Почему свой сон гринев называет пророческим
N
Высший разум
(346926)
5 лет назад
Всем известен незамысловатый сюжет повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Основная сюжетная линия связаны с судьбой дворянского сына Петруши Гринёва, которому отец наказал «Беречь честь смолоду» .
Подъезжая к Оренбургу, где ему предстоит служить верой и правдой государю-императору, Петр Андреевич Гринев попадает в буран. Пока его кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Гринёву снится страшный сон.
Мужик с черной бородою лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом» , хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение» . В самый апогей сновидения Петр просыпается.
Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это “сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.
Вскоре перед нами предстаёт следующая, вполне реальная сцена. Мужиком с бородой оказывается Емельян Пугачёв. Теперь уже не «отец-самозванец» , а «царь-самозванец» приезжает в крепость, где живёт Петр, Маша и её родители. При первой же атаке крепость сдаётся, а жители встречают мятежников хлебом и солью. Пленных, среди которых находится и Петруша Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу» . Под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и нашего героя. Пётр, как и во сне, не желает присягать бандиту и обманщику, но Пугачев милует его. Чуть позже от Савельича Гринев узнает «причину пощады» — атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп.
В данном произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринёва, а предсказывает грядущие события, то есть является вещим. Почему же Пушкин рассказывает нам вещий сон? Неужели готовит нас к страшному завершению одной из сюжетных линий повести, связанной с судьбой Пугачёва? Безусловно, это так, но сон раскрывает ещё и двойственный характер Емельяна Пугачёва: с одной стороны, перед нами «страшный мужик» , который убивает людей, да ещё так страшно, топором, проливая много крови, а с другой – он же «ласково кличет» и хочет благословить Петрушу, словно родной отец!
Во времена Пушкина, когда Пугачёва считали государственным преступником, такая точка зрения на «народного царя» была очень необычной. Пушкин пытается рассказать нам о Пугачёве как о человеке, не лишённом привлекательности. Да, он разбойник, но Пушкин наделяет героя такими качествами характера и философией, которые располагают к нему читателей: лучше прожить жизнь ярко и сгореть, считает Пугачёв, чем вести жалкое существование раба.
Таким образом, сон в повести становится средством раскрытия характера одного из главных персонажей исторической повести А. С. Пушкина.
Источник: Анализ сна Петра Гринева
Источник
Марина Овчаренко
Высший разум
(173063)
3 года назад
Анализ сна Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Всем известен незамысловатый сюжет повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Основная сюжетная линия связаны с судьбой дворянского сына Петруши Гринёва, которому отец наказал «Беречь честь смолоду». Подъезжая к Оренбургу, где ему предстоит служить верой и правдой государю-императору, Петр Андреевич Гринев попадает в буран. Пока его кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Гринёву снится страшный сон. Мужик с черной бородою лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение». В самый апогей сновидения Петр просыпается. Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это “сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Вскоре перед нами предстаёт следующая, вполне реальная сцена. Мужиком с бородой оказывается Емельян Пугачёв. Теперь уже не «отец-самозванец», а «царь-самозванец» приезжает в крепость, где живёт Петр, Маша и её родители. При первой же атаке крепость сдаётся, а жители встречают мятежников хлебом и солью. Пленных, среди которых находится и Петруша Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и нашего героя. Пётр, как и во сне, не желает присягать бандиту и обманщику, но Пугачев милует его. Чуть позже от Савельича Гринев узнает «причину пощады» — атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп. В данном произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринёва, а предсказывает грядущие события, то есть является вещим. Почему же Пушкин рассказывает нам вещий сон? Неужели готовит нас к страшному завершению одной из сюжетных линий повести, связанной с судьбой Пугачёва? Безусловно, это так, но сон раскрывает ещё и двойственный характер Емельяна Пугачёва: с одной стороны, перед нами «страшный мужик», который убивает людей, да ещё так страшно, топором, проливая много крови, а с другой – он же «ласково кличет» и хочет благословить Петрушу, словно родной отец! Во времена Пушкина, когда Пугачёва считали государственным преступником, такая точка зрения на «народного царя» была очень необычной. Пушкин пытается рассказать нам о Пугачёве как о человеке, не лишённом привлекательности. Да, он разбойник, но Пушкин наделяет героя такими качествами характера и философией, которые располагают к нему читателей: лучше прожить жизнь ярко и сгореть, считает Пугачёв, чем вести жалкое существование раба. Таким образом, сон в повести становится средством раскрытия характера одного из главных персонажей Пушкина.
Источник
Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке? Бульбозавр 2 года назад Пушкин в своем произведении “Капитанская дочка” использовал один из приемов – вещий сон, в котором Гриневу приснился вожатый, который ему, находящемуся в степи, указал к жилью дорогу. Таким приемом, автор налаживает связь между Гриневым и Емельяном Пугачевым, тем вожатым из сна, в реальности ставший предводителем войска казаков и самозваным царем. Этот сон, по сути, опережает развитие будущих исторических событий, а так же в нем предсказывается и характер взаимоотношений, между этими двумя персонажами, офицером Петром Гриневым, и Емельяном Пугачевым. Если осмыслить этот вещий сон, то в нем можно увидет предсказание казни тех людей, которые защищали Белогорскую Крепость Прощение и покровительство Гриневу со стороны народного вождя автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Y7 11 месяцев назад Один из наиболее ярких эпизодов “Капитанской дочки” – это сон Гринева, описанный во второй главе произведения (ниже вы можете ознакомиться с этим эпизодом). Этот сон главный герой видит в довольно экстремальной ситуации – во время бурана и сразу после знакомства с бородатым бродягой. Уже позже Петр Гринев узнает, что этот бродяга и есть тот самый Емельян Пугачев. Что касается сна, то он как бы предсказывает дальнейшие события и задает трагическую тональность произведения. Далее во время развития сюжета читателю приходится снова и снова возвращаться к сценам из сна, хотя в начале он не придает его описанию особое значение. Сам сон является довольно будничным и описывается как реальные события. Это уже не сон, а видение, потому как события в нем представлены отчетливо и ясно. Анализируя этот сон, мы видим, что он предсказывает будущий казачий бунт и непростые отношения Гринева и Пугачева. Бородатый мужик во сне – это предводитель казаков Емельян Пугачев, а кровавая расправа – это казнь в крепости. Уже из сна видно, что Петр как мог противостоял этой расправе. И ведь действительно, он не стал целовать руку Пугачеву. В сне упоминается и ласковое отношение предводителя казаков к Гриневу. О нем автор неоднократно упоминает и далее, описывая реальные события. Таким образом, сон Петруши является пророчеством. О нем Гринев будет помнить до конца жизни, связывая многие события именно с ним. Сон Гринева “Капитанская дочка”: lady v более года назад Сон Гринева, описание которого мы находим во второй главе повести “Капитанская дочка”, играет роль предвестника будущих событий в жизни героя. В этом сне Гринев узнает, что его отец лежит при смерти и его мать ведет Петрушу к кровате больного, чтобы тот получил отцовское благословение. но изумленный гринев вдруг видит вместо отца какого-то бородатого мужика. Он недоумевает, почему он должен просить благословения у незнакомца, но мать уговаривает его. А мужик вдруг вскакивает и начинает махать топором. Комната наполняется мертвыми телами и кровью. Мы сразу понимаем, что бородатый мужик из сна – это сам Пугачев, который действительно вскорости зальет кровью казацкого мятежа всю страну. Мертвых и крови вокруг будет очень много. И Пугачев действительно будет просить от Гринева признать себя императором, встать на его сторону. Но как во сне Гринев отказывается просить благословения у незнакомого мужика, так и в реальности он откажется принимать сторону Пугачева, сохранит верность присяге. Такие сны принято называть вещими. Они предупреждают нас о событиях, которые еще не наступили. angren более года назад Сон Петруши Гринева во второй главе повести «Капитанская дочка» он сам называет пророческим, потому что в этих видениях отразились те события, которые с ним произошли впоследствии. Ему приснилось, что он приехал в родной дом проститься с умирающим отцом. Матушка подвела его к кровати отца, но там оказался человек, которого они встретили на заснеженной дороге и который показал им путь к жилью. Петруша отказался получать благословение от этого человека, несмотря на уговоры матушки, которая называла его посаженным отцом и просила поцеловать ему руку. Мужик схватил топор и начал махать им, Петруша хотел бежать, но не смог, потому что кругом были трупы и кровь. А страшный человек уговаривал его не бояться, подойти к нему, получить благословение. События, которые приснились Петруше произошли с ним в реальной жизни. Были трупы и кровь и предложение Пугачева быть с ним, но он не смог нарушить присягу, остался верен ей. Марина Вологда 11 месяцев назад Автор не зря описывает сон Гринева во второй части произведения “Капитанская дочка”. В нем главный герой видит вместо своего отца бородатого мужика. Матушка говорит, чтобы он попросил благословения у этого мужика, но Гринев не хочет это делать. Тогда мужик вскакивает и начинает махать топором, вокруг много трупов. Но мужик с бородой все же ласково его кликал. Позже мы получаем ответ, который так мучил Гринева. Мужик с бородой – это Пугачев. Так автор делает сон пророческим, как бы предупреждая Петра о предстоящих событиях. Ведь не зря Пугачев убивает многих, но Гринева не трогает. Поэтому, можно сказать, что данный сон имеет пророческое значение. -Irinka- 11 месяцев назад Сон Гринева в повести «Капитанская дочка» написан во второй главе. Этот сон является пророчеством, предсказанием будущих событий, которые вскоре произойдут с Петром Гриневым. Во сне он видит умирающего отца и себя. Гринев приехал просить благословения у отца, но вместо отца видит незнакомого мужчину с бородой. Он отказывается просить блогасловение и тогда, мужчина проживает кровь его близких. Во сне вся комната в крови. В этом сне, в образе отца Петруша видит Пугачева, а так же то, что он прольёт много крови из-за своего бунта. Гринев откажется встать на его сторону, как отказался во сне просить благословения. 357689092 11 месяцев назад Сон Петра Гринева действительно становится пророческим. Гриневу снится, что его отец находится при смерти, его матушка подводит к кровати его и говорит, чтобы он попросил благословения. Но Гринев вместо отца видит незнакомого мужика, он отказывается просить у того благословения. Мужик начал махать топором и вскоре комната была усыпана мертвыми телами. В реальности мужик из сна – это Емельян Пугачев, Гринев отказал Пугачеву, он остался быть верным присяге. И в реальности было много убитых. Сон Гринева имеет большое значение, так как он предупреждает Петра, о том какие события будут происходить в его жизни. OlyaSh 11 месяцев назад Во второй главе повести “Капитанская дочка”, автором которой является Александр Сергеевич Пушкин, главный герой Петр Гринев видит сон, который является пророческим. Гринев видит во сне свою матушку, которая говорит Петру, что его отец при смерти и надо с ним проститься. Однако, подойдя к кровати, Гринев видит не отца, а незнакомца с бородой. Гринев отказывается просить благословения у этого человека. После чего незнакомец начинает рубить все топором и появляется множество убитых. При этом к самому Петру Гриневу незнакомец обращался очень ласково. Этим сном Пушкин хотел показать читателю, что с Гриневым проищойдет дальше. Незнакомец с бородой оказался Емельяном Пугачевым, который назвал себя наследником престола и хотел захватить власть. В результате его восстания оказалось очень много убитых. А вот к Гриневу в реальной жизни, как и во сне, Пугачев благоволил и даже устроил его счастье с Машей Мироновой. Бекки Шарп 11 месяцев назад Сон Гринева в повести “Капитанская дочка” оказался пророческим. Петруше снится сон во время бурана в степи и неожиданный вожатый показывает дорогу. Гриневу снится, что он приехал проститься с отцом, его отец умирает, но вместо отца незнакомый человек, тот который показал ему дорогу в степи. Мать во сне называет мука посаженным отцом. Мужик машет топором и вся комната усыпана телами. Сон предсказывает последующие события народного бунта. Сон не только пророчит события но и опережает их. И во сне и в жизни Гринев не встает на сторону Пугачева, сон предсказывает характер взаимоотношений между Гриневым и народным вождем. Илта 11 месяцев назад Сон у Гринева и правда сбылся. Правда то, что приснилось молодому человеку, надо трактовать не в прямом значении. В реальности оказалось, что Петру Гриневу сон был как предупреждение об опасности. Умирающий мужчина, который лежал на кровати во сне – это в реальном мире был Пугачев. Петр ему отказал. Еще убитых было много, во сне тоже. Знаете ответ? |
Источник
Весьма продуктивным для понимания важных мотивов пушкинского романа кажется мне очевидное тематическое, а порой и текстологическое совпадение буранной сцены “Капитанской дочки” со стихотворением Пушкина “Бесы” (1830). Со своей стороны, вслушаемся в одну их текстологическую перекличку:
“Бесы”: “Кони стати… “Что там в поле?” – “Кто их знает? пень иль волк?”” “Капитанская дочка”: “Вдруг увидел я что-то черное. “Эй, ямщик! – закричал я. – Смотри: что там такое чернеется?” Ямшик стал всматриваться.
“А Бог знает, барин, – сказал он, садясь на свое место, – воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк или человек””.
Если признать, что Пушкин и в самом деле, описывая буранную сцену, вспоминал своих “Бесов” (а не признать этого невозможно: перекличка произведений слышна достаточно отчетливо!), то нельзя не обратить внимание на то, что буквально с “Бесами” здесь совпадает только один образ из тех, что мерещатся ямщику: и там и там ему видится волк!
Что ж. В снежной тьме, окутавшей “чистое поле” (“Бесы”) или “печальные пустыни, пересеченные
холмами и оврагами” (“Капитанская дочка”), наиболее, пожалуй, правдоподобно ожидать появления волка, устремленного к своему логову, которое чует за много верст от него. Мы не знаем, подтвердилась ли догадка ямщика в “Бесах”, но в “Капитанской дочке” ямшик не ошибся, он же сказал: “или волк или человек”.
Первое, что поразило Петрушу во встречном, – это воистину его волчье чутье. “Дымком пахнуло”, – объяснил дорожный, почему надо ехать в указанном им направлении, хотя кроме него никакого дымка никто больше не почувствовал. Не услышал его даже ямщик, который по должности обязан быть предельно чуток ко всему, что происходит вокруг (да он и был таким: ведь это он предупредил Петрушу о надвигающемся буране).
Я не первый, кто указывает сейчас на связь “Капитанской дочки” с фольклором. Но, указывая на нее, исследователи ищут подтверждение этому: кто – в иных образах или мотивах романа, кто – в эпиграфах к главам, кто – в пословицах и поговорках, разбросанных по речам его персонажей.
В. Б. Шкловский, например, выводит мотив “помощного разбойника” в пушкинском романе из мотива сказки: “Помошный разбойник. Он же в прошлом помошный зверь. Герой оказывает разбойнику услугу, разбойник его потом спасает”.
Но такого рода вещи могут истинно свидетельствовать о жанре романа, опирающегося на фольклор, только в том случае, если нам удастся выявить его фольклорную основу. Иначе даже смотрящиеся весьма правдоподобными утверждения о волшебно-сказочной композиции “Капитанской дочки” окажутся всего только приблизительными, устанавливающими не тождество, а случайное совпадение. К примеру, счастливый конец произведения – обязательный жанровый признак сказки.
Но не достаточный, чтобы свидетельствовать именно о ней: хэппи-энд присущ и многим произведениям, никак не связанным с фольклором. Иными словами, мотивы произведения, элементы его композиции или его образы обретут фольклорную плоть, если автор представит нам доказательство, что заложил в фундамент своего произведения семена не только вымысла, но и народного творчества, которые, прорастая, переплетаясь с ростками вымысла, станут органическими частичками его романа.
И Пушкин нам такое доказательство представил. Правда, его Гринев, начав, было излагать суть явления: “Мне приснился сон которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”, вынужден немедленно оговориться для просвещенной, так сказать, публики, весьма далекой от фольклорной образности, не понимающей ее: “Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам”.
Дело не только в том, что пророческий сон Гринева (“чудный” называл такие сны сам Пушкин) представляет собой как бы сжатый конспект “странных обстоятельств” жизни героя, которые и занимают целиком его “семейственные записки”, являются основным художественным предметом исследования романа “Капитанская дочка”. И не в том, что отдельные детали этого сна совпадают с реальностью: Петруша на самом деле отказался целовать Пугачеву ручку, Пугачев на самом деле на него за это не обиделся. Да и посаженым отцом Гринева Пугачев чуть было не стал на самом деле. Точнее, как раз все эти совпадающие с реальностью фрагменты “чудного” Петрушиного сна говорят о возможностях оборотня, которого увидел Гринев в чернобородом мужике.
Его окликают отцовским именем, он лежит в отцовской постели, но оказывается не отцом. Все “с печальными лицами” ожидают его близкой кончины, а он весело посматривает на Пет-рушу. Нарубил топором множество народу, залил спальню кровавыми лужами, но к Гриневу ласков – проявляет готовность благословить его…
“…Или волк или человек”, – говорил, как мы помним, о нем ямщик, не подозревая, конечно, о том, что обозначает самую суть фольклорного образа романного героя. “Вера в превращения или оборотничество, – писал крупнейший наш толкователь фольклора А. Н. Афанасьев, – принадлежит глубочайшей древности; источник ее таится в метафорическом языке первобытных племен”. Так веровал народ на Руси в вовкулаков, которые днем (при свете) были обычными людьми, но ночью (во мраке) оборачивались волками. “Они, – рассказывает о вовкулаках А. Н. Афанасьев, – состоят в близких сношениях с нечистыми духами, и самое превращение их в волков совершается при помощи дьявольской”.
Иными словами, А. Н. Афанасьев ведет речь о бесах. С этой точки зрения вслушаемся в странный разговор хозяина постоялого двора с чернобородым мужиком, который, с одной стороны, как раз и вывел к умету нерадивого недоросля, его дядьку и ямщика, а с другой – оказался героем пророческого Петрушиного сна. “Эхе… – узнал мужика хозяин и спросил его: – Отколе Бог принес?”
“Вожатый мой мигнул значительно, – пишет Гринев, – и ответил поговоркою: “В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?” – Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. – Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит”.
Жанровая вариация этого разговора, с одной стороны, основана в “Капитанской дочке” на его общем характере: разговор этот не для непосвященных. Но, с другой стороны, в сказках и мифах (а их, как видим, вбирает в себя жанр этого пушкинского произведения) такие разговоры как раз и ведут те, кто “состоят в близких отношениях с нечистыми духами” и кто до поры до времени скрывают от других эти отношения. Так что фольклорная составляющая пушкинского романа в данном случае прямо указывает на бесов. Что же до еще одной его составляющей, связанной с авторским замыслом, то, разумеется, что чернобородый мужик и хозяин умета говорят сейчас о понятных только для них вещах.
Немаловажно, конечно, что речь того и другого пересыпана народными поговорками. Но показательно, что Савельич слушал их простонародный диалог “с видом большого неудовольствия”, что он “посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого”.
Loading…
Источник