Отзывы полеты во сне и наяву

Отзывы полеты во сне и наяву thumbnail

Отзывы полеты во сне и наявуНаписать отзыв

1983, СССР, Украина, IMDb: 7.6

Фото пользователя

Отзывы полеты во сне и наяву

Рецензия «Афиши»

9

Сереге Макарову (Янковский) настал сороковник. Вместе с ним ему пришел какой-то полный абзац в виде осточертевшей работы, нелюбимой жены, безразличной любовницы, серого свитера, джинсов, друга (Табаков), с которым можно за пьяной яичницей спеть про синий троллейбус, и женщины (Гурченко), к которой еще можно, но уже почти не имеет смысла заваливаться в шесть утра.

Янковский соединил костюмированное шутовство Мюнхгаузена с элегантной обреченностью влюбленного по собственному желанию и в результате изобразил главный подрывной мужской характер восьмидесятых годов. Он призывно вытягивал губы, ввязывался в драки на запасных путях, нервировал кинорежиссера Михалкова Н.С., притворялся мертвым с большой дыней под мышкой и, словно Дух Божий, носился над водами под леонтьевские «деревянные качели — расписные карусели». Подрывая основы социалистического общества (которое в этом фильме было абсолютно идентично по повадкам обществу буржуазному), он сам подорвался на мине замедленного действия, имя которой — Возраст, а фамилия — Жизнь. Роман Балаян жестко намекнул, что от этих вещей не откупишься воплем «Кукареку!» и от них не зароешься иголкой в стогу мокрого сена.

Отзывы по рейтингу пользователя

5

Хороший плохой парень

Эгоистичный шутник и циник с чрезмерно развитым воображением, которого обожают, кажется, абсолютно все окружающие женщины, аккурат перед своим юбилеем настигнут накопленной за 40 лет не самой благостной жизни кармой. Жена выгоняет, подруга не понимает, коллеги осуждают, а друзья не доверяют. “Лишний человек” в провинциальном советстком городе – Серёжа – интересно, кем бы он стал 30 лет спустя, как бы он встретил своё 70-летие???

5

Глубокий фильм с Олегом Янковским про кризис среднего возраста. Мне он напоминает “Над пропастью во ржи” Селинджера, только здесь вместо подростка взрослый мужик. Но проблема та же – неопределённость в жизни, бесцельность существования, бесперспективность своего положения.

9

Олег Янковский исполнил одну из самых своих сильных и трагических ролей. Его главный герой Серёжа попадает в яму, которую нас учат копать с малых лет. Яма счастья завтрашнего дня.
И что остаётся делать, когда всё есть? И жена, и любовница, и дочь, и работа. Только ощущения того, что всё это настоящее уже нет. Осталась лишь неизбежная клаунада в цирке, где все вокруг друг друга любят, и никто взаимно, и никто искренне, потому что искренность страшна, как ужасна правда. И мир этот вдруг так внезапно истерзан лицемерием. А вокруг уже осень. Жизни осень. И воздушный змей, нарисованный на смятом письме маме. Маме – первой истине и единственной, над которой не властны годы бессмысленных копаний и тревог. Не найти на это времени ни в будни, ни в праздники. Не добраться туда ни машиной, ни поездом. В жизни весну.. И ни осталось ничего. Лишь нарисованная правда на смятом клочке жизни.

9

Это мой любимый фильм. Это гениальный фильм! Во первых этот дух совка, которым он пронизан, во вторых главный герой – это Печорин 100 лет спустя. В третьих это музыка (очень похоже на Артемьева, но нет..). Вобщем, это надо увидеть. Словами не передать и капли происходящего на экране.

9

Моей маме 73 года, передам здесь ее мнение об этом кино, поскольку сама она в соцсетях не пишет. Фильм сейчас посмотрела со мной в первый раз (почему-то раньше он ей на глаза не попадался). “Жалко мужика, умный и сильный, а так себя и не нашел. Жена глупо себя повела. А чувство серьезное у него только к дочке”.

9

После просмотра старого советского фильма такого уровня остается только дивиться примитивизму современных кинокартин. Думаю, что раньше в нашем обществе было другим отношение к литературе, соответственно и к качеству сценариев. Режиссер воспринимал фильм как искусство, и соответствующие требования предъявлял к истории. Культура слова имела значение. Те времена ушли. Россия потеряла способность производить высококачественный контент, когда во главе угла оказались деньги. Мы же привыкли зарабатывать на процессе, а не на результате. И в кино то же самое: «лучше» своровать на стадии производства, чем заработать конечным продуктом. Без возрождения института автора, без популяризации роли созидателя в обществе мы не выберемся. Если уж говорить о национальной идее – то вот она: сотворить стоящую вещь круче, чем тупо заработать на чем попало.

9

Рисуя образы персонажей, сценарист обязан понять их прошлое и настоящее, но никак не будущее. Чем резче автор оборвет свое видение героя в финальном плане, тем больше простора для мысли он оставит зрителю. Если образ сильный, а у Янковского он очень сильный, зритель неминуемо использует его продолжающую литься энергию для извлечения идеи из своей головы – самой важной для него на текущий момент. О такой встрече образа и идеи режиссер должен заботиться ближе к концу. «Только расслабленное тело способно излучать силу». Так, например, я вижу то, что оставил мне увидеть сценарист, в финальной сцене запустив героя внутрь стога сена.

9

Все-таки Янковский в фильмах совсем не то, что в театре. Бежит, останавливается, говорит что-то с ухмылочкой – и сразу у женщин сердце открывается, у мужчин – многозначительно констатирует: “Ты прав, брат, ждут они нас, ой как ждут!” В театре так не получится: заскочить на кухню, увидеть кастрюлю и женщину, схватить ложку с оливье и перехватить десятку денег “до получки”. В театре бытовой мужской блицкриг не изобразить – режиссеры перед лицом публики очень серьезно выводят мизансцены. Олег Иванович в жизни тоже был серьезен, только глазами улыбался в интервью, а вот в кино врос настоящим, безжалостным. На нем обламывалась любая ложь – сценаристов, режиссеров, эпохи. С чем сравнить ту сцену в телефонной будке, где он жует батон? Это – явление! Я все свое огромное самолюбие продал за это состояние номер 14-бис, и пусть на смертном одре у меня теперь не будет и пяти копеек, но бродяге и не нужно никакое смертное одро. Я, друзья, парю в космосе, с тех пор как увидел эту сцену. Кто же Он, кто приходит к нам на волне памяти, с рубежа 70-80-х, мечущийся, но не мятежный? Как Его нашли сценаристы? Может быть, они начали с вопроса: “Чего хотят женщины?” Да будет известно нашим зрителям: по законам эволюции, среди мужских особей выживают сережи, а не николайпавловичи. Бродяги, а не держатели стола. Право держать и держаться за материальные предметы мы должны предоставить женщинам, а сами не будем превращаться в свою противоположность. Женщины хотят спокойствия, но инстинктивно стремятся рожать от бродяг; в этом состоит их мегадраматический внутренний конфликт. И когда мы с вами вдруг зачем-то будем думать о зрительницах, давайте сделаем ставку на женский эволюционный инстинкт. И сделаем им подарок на Восьмое Марта. Или – как получится.

Читайте также:  Сонник узнать во сне о своей беременности

9

Обратите внимание на “тройную” связь героев Янковского и Табакова: 1) друзья с юности; 2) подчиненный и начальник; 3) стороны любовного треугольника (вместе с героиней Гурченко). “Полеты” – обязательны для анализа сегодняшними сценаристами, которых учат “делать кассу”, но не заставляют конструировать сложные, многослойные отношения между действующими лицами.

9

Движение главного героя в фильме хаотично только для зависимых, нетонких или закрывшихся людей. Все жизненные точки и траектории, которые такие люди нашли для себя, – пыль, а ругать человека за нежелание лизать пыль нельзя. И бездарность поиска Сережи не дает нам право оценивать его самого как бездарность. Название-то какое придумали, скучные люди: “кризис среднего возраста”. Сразу тебе и полочка, и окаменевший на полочке пирожок. Пусть я не совсем понимаю, что именно ищу, и даже не решил для себя, ищу ли что в принципе, но это все лишь потому, что нет рядом того, кто расскажет мне о местечковости моих устремлений. А у героя мы подчеркнем одну лишь психологическую черточку, один штришок поведения, за который он вполне способен ухватиться сам. Не можешь быть дохлой рыбой – объешься дохлой рыбой, умри от нее. Человек, так-то, живуч: встанет, пойдет дальше. И мир огромен, и рыбой кормят не в каждом из миров. Шарик катается-катается туда-сюда, и вдруг попадает в паз в центре круга. Пусть герой найдет точку, где он согласен умереть. В других снах, где-то наверху, над мостами транспортных развязок, есть мое, только мое, пятнышко света; и оно не принадлежит физическому. Попадая в него, я смогу выбрать себе новую дорогу. Устремленность в свое место во сне освежает, пребывание на своем месте питает душу.

9

Есть картины, которые помогают, если мы просто думаем о них, вспоминаем героев, ключевые сцены, знаки и образы. “Полеты во сне и наяву” – такой фильм. Однажды я наблюдал, как один могущественный специалист по бессознательному выводил из пограничного состояния больного: начертил на карточке последовательность разных знаков (некоторые были известные мне, например знак параграфа, а некоторые я видел в первый раз) и попросил пациента на них взглянуть. Мы редко обращаемся к последовательности знаков искусства в попытке прийти в себя. А ведь там что-то растаскивает наше вещество, дает нам свободу. Чистку сознания, в отличие от чистки тела, мы не ввели в свой обиход. Значит, столкнемся с тотальной аннигиляцией.

9

Степень совершенства художественного произведения совпадает со степенью глубины символа. Герой Янковского – не столько человек (поколения, времени или чего-либо еще), сколько вертикаль, на которой держится неописуемый в своем первоисточнике мир смыслов-символов. (NB: Ни в коем случае не смыслов-аллегорий, смыслов-метафор, или смыслов-метонимий.) Глубина символизма – это глубина нашего проникновения в замыслы первоисточника. С какого-то уровня эту глубину можно только ощущать и использовать, но нельзя линейно, словами, доказать. Финальная сцена “Полетов во сне и наяву” (последние 11 минут) именно поэтому и не поддается описанию. Однако мы можем взять ее в свою собственную жизнь, и тем самым пойти дальше постмодерна. Нам мало оперировать знаками-смыслами, мы готовы вызвать из художественного произведения намерение героя, намерение автора, и скомбинировать их со своими собственными намерениями. Я найду в своей жизни функцию, производная которой в фильме представляет собой последнюю сцену. Получив искомую функцию методом дифференцирования, я в дальнейшем смогу интегрировать материал своих личных сцен. Интегрируя, я буду создавать художественное произведение из своей собственной жизни – на глубине, которую определила найденная функция.

  • 100 главных фильмов за полвека

    April 2 2019

  • Лучшие советские фильмы

    February 27 2015

  • Краткая история американского «черного» кино: от «В нашем дворе» до «Черной Пантеры»

    September 19 2020

  • «Дес»: отличный британский мини-сериал с Дэвидом Теннантом в роли маньяка (намного лучше «Хорошего человека»!)

    September 18 2020

Источник

От val000
(Валерий Аллин)

”И вновь рожденный смертным – ныне
Я смутно помню блеск венца
В моей тюрьме, в моей пустыне,
В моем бессильи – до конца” (Александр Блок)

Фильм Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» (1982 г.) сыграл в моей жизни особенную роль. Первый раз я увидел его в один из холодных осенних дней, когда ещё был студентом Ленинградского университета. Помню, я именно днём встречал кого-то из друзей-студентов на Московском вокзале, но поезд опаздывал на 2-3 часа и, дабы убить время, я зашёл в соседний кинотеатр на ближайший сеанс.

По ходу фильма моё отношение к нему менялось от негативного до шокового. Сначала сюжет показался мне невероятно занудным: в общем-то неплохой человек, молодой инженер Макаров (его играет Олег Янковский), не может найти себя в типичной советской жизни (в исполнении Олега Табакова, Людмилы Гурченко, Олега Меньшикова, Александра Адабашьяна…) в течение полутора часов, а потом вдруг в день своего рождения, после выражения к нему любви и уважения всеми окружающими решает уйти из жизни. Конец фильма потрясает. У меня буквально открылись глаза. Я впервые понял, как убивает ложь социалистического «застоя», впервые задумался над тем, что не хочу жить той жизнью «от телевизора до автомобиля», которую уготовило мне родное правительство. Более того, именно тогда я начал думать о жизни, как наказании. Боль героя Олега Янковского перешла в меня…

Первые же отзывы в советских газетах разочаровали меня своей необычайной глупостью и злобностью. Макарова называли сомнительным «героем нашего времени»: такое полное ничтожество конечно же нельзя было возводить в ранг типичного советского человека. В противовес ему люди из его окружения признавались заслуживающими всякого уважения. Я же воспринимал всё наоборот. Герой Янковского – единственный живой человек в фильме. В нём ещё горит детское ощущение особенного смысла своего существования. Невидимая сила снова и снова «поднимает его к небу» (символ – разжимающийся лист зажатой в руке бумаги), но он уже умирает, как умерли окружающие его университетские товарищи. Живые души забыли, зачем они родились на свет и погрязли в существовании по всем правилам «скотного двора»: еда, размножение, спокойное существование до самой смерти, «перья от павлина»… В Макарове, лучшем из них, всё ещё жива душа (код в фильме – желание летать). Окружающие тянутся к ней, как тянутся мёртвые к тёплой крови в фильмах ужасов, награждая его казалось бы незаслуженным уважением и любовью. Очень пронзительно в фильме показана душевная неприкаянность – нежелание смириться с жизнью. Эта неприкаянность нормальна: любой живой человек ночью на кладбище чувствуют себя неуютно… Казалось бы у него есть выход – вот рядом кипит жизнь, но её фальшивость очень тонко проявляют эпизоды с участием Михалкова, Меньшикова и Адабашьяна. “Мы чужие на этом празднике жизни…” Правда, надо помнить, что речь идёт не о гении, а об обычном молодом человеке.

Прошло 25 лет. Забылись злобные нападки просоветских кинокритиков, вызванные его якобы откровенной антисоветской направленностью. Казалось бы, со временем должен был выкристаллизоваться правильный взгляд на “Полёты” (и я даже видел в своё время пару таких отзывов), но и сейчас интернет пестрит глупыми высказываниями по поводу этого неординарного фильма. Наверно самым существенным обвинением фильму и его сценаристу Виктору Мережко в плагиате. Речь шла о похожести «Полётов» на пьесу Вампилова «Утиная охота». Фильм по этой пьесе (“Отпуск в сентябре” с Олегом Далем) был снят ранее (1979 г.), но его не пустили в прокат: самоубийство главного героя было плохим примером для начинающих инженеров-романтиков. Не мне судить о плагиате, но я рад, что это пробуждающее к жизни, отрезвляющее лекарство пробилось-таки в прокат.

Был слух, что погибнуть герою Янковского в конце фильма не дала цензура. В таком случае он в точности повторил бы судьбу Вампиловского Зилова («Утиная охота»), а конец был бы ещё более «говорящим»: из «мира мёртвых» Сергей Макаров отправился бы домой, «в мир живых». Впрочем, ничего, кроме конкретного указателя на Небо в трагическом конце нет. Самоубийство – не выход, а заход на повторный круг. Можно предположить, что по примеру многих других Макаров должен был бы в этой ситуации запить, а позже, может быть, и найти выход, как нашёл его другой герой Янковского – Игорь Брагин в фильме Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию».

В заключение я хочу сказать, что «Полёты во сне и наяву» – фильм многоплановый. Кто какой уровень понял, тот такой уровень и обсуждает. Для меня это фильм о душе, её ценности для человека, о том, как узнать человека, пока ещё не предавшего свою Родину-Небо. Поэтому я ставлю «Полёты» практически на один уровень с такими фильмами как «Тот самый Мюнхгаузен» и «Дом, который построил Свифт». Так сложилось, что большее потрясение чем от «Полётов» я получил только от «Андрея Рублёва» Тарковского. Там Любовь показана как основа, на которой выткан узор жизни. Без Любви жизни нет…

Оригинальный пост

(Снимок Валерия Аллина)

Содержание

Источник

1983, СССР, Украина, IMDb: 7.6

© Студия Довженко

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: Elena Tkachenko

Предоставлено пользователем: BaaB

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Предоставлено пользователем: Римма П.

Дата выхода в мире

17 января 1983

Олег Янковский в роли сорокалетнего интеллигента, переживающего кризис среднего возраста

Драма про сорокалетнего интеллигента, который разлюбил жену, устал от любовницы, равнодушен к дочери, презирает друзей и с трудом переживает кризис среднего возраста.

Актеры

Также в ролях:

Людмила Гурченко, Александр Адабашьян, Галина Шигаева, Любовь Руднева, Елена Костина, Никита Михалков, Валерий Панарин, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Михайлова, Сергей Иванов

Режиссер фильма «Полеты во сне и наяву»

Фото пользователя

Отзывы полеты во сне и наяву

Рецензия «Афиши»

9

Сереге Макарову (Янковский) настал сороковник. Вместе с ним ему пришел какой-то полный абзац в виде осточертевшей работы, нелюбимой жены, безразличной любовницы, серого свитера, джинсов, друга (Табаков), с которым можно за пьяной яичницей спеть про синий троллейбус, и женщины (Гурченко), к которой еще можно, но уже почти не имеет смысла заваливаться в шесть утра.

Янковский соединил костюмированное шутовство Мюнхгаузена с элегантной обреченностью влюбленного по собственному желанию и в результате изобразил главный подрывной мужской характер восьмидесятых годов. Он призывно вытягивал губы, ввязывался в драки на запасных путях, нервировал кинорежиссера Михалкова Н.С., притворялся мертвым с большой дыней под мышкой и, словно Дух Божий, носился над водами под леонтьевские «деревянные качели — расписные карусели». Подрывая основы социалистического общества (которое в этом фильме было абсолютно идентично по повадкам обществу буржуазному), он сам подорвался на мине замедленного действия, имя которой — Возраст, а фамилия — Жизнь. Роман Балаян жестко намекнул, что от этих вещей не откупишься воплем «Кукареку!» и от них не зароешься иголкой в стогу мокрого сена.

Лучшие отзывы о фильме «Полеты во сне и наяву»

9

Это мой любимый фильм. Это гениальный фильм! Во первых этот дух совка, которым он пронизан, во вторых главный герой – это Печорин 100 лет спустя. В третьих это музыка (очень похоже на Артемьева, но нет..). Вобщем, это надо увидеть. Словами не передать и капли происходящего на экране.

9

Олег Янковский исполнил одну из самых своих сильных и трагических ролей. Его главный герой Серёжа попадает в яму, которую нас учат копать с малых лет. Яма счастья завтрашнего дня.
И что остаётся делать, когда всё есть? И жена, и любовница, и дочь, и работа. Только ощущения того, что всё это настоящее уже нет. Осталась лишь неизбежная клаунада в цирке, где все вокруг друг друга любят, и никто взаимно, и никто искренне, потому что искренность страшна, как ужасна правда. И мир этот вдруг так внезапно истерзан лицемерием. А вокруг уже осень. Жизни осень. И воздушный змей, нарисованный на смятом письме маме. Маме – первой истине и единственной, над которой не властны годы бессмысленных копаний и тревог. Не найти на это времени ни в будни, ни в праздники. Не добраться туда ни машиной, ни поездом. В жизни весну.. И ни осталось ничего. Лишь нарисованная правда на смятом клочке жизни.

5

Глубокий фильм с Олегом Янковским про кризис среднего возраста. Мне он напоминает “Над пропастью во ржи” Селинджера, только здесь вместо подростка взрослый мужик. Но проблема та же – неопределённость в жизни, бесцельность существования, бесперспективность своего положения.

9

Моей маме 73 года, передам здесь ее мнение об этом кино, поскольку сама она в соцсетях не пишет. Фильм сейчас посмотрела со мной в первый раз (почему-то раньше он ей на глаза не попадался). “Жалко мужика, умный и сильный, а так себя и не нашел. Жена глупо себя повела. А чувство серьезное у него только к дочке”.

9

Все-таки Янковский в фильмах совсем не то, что в театре. Бежит, останавливается, говорит что-то с ухмылочкой – и сразу у женщин сердце открывается, у мужчин – многозначительно констатирует: “Ты прав, брат, ждут они нас, ой как ждут!” В театре так не получится: заскочить на кухню, увидеть кастрюлю и женщину, схватить ложку с оливье и перехватить десятку денег “до получки”. В театре бытовой мужской блицкриг не изобразить – режиссеры перед лицом публики очень серьезно выводят мизансцены. Олег Иванович в жизни тоже был серьезен, только глазами улыбался в интервью, а вот в кино врос настоящим, безжалостным. На нем обламывалась любая ложь – сценаристов, режиссеров, эпохи. С чем сравнить ту сцену в телефонной будке, где он жует батон? Это – явление! Я все свое огромное самолюбие продал за это состояние номер 14-бис, и пусть на смертном одре у меня теперь не будет и пяти копеек, но бродяге и не нужно никакое смертное одро. Я, друзья, парю в космосе, с тех пор как увидел эту сцену. Кто же Он, кто приходит к нам на волне памяти, с рубежа 70-80-х, мечущийся, но не мятежный? Как Его нашли сценаристы? Может быть, они начали с вопроса: “Чего хотят женщины?” Да будет известно нашим зрителям: по законам эволюции, среди мужских особей выживают сережи, а не николайпавловичи. Бродяги, а не держатели стола. Право держать и держаться за материальные предметы мы должны предоставить женщинам, а сами не будем превращаться в свою противоположность. Женщины хотят спокойствия, но инстинктивно стремятся рожать от бродяг; в этом состоит их мегадраматический внутренний конфликт. И когда мы с вами вдруг зачем-то будем думать о зрительницах, давайте сделаем ставку на женский эволюционный инстинкт. И сделаем им подарок на Восьмое Марта. Или – как получится.

В духе «Полеты во сне и наяву»

  • 100 главных фильмов за полвека

    April 2 2019

  • Лучшие советские фильмы

    February 27 2015

  • Краткая история американского «черного» кино: от «В нашем дворе» до «Черной Пантеры»

    September 19 2020

  • «Дес»: отличный британский мини-сериал с Дэвидом Теннантом в роли маньяка (намного лучше «Хорошего человека»!)

    September 18 2020

Источник