Оздоровительная гимнастика после сна ходьба по массажным дорожкам

Оздоровительная гимнастика после сна ходьба по массажным дорожкам thumbnail

Галина Кузнецова
Оздоровительная гимнастика после пробуждения и хождение босиком по массажным коврикам

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. И формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья.

Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако, после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и т. д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.

Задачи гимнастики после сна:

увеличить тонус нервной системы;

укрепить мышечный тонус;

способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;

способствовать профилактике простудных заболеваний;

развитие физических навыков;

сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.

Правила проведения гимнастики пробуждения

Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С.

Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребёнка к занятиям.

Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а также подъёмы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.

Типы упражнений

упражнения сразу после пробуждения — в кровати;

занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);

корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр. ;

дыхательная гимнастика.

Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений.

Здоровый образ жизни включает в себя такую составляющую, как закаливание. Закаливаются разными способами. Например, можно ходить босиком.

Ходьба босиком – это охлаждение ступней, что рефлекторно воздействует на слизистую оболочку носа, приводит к резкому снижению её температуры и может вызвать простуду. Поэтому приучать себя к ходьбе босиком надо постепенно, ежедневно увеличивая время процедуры.

Зачем ходить босиком?

Если сделаете всё правильно, то получите оздоравливающий эффект: слизистая носоглотки постепенно адаптируется к подобного рода воздействиям, её температура перестанет снижаться, поэтому и признаков простуды не появится, а будет только польза.

На одном сантиметре кожи ступни располагается гораздо большее количество рецепторов, чем на любом другом участке тела. Поэтому местное закаливание ног способствует общему укреплению организма, повышению иммунитета и сопротивляемости перед вирусами и простудными заболеваниями. Ходьба босиком может предупредить развитие болезней сердца. При хождении босыми ногами стабилизируется нервная система. Кроме того, при соприкосновении босой ступни с поверхностью происходит интенсивный массаж всей стопы. Также хождение босыми ногами — это профилактика заболеваний венозной системы, поэтому ходить босиком полезно для женщин, которые много времени проводят в узкой обуви на каблуке. Ещё ходьба босиком – способ снизить риск такого заболевания, как грибок стопы, который живёт только во влажной среде.

Для детей ходить босиком по траве полезно с целью профилактики не только простуды, но и плоскостопия, так как стопа не зажата со всех сторон. Поэтому ходьба босиком рекомендована детям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Как правильно и где ходить?

Приучать себя к ходьбе босиком необходимо постепенно. Особенно это важно для детей и людей с ослабленным иммунитетом. Лучше всего начинать закаливание летом с ходьбы по полу в помещении. Сначала можно надевать хлопчатобумажные носки и ходить не более 10-15 минут. Потом время процедуры следует постепенно увеличивать на пять минут ежедневно и довести до одного часа. Дома можно ходить на специально подготовленной площадке с галькой, песком, использовать для тренировок воду с добавлением морской соли. После домашней подготовки можно отправляться на прогулку на свежий воздух. Лучше всего — летом.

Но не стоит ходить без обуви по асфальту. Это не лучший вариант для воздействия на рецепторы стоп. Можно отправиться в парк, в лес, в любую зелёную зону города, на приусадебный участок или на пляж. Неровная поверхность отлично тренирует и укрепляет ноги. Не следует ходить по высокой траве, так как это излюбленное место клещей, к тому же там не видно острых предметов. Также не стоит гулять босиком поздно вечером и по осенним листьям. После прогулки можно устроить ногам контрастный душ, завершив процедуру тёплой водой. Обязательно после прогулки надо хорошо вымыть ноги со щёткой и нанести питательный крем. Это нужно для того, чтобы стопа не сохла, предотвратить появление трещин. В холодное время года можно продолжить хождение босиком дома.

Внимание!

Как и при любом другом методе закаливания, прежде чем начинать ходить босиком, проконсультируйтесь с врачом. Есть заболевания, при которых закаливание ног не рекомендуется.

И соблюдайте основные правила оздоровления: систематичность тренировок и постепенное увеличение нагрузки

Источник

Елена Райкина
Гимнастика для пробуждения после дневного сна

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневногосна состоит из нескольких частей:

разминочные упражнения в постели;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);

выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика);

ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);

игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст). Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Гимнастика для пробуждения после дневного снаОздоровительная гимнастика после сна ходьба по массажным дорожкамОздоровительная гимнастика после сна ходьба по массажным дорожкамОздоровительная гимнастика после сна ходьба по массажным дорожкам

Комплексы оздоровительной гимнастики

после дневного сна

№1

«Побудка в кровати»

Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению.

Реснички поднимаются,

Глазки открываются.

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным крепко спали.

Но уже звенит звоночек,

Ты вставай скорей дружочек.

Одеяло убери и зарядку ты начни.

«Потягивание»

Потягивание лежа на спине. Выполнять произвольно.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (0,5 мин.)

Руки мы поднимем вверх

И потянемся теперь.

Ведь вы спали и росли

Во какие молодцы.

«Самомассаж»

Чтобы все мы не болели,

Сделаем массаж умело.

(Дети делают массаж: Поглаживают шею ладонями сверху вниз, указательными пальцами растирают крылья носа, пальцами поглаживает лоб от середины к вискам, раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массируют уши) (0,5 мин.)

«Кошечка»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (5-6 раз).

Серенькая кошечка

Сердиться немножечко,

Мы дадим ей молочка

Станет ласковой она. Встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» -спина круглая, голову опустить как можно ниже; «Кошечка ласковая» -прогнуть спину, голову приподнять.

«Клубочек»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, развитие координаций движений. (5-6 раз.)

На полу лежит клубок,

Нету рук и нету ног.

Я поднять решил клубок, он помчался на утек. И. п. – Лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –прижать колени к животу и обхватить их руками. 2 – вернуться в и. п. (4-6 раз)

Встанем у своих кроваток и продолжим мы зарядку.

«Лягушки»

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Скачут весело лягушки

Возле леса на опушке.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. Прыжки на обеих ногах (на носках).

Прыжки с пятки на носок, следить за осанкой.

«Веселая ходьба»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин.)

Мы веселые ребята,

Любим весело шагать.

Спортом любим заниматься,

Никогда не унывать. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Одна рука вверх, другая вниз (делаем махи руками).

Упражнение на дыхание «Хохотушки»

Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

(Вдох через нос, рот закрыт; выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха»). (3-4 раза).

Ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование правильной осанки, развитие координаций движений, укрепление мышечного аппарата стоп.

По дорожке мы пойдем,

Дружно вместе босиком.

Камушки морские тоже,

Для здоровья всем помогут,

Помассируют вам пятки,

Будет все у вас в порядке.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

№2

«Побудка в кровати, потягивание».

Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению. (0,5 мин.)

Вы ребятки просыпайтесь,

Свои глазки открывайте.

Солнце светит нам в окно

И проснетесь вы легко.

Руки к солнцу поднимите,

А потом их опустите.

Потянулись, все проснулись

И друг другу улыбнулись.

«Ветерок»

Цель: укрепление мышц шейного отдела позвоночника. (5-6раз)

Ветер, ветер, ветерок,

Ты подуй на нас дружок. И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

«Жук»

Цель: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, пресса. (0,5 мин)

Наш жучок упал с цветка,

Не поднимется никак. И. п.: Лежа на спине. Болтать в воздухе руками и ногами.

«Радуга»

Цель: укрепление мышц нижних конечностей, пресса. (3-4 раза)

Дождь прошёл и красота,

В небе чудо ворота. И.п: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо, и справа налево. Повторить то же самое левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

«В лес»

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки. (1 мин.)

В лес пойдем дремучий мы.

Нам преграды не страшны.

Вместе их преодолеем

Мы бояться не умеем. И. п.: спина прямая.

Ходьба на месте.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

«Грибы»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин)

По тропинке мы пошли

И грибов полно нашли.

Наклонись скорей дружок,

Набери их в кузовок. Ходьба на месте.

Наклоны вперед, вниз, не сгибая колени.

«Мотылек»

Цель: укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. (3-4 раза)

Я веселый мотылек,

Прилетел я на цветок.

Быстро крыльями махал

И нектар я собирал. Выполнять махи руками.

Присесть, обнять руками колени.

Встать, выпрямить спину.

Упражнение на дыхание «Дровосек»

Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

И.п: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз).

Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Ходьба босиком на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

Источник

Гимнастика после сна.

Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей.

Задачи:

• Повысить жизненный тонус

• Совершенствовать и развивать координацию движений;

• Укреплять опорно-двигательный аппарат;

• Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры, дыхательные упражнения.

Эффективность

Как влияет бодрящая гимнастика на здоровье детей:

• гимнастика пробуждения поднимает настроение, укрепляет нервную систему детей с психическим нарушением

• дыхательная гимнастика улучшает работу дыхательной системы, уменьшает риск заболевания дыхательных путей

• поглаживающий массаж укрепляет мышечный тонус, улучшает и усиливает физическое развитие

• коррекционные упражнения, ходьба по массажной дорожке для профилактики плоскостопия, сколиоза, исправления осанки.

Создать положительную эмоциональную атмосферу, т. к. настроение ребёнка может зависеть и от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которая создаётся нами (воспитателями) в группе, и от состояния здоровья ребёнка.

В функции воспитателя в организации бодрящей гимнастики после дневного сна входят:

– обеспечить гибкий двигательный режим.

обеспечить постепенное пробуждение детей.

Другие упражнения выполняются с учётом индивидуального самочувствия детей.

При нежелании ребенка проводить гимнастику его не беспокоить, тактично выяснять причину.

Используемая литература:

Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Доскин В. А. «Растём здоровыми».

Остапенко. Л. В. «Оздоровительная гимнастика для дошкольников.» Приложение

Июнь.

1 неделя. Комплекс №1 «Весёлый котёнок»

1. Лёжа в кровати. Тянем ручки, тянем ушки, ручкой облака достали, и немного выше стали.

2. Чтоб головку разбудить надо шейкой покрутить. Повороты головой вправо, влево.

3. «Велосипедисты» движения ногами, как будто езда на велосипеде.

4. А куда же делись ножки?

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали. Бег на месте.

Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхательное упражнение. Улыбнулись, потянулись. Улыбку вдыхаем, капризки выдыхаем.

Комплекс № 2

Гимнастика в постели.
«Потягивание». И. п. – из позиции «лежа на спине» в кровати.
1.На вдохе левая нога тянется пяткой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».
2.Правая нога тянется пяткой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
3.Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
Профилактика плоскостопия.
Физкультминутка. 
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий,
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Хождение босиком по оздоровительной дорожке.
Профилактика нарушений осанки.
Ходьба с плоской игрушкой, лежащей на голове. Руки на поясе, спина прямая, смотреть прямо. «Пройти, не уронив игрушку». (1-2 мин.)

Дыхательные упражнения:
«Подуем на плечо». И. п.: о. с., смотреть прямо перед собой, руки на пояс. Выполнить вдох через нос и повернуть голову в правую сторону, выдох (губы трубочкой) — подуть на плечо. То же выполнить в левую сторону. 

 «Цветок распускается». И. п.: стоя, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно подниматься на носки, потянуть руки вверх и в стороны — вдох («цветок раскрывается»), вернуться в и.п. (выдох).

2 неделя. Комплекс №3 «Утята».

1. Наши ребята как утята отправляются купаться к озеру. Сгибаем ноги в коленях и поочередно потопаем ими по кровати 5 раз

2. На пути утятам попадается велосипедист. Лёжа, попеременное вращение ногами.

3. Дошли утята до железной дороги, видят дорога перекрыта шлагбаумом. (дети поднимают и опускают прямые ноги 5 раз).

4. Подошли утята к озеру. А на озере растут цветы – лотосы (дети садятся в позу лотоса через стороны поднимают руки над головой, делают глубокий вдох). (3 раза)

Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

Комплекс № 4 «Лесная прогулка»

Для начала мы с тобой 
Повращаем головой
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх,
И опускаем дружно вниз.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять,
А теперь мы дружно все, 
За грибами в лес пошли,
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз, два, три,
Их в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо в спинке бы прогнуться

За дровами мы идем, 
И пилу с собой несем,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку.
Их разрубим на дощечки.
А теперь их соберем, 
И в сарайчик отнесем.
После тяжкого труда

Надо отдохнуть всегда.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Все так весело шагали,
Не споткнулись, не упали,
От прогулки раскраснелись,
Молочка попить уселись.

Лежа в кровати повороты головой влево,

Вправо по тексту.

Руки прижаты к туловищу, поднимаем и

опускаем плечи.

Встают около кроватей.

Приседания, руки на поясе.

Наклоны вперед.

Руки на поясе, прыжки на месте.

Руки на поясе, прогибаемся назад.
Выходят из спальни и идут по

оздоровительной дорожке.

Изображают движение «пильщиков».

Дети «колют дрова».

Наклонились, «собирают».

Вытирают пот рукой со лба.

Идут с высоким подниманием колен.

Дети идут, перешагивая через предметы,

 разложенные на полу.

Дыхательные упражнения: 

«Вырасту большой». И. п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х».

«Сердитый ёжик». Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р».

3 неделя. Комплекс №5

1. Лёжа в кровати. Ноги длинные, короткие. Ноги выпрямили, согнули.

2. Лёжа в кровати на спине. «Ладушки»- соединяем ступни ног, разводим в стороны.

3. «Котята виляют хвостиком» стоя на четвереньках, повороты таза вправо, влево.

4. А теперь мы с вами зайки, из кровати вылезай, становитесь босиком и попрыгайте легко.

5. Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

6. Дыхательное упражнение. Носиком вдохнули, ротиком подули. Здоровье вдыхаем, болезни выдыхаем.

Комплекс №6 «Мы дружные»

Упражнения в кровати

1. «Мы проснулись» И. п.: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. В.: 1 – поднять прямые ноги и руки вверх перед грудью. 2 – развести руки и ноги в стороны. 3 – свести ноги и руки перед грудью. 4 – вернуться в исходную позицию. (повт. 4 раза, темп умеренный)

2. «Мы умелые» И. п.: лежа на животе. В.: 1-2- ноги согнуть в коленях, руками ухватиться за щиколотки, прогнуться. 3-4 – вернуться в исходную позицию. (повт. 4 раза)

3. «Мы ловкие» И. п.: сидя, ноги прямые вместе, руки на плечах. В.: 1-2 – наклон вперед. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. 4раза)

4. «Мы выносливые» И. п.: сидя, ноги прямые вместе, руки на плечах. В.: 1-2 – поднять прямые ноги вверх, одновременно поднять руки вверх. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. 4 раза)

4 неделя. Комплекс №7 «Мышки»

1. Мышки глазки открывали и зарядку делать стали: моргание ресницами, поворачивая голову вправо, влево.

2. Мышки лапки поднимали, а потом их опускали. Поднимание и опускание прямых рук.

3. А потом они игрались на животике качались: лёжа на животе руки и ноги тянем вверх и выполняем качание на животе.

4. Дружно мышки все вставали. ловко, ловко прыгать стали.

Ходьба по корригирующим дорожкам, умывание.

Дыхательное упражнение. Мышки нюхают цветы: носиком вдохнули ротиком подули.

Комплекс № 8 «Любимые игрушки»

Упражнения в кровати.

1. «Веселый карандаш» И. п.: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. Поднять обе ноги и в воздухе нарисовать, кто что захочет (на счет 1-7, 8 – и. п. (повт. 3 р.)

2. «Ванька-встанька» И. п.: сидя «по-турецки», руки на коленях. Раскачиваются влево-вправо по 4раза в каждую сторону.

3. «Мяч» И. п.: сидя, упор рук сзади. 1-3 – поднять таз. 4 – вернуться в и. п. (4 р.)

4. «Пирамидка» И. п.: сидя на коленях, руки опущены. 1-4 – медленно подняться на колени, руки через стороны вверх, соединить ладошки. 5-8 – медленно вернуться в и. п. (повт. 4 раза)

Июль.

1 неделя. Комплекс № 9 «Солнышко»

1. Солнце смотрит нам в окошко, просыпайся поскорей. Поднять руки вверх помахать ими, показать, что дети проснулись.

2. «Помашем солнышку» лёжа на спине. Руки в стороны, на грудь, вверх потрясти, в и. п.

3. «Поиграем с солнышком» поднимание ног и рук, задеть пальчики ног вернуться в и. п.

4. «Жуки греют лапки» дрыганье руками и ногами.

Ходьба по корригирующим дорожкам, умывание. Дыхат. упражнение. «Ах!» вдыхаем носом, на выдохе произносим «Ах!» с задержкой дыхания.

Комплекс № 10

Скучать зарядка не дает,
Начинаем просыпаться, 
И зарядкой заниматься.
Руки вверх, набрали воздух,
Выпускаем на счет три,
Тянем руки высоко,
Дышим плавно и легко
Ноги надо нам размять
Раз, два, три, четыре, пять
Мы как будто побежим, 
И ногами зашумим

На бок резко повернулись,
До колена дотянулись,
На другой бочок –
Еще делаем свободно и легко.
Вот в кровати мы размялись,
Тихо, дружненько встаем,
И свободною походкой
Мы по спаленке пойдем,
Руки спрятали за спину,
Наклонились три-четыре

Сели-встали, сели-встали,
По дорожке побежали.
На дорожке есть преграды,
Будем брать мы баррикады.
Ноги выше поднимай,
Не спеши, не отставай.
Руки, ноги и живот,
Скучать зарядка не дает.

Через нос набирают полные легкие

воздуха и на три счета резкими

 движениями его выпускают.

Спокойное, ровное дыхание.

Носки ног от себя, к себе.

Движение «велосипед».

Лбом касаются колена.
То же самое.

Шагают около своих кроватей.

Наклоны вперед – выпрямиться.

Идут по оздоровительной  дорожке.

Дыхательные упражнения: 

«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).

«Поезд». Ходить, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух-чух».

2 неделя. Комплекс № 11 «Кошечки»

1. «Кошечка, кошечка, выгляни в окошечко». Руку ко лбу (как будто смотришь в даль) и повороты головы вправо, влево

2. «Кошечки, кошечки покажите лапочки». Поднять руки в стороны, вверх, опустили.

3. «Кошечки, кошечки покажите хвостики» стоя на коленях повороты таза вправо, влево.

4. «Кошечки, кошечки попрыгай

те как зайчики» прыжки на двух ногах возле кровати.

Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. Носиком вдохнули, ротиком подули. Здоровье вдыхаем, болезни отпускаем.

Комплекс № 12

Гимнастика  в постели.
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцами в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
Профилактика плоскостопия. Хождение по оздоровительной дорожке.

Дыхательные упражнения:
«Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).

«Здравствуй солнышко». И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в сторону, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и. п.

3 неделя. Комплекс № 13 «Силачи».

1. Чтобы сильными стать, надо руки тренировать. Поднимать и опускать. Сжать кулак, поднять руки вверх, разжать опустить.

2. Чтобы ноги были сильными будем их тренировать. Поднимание ног, руки прижаты к туловищу.

3. Повернулись на бочок, и свернулись все в клубок, как ёжики колючие.

4. А теперь все дружно встанем, становитесь босиком, и попрыгайте легко.

5. Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. Улыбнулись, потянулись.

Комплекс № 14 «Путешествие в лес».

Упражнения в кровати

1. «Дождь в лесу» И. п.: лежа на спине. В.: поднять руки вверх и постепенно опустить кисти, произнося: «Кап-кап-кап» (повт. 4 раза)

2. «Хруст веток» И. п.: то же. В.: сгибать и разгибать руки и ноги в локтях и коленях (повт 4 раза).

3. «Желуди» И. п.: то же. В.: перекатывание со спины на правый, а затем на левый бок (по 4 раза в каждую сторону).

4. «Березы и дубы» И. п.: то же. В.: поднимание прямых ног, прижатых друг к другу. Разведение поднятых ног в стороны. Вернуться в и. п. (повт. 4 раза).

4 неделя. Комплекс № 15. Паучки.

1.  «Потянулись» лёжа на спине, руки вытянуть, 1.2.3. вернуться в исходное положение. 2. «Паучок устал» лёжа на спине, вытянуть руки ноги в стороны, потянуть на счёт 1,2,3 –вернуться в исходное положение. 3. «Плетём паутину» лёжа шагаем ногами, по кровати к средине и обратно, руки вдоль туловища. 4. «Плетём паутину» сидя, ноги разведены, ходьба ладошками по кровати. 5. Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

Комплекс № 16. «Виды спорта»

Упражнения в кровати

1. «Гимнасты» И. п.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. В.: 1 –поднять прямые ноги вверх, руки в стороны. 2 – развести ноги в стороны. 3 – ноги вверх. 4 – вернуться в и. п. (повт. 4 раза).

2. «Пловцы» И. п.: лежа на животе, руки под подбородком. В.: 1-2 – поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. 4 раза).

3. «Футболист» И. п.: лежа на спине, руки в стороны. В.: 1 – согнуть в колене правую ногу, 2-3 – бить правой ногой по воображаемому мячу. 4 – вернуться в и. п. Повторить движения левой ногой. Повт. по 3 раза каждой ногой.

4. «Атлеты» И. п.: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе. 1-2 – правую (левую) ногу отвести в сторону-вверх, держа голову прямо. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. по 3 раза каждой ногой).

Август.

1 неделя. Комплекс № 17 «Транспорт»

1. «Вертолёт» лёжа на спине одновременное скрещивание рук и ног.

2. «Паровоз» сидя на кровати, руки согнуты ноги тоже. Двигаемся на ягодицах вперёд, назад.

3. «Самолёты» стоя на коленях, руки в стороны. Повороты туловища и рук в право, влево

4. «Парашютисты» сидя на пятках, руки на коленях. Поднять руки вверх сомкнуть пальцы, опустить

5. Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание. Дыхательные упражнение. «Самолёты»

Комплекс № 18 «Бодрость»
Эй, ребята, что вы спите?
Просыпайтесь, не ленитесь!
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна –
Помогает здорово.

Смотрим вправо, смотрим влево,
Наклони головку вниз.
Смотрим вправо, смотрим влево,
В потолочек оглянись.

Сядем ровно, ножки вместе,
Руки вверх и наклонись:
Наклонитесь, подтянитесь,
Ножки слушайтесь, не гнитесь.

А теперь тихонько сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, оглянулись
И на тапочки наткнулись.

Сжали пальчики, раскрыли,
Много раз так повторили,
Выполняйте поскорее-
Станут пальчики сильнее.

Руки словно два крыла,
Шагом марш вокруг стола
Прямо к водным процедурам,
А потом и за дела.

2 неделя. Комплекс № 19

1. «Потянулись»- лёжа на спине, руки вытянуть за голову, потянуться.

2. «Колобок»- лёжа на спине. На счёт 1,2,3, группировка (подтянуть колени к груди, обхватить) на счёт 4 вернуться в и. п.

3. «Рыбки»- лёжа на животе, руки под подбородком. На счёт 1,2,3, ноги развести в стороны, дрыганье. на счёт 4 вернуться в и. п.

4. А теперь все дружно встанем около кроватки, и попрыгаем легко на двух ногах.

5. Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

Комплекс № 20 «Лето-босоножка»

Лето, лето- босоножка,
Покажите мне ладошки.
Опускаем их легко.
Поднимаем ноги высоко
Раз- поднять, два- опустить,
Три, четыре –  не грустить – улыбнулись
Мы за лето повзрослели:
Подросли и загорели,
Плавали в реке, на море,
И играли на просторе:
В «Кошки-мышки», «Чехарду»
И в любимую игру
В лес ходили и в поход,
Замечали дня «заход»

За цветами наблюдали 
И как пчелы все жужжали:
На лугу, среди цветов,
Делали разминку
Кашка, мак и василек
Наклоняли спинку
Свежий ветерок подул,
Набежали тучи
И неведомо зачем
Хлынул дождь плакучий
Кап-кап, кап-кап,
Мокрые дорожки,
Не боимся мы дождя,
Разминаем ножки
Дождь покапал и прошел,
Солнце в целом свете –
И взрослые и дети.
Лето, лето-босоножка,
Покажи домой дорожку.

Поднять руки вверх, ладошки от себя и покрутить ими.

Руки вдоль туловища. 
Отрывают одновременно обе ноги на 15-20 см от

кровати.

Поглаживают себя по  животу.
Перевернулись на живот.
Плавательные движения руками и ногами в кровати
Сели в кроватях

Наклоны вперед, касаясь руками пальцев ног.

Встают с кроватей и произнося звук ж-ж-ж

Руки на поясе, наклоны вперед

Дуют, изображая ветер

Пальчиком по ладошке, отбивают ритм дождя.

Идут по оздоровительной дорожке с препятствиями

Дождю «спасибо» говорят,

Дыхательное упражнение:

 «Ушки». И. п.: о.с., смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухоидет к левому плечу — тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами.

3 неделя. Комплекс № 21

1. Лёжа на спине. Шагание ногами по кровати к ягодицам и обратно.

2. Лёжа на спине. Согнуть колени, шлёпание ладошками по коленкам.

3 Сидя. Хлопки впереди и за спиной.

4. Стоя на коленях. Поворот вправо-улыбка, поворот влево- улыбка. (улыбнитесь друг другу).

5. Ходьба по корригирующим дорожкам. Обширное умывание.

Дыхат. упражнение «Петушки» взмах руками вверх, вдох. Опускание рук, выдох со словом «Кукареку»

Комплекс № 22. «Просыпаемся и улыбаемся»
Глазки открываются,
Реснички поднимаются. (Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются.(Поворачивают голову вправо – влево.)
Дышим ровно, глубоко
И свободно, и легко.(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка –
Как она нам помогает,
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет.(Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем,
Руки выше поднимаем.(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно – сильно потянись.
Солнцу шире улыбнись!(Вытянув руки, потягиваются)
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец – то мы проснулись!
Добрый день!
Пора вставать!
Заправлять свою кровать.

4 неделя. Комплекс № 23

1. Лёжа на спине. Поднять руки, ноги и касание руками пальчиков ног.

2. Лёжа на спине. Обхватить руками ноги, покачаться.

3. Сидя поочерёдное поднимание рук и складывание их за голову.

4. Сидя в кровати, руки согнуты, ноги тоже. «Паровоз»- двигаемся по кровати на ягодицах, вперёд и обратно.

5. Ходьба по корригирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. «Надуваем шарик, спускаем» Вдох, и медленное выдыхание с шипением.

Комплекс № 24. «Поднимайся детвора»
Поднимайс