, чтобы «сбить» сон и дальше радовать окружающих своим бодрствованием.
  7. Очень важно привести или принести ребенка в утомленном состоянии, но ни в коем случае уже заснувшего. Подготовительные мероприятия детей будят и исследование приходится переносить.
  8. Использование переносных устройств (коляски, люльки, автокресла и т.д.) не всегда возможно, но иногда оказывает существенную помощь. Согласуйте вашу модель заранее с доктором.
  9. Обследование на руках родителей очень тяжких труд прежде всего для них самих. При этом ребенка все равно придется беспокоить – одно ухо будет прижато к телу помощника, но за него нужно присоединить электрод, а также установить на «прикрытую» сторону наушник.
  10. Не одевайте на ребенка одежду с высоким воротником и капюшоном – это затрудняет работу врача.
Читайте также:  Молодожены гон мин и чон хе сон

Обследование может производится за нескольких визитов, но это не совсем удобно для родителей и сурдолога. Крайне желательно, чтобы продолжительность одной «сессии» составляло хотя бы 15 минут.

Ссылки по теме:

  • Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
  • Тимпанометрия
  • Регистрация КСВП
  • Регистрация ASSR
  • Почему слух у детей исследуют во сне?
  • Как сделать так, чтобы ребенок заснул для исследования слуха (КСВП)?
  • Что лучше: КСВП или аудиограмма?
  • Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Источник

  • Мамы маленьких алаликов, сенсорных и моторно-сенсорных, очень надеюсь на вашу помощь! Расскажите, пожалуйста, проводилась ли вашим деткам серьезная проверка слуха? Если проводилась, то какими методами? Делалось ли КСВП во сне (компьютерная проверка с помощью вызванных потенциалов)? Какие были результаты всех обследований? Слух в полной норме?

    У нас вот специалисты никак не придут к единому мнению. Одни говорят, что тугоухость у ребёнка, вторые – сенсорная алалия, третьи – слуховая нейропатия. А ведь методы реабилитации в этих случаях разные! Или слуховые аппараты надеть срочно, или заниматься с дефектологами как алаликам. А если слуховая нейропатия, то вообще – труба. У нас в стране НИКТО не знает, что это на самом деле и что с ней делать. (((((

  • Сенсорно-моторные мы.

    Делали 2 исследования.

    1 В семашко аудиограмму. Слух 100%

    2. Вызванные потенциалы. Все в пределах возрастной нормы.

    3. Еще одно исследования в сурдологическом центре на Вернадке. Делали НЕ во сне. Аппаратура навороченная. Тоже все в пределах нормы.

    Вообще небольшое снижение слуха не может быть большой помехой в понимании речи ИМХО.

  • У нас по аудиограмме слух – более-менее, для речи хватает. А по вызванным потенциалам – показывает полную глухоту. И это при том, что он явно многое слышит.
    Эх, похоже, у нас всё-таки слуховая нейропатия. У нас врачи только название такое знают, а более ничего. В интернете тоже абсолютно нет информации кроме констатации факта существования такого диагноза.
    А ребёнок в 2 года знает понимает только 5 слов (и то не всегда).

  • угу. у нас в 2 тоже около 5 было.
    щас (по неподтвержденным данным))) ок. 30…

    я не слышала что такое слуховая нейропатия, но знаю что мой тоже то слышит-то не слышит. Это характерно для сенс.алалии.
    Часто чтобы понять ему нужно настроится. Сперва пытается угадать и делает от балды…

    Пробуйте заниматься по методике для алаликов и для глухих. Авось чтото и выстрелит…..

  • Для слабослышек самое главное – как можно раньше поставить слуховые аппараты. А без них – занимайся или не занимайся – прогресса не будет.

    Слуховую нейропатию как раз видно по вызванным потенциалам. Они у нас отсутствуют… А так очень похоже на алалию, тоже то слышит – то не слышит.

    А вы по какой методике занимаетесь? У нас в городе ни про алалию, ни про нейропатию никто не слышал. Вот ищу по крупицам информацию.

  • Мы без методики занимаемся(((
    потому как сенсорная алалия зверь редкий. И специалистов почти нет. А у нас еще и поведение ужОс-ужос…
    Долбим одно и тоже по 10000000 раз. Чтото таки и не прилипает, а чтото быстро схватывает. Правда основная проблема – как удержать, то что вбили в пассив?….

    Так как прогресс минимален, будем таки жесты подключать…

    Рассказывали как то случай, что глухоту ребенку установили в 6 лет! а до этого он читал по губам и как то говорил! И такие чудеса бывают…

    Мой может делать вид что он не при деле, и мама может орать сколь угодно долго, даже бровью не поведет. Тогда мама тихо-тихо говорит “какам” 9шоколад) – мгновенно голову поворачивает! Попробуйте так же))))

  • а вы знаете, что глухие и без са учатся говорить и читать по губам? правильно Надя говорит. Нужно брать методику обучения слабослышащих и пробовать по ней заниматься (тем более что она и с другими спец методиками очень схожа)

  • Слух и все прочее вы еще будете уточняь. Та же нейропатя малоизученная, очень не предсказумеый зверь: могу помочь слуховые аппараты, а могут не помогать, а может и без них ребо прекрасно развиваься. Но вам правильно написали, надо исать специалистов и заниматья как с ребнком с нарушеным слухом. Нейропатию эту совсем недавно стали диагностировать, а до этого все такие джетки считались слабослышащими. И даже если у вас сенсорная алалия, то методика занятий тоже подойдет. Мне рассказывали, что некоторые мамы деток с сенсной алалией целенаправлено ищут сурдопедагогов или пытаются устроить ребенка в садик для деток со слухом.Потому что логопеды чаще всего сенсорную алалию не знают как корректирвать, это очень редкий и сложный диагноз, а методики для слабослышек при сенсорной алалии способны помочь. С. алалия это по сути и есть нарушение слуха, только не на переферическом уровне (восприятие звуков), а на более высоком, центральном уровне – слуховой коры гм, то есть на уровне анализа и обработки звуков.

  • Спасибо за совет! Жаль только, что ни один сурдолог в нашем городе не хочет нам помогать. Заявляют “у вас нейропатия, а не проблема со слухом – значит отправляйтесь к неврологу”. Как их уговорить заниматься с нами – не знаю. Ездили в Киев в ЛОР-институт, нас тоже погнали оттуда примерно теми же словами… А на деле никто ничего про нейропатию не знает. Неврологи тоже нами заниматься не хотят. Я что найду в интернете, то пытаюсь применить. Но пользы от этого – ноль, мне кажется.

    Читайте также:  Видеть во сне быка нападающего с рогами

  • А вы не пробовали с сурдологами заниматься? Вот как ниже советуют – по методике работы с детьми, которые не слышат?

    А жесты ребёнок хорошо повторяет? У нас пока только указательный жест есть и жест “дай”. Ну и жест “не хочу” вроде бы – выбивает ложку из рук, когда есть не хочет.

  • Еше нет. Сурдолога еще найти надо…. И убедить их нас взять… Наша логопединя обещала подумать как жесты ввести. Еще в одном месте обещали программу жестовую написать.

    Указательный у нас совсем-совсем слабый. почти нет.. А у вас он в каком виде? показывает что просите? или показывает что он хочет?
    не хочу, просто отпихивает или убегает.
    ДА- нет совершенно(((((

  • Вот и я пока не могу убедить сурдологов заниматься нами. Да и логопеда или дефектолога нет. Мы просто пьём Цераксон – вот и всё лечение.

    Указательный жест у нас тоже слабый. Показывает пальцем, что он хочет. Например, просит подать чашку с водой. Или просит включить светильник, телевизор. Иногда показывает на что-то, что его заинтересовало. Например, красивую гирлянду с разноцветными лампочками. А что я прошу – никогда не показывает. Где-то полгода назад показывал по просьбе глазки у кукол или деток на картинках. Но сейчас перестал.

    Жеста “ДА” у нас тоже нет.

  • Надя, а что за вызванные потенциалы, где делали? и что за исследование в сурдологическом центре, как называлось? Напиши пожалуйста, нам тоже очень надо. Мы делали только аудиометрию на Погодинской, я думала это единственный метод слух проверить.
    У нас с пониманием оочень туго. счас первые слова начали появляться, звуки какие попало, половину вообще пропускает, говорит как инопланетянин , только интонация правильная. Только я и могу угадать что он что-то сказал . На громкие звуки все также плохо реагирует, давно задумывалась как еще в сторону слуха покапать

  • Мы делали на базе лекотеки 1708 бесплатно.
    Технология сего действа мне неизвестна(((
    Есть еще второе исследования на работу мозга, но она у нас не вышла. потому как деть начал буйствовать.

    на вернадке вставляли датчик в ухо, который щелкал, а на мониторе данные писались. врачи сказали жутко дорогая штука.

    Если у вас аутизм, то вероятнее всего он не то чтобы речь не понимает, а у него связи не работают. Т.е.отдельно понимание, отдельно речь. Все отдельно. Не знаю как объяснить.

    А вы щас где?

    ИМХо если интонация правильная, то в сторону слуха можно не копать))) кстати для алалии характерно якобы НЕ слышать громких звуков и на обычные для другого челоека звуки показывать болезненную реакцию

  • Компьютерное обследование с помощью вызванных потенциалов (КСВП) – единственный достоверный способ точно определить проблемы со слухом. Аудиометрия – совершенно не показатель. Она может быть нормальная, а слуха нет.
    КСВП делается ребёнку ТОЛЬКО во сне. По длительности эта процедура длится около 30-40 минут, иногда час.

  • почему во сне? нам делали не во сне. только сидеть надо не шевелясь минут 30.

  • Это все оооочень относительно.
    Аудиометрия не может быть нормальной при отсутствующем слухе. А вот КСВП может быть недостоверным очень даже запросто
    Вы так больше не пишите, это не правда.

  • Спасибо, подумаю над этим вопросом. Мы сейчас опять в орск уехали. К концу лета вернемся, поробую на счет слуха еще чего-нибудь попроверять. У него гнойный отит был в 10 месяцев когда болел тяжело, это само по себе не есть хорошо.

    Наш последний врач клонит, что нет у нас аутизма, есть лишь аутичный синдром на фоне нарушения работы мозга. Пьем что прописал, будет наблюдать.

    Сегодня вечером в запарке своих собирала прогулять, заву “Ваня иди сюда!” (он такое понимает) – даже голову не поворачивает, позвала еще несколько раз – фиг! Я уже психанула заорала что есть мочи “Ваня ИДИ СЮДААА!!!”, Ваня спокойно встал с кресла и задумчиво тихо повторил “иди сюдяаа”…
    Блин, уже и не знаю что думать

  • Что думать.. прощесс пошел Т-Т-Т))))
    Вы же не так давно начали занятия. лечение? Главное что деть откликнулся!

  • У нас после менингита (в 1,5 года) слух сильно упал и примерно так же ребенок к 2 годам перестал показывать глазки на картинках. Я думала “перерос”. А он уже слышал нормально, только когда на руках у меня сидел.

  • Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М:Просвещение, 1991. Посмотрите эту книгу. Мы по ней начали заниматься еще до приобретения СА. Там есть мелкая и крупная моторика, вибрационная чувствительность, ну и слух. В двигательном плане после лекарств (была мозжечковая атоксия) она нам хорошо помогла.

    Читайте также:  Видеть во сне большое красное яблоко

  • КСВП может быть недостоверным? Это же объективный метод исследования. Всё регистирует компьютер, а не человек.
    А почему же тогда во всех статьях, которые я находила когда-либо в интернете (а искала я очень много), именно КСВП называют единственным достоверным методом? И все сурдологи, которые нас обследовали, говорили именно так?

    А аудиометрию проводит человек. Людям свойственно ошибаться. Нам делали аудиометрию множество раз, результаты всегда разные…

  • Спасибо за информацию! Я так понимаю, книга вам помогла не только в плане развития речи, но и в двигательном плане? Значит там не только о развитии речи?

    Ой, у нас тоже мозжечковая атаксия! Можно вас порасспрашивать по этому поводу? Вы пишете, что она “была”, то есть вы излечились от неё? Как вам это удалось? И ещё – как вы считаете, связано ли нарушение слуха у вас именно с атаксией? Или только с перенесенным менингитом?

  • Хм, нам говорили, что детям делают КСВП только в сне. Не знаю, почему. А как вы смогли просидеть 30 минут не шевелясь? Мне кажется, маленькие дети на такое в принципе не способны.

  • Гмм. мой и 1 минуту такое не способен))))
    Но тут видимо звезды легли. Сели ни на что не надеясь, а он подустал видимо и сидел. было несколько моментов буйства, но она из помечала себе и имела ввиду))))

  • А как вы от атаксии избавились? Что помогло?

  • Работать нужно, как с сенсорным алаликом прежде всего на понимание речи.

  • и мы очень ждем ответа как полечить мозжечковую атаксию. Пока наш врач в Реацентре только актовегин рекомендует.

  • Тата, пивет!
    Вы вернулись из Самары?

  • ага.Написала в молчунах отчет.Прикинь,уезжали из Москвы у нас было 13-15 градусов а там 5…. Промерзли и простыли. Последние денечки там было уже 25 градусов- народ в майках по набережной – а сюда вернулись- снег и град)))) Так что погода за нами холодная гналась)))

  • Мы актовегин несколько раз кололи – безтолку. Как мотало так и мотает ребенка. А уколы болючие ужасно

  • Наша атоксия шла прямым ходом от менингита. Тот месяц, что мы лежали в больнице нам кололи мексидол (он, кстати, и слух немного улучшает), а дальше пошла обычная ноотропная программа: месяца 3 пантогам в сочетании еще с 2 видами таблеток (уже не помню какими, но в выписке должно остаться. Если кому надо, потом посмотрю). А дальше каждый квартал: 1 мес. энцефабол, потом перерыв, 1 мес. когитум и т.п. За полгода он стал ровно ходить, но при беге все равно заносило. Сейчас уже прошло больше 2 лет – на взгляд – все впорядке. С учета невролог нас снял. Вот велосипеда боится – колесики дополнительные не выровнены и качается, ездит и орет от страха. А с качелями-каруселями проблем нет.

  • Речи у нас как раз пока нет. Только самый минимум. А на движение упражнения там очень хорошие. Например, перешагивание через предметы, хождение по наклонной поверхности и спрыгивание. Хождение по узкой доске. Невролог не верила, что Денис может двумя ногами сразу подпрыгивать. А он может!
    Атаксия и потеря слуха – обе проблемы от менингита. Поверхность мозга (пусть и недолго) была покрыта гноем, который и расплавил волоски в улитке, отвечающие за высокие и средние частоты, а вестибулярный аппарат находится в параллельных со слуховыми полостях улитки. Так что и он пострадал.

  • Спасибо, обязательно прочту книгу. Нам бы пока хоть научиться просто ходить или, хотя бы, за одну руку. Про перешагивание, перепрыгивание и т.п. пока и речи нет… Он самостоятельно стоит максимум секунд 5, потом шатается и падает.

  • Начали ли вы заниматься по методике “Детские жесты”? Что-то интересное? Если можно, поделитесь, пожалуйста, ссылочкой – где можно скачать?

  • Может, правда мексидол попробовать? Но нас лечили нейроинфекционисты. Да. И массаж забыла добавить. Общий, т.к. тонус мышц тоже пропал.

  • А по сколько мексидола кололи в какой дозировке и сколько времени? А то наша врач сказала колоть не больше недели а потом таблетки до месяца…

  • Сначала были капельницы, потом уколы 50 мг в попуи винпоцетин 1/4 3 раза в деньи еще одновременно пирацетам по 0 2 раза в денью Ой, мама… И к этому был еще бифидум бактерин, на который шла аллергия, и к нему зиртек. Сходите еще к врачу.

  • Прочла, что при сенсорной алалии ребёнок способен эхом повторять некоторые слова (эхолалить, да?). Но у нас пока ни одного такого случая не было, ни относительно слов – ни даже относительно слогов. Значит, всё же не похоже на алалию?

  • так эхолалия – это прогресс, один из этапов в речевом развитии. Раз у вас не было, может, вы еще просто до этого не дошли…

  • А у нас указательный жест на 100% ЕСТЬ, когда надо в магазине показать на вкусность, которую мать сроно должна приобрести DDD, а вот в обыденной жизни периодически указательный жест складывается не из указательного пальца, а из большого (почему то )

  • Источник