Пространство и время в сне обломова
«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)
План.
I. Место эпизода «Сон Обломова» в произведении.
II. Сон Обломова как шаг к уяснению обломовщины.
1. Идиллический пейзаж Обломовки.
2. Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом уголка»:
3. Время и пространство Обломовки:
а) ограниченность пространства;
б) неизменность жизни обломовцев.
4. Обычаи и обряды обломовцев:
а) мифическое сознание людей;
б) особое отношение к приметам.
5. Мифический характер сна.
III. Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Он помогает более полно и глубоко
раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью
сна.
Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта,
незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить
обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.
Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя,
а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира
Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми
уголок и жить никому неведомым счастьем».
«Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом
«благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча
не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно,
ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим
видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия.
Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки.
Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти
верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером
живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые
чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая
держит на себе землю”.
Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает
счастливое “житьё-бытьё”, и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.
Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее
жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».
Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть —
вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.
Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной
жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо
верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня,
увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.
Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали…
открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины,
свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных
праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и
улыбок”.
Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об
особом сознании людей — мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь
возведено в ранг мистического бытия — обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к
времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет
жизнью людей. Есть здесь и таинственные места — овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала
“не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.
Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в
зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” — скажет непременно кто-нибудь”, и дальше
начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто
не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для
аналитического ума. Вопрос “почему?” — это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю,
— они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то
Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал
не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.
Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым
обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.
4. Мифический характер сна.
Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте
сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется… ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее
стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих
невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом — Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира,
который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.
Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это
не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть
опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира.
Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?
Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это
утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.
В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие,
мягкость, утончённость. Все эти черты — результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация.
Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера
героя. “Сон Обломова — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, — был
первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, — писал критик Александр Васильевич Дружинин.
Источник
«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.
Структура эпизода
Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Наталья Шумакова
16/19
Александр Попов
19/19
Елизавета Шишкина
16/19
Pheodosii Tiunik
11/19
Татьяна Валова
17/19
Мира Миркина
19/19
Сергей Дзюба
19/19
Тамара Туленкова
18/19
Альбин Бавжис
19/19
Наталья Хайрулина
19/19
Источник
Умение анализировать эпизод — важный этап в работе
над художественным произведением, и проводить его надо после детального
изучения всего произведения. На уроках можно предложить следующую схему анализа
эпизода.
- Самостоятельно
определить границы эпизода; - Проанализировать
его содержание: герои, их поступки, авторские размышления; - Обрамление
эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности,
особенности композиции; - Вычленить
другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти в них сходные
темы, мотивы, размышления автора; - Указать,
какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего
произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.
Думаем, что нам лучше всего продемонстрировать такую
форму работы на примере анализа (роли) эпизода в романе И.А. Гончарова
“Обломов”. Урок проходит в форме семинара с предварительным домашним заданием.
“Сон
Обломова”. Пространство идиллии в романе И.А. Гончарова «Обломов»
— Да ты поэт, Илья!
— Да, поэт в жизни, потому что
жизнь есть поэзия…
— Это не жизнь!
— Что же это, по-твоему?
— Какая-то… обломовщина…
И.А. Гончаров. “Обломов”
Предварительные
задания учащимся
Знать близко к тексту эпизоды из романа: “Сон
Обломова” (ч. I, гл. 9), “Мечты Ильи Ильича Обломова” (ч. II,
гл. 4), “Выборгская сторона” (ч. IV, гл. 9), “Жизнь
Штольцев (Андрей и Ольга) в Крыму” (ч. IV, гл. 8).
Анализ
эпизода. Вопросы и задания
Первая группа. Идиллический пейзаж в сне Обломова. Какую
функцию он выполняет?
Вторая группа. Время и пространство в сне Обломова.
Соотнесите пространство Обломовки с пространством г. Калинова: что общего и
различного?
Третья группа. Обычаи, обряды Обломовки. С какой целью так
подробно рассказал о них автор?
Четвёртая группа. Фольклорные мотивы сна.
Проанализировать вступление ко сну Обломова. Почему картины моря, гор не
привлекают автора? Какой характер носит описание моря, гор?
Роль
эпизода. Вопросы и задания
1.
Внимательно прочитайте эпизод о мечтах
Обломова (ч. II, гл. 4). Соотнесите со сном Обломова: что общего и различного?
2.
Выборгская сторона (ч. IV, гл. 9).
Жизнь Обломова у Агафьи Матвеевны Пшеницыной: что общего и различного с жизнью
в Обломовке?
3.
Жизнь Штольца и Ольги в Крыму. Почему
они выбрали это место? Сравните мечты Обломова со взаимоотношениями Ольги и
Штольца.
Слово
учителя
Тема семинара “Пространство идиллии в романе
И.А. Гончарова “Обломов””. Эпиграфом к нему мы взяли фрагмент из диалога
Обломова и Штольца. Цель нашего урока-семинара: разобраться, действительно ли
“жизнь есть поэзия” и Обломов в ней поэт? Или же мы согласимся со Штольцем,
назвавшим эту жизнь “какой-то обломовщиной”?
Внутри нашей общей темы можно выделить несколько
микротем. Условно назовём их: “Сон Обломова”, “Мечты Ильи Ильича Обломова”,
“Выборгская сторона”, “Жизнь Штольцев в Крыму”. Каждая микротема имеет своё
смысловое пространство, но соединяет их единое пространство жанра идиллии.
Обратимся к понятию “идиллия”.
Идиллия представляет собой один из жанров
буколической поэзии (от гр. буколикос — пастушеский); в античности это
небольшое стихотворное произведение с описанием мирной жизни пастухов, их
простого быта, нежной любви, свирельных песен (часто с использованием
фольклорных мотивов). Эта жизнь разворачивается на фоне идеального пейзажа. Его
главные элементы:
— мягкий ветерок, доносящий приятные запахи;
— вечный источник, прохладный ручей, река,
утоляющие жажду;
— цветы, широким ковром устилающие землю;
— деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие
тень;
— птицы, поющие на ветвях.
Таковы пять самых устойчивых элементов того, что
именуется “приятным, восхитительным местом”, “местом мест”.
Идеальный пейзаж создан для того, чтобы насыщать и
радовать все человеческие чувства. Он полностью гармонирует с природой человека.
Основные черты идиллического мира:
- характерный
идеальный пейзаж; - единение
человека и природы; - замкнутое
пространство, неопределённое время, иногда цикличность времени (условность
времени); - мифический
характер; - бессюжетность;
- бесконфликтность.
I. Анализ
эпизода сна
1. Идиллический пейзаж.
В Обломовке
человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта,
незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и,
кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений,
“там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.
Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.
2. Время и пространство Обломовки.
Идиллический
пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды,
будут жить дети и внуки. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с
другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти верстах от них
находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о
Москве, Питере, “что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался
для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые
чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё
оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.
Никто из
жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое,
враждебное, их вполне устраивает счастливое “житьё-бытьё”, и их мир —
самостоятельный, целостный и завершённый.
Строго ограниченное
пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение,
брак, труд, смерть — вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же
неизменна, как смена времён года.
Любовь в
Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать
каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим
сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо
верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений
куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей”. Ровное, спокойное
переживание любви естественно для обломовцев.
3. Обычаи, обряды обломовцев.
Существенное
место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего
Ильи Ильича начали… открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся
как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины, свадьба,
похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений
её: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов,
родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и улыбок”.
Кажется, что
вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников.
Всё это свидетельствует об особом сознании людей — мифическом сознании. То, что
для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в
ранг мистического бытия — обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость.
Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное,
послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет
жизнью людей. Есть здесь и таинственные места — овраг, например. Отпуская Илюшу
гулять с няней, мать строго наказывала “не пускать его в овраг, как самое
страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.
Особое
отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки,
предупреждает его, диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свеча, то в
ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” — скажет непременно кто-нибудь”, и
дальше начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог
быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается. Мир обломовцев
абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны
для аналитического ума. Вопрос “почему?” — это не обломовский вопрос.
“Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и
поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое,
или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и
Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа
сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.
Мистическое
восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и
от борьбы с ним, тем самым обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.
4. Мифический характер сна.
Масштаб сна
позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции
постоянно присутствуют в тексте сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там,
кажется… ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а
разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется,
избранный уголок от всяческих невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о
браке Земли с Небом — Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира, который весь
заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.
Вернёмся к
начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря
вызывает у автора неприятие? Всё это не соответствует умиротворённости жизни
обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может
быть опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом
восприятии мира.
Детство Ильи
Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его
воспитанием, образованием?
Любознательность,
активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни,
трудолюбие — всё это утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни,
слуги.
В то же время
развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни,
широта души, добродушие, мягкость, утончённость. Все эти черты — результат
воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация.
Выводы, обобщения
Сон Обломова
выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный
ключ к пониманию характера героя. “Сон Обломова — этот великолепнейший эпизод,
который останется в нашей словесности на вечные времена, — был первым,
могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, — писал критик
Александр Васильевич Дружинин.
II. Роль эпизода (аналитическая беседа)
1. В какой период жизни мы встречаемся с
Обломовым на Гороховой улице Петербурга? Сохранил ли он черты обломовского
восприятия мира?
О петербургском
Обломове сказано, что он “уж был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете:
всё это наводило его на разные чуждые им соображения <…> Ему доступны
были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих
скорбей”.
Илья Ильич
предстаёт перед читателем в тот момент, когда все его попытки деятельности
потерпели фиаско, когда его роль в обществе окончательно не удалась и когда
жизнь его свелась к лежанию на диване. Вместе с тем лежание на диване
сопровождалось у него “внутренней волканической работой пылкой головы и
гуманного сердца”. “Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире”.
2. Как могло произойти перерождение восприимчивого к
жизни Обломова? Обратимся к фрагменту мечты героя (ч. II, гл. 4). О чём мечтает
герой?
Практически
всё, из чего складывается идиллия, вошло в мир мечты. Уютный уголок, в нём
уединяется поэт. Уединение не подразумевает одиночества, участие друзей —
непременный атрибут жизни. “Он думал о маленькой колонии друзей, которые
поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его
деревни, как попеременно будут каждый день съезжаться друг к другу в гости,
обедать, ужинать, танцевать”. Идеал жены, с одной стороны, спроецирован на Ольгу
(“тут музыка, Casta diva!”), с другой — на Агафью Матвеевну Пшеницыну (“На
кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды”).
3. Прочтите дружеское послание Пушкина “Городок”
(1815), элегию К.Батюшкова “Мечта”. Соответствует ли идеал поэтов жизни
Обломова в Петербурге?
Созданный идеал
жизни у Обломова строится по законам искусства и сориентирован на определённую
поэтическую традицию: дружеское послание, элегия, идиллия, когда, подобно
гётевскому герою Фаусту, хочется воскликнуть: “Остановись, мгновенье, ты
прекрасно!”
Дружба, любовь,
искусство — вот немногочисленные покровители поэта в его уединении, но они
сполна обеспечивают ему счастье, радость и гармонию.
4. Может Илья Ильич воплотить свой идеал в жизнь? Может
он вернуться в Обломовку?
Стремление
воплотить его в жизнь терпит крах, как всякий эстетический эксперимент с
жизнью. Жизнь постоянно ставит героя в такие обстоятельства, которые не могут
быть учтены ни одним жанром. Никакая жанровая традиция не в состоянии
интерпретировать жизнь по своим законам, потому что “жизнь трогает везде,
достаёт…”
Мечта — лёгкий
посох поэта, с которым он уходит от жизни всегда одной дорогой — “забвения
тропой” (К.Батюшков).
Илья Ильич не
может вернуться в Обломовку не потому, что план переустройства имения не готов.
В этот мир нельзя вернуться, из него можно только уйти. Дорога, соединяющая эти
два мира, идёт только в одном направлении: из малого в большой. Обломов уже не
человек времени, он человек истории: “Он уж был не в отца и не в деда”.
Доказательством тому — “малая Обломовка”, жизнь на Выборгской стороне.
5. Найдите черты сходства Выборгской стороны с
Обломовкой.
Нетрудно
разглядеть в доме Пшеницыной черты сходства с миром детства, мечты. Но в то же
время ощущается теснота этого мира: “тощие сады”, “дворик”, “немощёные улицы”,
“двор величиной с комнату”. Там, в Обломовке, — огромный мир, где небо и земля
соединились под родительской кровлей, здесь — мир размером в комнату.
Выборгская сторона — это царство быта, в нём нет поэзии, он лишён духовности. Илья
Ильич ушёл на Выборгскую сторону от страданий большого мира, но тем самым ушёл
и от своего счастья, в конце концов от самой жизни.
“Вглядываясь,
вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил,
что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился,
хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему
барское, широкое и беспечное течение жизни…”
Из этой триады
жизни “быт — идеал — поэзия” в реальности остался только быт, с ним теперь
сопряжён идеал Обломова — поэзия ушла из жизни.
В какой-то
степени образ Обломова напоминает поэтов К.Батюшкова, А.Дельвига, для которых
победа над несовершенством мира путём создания эстетической утопии — ведущая
тема. Известна трагическая судьба этих поэтов: рано ушёл из жизни Дельвиг,
душевно заболел Батюшков.
Обломов не
испытал наслаждений, добытых в борьбе, отказался от них в пользу покоя в уютном
уголке, чуждом движения, осмысления жизни. Пушкинская формула “Я жить хочу,
чтоб мыслить и страдать” (“Элегия”, 1830), которая действительно даёт полноту
жизни, помогает обрести гармонию, оказалась неприемлемой для Обломова.
6. Илья Ильич поселил в свою мечту Штольца — человека,
которому многое в обломовском мире чуждо. Но, как ни странно, именно Штольц и Ольга
воплощают мечту Обломова. Докажите это.
Вопрос о
возможности воплощения идиллического идеала в жизни решается у Гончарова на
примере двух героев — Ольги и Штольца. Поселившись в Крыму, они всё время
контролируют свою жизнь, чтобы она не превратилась в обломовское существование.
Между тем многие черты его идеала воплотились в семейной идиллии Штольцев.
7. Найдите сходные черты мира мечты Обломова и реальной
жизни Штольцев.
Жизнь Штольцев | Мир мечты Обломова |
Они поселились в тихом уголке, на морском Но среди этой | “Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни “Потом, надев |
Штольцы
“поселились в тихом уголке” — о таком уединении мечтал и Илья Ильич. И у
Штольцев всё те же “ноты, книги, рояль, изящная мебель”.
Илья Ильич
мечтал уйти от общества, света, не находя там никаких интересов, видя там одних
“мертвецов”. Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности,
сплетен, пересудов. Такое же неприятие света открылось и в Ольге. Илья Ильич
мечтал, “обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, тёмную аллею,
идти с ней… искать в природе сочувствия”. Всё это осуществилось в жизни
Штольцев: “Он повёл её за талию опять в аллею”.
Штольцам
удалось избежать страсти: “всё было у них гармония и тишина”. Любовь с каждым
годом крепла, набирала силу. Одним словом, они достигли той “нормы любви”, о
которой мечтал Обломов и которую он определил как “вечное и ровное течение
чувства”. В семейном укладе Андрея и Ольги осуществился идеал их друга, они
узнали, что такое счастье в “настоящем времени”, а не в прошлом или будущем.
8. Почему автор поселил Штольцев в Крыму? Именно в том
месте, которого боялись обломовцы?
Показательно
то, что Гончаров поселил Штольцев в Крыму. Образ юга был чрезвычайно важен для
русских романтиков, с ним часто связывался мотив бегства, освобождения,
преодоления конфликта с действительностью. Осмысленная в свете этих традиций
тема семейной идиллии наполняется особым значением. Штольцы действительно как
будто свободны от бед, горя, несчастий. Но сознание того, что есть мир,
оставленный за пределами этого уютного уголка, их не покидает. И это хорошо
видно на примере Ольги.
Здесь мы вновь
сталкиваемся с тем, что обретение гармонии в результате ухода из большого мира
в малый, в мир самодовольства, спокойствия, тишины, частной автономии,
невозможно. Жизнь рождает противоречия и не может состоять только из одной
поэзии. В этом смысле Илья Ильич Обломов, пожалуй, не прав, говоря, что “жизнь
есть поэзия”. Но и отсутствие поэзии в жизни неизбежно ведёт к примитивному
быту. Формула жизни Пушкина “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать” — это и есть
настоящая проекция жизни, в которой, как это ни печально, не нашлось места
Обломову.
Источник