Покой мне только снится
Рубрика “Лучшее из лучшего” будет включать в себя самые успешные стихотворения, романы, рассказы, пьесы и другие произведения литературных гениев прошлых веков, прочитав их, вы будете лучше понимать личность автора, и поймете, близки ли вы к его творчеству.
Сегодня я буду писать об Иосифе Бродском (1940-1966) – русский и американский поэт, публицист, переводчик, получивший Нобелевскую премию по литературе (1987). Многие из нас знают этого великого человека, но не очень знакомы с его творчеством, поэтому… Лучшие стихотворения Иосифа Бродского:
Лучшее из лучшего: Иосиф Бродский и его вечные шедервы…
Пилигримы
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
1958
Я вас любил. Любовь еще…
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!
1974
Одиночество
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
1959
Postscriptum
Как жаль, что тем, чем стало для меня
твоё существование, не стало
моё существование для тебя.
…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом,
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения… Увы,
тому, кто не умеет заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск,
как стол на спиритическом сеансе,
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи.
1967
И вечный бой…
И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье…
… А мы хотели просто уцелеть.
Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.
…Скажите… там…
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
…Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..
1962
Сонет
Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они – снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.
Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.
Переживи стих.
Переживи всех.
1962
Лучшее из лучшего: Иосиф Бродский и его вечные шедервы…
————————————————————————————————-
Какие стихотворения Бродского нравятся вам? Пишите в комментариях и подписывайтесь на мой канал! 🙂
Источник
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно́чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали́…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
1908 г.
Источник
È âå÷íûé áîé.
Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ.
È ïóñòü íè÷òî
íå ïîòðåâîæèò ñíû.
Ñåäàÿ íî÷ü,
è äðåìëþùèå ïòèöû
êà÷àþòñÿ îò ñèíåé òèøèíû.
È âå÷íûé áîé.
Àòàêè íà ðàññâåòå.
È ïóëè,
ðàçó÷èâøèåñÿ ïåòü,
êðè÷àëè íàì,
÷òî åñòü åùå Áåññìåðòüå…
… À ìû õîòåëè ïðîñòî óöåëåòü.
Ïðîñòèòå íàñ.
Ìû äî êîíöà êèïåëè,
è ìèð âîñïðèíèìàëè,
êàê áðóñòâåð.
Ñåðäöà ðâàëèñü,
ìåòàëèñü è õðàïåëè,
êàê ëîøàäè,
ïîïàâ ïîä àðòîáñòðåë.
…Ñêàæèòå… òàì…
÷òîá áîëüøå íå áóäèëè.
Ïóñêàé íè÷òî
íå ïîòðåâîæèò ñíû.
…×òî èç òîãî,
÷òî ìû íå ïîáåäèëè,
÷òî èç òîãî,
÷òî íå âåðíóëèñü ìû?..
Êòî ê ìèíóâøåìó ãëóõ
è ê ãðÿäóùåìó ïðîñò,
óñòðåìëÿåò ñâîé ñëóõ
â ïðåæäåâðåìåííûé ðîñò.
Êàê çåìëÿ, êàê âîäà
ïîä íåáåñíîþ ìãëîé,
â êàæäîì ÷óâñòâå âñåãäà
ñèëà æèçíè ñ èãëîé.
È íåâîëüíûì îáúÿò
ñòðàõîì, âçäðîãíåò, êàê ìûøü,
òîò, â êîãî òû ñâîé âçãëÿä óñòðåìèøü,
èç óãëà óñòðåìèøü.
Çàñâåòè æå ñâå÷ó
íà êðàþ òåìíîòû.
ß óâèäåòü õî÷ó
òî, ÷òî ÷óâñòâóåøü òû.
 ýòîì äîìå íî÷íîì,
ãäå ñêðûâàåò îêíî,
ñëîâíî ñêàòåðòü ñ ïÿòíîì,
òåìíîòû ïîëîòíî.
Ñòàâü íà ñêàòåðòü ñòàêàí,
÷òîá îí âäðóã íå óïàë,
÷òîá ñêâîçü ñòîë-èñòóêàí,
ñëîâíî ñîëü ïðîñòóïàë,
íåçàìåòíûé â îêíå,
îñëåïèòåëüíûé ïóòü —
áóäòî ëüåòñÿ âèíî
è âçäûìàåòñÿ ãðóäü.
Âåòåð, âåòåð ïðèøåë,
øåëåñòèò ó îêíà,
óêðûâàåòñÿ ñòîë
çà êâàäðàò ïîëîòíà,
è òðåïåùóò öâåòû
ó íåãî ïîçàäè,
íà êðàþ òåìíîòû,
ñëîâíî ñåðäöå â ãðóäè.
È ÷åðíèëüíàÿ òüìà
íàñòóïàåò îïÿòü,
êàê äâèæåíüå óìà
îòìåòàåòñÿ âñïÿòü,
è ñèÿíüå çâåçäû
íà ëàòóíè îñåé
ãëóøèò çâóêè åçäû
íà äèñòàíöèè âñåé.
Ìû íåçðèìû áóäåì, ÷òîá ñíîâà
â íî÷ü èãðàòü, à ïîòîì èñêàòü
â ãîëóáîì ÿâëåíèè ñëîâà
íåíàäåæíóþ áëàãîäàòü.
Äî òîãî ëè çâóê îñòîðîæåí?
Äëÿ òîãî ëè èìåí äðàæå?
Ñóùåñòâóåì ïî ìèëîñòè Áîæüåé
âîïðåêè ñëîâåñàì âîðîæåé.
È ñâåòëåé íåîðæàâëåííîé ñòàëè
ìèìîëåòíûé îâàë âîëíû.
Ìû âîëüíû ðàçëè÷àòü äåòàëè,
ìû ðå÷íîé òèøèíû ïîëíû.
Ïóñòü íå ñòàëè ñòàðøå è ñòðîæå
è æèâåì íà ðåáðå ðåêè,
ìû ïîêîðíû ìèëîñòè Áîæüåé
êðóòèçíå äîæäåé âîïðåêè.
Ïàìÿòíèê Ïóøêèíó
…È Ïóøêèí ïàäàåò â ãîëóáî-
âàòûé êîëþ÷èé ñíåã
Ý. Áàãðèöêèé.
…È òèøèíà.
È áîëåå íè ñëîâà.
È ýõî.
Äà åùå óñòàëîñòü.
…Ñâîè ñòèõè
äîêàí÷èâàÿ êðîâüþ,
îíè íà çåìëþ ãëóõî îïóñêàëèñü.
Ïîòîì ãëÿäåëè ìåäëåííî
è íåæíî.
Èì áûëî äèêî, õîëîäíî
è ñòðàííî.
Íàä íèìè íàêëîíÿëèñü áåçíàäåæíî
ñåäûå äîêòîðà è ñåêóíäàíòû.
Íàä íèìè çâåçäû, âçäðàãèâàÿ,
ïåëè,
íàä íèìè îñòàíàâëèâàëèñü
âåòðû…
Ïóñòîé áóëüâàð.
È ïåíèå ìåòåëè.1
Ïóñòîé áóëüâàð.
È ïàìÿòíèê ïîýòó.
Ïóñòîé áóëüâàð.
È ïåíèå ìåòåëè.
È ãîëîâà
îïóùåíà óñòàëî.
… òàêóþ íî÷ü
âîðî÷àòüñÿ â ïîñòåëè
ïðèÿòíåé,
÷åì ñòîÿòü
íà ïüåäåñòàëàõ.
Ïîñâÿùåíèå Ãëåáó Ãîðáîâñêîìó
Óõîäèòü èç ëþáâè â ÿðêèé ñîëíå÷íûé äåíü, áåçâîçâðàòíî;
Ñëûøàòü øîðîõ òðàâû âäîëü ãàçîíîâ, âåäóùèõ îáðàòíî,
 òåìíîì îáëàêå äíÿ, â òåìíîì âå÷åðå çëî, ïîëóñîííî
Ëàé âå÷åðíèõ ñîáàê — ñêâîçü êâàäðàòíûå ãíåçäà ãàçîíà.
Ýòî òðóäíîå âðåìÿ. Ìû äîëæíû ïåðåæèòü, ïåðåãíàòü ýòè ãîäû,
Ñ êàæäûì íîâûì ñòðàäàíüåì çàáûâàÿ áûëûå íåâçãîäû,
È âñòðå÷àÿ, êàê íîâîñòü, ýòè ðàíû è áîëü ïîìèíóòíî,
Áåñïîêîéíî âñòóïàÿ â òóìàííîå íîâîå óòðî.
Êàê ñòðåìèòåëüíà îñåíü â ýòîò ãîä, â ýòîò ãîä ïóòåøåñòâèé.
Âäîëü áåëåñîãî íåáà, ÷åðíî-êðàñíûõ óìîëêøèõ ïðîöåññèé,
Ìèìî ãîëûõ äåðåâüåâ åæå÷àñíî ïðîíîñÿòñÿ ëèñòüÿ,
Óäàðÿÿñü â ñòåêëî, óäàðÿÿñü î êàìåíü — ìå÷òû óðáàíèñòà.
ß õî÷ó ïåðåæäàòü, ïåðåãíàòü, ïåðåæèòü ýòî âðåìÿ,
Íîâûé âçãëÿä çà îêíî, îïóñêàÿ ëàäîíü íà êîëåíè,
È áåëåñîå íåáî, è ëèñòüÿ, è ïîëîñêà çàêàòà ñêâîçíàÿ,
Ñëîâíî äî÷ü è îòåö, êòî-òî ðàíüøå óõîäèò, ÿ çíàþ.
Ïðîëåòàþò, ëåòÿò, óäàðÿþòñÿ î’ çåìëþ, ïàäàþò áîêîì,
Ïðîëåòàþò, ïðîíîñÿòñÿ ëèñòüÿ âäîëü çàïåðòûõ îêîí,
Âñ£, ÷òî âèäíî ñåé÷àñ ïðè óãàñøåì, ïîìåðêíóâøåì ñâåòå,
Ýòà æèçíü, ñëîâíî äî÷ü è îòåö, ñëîâíî äî÷ü è îòåö, íî íå õî÷åòñÿ ñìåðòè.
Îæèâè íà çåìëå, íåò, íå ìîæåøü, ëåæè, òàê è íàäî,
Î, æèâè íà çåìëå, êàê óãîäíî æèâè, äàæå ïàäàé,
Íî ïðèäåò åùå âðåìÿ — ðàññòàíåøüñÿ ñ ãîðåì è áîëüþ,
È íàñòóïÿò ãîäà áåç ìåíÿ ñ åæåäíåâíîé ëþáîâüþ.
È, êîí÷àÿ â ìàæîðå, â ïîæàðå, â ìàæîðå ïîëåòà,
ñîñêîëüçíóâ ïî ñòåêëó, ñëîâíî ïëàòüå ñ ïëå÷à, êàê çíà÷îê ïîâîðîòà,
Îñòàâàÿñü, êàê ïðåæäå, íàäîëãî ëü, êàê ïðåæäå, íà ìåñòå,
Íå îñåííåé òîñêîé — îæèäàíüåì çèìû, íåñìîëêàþùåé ïåñíåé.
______________
Ðûáû çèìîé
Ðûáû çèìîé æèâóò.
Ðûáû æóþò êèñëîðîä.
Ðûáû çèìîé ïëûâóò,
çàäåâàÿ ãëàçàìè
ëåä.
Òóäà.
Ãäå ãëóáæå.
Ãäå ìîðå.
Ðûáû.
Ðûáû.
Ðûáû.
Ðûáû ïëûâóò çèìîé.
Ðûáû õîòÿò âûïëûòü.
Ðûáû ïëûâóò áåç ñâåòà.
Ïîä ñîëíöåì
çèìíèì è çûáêèì.
Ðûáû ïëûâóò îò ñìåðòè
âå÷íûì ïóòåì
ðûáüèì.
Ðûáû íå ëüþò ñëåçû:
óïèðàÿñü ãîëîâîé
â ãëûáû,
â õîëîäíîé âîäå
ìåðçíóò
õîëîäíûå ãëàçà
ðûáû.
Ðûáû
âñåãäà ìîë÷àëèâû,
èáî îíè —
áåçìîëâíû.
Ñòèõè î ðûáàõ,
êàê ðûáû,
âñòàþò ïîïåðåê
ãîðëà.
Ñòèõè î ñëåïûõ ìóçûêàíòàõ
Ñëåïûå áëóæäàþò
íî÷üþ.
Íî÷üþ íàìíîãî ïðîùå
ïåðåéòè ÷åðåç ïëîùàäü.
Ñëåïûå æèâóò
íàîùóïü,
òðîãàÿ ìèð ðóêàìè,
íå çíàÿ ñâåòà è òåíè
è îùóùàÿ êàìíè:
èç êàìíÿ äåëàþò
ñòåíû.
Çà íèìè æèâóò ìóæ÷èíû.
Æåíùèíû.
Äåòè.
Äåíüãè.
Ïîýòîìó
íåñîêðóøèìûå
ëó÷øå îáîéòè
ñòåíû.
À ìóçûêà — â íèõ
óïðåòñÿ.
Ìóçûêó ïîãëîòÿò êàìíè.
È ìóçûêà
óìðåò â íèõ,
çàõâàòàííàÿ ðóêàìè.
Ïëîõî óìèðàòü íî÷üþ.
Ïëîõî óìèðàòü
íàîùóïü.
Òàê, çíà÷èò, ñëåïûì — ïðîùå…
Ñëåïîé èäåò
÷åðåç ïëîùàäü.
_________________
Ñòèõè î ïðèíÿòèè ìèðà
ß. Ãîðäèíó
Âñå ýòî áûëî, áûëî.
Âñå ýòî íàñ ïàëèëî.
Âñå ýòî ëèëî, áèëî,
âçäåðãèâàëî è ìîòàëî,
è îòíèìàëî ñèëû,
è âîëîêëî â ìîãèëó,
è âòàñêèâàëî íà ïüåäåñòàëû,
à ïîòîì íèçâåðãàëî,
à ïîòîì — çàáûâàëî,
à ïîòîì âûçûâàëî
íà ïîèñêè ðàçíûõ èñòèí,
÷òîá íà÷èñòî çàáëóäèòüñÿ
â æèäêèõ êóñòàõ àìáèöèé,
â äèêîé ãðÿçè ïðîñòðàöèé,
àññîöèàöèé, êîíöåïöèé
è — ïðîñòî ñðåäè ýìîöèé.
Íî ìû íàó÷èëèñü äðàòüñÿ
è íàó÷èëèñü ãðåòüñÿ
ó ñïðÿòàâøåãîñÿ ñîëíöà
è äî çåìëè äîáèðàòüñÿ
áåç ëîöìàíîâ, áåç ëîöèé,
íî — ãëàâíîå — íå ïîâòîðÿòüñÿ.
Íàì íðàâèòñÿ ïîñòîÿíñòâî.
Íàì íðàâÿòñÿ ñêëàäêè æèðà
íà øåå ó íàøåé ìàìû,
à òàêæå — íàøà êâàðòèðà,
êîòîðàÿ ìàëîâàòà
äëÿ îáèòàòåëåé õðàìà.
Íàì íðàâèòñÿ ðàñïóñêàòüñÿ.
Íàì íðàâèòñÿ êîëîñèòüñÿ.
Íàì íðàâèòñÿ øîðîõ ñèòöà
è ãðîõîò ïðîòóáåðàíöà,
è, â îáùåì, ïëàíåòà íàøà,
ïîõîæàÿ íà íîâîáðàíöà,
ïîòåþùåãî íà ìàðøå.
3 äåêàáðÿ 1958
Ñòèõîòâîðåíèå îòñóòñòâóåò âî 2-ì èçä. ÑÈÁ
Ïèëèãðèìû
“Ìîè ìå÷òû è ÷óâñòâà â ñîòûé ðàç
Èäóò ê òåáå äîðîãîé ïèëèãðèìîâ”
Â. Øåêñïèð
Ìèìî ðèñòàëèù, êàïèù,
ìèìî õðàìîâ è áàðîâ,
ìèìî øèêàðíûõ êëàäáèù,
ìèìî áîëüøèõ áàçàðîâ,
ìèðà è ãîðÿ ìèìî,
ìèìî Ìåêêè è Ðèìà,
ñèíèì ñîëíöåì ïàëèìû,
èäóò ïî çåìëå ïèëèãðèìû.
Óâå÷íû îíè, ãîðáàòû,
ãîëîäíû, ïîëóîäåòû,
ãëàçà èõ ïîëíû çàêàòà,
ñåðäöà èõ ïîëíû ðàññâåòà.
Çà íèìè ïîþò ïóñòûíè,
âñïûõèâàþò çàðíèöû,
çâåçäû ãîðÿò íàä íèìè,
è õðèïëî êðè÷àò èì ïòèöû:
÷òî ìèð îñòàíåòñÿ ïðåæíèì,
äà, îñòàíåòñÿ ïðåæíèì,
îñëåïèòåëüíî ñíåæíûì,
è ñîìíèòåëüíî íåæíûì,
ìèð îñòàíåòñÿ ëæèâûì,
ìèð îñòàíåòñÿ âå÷íûì,
ìîæåò áûòü, ïîñòèæèìûì,
íî âñå-òàêè áåñêîíå÷íûì.
È, çíà÷èò, íå áóäåò òîëêà
îò âåðû â ñåáÿ äà â Áîãà.
…È, çíà÷èò, îñòàëèñü òîëüêî
èëëþçèÿ è äîðîãà.
È áûòü íàä çåìëåé çàêàòàì,
è áûòü íàä çåìëåé ðàññâåòàì.
Óäîáðèòü åå ñîëäàòàì.
Îäîáðèòü åå ïîýòàì.
1958
Ñòèõè ïîä ýïèãðàôîì
“Òî, ÷òî äîçâîëåíî Þïèòåðó,
íå äîçâîëåíî áûêó…”
Êàæäûé ïðåä Áîãîì
íàã.
Æàëîê,
íàã
è óáîã.
 êàæäîé ìóçûêå
Áàõ,
 êàæäîì èç íàñ
Áîã.
Èáî âå÷íîñòü —
áîãàì.
Áðåííîñòü —
óäåë áûêîâ…
Áîãîâî ñòàíåò
íàì
Ñóìåðêàìè áîãîâ.
È íàäî íåáîì
ðèñêíóòü,
È, ìîæåò áûòü,
íåâïîïàä
Åùå íå ðàç íàñ
ðàñïíóò
È ñêàæóò ïîòîì:
ðàñïàä.
È ìû
çàâîåì
îò ðàí.
Ïîòîì
âçàëêàåì äàðîâ…
Ó êàæäîãî ñâîé
õðàì.
È êàæäîìó ñâîé
ãðîá.
Þðîäñòâóé,
âîðóé,
ìîëèñü!
Áóäü îäèíîê,
êàê ïåðñò!..
…Ñëîâíî áûêàì —
õëûñò,
âå÷åí áîãàì
êðåñò.
1958
_________________
Îäèíî÷åñòâî
Êîãäà òåðÿåò ðàâíîâåñèå
òâîå ñîçíàíèå óñòàëîå,
êîãäà ñòóïåíüêè ýòîé ëåñòíèöû
óõîäÿò èç ïîä íîã,
êàê ïàëóáà,
êîãäà ïëþåò íà ÷åëîâå÷åñòâî
òâîå íî÷íîå îäèíî÷åñòâî, —
òû ìîæåøü
ðàçìûøëÿòü î âå÷íîñòè
è ñîìíåâàòüñÿ â íåïîðî÷íîñòè
èäåé, ãèïîòåç, âîñïðèÿòèÿ
ïðîèçâåäåíèÿ èñêóññòâà,
è — êñòàòè — ñàìîãî çà÷àòèÿ
Ìàäîííîé ñûíà Èèñóñà.
Íî ëó÷øå ïîêëîíÿòüñÿ äàííîñòè
ñ ãëóáîêèìè åå ìîãèëàìè,
êîòîðûå ïîòîì,
çà äàâíîñòüþ,
ïîêàæóòñÿ òàêèìè ìèëûìè.
Äà.
Ëó÷øå ïîêëîíÿòüñÿ äàííîñòè
ñ êîðîòêèìè åå äîðîãàìè,
êîòîðûå ïîòîì
äî ñòðàííîñòè
ïîêàæóòñÿ òåáå
øèðîêèìè,
ïîêàæóòñÿ áîëüøèìè,
ïûëüíûìè,
óñåÿííûìè êîìïðîìèññàìè,
ïîêàæóòñÿ áîëüøèìè êðûëüÿìè,
ïîêàæóòñÿ áîëüøèìè ïòèöàìè.
Äà. Ëó÷øå ïîêëîíÿòñÿ äàííîñòè
ñ óáîãèìè åå ìåðèëàìè,
êîòîðûå ïîòîì äî êðàéíîñòè,
ïîñëóæàò äëÿ òåáÿ ïåðèëàìè
(õîòÿ è íå îñîáî ÷èñòûìè),
óäåðæèâàþùèìè â ðàâíîâåñèè
òâîè õðîìàþùèå èñòèíû
íà ýòîé âûùåðáëåííîé ëåñòíèöå.
1959
* Ñòèõîòâîðåíèå îòñóòñòâóåò âî 2-ì èçä. ÑÈÁ.
* Òåêñò ïðèâîäèòñÿ ïî ÑÈÏ. áóêâà “J” î÷åâèäíî çàìåíÿåò íàøó “¸”
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 25.10.2009. äèåòà
- 23.10.2009. ÷èñòîâèê
- 12.10.2009. îáëàêî â øòàíàõ
- 08.10.2009. ïðîäîëæàþ Ëóêüÿíåíêî
- 04.10.2009. Èîñèô Áðîäñêèé
Источник
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Источник