Первый сон веры павловны что делать
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.
Первый сон
О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.
Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Второй сон
О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Третий сон
О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.
Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Автор: Виктория Арутюнян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник
XII
Первый сон Верочки
И снится Верочке сон.
Снится ей, что она заперта в сыром, темном подвале. И вдруг дверь растворилась, и Верочка очутилась в поле, бегает, резвится и думает: “как же это я могла не умереть в подвале?” – “это потому, что я не видала поля; если бы я видала его, я бы умерла в подвале”, – и опять бегает, резвится. Снится ей, что она разбита параличом, и она думает: “как же это я разбита параличом? Это бывают разбиты старики, старухи, а молодые девушки не бывают”. – “бывают, часто бывают, – говорит чей-то незнакомый голос, – а ты теперь будешь здорова, вот только я коснусь твоей руки, – видишь, ты уж и здорова, вставай же”. – Кто ж это говорит? – А как стало легко! – вся болезнь прошла, – и Верочка встала, идет, бежит, и опять на поле, и опять резвится, бегает, и опять думает: “как же это я могла переносить паралич?” “это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают; а если б знала, не перенесла бы”, – и бегает, резвится. А вот идет по полю девушка, – как странно! – и лицо, и походка, все меняется, беспрестанно меняется в ней; вот она англичанка, француженка, вот она уж немка, полячка, вот стала и русская, опять англичанка, опять немка, опять русская, – как же это у ней все одно лицо? Ведь англичанка не похожа на француженку, немка на русскую, а у ней и меняется лицо, и все одно лицо, – какая странная! И выражение лица беспрестанно меняется: какая кроткая! какая сердитая! вот печальная, вот веселая, – все меняется! а все добрая, – как же это, и когда сердитая, все добрая? но только, какая же она красавица! как ни меняется лицо, с каждою переменою все лучше, все лучше. Подходит к Верочке. -“Ты кто?” – “Он прежде звал меня: Вера Павловна, а теперь зовет: мой друг”. – “А, так это ты, та Верочка, которая меня полюбила?” – “Да, я вас очень люблю. Только кто же вы?” – “Я невеста твоего жениха”. – “Какого жениха?” – “Я не знаю. Я не знаю своих женихов. Они меня знают, а мне нельзя их знать: у меня их много. Ты кого-нибудь из них выбери себе в женихи, только из них, из моих женихов”. “Я выбрала…” – “Имени мне не нужно, я их не знаю. Но только выбирай из них, из моих женихов. Я хочу, чтоб мои сестры и женихи выбирали только друг друга. Ты была заперта в подвале? Была разбита параличом?” – “Была”. “Теперь избавилась?” – “Да”. – “Это я тебя выпустила, я тебя вылечила. Помни же, что еще много невыпущенных, много невылеченных. Выпускай, лечи. Будешь?” – “Буду. Только как же вас зовут? мне так хочется знать”. – “У меня много имен. У меня разные имена. Кому как надобно меня звать, такое имя я ему и сказываю. Ты меня зови любовью к людям. Это и есть мое настоящее имя. Меня немногие так зовут. А ты зови так”. – И Верочка идет по городу: вот подвал, – в подвале заперты девушки. Верочка притронулась к замку, – замок слетел: “идите” – они выходят. Вот комната, – в комнате лежат девушки, разбиты параличом: “вставайте” – они встают, идут, и все они опять на поле, бегают, резвятся, – ах, как весело! с ними вместе гораздо веселее, чем одной! Ах, как весело!
Примечания
↑ 1) Вера Павловна
Вера Павловна Розальская – главная героиня романа. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещала пансион. Вера Павловна рано научилась хорошо шить. Уже в четырнадцать лет она шьет на всю семью, а в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. Вера Павловна весела и общительна.
Мещанская обстановка в родном доме гнетет Веру Павловну. Желая покинуть дом она выходит замуж за учителя своего брата – Лопухова, который любит Любит Веру Павловну. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах.
Вера Павловна открывает швейную мастерскую, которая вскоре стала очень успешным предприятием. Прибыль в мастерской распределяется между работницами.
Вера Павловна влюбляется в друга Лопухова – Кирсанова, который любит ее взаимно. Лопухов освобождает ее от семейных отношений и Вера Павловна находит свое счастье с Кирсановым.
Источник
Автор Ольга Серая На чтение 6 мин. Просмотров 1.4k. Обновлено 22 июня, 2020
Одной из композиционных частей романа Николая Чернышевского «Что делать?» являются сны Веры Павловны. Они очень важны в произведении. Фактически можно сказать, что эти сны многое проясняют в главной сюжетной линии романа. С другой стороны, они цельны сами по себе. Ведь Чернышевский использует прием сна для введения в текст своих философских размышлений о мире и его устройстве. Рассмотрим подробней смысл снов Веры Павловны, как они проясняют сюжет, и что автор говорит через эти сны читателям.
Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать?». Ее судьба отнюдь не была простой. Она воспитывалась в прилежной семье, получила хорошее образование, однако не имела права самостоятельно решать свою судьбу. Ее мать пытается выдать дочь замуж да быстрее. То общество больше всего гордилось богатым женихом и хорошим имением. Именно такого мужа подыскала мать для заведомо несчастной дочери. Но все обернулось к лучшему, когда Вере Павловне протянул на помощь руку некий студент, медик по будущему образованию Дмитрий Лопухов. Он пытается вырвать ее из этого домашнего попечения-заключения и пристроить на работу в гувернантки. Но, к сожалению, не все складывается так, как задумывал молодой человек. Ему приходиться воспользоваться планом Б: Лопухов делает предложение Верочке и таким образом спасает ее из будущего ада.
Накануне Вере Павловне сниться первый сон. В нем она нездорова и находится в подвале. Вскоре оковы спадают с нее, и Верочка чувствует себя намного лучше. Она оказывается возле поля, где с ней говорит незнакомая женщина – «любовь к людям». Незнакомка призывает ее на помощь другим, точно таким же заточенным женщинам. Этот сон был предвестником того, что Вера Павловна наконец-то выберется из домашней безысходности и получит свободу. Чернышевский в первом сне закладывает основы своей утопии. Это мир, где женщина больше не чья-то собственность, не просто красивая вещь, а настоящая личность. Все, что нужно для этого, – дать ей свободу и показать путь к мечте. Вера Павловна выходит с темницы этого жестокого мира. Символично, что она оказывается на поле. Это то место, где каждый год растет и зреет что-то новое. Пребывая в рамках старого мира, она совсем не знала людей. Она думала, что все они жестоки и холодны. Оказывается, кроме них, есть еще и другие, которых можно любить.
Во втором сне Вера Павловна видит своего мужа Лопухова и священника Мерцалова в поле. Они о чем-то горячо спорят и говорят о двух вариациях одной грязи: реальной и фантастической. Мужчины задаются вопросом: почему в реальной грязи произрастают колосья, а в фантастической – нет. В ходе философской беседы они приходят к выводу, что все дело в движении. Если грязь движется, то она способна что-то родить, если нет, то, соответственно, не имеет таких свойств. Далее они переходят на воспоминания о своем далеком прошлом. Мерцалов с грустью говорит о матери, которая всю жизнь пропахала на земле, дабы дать что-нибудь своим детям. Вера Павловна также вспоминает свою мать и понимает, что она старалась не меньше. Главная героиня прощает ей все проступки.
Во втором сне есть несколько интересных моментов. Во-первых, символический разговор о реальной и фантастической грязи. Что они символизируют? Реальная грязь – это образ бедных людей. Пока они трудятся на земле, они чего-то стоят в этой жизни. Такие люди вносят свою лепту в существование этого мира. А вот фантастической грязью являются богачи. Они только расточают то, что созидают бедные. В итоге стоят на месте и не обогащают общество. В них нет высшего благородия – труда. Чернышевский показывает вторую грань своей утопии. Для него идеальный мир – это место, где все люди работают и приносят этим хоть какую-то пользу. Интересно, что Ленин настолько полюбил идеи литератора-философа Чернышевского, что попытался воссоздать это идеальное общество в виде коммунизма.
Еще один ключевой момент из второго сна Веры Павловны – это образ ее матери. У нее больше нет обиды на мать за то, что та пыталась выдать ее замуж без согласия. Верочка понимает, что на самом деле мать любит ее, но она также родилась и выросла в таком обществе. Это оставило свой след на ее характере и образе жизни.
Третий сон помогает Вере Павловне разобраться в себе. Ей снится, что известная певица Бозио принесла дневник. Верочка понимает, что эта вещь принадлежит ей, хотя в жизни она никогда не вела дневников. Они вместе листают и прочитывают некоторые страницы. Много хороших слов звучит в сторону ее мужа. Она видит, что уважает этого человека, очень благодарна ему, но, к сожалению, не испытывает к нему более сильных чувств. Вера понимает, что пришло время сказать себе правду. Она никогда не любила своего мужа. Он был для нее опорой и главным человеком в ее жизни, но не любимым. Ведь это глубокое чувство Вера Павловна испытывает к другу Дмитрия Александру Кирсанову.
Этот сон повлиял на дальнейший сюжет романа: Вера и Кирсанов соединили свои судьбы. А что же подразумевает под ним Чернышевский? Он видит идеальный мир, где люди не должны жить вместе насильно, в этом он соглашается с русской поговоркой. Третий сон продолжает идеи первого, которые заканчиваются логическим выводом в четвертом сновидении Веры Павловны.
Заснув, Верочка видит женских покровительниц: богиню Афродиту, Астарту и Богоматерь. Все они символизируют женщину определенной эпохи. Каждая из них не была вольной распоряжаться своей судьбой. Над женщиной всегда был повелитель – мужчина. Чернышевский хочет поменять это, поэтому на сонном празднике к Вере Павловны подходит необычайно красивая женщина с вольным игривым взглядом. Главная героиня узнает в ней себя. Социальная роль будущей женщины меняется. Все общество живет по законам равенства. Конечно же, это утопия. Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» помогают более полно раскрыть сюжет произведения. Складывается впечатление, что автор оставляет кое-что за кадром и с помощью снов возвращает этот пазл на место. Без четырех снов, представленных в романе, теряется главная идея написанного. Всё произведение воспринималось бы совсем иначе, если бы сновидения не давали символический комментарий к тому, что происходит по сюжету. И все же мир Чернышевского обречен на провал, будущее это подтвердило. Но люди никогда не оставят попыток создать это идеальное общество хотя бы в одном из миров иллюзий.
Источник
Первый сон Веры Павловны
Описан в части XII главы 2 “Первая любовь и законный брак”.
Первый сон об освобождении женщин.
Вера Павловна освобождается из сырого, темного подвала, в котором она была заперта. Она очутилась в поле, бегает, резвится. Ей встречается Любовь к людям, в образе женщины. После разговора с этой женщиной Вера Павловна освобождает других девушек, запертых в подвалах.
Второй сон Веры Павловны
Описан в части III главы 3 “Замужество и вторая любовь”.
Второй сон о реальной грязи, которая хорошая, из которой рождается урожай, и о гнилой грязи, которая ничего не рожает. О важности труда и движения. О добрых и злых людях.
Третий сон Веры Павловны
Описан в части XIX главы 3 “Замужество и вторая любовь”.
Третий сон о дневнике Веры Павловны, из которого она понимает, что любит Кирсанова, а не мужа (Лопухова).
Четвертый сон Веры Павловны
Описан в части XVI главы 4 “Второе замужество”.
Четвертый сон о людях будущего, об эпохах развития человечества.
Герои романа
↑ Вера Павловна
Вера Павловна Розальская — главная героиня романа. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещала пансион. Вера Павловна рано научилась хорошо шить. Уже в четырнадцать лет она шьет на всю семью, а в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. Вера Павловна весела и общительна.
Мещанская обстановка в родном доме гнетет Веру Павловну. Желая покинуть дом она выходит замуж за учителя своего брата – Лопухова, который любит Любит Веру Павловну. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах.
Вера Павловна открывает швейную мастерскую, которая вскоре стала очень успешным предприятием. Прибыль в мастерской распределяется между работницами.
Вера Павловна влюбляется в друга Лопухова – Кирсанова, который любит ее взаимно. Лопухов освобождает ее от семейных отношений и Вера Павловна находит свое счастье с Кирсановым.
Кирсанов
Кирсанов Александр Матвеич — второй муж Веры Павловны, друг Лопухова. У Кирсанова “русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны”. Он обладает большой физической силой.
Кирсанов сын писца уездного суда. Уже с 12 лет он помогал отцу в переписывании бумаг, а с 4-го класса гимназии стал давать уроки. Кирсанов окончил Медицинскую академию, работает в госпитале и возглавляет кафедру.
Кирсанов влюбляется в Веру Павловну, в то время, жену Лопухова. Он находит повод и надолго исчезает из их дома, боясь потревожить покой семьи друга. Через некоторое время Кирсанов возвращается чтобы излечить Лопухова от болезни. В это время они сблизились с Верой Павловной и между ними возникла любовь.
Лопухов освобождает Веру Павловну от брака. В конце романа Кирсанов и Вера Павловна женятся и живут счастливо.
Лопухов
Лопухов Дмитрий Сергеич — первый муж Веры Павловны, близкий друг Кирсанова. Лопухов сын рязанского помещика. Окончил гимназию, зарабатывал давая уроки.
Лопухов влюбился в Веру Павловну и добился брака с ней. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах. До брака с Верой Павловной Лопухов учился в Медицинской академии. После брака вынужден оставить учебу, не получив диплома.
Со временем Лопухов осознал, что Вера Павловна любит его друга Кирсанова. Тогда Лопухов имитирует самоубийство и уезжает в Америку, освободив Веру Павловну от брака. После женитьбы Кирсанова и Веры Павловны он возвращается под именем Чарльза Бьюмонта и женится на Кате Полозовой. Лопухов раскрывает свой поступок бывшей жене и другу. Обе семьи поселяются рядом.
Рахметов
Рахметов родом из знатной богатой семьи. Несмотря на это он ведет аскетичный образ жизни. Рахметов ведет самый суровый образ жизни, закаляет тело и силу воли. Рахметов даже спал на гвоздях, чтобы закалить себя.
Подробнее: Образ Рахметова в романе Что делать? Н. Г. Чернышевского.
Мерцалов Алексей Петрович
Священник, знакомый Лопухова. Окончил курс в Духовной академии. Отец Мерцалова – дьячок губернского города. Отец занимался переплетными работами, часто выпивал. В доме постоянно не хватало куска хлеба. Мать Мерцалова зарабатывала сдачей внаем своей квартиры семинаристам.
Розальская Марья Алексевна
Мать Веры Павловны. Зарабатывает сдачей денег под залог. Мечтает выдать дочь замуж за состоятельного человека, чтобы разбогатеть. Груба, имеет властный характер. Тиранит мужа и дочь.
Сторешникова Анна Петровна
Мать Михаила Сторешникова. Хозяйка дома, где живет семья Веры Павловны. Она была против брака своего сына Михаила с Верой Павловной, считая его неравным.
Источник