Почему нельзя скрещивать ноги во время сна
Во сне каждый из нас разыгрывает драму своей жизни, вместо слов используя собственные тела для выражения радости и печали, любви и ненависти.
Дорогие друзья, сегодня продолжаем разговор о ночном языке тела. Мы с вами рассмотрели 4 позы: «зародыш», «полузародыш», «королевскую» и «распростертую». Эти основные позы сна лучше всего характеризуют психическое и физическое состояние человека.
Положение рук и ног во сне существенно дополняет информацию об индивидуальности личности: «поведение» пяток, лодыжек, запястий, локтей и других «малых» частей нашего тела полны смысла.
У вас может возникнуть вопрос:
какое отношение могут иметь лодыжки или пятки к личности в целом?
Ответ найдем в книге известного доктора и психоаналитика Самюэла Данкелла «Позы спящего. Ночной язык тела». За долгую психиатрическую практику доктор пришел к выводу, что отдельная деталь в ночной позе может отразить всю личность. Итак, начнем с ног.
ПОЛОЖЕНИЕ НОГ во сне
поведает о позиции и движении человека в жизни: плетется он или пританцовывает, бежит, идет или стоит.
Подсовывание ног под матрас или цепляние ими за край кровати говорит о консервативности и постоянстве человека, избегающего всяких перемен и неожиданностей.
Свешивают ноги (ногу) с постели люди свободолюбивые, любящие перемены и приключения, они легко пренебрегают общественным мнением и общепризнанными нормами. Свешивая ногу, они как бы оставляют для себя дополнительный путь для бегства в любой момент на свободу.
Скрещивают ноги люди, легко поддающиеся манипуляциям и подчиняющиеся правилам и мнению общества.
Полузародыш
Самая распространенная поза, имеет множество вариаций за счет положения ног. Рассмотрим их.
Поза «арестант»
У Самюэла Данкелла в практике был интересный случай. На просьбу психиатра принять его любимую позу сна, пациент улегся в «полузародыш» позу, самую общепринятую из всех. Он как бы пытался заявить миру: «Убедитесь, я полностью нормальный».
Однако лодыжки его выдали. Он спал в позе «арестанта», когда колени разведены, а лодыжки скрещены.
Обычно скрещивают лодыжки «стреноженные личности», опасливые, безынициативные, слабовольные и неспособные к самомобилизации.
Положение лодыжек четко отражало картину жизненных проблем пациента, как личных, так и общественных:
- интенсивно вступая в контакт с женщинами, он не достигал необходимой ему степени интимности, мешал страх перед реально развивающейся ситуацией.
- Будучи образованным и высококвалифицированным специалистом, он пасовал во многих профессиональных областях. Ему мешало собственное беспокойство, неспособность мобилизовать и организовать себя.
Поза «сандвич» или «бутерброд»
Одна нога расположена точно над другой, при этом лодыжки, колени и бедра ног соприкасаются.
Анализ: человеку в жизни комфортно, он стремится наилучшим образом подстроиться под окружающий его мир, не «прогибая» его под себя и избегая любых конфликтов.
Поза «герой»
Спят на боку со всегда вытянутыми и прямыми ногами динамичные, целеустремленные и напористые личности, готовые в любой момент шагнуть из сна обратно в дневную «вертикальную» жизнь.
Они не позволяют себе расслабиться ни на минуту, они всегда в движении, в пути.
Поза “фламинго”
– одну ногу вытягивают, а вторую под острым углом сгибают в колене, ступня при этом может подсовываться под голень или лежать поверх вытянутой ноги.
Разное положение ног у человека говорит о двойственности его характера:
самостоятельность выражает прямая нога, на пассивность и расслабленность указывает нога согнутая.
Эту позу предпочитают лица пассивно-агрессивные.
В их отношениях с окружающими людьми ведущая роль принадлежит попеременно пассивности и агрессивности, они могут быть собраны или расслаблены в зависимости от собственного настроя и объективных обстоятельств.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК во сне
В бодрствовании речью и жестами мы можем выразить многие чувства. Во сне связная речь нам не доступна, но руки приобретают еще большую выразительность: мы их используем подобно глухонемым весьма наглядно.
Определенные положения рук связаны, как правило, с основными позами:
- в «полузародыше» руки располагаются на уровне груди перед туловищем,
- в «королевской» позе, руки чаще всего лежат по бокам тела, ладони при этом согнуты и демонстрируют открытость миру и готовность к его восприятию.
- в «простертой» позе руки, как правило, вытянуты повыше головы и согнуты в локтях. Это поза «лягушки». Ее главный недостаток в затрудненной циркуляции крови в руках.
Руки поддерживают живот, прочно переплетаясь, или лежат поверх живота одна на другой.
Эта поза — защитная. Вероятно, живот символизирует пищу, либо отношения между кормящей мамой и ребенком.
К примеру, одна пациентка Самюэла Данкелла, которую в детстве часто били, принимала во сне «королевскую» позу, но не по причине открытости миру и ощущения безопасности, а чтобы быть готовой отразить в любой момент нападение.
Руки, сложенные на животе, говорят, что она не ощущает себя в безопасности, иначе они лежали бы по бокам тела и были расслаблены.
По мере лечения, с улучшением психического состояния, женщина стала спать на боку, отказавшись от «королевской» позы, которая была для нее вынужденной и принималась для физической защиты.
Руки вытянуты над головой.
Такое положение в различных позах может означать следующее:
- Локти разводятся в стороны, а голова покоится при этом между ладонями — человек использует в качестве защиты от внешнего мира свой интеллект.
- Руки согнуты в локтях и находятся в нескольких сантиметрах от ушей, спящий в королевской позе человек как будто поднимает штангу или подтягивается во сне на перекладине.
Эта поза рук подчеркивает чувства удовлетворения, связанные с «королевской» позой.
- Руки вытянуты полностью вверх и почти прямые, как будто спящий капитулирует.
В этом случае, бездействие и открытость рук демонстрирует пассивность, которая противоречит «королевской» позе. Но ведь истории известно немало слабых королей.
Рука захватывает во сне противоположное плечо (или обе руки обхватывают плечи).
Внешне это выглядит так же, как если бы спящий озяб и нуждался в чьем-то тепле.
Анализ: эта съеженная поза предпочитается людьми, которые очень редко выражают свои потребности открыто — пальцы у них во время ночных объятий сжаты крепко, а не раскрыты, как бывает при настоящих объятиях.
Руки сжимаются во сне в кулаки, что ярко показывает враждебность и агрессивность.
Однажды пациентка Данкелла, разведенная дама, узнала, что ее бывший супруг собрался жениться на ее лучшей подруге. Во сне ее руки стали сжиматься в кулаки, при этом большой палец оказывался зажатым внутри кулака.
Мнимый кулак демонстрировал двойственность ее отношения к собственной агрессии: испытывая гнев и обиду, женщина понимала, что выразить эти чувства неспособна, ведь у нее нет для этого объективных причин.
Руки закрывают лицо — традиционный жест траура.
Одной пациентке удалили правую грудь. Ее поза изменилась в двух отношениях:
- если на правом боку ей было комфортно спать до операции, то после нее она стала спать на левом.
- Психологическая травма выразилась в закрывании руками лица во время сна.
Держатся во время сна за спинку или столбик кровати люди, испытывающие в жизни необходимость поддержки и защиты.
Они могу быть прилипчивыми и весьма зависимыми, не позволяют себе раскрепоститься, ощутить свою индивидуальность.
Не забывайте о том, что у нас две руки и частенько левая рука не ведает о делах правой.
К примеру, одна рука может крепко держаться за кроватный столбик, а другая свободно лежать или свешиваться с постели.
Это положение рук свидетельствует о внутреннем противоречии:
- свободно лежащая или висящая рука — человек полностью доверяет жизни,
- сжатая рука — индивидуум имеет сильную зависимость, но не хочет ей подчиниться полностью.
Личный конфликт заключается в необходимости твердой позиции в жизни и потребностью в расслаблении.
Этот конфликт, как правило, продолжается и в отношениях с другими людьми: человек стремится найти того, к кому можно прильнуть, но беспокоится о своей эмоциональной независимости, которую боится потерять.
Как видим,
положения рук и ног во сне могут быть глубоко выразительны.
С их помощью каждый из нас рассказывает о своих проблемах, переживаниях, привычках, даже о том, о чем в дневной жизни предпочитает молчать.
По материалам книги Самюэла Данкелла «Позы спящего. Ночной язык тела».
Елена Вальве для проекта Сонная кантата
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайт
Sna-kantata.ru!
В следующих публикациях:
- Об экзотических позах, отражающих наше отношение к окружающим людям и к различным жизненным ситуациям.
- Позы сна вдвоем.
- Неудобное положение ног во сне может привести к ночным судорогам.
Источник
Язык, на котором «говорит» тело в ночной темноте, может быть простым и сложным, как грамматическое предложение. Основная поза определяет общий смысл, но он подчеркивается или изменяется положением рук, ног и других «малых» частей тела. Подобно тому, как прилагательные или наречия придают простому предложению окраску и значение, «малые» части тела часто сообщают позе более сложной смысл, иногда даже меняя ее общую тональность.
Положение рук и ног наиболее важно, но и то, как «ведут» себя пятки, лодыжки, запястья, локти, отражает индивидуальность личности, да и голеням, коленям, бедрам есть что рассказать о нас. Даже ягодицы бывают выразительны, когда два человека спят в одной постели.
Начинаем с ног.
Ноги несут нас по жизни, плетемся мы или пританцовываем, идем, бежим или стоим. На приеме у психоаналитика многие пациенты, испытывая тревожные мысли или чувства, спускают с кушетки одну ногу на пол, принимая как бы позу бегуна, стартующего с этой кушетки. И во сне положение ног много говорит о том, как человек «стоит» и движется в жизни. Исследование, проведенное в 1944 году, показало, что многие люди как бы ухватываются ногами за постель. Это те, кто сопротивляется переменам в жизни, с осторожностью относятся к неизвестному и неожиданному. Они часто засовывают одну ногу или обе под матрас, как это делала женщина, описанная в предыдущей главе. Во время сна с партнером некоторые люди обхватывают ногами партнера, как бы пытаясь двигаться по жизни в ногу с ним. И наоборот, человек может свесить ногу или ноги свободно с края или конца постели, демонстрируя отказ согласовать себя полностью с ее пространством. Как и те пациенты, что оставляют одну ногу, лежа на аналитической кушетке, эти люди хотят иметь запасной маршрут, позволяющий им в любое время ускользнуть.
Рис. 6. Поза “арестант”.
Скрещенные лодыжки тоже имеют свое особое значение в словаре языка тела. Это значение однажды открыл мне один из моих пациентов. Когда я попросил его принять позу, в которой он спит, он лег в позу «полузародыша» и
сказал: “Видите, я совершенно нормален”. Он знал, что поза «полузародыша» — самая общепринятая из всех. Но лодыжки выдали его. Он спал с разведенными коленями и скрещенными лодыжками — в позе «арестанта». Это описание дает точную картину тех проблем, с которыми этот человек имел дело в жизни. В своих личных отношениях он был «стреножен», не способен достичь необходимой степени интимности с женщиной: любой контакт, в который он вступал, был поначалу очень интенсивным, но из-за страха перед реальным вовлечением в ситуацию он всегда отходил в сторону. Вдобавок в начале лечения он жаловался на скучную — работу, неспособность завершить свою диссертацию и на пассивность во многих других областях деятельности. Несмотря на то, что он выглядел вполне квалифицированным и образованным специалистом (имел образование и профессиональную подготовку в двух разных областях), он чувствовал себя пленником собственного беспокойства, неспособным мобилизовать себя. Положение лодыжек во сне точно отражало эти его трудности.
Существует и несколько других конфигураций ног, имеющих значение при сне на боку. Многие люди, спящие в позе «полузародыша», помещают ноги в точности одна над другой: бедра, колени и лодыжки обеих ног соприкасаются друг с другом. Я называю это позой «сандвича». Она говорит о значительной степени комфортности в жизни человека. Как и во сне, в дневном мире такие люди стремятся к симметричным отношениям с миром: насколько возможно, они избегают каких-либо отклонений от того, что другие ожидают от них.
Рис. 7. Поза “сандвич”.
Некоторые люди, хотя и спят на боку, но вытягивают ноги, нарушая тем самым обычную конфигурацию позы «полузародыша». Как-то ко мне в контору пришла группа из телевизионных новостей, чтобы снять фильм о моей работе, связанной с позами спящих. Один репортер по собственной инициативе лег на кушетке, желая показать мне позу, в которой он спит.
Лежа на боку, он полностью вытянул ноги и положил одну ногу на другую. Я истолковал эту позу как демонстрирующую высокую степень активности — репортер не позволял себе полностью расслабиться даже во сне, он держал себя в готовности сразу шагнуть назад в «вертикальный» дневной мир. Я назвал это позой «героя». Эта поза, будучи «продолжением» позы «сандвича», указывает на активную и напористую личность, типичную для тех, кто всегда в пути (каким и должен быть репортер в избранной им профессии).
Другая вариация позы «полузародыша». тоже связанная с положением нижних конечностей, — это «фламинго». В ней одна нога вытянута, а другая согнута в колене под острым углом, причем ступня иногда подсунута под голень вытянутой ноги, а иногда лежит на ней. Прямая нога указывает на самостоятельность, однако согнутая говорит о расслаблении и пассивности. Эта поза характерна для лиц, которые обычно считаются пассивно-агрессивными. В отношениях с людьми они выказывают как пассивность, так и агрессивность, и оба эти элемента существенны в их характере. Жизнь таких людей вполне может быть чем-то вроде игры в теннис между двумя сторонами личности, так что они ведут в счете по очереди.
Рис. 8. Поза “фламинго”.
Положение верхней ноги во сне служит хорошим показателем сексуальной открытости — или наоборот. Когда бедра разведены в позе клина, оставляя открытым вход в генитальную область, индивидуум обычно открыт в сексуальных отношениях. Если же бедра крепко сведены в позе бельевой защелки — это говорит о робости, сдержанности и оборонительной позиции в области секса. В главе, посвященной сну вдвоем, мы будем более подробно рассматривать сексуальный смысл различных поз, а также «использование» гениталий, ягодиц и груди для установления сексуального контакта с партнером по сну.
Положение рук во сне также может указывать на напряжение или расслабление. Как дирижер оркестра использует руки, чтобы передать музыкантам характер и эмоции, заложенные в нотах симфонической партитуры, так и мы пользуемся руками (и в дневном мире, и в мире сна), чтобы выразить богатые мелодии нашей повседневной жизни.
Многие люди любят во время сна держаться за столбик кровати. Я называю это позой «пуповины». Такие люди испытывают и в жизни потребность держаться за кого-то или что-то, и они часто оказываются прилипчивыми, очень зависимыми, не могут позволить себе оставить какую-то опору и ощущать себя самими собой.
Не следует, однако, забывать, что рук у нас две. И нередко может показаться, что правая рука не ведает о том, что делает левая.
Например, человек может вцепиться в столбик кровати правой рукой, а левая при этом может быть вытянута и свободно свешиваться с края постели. Расслабленная рука показывает, что человек склонен полностью вверить себя «географии» постели, как и своему жизненному окружению. Зависимость, о которой говорит сжатая рука (правая), противоречит свободно висящей левой. В этом случае перед нами индивидуум с сильным элементом зависимости, который, однако, отказывается этой зависимости полностью подчиняться. Его руки демонстрируют степень такой двойственности. Этот конфликт между потребностью твердо держаться и потребностью расслабиться будет скорее всего проявляться во взаимоотношениях с другими-людьми. Он будет чувствовать себя неуютно, если не найдет кого-то, к кому возможно прильнуть, но будет столь же обеспокоен, если этот человек потребует от него в эмоциональном смысле слишком многого.
Может показаться, что такое внимание к положению рук во сне преувеличено. Могут ли на самом деле руки рассказать столь много о личности?
Я отвечаю — да. За годы наблюдений вновь и вновь я обнаруживал, что отдельные детали различных поз сна отражают всю личность. Если мужчина или женщина привыкли спать в определенной позе ночь за ночью, это будет свидетельствовать об их вполне определенных нуждах и страхах. И хотя «язык» конечностей может быть весьма тонким, он от этого не становится менее информативным.
Конкретные положения рук, как правило, связаны с основными позами сна. Для человека, спящего на боку в типичной позе «полузародыша», вполне естественно держать руки перед туловищем на уровне верхней груди. Люди, лежащие на спине в «королевской» позе, чаще всего держат руки на матрасе, по бокам туловища, причем ладони согнуты, показывая максимальную готовность воспринимать внешний мир. В случае «простертой» позы руки обычно вытянуты выше головы, а локти согнуты. Эта поза — поза «лягушки» — имеет тот недостаток, что иногда с ней связаны трудности циркуляции в руках, — это и есть упомянутый выше синдром брахиоплексуса.
Если прочно переплетенные руки поддерживают живот или сложены на животе одна над другой, требуется новое толкование. Это защитная поза. Живот, конечно, ассоциируется с пищей и, возможно, с отношениями между ребенком и кормящей матерью. Одна женщина-пациентка, которую часто били в детстве, спала в «королевской» позе, но не по обычной причине (безопасности и открытости), а из потребности быть в максимальной готовности отразить возможное нападение. Сложенные руки показывают, что она в действительности не имела чувства безопасности в этой позе, иначе руки оставались бы расслабленными, подтверждая открытость основной позы. Когда ее состояние улучшилось по мере лечения, эта пациентка начала спать на боку, показав с определенностью, что «королевская» поза не была для нее естественной, а принималась для физической защиты.
В какой-то момент, когда терапевт уехал в отпуск и пациентка лишилась чувства безопасности, приобретенного в процессе лечения, она снова стала спать на спине с руками, сложенными на животе. Но как только психотерапевт вернулся, она снова самопроизвольно приняла позу на боку.
Вытягивание рук над головой в различных позах тоже многозначительно. Мы ухе упоминали позу «лопасти», в которой голова покоится между ладонями, а локти разведены в стороны, что характерно для лиц, использующих интеллектуализацию в качестве защиты. Восхваляя покойного социального философа Хапну Арендт, писательница Мэри Маккарти заметила, что ей удалось наблюдать, как мисс Арендт размышляете она лежала на кушетке, а руки были подложены под головой в виде лопастей.
Рис. 9. Поза “лопасти”.
В позе «гимнаста» человек лежит на спине, держа руки в нескольких дюймах от ушей, как бы поднимая штангу или подтягиваясь на перекладине. Такое положение рук усиливает чувство удовлетворения, связанное с «королевской» позой. Зато иногда руки полностью вытянуты в позе капитуляции, как сели бы спящий подчинялся команде “Руки вверх!”. Здесь руки бездействуют и остаются полностью на виду, демонстрируя пассивность, до некоторой степени противоречащую основной «королевской» позе (но мы знаем, что бывают не только сильные, но и слабые короли).
Иногда рука во сне захватывает противоположное плечо (это может быть сделано обеими руками). Выглядит же это так, как если бы человек озяб и нуждается в чьем-то тепле. Однако люди, принимающие эту съеженную позу, редко открыто выражают свои потребности — их пальцы обычно крепко сжаты, а вовсе не раскрыты, как было бы при настоящем объятии.
В дневной жизни мы многое выражаем жестами рук, поясняя то, что хотим сказать. Во сне мы неспособны выразить свои мысли посредством связной речи, зато руки становятся еще более выразительными: подобно глухонемым, мы используем их чрезвычайно наглядно. Например, один мужчина всегда спал приложив палец ко рту, как бы говоря: “Шшш, тихо…” Другая моя пациентка во сне прикрывала рукой генитальную область — жест, истолковать который несложно. Но в этом случае защитный жест содержал противоречивый элемент. Иногда эта женщина засыпала, держа в руке коробок спичек, рука же по-прежнему лежала над гениталиями. Это указывает, что потенциально она была способна к быстро вспыхивающему сексуальному возбуждению и в то же время защищалась против такого возбуждения.
Когда руки сжаты в кулаки (поза “боксер”), это живо демонстрирует агрессивность и — враждебность. Один молодой человек, обычно спавший с скрытыми ладонями, сжимал их, однако, в кулаки во время визитов к родителям, чем весьма ясно демонстрировал свои чувства по отношению к своей семье. Как мы увидим в главе о сне вдвоем, руки и другие «малые» части тела выражают агрессивность или любовь в отношении спящего партнера.
Однажды моя пациентка, разведенная женщина, к своему удивлению узнала, что ее бывший муж собирается жениться на одной из ее лучших подруг. Ее реакция на эту новость проявилась в мире сна тем, что руки сжимались в кулаки, но таким образом, что большой палец всовывался внутрь между ладонью и остальными пальцами. Такой мнимый кулак показывал двойственность в ее отношении к собственной агрессивности. В дневной жизни она справлялась с ситуацией в точности таким же образом: испытывала обилуй гнев, но в то же время была неспособна их выразить, так как понимала, что не имеет объективных причин сердиться.
Рис. 10. Поза “боксер”.
Одна из моих пациенток, которой была удалена правая грудь (рак), изменила позу сна в двух отношениях. Раньше она спала в основном на правом боку, но после операции для большего физического комфорта повернулась на левый бок. Из-за психологической боли, которую она стала ощущать после операции, эта пациентка начала закрывать лицо руками — классический жест траура.
Все эти примеры показывают, как глубоко выразительны могут быть руки в мире сна. Во сне мы разыгрываем драму нашей жизни, используя вместо слов собственные тела, чтобы выразить радость и печаль, любовь и ненависть. В ночном мире каждый из нас средствами пластики рассказывает свою личную повесть.
Источник