Почему сон обломова является смысловым ключом к пониманию всего романа

Почему сон обломова является смысловым ключом к пониманию всего романа thumbnail

Я очень люблю роман И. А. Гончарова “Обломов”, причем одной из самых моих любимых глав является “Сон Обломова”. Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, “человек лет тридцати двух-трех от роду” целые дни проводил, лежа на диване, “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”.

И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился на свет как “эпизод из неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан “главный мотив “обломовщины””.

В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что “обломовщина” неотделима от крепостничества. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”.

Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюда- ельного и впечатлительного мальчика? Маленький Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным ребенком. Ему было скучноподолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия — выхода.

Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть “Захар и еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик “только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: “Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!”

Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же “у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы” и он “бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.

Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? “Сам Обломов — старик тоже не без занятий”, — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца “талант хозяйничания”, не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь “забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.

Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше “той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту”. Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он “простился с толпой друзей” и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен. Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его проходило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не “помрачался выражением будто усталости или скуки”, у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интересными людьми. Но ОСломовка сделала свое дело — она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.

Источник

Характер у Ильи Обломова был двойственным,
поэтому и само произведение разделено на две части, к
оторые связывает глава”Сон Обломова”.
“Сон Обломова” является своего рода ответом на
множество вопросов, в частности, и почему сам
Обломов такой человек.
Он не только дает разъяснения, но еще и помогает
раскрыть самого героя, а также говорит, что сущность
Обломова идет из его иаленькой родины,
полной материнской заботы.
Обломовка заложила в главного героя множество
различных качеств и оказала большое влияние как на него
самого, так и на его жизнь.

“Сон Обломова” – своеобразная мечта Обломова,
воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни.
Сон даёт представление об окружавшей маленького мальчика
атмосфере, описывается вся будущая жизнь главного героя.
Гончаров описал жизнь барина “от черты до черты”,показал,
как Обломов становится нравственно “мертвым”,постепенно
охладевает к жизни.
Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце,
чистое небо.
Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое,
но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное
время, придавая новые силы и людям, и природе.
Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно
крестьянину.
Никогда “… не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги
морозами… ”.
Всё идет по календарю.
В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце,
просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий.
Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные
холмы.
Речка весело течет, шаля и играя своими водами.
“Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и
мастерски нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет
именно так, а не иначе.
Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще
долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы.
Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией,
никто не писал ни книг, ни картин.
Главным наказанием для обломовцев был труд,
Илья Ильич воспринимал его также.
Всё время проходило в праздном поглощении пищи,
созерцании мира, а чаще всего во сне.
Сон и еда стали важными занятиями в доме.
Что приготовить на ужин, продумывалось весь день,
а готовка начиналась с обеда.
Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог
противиться возможности поспать часок-другой после о
бильного обеда.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам.
Главной своей обязанностью родители считали накормить
и оградить любимое чадо от всего опасного.
Ильюша, росший в барской семье, ничем не был обременен.
Его естественное любопытство постепенно угасало,
он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал
жизни в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой
стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год
ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы
да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и
“по хотению” лентяя.
Где запросто тебя женят на неслыханной красавице
Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали
детей.
Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова,
недаром картины патриархальной жизни в родном доме
(вечерние зимние часы, история с письмом, кормление
булочками… ) навсегда остались для Ильи
Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой.
Герой отказывается от движения, он является
продолжением Обломовки.
И никакие последующие влияния – книги,
университетский быт,
служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать.

Читайте также:  Легкие сны россия официальный сайт интернет магазин москва купить

Источник

Почему «Сон
Обломова» является образным и смысловым ключом к пониманию всего
романа?

И. А. Гончаров назвал «Сон
Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова»
сперва появился в свет как «эпизод из неоконченного романа».

Картину, нарисованную Гончаровым,
можно воспринять как некую аллегорию: Обломов-ка— очень яркое и полное
олицетворение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».

Как же «милые обломовцы»
повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного
мальчика?

Очень может быть, что в благоприятных
условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но ему постоянно внушали,
что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров» Когда
Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет
ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он
поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу
и природную живость. Любая ( попытка мальчика сделать что-нибудь самому,
немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов
и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька!
Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»

Родители не заботились о том,
чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это
представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые
из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в
ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлитель-‘
ного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались
уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич
понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве,
но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи,
походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшеб^
ницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка».

Постепенно Илюша начинает
приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди.
В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила 8
нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят
время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий»,
– с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро
сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.»
Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь
беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную
часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его
имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в
Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов,
унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета
деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег
столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята «делом»:
все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов
и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.
И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке».

Учебой Илюшу не загружали.
Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия
в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись
блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в
класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой
учитель, задавая урок, проводил ногтем черту». Родители Илюши видели
в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды,
быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них
было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской
среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить.
Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться
с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание
добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного
подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью,
первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда.
Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал
постепенно отгораживаться от мира. Он «простился с толпой друзей»
и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным:
все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем
его в квартире на Гороховой.

Читайте также:  Почему дети до года плачут во сне

Источник

СПАДИЛО.РУ

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа, — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Стиль жизни

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.

С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Окружение

Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Перевоспитание

Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.
Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Трагедия Обломова

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

«Обломов» — роман, который И.А. Гончаров писал с 1847 по 1859 годы. Особую роль при создании образа главного героя этого произведения играют художественные детали. С помощью таких деталей как одежда героя, его внешность и интерьер читатель получает точное представление о образе жизни Обломова , о его душевном состоянии.

Для описания внешности главного героя автор использует множество деталей. Цвет лица у Ильи Ильича не смуглый и не бледный, а «безразличный». Во всех его движениях присутствует леность. Выражение лица у Обломова выражает мягкость, простодушие. Он «обрюзг не по летам», потому что сонный образ жизни, постоянное лежание лишили его какого-либо движения.

Детальное описание одежды Обломова помогает автору раскрыть привычки главного героя, его взгляды на окружающие вещи. Халат Ильи Ильича — это один из самых нужных предметов в его гардеробе: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу». Действительно, халат — это вся жизнь главного героя, которая уютна и просторна. При появлении Ольги халат Обломова временно исчезает, у главного героя появляется стремление к чему-то новому, он поднимается с дивана, начинает менять свой образ жизни: «Халата не видать на

Обломов и его гости

В романе описывается, что к Илье Ильичу приходило не так уж и много гостей, все они разные по возрастной категории. Частыми гостями у Обломова были Алексеев и Тарантьев. Если смотреть на первый взгляд, то это два разных человека. Один из них очень шумный и грубый, а другой тихий и застенчивый. А если немного присмотреться, то в них всё-таки возможно найти общие черты, например, они оба не в состоянии построить свою карьеру, и они любят покушать не за свой счёт.

…Таковы были два самые усердные посетителя Обломова…

Любовь «лишнего человека»

Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему «лишних героев», то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви, боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны «лишнего героя», с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к «обломовскому» детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.

«Лишний человек» не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая (например, как Белла у Печорина). Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – находит женщину, которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства. Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.

Какую роль играет эпизод «сон Обломова» в раскрытии характера главного героя романа И.А. Гончарова?

Этот отрывок демонстрирует в каких условиях и среди какого окружения рос герой. И как эти факторы в будущем отразились на нем самом.

Атмосфера в Обломовке сонная, расслабленная, медлительная. Это то место, где жители даже не знают где Москва и Петербург. Все только и заняты приготовлениями кушаний, послеобеденным сном и разговорами.

Читайте также:  Видеть во сне человека в бане

Родители излишне опекают Обломова, не дают делать ему самому что-то , тем самым отбивают самостоятельность, порывы к деятельности и интерес к миру. Это делает его изнеженным и ленивым.

Он растет в окружении людей, которыми не движут никакие цели. Где все спят, как буквальном смысле, так и в переносном. Где люди живут в своем мирке, там ничего не происходит. Дни похожие друг на друга считаются нормой.

Однообразие жизни нисколько не смущает обитателей Обломовки, им не нужна активность и совершенно чужда любознательность. Другой жизни они себе не представляют.

Взрослые не показывают ребенку мир, когда ему хочется побольше увидеть и узнать.

Живость ума, активность гибнут в этом омуте сна, взамен приходит лень, беспечность, отсутствие интереса ко всему и силы воли.

Обломов становится мечтателем, философом, потому как обстановка и наличие времени к тому располагает.

Такая жизнь принимается как единственно верный путь и закладывается подсознательно в Обломова, в дальнейшем определяя его путь.

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Перечитайте внимательно фрагмент «Сон Обломова». Какие смысловые части можно в нём выделить? Покажите, как в эпизоде раскрыты отношения в семье Обломовых. Что объединяет обитателей Обломовки и их соседей, родственников, живущих по соседству? Какие национальные традиции, патриархальные обычаи описывает Гончаров? Как строятся отношения барской семьи и крепостных (дворовых) людей? Почему мы не видим в этих сценах социального антагонизма, вражды сословий? Почему в видениях Обломова отсутствуют картины крестьянского труда: Что в эпизоде «Сон Обломова» кажется нелепым, а что — трогательным Подведите итоги наблюдений и сделайте вывод о том, как истоки характера главного героя раскрыты в эпизоде «Сон Обломова».

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

В Сне… можно условно выделить три части. В первой Гончаров рассказывает нам о детстве Илюши, когда мальчику только семь лет. Он очень резвый и бойкий, хотя растят его в неге и заботе, постоянно опекают и никуда не отпускают одного, везде только под присмотром няньки, Илюша наблюдателен, ничто «не ускользает от пытливого внимания ребёнка; неизгладимо врезается в его душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». Хотя маленькому Обломову и нравится такая жизнь, она не так и хороша, чтобы служить примером для подражания. В ней много недостатков: все в Обломове происходит изо дня в день одинаково, и не никаких изменений в жизни ее обитателей, она скучна и однообразна. Наиболее важной ее частью является еда: обломовцы очень много внимания уделяют ей, тщательно выбирают блюда на обед. Приём пищи для них является ритуалом. Приготовлением занимаются крепостные, а родители Ильи лишь советуют, какие продукты лучше использовать и что приготовить. Автор иронизирует над ними, говорит: «они тоже не без занятий». Как и их родители их родителей, они занимаются ничегонеделанием, живут за счет труда своих крепостных и радуются каждому прошедшему дню, который они благополучно прожили. Немаловажным ритуалом в Обломовке является сон после обеда, в это время жизнь замирает, все спят. Во второй части Гончаров описывает нам другую пору: длинным зимним вечером няня рассказывает Илье Ильичу сказки. Ребёнок очень впечатлителен и принимает все повествования няни за явь. окунаясь в мир фантазий. Потом уже, когда он станет взрослым, он узнает, что не существует «добрых волшебниц», медовых и молочных рек», но все же Обломов втайне от других понимает, что «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.» Илья Ильич так навсегда и остается большим ребенком, мечтающим о Милитрисе Кирбитьевне. Также и отец его, и дед, и прадед, слушавшие в детстве те же сказки, на всю жизнь остались детьми, не умеющими построить свою жизнь. В третьей части «Сна…» мы видим Обломова-мальчика лет тринадцати или четырнадцати, когда он уже учился в селе Верхлёве, расположенном недалеко от Обломовки. Его учителем является строгий и рассудительный немец Штольц, а занимается Илья вместе с его сыном, Андреем. Может быть, Илюша и научился бы чему-нибудь в пансионе, но Верхлёво находилось всего в пяти верстах от Обломовки, и там, кроме дома Штольца, «все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью. «Обломовщина царила и там, она разлагающе повлияла на подростка. У него сложилось яркое представление о том, как следует жить: так, как «живут около него взрослые. «Вы, конечно, спросите как они живут. Я отвечу: не зная ни заоот, ни тревог, не задумываясь о смысле жизни; «снося труд как наказание», ища предлог, чтобы от него избавиться. Однообразие их жизни ничто не нарушает, не тяготятся они ею, да и не смогли бы они жить иначе. «Другой жизни и не хотели, и не любили бы они. На становление характера Ильи Ильича повлияло и то, как относились к учёбе его родители. Увы, для отца и матери главным было получение аттестата, а не знании. Нельзя не обратить внимание на двойственные отношения Гончарова к тому, что он описывает. С одной стороны, автор резко осуждает обломовцев за леность и барство, он частенько с иронией описывает описывает нам их быт и характеры, например времяпрепровождение родителей главного героя. Ивану Александровичу не нравится то, что Обломов окутан любовью и лаской, которой слишком много. Автор понимает, что постоянная опека родителей, нянек, теток не дала возможности ребенку полностью развиваться. Все попытки к самостоятельной деятельности опровергались доводом: Зачем? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? «Захочется ли Илье Ильичу чего-нибудь, как тут же слуги спешат выполнить его малейшую прихоть. «Ищущие проявления силы обращались внутрь никли, увядая»,- заметил автор. С другой стороны, Гончарова, многое привлекает в жизни обломовцев.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Жданова Калерия Борисовна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 52 804 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

Вопрос вызвавший трудности

Перечитайте внимательно фрагмент «Сон Обломова». Какие смысловые части можно в нём выделить? Покажите, как в эпизоде раскрыты отношения в семье Обломовых. Что объединяет обитателей Обломовки и их соседей, родственников, живущих по соседству? Какие национальные традиции, патриархальные обычаи описывает Гончаров? Как строятся отношения барской семьи и крепостных (дворовых) людей? Почему мы не видим в этих сценах социального антагонизма, вражды сословий? Почему в видениях Обломова отсутствуют картины крестьянского труда: Что в эпизоде «Сон Обломова» кажется нелепым, а что — трогательным Подведите итоги наблюдений и сделайте вывод о том, как истоки характера главного героя раскрыты в эпизоде «Сон Обломова».

Источник