Почему автор предваряет золотое слово святослава рассказом о его сне
Сон князя Святослава
Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон – это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» – союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.
Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.
«Этой ночью с вечера одевают меня, – говорит, –
черным покрывалом
на кровати тисовой;
черпают мне синее вино,
с горем смешанное;
сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев
крупный жемчуг на грудь
и нежат меня.
Уже доски без князька
в моем тереме златоверхом…»
Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.
«…Всю ночь с вечера
серые вороны каркают у Плесеньска,
в предградье стоял лес Кияни,
понесли меня вороны к синему морю».
Из двух частей первая не возбуждает сомнений, поэтому все усилия исследователей направлялись преимущественно на истолкование второй части, начиная с вороньего грая у Плесеньска Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 226.. Однако и в первой части сна есть немало подробностей, которые были обделены вниманием, потому что казались понятными или вполне разъясненными.
Святослав, рассказывая, что ему виделось, перечисляет зловещие приметы. И главную трудность для исследователей составила следующая строка текста: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…». «Князек» в древнерусском варианте – «кнес». По-видимому, эта подробность должна была стать решающей в некой связной системе зловещих предвещаний. Но почему в эту строку вложен решающий смысл?
Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.
В попытках объяснения «кнеса» можно встретиться, прежде всего, с книжными, лексическими параллелями к нему, подбираемыми из разных языков. Но данные поиски не увенчались успехом. Между тем, указание на «доски без кнеса» не случайная деталь, она должна быть связана с другими подробностями сна. Во множестве «вещих снов» в древней письменности не встретилось одновременно несколько из тех примет, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве». Были сделаны многократные попытки привлечь параллели из народной поэзии – великорусской, белорусской, украинской, сербской, болгарской и т.д.
В новейшей литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о «кнесе» считается решенным – большинство объяснений и переводов отождествляет его с «князьком», реже с «коньком». Эти объяснения основываются, прежде всего, на наблюдениях над живыми народными говорами. И здесь можно выявить значение «князька». Выражение «перерубить конек» означает, что живущее в том доме семейство подверглось изгнанию, и видеть во сне, что конек перерублен или сломался сам, значит, что смерть или другое великое несчастье должны постигнуть главу того дома Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .
То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.
«Золотое слово» Святослава
Образ Святослава раскрывается также и в его «золотом слове». Это одно из девяти мест в «Слове», где реализуется прямая речь.
«Злато слово» князя Святослава в начальной своей части находит себе относительно близкую параллель в летописном рассказе. Но литературный характер слова не подлежит сомнению уже потому, что летописная речь Святослава производит впечатление литературной переработки действительно сказанных Святославом слов. Отчетливо заметен след попытки летописца показать Святослава в характерном для «Слова» образе не только старца, оплакивающего приключившуюся с его «сыновьями» беду, но и политического патриарха Русской земли вопреки исторической правде Еремин И.П. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия//«Слово о полку игореве». Сборник статей – Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .
«Золотое слово» Святослава может послужить примером «вольного» перехода прямой речи в речь «автора», что было типично для памятников художественной ораторской прозы. Здесь «автор» систематически перебивает речь своего героя, то отбирая у него «злато слово», то возвращая назад. Вот почему попытка ряда исследователей «Слова о полку игореве» точно указать, где заканчивается «золотое слово», представляется бесплодной.
Заслуживает внимания тот факт, что только в «золотом слове» князя Святослава мы встречаем упрек в адрес Игоря и Всеволода – упрек, за которым, однако, чувствуется теплая симпатия к этим князьям и глубокое уважение к их мужеству. Святослав упрекает их только в неудаче. Причину неудачи Святослав видит в том, что Игорь и Всеволод слишком рано выступили в поход:
О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творит,
а себе славы искать.
Этот упрек вполне соответствует исторической действительности. Дальнейший упрек в похвальбе уже вызывает сомнения:
Но сказали вы: «Помужествуем сами:
Прошлую славу себе похитим,
А будущую сами поделим!»
Фраза может относиться и к Игорю и к Всеволоду, а может относиться и к тем князьям, которые от участия в борьбе уклоняются и храбры только на словах. Последнее обвинение Святослава относится к остальным князьям: «Но вот зло – князья мне не помогают».
«Золотое слово» князя Святослава – это выражение объединительной идеи всего произведения. Оно занимает центральное место в композиции. «Злато слово» является примером замечательной художественности ораторского искусства, а также удивительным по своей патриотической силе лирическим излиянием не только действующего лица – князя Святослава, но и автора «Слова о полку Игореве».
Источник
Анализ “Золотого слова” Святослава
“Близко к плачам …«золотое слово» Святослава, если принимать за золотое слово только тот текст «Слова», который заключается упоминанием Владимира Глебовича: «Туга и тоска сыну Глѣбову». «Золотое слово» «съ слезами смѣшено», и Святослав говорит его, обращаясь, как и Ярославна, к отсутствующим — к Игорю и Всеволоду Святославичам… <…>
Неподвижен великий князь Святослав Киевский, но его «золотое слово» обращено из Киева «на горах», где он сидит, ко всем русским князьям. Движется не он, но зато движется все вокруг него. Он господствует над движением русских князей, управляет движением. <…>
И в летописи, и в «Слове» отмечено «золотое слово», сказанное Святославом Всеволодовичем Киевским после известия о поражении Игоря. Содержание «слова» Святослава Киевского передано, в общем, сходно. И тут, и там Святослав упрекает Игоря в безрассудстве юности.
Очевидно, что «золотое слово» Святослава — не домысел летописца и не выдумка автора «Слова о полку Игореве», а реальный факт. Характерно, однако, другое, — в чем нетрудно заметить общность интерпретации «золотого слова» Святослава: и тут, и там отмечены слезы, которые пролил Святослав, произнося свое «слово». «Тогда великый Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено» («Слово о полку Игореве») — в летописи же Святослав «вельми воздохнув, утер слез своих и рече…» <…>
Святослав Киевский, чье «золотое слово» совпадает с мыслями самого автора «Слова» до полной иногда неразличимости, упрекает Игоря и Всеволода именно за то, что они искали славы для себя. «Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати».
Эти поиски личной княжеской славы противоречат понятию «чести» Святослава и автора «Слова». Вслед за только что приведенными словами Святослав говорит: «Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую пролиясте». С точки зрения феодальной морали, Игорь и Всеволод отнюдь не нарушили представления о «чести» князей. «Честь» свою они уронили в глазах Святослава и автора «Слова» только потому, что в поисках личной славы они предали интересы Русской земли.
Одно из центральных мест в «Слове» занимает «золотое слово» Святослава Киевского, продолженное обращением самого автора «Слова» к русским князьям. Здесь важно то, что автор «Слова» обращается ко всем русским князьям. <…>
… понятна и роль в «Слове о полку Игореве» «золотого слова» самого Святослава Киевского как главного выразителя политики Ольговичей, стремившихся к созданию коалиции русских князей против половцев. <…>
После рассказа о поражении Игоря и его пленении … Святослав произносит свое слово, «со слезами смешено». Этому «золотому слову» Святослава, его обращению ко всем русским князьям, как бы вторят в лирическом варианте плач Ярославны и ее обращение к силам природы: к солнцу, ветру и Днепру.
К Русской земле, ко всем ее князьям обращается князь Святослав Киевский, затем, после «золотого слова» Святослава и его естественного продолжения — обращения к русским князьям самого автора слова, — наступает черед Игоря. Плач Ярославны — это как бы продолжение обращения Святослава и автора «Слова» ко всем русским князьям. <…>
Призыв Святослава ко всем русским князьям должен был в будущем отозваться объединенным походом всех русских князей против половцев.”
(Лихачев Д. С. “Слово о полку Игореве” и культура его времени. — 2-е изд., доп. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1985. — 352 с. — Салмина М. А.Библиогр. работ Д. С. Лихачева по “Слову о полку Игореве”: с. 337—346.)
“[В “Слове о полку Игореве”] Только княжеские вещи имеют эпитет „золотой“ — „стремя“, „шлем“, „стол“ (престол).
Источник
Речь Великого Святослава
В то время Киевскому князю Святославу снится сон, который оказывается вещим. Таким образом ему становится известно о проигранной битве князей. Святослав печалится, говорит своё знаменитое слово. Упрекает князей Всеволода и Игоря за их чрезмерную самодеятельность. Его обращение «смешано со слезами», великий правитель упоминает Всеволода и Игоря Святославовичей, он тоскует и грустит, как и Ярославна.
Главная идея обращения
В Киеве (на горах) князь Святослав стоит недвижим, его слово отсылается ко всем русским княжествам. Он расположен на одном месте, в столице Руси, а всё вокруг находится в оживлении. Святослав господствует среди русских князей, он формирует им правильное восприятие положения вещей в родном отечестве.
В исторической летописи и в «Слове…» есть «золотое слово», произнесённое Великим князем Святославом Всеволодовичем после вести о неудачном походе князя Игоря. «Слово» Киевского правителя передано в литературном произведении сходно с его оригинальной речью.
Святослав выражает недовольство из-за безрассудного поступка юного русского князя. Не остаётся сомнений, слово правителя — не вымысел, а действительный неоспоримый факт. И в летописи, и в «Слове о полку Игореве» в речи Святослава присутствует плач Великого Киевского князя. Он тяжело вздыхает, утирает свои слёзы, сильно печалится о судьбе Отечества.
Речь князя Святослава во многом сходна с мыслями автора литературного произведения, иногда до совершенной неразличимости. В «золотом слове» есть упрёк князя Игоря и его брата за их слепое стремление к собственной славе. Эти «медные трубы» противоречат благочестию. Они предали родное государство: «Нъ нечестно одолъсте, нечестно бо кровь поганую пролиясте».
Поэма «Слово о полку Игореве» была написана в 1185 году. Знаменитый исторический труд о походе на половцов. Представляет собой по содержанию древнерусскую летопись.
Сюжетная линия:
- вступление;
- Игорь отправляется на половцев;
- золотое слово Святослава;
- речь к князьям;
- плач Ярославы;
- Игорь бежит из плена.
«Золотое слово» в произведении играет одну из главных ролей и занимает центральное место в сюжете. Особо значимо тем, что в нём звучит обращение ко всем князьям Русского государства. Роль речи Святослава — это выражение политических взглядов Олеговичей, желающих объединить русские княжества против половчан. Также, в свою очередь, золотое слово Святослава — это способ выражения авторской позиции по отношению к неудачному походу русичей.
Личность Киевского князя
Получили известие о разгроме Игоря и его войска, тогда Великий Святослав изронил «золотое слово», которое смешано с болью и слезами. Этой речи вторит горький плач Ярославны и взывание девушки к стихиям природы: ветер, река, солнце.
В художественном сочинении о походе на половцев предметы, принадлежащие князьям, определяются, как «золотые», то есть принадлежащие великому русскому правителю.
«Золотые» вещи знатных персон в Древней Руси:
- стремя;
- престол;
- меч;
- шлем.
Разумеется, у знати имелись в обиходе дорогостоящие вещицы, но необходимо понимать и другое — смысл особого ритуала во взаимосвязи понятий «князь» и «золото» как соотношение «его светлости» и «драгоценности». Слово великого правителя Русского государства также «золотое».
Произведение о походе Игореве — это важный литературный труд для славянского народа. Текст тревожит светлые умы и приковывает внимание литературных и исторических исследователей. По своему содержанию представляет собой своеобразную энциклопедию времён Древней Руси. Именно здесь можно изучить смену язычества христианской верой, обозначить развитие образов правителей Русского государства, рассмотреть тему социальных ролей, разобрать географические границы российской страны древнего периода, изучить особенности сражений, обмундирование персонажей.
Эта литература помогает исследовать стихотворные принципы времён Киевской Руси, помогает познакомиться с разными категориями в социуме, с их прямым предназначением и признаками в обществе.
«Опорный» эпизод художественного произведения — речь Киевского князя. Святослав Всеволодович — это реальная историческая личность. Он правил в Российском государстве с 1140 по 1194 год. Отметился в истории как правитель, предотвративший междоусобные войны и урегулировавший взаимоотношения среди русских княжеств. Итоги его политической деятельности положительны, хотя не решают всех трудностей того времени, но весьма заметны для Отечества.
Для русского народа Святослав был талантливым и деятельным правителем. Конечно же, в произведении его образ был подвержен переработке и художественному преображению, которые опоэтизировали характер для большего акцента на целях эпического литературного труда.
Исследование текста
Святослав не участвует в походе на половцев, он проводит анализ неудачи этого военного наступления и изучает сложившуюся ситуацию в Русском государстве. Этой функции безупречно соответствует и опыт военных сражений, и опыт политической деятельности, и возраст Великого князя Руси.
Цель «золотого слова»
Слово правителя называется «золотым» как символ его сущности и идейного содержания. Призывает для всеобщего благополучия Руси к единению внутри государства, а также во внешней политике. О чём говорит Святослав в золотом слове, так о борьбе с чужеземным врагом.
Это достаточно выполнимый план для сильной страны, но требуется приложить некоторые старания, а также нужно быть готовыми к людским потерям на поле боя, что непременно случаются в военное время. К сожалению, почему-то этого нельзя избежать, мирными переговорами редко удаётся предотвратить сражение. Мир для отдельного государства, как показывает история, всегда достигался войнами.
Следующая задача, пожалуй, более трудная — это осознание русскими князьями собственной алчности, восприятие стремления властвовать над всеми другими. Эта война с самими собой и собственной внутренней сутью не каждому по плечу, но и здесь можно оказаться победителем. Мирное пребывание — это подлинное золото для отечества, оно жизненно необходимо и всем достаётся высокой ценой, его нельзя воспринимать пренебрежительно.
Из исторических документов известно, что в действительности Святослав Всеволодович был рассудительным и уравновешенным человеком.
Такой же нрав у его персонажа в литературном произведении. Князья Игорь, Владимир и Святослав собрались в поход на половчан, не оповестив об этой военной кампании Святослава Всеволодовича — правителя Киева.
Русичи были храбры и решительны, но побороть врага им не удалось. Тогда в первый раз князья русской земли попали в плен к половскому недругу, а их воины были безжалостно убиты. Понимание этих обстоятельств усиливает порицание, звучащее в «слове».
Киевский князь был сочувствующим и сердобольным, он тяжело переживал за бойцов, отдавших свою жизнь в сражении, и тех, кого взяли в плен. Святослав именует этот поход «злом». Он навлёк горе на Русь, долгое время ещё справлялись с последствиями этого безрассудного поступка.
Значение для современников Руси
Великий Киевский князь вспоминает своих дедов и прадедов, которые доблестно одерживали победы в боях с неприятелем, увеличивая мощь родного Отечества и приумножая его славу. Эти благополучные походы обеспечивали сохранность и счастье русского народа.
Святослав призывает отбросить все обиды, забыть корысть и задуматься о судьбе Родины, а не о собственных выгодах либо победах. По мнению князя, поражение в походе на половцев может быть достаточной причиной для объединения народа. Киевский правитель мудр, он по-отечески любит Русь, опечален, но не испытывает злых чувств. Он мягко обличает стремление Игоря и его брата к славе.
Сложно современному обывателю XXI века читать древний текст и правильно воспринять драматический пафос поражения военного похода. На современный русский язык переводили книгу Н. Заболоцкий, Д. Лихачёв. Разумеется, трудно постичь ту горечь страданий, которая переполняет душу во времена распрей между русскими княжествами. В своём слове Киевский князь воздаёт почести смелости и силе Всеволода и Игоря, но он возмущён их тщеславным походом на недруга.
Взволнованная и печальная речь влечёт князей на подвиг, пришло время проявить свою основную силу и отвагу, чтобы «встать за землю русскую». Незваный враг насильно придёт и будет грабить и жечь, если русскому народу вовремя не «подняться» против него. Раздробленность и раздор между княжествами угрожают существованию государственности. Необходимо дать стихнуть боли после поражения, нужно вспомнить старые времена и первых князей, чтобы объединиться.
Идейное содержание знаменитой речи:
- плач о погибших;
- замечания о надвигающихся врагах;
- воспоминание былых времён.
«Златое слово Святослава» — это торжественная речь, картинка красноречивого обращения блестящего оратора для воодушевления всего русского народа. Князь строит долгосрочные планы на будущее страны. Это слово вспоминает о подвигах былых лет, ищет закономерности современных обстоятельств, изучая победы прошлого. Перед читателем предстаёт автор «Слова о полку Игореве», великолепно знающий историю Руси, который является настоящим патриотом и хорошим политиком.
Источник