Продолжительность дневного сна детей дошкольного возраста составляет
Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Всем известно, что здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде. В процессе контрольно-надзорной деятельности специалисты службы Роспотребнадзора уделяют огромное значение вопросам соблюдения в ДДУ и других образовательных учреждениях требований к режиму дня, его соответствию возрастным нормам детей, разъяснительной работе с родителями и педагогами.
За 9 месяцев текущего года специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области проверена организация воспитательно-образовательного процесса в 101 учреждении дошкольного образования, в 19 из них выявлены те или иные замечания по организации работы с детьми.
В основном отмечаются нарушения длительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня, продолжительности сна, прогулок.
Следует помнить, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Прогулки необходимо организовывать 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов – организуется однократный прием пищи.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часа, из которых 2 – 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Не стоит недооценивать данных рекомендаций. Действующие нормативы разработаны и базируются строго на научном подходе, с учетом возрастных особенностей детского организма, и их соблюдение имеет огромное значение для формирования здорового в физическом и психологическом плане человека, с другой стороны – игнорирование рекомендованных норм не проходит бесследно и может иметь нежелательные последствия со стороны организма ребенка, в том числе отдаленные, которые заявят о себе в будущем.
Источник
Сколько нужно спать ребенку, чтобы его организм успевал как следует отдохнуть и восстановить потраченные силы? Многие родители, беспокоящиеся о состоянии своего малыша, задаются этим вопросом, понимая, что обеспечить ему полноценный отдых так же важно, как и позаботиться о здоровом питании и физическом развитии. И это касается не только новорожденных — чем старше ребенок становится, тем с большими нагрузками ему приходится сталкиваться, а значит, крепкий сон для него по-прежнему необходим как воздух. Попробуем разобраться, что нужно знать родителям о нормах сна для детей, и как можно исправить ситуацию, если окажется, что малыш отдыхает слишком мало.
Сколько спит ребенок от года до трех лет
На первый взгляд может показаться, что вести разговор о каких-либо нормах сна у детей абсолютно бессмысленно — ребенок ляжет спать, как только устанет, а, хорошенько отдохнув, проснется и снова будет бодрым и веселым. Но на практике такая идеальная ситуация складывается далеко не всегда. Спокойный и покладистый от природы малыш, вдоволь наигравшись и основательно подкрепившись, действительно без капризов может отправиться в кроватку, не доставляя взрослым ни малейшего беспокойства. Но если грудничок легко возбудим, его чрезмерная активность часто бывает причиной слез и истерик вплоть до переутомления и даже синдрома гиперусталости. Именно для таких детей распорядок дня и здоровый сон важны в первую очередь — это залог хорошего настроения и полноценного развития. А значит, родителям необходимо знать, какой должна быть продолжительность их дневного и ночного сна в часах — суточная норма отдыха, своя для каждого возраста, поможет им понять, достаточно ли у ребенка времени, чтобы восстановить потраченные силы и зарядиться энергией.
В первые месяцы жизни новорожденные проводят во сне практически все время, за исключением коротких промежутков, необходимых, чтобы подкрепиться. Отдыхать до 20 часов в сутки в этом возрасте вполне нормально — так организм младенца адаптируется к новым внешним условиям. Поэтому родителям не стоит беспокоиться, если их малыш засыпает сразу же после кормления, и уж тем более, специально будить его, если кажется, что он отдыхает слишком долго — уже к 3 месяцам промежутки бодрствования и активных игр станут длиннее, а общее время сна сократится до 14-17 часов в сутки.
В следующие 3-4 месяца соотношение дневного и ночного отдыха будет постепенно меняться, и к полугоду малыш начнет проводить во сне 13-15 часов: 10-12 часов ночью и всего 2-4 часа днем. Вплоть до полутора лет продолжительность ночного отдыха остается неизменной, а вот днем ребенок с каждым месяцем спит все меньше — на первый план выходит активное изучение окружающего мира, а для восстановления сил ему вполне достаточно 2-3 часов, разделенных между полуденным и послеобеденным отдыхом. К 2 годам ребенок спит около 10-11 часов ночью и 1-3 часа днем, отдыхая только 1 раз, чаще всего после обеда. А вот трехлетние малыши нередко вообще отказываются от дневного сна, либо ограничиваются непродолжительным отдыхом (не больше 1-2 часов), успевая полностью восстановить силы ночью.
Возраст один — полтора года
Сколько спать и бодрствовать детям от 0 до 3 лет
Это период наиболее активного знакомства ребенка с окружающим миром, но не менее важным для его полноценного развития остается и крепкий, здоровый сон — сном после года в норме принято считать 10-12-часовой отдых ночью и 2-3-часовой перерыв между играми днем. В этом возрасте родителям рекомендуется уделять особое внимание распорядку дня малыша, которого, с небольшими корректировками, конечно, можно будет придерживаться в ближайшие 4-5 лет. И в первую очередь это касается режима сна, ведь именно с ним у годовалых детей часто начинаются проблемы — подросшие малыши могут самостоятельно выбраться из кроватки, а укачивание и колыбельные уже не приносят желаемого результата. Кроме этого, активно развивающееся воображение иногда становится причиной ночных кошмаров и страхов, плохо сказывающихся на качестве отдыха.
Еще один важный переломный момент, относящийся к этому возрасту, связан с уменьшением продолжительности дневного сна — в полтора года ребенку вполне достаточно отдохнуть 2,5-3 часа подряд, чтобы снова почувствовать себя бодрым и готовым познавать мир. Но чтобы привыкнуть к такому новому режиму, ему необходимо время — переходный период часто сопровождается капризами и плачем, малыш устает к полудню, но засыпает всего на час, чтобы после обеда снова ненадолго отправиться в кроватку. Конечно, такой режим неудобен и для мамы, и для ребенка, поэтому его лучше постепенно приучить спать 1 раз в день, желательно, после обеда. Чтобы крохе было легче адаптироваться к таким нововведениям, несколько недель старый и новый режим отдыха можно чередовать: в первый день укладывать его спать 2 раза, в полдень и после обеда, а во второй — только 1 раз.
Возраст полтора — два года
Оказывается, уже в этом возрасте некоторые дети могут не хотеть спать днем вообще
К этому времени ребенок спит приблизительно 10-12 часов ночью и 2 часа днем после обеда. Но потребность в дневном отдыхе в 1,5-2 года сохраняется не у всех детей — если малыш чувствует себя хорошо, не стоит насильно укладывать его спать днем, теряя время на бесполезные уговоры и укачивание. Но когда взрослые замечают, что ребенок переутомляется, капризничает или нервничает, плохо кушает и теряет вес, нужно в срочном порядке откорректировать его режим дня, дав организму, и в первую очередь, неокрепшей нервной системе, возможность как следует отдыхать и восстанавливать силы. Составляя новый распорядок, родителям, хорошо знакомым с поведением своего чада, важно в первую очередь учитывать индивидуальные особенности малыша — таблица с нормами сна для детей должна служить ориентиром, но «подгонять» каждого ребенка под усредненные показатели не стоит.
В этом возрасте особое значение приобретают специальные ежедневные ритуалы, которые помогают настроить кроху на ночной отдых и облегчить засыпание. Например, можно каждый вечер вместе с мамой собирать игрушки, укладывая спать кукол и плюшевых мишек, умываться и чистить зубы, надевать красивую пижаму с любимыми сказочными героями или читать книгу, лежа в кровати. Это не только доставить ребенку радость, но и поможет понять, что пришло время отдыхать, а значит, он будет постепенно успокаиваться, расслабляться и, оказавшись в кроватке, быстрее и крепче заснет.
Возраст два — три года
В этом возрасте сон ребенка уже почти полностью совпадает с родительским режимом
К этом возрасту режим сна ребенка и его родителей начинает все больше совпадать — чаще всего малыш ложится спать ближе к 9 вечера и встает между 6.30 и 8 утра, отдыхая около 10-11 часов. Днем многие малыши нуждаются в маленьком перерыве между активными играми в послеобеденное время — не больше 1,5-2 часов. Желательно выстроить распорядок дня таким образом, чтобы после дневного отдыха ребенок просыпался еще до наступления вечера — в противном случае ночной сон будет поверхностным и прерывистым.
У повзрослевших малышей в этом возрасте нередко появляются проблемы со сном — они намеренно оттягивают время засыпания, ссылаясь на «хочу в туалет», «дай водички», «хочу кушать», или просто начинают звать маму, как только она выйдет из комнаты. Еще одна сложность связана с физиологическими особенностями сна ребенка в 2-3 года. Несмотря на то, что дети в этом возрасте ложатся отдыхать и встают утром приблизительно в то же время, что и родители, большую часть ночи они проводят в фазе быстрого сна. То есть, переходить от одной фазы к другой им приходится намного чаще, чем взрослым, а значит, у них больше шансов проснуться ночью без видимых на то причин. Кроме этого, они уже умеют самостоятельно покидать кроватку, рискуя без присмотра родителей упасть и, возможно, даже получить травму. Поэтому главная задача взрослых в этой ситуации — создать все необходимые условия для безопасности ребенка, например, разложить перед кроваткой подушки или попытаться объяснить малышу, что без мамы и папы выбираться из нее не стоит.
Нормы сна дошкольника 3 — 7 лет
Вплоть до начала школьного обучения, вносящего серьезные изменения в привычный для ребенка режим, дети спят ночью около 10-12 часов, а многие, особенно посещающие детский сад, отдыхают еще и час-полтора днем. При этом у дошкольников часто встречаются те же проблемы со сном, что и у детей помладше — развитое воображение становится причиной ночных страхов и кошмаров, быстро набирающих обороты, как только мама и папа выключат свет и выйдут из детской. Неудивительно, что как раз в этом возрасте малыши чаще всего страдают от лунатизма и по вечерам ищут любой предлог, чтобы подольше не отправляться в постель.
Некоторые родители ошибочно полагают, что к 4-5 годам ребенок уже стал достаточно взрослым, чтобы не придавать особого значения тому, сколько он спит: «когда устанет — сам ляжет и отдохнет». И особенно это касается дневного сна, ведь уговаривать дошкольника, чтобы он ненадолго прилег после обеда, кажется не самой удачной затеей. Но на самом деле, если малыш ложится спать около 10 вечера, а в 7 утра его уже будят, чтобы собрать в садик, и при этом он не отдыхает во время «тихого часа», то каждый день он недосыпает 2-3 часа. Выдержав несколько недель в таком напряженном режиме и не проявляя на первых порах признаков плохого самочувствия, ребенок может вдруг начать постоянно капризничать на ровном месте или нарушать привычный график, ложась спать в 6 вечера и просыпаясь среди ночи. Поэтому родителям крайне важно следить за его распорядком дня, и в первую очередь, за тем, достаточно ли он отдыхает, особенно с учетом предстоящих серьезных нагрузок при поступлении в школу.
Признаки того, что сна не хватает
Нормы продолжительности сна для разных возрастов
Как понять, что малыш отдыхает слишком мало, и вовремя подкорректировать его режим, избежав переутомления? Для этого стоит не только найти информацию о нормах сна и бодрствования ребенка, но и обратить внимание на его поведение. Распорядок дня нужно менять, если:
- ребенок капризничает и плачет без причины по вечерам, отказывается от игрушек и проявляет нервозность;
- укладывание спать растягивается на 30-40 минут и сопровождается криками и капризами;
- малыш часто просыпается до полуночи, всего через пару часов после того, как лег в кроватку;
- у ребенка ухудшился аппетит, он стал вялым и потерял в весе.
Эти признаки недосыпа могут проявляться и у новорожденного, и у дошкольника, и задача родителей — вовремя распознать их и принять меры, не допустив развития синдрома гиперусталости и проблем со здоровьем у малыша.
Как изменить привычки и обеспечить качественный сон
Во сколько укладывать ребенка спать?
Убедившись, что ребенку действительно не хватает времени на полноценный отдых, родителям необходимо предпринять все возможное, чтобы изменить устоявшийся распорядок дня, обеспечив малышу новые комфортные условия жизни. В первую очередь для этого нужно:
- Укладывать ребенка в кроватку, как только он начинает проявлять признаки усталости. Чем младше кроха, тем важнее неукоснительно соблюдать это правило: во-первых, грудничок может переутомиться гораздо быстрее, чем, например, четырехлетка, а во-вторых, выработать полезную привычку вовремя остановиться и дать себе передохнуть проще в раннем возрасте.
- Каждый день придерживаться одного времени отхода ко сну. Лучше укладывать малыша не позднее 8-9 вечера, чтобы он не пропускал самые продуктивные часы ночного отдыха.
- Придумать для ребенка приятный вечерний ритуал, который будет настраивать его на отдых — новорожденному можно спеть колыбельную или погладить спинку, а малышу постарше будет интересно послушать сказку или вместе с мамой уложить в игрушечные кроватки кукол и мишек.
- Обеспечить условия, необходимые для качественного сна: приобрести удобную кровать и подушку, вовремя проветрить комнату, заменить яркую лампу ночником и т. д.
Иногда полноценному ночному отдыху мешают пугающие сны — ребенку могут сниться кошмары, связанные с его переживаниями, например, неудачными отношениями со сверстниками, непониманием со стороны родителей и т. д. Поэтому взрослым важно позаботиться и о его психологическом комфорте, чтобы вечером малыш мог спокойно погрузиться в царство Морфея, а утром проснуться веселым и бодрым, готовым к целому дню новых открытий и свершений.
Источник
Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 2-2,5 часа.
1. В условиях сохранения риска распространения COVID-19 формирование «вечерних дежурных» групп
1) возможно при соблюдении социальной дистанции 1,5-2 метра;
2) допускается;
3) не допускается.+
2. В условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в отсутствии детей в помещении необходимо организовывать
1) одностороннее проветривание;
2) проветривание через световые фонари на крыше зданий;
3) сквозное проветривание;+
4) угловое проветривание.
3. Для контроля за соответствием предлагаемой физической нагрузки анатомо-физиологическим особенностям детского организма используют
1) артериальное давление;
2) килокалории;
3) пульс;+
4) уровень сахара крови;
5) частоту дыхания.
4. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 — 7 лет составляет
1) 3-4 часа;
2) 5,5 — 6 часов;+
3) 7-8 часов;
4) до 12 часов.
5. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе составляет
1) 1,5 часа;
2) 2 часа;
3) 30 минут;+
4) 45 минут.
6. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе составляет
1) 1,5 часа;+
2) 2 часа;
3) 30 минут;
4) 45 минут.
7. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе составляет
1) 1,5 часа;
2) 2 часа;
3) 30 минут;
4) 40 минут.+
8. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе составляет
1) 1,5 часа;
2) 2 часа;
3) 30 минут;
4) 45 минут.+
9. Моторная плотность гигиенически эффективного занятия физкультурой для дошкольников составляет
1) 60-85%;+
2) не более 60%;
3) не более 70%;
4) не менее 50%.
10. Моторная плотность занятия – это
1) максимальное учащение пульса во время занятия, выраженное в процентах, по отношению к исходному;
2) отношение времени восстановления пульса по окончании занятия ко всему времени занятия, выраженное в процентах;
3) отношение времени, занятого движениями, к общему времени занятия, выраженное в процентах;+
4) отношение времени, занятого развивающими упражнениями, к общему времени занятия, выраженное в процентах;
5) отношение времени, занятого учебной работой, к общему времени занятия, выраженное в процентах.
11. На самостоятельную деятельность в режиме дня дошкольников должно отводиться
1) 1,5-2 часа;
2) 3-4 часа;+
3) 5-6 часов.
12. Необходимое количество групповых площадок на участке детского дошкольного учреждения
1) общая площадка для всех групп;
2) одна площадка на две группы;
3) равное числу групп.+
13. Непрерывная продолжительность образовательной деятельности для детей 3-4 лет составляет
1) 15 минут;+
2) 20 минут;
3) 25 минут;
4) 30 минут.
14. Непрерывная продолжительность образовательной деятельности для детей 4-5 лет составляет
1) 15 минут;
2) 20 минут;+
3) 25 минут;
4) 30 минут.
15. Непрерывная продолжительность образовательной деятельности для детей 5-6 лет составляет
1) 15 минут;
2) 20 минут;
3) 25 минут;+
4) 30 минут.
16. Непрерывная продолжительность образовательной деятельности для детей 6-7 лет составляет
1) 15 минут;
2) 20 минут;
3) 25 минут;
4) 30 минут.+
17. Организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления здоровья называется
1) закаливание;
2) здоровый образ жизни;
3) личная гигиена;
4) физическое воспитание.+
18. Основным гигиеническим принципом проектирования дошкольных образовательных учреждений является принцип
1) возрастной изоляции;
2) групповой изоляции;+
3) максимальной централизации.
19. Перед открытием дошкольной образовательной организации в условиях сохранения риска распространения COVID-19 следует провести
1) генеральную уборку помещений;
2) генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму;+
3) дезинсекцию;
4) дератизацию.
20. Помещения дошкольных образовательных организаций в условиях сохранения риска распространения COVID-19 должны быть оборудованы
1) дозаторами с антисептическим средством для обработки рук;+
2) приборами для обеззараживания воздуха;+
3) приточно-вытяжной вентиляцией.
21. При организации питания в дошкольных образовательных организациях в условиях сохранения риска распространения COVID-19 необходимо
1) обеспечить обработку обеденных столов до и после каждого приема пищи с использованием моющих и дезинфицирующих средств;+
2) организовать работу персонала пищеблоков с использованием средств индивидуальной защиты (маски и перчатки);+
3) соблюдение дополнительных мер безопасности не требуется.
22. Применение форм и средств физического воспитания должно производиться с учетом
1) возраста;+
2) пола;+
3) состояния здоровья;+
4) физической тренированности;+
5) этнической принадлежности.
23. Проведение ежедневных «утренних фильтров» с целью выявления и недопущения в организации воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников с признаками респираторных заболеваний при входе в здание включает
1) бесконтактную термометрию;+
2) осмотр видимых слизистых;
3) осмотр кожных покровов;
4) экспресс-анализ на инфекцию.
24. Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста должна составлять
1) 1-2 часа;
2) 2-2,5 часа;+
3) 3-4 часа;
4) дневной сон не является обязательным.
25. Продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять
1) 10-11 часов;
2) 12-12,5 часов;+
3) 8-9 часов.
26. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет
1) 1-2 часа;
2) 3-4 часа;+
3) более 4 часов;
4) менее 1 часа.
27. Самостоятельная деятельность включает
1) игры;+
2) личную гигиену;+
3) подготовку к образовательной деятельности;+
4) прогулки.
28. Соблюдение принципа групповой изоляции в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается
1) выделением изолированных прогулочных площадок на территории детского дошкольного учреждения;+
2) индивидуальной маркировкой столовой и чайной посуды;
3) наличием для каждой группы комплекса изолированных помещений;+
4) наличием отдельного входа для каждой ясельной группы;
5) наличием отдельных шкафчиков для одежды.
29. Строго соблюдаемый в течение суток оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания и занятий другими видами деятельности называется
1) здоровый образ жизни;
2) расписание занятий;
3) режим дня;+
4) смена видов деятельности.
30. Физическое воспитание – это
1) организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов и гигиенических мероприятий с целью укрепления здоровья;+
2) самостоятельные занятия в спортивных секциях;
3) система оздоровительных мероприятий;
4) систематические тренировки с целью достижения высоких результатов.
Источник