Почему снятся блудные сны
.jpg)
Статьи – Экстрасенсы и целители
Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни. Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека. Прямое назначение сна – отдых, восстановление физических и душевных сил. Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии. Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается. Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования. Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками. Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек. Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.
Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.
Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований? Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.
Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание».
Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?» Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его. Так же и появление образа, даже греховного, во сне – грехом не является. На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой. Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии. В первую очередь сказанное касается блудных грехов. Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии. Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями. Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.
А сейчас мы переходим к самому важному. Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям. Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства. В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем. Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне. Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов. Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.
Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений – обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно. Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.
Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.
Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.
Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.
Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.
Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.
Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет».
По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.
Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор – петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.
К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.
Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, – это еще не говорит об истинности видения.
Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.
Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова. Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни. В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва. Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.
Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.
Игумен Борис (Долженко) «К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»
Православный Вестник «Русь-Фронт»
Ссылки по теме:
СОННЫЙ ПАРАЛИЧ, или Кто приходит по ночам?
Бояться ли барабашек?
Назад к списку
Источник
×èòàòü ïîëíóþ âåðñèþ ýòîé ñòàòüè Ñîñòîÿíèå ñíà íåîáõîäèìî ðàññìîòðåòü óæå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî â íåì ìû ïðîâîäèì òðåòüþ ÷àñòü ñâîåé æèçíè. Ïàäøèå äóõè èìåþò ñâîáîäíûé äîñòóï ê íàõîäÿùåéñÿ â ñîííîì ñîñòîÿíèè äóøå, íå îãðàæäåííîé ìîëèòâåííûìè ìûñëÿìè è ïàìÿòüþ Áîæèåé. Äåìîíû èñïîëüçóþò âðåìÿ ñíà äëÿ òîãî, ÷òîáû ñìóòèòü, çàïóãàòü, îñêâåðíèòü äóøó ÷åëîâåêà, ðàçâèòü åãî ñòðàñòè. Êòî èç íàñ íå çíàêîì ñ íî÷íûìè êîøìàðàìè, êîòîðûå âõîäÿò â àðñåíàë áåñîâñêèõ ñòðàõîâàíèé? Áåñû ïûòàþòñÿ âî ñíàõ ïðîðî÷åñòâîâàòü î áóäóùåì, ïðåäñêàçûâàþò ñêîðóþ êîí÷èíó íàì è íàøèì áëèçêèì, ïîêàçûâàþò â íåïðèãëÿäíîì âèäå çíàêîìûõ, â òîì ÷èñëå ñâÿùåííîñëóæèòåëåé è äàæå äóõîâíèêà, ÿâëÿþòñÿ â âèäå óñîïøèõ ðîäñòâåííèêîâ. Âî ñíå îíè ïîêàçûâàþò íàøåé äóøå ñîáëàçíèòåëüíûå êàðòèíû è ÷åðåç ýòî âîâëåêàþò åå â áëóä, òùåñëàâèå, ãíåâ, æàäíîñòü, íåïðèìåòíûì îáðàçîì âçðàùèâàÿ ýòè ñòðàñòè è îñêâåðíÿÿ äóøó. «Äåìîíû, èìåÿ äîñòóï ê äóøàì íàøèì âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ íàøåãî, èìåþò åãî è âî âðåìÿ ñíà. È âî âðåìÿ ñíà îíè èñêóøàþò íàñ ãðåõîì, ïðèìåøèâàÿ ê íàøåìó ìå÷òàíèþ ñâîå ìå÷òàíèå» [1]. Âîçíèêàåò âîïðîñ: «Íàäî ëè èñïîâåäîâàòü ãðåõè, ñäåëàííûå âî ñíå?» Òàêàÿ óñòàíîâêà ìîæåò âîçíèêàòü è íåïðîèçâîëüíî ïðè ÷òåíèè èñòîðèé èç æèçíè ñâ. Îòöîâ, êîòîðûå ïîëüçîâàëèñü ýòèìè ñðåäñòâàìè ïðîòèâ çëûõ äóõîâ. Ïîÿâëåíèå âî ñíàõ ñòðàõîâàíèé è áåñîâ â èõ ñîáñòâåííîì âèäå, à òàêæå â îáðàçàõ çìåé, íå÷èñòûõ æèâîòíûõ è ÷óäîâèù, à âñëåä çà íèìè è çðåëèù àäñêèõ ìó÷åíèé – îáû÷íîå ÿâëåíèå â æèçíè êàæäîãî óñåðäíîãî õðèñòèàíèíà, íå ðàâíîäóøíîãî ê ñâîåìó ñïàñåíèþ. Îíè íå ñîäåðæàò â ñåáå îïàñíîñòè âïàäåíèÿ â ïðåëåñòü, íî àêòèâèçèðóþò äóõîâíóþ æèçíü, óêðåïëÿþò â âåðå, ïîáóæäàþò ê óñåðäíîé ìîëèòâå, óâåðÿþò â ñèëå êðåñòíîãî çíàìåíèÿ. Òàêèå ñíîâèäåíèÿ óæå íåëüçÿ ñ÷èòàòü ðÿäîâûìè ñíàìè. Äóøà ïðè ýòîì ïåðåõîäèò â îñîáîå ñîñòîÿíèå ñîñòîÿíèå âèäåíèÿ. Îíî õàðàêòåðíî òåì, ÷òî òåëî ïðåáûâàåò â ñîñòîÿíèè ñíà, à ñîçíàíèå íà÷èíàåò ðàáîòàòü î÷åíü ÿñíî. Âèäåííîå îñòàåòñÿ â ïàìÿòè íà äîëãèå ãîäû, ÷àñòî íà âñþ æèçíü, îñòàâëÿÿ ñèëüíîå âïå÷àòëåíèå, òîãäà êàê îáû÷íûå ñíû «ïóñòîïîðîæíè è áåñïîðÿäî÷íû», è ìû óòðîì íå âñåãäà ìîæåì èõ âñïîìíèòü. Ñîñòîÿíèå âèäåíèÿ íå ñëåäóåò ñìåøèâàòü ñ ïîãðàíè÷íûì ñîñòîÿíèåì, êîòîðîå áûâàåò èíîãäà ïðè ïðîáóæäåíèè: òåëî ïðîäîëæàåò ñïàòü, à ñîçíàíèå íà÷èíàåò ïðîÿñíÿòüñÿ. Ìû ôðàãìåíòàðíî ñëûøèì è ïîíèìàåì îêðóæàþùåå, íî íå ìîæåì ïîøåâåëèòüñÿ. Îäíàêî ïðè ýòîì íåò íèêàêîãî îáúåêòà âèäåíèÿ. Íå ñìîòðÿ íà ñòðàííûå îùóùåíèÿ, íè÷åãî, îòíîñÿùåãîñÿ ê äóõîâíîé æèçíè, ýòî ñîñòîÿíèå â ñåáå íå íåñåò è çíà÷èìûõ âïå÷àòëåíèé ïîñëå ñåáÿ íå îñòàâëÿåò. Ïåðåõîä â ñîñòîÿíèå âèäåíèÿ ïðîèñõîäèò ëåã÷å âî ñíå, ÷åì íàÿâó, ïîýòîìó íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïðîðîêàì âèäåíèÿ ïðèõîäèëè áîëüøåé ÷àñòüþ âî âðåìÿ ñíà. Ñíû ïðîðîêà Äàíèèëà, Èîñèôà Ïðåêðàñíîãî, ïðàîòöà Èàêîâà, à òàêæå ôàðàîíà, õëåáîäàðà, âèíî÷åðïèÿ è Íàâóõîäîíîñîðà õîòÿ è íàçûâàþòñÿ â Ïèñàíèè ñíàìè, ôàêòè÷åñêè áûëè âèäåíèÿìè. Âèäåíèÿ áûâàþò ðàçíîé ñèëû. Òî, ÷òî âèäèì ìû, åäâà îòëè÷àåòñÿ îò ïðîñòîãî ñíà è îòíîñèòñÿ ê ñàìîìó íèçøåìó èõ ðàçðÿäó. Ðàçëè÷àþòñÿ âèäåíèÿ è ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ. Îíè ìîãóò áûòü îò Áëàãîäàòè è îò äåìîíîâ. Âèäåòü çëûõ äóõîâ â èõ ãíóñíîì îáëèêå â íåêîòîðîì ñìûñëå åñòü äàð Áîæèé, òàê æå, êàê äàðîì Áîæèèì ÿâëÿåòñÿ ïðîñòîå çðåíèå, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ìû âèäèì è ïëîõîå è õîðîøåå. Ïðè âñåé ñâîåé ïóãàþùåé áåçîáðàçíîñòè è óæàñíîñòè, ýòè âèäåíèÿ ñîîòâåòñòâóþò èñòèíå è äàþò íàì âîçìîæíîñòü ïðàâèëüíîãî ïîâåäåíèÿ è âåðíîé îöåíêè ïðîèñõîäÿùåãî. Íàìíîãî îïàñíåå ñíû ñ ó÷àñòèåì Ãîñïîäà, Áîæèåé Ìàòåðè, àíãåëîâ èëè ñâÿòûõ. Ýòè âèäåíèÿ ìîãóò áûòü âûçâàíû äåìîíàìè è ñîäåðæàòü â ñåáå ëîæü. Íàñòîÿùèõ íåáîæèòåëåé ìû íå âèäåëè, ïîýòîìó íàì òðóäíî îïîçíàòü ïîääåëêó. Ïðè ýòîì âîçíèêàåò è íåäîóìåíèå: ìîæíî ëè îñåíÿòü èõ êðåñòíûì çíàìåíèåì, êàê áåñîâ? Âäðóã îíè íàñòîÿùèå, è íàøå äåéñòâèå áóäåò âûãëÿäåòü êàê îñêîðáëåíèå?  ýòîì ñëó÷àå êðåñòíûì çíàìåíèåì ñ ìîëèòâîé íóæíî îñåíèòü ñàìîãî ñåáÿ, à ÿâèâøåãîñÿ ïîïðîñèòü ïðîñëàâèòü Ñâÿòóþ Òðîèöó. Ïîñëå ýòîãî áåñ óæå íå ñìîæåò ïðè÷èíèòü íàøåé äóøå âðåäà, õîòÿ ñîáûòèÿ ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ïî-ðàçíîìó. Âèäåíèÿ, âûçâàííûå äåìîíàìè, ñòàðåö Ïàèñèé Àôîíñêèé ìåòêî íàçâàë «áåñîâñêèì òåëåâèçîðîì». Íóæíî áûòü òâåðäî óâåðåííûì, ÷òî Ãîñïîäü, Áîæèÿ Ìàòåðü, Àíãåëû, õîòÿ è çàáîòÿòñÿ î âñåõ õðèñòèàíàõ, íî íîâîíà÷àëüíûì íå ÿâëÿþòñÿ. Íîâîíà÷àëüíûì ýòî íåïîëåçíî, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ïî ïðè÷èíå èõ íåêîíòðîëèðóåìîé ãîðäîñòè. Ñêîëüêî ëåò ïîòðåáóåòñÿ íåîôèòó, ÷òîáû çàìåòèòü ñâîþ ãîðäîñòü, ïîíÿòü åå ãëóáèíó, íàéòè ñðåäñòâà áîðüáû ñ íåé è çàãíàòü åå õîòü â êàêèå-òî ðàìêè? Ïîäîáíûå ÿâëåíèÿ áûâàþò êàê åäèíè÷íûå èñêëþ÷èòåëüíûå ñëó÷àè ïðè îáðàùåíèè ÷åëîâåêà ê âåðå èëè ïðè ÷óäåñíîì ñïàñåíèè åãî îò ñìåðòåëüíîé îïàñíîñòè. Ïåðåøåäøèå â Ïðàâîñëàâíóþ âåðó èç äðóãèõ ðåëèãèé çà÷àñòóþ íå õîòÿò ïðèçíàâàòü ñåáÿ íîâîíà÷àëüíûìè, íî ñ÷èòàþò ñâîå õðèñòèàíñòâî ïðîäîëæåíèåì òîãî, ÷åì îíè çàíèìàëèñü ðàíüøå. Ýòî ãëóáîêî îøèáî÷íî. Ïðàâîñëàâèå íå ñîåäèíèìî íè ñ êàêèìè äðóãèìè ðåëèãèÿìè, ïîñêîëüêó ñ÷èòàåò èõ çàáëóæäåíèÿìè è åðåñÿìè. Åäèíñòâåííîñòü èñòèííîé âåðû è èñòèííîé Öåðêâè ÿâëÿþòñÿ äîãìàòàìè Ïðàâîñëàâíîãî õðèñòèàíñòâà. Èñòèíà æå íå ìîæåò áûòü ïðîäîëæåíèåì çàáëóæäåíèé. Òàêèì ëþäÿì íàäî íà÷èíàòü ñâîé ïóòü ñ ñàìîãî íà÷àëà, òî åñòü ñ ïðèõîäñêîãî õðàìà, à íå ñ ìîíàñòûðÿ. È ÷åì áîëüøèõ «óñïåõîâ» îíè óñïåëè äîñòè÷ü â ïðåæíåé ðåëèãèîçíîé ïðàêòèêå, òåì òðóäíåå èì ïðèäåòñÿ â õðèñòèàíñòâå. Áëàãîäàòíûå âèäåíèÿ íå çàâèñÿò îò âîëè ÷åëîâåêà. È íàïðîòèâ: òå âèäåíèÿ, êîòîðûå âûçûâàþòñÿ ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ íå áëàãîäàòíûå. Ñëåäóåò êðàéíå îñòîðîæíî ïîäõîäèòü ê äóõîâíûì ÿâëåíèÿì, íå ñîïðîâîæäàâøèìñÿ ìîëèòâîþ è êðåñòíûì çíàìåíèåì. Âèäåíèÿ, êîòîðûå ìû íå ðåøàåìñÿ îäíîçíà÷íî ïðèïèñàòü äåìîíàì, íàäî «íå ïðèíèìàòü è íå îòâåðãàòü», îòêëàäûâàÿ îêîí÷àòåëüíîå ñóæäåíèå î íèõ íà áóäóùåå. Âî ìíîãèõ êíèãàõ î äóõîâíîé æèçíè ìû âñòðå÷àåì óêàçàíèå «íå âåðèòü ñíàì». ×òî æå ýòî îçíà÷àåò? Íå âåðèòü ñíàì çíà÷èò íå ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ èìè â æèçíè, íå ñòðîèòü ïî íèì îòíîøåíèÿ ñ áëèæíèìè, íå èñêàòü â íèõ ïðîðî÷åñòâà î áóäóùèõ ñîáûòèÿõ, õîòÿ áû ñíîâèäåíèÿ èíîãäà è èñïîëíÿëèñü. Èñïîëíåíèå ñíîâèäåíèé íå ÿâëÿåòñÿ áåçñïîðíûì äîêàçàòåëüñòâîì èõ áëàãîäàòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, ýòî ìîæåò ïðîèñõîäèòü è ïî äåéñòâèþ áåñîâñêîìó. Íî â òî æå âðåìÿ ïî ñíàì ìû ìîæåì âåðíî ñóäèòü î æèâóùèõ â íàñ ñòðàñòÿõ, èçó÷àòü âîçäåéñòâèå íà ñåáÿ ïàäøèõ äóõîâ. «Ñíîâèäåíèÿ ìîæíî ñ÷èòàòü ñâèäåòåëÿìè î íðàâñòâåííîì íàøåì ñîñòîÿíèè, êîòîðîå â áîäðñòâåííîì íàøåì ñîñòîÿíèè íå âñåãäà âèäèòñÿ. Ñíîâèäåíèÿ áûâàþò òàêîâû, êàêîâî íàøå ñåðäöå. Ó ÷åëîâåêà áåñïå÷íîãî, ïðåäàííîãî ñòðàñòÿì, îíè âñåãäà íå÷èñòû, ñòðàñòíû: äóøà òàì áûâàåò èãðàëèùåì ãðåõà. Ó ÷åëîâåêà, îáðàòèâøåãîñÿ íà ïóòü ñïàñåíèÿ è ñòðåìÿùåãîñÿ ê î÷èùåíèþ ñåðäöà, ñíû áûâàþò è õîðîøèå, è ïëîõèå, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêîå êà÷åñòâî ïðåîáëàäàåò â åãî äóøå èëè ñ êàêèì íàñòðîåíèåì îí óñíåò» [2]. Ïî òîìó, ÷àñòî ëè íàì ñíÿòñÿ õðàìû, áîãîñëóæåíèå, ñâÿùåííîñëóæèòåëè, ñâÿùåííûå ïðåäìåòû, ÷àñòî ëè ìû âñïîìèíàåì âî ñíå î ìîëèòâå, ñîïðîòèâëÿåìñÿ ñòðàñòÿì è îùóùàåì ñåáÿ âî ñíå âåðóþùèì ÷åëîâåêîì, ìîæíî ñóäèòü î òîì, íàñêîëüêî ãëóáîêî ìû ïðîíèêëèñü öåðêîâíîé æèçíüþ. Èìåííî ñíû ÷àñòî îòêðûâàþò íàì ãëàçà íà æèâóùèå â ãëóáèíå íàøåãî ñåðäöà ãðåõîëþáèå è ìàëîâåðèå, êîòîðûå â áîäðîì ñîñòîÿíèè ìû ïðÿ÷åì íå òîëüêî îò ïîñòîðîííèõ, íî è îò ñàìèõ ñåáÿ. ×àñòûì ãîñòåì â ñíîâèäåíèÿõ âåðóþùåãî ÷åëîâåêà, íàðÿäó ñ áëóäíûì áåñîì, ÿâëÿåòñÿ áåñ áîãîõóëüíûé. Îí ïîêàçûâàåò íàì â èçâðàùåííîì âèäå òî, ÷òî ñâÿçàíî ñ Áîãîì è Öåðêîâüþ. Íàïðèìåð, ìû âèäèì âî ñíå õðàìû áåç êðåñòîâ èëè çàéäÿ â õðàì, ïîïàäàåì â êèíîòåàòð, íà èêîíàõ âìåñòî ëèêîâ ñâÿòûõ âèäèì ñòðàøíûå ðîæè.  òàêîì ñíîâèäåíèè âñå ëþäè ìîãóò ñâîáîäíî çàõîäèòü â àëòàðü, õîð – ïåòü ñîâðåìåííûå ïåñíè, áîãîñëóæåíèå âìåñòî ñâÿùåííèêà ñîâåðøàòü ïîíîìàðü è ò. ä. Áîëåå òîãî, äåìîí óñòðàèâàåò âî ñíå ñèòóàöèè, âûíóæäàþùèå íàñ îòðå÷üñÿ îò âåðû. Âî ñíå ìû ìîæåì äàæå ïðåòåðïåòü ìó÷åíèÿ çà âåðó. Ê õóëüíûì ñíîâèäåíèÿì îòíîñèòüñÿ íóæíî òàê æå, êàê è ê õóëüíûì ïîìûñëàì, òî åñòü íå ñ÷èòàòü èõ ñâîèìè. Íåîáõîäèìîñòü â ïîêàÿíèè ïðè ýòîì çàâèñèò îò òîãî, çðèòåëÿìè õóëû ìû áûëè èëè ó÷àñòíèêàìè.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå íà Èñïîâåäè íàäî ïîêàÿòüñÿ â õóëüíûõ ñíàõ, íå ïåðåñêàçûâàÿ, îäíàêî, èõ ñîäåðæàíèÿ. Äóõîâíèêó æå ìîæíî è íóæíî ðàññêàçûâàòü âñå, ÷òî ìû ñ÷èòàåì âàæíûì è î ÷åì îí ñïðîñèò, áåç óòàéêè. Ñïðàâåäëèâî ìíåíèå, ÷òî áåñ íå ìîæåò ïîääåëàòü èçîáðàæåíèå Êðåñòà, íî êàñàåòñÿ ýòî òîëüêî Êðåñòà ïðàâèëüíîé ôîðìû è ïðîïîðöèé. Èñêàæåííûå æå è ïåðåâåðíóòûå êðåñòû ó íåãî õîðîøî ïîëó÷àþòñÿ. Ïîýòîìó åñëè â âèäåíèè ìû âèäèì êðåñò, åãî íàäî õîðîøåíüêî ðàññìîòðåòü. Äàâ çàðàíåå ñåáå òàêóþ óñòàíîâêó, ìû ìîæåì íàäåÿòüñÿ, ÷òî ðàçëè÷èì ïîääåëêó. Åñëè æå ìû Êðåñò íå ðàññìîòðåëè, íî ïðîñòî ïîìíèì, ÷òî îí áûë, – ýòî åùå íå ãîâîðèò îá èñòèííîñòè âèäåíèÿ. Êàê ìû óæå îòìå÷àëè, ñîí âðåìÿ îñîáîãî âëèÿíèÿ íà íàñ ïàäøèõ äóõîâ. Òåëåñíûå ñèëû ïîñëå íî÷íîãî ñíà âîññòàíàâëèâàþòñÿ, äóøà æå áûâàåò íàóòðî âåñüìà ðàññòðîåíà äåìîíè÷åñêèìè âîçäåéñòâèÿìè. Åå íàäî ïðèâåñòè â ïîðÿäîê ñ ïîìîùüþ óòðåííåé ìîëèòâû, à ïîòîì óæå ïðèíèìàòüñÿ çà äåëà. Ñîñòîÿíèå äóøè ñðàçó ïîñëå ïðîáóæäåíèÿ îòíîñèòñÿ ê ñîñòîÿíèÿì ïîâûøåííîé âíóøàåìîñòè, êîãäà ìîëèòâà ãëóáîêî âõîäèò âíóòðü íàñ è îêàçûâàåò äåéñòâèå â ïðîäîëæåíèå âñåãî äíÿ. Ïîäîáíûì æå îáðàçîì âîçäåéñòâóþò â ýòî âðåìÿ ìûñëè ãðåõîâíûå è ñóåòíûå. Ïîýòîìó îïûòíûå äåëàòåëè ìîëèòâû ñîâåòóþò ñðàçó ïîñëå ïîäúåìà, ïðåæäå óòðåííåãî ïðàâèëà, óæå âî âðåìÿ óìûâàíèÿ è óòðåííèõ ïðîöåäóð, íà÷èíàòü ÷èòàòü Èèñóñîâó èëè äðóãèå êðàòêèå ìîëèòâû. Ñêàçàííîå â ýòîé ãëàâå îòíîñèòñÿ îòíþäü íå ê ïîäâèæíèêàì áëàãî÷åñòèÿ, êîòîðûå óæå æèâóò ïî çàêîíàì Äóõà, à ê ñîâðåìåííûì ïðàâîñëàâíûì õðèñòèàíàì. Äëÿ íîâîíà÷àëüíûõ, êîòîðûå íå èìåþò äóõîâíîé ðàññóäèòåëüíîñòè, ñíû, â öåëÿõ áåçîïàñíîñòè, ëó÷øå îñòàâëÿòü áåç âíèìàíèÿ è çàáûâàòü èõ, ïî ñîâåòó Ôåîôàíà Çàòâîðíèêà è ñâò. Èãíàòèÿ Áðÿí÷àíèíîâà. Ñâò. Ôåîôàí è ñâò. Èãíàòèé âêëþ÷èëè ãëàâû î æèçíè äóøè âî âðåìÿ ñíà â ñâîè äóõîâíûå ïðîèçâåäåíèÿ, î÷åâèäíî ïîëàãàÿ, ÷òî âîïðîñ ýòîò íåìàëîâàæíûé. Íàäî äóìàòü, ÷òî ñâåäåíèÿ ïî ýòîé òåìå îíè ïîëó÷àëè íå òîëüêî èç òâîðåíèé äðóãèõ àâòîðîâ, íî è èç ñîáñòâåííûõ íàáëþäåíèé çà ýòèì ñîñòîÿíèåì. [1] Ñâò. Èãíàòèé. ÏÑÑ, ò. 5, ñòð.347 [2] Àðõèì. Ãåîðãèé Òåðòûøíèêîâ. «Ñâò. Ôåîôàí Çàòâîðíèê è åãî ó÷åíèå î ñïàñåíèè». Ì, 1999 ã. ñòð.218 Êîììåíòàðèè Ïåðåéòè ê ôîðìå íàïèñàíèÿ êîììåíòàðèÿÎñòàâèòü ñâîé êîììåíòàðèé |
Источник