Почему глава сон обломова является ключевой
Я очень люблю роман И. А. Гончарова “Обломов”, причем одной из самых моих любимых глав является “Сон Обломова”. Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, “человек лет тридцати двух-трех от роду” целые дни проводил, лежа на диване, “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”.
И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился на свет как “эпизод из неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан “главный мотив “обломовщины””.
В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что “обломовщина” неотделима от крепостничества. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”.
Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюда- ельного и впечатлительного мальчика? Маленький Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным ребенком. Ему было скучноподолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия — выхода.
Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть “Захар и еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик “только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: “Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!”
Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же “у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы” и он “бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.
Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.
Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? “Сам Обломов — старик тоже не без занятий”, — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца “талант хозяйничания”, не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно.
Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь “забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.
Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше “той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту”. Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.
Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим.
Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он “простился с толпой друзей” и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен. Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его проходило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не “помрачался выражением будто усталости или скуки”, у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интересными людьми. Но ОСломовка сделала свое дело — она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.
Источник
Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.
Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.
Обломовка – крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, – это для крепостных Ванек да Захарок.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», – решил Ильюша и остался во власти лени.
Вывод
С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Источник
«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.
Структура эпизода
Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Источник
В творческом наследии Ивана Александровича Гончарова роман “Обломов” занимает важное место. В первой части произведения находится глава “Сон Обломова”. Этот эпизод был опубликован в 1849 году в качестве самостоятельного произведения и впоследствии был не только включён в роман, но и стал его своеобразным композиционным центром. Сам Гончаров называл эту главу “увертюрой всего романа”.
Перед тем, как заснуть, Илья Ильич Обломов задаётся вопросом: “отчего я такой?” Сон становится своеобразным ответом.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Герою предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны.
“Сон Обломова” может быть рассмотрен как самостоятельный фрагмент произведения, но он определенно связан с предыдущим развитием действия. В композиции романа эта глава играет роль своеобразного центра. Местом действия является родовое имение Обломовка, изображённое как пространство идиллии. В основе эпизода лежит прошлое главного героя. Его описание можно разделить на несколько частей. Первая — описание Обломовки и её обитателей, также частью является описание детства главного героя — здесь маленькому Илюше 7 лет, и отрочество, где ему 13-14. Мы видим, что, когда меняется возраст Обломова, меняется и он сам. Происходит это под влиянием имения.
В Обломовке природа и человек представляют собой единое целое, таким образом создаётся идиллический пейзаж. Мы также видим, что в Обломовке жизнь однообразна и циклична. Гончаров пишет: “Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть. Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг”. Весь мир жителей Обломовки ограничивается только пределами имения; их не волнует, что находится вне его границ.
В Обломовке их жизнь спокойна и предсказуема, а снаружи может подстерегать опасность; что-то неизвестное а жители имения не желают иметь дело с чем-то новым в их жизни. Это хорошо демонстрирует событие, которое может называться кульминацией — нет, не всего произведения, но описания жизни в Обломовке — случай с человеком, найденным в канаве. Мальчишки, заметившие его, прибежали в деревню с новость о том, что в канаве находится чудовище. Мужчины из деревни пошли посмотреть, что произошло, и обнаружили человека, которому явно была нужна помощь: “прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был нездоров или очень утомлен”. Но обломовцы ушли, так и не оказав путнику никакой помощи, и все только потому, что он был для них незнакомцем. “Право-слово пойдём: что он нам, дядя, ч о ли? Только беды с ним!” — так Гончаров подписал окончательное решение обломовцев по этому поводу. Это также показывает их суеверность.
Другой микротемой эпизода является детство Илюши. Автор показывает нам, что мальчик жил в любви и ласке, окруженный заботой. Важную роль на этом этапе жизни Илюши играла няня. Сказки, которые она ему рассказывала, взращивали в Обломове мечтательность и поэтичность. Илюша был пытливым и наблюдательным ребенком. Сам автор говорит об этом так: “Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления…” — и добавляет: “А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом”. Обломов в детстве также был активным и любознательным, однако это не вписывалось в общий уклад жизни в Обломовке. Главными занятиями обломовцев были сон и еда, тогда как Илюше хотелось познавать мир. “Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”, — замечает автор. После принятия пищи жители имения всегда засыпали, а ребенок уходил гость на улицу. А этого даже не замечал никто из жителей Обломовки, кроме няни, которая уходила вместе с Илюшей, но потом “тоже заражалась этой повальной болезнью [имеется в виду сон]”. Сон обломовцев был похож на смерть, настолько он был глубок: “это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. Влияние Обломовки было настолько сильным, что все качества Илюши, нехарактерные для общего уклада жизни, умирают.
Далее Обломов а лишь себя “отроком лет четырнадцати”. В это время Илюша учится в пансионате у немца Штольца. Влияние Обломовки на мальчика уже велико. Если был он был любознательным и активным, как раньше, возможно, учёба была бы ему в радость. Однако Обломов уже успел перенять от жителей имения, для которых труд — самое ужасное наказание, нелюбовь к работе. Учеба у Штольца нагоняет на него тоску. Может быть, Обломов смог бы побороть свою лень, если бы жил в пансионате постоянно, но родное имение слишком близко, и родители при каждой возможности оставляют его дома: то из-за праздников, то из-за болезни, и Илюшины инертность и несамостоятельность только прогрессируют, несмотря на то, что встречают “сильную оппозицию в системе Штольца”. Неспособность к состоятельной жизни у Обломова ернпгнь, и от того, что родители сами не хотят, чтобы их сын выучился. Им нужно только одно: “соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства”.
Идеалом для обломовцев является монотонная однообразная жизнь, в которой не надо трудиться, и Илюша, живя в такой среде, перенимает качества её обитателей. Жизнь обломовцев ведёт счёт от праздника к празднику, поэтому борьба Штольца терпит неудачу.
На мой взгляд, основная мысль эпизода заключается в том, что ответ на вопрос Обломова: “Отчего я такой?” скрыт в его прошлом. Илья Ильич не всегда был таким ленивым и неспособным к самостоятельной жизни человеком – он стал им под влиянием Обломовки. Автор не одобряет такой уклад жизни и само явление обломовщины, что мы можем увидеть в сцене, когда Илья Ильич рисует Штольцу свой идеал будущей жизни, а тот решительно заявляет, что такое будущее не является чем-то хорошим.
“Сон Обломова” играет важную роль в развитии конфликта: именно после своего сна Илья Ильич начинает сомневаться в правильности своего образа жизни. Впоследствии Обломове даже удается ненадолго “пробудиться”.
Таким образом, мы можем сказать, что глава “Сон Обломова” играет важную роль в композиции романа. Эпизод помогает читателю понять мотивы поведения Обломова, а в это же время в самом повествовании их осознает и сам Илья Ильич.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id84505
Источник