Почему сон обломова является увертюрой романа

Почему сон обломова является увертюрой романа thumbnail

Я очень люблю роман И. А. Гончарова “Обломов”, причем одной из самых моих любимых глав является “Сон Обломова”. Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, “человек лет тридцати двух-трех от роду” целые дни проводил, лежа на диване, “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”.

И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился на свет как “эпизод из неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан “главный мотив “обломовщины””.

В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что “обломовщина” неотделима от крепостничества. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”.

Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюда- ельного и впечатлительного мальчика? Маленький Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным ребенком. Ему было скучноподолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия — выхода.

Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть “Захар и еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик “только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: “Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!”

Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же “у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы” и он “бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.

Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? “Сам Обломов — старик тоже не без занятий”, — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца “талант хозяйничания”, не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь “забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.

Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше “той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту”. Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он “простился с толпой друзей” и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен. Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его проходило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не “помрачался выражением будто усталости или скуки”, у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интересными людьми. Но ОСломовка сделала свое дело — она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.

Читайте также:  Что значит во сне обнимать покойника

Источник

Почему «Сон
Обломова» является образным и смысловым ключом к пониманию всего
романа?

И. А. Гончаров назвал «Сон
Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова»
сперва появился в свет как «эпизод из неоконченного романа».

Картину, нарисованную Гончаровым,
можно воспринять как некую аллегорию: Обломов-ка— очень яркое и полное
олицетворение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».

Как же «милые обломовцы»
повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного
мальчика?

Очень может быть, что в благоприятных
условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но ему постоянно внушали,
что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров» Когда
Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет
ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он
поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу
и природную живость. Любая ( попытка мальчика сделать что-нибудь самому,
немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов
и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька!
Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»

Родители не заботились о том,
чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это
представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые
из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в
ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлитель-‘
ного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались
уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич
понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве,
но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи,
походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшеб^
ницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка».

Постепенно Илюша начинает
приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди.
В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила 8
нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят
время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий»,
– с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро
сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.»
Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь
беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную
часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его
имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в
Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов,
унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета
деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег
столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята «делом»:
все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов
и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.
И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке».

Учебой Илюшу не загружали.
Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия
в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись
блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в
класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой
учитель, задавая урок, проводил ногтем черту». Родители Илюши видели
в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды,
быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них
было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской
среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить.
Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться
с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание
добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного
подъема был недолгим.

Читайте также:  Сон юности воспоминания великой княжны ольги николаевны скачать бесплатно

Первые столкновения с жизнью,
первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда.
Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал
постепенно отгораживаться от мира. Он «простился с толпой друзей»
и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным:
все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем
его в квартире на Гороховой.

Источник

Урок литературы в 10 классе « Сон Обломова- увертюра ко всему роману»

Цель:

– проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

Задачи урока:

выявить роль сна в романе «Обломов»

развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;

воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Формы работы учащихся фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблемув учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Тип урока Изучение нового материала

Ожидаемые результаты.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.

Ход урока

1.На доске запишем тему урока «Сон Обломова»… Может это заглавие отражать основное содержание урока? Вернемся к теме в конце урока. А теперь попробуйте определить те проблемы, которые нам предстоит решить в ходе урока. ( Какова роль эпизода в раскрытии идейного замысла романа? Какую роль играет глава в раскрытии характера персонажа? Почему только эта глава имеет заглавие? Почему «Сон Обломова появился раньше самого романа?)

Задачи: – Что надо вспомнить? (Роль снов)

– Что узнаем? (Какую роль играет эпизод?)

– Чему научимся? (Анализировать эпизод)

2. Предлагаю ответить на некоторые вопросы «Верите ли вы?» и обосновать своё мнение.

* что «Обломов» – это роман, родившийся из сна?

* что Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых?

* что главным воспитанием в семье Обломовых считалось приобщение ребёнка к труду?

* что в Обломовке такое изобилие перепелов, что летом при уборке хлеба мальчишки ловят их руками?

*что обрушившаяся галерея тотчас была поправлена?

* что главною заботой в Обломовке была кухня и еда?

*что полученное в Обломовке письмо тотчас было прочитано?

* что в доме Обломова считалось, что нет неодолимых преград к учению?

3. Какую роль играют сны и сновидения в русской литературе? ( Сообщение ученицы)

4. В романе мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна. Из скольких частей состоит «Сон Обломова»?

– Пейзажные зарисовки.

– Характеристика Илюши в 7-8 лет.

– Обломову 13-14 лет.

5. Предлагаю посмотреть фрагмент к/ф «Несколько дней из жизни Обломова», помня, что это восприятие романа режиссером С.В.Михалковым.

6. Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Предлагаю поработать в группах и составить по одной схеме на группу. Что входит в понятие «Благословенный край?» (Презентация схем)

7. В сне присутствуют образы- символы. Попробуйте определить значения этих символов. (Работа в группах)

  • Овраг ( незнакомое, страшное место)

  • Письмо (символизирует подозрительность обломовцев)

  • Пирог (символ благодатной жизни, забота о пище – главная забота обломовцев)

  • Сон (символ смерти, вечный сон)

8. В главе много образов русского фольклора, перечислите их. Как вы думаете, с какой целью Гончаров вводит такое количество персонажей фольклора в главу? (Сказки, былины формируют характер русского человека)

9. Что вы можете сказать о родителях Обломова?

10.Предлагаю заполнить каждому таблицу.

Что в обломовской жизни вызывает добрые чувства писателя?

Что писатель не принимает в обломовском укладе?

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

Читайте также:  Во сне повесился человек к чему это

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

4. В Обломовке нет места злу.

5. Любовь матери.

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

  1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).

2. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

11. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение

10. Какие черты характера сформировались у Обломова?

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечность

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

11. На первом уроке по роману мы назвали роман загадочным. И действительно, на протяжении более чем 100лет читатели по-разному оценивали роман. Давайте посмотрим, какую оценку давала критика в разное время 9 главе «Сон Обломова». У вас на партах есть отрывки из критических статей разного времени. Какому взгляду отдаёте предпочтение вы? Аргументируйте.

1. А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.

“Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”

  1. А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

“…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, – и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям “райского уголка земли”, и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку.”

  1. В.Кантор. Долгий навык к сну. 1989.

“Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.

  1. Ю.Лощиц. Несовершенный человек. 1996.

Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича..

  1. А.Ранчин. Что такое «Обломовка»? 2006

Обломов не равен Обломовке, да и в самой Обломовке есть притягательно-манящие, но потому и “коварные” черты. Да, у Обломова есть достоинства, чуждые Штольцу (другой вопрос, насколько эти привлекательные свойства производны от быта Обломовки и воспитания Илюши). Но очевидно по крайней мере, что Обломовка не “рай земной”, не идиллия. Это мир благополучия и простых радостей, но мир примитивный, о котором можно вздыхать, а порою и мечтать, но вернуться в который не только невозможно. Возвращаться туда не следует. (Андрей Ранчин. «Что такое Обломовка?»)

12. Итак, давайте вернёмся к теме урока и попробуем доформулировать её. Допишите тему, отразив роль главы в романе. Гончаров назвал «Сон Обломова увертюрой к роману». Почему? (Увертюра –музыкальное вступление)

Попробуйте вставить в деформированный текст пропущенные слова.

С точки зрения литературоведов, эпизод сна является …..в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования …литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Описываемый в 9 главе сон во многом объясняет отношение героя к действительности, помогает понять истоки …— явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Детство навсегда осталось для Ильи Ильича … настоящей жизни – спокойной и сытной.

(С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Детство навсегда осталось для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытной.)

13. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на следующем уроке и сформулируйте домашнее задание. (Обломов и Штольц) Почему столь разные по характеру люди дружат?

Источник