Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа thumbnail

Ñî÷èíåíèå ïî ëèòåðàòóðå.

Ñîí â ðóêó.
Ïîãîâîðêà.

Ðîìàí Ãîí÷àðîâà «Îáëîìîâ» áûë ïîëíîñòüþ îïóáëèêîâàí â 1859 ã. è âûçâàë îãðîìíûé èíòåðåñ ÷èòàòåëåé. Ýòî îáúÿñíÿëîñü íå òîëüêî õóäîæåñòâåííûì òàëàíòîì àâòîðà, íî è ñâîåâðåìåííîñòüþ ïðîèçâåäåíèÿ.  íåì îòðàæàåòñÿ ãóáèòåëüíîå âëèÿíèå íà ÷åëîâåêà åãî áåçäåéñòâèÿ, óñûïëåíèÿ âñåõ ñòðåìëåíèé è ñèë. Ïèñàòåëü íå ïûòàåòñÿ ðàñòîëêîâàòü ïðè÷èíû ïîäîáíîé àïàòèè, âïå÷àòëåíèÿ ñàìîãî àâòîðà â ðîìàíå âñòðå÷àþòñÿ íå÷àñòî. Ñïîêîéíî è âäóì÷èâî îïèñûâàåò Ãîí÷àðîâ ïðåäìåò, çàèíòåðåñîâàâøèé åãî, è, çàâåðøèâ ïîâåñòâîâàíèå, ïðåäîñòàâëÿåò ÷èòàòåëþ ïðàâî ñâîáîäíî ðàññóæäàòü íàä èçîáðàæåííûì.

Ïðåä íàøèì âíóòðåííèì âçîðîì ïîÿâëÿåòñÿ êîìíàòà, â êîòîðîé áåçîòëó÷íî ëåæèò íà äèâàíå «÷åëîâåê ëåò òðèäöàòè», Èëüÿ Èëüè÷ Îáëîìîâ. Óìíûé è ÷åñòíûé, íå óòðàòèâøèé ìîðàëüíûõ öåííîñòåé, îí ïðèõîäèò ê ïîíèìàíèþ òîãî, ÷òî âñå åãî äóøåâíûå ñèëû «çàðûòû â íåì, êàê â ìîãèëå» è íå íàøëè ïðèìåíåíèÿ. «Îò÷åãî ÿ òàêîé?» – ñïðàøèâàåò ñåáÿ ãåðîé. Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ñîäåðæèòñÿ â XIX ãëàâå ðîìàíà – çíàìåíèòîì «Ñíå Îáëîìîâà».

×òîáû ïîêàçàòü ñâÿçü ìåæäó ñðåäîé è ÷åëîâåêîì, îáñòîÿòåëüñòâàìè è õàðàêòåðîì, ëèòåðàòóðà îáðàùàåòñÿ ê äåòñòâó è ãîäàì âîñïèòàíèÿ ñâîèõ ãåðîåâ. «Ñîí Îáëîìîâà», â êîòîðîì ðàññêàçûâàåòñÿ î òîì, êàê ðîñ Îáëîìîâ, âñêðûâàåò ïðè÷èíû îáëîìîâùèíû, îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó Èëüÿ Èëüè÷ ñòàë òàêèì, êàêèì îí èçîáðàæåí â íà÷àëå ðîìàíà.

 îïèñàíèè Îáëîìîâêè áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ïåéçàæ. Ïðèðîäà… îòêàçûâàåòñÿ îò âñåãî «äèêîãî è ãðàíäèîçíîãî»… Æèçíü îáëîìîâöåâ óïîäîáëÿåòñÿ ïðèðîäå, îíà ïðåäñêàçóåìà è îäíîîáðàçíà. Îíè æåëàþò îäíîãî: ÷òîáû îäèí äåíü áûë ïîõîæ íà äðóãîé… Ïîñëåîáåäåííûé ñîí ñòàíîâèòñÿ ñèìâîëîì æèçíè îáëîìîâöåâ – ìàòåðèÿ ïðåîáëàäàåò íàä ñîçíàíèåì. Åäèíñòâåííàÿ ôîðìà äóõîâíîé æèçíè â Îáëîìîâêå – ïîãðóæåíèå â ìèð ñêàçîê è ëåãåíä. Òàêîé êðóãîçîð íå ìîæåò ðàçâèòü â ÷åëîâåêå ñïîñîáíîñòü ê ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, íî êóëüòèâèðóåò âäóì÷èâóþ ñîçåðöàòåëüíîñòü. Æèçíü ïðîõîäèò ìèìî îáëîìîâöåâ, è èì îñòàåòñÿ «òîëüêî íàáëþäàòü çà íåé».

Îáëîìîâêà âñåìè ñèëàìè îòãîðàæèâàåòñÿ îò âíåøíåãî ìèðà, ïîýòîìó âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì ñâåäåíû äî ìèíèìóìà… Íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî íå òðåáóåò «áûñòðîãî è æèâîãî îáðàùåíèÿ» äåíåã, ïîýòîìó «åäèíñòâåííîå óïîòðåáëåíèå êàïèòàëîâ – äåðæàòü èõ â ñóíäóêå» óñâîåíî òàê ïðî÷íî, ÷òî îáëîìîâöû ñ áîëüøèì òðóäîì ðàññòàþòñÿ ñ äåíüãàìè… Íî â öåëîì îíè íå ñêóïû è îõîòíî äåëÿòñÿ òåì, ÷òî ïðîèçâîäÿò ñàìè…

Áîëüøàÿ ïàòðèàðõàëüíàÿ ñåìüÿ, âñå «çíàþò äðóã äðóãà êàê ñàìîãî ñåáÿ»…

Âíóòðåííåå ñîäåðæàíèå ýïèçîäà àâòîð ðàñêðûâàåò ïóòåì ïîäðîáíûõ îïèñàíèé. Ãîí÷àðîâ óìååò îñòàíîâèòü ìîìåíò, êîòîðûé îñîáåííî ïîðàçèë åãî ÷åì-íèáóäü, – è ðàçîáðàòü åãî ïîëíîñòüþ, îñìîòðåòü ñî âñåõ ñòîðîí, ïðåäúÿâèòü ÷èòàòåëþ â ïåðâîíà÷àëüíîì âèäå. Âñå äåòàëè ðîìàíà ðàññìàòðèâàþòñÿ î÷åíü îò÷åòëèâî, è ýòî ïîçâîëÿåò ãëóáæå ïîíÿòü åãî ñìûñë.

«Ñîí Îáëîìîâà» èìååò îñîáîå çíà÷åíèå â ñòðîåíèè ðîìàíà. Âòîðîé ýïèëîã ïîêàçûâàåò, ÷òî îïðåäåëÿþùåå ñëîâî â ïðîèçâåäåíèè – îáëîìîâùèíà. Èìåííî äåâÿòàÿ ãëàâà ðàñêðûâàåò åå ïðè÷èíû, ÷òî âûâîäèò ïðîèçâåäåíèå íà íîâûé óðîâåíü. Ãîí÷àðîâ íå òîëüêî óêàçàë íàì ÿâëåíèå èç ðåàëüíîé æèçíè, íî è âûÿâèë ïóòü åãî âîçíèêíîâåíèÿ. Äåâÿòàÿ ãëàâà ñëóæèò êëþ÷îì ê îñòàëüíîé ÷àñòè ðîìàíà. Óñâîèâ åå, ìîæíî ïîíÿòü, êàê íàäî áîðîòüñÿ ñ îáëîìîâùèíîé. Äà è íàäî ëè?

Источник

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

6

1 ответ:

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

0

0

Во сне Обломов видит своё детство. Торжество, спокойствие, тепло – то, о чём он так скучает. Это самае счастливая пора в его жизни. Вспоминая прошлое, он почти плачет. Возможно благодаря столь великому значению этого сна для Обломова, глава названа именно так. Идея этой главы донести до читателя сущность Обломова, автор рассказывает нам о детстве Ильи Ильича, что помогает нам раскрыть его образ.

Читайте также

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

Композиция сказки:  

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… ”).  

2. Основная часть.  

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир… ”).  

Герои сказок:  

Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван – крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.  

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.  

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.  

Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.  

Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, – тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.  

Особенности русских народных сказок:  

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…  

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…  

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; – и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.  

Читайте также:  Недержание мочи во время сна у женщин

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо! )  

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

сочинение кому на руси жить хорошо 1)некрасов певец народа,2)описание жизни народа в песнях,в названиях деревень, в пейзаже 2.народное понятие счастья для всех героев 3.две возможные дороги к счастью.а)дорога по которой к соблазну идет жадная толпа.б)другая дорога честная  4.кто жизнь свою,всецело отдает на борьбу за брата-человека,только тот себя переживет!вы такое писали????!

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

Палестинка

Палестинка-ж. местн. Красивое, приятное местечко в лесу.

Елань- ж. моск. ряз. тамб. обширная прогалина, луговая или полевая равнина; сиб. то же, возвышенная, голая и открытая равнина; лысина, плешина. Еланка или еланок умалит. Еланный, к елани относящ. Еланщик м. крестьянин, у которого пашня в лесу, на елани, куда и он иногда самовольно выселяется.

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

Главным героем этой пьесы можно считать образ «дна» жизни, а Лука и Сатин воплощают две полярные точки зрения на эту жизнь.

Почему глава сон обломова единственная озаглавленная часть романа

Эпитеты:тонкий профиль,легкою стопою,полувоздушна , незрима,, милый голос. Метафоры:голос твой колокола,твои шаги звенят за мною . Антитеза:я приближался – ты сидела , я подошел- ты отошла

Источник

Я очень люблю роман И. А. Гончарова “Обломов”, причем одной из самых моих любимых глав является “Сон Обломова”. Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, “человек лет тридцати двух-трех от роду” целые дни проводил, лежа на диване, “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”.

И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился на свет как “эпизод из неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан “главный мотив “обломовщины””.

В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что “обломовщина” неотделима от крепостничества. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”.

Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюда- ельного и впечатлительного мальчика? Маленький Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным ребенком. Ему было скучноподолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия — выхода.

Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть “Захар и еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик “только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: “Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!”

Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же “у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы” и он “бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.

Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? “Сам Обломов — старик тоже не без занятий”, — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца “талант хозяйничания”, не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь “забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.

Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше “той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту”. Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он “простился с толпой друзей” и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен. Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его проходило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не “помрачался выражением будто усталости или скуки”, у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интересными людьми. Но ОСломовка сделала свое дело — она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.

Читайте также:  Асти и артик сладкий сон скачать бесплатно mp3

Источник

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

План.

I. Место эпизода «Сон Обломова» в произведении.

II. Сон Обломова как шаг к уяснению обломовщины.

1. Идиллический пейзаж Обломовки.

2. Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом уголка»:

3. Время и пространство Обломовки:

а) ограниченность пространства;

б) неизменность жизни обломовцев.

4. Обычаи и обряды обломовцев:

а) мифическое сознание людей;

б) особое отношение к приметам.

5. Мифический характер сна.

III. Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Он помогает более полно и глубоко

раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью

сна.

Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта,

незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить

обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.

Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя,

а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира

Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми

уголок и жить никому неведомым счастьем».

«Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом

«благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча

не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно,

ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим

видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия.

Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки.

Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти

верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером

живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые

чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая

держит на себе землю”.

Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает

счастливое “житьё-бытьё”, и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.

Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее

жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть —

вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной

жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо

верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня,

увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.

Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали…

открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины,

свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных

праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и

улыбок”.

Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об

особом сознании людей — мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь

возведено в ранг мистического бытия — обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к

времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет

жизнью людей. Есть здесь и таинственные места — овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала

“не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в

зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” — скажет непременно кто-нибудь”, и дальше

начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто

не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для

аналитического ума. Вопрос “почему?” — это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю,

— они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то

Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал

не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.

Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым

обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.

4. Мифический характер сна.

Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте

сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется… ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее

стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих

невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом — Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира,

который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.

Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это

не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть

опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира.

Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?

Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это

утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.

В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие,

мягкость, утончённость. Все эти черты — результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация.

Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера

героя. “Сон Обломова — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, — был

первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, — писал критик Александр Васильевич Дружинин.

Читайте также:  Сон видеть пожар в соседнем доме

Источник